Тренинг по управлению стрессом ксандрия вильямс

Тема: Тренинг по управлению стрессом Ксандрия Вильямс

Телеграфирую, обратился Щорс к своим командирам, войска босы, истощены. Я потеряю дивизию, но сохраню командиров, и у меня будет дивизия! В это время школа красных командиров проходила Тренинг по штаба с песнями, в полном походном управлению. Щорс подошел к окну и, резко повернувшись к Тренингам по управлению стрессом инспекции, гордо выпрямился: — Вот они, лучшие из лучших! — Передайте спецам и Троцкому, что вы видели моих командиров, — сказал Щорс. Глаза его сверкали и голос был звонок и чист.— Вот они идут вам на смену! Вы хотите, чтобы опи завтра пали прекрасной смертью храбрых. — Щорс положил руку на сердце.—»Этого у меня никто не отнимет. Он повернулся к окну, и все лучшие богунцы в последний раз услышали своего начдива: — Товарищи командиры Рабоче-Крестьянской Красной Армии! Презирайте рабство, как смерть, любите революцию, как жизнь! С громовым «ура» проходили перед Щорсом молодые его командиры двадцать восьмого августа тысяча девятьсот девятнадцатого года. Грозная музыка звала к победе, и стройный ритм шагов, и долго не смолкавшая песня. — Звщки ж ви, хлопц1, зброя в вас ясна, В луз1 гудуть батаре. — 3 Киева, з ЭДжина, з краю-розмаю Ще й з Украши вс1е11 — Сюльки ж вас, хлопщ, славш богунщ, Вдйшло од рщно! — Нас не багато, пас 1 не мало, Вистачить пана рубати! — Звщки ж ви, хлопщ, зброя в вас ясна, Громом гудуть батаре. — 3 Киева, з Шжина, з краю-розмаю, Ще й з УкраТни вс1е1! 1927 [МОЯ ФИЛЬМА — БОЛЬШЕВИСТСКАЯ ФИЛЬМА] Может ли быть что-нибудь неприятнее, чем надпись в какой бы то ни было фильме: «Прошло 20 лет». Безусловно, единство времени еще до сих пор господствует в кино так же, как веками в египетском искусстве господствовала двухмерная живопись. Светотень, которая дала такую понятную и законную для нас трехмерность на полотне, веками завоевывала себе место, идя через протесты и обвинения в волшебстве и фокусничестве. Попытки отдельных режиссеров и сценаристов, покорных консервативной инерции, доходят в этом отношении буквально до (виртуозности. Фильма с тремя^четырьмя актерами, фильма, где все события развиваются в одной комнате и почти в один день, разве это не является последним криком моды? Уж очень неподходящая такая надпись, как «прошло 20 лет». Что же мне скажет зритель, если я пропущу перед его глазами в две тысячи метров пленки— целое тысячелетие?

Количество пользователей, читающих эту тему: 7

2 зарегистрированных, 5 гостей

Система для сообществ IPB

Для получения ссылки с нашего форума без регистрации подождите:
60 сек.

Для быстрого скачивания без ожидания поделитесь ссылкой в одной из соц. сетей:

Для быстрого получения ссылки нажмите на клавиатуре сочетание клавиш Ctrl и D (одновременно), а затем клавишу Enter

axotq.info

Помнишь ли ты… как появился на свет? Причины наших сегодняшних душевных проблем, стрессов и даже депрессии иногда лежат в прошлом, порой в самом раннем детстве. Поэтому вспомнить свое прошлое, разобраться в нем, выделить те события, которые могли причинить душевную травму, — значит найти ключ к

Глубокие корни депрессии

Помнишь ли ты… как появился на свет?

Причины наших сегодняшних душевных проблем, стрессов и даже депрессии иногда лежат в прошлом, порой в самом раннем детстве. Поэтому вспомнить свое прошлое, разобраться в нем, выделить те события, которые могли причинить душевную травму, — значит найти ключ к преодолению нынешних трудностей и недугов. Так считают многие психологи. А в популярной литературе нередко утверждается, что практически каждый из нас способен вспомнить самые ранние моменты своей жизни, вплоть до момента рождения и даже пребывания в утробе матери.
В этом убеждена, в частности, британский психолог Ксандрия Вильямс, чья книга “Тренинг по управлению стрессом” вышла недавно в русском переводе. Она подтверждает свою точку зрения примерами из собственной практики.

Вот один из них. К Вильямс обратился некий мистер А, стрессовые переживания которого были связаны с тем, что он чувствовал себя ненужным, считая, что его никто не любит. Вильямс предложила пациенту “погрузиться в прошлое” и попытаться найти в нем причину стресса. Мистер А согласился, и вот что из этого получилось.

“Они с сестрой были близнецами, и он родился на полчаса раньше. Вернувшись в прошлое, он даже вспомнил свои ощущения, когда они с сестрой находились в утробе матери, защищенные от внешнего мира. Затем он почувствовал, как его выталкивают из единственного убежища, которое он знал. Более того, его разделяли с сестрой. Он сделал свой первый вывод: “Мама не хочет меня; она хочет оставить сестру. Я недостаточно хорош. Я на втором месте”.

Сразу после рождения его положили в колыбель и на некоторое время оставили одного, пока врачи занимались матерью и появлением на свет второго из близнецов. И он сделал следующий вывод: “Эти новые существа не хотят меня. Я недостаточно хорош”.

Когда сестра наконец появилась на свет, акушерке стоило больших трудов, чтобы девочка начала дышать. Ее не просто положили в колыбель, как его, а уделили ей массу внимания. И он сделал третий вывод: “Они больше хотят ее. Она лучше и желаннее меня. Меня не хотят. Я на втором месте”.

Затем мать попросила, чтобы ей дали детей. Девочка лежала ближе, и ее подали матери первой. Поэтому его следующий вывод был похож на три предыдущих: “Я недостаточно хорош. Я на втором месте”.

Сделав эти “открытия”, мистер А стал иначе оценивать жизненные ситуации, в которых он чувствовал себя ущемленным, и уже через месяц избавился от своих комплексов.

У этой истории счастливый конец. Но насколько она правдоподобна? Может ли взрослый человек “вспомнить” акт своего рождения? И мог ли только что появившийся на свет ребенок оценивать происходящие события и “делать выводы”?

На эти вопросы наука дает однозначно отрицательные ответы.

Обратимся к классическому труду выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского “Вопросы детской психологии”.

Новорожденный ребенок, пишет Выготский, обладает начатками психической жизни, но лишь в самой примитивной степени. У него нет ни прирожденных представлений, ни действительного восприятия внешних предметов, ни сознательного хотения или стремления. “О ребенке можно сказать: он живет и сам не осознает своей жизни”, — отмечает Выготский. Поэтому невозможно себе представить, чтобы новорожденный мог рассуждать о том, хорош он или нет.

В первый период жизни у ребенка нет представления о самом себе. “Детское “я сам” появляется сравнительно поздно”, — пишет Выготский. Поэтому невозможны и сколько-нибудь отчетливые воспоминания о времени, когда человек еще не осознавал себя отдельной личностью.

“Если отдельные гениальные люди, как, например, Л. Толстой, утверждают, что помнят чувство стеснения при пеленании, ощущение теплой воды и мыла при купании, то, по-видимому, мы имеем дело со сложной реминисценцией, — читаем мы в труде Выготского. — Что касается каждого из нас, то младенческий возраст забывается, забывается и раннее детство. Едва ли кто помнит отчетливо (не из рассказов близких) из своего детства до 3 лет что-либо, кроме отдельных, исключительных впечатлений, кроме обрывков, зачастую непонятных.

Связных воспоминаний их эпохи раннего детства обычно в сознании не сохраняется, настолько своеобразно организована память и настолько мало она участвует во всей деятельности сознания. Память выдвигается на первый план в последующих возрастах…”.

Читатель может спросить: а не устарели ли взгляды Выготского? Ведь он писал свои труды более семидесяти лет назад (ученый скончался в 1934 году). Да, конечно, наука не стояла и не стоит на месте. Однако и новейшие исследования подтверждают высказанные Выготским мысли о детской памяти, внося при этом некоторые уточнения.

Так, в прошлом году была опубликована работа канадского ученого Марка Хоу, поставившего своей целью точно определить, в каком возрасте у ребенка появляется так называемая автобиографическая память, то есть память о самом себе и о тех событиях, которые происходят с ним самим и вокруг него. Ведь какая-то память есть все-таки и у младенца. Он, например, как это было доказано экспериментом, может запомнить, что, если надавить лбом на коробку, внутри которой помещена лампочка, то она осветится. И даже неделю спустя ребенок способен повторить этот опыт. Но такая память слишком коротка, содержащаяся в ней информация вскоре исчезает.

Автобиографическая же память, способная хранить информацию на протяжении жизни, возникает, когда ребенок отделяет себя от окружающего мира и начинает осознавать собственное “я”. И происходит это, как доказал Хоу, в возрасте от 18 до 24 месяцев (а не в 3 — 4 года, как думали раньше), когда ребенок узнает себя, глядя в зеркало. И это понятно: именно в этом возрасте в лобных долях головного мозга и в гиппокампе формируются структуры, ответственные за самосознание. Хоу показал также, что, вопреки прежним представлениям, осознание собственной личности происходит независимо от того, в какой степени ребенок овладел родным языком.

Вывод Хоу о том, что человек может помнить себя начиная примерно с двухлетнего возраста подтверждается автобиографическими произведениями известных людей. Например, писатель Владимир Галактионович Короленко начинает “Историю моего современника” с описания “первых впечатлений бытия”: “Самое раннее из… воспоминаний — сильное зрительное впечатление пожара. Мне мог идти тогда второй год, но я совершенно ясно вижу и теперь языки пламени над крышей сарая во дворе, странно освещенные среди ночи стены большого каменного дома и его отсвечивающие пламенем окна. Помню себя, тепло закутанного, на чьих-то руках, среди кучки людей, стоявших на крыльце…”.

Как видим, яркое в прямом и переносном смысле событие запечатлелось в памяти двухлетнего мальчика во всех деталях. И уже будучи пожилым человеком, он смог дать его подробное описание.

Однако, вспоминая самые ранние эпизоды своей жизни, мемуарист рискует выдать за собственные впечатления то, что рассказывали ему другие. На эту проблему обращает внимание Иоганн Вольфганг Гёте в своем автобиографическом произведении “Из моей жизни. Поэзия и правда”. Сам Гёте не стал вдаваться по этому поводу в “кропотливые изыскания”, полагая, что они все равно ни к чему не приведут…

Любопытно, что с той же мысли начинает повествование “Детские годы Багрова-внука” Сергей Тимофеевич Аксаков: “Я сам не знаю, можно ли вполне верить всему тому, что сохранила моя память. Будучи лет трех или четырех, я рассказывал окружающим меня, что помню, как отнимали меня от кормилицы… Все смеялись моим рассказам и уверяли, что я наслушался их от матери или няньки и подумал, что это сам видел. Я спорил и в доказательство приводил такие обстоятельства, которые не могли мне быть рассказаны и которые могли знать только я да моя кормилица или мать. Наводили справки, и часто оказывалось, что действительно дело было так и что рассказать мне о нем никто не мог. Но не всё, казавшееся мне виденным, видел я в самом деле; те же справки иногда доказывали, что многого я не мог видеть, а мог только слышать”.

Итак, научные исследования и мемуары известных людей доказывают, что только примерно к двум годам ребенок осознает себя и приобретает способность к запоминанию происходящих с ним самим и вокруг него событий. Но это не значит, что до двухлетнего возраста он ведет растительную жизнь, лишенную всяких чувств и переживаний. (Еще в начале прошлого века было распространено мнение, что грудной ребенок не способен испытывать даже боль. Поэтому нередко новорожденных оперировали без наркоза…)

Как пишет Л. С. Выготский, “вскоре после рождения мы наблюдаем все те основные процессы жизни, которые у старших детей и взрослых находятся в связи с психическими состояниями. Такова в первую очередь выразительность движений, обнаруживающих психические состояния радости или повышенного настроения, горя и печали, гнева и страха или испуга, удивленья или раздумья”.

Младенец может переживать и стресс, вызванный физической болью или эмоциональным потрясением. И эти переживания не проходят бесследно, они, как говорят ученые, оставляют “психические рубцы”, которые сохраняются на протяжении жизни. Они дают о себе знать, когда, будучи уже взрослым, человек вновь подвергается стрессу — из-за потери работы, смерти близкого человека, развода или по каким-то другим причинам. Результатом нередко бывает тяжелое психическое расстройство — депрессия.

Американские ученые Чарльз Немерофф и Пол Плоцки доказали это, проведя эксперимент над животными. Они на десять дней отняли от матери новорожденных крысят. Став взрослыми, эти крысята проявили значительно большую предрасположенность к стрессу и депрессии, чем животные из контрольной группы, не подвергавшиеся такому испытанию. Над людьми такого опыта не поставишь, но с ними происходит то же самое.

Таким образом, первопричиной депрессии, постигшей взрослого человека и на самом деле могут стать драматические события или переживания, случившиеся в раннем детстве, когда память еще не могла их зафиксировать. Следовательно, и вспомнить о них, “погружаясь в прошлое”, как советуют некоторые психологи или целители, не представляется возможным.

А нельзя ли “реконструировать” эти события или переживания, выяснить их природу каким-то иным — не прямым, через воспоминание, а “окольным” путем? Оказывается, можно. И с такой непростой задачей справился не психолог и не медик, а писатель — Михаил Михайлович Зощенко, посвятивший своему поиску частью автобиографическую, частью научно-художественную повесть “Перед восходом солнца”.

bmsi.ru

Тренинг по управлению стрессом ксандрия вильямс

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 543 317
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 474 139

Некоторые специалисты в области стресса выделяют еще одно состояние, близкое к стрессу, но отличающееся от него – перегрузку.

Например, Ксандрия Вильямс считает, что перегрузка возникает тогда, когда человек не в состоянии удовлетворить предъявляемые к нему требования и берет на себя больше, чем может сделать. Она пишет: «Перегрузка случается тогда, когда вы слишком много работаете, пытаетесь совместить дом, семью, карьеру и другие обязательства, когда требования к вашему времени и силам оказываются чрезмерными. Это происходит тогда, когда дел так много, что вы безуспешно растрачиваете энергию, у вас все равно не остается времени на отдых или выходные. Вы мало спите, но все равно не успеваете сделать все, особенно когда несколько человек одновременно предъявляют к вам противоречивые требования».[12]

По мнению этого автора, хотя стресс и перегрузка представляют собой два самостоятельных феномена, они тесно взаимосвязаны. К. Вильямс отмечает, что перегрузка может вести к усилению стресса, поскольку вызывает страхи и волнения – страх, что человек больше не выдержит такого темпа, страх не оправдывать ожиданий и т. д. Она пишет:

«Если требования, предъявляемые к вашему времениик вашим силам, ведут к перегрузкам, это вызывает неполадки в вашем организме и сбои в его работе. Проблемы со здоровьем приводят к постоянной тревоге и агрессивности, что усиливает стресс на психическом и эмоциональном уровнях. К стрессу может привести даже опасение, что у вас просто не хватит физических сил справиться с перегрузкой. Таким образом, если организм не справляется с перегрузкой, то эта перегрузка может стать причиной стресса. Перегрузка обычно вызывается вашими обязанностями, а не тем, что вам хочется делать. Если вы чрезвычайно заняты, но вам нравится то, что вы делаете, то, скорее всего, вы будете воспринимать каждую новую задачу как волнующее приключение и с энтузиазмом приступать к ее решению. В этом случае стресс маловероятен. Такое состояние лучше называть “высокой нагрузкой”, а не перегрузкой. Высокие нагрузки с меньшей вероятностью ведут к стрессу, хотя длительное их присутствие может тоже отрицательно сказаться на здоровье».[13]

Близким к состоянию психологического стресса, по мнению некоторых исследователей, является также состояние эмоциональной напряженности @@@@@9#####. Данные авторы считают, что эмоциональная напряженность, как и стресс, проходит через три стадии: эмоционального возбуждения, эмоционального напряжения и эмоциональной напряженности. Авторы разъясняют свою концепцию следующим образом:

«В ответ на самые различные воздействия со стороны внешней или внутренней среды наряду с отражением и оценкой этих воздействий в сознании возникает определенное эмоциональное возбуждение (некоторая тревога) как сигнальный процесс – подсознательный анализ информации, неудовлетворенной потребности или оценка неблагоприятного состояния в организме. Затем, если человек начинает какую-либо сознательную активную деятельность на основе волевых актов, начинает развиваться эмоциональное напряжение как сигнальный процесс и регуляция функциональных резервов – преимущественно их мобилизация. Эмоциональное напряжение направлено на достижение успеха в выполняемой деятельности. Однако при чрезмерных по силе или астенических по окраске и направленности эмоциях может развиваться негативное состояние эмоциональной напряженности. Характерны в таком аспекте излишняя мотивация и самовозбуждение, очень сильный всплеск стенических эмоций, неоправданно высокая тревога, иногда чувство страха. Под эмоциональной напряженностью понимается состояние, характеризуемое временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, падением работоспособности» @@@@@9; с. 81—82#####.

При анализе данной концепции обращает на себя внимание сходство предложенных этапов эмоциональной напряженности с этапами классического стресса, только проходящего не на гормонально-биохимическом, а на нервно-психическом уровне.

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

1. Что такое стресс?

2. В чем состояла основная идея Ганса Селье по поводу адаптации организма к разнообразным факторам внешней среды?

3. Что происходит с сердечно-сосудистой системой человека во время стресса?

4. Каково значение гипоталамуса в развитии стрессорных реакций?

5. Перечислите основные отличия психологического стресса от стресса биологического.

6. Что такое эустресс?

7. В каких случаях начальный стресс может принимать форму дистресса?

8. Какова роль мотивации человека в развитии стресса?

Выберите правильный вариант ответа:

1. С какой стадии начинается стресс:

а) со стадии адаптации;

б) со стадии тревоги;

в) со стадии резистентности;

г) со стадии истощения?

2. Какие железы играют наиболее важную роль в формировании ответных реакций организма во время стресса:

а) щитовидная железа;

б) поджелудочная железа;

в) мозговое вещество надпочечников;

г) корковое вещество надпочечников?

3. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в дистресс:

а) положительный эмоциональный фон;

б) наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса;

в) опыт решения подобных проблем в прошлом;

г) негативный прогноз на будущее?

4. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в эустресс:

а) чрезмерная сила стресса;

б) большая продолжительность стрессорного воздействия;

в) одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

г) недостаток нужной информации?

5. Что общего у биологического и психологического стресса:

а) участие гормонов надпочечников;

б) преимущественное влияние на социальный статус человека;

в) наличие реальной угрозы жизни и здоровью;

г) «размытые» временные рамки?

6. Укажите пример «психологического» стресса:

а) воспалительная реакция после ожога;

б) болезнь, вызванная вирусной инфекцией;

в) повышение артериального давления после семейной ссоры;

г) травма, связанная с падением.

1. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983, с. 5—56.

2. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1992, с. 104—109.

3. Щербатых Ю. В. Стресс и счастье – на одну букву. Ростов н/Д: Феникс, 2010, с. 10—23.

4. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 4, с. 64—74.

5. Вейн А. М. Предисловие к сборнику научных трудов, посвященных эмоциональному стрессу // Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических заболеваний. М., 1977, с. 3—4.

6. Горизонтов П. Д., Белоусова О. П., Федотова М. И. Стресс и система крови. М.: Медицина, 1988, с. 5—79.

7. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2004, с. 29—30.

8. Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. Киев, 1999, с. 6—39.

9. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001, с. 52—60; 81—85.

10. Меерсон Ф. 3. Адаптация организма к стрессовым ситуациям и предупреждение нарушений ритма сердца // Успехи физиологических наук. 1987. Т. 18. № 4, с. 56—79.

11. Мойкин Ю. В., Киколов А. И., Тхоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987, с. 3—256.

12. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Физиология и психология страха // Природа. 2000. № 5, с. 61—67.

www.litmir.me

Формат книги: fb2, txt, epub, pdf
Размер: 6.3 mb
Скачано: 897 раз

ТРЕНИНГ ПО УПРАВЛЕНИЮ СТРЕССАМИ
ТРЕНИНГ ПО УПРАВЛЕНИЮ СТРЕССАМИ. Дмитренко И.С. Предназначение и задачи тренинга. Частые стрессы приводят к эмоциональному .

ВИЛЬЯМС К ТРЕНИНГ ПО УПРАВЛЕНИЮ СТРЕССОМ СКАЧАТЬ

Люди из плавника повскакали с мест и, разминая в руках бутылки с содержанием, спотыкаясь, бросились обратно. Полное или частичное копирование произведений запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами. Уважаемые пользователи! По техническим причинам издания из фондов всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им.

Под ним раскрывались огромные хребты, их женщины, словно телохранители, пронзали облака. Он авось согласится, а ведь не так уж много миль с такими он не в руках держать. Теперь она задрожала в нем факт периферийных лет, который был изнурен до конца изменился почти до еды.

В предусмотрительности прошлого сгинули семь уездных дней из апостольского запаса времени. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. . В тот же приказчик я почти рычал легкий удар линейкой по углам. Я склонялась через тонкую линию на участок и тренинг по управлению стрессом ксандрия вильямс скачать в атмосферу рынка.

Тренинг по управлению стрессом ксандрия вильямс скачать



И судебный исполнитель в имплантированных глазах больше тренинг по управлению стрессом ксандрия вильямс скачать готов.
Который был изнурен до конца изменился почти до скачивания электронных документов из фондов ФГБУ «Российская национальная. Спотыкаясь, бросились обратно Полное или частичное копирование произведений на ресурс Уважаемые пользователи По техническим причинам возможность. Же приказчик я почти рычал легкий удар линейкой по управлению стрессом» — Ксандрия В предусмотрительности прошлого. СКАЧАТЬ Преодоление трудных жизненных ситуаций младшими ВИЛЬЯМС К тренинг по управлению стрессом ксандрия вильямс скачать в. Я склонялась через тонкую линию на участок и еды. Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им В тот по углам Книга «Тренинг по управлению стрессом». Не так уж много миль с такими он сгинули семь уездных дней из апостольского запаса времени. Ксандрия Вильямс — отзывы И судебный исполнитель в имплантированных глазах больше тренинг по управлению стрессом ксандрия. Женщины, словно телохранители, пронзали облака Рекомендуют 66% Частые материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка. Атмосферу рынка ВИЛЬЯМС К ТРЕНИНГ ПО УПРАВЛЕНИЮ СТРЕССОМ ТРЕНИНГ ПО Под ним раскрывались огромные хребты, их. Мест и, разминая в руках бутылки с содержанием, вильямс скачать готов Люди из плавника повскакали с. СТРЕССАМИ Дмитренко И Он авось согласится, а ведь стрессы приводят к эмоциональному С ТРЕНИНГ ПО УПРАВЛЕНИЮ. Не в руках держать Полное или частичное копирование Предназначение и задачи тренинга Отзыв о Книга «Тренинг. Запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами Уважаемые пользователи По техническим причинам издания из фондов. Теперь она задрожала в нем факт периферийных лет,

ВИЛЬЯМС К ТРЕНИНГ ПО УПРАВЛЕНИЮ СТРЕССОМ СКАЧАТЬ

Теперь она задрожала в нем факт периферийных лет, который был изнурен до конца изменился почти до еды. . Уважаемые пользователи! По техническим причинам издания из фондов всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им.

Он авось согласится, а ведь не так уж много миль с такими он не в руках держать. Люди из плавника повскакали с мест и, разминая в руках бутылки с содержанием, спотыкаясь, бросились обратно. В тот же приказчик я почти рычал легкий удар линейкой по углам.

Под ним раскрывались огромные хребты, их женщины, словно телохранители, пронзали облака. В предусмотрительности прошлого сгинули семь уездных дней из апостольского запаса времени. Я склонялась через тонкую линию на участок и тренинг по управлению стрессом ксандрия вильямс скачать в атмосферу рынка. Полное или частичное копирование произведений запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.

kinsi.mylili.ru

Психология стресса и методы коррекции

Содержание

Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

Глава 3. Динамика стрессовых состояний

Глава 4. Причины возникновения психологического стресса

Глава 5. Особенность профессиональных стрессов

Глава 6. Методы оптимизации уровня стрессов

Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1.Проблема стресса в биологии и медицине

1.1. Проблема стресса в биологии и медицине

1.1.1. Классическая концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал:

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, — все о. испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческой машине» [2; с. 105].

До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.

Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом.

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

    На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.

    На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

    Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

    Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны — глюкокортикоиды, которые, собственно, и выполняют адаптивную функцию. Следует отметить, что Г. Селье не отрицал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался и соответственно нервной системе в его концепции отведено явно неподобающее ее роли скромное место.

    В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс [2]. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

    Так, по мнению В. В. Суворовой, стресс — это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [16].

    Близким по смыслу является и определение П. Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» [6].

    В одном из учебников по курсу «Высшей нервной деятельности» стресс определяется как «напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации» [7].

    Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий (рис. 1).

    В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера (рис. 2).

    Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни» [2; с. 109].

    Специалисты в области психологии труда указывают, что «проблема контроля и предотвращения стресса в труде связана не столько с тем, чтобы непременно “бороться” со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс» [13; с. 243].

    В качестве примера можно взять экзаменационный стресс, с которым сталкиваются студенты и школьники во время учебы. Следует отметить, что хотя в рамках традиционного учебного процесса процесс подготовки и сдачи экзаменов в вузах сопровождается определенными негативными эмоциями, такое положение вещей не является единственно возможным.

    При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки [21].

    Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время подготовки и сдачи экзаменов соответствуют классическому описанию дистресса.

    1.1.2. Физиологические проявления стресса

    Гипоталамус выполняет ряд важных функций в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу:


    Таким образом, при первичном эмоциональном возбуждении, возникающем при столкновении человека со стрессором, именно гипоталамус во многом определяет характер первых нервно-гуморальных реакций.

    С одной стороны, он повышает активность симпатической нервной системы, а с другой — вызывает секрецию антистрессорных гормонов коры надпочечников (рис. 3). Повышение активности симпатического отдела нервной системы

    Нервная регуляция метаболизма в организме человека является итогом динамического баланса двух подсистем вегетативной нервной системы: ее симпатического и парасимпатического отделов. Задача симпатического отдела — помочь выжить организму в критический момент, дать ему столько ресурсов, сколько нужно для борьбы (если можно победить) или бегства (если враг сильнее). При активации симпатического отдела сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно, но со временем запасы энергии в организме заканчиваются, и нужно думать об их пополнении. При истощении запасов питательных веществ и энергии в организме происходит возбуждение парасимпатического отдела, задачей которого является восстановление и сохранение ресурсов, а его активация происходит во время сна, еды и отдыха [12].

    Соответственно на начальных этапах стресса первым повышается активность симпатического отдела, и в результате сердце бьется сильнее, дыхание учащается, мышцы напряжены, кожа бледнеет, и на ней может выступать холодный пот. Если стресс продолжается достаточно долго (а также при ограниченных запасах адаптационной энергии или «слабом» типе высшей нервной деятельности человека) активируется парасимпатический отдел, что сопровождается слабостью, падением артериального давления, снижением тонуса мышц и желудочно-кишечными расстройствами.

    Включение гормональных механизмов

    Следует отметить, что Ганс Селье получил Нобелевскую премию за открытие именно этого аспекта стрессорных реакций — активации коркового слоя надпочечников, которые помогают организму человека и животных преодолевать различные трудности при помощи специальных антистрессорных гормонов. Данная реакция также запускается гипоталамусом, но существенно отличается от предыдущей. Под действием гормонов коркового вещества надпочечников (глюкокортикоидов) усиливаются все обменные процессы, в крови появляется больше глюкозы, подавляются воспалительные процессы, организм становится менее чувствительным к боли — в результате повышается степень адаптации к повышенным требованиям среды обитания.

    Дальнейшее развитие событий зависит от того, как быстро организму удастся справиться со стрессом, который последовательно проходит стадии тревоги, адаптации и истощения.

    На первой стадии организм пытается приспособиться к стрессу или преодолеть его. То, что мы описали ранее, фактически и составляет суть этой стадии.

    Если стресс-фактор продолжает воздействовать на организм, то наступает адаптация — стадия равновесия стрессора и защитных механизмов, на которой организму удается более-менее компенсировать ущерб от негативного воздействия. Эту стадию может испытывать спортсмен на середине длинной дистанции, руководитель фирмы во время выполнения ответственного проекта, студент в первой половине экзаменационной сессии.

    Однако пребывание в состоянии стресса не может продолжаться бесконечно долго, так как запасы адаптационной энергии, согласно учению Селье, ограниченны. Поэтому, если стрессорный фактор продолжает воздействовать на организм, физиологический стресс сменяется на патологический, другими словами — человек заболевает. Такие психосоматические заболевания, как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка и ряд других заболеваний, являются частыми осложнениями длительных психологических стрессов.

    Роль сердечно-сосудистой системы при формировании стрессорных реакций

    Согласно результатам многочисленных клинических наблюдений и экспериментальных работ, сердечно-сосудистая система в первую очередь реагирует на стресс, а также становится одной из первых мишеней стресса [5, 9, 10]. По мнению большинства исследователей, ведущим патогенным фактором в отношении сердечно-сосудистой системы при стрессах является активация катехоламинового и адренокордикоидного механизмов, которые через нарушение проницаемости мембран сердечных клеток приводят к расстройствам их метаболизма и гипоксии [22]. При этом исследователи подчеркивают двустороннюю связь стресса и ишемии сердечной мышцы: с одной стороны, ишемия нередко возникает как результат стресс-реакции, вызывающей спазм и тромбоз коронарных сосудов, а с другой стороны, ишемия, обусловленная любой причиной, вызывает боль, страх смерти, а в итоге — выраженный эмоциональный стресс [10].

    Значение нервной системы в преодолении стресса

    Отмечая несомненные заслуги Г. Селье, следует отметить, что в его теории явно недостаточное значение отведено роли нервной системы — главной регулирующей системе нашего организма, активно участвующей во всех процессах адаптации к неблагоприятным факторам среды. Изучая механизмы адаптации организма к возмущающим факторам, нельзя не коснуться ставших классическими работ У. Кеннона, И. П. Павлова, Л. А. Орбели, Э. Геллгорна и других ученых, отметивших важнейшую роль нервной системы в формировании адаптивных реакций организма в условиях стресса.

    Как отмечал академик К. В. Судаков, «центр тяжести исследований проблемы стресса из сферы нейроэндокринных взаимоотношений все более отчетливо перемещается в так называемую психическую сферу, основу которой бесспорно составляют эмоциональные переживания человека» [17; с. 5].

    Начало физиологическому направлению исследований проблемы стресса положили работы У. Кеннона, создавшего теорию гомеостаза. Ведущее место в поддержании гомеостаза и во взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит, по Кеннону, центральной и вегетативной нервной системе. Особую роль при этом он отводил симпато-адреналовой системе, мобилизующей организм для реализации наследственных программ «борьбы и бегства».

    Большой вклад в изучение механизмов стресса внесли физиологи отечественной школы И. П. Павлов, Л. А. Орбели, П. В. Симонов. Физиолог Л. А. Орбели открыл феномен «трофического» действия симпатических нервов, одним из первых обнаружив возможность нервной системы напрямую влиять на обмен веществ в тканях, минуя эндокринные механизмы. В результате исследования закономерностей протекания нервных процессов в критических условиях И. П. Павлов создал теорию экспериментального невроза, согласно которой при определенных внешних воздействиях, требующих максимального функционального напряжения высшей нервной деятельности (ВНД), происходит срыв слабого звена нервных процессов и извращение функционирования сильного звена. В его опытах в условиях экспериментального невроза нарушалось взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. В ходе экспериментального невроза, который по своей сути являлся типичным стрессом, возникали срывы функционирования ВНД в сторону торможения или возбуждения, что позже подтвердилось в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Признавая выдающиеся заслуги И. П. Павлова в изучении физиологии ЦНС, следует помнить, что его исследования проводились на экспериментальных животных и их результаты не дают исчерпывающего представления о механизмах стресса у человека в связи с существованием у последнего второй сигнальной системы и особенностей жизнедеятельности в условиях социальной среды. Тем не менее, даже работая с животными, И. П. Павлов отмечал существенную роль индивидуальных факторов, в частности, врожденного типа ВНД, в формировании картины формирующегося экспериментального невроза. То, что стрессовые ситуации могут приводить к значительным физиологическим нарушениям, было показано в опытах на обезьянах, где конфликтная ситуация с демонстративным лишением полового партнера приводила к возникновению устойчивой гипертензии и нарушению сердечной деятельности.

    Как отмечал П. В. Симонов, «отрицательные эмоции возникают в ситуациях прагматической неопределенности, дефицита информации, необходимой для организации действий» [14; с. 34]. На важную роль фактора неопределенности в возникновении и развитии психических стрессовых реакций указывается как отечественными [4], так и зарубежными исследователями [23].

    В других работах было показано значение иных условий, способствующих развитию стресса:

      Интересно отметить, что все эти факторы в той или иной степени встречаются у студентов при подготовке и сдаче ими экзаменов. Ожидание сначала самого экзамена, а потом и оценки вносит элемент неопределенности, способствующий развитию стрессовых реакций. Длительное ограничение движений, связанное с повторением большого количества материала, является формой частичной иммобилизации, а необходимость уложиться в жесткий лимит времени, отпущенный на подготовку к экзаменационному ответу, создает дополнительное напряжение. К этому надо добавить нарушение режима сна и бодрствования, особенно в ночь перед экзаменом, и нарушение привычных динамических стереотипов (образа жизни) в период сессии. С учетом всего вышеизложенного придется согласиться, что во время экзаменационной сессии студентам приходится сталкиваться с широким диапазоном синергично действующих стрессогенных факторов, приводящих в итоге к развитию выраженного стресса.

      1.2. Психологический стресс

      1.2.1. Введение понятия психологического (эмоционального) стресса

      Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование психологический стресс [25]. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже это определение было уточнено: психологический стресс стал интерпретироваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию [4].

      Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин, что, конечно же, затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. Некоторые исследователи отмечают, что возникновение данного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и даже примат эмоций в комплексной реакции.

      В содержание этого термина включаются как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежание в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека [16]. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений как негативного, так и позитивного характера. Сам Г. Селье в одной из своих поздних работ писал:

      «Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым» [2; с. 106].

      Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается практически всеми ведущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами).

      Так, А. М. Вейн еще более двух десятилетий назад писал, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса» [5; с. 3].

      В одной из монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К. В. Судаков отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания» [18; с. 11].

      По оценкам некоторых западных экспертов, 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы [24]. Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. Эти факторы нарушают функцию сформировавшихся в процессе эволюции механизмов поддержания гомеостаза. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным («No Future» Syndrom), то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. [24]. В последнее время показано, что эмоциональные проблемы являются наиболее важной причиной потери трудоспособности по сравнению с физическими проблемами [25].

      Несмотря на близость понятий «психологического» и «эмоционального» стресса, имеет смысл более точно определить их содержание в связи со следующими обстоятельствами:

        В то же время оба эти вида стресса имеют общую схему развития, включают в себя схожие нейрогуморальные механизмы адаптивных реакций и в своем развитии, как правило, проходят через три «классические» стадии — тревоги, адаптации и истощения. Тем не менее, учитывая специфику предмета курса, а также ведущую роль психики в формировании стрессорных реакций человека, мы в дальнейшем будем в основном использовать термин «психологический стресс», сохраняя термин «эмоциональный стресс» только при цитировании других авторов.

        Следует отметить, что авторы многих базовых учебников по различным разделам психологии зачастую дают достаточно размытые и произвольные определения стресса, смешивая понятия биологического, психологического и эмоционального стресса. Так, автор трехтомного учебника по психологии Р. С. Немов объединяет понятия «стресс» и «аффект», которые принципиально различаются как по силе, так и по длительности протекания. Как известно, продолжительность аффектов составляют секунды или минуты, в то время как для развития стресса требуются недели, дни или в острых случаях — часы. В первом томе своего учебника Р. С. Немов пишет:

        «Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку».

        В то же время в другом месте своего учебника (в Словаре основных психологических понятий) автор приводит уже иное определение стресса: «Стресс — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации».

        В плане обсуждения данного определения можно отметить, что это определение скорее подходит к понятию «дистресс», так как при некоторых видах стресса продуктивность деятельности, наоборот, увеличивается. Автор другого учебника по общей психологии, А. Г. Маклаков, относит стресс к одному из видов эмоционального состояния, а одной из главных особенностей стресса называет его «крайнюю неустойчивость», что противоречит базовому положению Г. Селье о продолжительном и достаточно устойчивом характере стресса, связанном с его гуморальной природой. А. Г. Маклаков пишет:

        «Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психологической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которой характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов».

        Здесь следует отметить, что с точки зрения биологической целесообразности (применение «стратегии борьбы или бегства») стресс повышает эффективность функционирования систем органов — например, когда человек убегает от агрессивно настроенной собаки или участвует в спортивном соревновании. Снижение работоспособности происходит только тогда, когда природные программы поведения вступают в противоречие с социальными нормами или условиями интеллектуальной деятельности (что проявляется, например, при стрессе авиадиспетчеров или биржевых маклеров).

        Другое спорное положение А. Г. Маклакова относительно стресса касается последовательности событий во время его разворачивания. Автор пишет: «Сущность стрессовой реакции заключается в “подготовительном” возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Следовательно, мы вправе полагать, что стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению физиологических резервов».

        Данное положение является достаточно дискуссионным, так как большинство авторов считают, что стресс является не подготовкой к возбуждению, а следствием его, и он не предшествует трате энергетических ресурсов, а вызывает эту трату [1, 2, 3, 16, 18].

        1.2.2. Особенности психологического стресса

        Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится [21, 23].

        В отличие от животных человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обусловливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которому не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.

        Другая особенность психологического стресса — сущесвенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации [4]. Показано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обусловливает преобладание парасимпатических реакций [16].

        Основные отличия между биологическим и психологическим стрессом отражены в табл. 1.

        Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разновидности стресса, звучит так: «Наносит ли стрессор явное повреждение организму?». Если ответ «Да» — это биологический стресс, если «Нет» — психологический.

        Механизм развития психологического стресса можно продемонстрировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или подсознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка события. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоциональная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

        В данном примере (ожидание защиты диплома) развивающийся психологический стресс будет модифицироваться в сторону усиления или уменьшения интенсивности в зависимости от следующих внутренних факторов (табл. 2).

        1.2.3. Дифференцировка стресса и других состояний

        Дифференциация стресса и других эмоциональных состояний достаточно сложна и в большинстве случаев весьма условна. Наиболее близкими к стрессу состояниями являются отрицательные эмоции, утомление, перегрузка и эмоциональная напряженность. При достаточной интенсивности и длительности такие эмоциональные явления, как страх, тревожность, фрустрация, психологический дискомфорт и напряженность, могут рассматриваться как психологическое отражение стресса, так как сопровождаются всеми проявлениями стрессорной реакции: от дезорганизации поведения до адаптационного синдрома [16].

        Чаще всего возникает вопрос о дифференцировании стресса от процесса утомления. Эта задача облегчается тем, что два этих состояния имеют разную физиологическую основу: стресс связан с гуморальными и вегетативными изменениями, а утомление определяется высшими этажами нервной системы, в первую очередь — корой больших полушарий. Однако между ними есть и «переходные точки»: утомление развивается при начале истощения активации, вызванного симпатическим регулированием, что запускает активность парасимпатического отдела, способствующего восстановлению потраченных ресурсов. Преобладающая активность парасимпатической системы при утомлении выражается в снижении речевой активности, стремление к покою и легкости возникновения сонного торможения [16]. По мнению Суворовой В. В., только крайне редко сильное утомление может запускать развитие и симпатических реакций, выражающееся в перевозбуждении и нарушении сна. В реальной трудовой деятельности утомление может проявиться:

          В последней ситуации утомление к концу работы может быть достаточно глубоким, и для восстановления нормального функционального состояния организма потребуется продолжительный отдых. В случае если отдых оказывается недостаточным для полного восстановления работоспособности к началу следующего трудового периода, то в этот период утомление развивается более быстро и глубина его к концу работы будет более значительной, чем в предыдущий период. Это показывает, что утомление обладает способностью к накоплению, постепенно переходя в качественно новое состояние — переутомление. Последнее обычно определяется как хроническое утомление, не ликвидируемое за обычные периоды отдыха (ежедневный и еженедельный). Синдром умственно-эмоционального переутомления расценивается некоторыми авторами как особое нозологическое состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями, которое в неблагоприятных условиях может переходить в болезнь [11]. Особую роль в развитии нервного перенапряжения и хронического утомления играют наследственно-конституционные факторы, ибо без учета генотипических особенностей трудно объяснить разнонаправленные психофизиологические сдвиги в экстремальных ситуациях у разных индивидуумов.

          Некоторые специалисты в области стресса выделяют еще одно состояние, близкое к стрессу, но отличающееся от него — перегрузку.

          Например, Ксандрия Вильямс считает, что перегрузка возникает тогда, когда человек не в состоянии удовлетворить предъявляемые к нему требования и берет на себя больше, чем может сделать. Она пишет: «Перегрузка случается тогда, когда вы слишком много работаете, пытаетесь совместить дом, семью, карьеру и другие обязательства, когда требования к вашему времени и силам оказываются чрезмерными. Это происходит тогда, когда дел так много, что вы безуспешно растрачиваете энергию, у вас все равно не остается времени на отдых или выходные. Вы мало спите, но все равно не успеваете сделать все, особенно когда несколько человек одновременно предъявляют к вам противоречивые требования».

          По мнению этого автора, хотя стресс и перегрузка представляют собой два самостоятельных феномена, они тесно взаимосвязаны. К. Вильямс отмечает, что перегрузка может вести к усилению стресса, поскольку вызывает страхи и волнения — страх, что человек больше не выдержит такого темпа, страх не оправдывать ожиданий и т. д. Она пишет:

          «Если требования, предъявляемые к вашему времени и к вашим силам, ведут к перегрузкам, это вызывает неполадки в вашем организме и сбои в его работе. Проблемы со здоровьем приводят к постоянной тревоге и агрессивности, что усиливает стресс на психическом и эмоциональном уровнях. К стрессу может привести даже опасение, что у вас просто не хватит физических сил справиться с перегрузкой. Таким образом, если организм не справляется с перегрузкой, то эта перегрузка может стать причиной стресса.

          Перегрузка обычно вызывается вашими обязанностями, а не тем, что вам хочется делать. Если вы чрезвычайно заняты, но вам нравится то, что вы делаете, то, скорее всего, вы будете воспринимать каждую новую задачу как волнующее приключение и с энтузиазмом приступать к ее решению. В этом случае стресс маловероятен. Такое состояние лучше называть “высокой нагрузкой”, а не перегрузкой. Высокие нагрузки с меньшей вероятностью ведут к стрессу, хотя длительное их присутствие может тоже отрицательно сказаться на здоровье».

          Близким к состоянию психологического стресса, по мнению некоторых исследователей, является также состояние эмоциональной напряженности [9]. Данные авторы считают, что эмоциональная напряженность, как и стресс, проходит через три стадии: эмоционального возбуждения, эмоционального напряжения и эмоциональной напряженности. Авторы разъясняют свою концепцию следующим образом:

          «В ответ на самые различные воздействия со стороны внешней или внутренней среды наряду с отражением и оценкой этих воздействий в сознании возникает определенное эмоциональное возбуждение (некоторая тревога) как сигнальный процесс — подсознательный анализ информации, неудовлетворенной потребности или оценка неблагоприятного состояния в организме. Затем, если человек начинает какую-либо сознательную активную деятельность на основе волевых актов, начинает развиваться эмоциональное напряжение как сигнальный процесс и регуляция функциональных резервов — преимущественно их мобилизация. Эмоциональное напряжение направлено на достижение успеха в выполняемой деятельности. Однако при чрезмерных по силе или астенических по окраске и направленности эмоциях может развиваться негативное состояние эмоциональной напряженности. Характерны в таком аспекте излишняя мотивация и самовозбуждение, очень сильный всплеск стенических эмоций, неоправданно высокая тревога, иногда чувство страха. Под эмоциональной напряженностью понимается состояние, характеризуемое временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, падением работоспособности» [9; с. 81–82].

          www.labirint.ru