Тревога и заикание

Независимый сайт о заикании

Речевая тревога и страх речи.

Детские страхи, как правило, вполне конкретны и по большей части связаны с тем, что угрожает жизни ребенка или тому, от кого зависит его жизнь, например родителям. С речью у ребенка складываются более сложные отношения. Поскольку речь не дается человеку вместе с жизнью, ребенок не может ощущать потерю того, чем еще; не владеет или владеет только в незначительной степени. Кроме того, качество речи мало сказывается на возможности удовлетворения его жизненных потребностей. Только по мере того, как формируются новые, чисто человеческие потребности, в том числе и потребность в общении, в получении новых знаний, значение речи существенно возрастает.

Зарождение переживаний по поводу качества собственной речи можно обнаружить уже у маленьких детей.

Но и те, у кого нет нарушений речи, могут проявлять обеспокоенность качеством своей речи.

Тревога по поводу своей речи может меняться у заикающихся в зависимости от различных обстоятельств. Так, например, с увеличением возраста наблюдается ее; рост, впрочем, как и рост общей тревоги.

Степень выраженности речевой тревоги зависит от тяжести речевого расстройства: чем более выражено заикание, тем выше тревога.

Многие заикающиеся по мере развития тревоги по поводу своей речи начинают отождествлять эту тревогу и само заикание. Но при дополнительных расспросах обычно выясняется, что страх вызывает не само заикание, а возможное отношение к ним из-за плохой речи. Поэтому степень переживаний в значительной мере связана с тем, кто является партнером по общению. И здесь страх может носить очень избирательный, индивидуальный характер.

Существует классификация заикания по степени фиксированности на своем дефекте. Фиксированность на своем дефекте; это отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых запинок) во всей психологической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой.

Различают три степени болезненной фиксации на своем дефекте:

(нулевая) Безразличное отношение к своему дефекту в сочетании с отсутствием волевых усилий в борьбе с ним.

При этой степени не испытывают ущемления от сознания своей неполноценной речи или даже совсем не замечают этой неполноценности. Эти заикающиеся охотно вступают в контакт со знакомыми и незнакомыми.

Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь.

(умеренная) Умеренно-сдержанное отношение к своему дефекту в сочетании с наличием волевых усилий в борьбе с ним.

При этой степени испытываются неприятные переживания в связи с заиканием, скрывается заикание, компенсируется за счет речевых уловок.

Тем не менее, осознание своего недостатка и переживания не выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности.

(выраженная) Безнадежно-отчаянное отношение к своему дефекту и наличие таких волевых усилий в борьбе с ним, которые перерастают в навязчивые действия и состояния.

При этой степени заикающиеся постоянно концентрируют внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Всю свою деятельность эти заикающиеся ставят в зависимость от речевых неудач. Для них является характерным уход в болезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.

С возрастом (или со стажем заикания) у заикающихся степень фиксированности на своем дефекте имеет тенденцию к усложнению.

Положительные результаты логопедической работы с заикающимися закономерно находятся в обратной зависимости от сложности их фиксированности на своем дефекте (чем больше фиксированность, тем ниже результат). Именно разная степень фиксированности на своем дефекте, а не стаж заикания, не его тяжесть определяет разные результаты логопедической работы.

Степень тяжести заикания адекватна степени фиксированности на своем дефекте.

Боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач — логофобия.

Образуется своеобразный порочный круг, когда судорожные запинки в речи обусловливают сильные отрицательные эмоциональные реакции, что усиливает речевые нарушения. В конце концов, для большинства заикающихся речь становится источником постоянной психической травматизации. Все это вызывает повышенную истощаемость (как психическую, так и собственно речевую), утомляемость и способствует развитию патологических черт характера.

Постепенно одни заикающиеся начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты (пассивная форма компенсации), другие, напротив, становятся агрессивными, навязчивыми в общении (явление гиперкомпенсации).

С возрастом логофобия в части случаев приобретает особо значимое место в картине заикания, носит навязчивый характер и возникает при одной мысли о необходимости речевого общения или при воспоминаниях о речевых неудачах в прошлом. В этом состоянии заикающиеся часто произносят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести.

stuttering.su

Заикание: мифы, верования. Разговор с подростками

Stuttering Myths, Beliefs and Straight Talk for Teens.
Compiled by Peter Reitzes, M.A., CCC-SLP

Один из самых печальных аспектов заикания — переменчивость этого расстройства: иногда у вас мало запинок, иногда вы совсем не заикаетесь. Из-за разнообразия проявлений, заикание часто неправильно понимается человеком, что заставляет его верить в различные мифы об этом речевом нарушении.

Я перерасту своё заикание

Многие подростки и взрослые верят в то, что однажды они перестанут заикаться. Некоторые люди отрицают существование собственного заикания и не считают его серьёзной проблемой. Другие верят, что заикание может проcто исчезнуть. Например, одного девятиклассника, который заикается, спросили, что он собирается делать в университете со своей проблемой. Молодой человек ответил: «В университете я просто не буду заикаться». Это убеждение может быть связно с отрицанием заикания или с надеждой на его внезапное исчезновение.

К сожалению, полное избавление от заикания возможно только в раннем детстве. Например, большинство детей начинают заикаться в 2-4 года. Если заикание уходит, то обычно это происходит в 7 или в 8 лет. Если заикание сохраняется до подросткового периода, вы продолжите заикаться, когда станете взрослым.

Хорошая новость — есть много различных способов продуктивного управления заиканием. Но отрицание заикания, или вера в то, что оно «само пройдёт», может привести к усугублению проблемы.

По мере взросления, многие заикающиеся люди испытывают чувство одиночества и изолированности. Единственный человек с выраженным заиканием, которого вы знаете, — вы сами. Вы обоснованно скрываете своё заикание от других людей. Но хранение заикания в тайне от мира, может влиять на разные аспекты жизни. Ваши друзья, учителя или родители не могут спокойно говорить о заикании, как не можете этого и вы. Словно быть заикающимся — позор и его надо скрыть. Вы не одиноки. Большинство экспертов считают, что около 1% населения планеты — заикающиеся люди. Это означает, что в мире заикается примерно 67 миллионов человек.

Я заикаюсь, потому что я — нервный человек

Беспокойство не является причиной заикания. Тревога может заставить заикаться сильнее, чем обычно, в некоторых напряжённых ситуациях: в разговоре по телефону, при выступлении перед аудиторией. Печальная правда заикании состоит в том, что, когда мы хотим заикаться меньше, в итоге получается, что мы заикаемся больше обычного. Но, когда мы не боимся нашего заикания — запинок становится меньше.

Заикание — моя вина

Мы не знаем точную причину возникновения заикания, но мы уверены в двух вещах: заикание — не ваша вина и не вина ваших родителей. Оно не заразно, как простуда, не является результатом плохого воспитания, напряжённого детства или травмирующего случая. Заикание имеет неврологический и биологический статус. Никто не принимает решение начать заикаться и никто в этом не виноват.

Я просто недостаточно стараюсь

Как разнообразно заикание, так и разнообразны речевые методы и приёмы, которыми мы пользуемся, чтобы справиться с запинками. В некоторые дни, независимо от того, насколько сильно мы стараемся, речевые приёмы не работают, т.е. иногда нам проще заикаться, чем контролировать свою речь с помощью различных методов.

Некоторые люди, включая родственников, а также некоторых специалистов по проблемам речи, полагают что, если вы иногда можете управлять своей речью, вам необходимо делать это постоянно. Этот миф абсолютно неверный. Если кто-то ожидает или просит вас говорить на 100% плавно, не стесняйтесь попросить его никогда не пропускать футбольный мяч, летящий в ворота.

Я должен скрывать своё заикание

Случалось ли, что вы подняли руку в классе или подошли к прилавку фаст-фуда и решали не говорить то, что хотели сказать? Оставались ли вы дома и не ходили в школу или не отвечали на телефонный звонок по причине того, что не можете говорить? Если с Вы попадали в такие ситуации, то подобная реакция совершенно нормальна.

Одного из участников нашей ассоциации, на первом курсе обучения в институте спросили: «Откуда вы?». И, чтобы не заикаться на У в слове Уилмингтон, или на Д в слове Делавер, автор ответил: «Я не помню». Такой ответ можно оправдать заиканием. Но, что хуже: заикание или потеря чувства собственного достоинства? Вы должны говорить тогда, когда хотите и то, что хотите сказать. Важно позволять себе заикаться.

Я должен говорить без запинок

Некоторые заикающиеся люди уверены в том, что должны говорить без запинок в присутствии семьи, родителей, друзей и даже незнакомых людей. Истоки этой уверенности кроются в том, что мы (заикающиеся люди) считаем себя обузой для других людей. На самом деле это не так: у нас есть голос и этот голос должен быть услышан. Предположим, что у нас есть социальное обязательство общаться так эффективно насколько мы можем, но и у слушателя, в таком случае, должно быть социальное обязательство соблюдать наше право на свободу речи.

Я не должен говорить о заикании

Стыдиться заикания — нормально. Но разговор о нём с правильными людьми может изменить всё к лучшему. Вы удивитесь, как много людей готовы слушать вас и помогать вам. Начните говорить с кем-то, кому вы доверяете: родители, брат, учитель или друг. Вы можете посещать группы терапевтической поддержки заикающихся.

Заикание не даст мне реализоваться в жизни

Заикающиеся не менее умные и способные, чем другие люди. История знает многих исключительно умных, талантливых и успешных людей, которые заикаются, например: Уинстон Черчилль (премьер-министр Англии во время Второй мировой войны) Альберт Эйнштейн (лауреат Нобелевской премии по физике), Чарльз Дарвин (ученый, разработавший теорию естественного отбора и развития), Мэрилин Монро (популярная актриса и модель), Боб Лав (легендарная звезда Чикаго буллс) и др.

Автор перевода — Шамардина Анастасия — логопед-дефектолог

shamardina.ru

Заикание – Симптомы Причины Факторы Риска — Профессиональная Помощь

Заикание – расстройство речи, при котором человек повторяет или удлиняет слова, слоги, фразы. Тот, кто заикается, может остановиться во время произнесения речи, будучи не в состоянии издать ни звука. Большинство людей, страдающих заиканием, считают, что их проблемы облегчаются, когда они находятся в расслабленном состоянии. Согласно медицинскому словарю «Medilexicon», «заикание – это задержка речи, неправильное произношение слов и фраз, вызванное смущением, возбуждением или некоторыми физиологическими причинами».

Обычно заикание начинает проявляться, когда дети учатся говорить. Большинство из них с возрастом справляются с этой проблемой, но у некоторых она не проходит и требует профессиональной помощи – например, врача-логопеда. Важно, чтобы родители не усугубляли стресс ребенка, обращая слишком много внимания на данную проблему при вербальном общении. Пребывая в спокойном состоянии, ребенок чувствует себя менее ущемленным, вследствие чего симптомы заикания проявляются у него гораздо реже.

Симптомы

  • Проблемы с произнесением слова, фразы или предложения.
  • Нерешительность перед тем, как что-либо сказать.
  • Повторение звуков, слов или слогов.
  • Разговор, сопровождаемый «рывками».
  • Растяжение некоторых звуков.
  • Замена слов, включающих определенные звуки, другими, близкими по смыслу (иносказание).
  • Быстрое моргание, дрожание губ, челюсти, подергивание ногой, напряжение мышц лица и / или верхней части тела при попытке заговорить.
  • Перехватывание дыхания во время произнесения речи.
  • Частое использование некоторых междометий (например, «хм») перед произнесением определенных звуков.

Причины

Заикание в раннем возрасте. Многие дети часто заикаются, когда учатся говорить, особенно на ранних стадиях. Их речь и языковые навыки еще недостаточно развиты, чтобы говорить так же быстро, как они думают. Со временем большинство детей заикается всё меньше, этот синдром прогрессирует лишь до тех пор, пока они не научатся говорить бегло.

Нейрогенное заикание вызвано нарушением передачи сигналов мозга к речевым нервам и мышцам. Оно бывает не только у детей, но и у взрослых – после инсульта или травмы головного мозга. В редких случаях нейрогенное заикание является результатом поражения речевого центра головного мозга.

Психологические факторы (стресс, смущение и т. п.) могут усугубить заикание у тех, кто уже заикается, но обычно они не оказывают долгосрочного влияния. Иными словами, тревога, низкая самооценка, нервозность и стресс не являются главными причинами заикания.

Факторы риска

Семейный анамнез. Примерно у половины детей, не перестающих заикаться по завершении стадии развития речи, есть близкие родственники-заики. В этих случаях заикание у ребенка продолжается значительно дольше и иногда вообще не проходит.

Возраст. Если ребенок заикается до 3,5 лет, менее вероятно, что эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Чем раньше проявится заикание, тем меньше вероятность того, что оно будет долгосрочным.

Время с момента начала заикания. Около 75% маленьких детей перестают заикаться через 1-2 года без применения речевой терапии. Чем дольше продолжается заикание, тем вероятней, что оно будет беспокоить в течение долгого времени без оказания профессиональной помощи (а иногда даже с ней).

Пол. Долгосрочное заикание у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Некоторые эксперты считают, что причины могут быть неврологического характера, другие же полагают, что виноваты члены семьи, реагирующие на заикание девочек гораздо острее, чем на ту же проблему у мальчиков. Тем не менее, точная причина наибольшего распространения заикания среди мальчиков до сих пор не установлена.

Профессиональная помощь

По мнению экспертов, родители должны обратиться к врачу-терапевту, если:

  • заикание у ребенка сохраняется в течение более 6 месяцев;
  • ребенок начинает заикаться чаще;
  • заикание сопровождается напряжением мышц лица и / или верхней части тела;
  • заикание препятствует нормальному обучению в школе;
  • появляются эмоциональные проблемы – например, боязнь незнакомых мест или беспричинный страх в каких-либо ситуациях;
  • ребенок не перестает заикаться после 5 лет.
  • Диагноз

    Некоторые аспекты заикания очевидны для всех, другие – нет. Для постановки точного диагноза, пациента должен обследовать высококвалифицированный врач, специализирующийся на речевой патологии и исправлении ошибок речи.

    www.ja-zdorov.ru

    Периодическое заикание, вызванное сильным стрессом 7 лет назад.

    Здравствуйте. У меня с 13 лет начались проблемы с речью. Мы с родителями переехали жить в другую страну, и после того как погостили у наших родственников летом в России, собрались уезжать. В аэропорту нас не пропустили, потому что возникли проблемы с документами, и у меня случилась очень сильная истерика. После этого моя мама заметила, что я начал заикаться, но мы не придали этому большое значение. Все началось именно с этого момента, раньше ничего такого у меня не было. Я попытаюсь описать полностью мою проблему, но это будет очень сложно. Это заикание, но у меня оно не всегда проявляется. Раньше я испытывал проблемы только с теми словами, которые начинались на букву «М», тогда как остальные слова я мог почти все говорить без проблем.Сейчас же я замечаю, что у меня не получается говорить слова которые начинаются на «П», некоторые на «Б», и редко другие. Я не обратился к логопеду, потому что, по моему мнению, это какой-то психологический барьер. Когда я заранее знаю, что скажу слово на сложную для меня букву, я начинаю «паниковать», и искать синоним, на букву которую сказать смогу. Когда же мне все же нужно это слово сказать, у меня сковывает горло. Однако самое странное это то, что в некоторых экстренных ситуациях, например когда я сдавал один устный экзамен в Университете, у меня как будто разом пропала эта проблема, и я произнес все слова абсолютно точно, как бы забывая о своей проблеме. Было ощущение, что мозг отключился, и я осознавал что могу произнести всё без проблем. Бывают случаи, когда я просто говорю какое-либо слово не задумываясь, и говорю его совершенно спокойно. Когда же я заранее знаю, что мне предстоит сказать, я понимаю сразу, что какие-то слова я сказать не смогу. Бывают такие моменты, когда я могу общаться совершенно спокойно, почти не испытывая никакого дискомфорта, иногда же мне общаться очень тяжело, потому что «сковывает» горло. Я часто говорю вслух, и когда мне попадаются слова, которые сказать не могу, я их все же произношу, с жутким заиканием, в то время как если я начну это слово сразу после этого повторять, я скажу его 20 раз из 20 без запинки. Такое же бывает, когда это слово скажет сразу до меня другой человек, я смогу его тут же повторить совершенно спокойно. В данный момент, мне сложно говорить почти все слова которые начинаются на «По», «Па», «При», «Пре, «Ба» , «Бу» и некоторые другие. Иногда я стараюсь сложное для меня слово делить на части, произносить не целиком слово, а по частям. Например сказать не «Я постараюсь», а «Япо стараюсь», и это бывает выручает меня. Когда же я хочу сказать фразу которая начинается с этой буквы, все намного сложнее. Я пробовал разные способы бороться с этим. Я учил скороговорки на проблемные буквы, больше общался, старался не думать об этом. Но проблема осталась, и я хотел бы ее решить. Из-за этой проблемы я чувствую себя не очень уверенно, это заставляет меня думать о ней еще больше, еще больше ошибаться, и еще больше чувствовать себя неуверенно, и так по цепочке. Я чувствую себя неполноценным человеком, и очень хотел бы ее решить.Сейчас я живу далеко от родителей, в общежитии, у меня не так много друзей с которыми я общаюсь, но они все же есть. Большую часть времени уходит на учебу, но все же стараюсь уделять хоть какое-то время спорту. Подскажите мне, пожалуйста, что я должен сделать, какие шаги предпринять, с чего начать. Может что-то изменить в моей жизни. Спасибо огромное заранее!

    Автор вопроса: Антон Возраст: 20

    На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.

    О такой проблеме, как заикание написано множество книг, разработано множество методик для ее устранения. Но все они так или иначе сходятся в том, что данная проблема является больше психологической проблемой, особенно если не усложнена физическими проблемами.

    Раньше, в прочем и сегодня можно столкнуться с распространенным мнение о том, что она является следствием стресса, связанного со страхом. Причем страх может быть, как определимый перед чем-то конкретным, так и безотчетный, объяснение которому сразу найти не удается.

    В психологии причины заикания напрямую связывают со страхом проявить себя, высказать что-то, что по-влечет за собой наказание или ограничения, вплоть до лишения жизни.

    Например, люди, пережившие страх, связанный со своим обнаружением кем-то враждебным, иногда настолько сильно «запрещали» себе даже случайно «подать голос», что в последствии имели проблемы с заиканием при произнесении речи. Или были случаи, что ребенок «не вовремя» обратился к кому-либо из взрослых значимых для него людей с какими-то вопросами, был резко одернут либо криком, либо телесным наказанием. После этого у него появляется бессознательная привычка отслеживать свою речь, на предмет никому ли она сейчас не мешает, что приводит к спазмам и нарушает ее плавность.

    Подобное нарушение возможно еще также как следствие запрета, установленного самим человеком на то, чтобы не озвучить какие-либо плохие или опасные, с его точки зрения мысли по отношению к значимым для него людям, особенно если мысли носят агрессивный и разрушительный характер. Такой запрет может быть настолько сильным, что даже после того, как ситуация разрешилась, согласие между людьми было достигнуто, спазм, не позволяющий свободно изъясняться остается, приобретая некую «фобическую» структуру, т.е. проявляться только на определенные слова, или в определенных ситуациях. Понятно, что человек замечает такую свою особенность, включает ее в «зону своего пристального внимания», тем самым еще более укрепляя этот встроенный в бессознательное контроль за своей речью, вместо того, чтобы его ослабить и дать возможность речи течь спокойно и свободно.

    Могу Вас обрадовать, Антон, что подобные явления сегодня очень эффективно лечатся комплексной работой, направленной на снятие внешних и внутренних запретов на проявление себя и отвлечение внимания от «очевидных» трудных мест для речи.

    Если у Вас есть возможность поработать с психологом и логопедом совместно, то эта работа была бы очень продуктивной в Вашем случае, как мне видится.

    Но даже если Вы сможете проделать самостоятельно работу над анализом возможных причин, которые вызывают такую реакцию и освоить некоторые дыхательные упражнения, которые позволяют расслабить систему, задействованную в речи, то Вы тоже достигните успехов.

    Вы даже самостоятельно обратили внимание, что когда Вы не переживаете за правильность произнесенных слов даже в стрессовой ситуации, например, такой как экзамен, то все получается хорошо и без проблем. При этом Вы мало того, что отвлечены от контроля за функцией речи, Вы еще и уверены в том, что собираетесь говорить, скорее всего из-за того, что знаете материал. При этом Ваше сознание и Ваше бессознательное не пытается контролировать речь, ведь там нет ничего «запретного».

    Для правильного дыхания и расслабления рекомендовала бы еще подключить упражнения из йоги. Они дают очень хороший эффект в работе с заиканиями.

    И так, подведу небольшие итоги всему вышеперечисленному.

    1. В Вашем случае наиболее вероятен вариант психологического развития заикания, связанного именно с запретом проявления себя.

    2. Вам может помочь анализ возможных причин такой фиксации на контроле и боязнью такого проявления. Вы можете попробовать сделать это самостоятельно или совместно со специалистом.

    3. Вам можно попробовать упражнения, которые снимают «зажимы» в дыхательном аппарате и контроле за речью. Наиболее приемлемые без специального сопровождения это дыхательная гимнастика, в том числе йога.

    4. Начать всем этим заниматься Вы можете в любой доступный для Вас момент времени. Главное при этом это желание справиться с доставляющей Вам неприятность проблемой.

    5. Можно в качестве дополнительного способа расслабления попробовать петь какие-нибудь сложные тексты, особенно если там встречаются сложные для Вашего сознания слова, или перед выступлением перед какой-нибудь аудиторией. Мало того, что это может быть забавно, так это еще и помогает правильной постановке дыхания, необходимой для произнесения слов.

    6. Вам обязательно нужно работать над уверенностью в себе. Ведь именно она позволяет больше доверять самому себе, не обременяя психику дополнительными контрольными функциями за своим поведением.

    Я больше чем уверена, что у Вас получиться восстановить плавность речи. Вы сможете говорить обо всем и в любой компании, не испытывая неудобства от заикания. А если когда-нибудь Вы вновь станете испытывать трудности в речи, то пусть эти трудности будут связаны только с приятными переживаниями и вызванными лишь приятными, например, любовными волнениями и придадут Вам больше шарма в глазах любимых Вами людей!

    psycabi.net

    Симптомы и проявления заикания

    Заиканием называют нарушение темпо-ритмической составляющей речи, которое обусловлено судорожным состоянием мышц артикуляционного аппарата. Основные проявления заикания — изменение ритма речи, а также ее темпа и плавности — в зависимости от вида заболевания могут наблюдаться при определенных ситуациях или сопровождать человека постоянно. Как правило, нарушения речевого поведения — это лишь верхушка айсберга, под которой скрываются органические патологии или серьезные психологические проблемы.

    Типы заикания и их особенности

    1. Неврологическая (органическая) форма.

    Дефекты речи в данном случае являются следствием физической патологии. При обследовании мозговой деятельности у пациентов выявляются выраженные нарушения, а симптомы заикания могут сопровождаться сложностями при произношении многих букв, а также навязчивыми движениями, нервным тиком, нарушениями моторики.

    Дальнейшее развитие неврологического заболевания приводит к постепенному ухудшению речи. Дефект у таких больных проявляется постоянно, не зависит от состояния, и может быть скорректирован только совместно с лечением физической патологии.

    Невротическое заикание (логоневроз).

    Значимых отклонений в работе головного мозга при этом типе речевых нарушений не наблюдается. В спокойном состоянии у детей или взрослых с логоневрозом симптомы могут не проявляться совсем или проявляться минимально, а при тревоге или волнении речь существенно ухудшается, что не дает вести нормальный разговор. Возникает своеобразный «замкнутый круг» — патология речи приводит к возникновению чувства тревоги, которая, в свою очередь, усиливает симптоматику заикания.

    Симптомы и развитие заикания

    Специалисты различают следующие группы симптомов, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой:

    1. Физиологические (биологические):
      • речевые судороги;
      • нарушения работы ЦНС;
      • изменения общей моторики;
      • патологическое речевое поведение.
      • Психологические (социальные):
        • выраженное заикание во время сильного эмоционального возбуждения;
        • фиксированность на дефекте;
        • логофобия;
        • уловки;
        • замыкание в себе, а также другие особенности личности.
        • Давно замечено, что симптомы логоневроза усиливаются при сильной эмоциональной вовлеченности — необоснованные паузы учащаются и становятся более продолжительными, нарушается интонация, громкость, ритм речи. Не меньшую проблему представляет для заикающихся их фиксированность на собственном дефекте. Если у малышей, которые еще не осознают свою проблему, степень фиксации нулевая, то в подростковом возрасте она может достичь умеренной или даже выраженной стадии, когда любое действие осмысливается, исходя из собственной речевой неполноценности. В конечном итоге, такая ситуация вызывает логофобию, т.е. боязнь любого разговора, а также способствует формированию особых черт личности — социофобии (боязни общества), заниженной самооценки, уходу в себя.

          Особое внимание специалисты уделяют уловкам, или так называемым маскирующим движениям, с помощью которых заикающиеся люди пытаются скрыть свой дефект. К маскирующим симптомам заикания относятся вспомогательные движения руками, головой, корпусом, а также изменение речевой моторики и использование вспомогательных звуков, слогов, слов («э», «вот», «ну» и т.д.).

          В проявлении заикания можно выделить 4 фазы:

        • Эпизодические нарушения, возникающие у дошкольников.
        • Хроническая форма, характерная для младших школьников. Симптомы логоневроза у детей этого возраста проявляются достаточно часто и характеризуются напряжением при разговоре и осознанием своего недостатка.
        • Фаза тревоги, при которой дефект проявляется в определенных ситуациях, связанных с волнением.
        • Патология речи, которая сопровождается выраженными психологическими симптомами. Обычно развивается в подростковом или взрослом возрасте.
        • Специалисты речевого центра «Арлилия» убеждены: нарушения речи являются излечимыми на любой фазе их развития. Безусловно, чем раньше родители обратятся за помощью к логопеду, тем быстрее восстановится речевое поведение ребенка.

          На первичной консультации специалисты Центра оценивают, как проявляется заикание у детей, и выбирают соответствующую программу его коррекции. Для малышей, которые только начали заикаться, предлагается специальная ускоренная программа, а взрослым и детям, уже осознавшим свой дефект, логопеды рекомендуют полный курс избавления от речевых патологий. Качественное и ответственное выполнение заданий специалистов позволяет навсегда забыть о дефектах и вернуться к здоровой, полноценной жизни.

          www.arlilia.ru