У одного клоуна была депрессия

Психология грустного клоуна

После длительной депрессии 11 августа 2014 года из жизни ушел известный комик и любимец публики Робин Уильямс. Его самоубийство вызвало бурную дискуссию среди психологов и поклонников его таланта. Почему получается, что самые веселые люди оказываются самыми грустными? И есть ли взаимосвязь между чувством юмора и депрессией?

Несмотря на то, что исследований на эту тему совсем немного, есть несколько различных теорий. Одна из них принадлежит нью-йоркскому психологу Самюэлю Джэнасу (Samuel Janus), исследовавшему взаимосвязь между еврейским юмором и трагедией. В статье, опубликованной в журнале TIME в 1978 году, он приходит к следующему выводу: «Еврейский юмор был рожден депрессией и чувством отчуждения от общепринятой культуры». «Для еврейских комедиантов юмор стал своего рода защитным механизмом в ответ на агрессию и неприятие окружающих», — сказал он во время своего выступления на конференции American Psychological Association.

За 10 лет изучения данной темы С. Джэнас взял интервью у множества комиков (не только еврейского происхождения). Он был поражен, что большинство из них пережили в детстве различные психологические травмы, многие даже проходили специальный курс лечения. «Трагедия была отправной точкой для 80% комедиантов. Не получив достаточно любви, они стараются преодолеть эту проблему, заставляя других людей смеяться над их шутками», — говорит в интервью журналу Slate владелец сообщества комиков «Фабрика смеха» (Laugh Factory) Джэми Масада (Jamie Masada).

Существует и другое исследование, проведенное Oxford University с участием 523 комиков. В своем интервью BBC автор исследования Гордон Клэридж (Gordon Claridge) рассказывал: «Креативная составляющая, побуждающая их шутить, поразительно схожа с характеристиками когнитивного нарушения у людей, страдающих психозом, в том числе шизофренией и биполярным расстройством». Однако не все ученые согласны с тем, что большинство комиков, если сравнивать их с другими людьми, подвержены депрессии или имели сложное детство.

Трагедия была отправной точкой для 80% комедиантов

«Многие убеждены, что комедианты отличаются депрессивным характером, однако есть множество людей с депрессивными чертами, которые вовсе не становятся комиками. На самом деле, нужно иметь очень гибкий характер,чтобы подстроиться и быть успешным при высоком уровне конкуренции, существующем в развлекательной индустрии», — говорит психолог и профессор маркетинга в University of Colorado Питер Макгроу (Peter McGraw), написавший книгу «Код юмора: исследование о том, что делает вещи смешными» (The Humor Code: A Global Search for What Makes Things Funny).

«У большинства людей есть свои демоны. Среди публики могут быть алкоголики или те, кто недавно развелся, — просто они это не афишируют, — объясняет П. Макгроу. — Результаты нашего исследования показывают, что, стремясь быть смешными, люди кажутся более проблемными, чем они есть на самом деле». Данное исследование, проведенное профессором П. Макгроу, еще не было опубликовано, однако в нем изучалось то, как юмор влияет на восприятие людьми другой личности.

Стремясь быть смешными, люди кажутся более проблемными, чем они есть на самом деле

В эксперименте приняли участие комики и обычные люди, которые могли написать или смешную историю, или интересную. Затем другая группа участников должна была прочитать эти истории и поделиться своими впечатлениями о характере автора. Те, кто писал смешные истории, чаще воспринимались как люди со сложным характером. «Юмор построен на табу, он основан на вещах, которые считаются неправильными. Вам нужно действовать глуповато, разоблачать факты и искажать информацию, чтобы это рассмешило людей», — говорит П. Макгроу.

Не существует единого мнения о том, есть ли взаимосвязь между юмором и депрессией. Однако тот факт, что человек, который был способен рассмешить миллионы людей, был настолько несчастен, подчеркивает сложность и неоднозначность самого явления депрессии.

med-info.ru

Атака клоунов: новый вид троллинга пугает Европу и США

США, Канаду, Великобританию и Швецию охватила паника. По улицам расхаживают люди в костюмах клоунов с оружием в руках. Они заглядывают в окна домов, неожиданно выпрыгивают из кустов перед прохожими, пугают детей. В Сети появились сотни видео жестоких клоунских «розыгрышей». Взрослые боятся выходить из дома, а дети – ходить в школу. Что это – новый социальный феномен или вирусная реклама? И почему нас так пугают эти безобидные цирковые персонажи?

В августе этого года в полицию американского штата Южная Каролина позвонил мальчик. Ребенок рассказал, что по пути из школы видел клоуна, который предлагал детям конфеты и звал с собой в лес. На следующий день подобное сообщение поступило от еще одного мальчика. И еще, и еще. Полиция была уверена: рассказы о клоунах – розыгрыш или детская фантазия. Но вскоре в участок обратилась женщина, она тоже видела, как вечером возле леса прогуливался клоун. Что это были за люди (по разным данным, их было несколько), полиции так и не удалось выяснить.

Жалобы на странных клоунов стали появляться из других городов США. Сначала их наблюдали только возле школ. Но вскоре они уже были замечены повсюду. Вместо конфет у них в руках появились палки, окровавленные бензопилы или биты. Кровь и оружие были муляжом. Но пугались люди по-настоящему.

В газетах стали писать о людях в клоунских костюмах, которые выпрыгивают из кустов, ходят вокруг домов по ночам, заглядывают в окна, пытаются взломать машины. Одной из версий появления ряженых называли рекламу нового фильма – ремейк на известный триллер по клоуна-убийцу «Оно». Правда, до выхода фильма еще год. Не рановато ли для рекламной кампании? Но когда в одном из штатов клоун попытался похитить ребенка, а в штате Пенсильвания убил 16-летнего школьника, стало понятно – это не шутка и не пиар-акция.

Сотни сообщений о преступниках в костюмах стали поступать в полицию. Интернет наводнили вирусные видео, на которых клоуны пугают людей. В соцсетях зарегистрировались сотни аккаунтов «злых клоунов», в которых анонимные авторы писали о готовящихся атаках на школы, кампусы, больницы.

Зловещую моду подхватили жители других стран. В сентябре «злобные клоуны» появились в Канаде, Швеции, Великобритании. Больше всех от фигляров страдают британцы. По информации газеты The Gardian, только в течение трех дней полиция графства Кент получила 59 сообщений об инцидентах. Люди, одетые как клоуны, вооруженные ножами, выпрыгивают из кустов, пугают детей, поджидают автолюбителей на дорогах.

В октябре СМИ сообщили об инциденте в графстве Лестершир. Женщина родила раньше срока после того, как ее испугал мужчина в костюме клоуна и с бензопилой в руках.

Бэтмен против клоуна

Дети в Лондоне сегодня боятся ходить в школу. Подростков и родителей инструктируют о том, как вести себя при встрече с человеком в маске, а в газетах публикуют карты районов, в которых были обнаружены переодетые хулиганы. В магазинах, торгующих карнавальными костюмами, запрещено продавать маски и одежду клоунов. Полиция Великобритании предупреждает, что каждый, кто выйдет в костюме фигляра в дни празднования Хеллоуина (он отмечается 31 октября), будет арестован.

Лондонским клиникам пришлось отказаться от услуг клоунов-врачей, которые раньше развлекали в палатах больных детей. Профессиональные клоуны также вынуждены отменять свои выступления. Теперь, завидев красный нос и рыжий парик, дети начинают плакать от испуга.

«Детей вообще часто пугает этот образ – слишком яркий грим, непропорциональные черты лица (чего стоит одна только замершая на лице неестественно огромная улыбка). Даже самые маленькие понимают, что никто не может так долго улыбаться, что эмоции должны меняться. Все это вызывает недоверие, страх, – говорит психолог-консультант Арина Липкина. – Боязнь клоунов чаще всего появляется в возрасте 2-3 лет. Клоун – это что-то отличное от большинства: большой нос, огромные губы, гипертрофированная обувь, яркая странная одежда, мимика, – все это выглядит как давление (особенно если ребенку в этот момент совсем не весело). Фобия также может сформироваться, если ребенок, который положительно относился к цирковому образу, вдруг видит неподдельный ужас другого малыша, это может напугать».

Лондонские власти придумали способ успокоить школьников. Им на помощь пришел Бэтмен. Британские телеканалы показали сюжет о мальчике, который боялся клоунов. К нему домой пришел Человек – Летучая Мышь и пообещал разобраться со злыми шутниками. В местных СМИ появились статьи с заголовком: «Клоуны, берегитесь, пришел Бэтмен» и фото с убегающими от супермена ряжеными.

Прием подействовал, дети перестали бояться.

Откуда они взялись?

«В мире сегодня царит хаос, многие напуганы глобальными переменами – теракты, массовая миграция. Те, кто пугает окружающих, скрываясь под чужой маской, сами очень напуганы и таким способом выражают свой страх, – считает психоаналитический психотерапевт Ирина Герчикова. – Почему именно в США и Великобритании клоунинг получил такое распространение? А до этого – во Франции? Потому что именно в этих странах много иммигрантов. Они вносят хаос в привычную жизнь, а люди пытаются взять свой страх под контроль, пугая других. Влияют ли СМИ на это? Когда люди уже напуганы, то средства массовой информации, безусловно, усиливают их страх и тревогу. Почему пранкеры скрываются под маской клоуна? Это персонаж, который соединяет два наших «Я», который может говорить правду через смех. Это скрытый дуализм. И люди бессознательно выбирают маску шута, чтобы говорить о своих страхах».

«Игра в страшных клоунов – способ развлечь себя, – считает психолог Евгений Осин. – В наши дни у жителей больших городов мало личного общения – большинство социальных контактов становятся виртуальными. Переодевание, создание сообществ может восполнять этот дефицит взаимодействия с реальными людьми или признания. Клоуны все же чаще только пугают, но не нападают – это классический карнавал, но граница между карнавальной реальностью и реальностью повседневной оказывается стертой».

Почему мы боимся клоунов?

В 2014 году Гуманитарный колледж социальных наук Уилкинсона (США) выяснил, что один из самых распространенных навязчивых страхов американцев – коулрофобия, или боязнь клоунов 1 . Сам термин «коулрофобия» появился в начале 1980-х, когда в США орудовал маньяк-убийца Джон Гейси, носивший клоунскую маску. Но самое большое распространение в Новом Свете фобия получила после выхода триллера «Оно». Успех картины вызвал шквал подобных картин про убийц, выбирающих для своих злодеяний образ клоуна.

Профессор психологии Калифорнийского университета Джозеф Дурвин впервые изучил формирование данной фобии у детей и выяснил, что причиной того, что новорожденные боятся клоунов, является особенность распознавания лиц. Ребенок воспринимает яркую внешность мима как что-то непривычное и пугается.

Повторение пройденного

Это не первый клоунский террор. Два года назад от разбойных нападений неизвестных преступников в костюмах клоунов пострадали французы. Они грабили прохожих или пугали их бейсбольными битами. Большинство задержанных оказались подростками из неблагополучных семей. В прессе тогда это явление связали с новым сезоном «Американской истории ужасов». По сюжету одного из эпизодов сериала во время празднования Хеллоуина клоун-убийца Твисти вышел на охоту на улицы города средь бела дня.

Но почему некоторые взрослые, не только в США, но и за океаном, испытывают ужас при виде казалось бы такого безобидного циркового персонажа?

1. Неизвестность. «Нас пугают не сами клоуны, а неизвестность: мы не знаем, кто или что скрыто от нас, – поясняет Евгений Осин. – Мы можем прогнозировать поведение клоуна в рамках его роли, но не можем прогнозировать поведение человека, который надел клоунский костюм, потому что совсем его не знаем. В отличие от театральных актеров, где личность артиста вплетается в роль, в случае клоуна есть четкая граница «внешнее – внутреннее».

2. Дуализм. Первым, кто изобрел клоунский костюм, был Джозеф Гримальди (grim – «мрачный»), достигший огромной популярности в Англии в начале XIX века. Однако в реальной жизни он страдал от депрессии и алкоголизма, а также от физической боли, которую причиняли ему клоунские трюки, и умер в нищете. Гримальди говорил: «Я мрачен весь день, но ночью заставляю вас смеяться» 2 . Эта раздвоенность имеет место не только у клоунов, но и внутри каждого из нас. Об этом писал Карл Густав Юнг, по мнению которого наша психика всегда стремится к равновесию.

Образ клоуна-убийцы впервые появился в рассказах Эдгара Алана По в 1849 году. Следом Руджеро Леонкавалло сочинил оперу «Паяцы», где главным действующим лицом был загримированный комедиант, убивший свою жену и ее любовника. А в 1986 году вышел легендарный роман Стивена Кинга «Оно», который экранизировали в 1990 году.

Чем больше сознательно мы стремимся принять одностороннюю установку, которую требует от нас общество (быть веселым, дружелюбным, успешным и пр.), тем в большей степени наше бессознательное стремится компенсировать это с помощью противоположных импульсов и образов. Поэтому боязнь клоунов – это еще и боязнь того, что скрывается под социальной маской в нас самих. Единственный выход, по Юнгу, – принимать свою личность, в которой есть не только хорошее, но и темные стороны.

3. Кинематограф. «Голливудские фильмы также внесли свою лепту в восприятие людьми образа клоуна как символа внезапной опасности, – уверена психотерапевт Ольга Кононенко. – Во время просмотра фильма ужасов мы получаем такие сильные эмоции, что негативный образ тут же проникает глубоко в наше сознание и закрепляется в нем».

Что делать с фобией?

Многие психологи уверены – России атака клоунов не грозит. «Во-первых, у нас куда больше реальных проблем, и людям просто не до этого. Во-вторых, уровень агрессии в обществе намного выше, и шутник рискует гораздо больше, чем те, кого он пугает», — считает Евгений Осин.

«В нашей культуре образ мима не так популярен, как на Западе, поэтому мода на клоунский троллинг у нас невозможна», – соглашается Ирина Герчикова.

Но все же, если вы встретитесь с подобным явлением в России или другой стране, вспомните советы психологов.

«Важно помнить, что под клоунской маской такой же человек, как и вы, при этом, вероятно, не самый счастливый и благополучный, – говорит Евгений Осин. – Игра в страшных клоунов – способ, с помощью которого он может заявить о своей проблеме, сделаться видимым и популярным, эксплуатируя страх других людей. Судя по тому, что эта игра внезапно стала популярной во многих странах, она помогает людям, переодевающимся в клоунов, удовлетворить свою реальную потребность в славе, пусть и анонимной, и в игре – реальной, а не виртуальной».

Личный опыт

Ксения Дьякова-Тиноку

«Мама, а ты слышала про killer clowns? Ты знаешь, что у них настоящие ножи и даже бензопила? Мама, они ведь могут нас убить?» – испуганно спросил меня мой сын Николай, когда я забирала его из школы. И решительно добавил: «Я завтра не пойду в школу». Мы живем в Лондоне уже несколько лет. Нику 9, он веселый мальчик с холерическим темпераментом и богатым воображением и на все реагирует бурно. Если радуется, то это карнавал, если боится – маленький триллер. Его эмоции очень яркие и быстро сменяют друг друга. И сейчас мне нужно быстро придумать что-то, что переключит его интерес с волнующей страшилки. Да, я слышала о «злых клоунах», точнее, читала о них в сообществе родителей нашего района в соцсети. Одна возмущенная мама поделилась информацией с «клоунского аккаунта», где хулиганы разместили список местных школ, которые они собираются атаковать еще до Хеллоуина.

В действительности в Лондоне пока зафиксирован лишь один случай активности «клоунов-убийц» (их куда больше в других графствах Великобритании). Но «у страха глаза велики», и дети передают друг другу все новые и новые городские легенды о жутких клоунах, которые перелезают через заборы школ и похищают детей, по ночам заглядывают в окна, прыгают под машины и, в общем, ведут себя как демонические персонажи Хеллоуина. Я объясняю Нику, что killer clowns – это переодетые подростки ненамного старше его, и оружие их бутафорское. И вряд ли они появятся около его школы в дневное время, потому что сами учатся. Кстати, администрация школы Ника спешит меня уверить, что они совершенно не волнуются по этому поводу – клоунов-убийц в нашем районе не наблюдалось. Серьезный тон письма, которое полиция Лондона уже разослала по школам в южной части Лондона, подтверждает, что проблема есть: «Эти клоуны – хулиганы. Пугая людей, они совершают уголовное преступление, а значит, будут арестованы и предстанут перед судом».

Полиция даже обнародовала список рекомендаций, что делать школьникам при встрече с killer clowns. А именно:

Будьте бдительны. Если вы не ощущаете себя в безопасности, немедленно покиньте это место.

Изучите свой район: обращайте внимание на название близлежащих улиц, чтобы сразу сообщить полиции о своем местонахождении.

Старайтесь не гулять в плохо освещенных местах и в одиночестве.

При встрече с killer clown не старайтесь рассмотреть их и не подходите поближе. Немедленно звоните в полицию. Но обратите внимание на то, что у них в руках и куда они направляются. Запишите номер их автомобиля.

Но это Ника не убеждает. До поздней ночи, о чем бы ни зашла речь, он вновь твердит про ужасных клоунов, которые могут «напрыгнуть» на нас в любой момент, и долго ворочается в кровати. Утром у меня получается убедить его отправиться в школу. На улице солнце, и мрачные байки кажутся ему неубедительными. А после уроков у меня уже готово решение клоунского вопроса. Если масс-медиа взбудоражили школьников, тиражируя информацию на клоунскую тему, то из них же я черпаю историю про некого Бэтмена, который готов надрать им задницы в прямом и переносном смысле. Николай приходит в восторг от фотографий человека в костюме Летучей Мыши и толп убегающих клоунов на сайте одной из газет. «Тебе не кажется, что мир сошел с ума? Бэтмены, клоуны!» – добавляет он скептически. Сработало!

www.psychologies.ru

Психиатр: Робина Уильямса мог погубить «синдром печального клоуна»

Почему нередко актеры комического амплуа имеют трагические судьбы и уходят из жизни по своей воле на пике карьеры и внешнего благополучия, рассказывает ведущий эксперт Михаил Виноградов , д.м.н., психиатр-криминалист:

— Мы — все люди — живем по принципу единства и борьбы противоположностей и имеем полярные черты. И чем ярче внешне выражена одна сторона личности, тем сильнее в подсознании развивается другая. Можно назвать ее «темной» или «лунной стороной». Диктаторы и изуверы нередко проявляют чудеса сентиментальности, а весельчаки и светящиеся позитивом люди в душе страдают от депрессии и одиночества.

Актеры с трагическим амплуа чаще имеют более крепкое психическое здоровье, чем комики. Они попросту отрабатывают весь негатив на сцене и для обычной жизни в их душе остается больше места позитиву и хорошим эмоциям. А комику, от которого все ждут только искрометных шуток, деваться некуда. Есть такое понятие — «маскированная», «улыбающаяся» депрессия или «депрессия клоуна», когда внешне человек искрится позитивом, а душа его разрывается от горя и пустоты. Он отгораживается от мира улыбкой и тратит на это последние психические силы. Маскированная депрессия, которой, скорее всего и страдал актер Робин Уильямс, очень опасна в плане развития наркотической зависимости, алкоголизма и суицида.

Есть еще один момент: комическое амплуа нередко выбирают меланхолики. Они, в отличие от сангвиников или флегматиков, часто обладают ироническим складом ума, что позволяет сочинять или разыгрывать не просто веселые тексты и сценки, а более глубокие — с подтекстом. Это становится залогом успеха в профессии. Не будучи веселыми от природы, они смотрят на свою работу более предвзято, оттачивают реплики и движения. Как, знаете, хилые от природы люди нередко выбирают жесткие, волевые профессии, преодолевают себя и добиваются больших успехов, чем крепыши.

Комик-меланхолик иногда становится заложником своей профессии. Нужна большая сила воли и поддержка близких, чтобы не уйти «в отрыв». «Печальных клоунов» нужно очень сильно любить и беречь.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Перед смертью Робин Уильямс отправил последнее свое сообщение дочери

Американские следователи продолжают осматривать дом актера Робина Уильямса, где около полудня по калифорнийскому времени его нашли мертвым. Предварительная причина смерти – самоубийство. Вечером в воскресенье артиста последний раз видели живым у себя дома, где он жил со своей женой (читайте далее)

В ТЕМУ

Робин Уильямс перед смертью успел сняться в четырех фильмах

Знаменитый американский комедийный актер Робин Уильямс успел сняться перед смертью в четырех фильмах, которые скоро выйдут на экраны. Первая картина — «Ночь в музее: Секрет гробницы». В ленте артист сыграл ожившую статую президента США Теодора Рузвельта . Съемки фильма закончились в мае, премьера должна состояться в январе следующего года в России (читайте далее)

РЕАКЦИЯ

«Мир будет скучать по тебе, Робин. »

Про Уильямса говорят, что он первый, кто заставил Америку смеяться. Вне сценического образа артист лечился от алкогольной и наркотической зависимости, совсем недавно завершил очередной курс терапии, долгое время страдал от депрессии. (читайте далее)

БИОГРАФИЯ В ФОТОГРАФИЯХ

Самый веселый человек на свете: От комедии к трагедии

Фильмография Робина Уильямса насчитывает около 80 картин, не считая работ на телевидении. А начинал он свою карьеру в обычных ночных клубах, где работал актером-юмористом. В одном из таких клубов Робин познакомился со своей будущей женой Валерией Веларди . Свадьбу молодые сыграли в июне 1978 года и сразу же переехали в Лос- Анджелес (читайте далее)

m.kp.ru

Владимир Камардин: «Как правило, в жизни клоуны не самые веселые люди»

Симферопольский цирк свой новый сезон открыл программой «Клоун моего детства». Она посвящена 90-летию Юрия Никулина.

«Обычно клоун в цирке заполняет паузы между номерами, у нас же в этой программе, наоборот, другие артисты заполняют паузы между выступлениями замечательного клоуна – заслуженного артиста России Владимира Камардина», – рассказывает директор цирка Борис Тезиков.

В свое время Камардин работал с Никулиным, является одним из немногих артистов своего жанра, хранящих традиции советской школы цирка: клоун не только должен вызывать улыбку, но и делать зрителей чуточку добрее.

Все номера в исполнении Владимира Камардина оригинальные, неповторимые (потому что их изюминка заключается в самом артисте, имеющем нестандартные для клоуна антропометрические данные: рост – 202 см, вес – 150 кг) и, конечно же, светлые по определению.

– На ваших выступлениях возникает ощущение, что вы не столько веселите зрителей, сколько заставляете их задуматься. О чем? – интересуемся у Владимира Владимировича.

– О доброте, прежде всего. У меня есть номер, когда зрители (в первую очередь – дети) выбегают на манеж, чтобы пожалеть клоуна: они от чистого сердца дарят мне все свои припасы – конфеты, печенье, яблоки… Доброта – доминирующее чувство в человеке, только со временем мы почему-то начинаем его стесняться. Я пытаюсь избавить своих зрителей от этого стеснения.

– А Владимир Камардин был добрым мальчиком?

– Добрым, хоть и не очень дисциплинированным (улыбается). В 60-е я даже придумал ноу-хау, которое впоследствии широко распространилось среди школьников – завел второй дневник. Один дневник у меня был для школы, другой – для дома. Шухарил я по страшному, поэтому от учителей мне часто доставалось. Ну не мог я сидеть на одном месте! Если занятия проходили в классе на первом этаже, часто через окно перемахивал в расположенный по соседству сад, и к концу урока возвращался с гостинцами – яблоками – для всех одноклассников.

– А как цирк появился в вашей жизни?

– Напротив моего дома в Краснодаре начали строить цирк. Очень долго строили! Я на этой стройке почти все свое детство провел. Когда наконец цирк открыли, я каждый уголок в нем знал. Мне прямая дорога была в цирк (смеется). Когда отправился поступать в Московское цирковое училище, очень переживал, что приемную комиссию смутит мой аттестат (средняя оценка – 3,1, единственная «четверка» – по немецкому языку, хотя я учил английский), но переживания оказались напрасными: комиссия смотрела на совсем другие таланты.

– Вы единственный в семье циркач?

– Единственный. Как говорится, было у отца три сына, младший в цирк пошел работать (смеется). Мои старшие братья высшее образование получили, преподавателями стали.

– Вы сразу же избрали профессию клоуна. Что повлияло на ваше решение?

– В те времена клоуны были главными людьми в цирке, и мне с моим-то ростом, конечно же, хотелось быть главным (улыбается). Со многими мэтрами жанра удалось познакомиться. В группе у знаменитого Карандаша я стажировался. Вместе с Никулиным даже поработал на одном манеже – в 1980 году во время празднования столетия старого цирка на Цветном бульваре. Юрий Владимирович был добрейшей души человеком! Он стольким артистам помог. Мне, кстати, тоже. После развода с первой женой я на полном серьезе отправился жить на вокзал. Но одного звонка Никулина «на верх» хватило, чтобы мне сразу же выделили в Москве квартиру. Сейчас я с большим удовольствием посвящаю свою программу памяти этого великого артиста, замечательного человека.

– Почему, на ваш взгляд, другой звездный клоун СССР – проживающий ныне в Германии Олег Попов – не совсем корректно отзывается о Юрии Владимировиче?

– Скажу так. Олег Константинович – сложный человек. Безусловно, он был звездой. Но, на мой взгляд, по своей доброте (а без этого клоуну никак!) он и рядом не стоял с Никулиным.

– Знаем, что в Крыму вы выступаете не впервые…

– Это так давно было – уже целое поколение выросло и собственными детьми обзавелось! 1985 год. Я побывал на гастролях сначала в Ялте, а затем в Симферополе. Симферополь, кстати, не чужой для меня город – здесь сейчас живет моя теща Светлана Петровна. За время, что я здесь не был (лет десять, наверное) город очень изменился – в лучшую сторону. Вот, правда, дороги остались такими же ужасными!

– Человеку, много лет прожившему за границей, есть с чем сравнивать…

– Такова гастрольная жизнь. Лет пять в общей сложности провел в Японии, три года – в Израиле, почти всю Европу объездил.

– Нигде не хотелось остаться навсегда?

– Разве что в Голландии – там все такое красивое, прямо как в сказках Андерсена. В Италии понравилось – я там, к слову, в 1991 году получил «Золотого клоуна» на престижном фестивале. Где бы точно никогда не остался – в Японии. Очень специфическая страна, чуждая нашему менталитету. К тому там сейчас очень развито стукачество – чем-то наш 37-й год напоминает.

– Нужна ли ежедневная тренировка артисту вашего жанра?

– Тренироваться нужно акробатам, жонглерам, дрессировщикам… Я же работаю на опыте. Меня среди ночи разбуди – любую репризу отыграю. Часто импровизирую на манеже, если возникает форс-мажор и нужно потянуть время – никто ничего и не заметит. В кармане у меня всегда платочек лежит на всякий случай – могу с ним минут пять публику забавлять.

– Откуда черпаете идеи для своих номеров?

– Из жизни. В театр люблю ходить. В Интернете покопаться. Занимательная эта штука – Интернет, наверное, самое гениальное изобретение человечества за последние полвека.

– Ощущаете конкуренцию в своем жанре?

– Хорошая конкуренция необходима везде! Если мне нравится выступление коллеги, я к нему подойду и обязательно выскажу свой комплимент. Если не совсем нравится – посоветую, что нужно изменить. Все по-доброму.

– Признайтесь, коллеги часто воруют у вас номера?

– Бывает такое, к сожалению. Но в суд, конечно же, не бегу. Просто подхожу к человеку и говорю: «Имей совесть». И, знаете, срабатывает.

– Вы по-прежнему приписаны к Росгосцирку?

– Формально – да. Но я уже давно на пенсии и работаю в основном как свободный художник.

– Существует ли сейчас в Москве проблема лишнего билета на цирковые представления?

– Увы, времена эти уже прошли. Хотя цирковое искусство в столице России по-прежнему востребовано.

– Вы снялись в «Обыкновенном чуде» у Марка Захарова.

– Ну, это громко сказано. Я мелькал в свите короля, хотя из-за высокого роста меня, как правило, показывали только по плечи – голова в кадр не влезала (смеется). Хотя опыт, на самом деле, был очень интересный, тем более в компании таких звезд советского кино, как Евгений Леонов, Андрей Миронов, Александр Абдулов, Олег Янковский…

– У вас очень необычный автомобиль.

– Очень даже обычный для человека моего сложения – американский «Линкольн». Есть куда ноги вытянуть (смеется). Хотя в московских пробках очень непросто на нем приходится.

– Не секрет, что вы заядлый футбольный болельщик.

– Болею за краснодарскую «Кубань» в чемпионате России и (по настоянию тещи) – за «Таврию» в чемпионате Украины. Еще симпатизирую сборной Кот-д’Ивуара.

– Какое место, на ваш взгляд, займет «Таврия» в этом чемпионате?

– Думаю, должна войти в пятерку сильнейших. Олег Лужный слепит после зимы боеспособный коллектив.

– Что вас в жизни раздражает?

– Хамство. Увы, часто приходится с ним сталкиваться.

– А когда и над чем вы смеялись в последний раз?

– Я анекдоты люблю. Над ними и смеюсь.

– Расскажите самый любимый.

– К врачу приходит пациент: «Доктор, у меня страшная депрессия, хоть в петлю лезь». «Я знаю, что вам нужно сделать, – говорит ему доктор. – К нам в город приехал цирк. Обалденная программа. Клоун замечательный. Пойдите, посмотрите на него – и всю вашу депрессию как рукой снимет». «Увы, доктор, – разводит руками пациент. – Я и есть тот самый клоун». Как правило, в жизни клоуны не самые веселые люди.

– Чем «лечите» хандру?

– Рыбалкой. Кстати, уже съездил на Симферопольское водохранилище, но ничего там не поймал (улыбается). Еще у меня есть четыре йоркширских терьера – я их повсюду с собой вожу, и они не позволяют мне впадать в депрессию.

– С кем бы в этой жизни еще хотели познакомиться?

– Пожалуй, с Пьером Ришаром. Очень нравится мне его творчество. Еще восторгался Луи де Фюнесом, но, к сожалению, его уже давно нет в живых.

– Что бы пожелали читателям «КВ»?

– Хотелось бы просто пригласить их на наши представления в Симферопольский цирк. Приходите, порадуйтесь вместе с нами. Гарантирую, что никто равнодушным не останется.

www.phl.photos