Умственная отсталость и дцп

Психологические особенности тяжело умственно отсталых детей разных клинических групп

Дети, у которых тяжелая умственная отсталость сочетается с детским церебральным параличом (ДЦП). Такие дети также составляют значительное количество среди тяжело умственно отсталых: от 15 до 20 %. Они, как правило, страдают сложным сочетание дефектов: наряду с умственной отсталостью у них отмечается дизартрия и в значительной степени более глубокое общее недоразвитие речи, обусловленное затруднением двигательного праксиса и в связи с этим сокращением практического опыта. Сочетание интеллектуального дефекта с двигательными и речевыми нарушениями порождает картину глубокой умственной отсталости. Между тем, как показывает опыт, именно дети с ДЦП в большинстве случаев при систематической и достаточно квалифицированной педагогической и логопедической работе дают существенное продвижение в умственном и речевом развитии. На таких детей должно быть обращено особенно пристальное внимание дефектолога с целью оказания им всемерной коррекционной помощи и выявления среди них детей, способных к дальнейшему обучению и приспособлению к посильному труду.

Дети, страдающие фенилкетонурией. Фенилкетонурия — болезнь из группы энзимопатий, т. е. наследственных нарушений обмена веществ в организме. При этом заболевании нарушается функция печени из-за отсутствия определенного фермента (фенилаланин-гидроксилазы), в то время как в крови и моче этих детей резко повышено его содержание, что позволяет легко диагностировать эту болезнь. У большинства (80 — 90%) больных имеется характерное нарушение пигментации: у них очень светлые волосы, голубые глаза и светлая, лишенная пигмента, кожа. Частота заболевания (Б. В.Лебедев, М. Г. Блюмина) составляет 1: 10 000 новорожденных. Фенилкетонурия — заболевание, поражающее в первую очередь нервную систему. Главным симптомом болезни является слабоумие, которое достигает у большей части больных степени идиотии (65,4%) и выраженной умственной отсталости (31,2 %) и ведет к тяжелой психической инвалидности. Около 1/3 детей страдают также эпилептическими припадками.

Состояние этих детей зависит от содержания в крови фенилаланина, поражающего мозг, которое без специального лечения постоянно возрастает. Для этих больных разработана диета, применение которой препятствует образованию фенилаланина. Дети, питание которых с первых месяцев жизни производилось только этими специально приготовленными продуктами, развиваются значительно лучше.

Кроме интеллектуального дефекта у детей, больных фенилке-тонурией, наблюдаются другие нарушения. Наиболее значительно страдает речь. Более чем у 2/3 детей экспрессивная речь даже в школьном возрасте отсутствует, у некоторых же развитие речи ограничивается способностью произносить отдельные слова. Звукопроизношение нарушено, отмечаются дизартрические расстройства, заикание. Понимание речи всегда значительно лучше, чем самостоятельная речь. Нередки у этих детей расстройства поведения: наблюдаются проявления психомоторного возбуждения с двигательной расторможенностью, импульсивные поступки, расстройства настроения. Эти дети отличаются выраженной истощаемостью ЦНС, они не выносят длительного напряжения. Страдают у них внимание и память. На занятиях дети с большим трудом включаются в работу. В отдельных случаях поражает активный негативизм ребенка, упрямство, с которым он отказывается от занятий. У детей, страдающих фенилкетонурией, легче формируются понятия и представления, связанные со зрительным анализатором: возможно узнавание картинок, различение размеров, цветов, при этом вырабатываются довольно тонкие дифференцировки. Те же понятия и навыки, которые формируются на основе анализа и синтеза пространственных представлений, — понятие количества, навыки счета, конструктивной деятельности — даются им с большим трудом. Наибольшие трудности возникают при обучении счету, написании букв, расположении их на линейке, а также при рисовании и конструировании.

Уровень развития личностных и эмоциональных реакций несколько выше у детей, больных фенилкетонурией, чем у детей с другой этиологией заболевания: у них можно отметить элементы критичности (например, ребенок понимает, что его рисунок получился плохо, и не хочет его показывать); часто отмечаются застенчивость, адекватная обстановке повышенная чувствительность.

Общая классификация толпы
«Волки бродят стаями, овцы – стадами. Цели разные, но суть одна». Изотов Сергей Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. В социальной психологии существует несколько классификаций тол .

Конспект статьи Макарушкина М.А., Эйдман Е.В., Иванникова В.Л. Проблема воли в зарубежной психологии.
В последние годы западная психология как бы вновь открывает для себя проблему воли, о чем свидетельствуют высказывания и работы видных психологов. Первым научным экспериментальным исследованием воли была работа Н. Аха (1905), хотя он сам .

Основные признаки профессиональной деформации личности в работах отечественных авторов
Взаимосвязь человека с профессией долгие годы изучалась сквозь призму адаптации личности к деятельности, ее профессиональной пригодности, удовлетворенности процессом труда и повышения его результативности. Исследование факторов, препятств .

www.detectmind.ru

Власть и право

Недееспособный прецедент

КС определит принципы ограничения дееспособности граждан

Конституционный суд (КС) должен ответить на вопрос, должно ли ограничение дееспособности душевнобольных быть пропорциональным степени их душевного расстройства. К судьям обратилась пациентка петербургского психоневрологического интерната, которой опекуны не позволяют распоряжаться собственной пенсией для повседневных нужд.

В понедельник Конституционный суд (КС) РФ приступил к рассмотрению дела о механизме признания человека недееспособным в связи с психическими заболеваниями. Инвалид детства Ирина Делова просит разобраться, справедливо ли ограничивать дееспособность, не учитывая при этом тяжесть конкретного заболевания. Заявительница страдает тяжелой формой детского церебрального паралича, она не может передвигаться без инвалидной коляски, а также нормально общаться с окружающими. При этом, как указывается в жалобе, «она достаточно легко общается с теми лицами, кто привык к ее способу коммуникации… включая ее соседок по палате, мать, а также персонал интерната».

Уже тридцать лет Ирина Делова живет в психоневрологическом интернате. В 2008 году администрация интерната обратилась в районный суд с заявлением о признании Деловой недееспособной. После нескольких экспертиз у нее была диагностирована легкая умственная отсталость. Врачи признали, что Делова имеет адекватное представление об окружающей реальности и вполне способна распоряжаться деньгами для совершения мелких бытовых сделок. В то же время сфера более сложных операций, например сделок с недвижимостью, была признана «трудной для понимания» пациентки интерната.

На основании экспертного заключения Петродворцовый районный суд признал Делову недееспособной. Ее опекуном стала администрация интерната.

Суд отметил, что действующее законодательство не предусматривает частичного ограничения дееспособности. А потому Ирина Делова в одночасье потеряла право на любые самостоятельные действия.

Даже мелкие бытовые сделки (например, покупка печенья в торговой палатке) отныне могли осуществляться исключительно через администрацию интерната. До этого судебного решения Ирина Делова распоряжалась своей пенсией сама. Как правило, она просила что-либо купить свою мать, которая регулярно навещает ее в интернате. Ей же она выдавала деньги. Теперь деньги находятся у администрации. Как пояснила директор интерната Наталья Зелинская, Ирина Делова может либо сделать заказ на какие-то покупки, либо сама отправиться в торговую точку вместе с соцработником и там «показать, что ей надо».

«Заявительница не возражает, чтобы серьезные вопросы решал за нее опекун, — заявил на заседании КС адвокат Дмитрий Бартенев, представляющий интересы Деловой. — Но то, что связано с повседневными покупками, например с приобретением подарков или с поездками за пределы интерната, — это она должна решать сама. И это вполне ей доступно в силу ее психического здоровья».

Его оппонент, адвокат Ольга Лаврентьева, представлявшая интернат, подчеркнула, что данное дело может породить юридический прецедент.

Если КС признает не соответствующими Конституции положения Гражданского кодекса, на основании которых Делова была признана недееспособной, это может спровоцировать ситуацию, когда душевнобольные люди получат права на совершение сделок, которые сейчас попадают под «юридическое вето». Речь в первую очередь о недвижимости, собственником которой может оказаться умственно неполноценный человек. По мысли адвоката Лаврентьевой, ограничение дееспособности прежде всего направлено на защиту, а не ущемление интересов граждан, страдающих психоневрологическими расстройствами.

Эту позицию поддержал полномочный представитель президента РФ в КС Михаил Кротов.

«Не думаю, что общество к этому готово, — отметил он. — Если мы хотим дополнить перечень лиц, которые могут совершить юридические действия, то должны думать о возможных последствиях».

Разгоревшаяся дискуссия (а заседание КС длилось больше четырех часов) заставила вспомнить об еще одном деле, которое КС рассматривал в феврале 2009 года. Тогда суд принял целый ряд решений, напрямую касающихся прав душевнобольных. В частности, не соответствующими Конституции были признаны положения ГПК РФ и закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», которые разрешали суду принимать решение о признании гражданина недееспособным лишь на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы и без предоставления такому гражданину возможности изложить суду свою позицию или обжаловать решение. Тогда же КС запретил принудительно госпитализировать недееспособного гражданина в психиатрический стационар без судебного решения.

В решении 2009 года обращалось внимание на то, что, признавая человека недееспособным, судья обязан учитывать последствия своего решения и в случае любых сомнений назначить повторную психоневрологическую экспертизу. Адвокат Бартенев заметил, что сейчас это решение является, по сути, фикцией. Ведь судья имеет всего два возможных решения: признать человека недееспособным или не признать. По его мнению, введение категории частичной недееспособности в зависимости от степени душевного расстройства должно нормализовать ситуацию.

Что по этому поводу думают судьи КС, станет известно примерно через месяц. Решение по делу выносится на закрытом совещании.

m.gazeta.ru

Основная информация о детском церебральном параличе

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы, которое не склонно к прогрессированию. Поражается в основном головной мозг и проявляется болезнь двигательными нарушениями.

Содержание

Причины развития ДЦП

Чаще всего ДЦП возникает вследствие патологических процессов, протекающих внутриутробно, к примеру, гипоксия, то есть недостаток кислорода у плода, резус-несовместимость матери и плода, инфекционные заболевания и т.д.

Фактором риска являются недоношенность и сниженная масса тела.

Признаки ДЦП

В основном у детей больных ДЦП возникают двигательные нарушения в виде насильственных движений, параличей, нарушения координации движений. Так из-за нарушения двигательной активности такие дети часто не могут самостоятельно принимать пищу, не могут свободно манипулировать разными предметами. Их жизнь ограничивается и во многом зависит от окружающих людей, которые ухаживают за таким ребёнком.

Параллельно с двигательными нарушениями бывает умственная отсталость различных степеней тяжести, судорожный синдром, нарушения работы глазодвигательного нерва.

Различают спастическую диплегию, гемиплегическую форму, гиперкинетическую форму, атактическую форму.

Спастическая диплегия

При спастической диплегии нарушаются функции нижних конечностей. Это самая распространённая форма. Здесь присутствует спастический тетрапарез, нередко диагнозу сопутствует гидроцефалия (состояние, при котором нарушается отток спинномозговой жидкости, появляется застой и накопление в желудочках мозга, отчего вещество мозга постепенно истончается).

После рождения мышечный тонус ног снижен, но вскоре происходит его смена на спастику.

Руки при спастической диплегии поражаются в разной степени — от выраженных изменений до лёгкой неловкости в движении.

Конечно, при такой патологии у подавляющего большинства детей определяется умственная отсталость.

Если такую форму правильно лечить, прогноз можно считать относительно благоприятным. Дети со спастической диплегией, если им позволяет интеллект, могут достаточно нормально развиваться.

Гемиплегическая форма

Достаточно часто встречается у доношенных в отличии от недоношенных. Чаще в сего причиной возникновения считается нарушение развития головного мозга.

Стоит сказать, что практически невозможно до 4-6 месяца жизни выставить диагноз, поскольку до данного временного отрезка нет симптоматики, которая бы натолкнула на диагноз ДЦП у ребёнка.

Гемиплегия возникает после ишемического инсульта, асфиксии. Если нет судорожного синдрома, нарушения работы рук начинают проявляться только к 4-6 месяцу жизни. Со временем формируется недоразвитие руки и ноги на одной стороне тела. В связи с этим поражённые рука и нога слабые.

Помимо данных симптомов может быть задержка психического развития, нарушаться речь, хотя у большинства с интеллектом и речью проблем не бывает.

Гемиплегия может быть двойной и это состояние является очень тяжёлым. Развивается он в связи с массивными повреждениями определённых участков головного мозга.

Дети с двойной гемиплегией часто не могут научиться ни стоять, ни ходить. С трудом им даётся освоить навыки сидения. При этом речь и интеллект у большинства не формируются.

Гиперкинетическая форма

Причиной данной формы ДЦП у ребёнка является тяжёлая внутриутробная гипоксия плода, ядерная желтуха, которые поражают базальные ганглии головного мозга. Признаками данной формы являются гиперкинезы, то есть несогласованные резкие хаотичные движения рук и ног, которые пациент не может контролировать. Практически у всех пациентов наблюдаются проблемы с речью и интеллектом. Обучение и социальная адаптация их резко затруднены.

Атактическая форма

Эта форма ДЦП достаточно редкая, как пишут различные источники. Возникает она при поражении мозжечка. Из симптоматики можно отметить:

  • нарушении координации движений;
  • нистагм;
  • дизартрия;
  • снижение тонуса мышц.
  • Движения затруднены, но для прогноза эта форма благоприятная, если нет умственной отсталость.

    Лечится данная форма детского церебрального паралича при помощи различных упражнений физических и психических. Не последнее место в терапии занимают физиотерапия, логопедическая помощь и т.д.

    Из медикаментов используют препараты для уменьшения спастики, такие как баклофен, мидокалм, инъекции ботуллотоксина. При формировании контрактур применяют хирургическое лечение.

    Заключительное слово

    Мы кратко рассказали, что такое детский церебральный паралич и в следующих статьях на эту тему будут освещены шведские разработки и представления по этому вопросу.

    www.childrenspace.by

    Методическая разработка на тему:
    УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

    Умственная отсталость у детей с ДЦП

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида № 20

    «УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»

    подготовила: учитель начальных классов

    2013-2014 учебный год

    Умственная отсталость — группа заболеваний, характеризующихся врождённым или приобретённым в раннем детстве психическим недоразвитием. (патология головного мозга).

    В традиционном варианте соответственно степени олигофрении могут проявляться в трех вариантах:

    • дебильность (слабо выраженная форма олигофрении);
    • имбецильность (средняя степень выраженности формы олигофрении);
    • идиотия (крайняя степень выраженности формы олигофрении).
    • Детский церебральный паралич (ДЦП) – не прогрессирующее поражение центральной нервной системы, недоразвитие головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подергиваниями, нарушением речи), нарушением равновесия, возможно интеллектуальными расстройствами, эпилепсией.

      Детский церебральный паралич является следствием различных факторов, которые нарушают нормальное функционирование структур головного мозга. Наибольший вклад вносит кислородное голодание – гипоксия, что приводит к гибели отдельных участков головного мозга.

      Головной мозг состоит из 5 основных отделов: переднего мозга, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого мозга. Передний мозг составляет 80% всей массы головного мозга. Он протянулся от лобной кости до затылочной. Передний мозг состоит из двух полушарий, в которых много борозд и извилин. Он делится на несколько долей (лобную, теменную, височную и затылочную). Различают подкорку и кору больших полушарий.

      Подкорка (подкорковые структуры мозга) — часть головного мозга, расположенная между корой больших полушарий и продолговатым мозгом. В нее входят: зрительные бугры, гипоталамус, лимбическая система и другие нервные узлы, ретикулярная формация, таламус.

      Кора большого мозга непосредственно отвечает за психику человека, воздействуя на его восприятие, память, мышление, умственные способности и интеллект; также она инициирует осознанные действия человека. Таким образом прямо или косвенно кора головного мозга связана со всеми частями человеческого тела.

      Лобная доля. Обеспечивает активности речевой моторики. создается планирование речевой и психической деятельности человека, весь социальный набор: воспитание,обучение.Также является пусковым механизмом для всех видов высшей психической, речевой и эмоционально-волевой сферы. Формирует произвольную деятельность, все высшие психические функции человека.

      Теменная доля . Сюда сигнализируется каждый момент движения по путям глубокой чувствительности (кинестизии) .

      — ориентация в пространстве зависит от правой теменной доли,

      — способность к счету, письму, чтению определяется левой теменной долей,

      — восприятие тепла, холода, боли осуществляется обеими теменными долями

      Затылочная доля. Происходит анализ всех зрительных раздражений, выполняет с другими отделами мозга функцию восприятия.

      Височная доля . В левом полушарии эти поля воспринимают и дифференцируют звуки речи.

      При ДЦП на МРТ головного мозга может отмечаться корково-подкорковая атрафия. Это исследование может показать какие структуры головного мозга нарушены.

      В соответствии с местонахождением пораженного участка головного мозга в неврологии ДЦП классифицируют на 5 видов.

      — двойная гемиплегия (тетрапарез);

      — атонически-астатический синдром (парезы);

      По некоторым данным частота интеллектуальных нарушений у детей при разных формах ДЦП значитально отличается :

      — при спастической диплегии — 5,4%

      — при гиперкенетической форме — 5,0%

      — при гемипаретической форме — 1,1 %

      Спастическая диплегия – считается наиболее легкой формой ДЦП. Обычно поражаются нижние конечности, руки поражаются в меньшей степени. В основе этой формы которой лежит повреждение структур головного мозга в период беременности и родов вследствие кислородного голодания. В головном мозгу наблюдается процесс частичного отмирания нейронов и, образно выражаясь, разжижение нормальной структуры нервной ткани.

      У детей со спастической диплегией чаще всего наблюдается вторичная задержка психического развития.

      Двойная гемиплегия (тетрапарез) – характеризуется тем, что при этой форме ДЦП поражаются как нижние, так и верхние конечности. Развитие двигательных функций очень затруднено.

      При двойной гемиплегии наблюдаются олигофрения в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотии, а также дизартрия или анартрия.

      Атонически-астатический синдром – при этой форме ДЦП мышечный тонус снижен, наблюдается недостаточная способность мышц к сокращению. Нарушения в первую очередь определяются недостаточной координацией движений, не сформированы реакции равновесия. Основной причиной атаксической формы детского церебрального паралича является травмирование лобных долей мозга и гипоксия плода в родах.

      При атонически-астатической форме в случаях, когда наблюдается выраженная незрелость мозга в целом и патологический процесс распространяется преимущественно на передние его отделы, обнаруживается олигофрения, чаще всего в степени дебильности, реже — имбецильности.

      Гиперкенетическая форма характеризуется нарушением мышечного тонуса и спазмами мышц. Произвольные движения ребенка затруднены из-за насильственных, непроизвольных движений, которые носят название гиперкенезов.

      При гиперкинетической форме интеллект развивается в большинстве случаев вполне удовлетворительно.

      Гемипаретическая форма детского церебрального паралича характеризуется вовлечением в процесс мышц конечностей только с одной стороны – правой или левой. Причем чаще более выраженные нарушения наблюдаются в руках, чем в ногах. Наиболее частыми причинами формирования гемипаретической формы ДЦП являются инфаркты головного мозга и кровоизлияния.

      У детей выраженное недоразвитие одного из полушарий головного мозга. При левополушарном дефекте наблюдается недоразвитие вербальных функций, чем у детей с правополушарным дефектом. При правополушарном дефекте тяжесть ВП Ф более выражены и структура нарушения значительно многообразнее.

      Вывод: двигательная способность у детей имеет важное значение для интеллектуального и когнитивного развития.

      Проявление олигофрении при детских церебральных параличах имеют те же признаки, что при других вариантах олигофрении, с некоторыми особенностями, характерными только для данного заболевания. У детей с церебральными параличами об олигофрении могут свидетельствовать следующие проявления:

      — отвлеченное мышление недоразвито;

      — все психические функции недоразвиты полностью и диффузно. При этом возможно более глубокое недоразвитие именно тех функций , которые типичны для различных форм детского церебрального паралича;

      — дети действуют по шаблону, редко используют помощь взрослых;

      — детям свойственны подражательность, внушаемость и недостаток самостоятельности при играх и в интеллектуальной деятельности;

      — такие дети не переживают по поводу своего дефекта, они некритичны, личностные реакции у них выражены очень слабо;

      — динамика интеллектуального развития менее благоприятна, чем у детей с задержкой психического развития.

      При олигофрении у детей с ДЦП не развиты высшие формы познавательной деятельности, страдает абстракция и обобщение. В рассказах дети с трудом выделяют главную мысль, им трудно объединить по внешним признакам предметы в группы. Они затрудняются в выделении видовых и родовых понятий, обобщенного вида (мебель, посуда . ) Абстрактный счет и задачи вызывают у них особенные трудности, а конкретный материал облегчает выполнение задач.

      Для того, чтобы полнее выявить все нарушения, необходимо длительное наблюдение этих детей в процессе обучения.

      Дифференциация ЗПР и умственноей недостаточности. (таблица)

      Интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе

      Детей с подобными нарушениями принято относить к группе детей имеющих сложное нарушение развития. В нашей стране до настоящего времени не существует официального определения какого либо из видов сложного нарушения как особого вида инвалидности. Инвалидность до сих пор определяется по одному, наиболее выраженному нарушению. Поэтому, как правило, таких детей ( ДЦП + умственная отсталость) обучают по программе специальной коррекционной школы восьмого вида, не учитывающей определенные трудности, возникающие у умственно отсталых детей с ДЦП, в усвоении программного материала и социальной адаптации.

      Таким образом, существует необходимость изучения детей, у которых тяжелые двигательные нарушения сочетаются с интеллектуальной недостаточностью, разработка специальных коррекционных программ учитывающих индивидуальные физические и интеллектуальные возможности ребёнка.

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек.

      Система образования в современной России переживает глубокие изменения. Различ­ные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом .

      М.В. Сыроватко, педагог-психолог, М.Н. Фёдорова, педагог-психолог, Г.И. Понкратова, учитель-логопед, ГБОУ С(К)ОШ VIII вида № 25 Петроградского района Санкт-ПетербургаНаиболее важным аспектом в процесс.

      Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра.

      Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель.

      К видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурс.

      nsportal.ru

      умственная отсталость при дцп

      В отечественной клинической практике используется чаще всего классификация К.А. Семеновой (1979), в кото­рую включены собственные данные автора и элементы клас­сификации Д.С. Футера (1967) и М.Б. Цукер (1947).

      Согласно этой классификации выделяют пять основных ф о р м ДЦП:

      На практике выделяют еще смешанную форму ДЦП. Ос­тановимся на кратком описании клинических форм ДЦП.

      Это самая тяжелая форма ДЦП возникает при значитель­ном поражении мозга в периоде внутриутробной жизни. Все I клинические проявления связаны с выраженными деструктив-но-атрофическими изменениями, расширением субарахнои-дальных пространств и желудочковой системы мозга. Имеется I псевдобульбарный симптом, слюнотечение и т. д. Оказываются тяжело нарушенными все важнейшие человеческие функции: двигательные, психические, речевые.

      Двигательные нарушения выявляются уже в периоде новорожденнос т и, как правило, отсутствует защитный рефлекс, резко выражены все тонические рефлексы: лаби­ринтный, шейные, рефлекс с головы на туловище и с таза на туловище. Не развиваются цепные установочные рефлексы, т. е. ребенок не может научиться самостоятельно сидеть, сто­ять и ходить.

      Функции рук и ног практически отсутствуют. Всегда пре­обладает ригидность мышц, усиливающаяся под влиянием сохраняющихся интенсивных тонических рефлексов (шей­ного и лабиринтного). Из-за повышенной активности тони­ческих рефлексов ребенок в положении на животе или спине . имеет резко выраженные сгибательную или разгибательную позы (см. рис. 1). При поддержке в вертикальном положе-нии, как правило, наблюдается разгибательная поза при сви-I сании головы. Все сухожильные рефлексы очень высокие, [ тонус мышц в руках и ногах резко нарушен. Произвольная моторика совсем или почти не развита Психическое развитие детей находится обычно на уров­не умственной отсталости в умеренной или тяжелой степени.

      Речь отсутствует: анартрия или тяжелая дизартрия.

      Прогноз дальнейшего развития двигательной, речевой и психических функций крайне неблагоприятен. Диагноз «двойная гемиплегия» указывает на полную инвалидность ребенка.

      Это самая распространенная форма ДЦП, известная под на­званием болезни, или синдрома, Л иттля. По распространенно­сти двигательных нарушений спастическая диплегия является тетрапарезом (т.е. поражены руки и ноги), но нижние конеч­ности поражаются в значительно большей степени.

      У детей со спастической диплегией часто наблюдается вторичная задержка психического развития, которая при рано начатом и правильно проводимом лечении к 6—8 годам может быть устранена; 30—35% детей со спастической дип­легией страдают умственной отсталостью в легкой степени. У 70% наблюдаются речевые расстройства в форме дизарт­рии, значительно реже — в форме моторной алалии.

      Тяжесть речевых, психических и двигательных наруше­ний варьируется в широких пределах. Это связано с време­нем и силой действия вредных факторов. В зависимости от степени тяжести поражения мозга уже в периоде новорож­деннос т и слабо выражены или вовсе не возникают врож­денные двигательные рефлексы: защитный, ползания, опо­ры, шаговые движения новорожденного и др., т. е. нару­шается основа, на базе которой формируются установочные рефлексы. Хватательный рефлекс чаще всего, наоборот, уси­лен, так же как и тонические рефлексы: шейные, лабиринт­ный; причем степень их выраженности может нарастать к 2—4 мес. жизни.

      Резко повышен тонус мышц языка, так что он оказывается приведенным к корню, а подвижность его резко ограничивает­ся. Глаза ребенка поднимаются вверх. Таким образом, в по­рочный круг оказываются втянутыми функции зрения и речь.

      При выраженности симметричного шейно-тонического рефлекса при сгибании головы возникает сгибательная поза в руках и разгибательная в ногах, а при разгибании головы, аоборот, возникает разгибание рук и сгибание ног. Эта жест­кая связь тонических рефлексов с мышцами к 2—3 годам при­водит к формированию стойких патологических синергии и как следствие — к стойким порочным позам и установкам.

      Наиболее характерные позы детей со спастической дип-легией представлены на рис. 2.

      К 2—3 годам порочные позы и установки становятся стой­кими, и с этого времени в зависимости от степени тяжести двигательных нарушений различают тяжелую, среднюю и легкую степени спастической диплегии.

      Дети с тяжелой степенью самостоятельно не передвига­ются или передвигаются с помощью костылей. Манипуля-тивная деятельность рук у них значительно снижена. Эти де­ти себя не обслуживают или обслуживают частично. У них относительно быстро развиваются контрактуры и деформа-ции во всех суставах нижних конечностей. У 70—80% детей наблюдаются речевые нарушения, у 50—60% — задержка психического развития, у 25 — 35% — умственная отста­лость. У этих детей на протяжении 3—7 и более лет не ре­дуцируются тонические рефлексы и с трудом формируются установочные выпрямительные рефлексы.

      Дети со средней степенью тяжести двигательного пораже­ния передвигаются самостоятельно, хотя с дефектной осанкой. У них неплохо развита манипулятивная деятельность рук. То­нические рефлексы выражены незначительно. Контрактуры и деформации развиваются в меньшей степени. Речевые нару­шения наблюдаются у 65—75% детей, ЗПР — у 45—55%, у 15—25% — умственная отсталость.

      Дети с легкой степенью тяжести двигательного пораже­ния отмечают неловкость и замедленность темпа движений в руках, относительно легкое ограничение объема активных движений в ногах, преимущественно в голеностопных суста­вах, незначительное повышение тонуса мышц. Дети само­стоятельно передвигаются, но походка их остается несколько дефектной. Речевые нарушения наблюдаются у 40—50% де­тей, ЗПР — у 20—30%, умственная отсталость — у 5%.

      Прогностически спастическая диплегия — это благопри­ятная форма заболевания в отношении преодоления психи­ческих и речевых расстройств и менее благоприятная в от­ношении становления локомоций.

      Ребенок, страдающий спастической диплегией, может научиться обслуживать себя, писать, овладевать рядом тру­довых навыков.

      Эта форма заболевания характеризуется поражением одно­сторонних руки и ноги. В 80% случаев развивается у ребенка в ранний постнатальный период, когда вследствие травм, ин­фекций и пр. поражаются формирующиеся пирамидные пути головного мозга. При этой форме поражена одна сторона те­ла: левая при правостороннем поражении мозга и правая при левостороннем. При данной форме ДЦП обычно тяжелее пора­жается верхняя конечность. Правосторонний гемипарез встре­чается чаще, чем левосторонний. По-видимому, левое полуша­рие при воздействии вредных факторов страдает в первую I впредь как более молодое филогенетически, функции которо­го наиболее сложны и многообразны. У 25—35% детей наблю­дается легкая степень умственной отсталости, у 45—50% — вторичная задержка психического развития, преодолеваемая при своевременно начатой восстановительной терапии. Речевые расстройства наблюдаются у 20—35% детей, чаще по типу псевдобульбарной дизартрии, реже — моторной алалии.

      После рождения у ребенка с такой формой ДЦП все врож­денные двигательные рефлексы оказываются сформирован­ными. Однако уже в первые недели жизни можно выявить ограничение спонтанных движений и высокие сухожильные рефлексы в пораженных конечностях; рефлекс опоры, ша­говые движения, ползание хуже выражены в паретичной ноге. Хватательный рефлекс менее выражен в пораженной руке. Сидеть ребенок начинает вовремя или с небольшим за­позданием, при этом поза оказывается асимметричной, что может привести к сколиозу.

      Проявления гемипареза формируются, как правило, к 6—10 месяцам жизни ребен­ка, которые постепенно нарастают (рис. 3).

      Начиная с 2—3 лет основные симптомы заболевания не прогрессируют, они во мно­гом сходны с теми, которые наблюдаются у взрослых. Двигательные нарушения но­сят стойкий характер, несмотря на прово­димую терапию.

      Выделяют 3 степени тяжести г е-мипаретической формы ДЦП: тяжелую» среднюю и легкую.

      Причиной этой формы ДЦП чаще всего является били-рубиновая энцефалопатия как результат гемолитической болезни новорожденных. Реже причиной может быть недо­ношенность с последующей черепно-мозговой травмой во вре­мя родов, при которой происходит разрыв артерий, снабжаю­щих кровью подкорковые ядра.

      В неврологическом статусе у этих больных наблюдаются гиперкинезы (насильственные движения), мышечная ригид­ность шеи, туловища, ног. Несмотря на тяжелый двигатель­ный дефект, ограниченную возможность самообслуживания уровень интеллектуального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыдущих.

      После рождения у такого ребенка врожденные двига­тельные рефлексы оказываются нарушенными: врожден­ные движения вялые и ограниченные. Сосательный рефлекс Атонически-астатическая форма Эта форма ДЦП встречается значительно реже других форм, характеризуется па­резами, низким тонусом мышц при наличии патологических тонических рефлексов, на-рушением координации движений, равно-весия. Как правило, при этой форме ДЦП поражается лобно-мосто-мозжечковый путь, лобные доли и мозжечок. Харак­терными симптомами являются атаксия, гиперметрия, ин-тенционный тремор. В тех случаях, когда имеет место выра­женная незрелость мозга в целом, и патологический процесс распространяется преимущественно на передние его отделы, обнаруживается умственная отсталость чаще в легкой, реже — в умеренной степени выраженности, наблюдаются эйфория, суетливость, расторможенность.

      Эта форма прогностически тяжелая. Смешанная форма

      Наиболее часто встречающаяся формаДЦП. При ней име­ются сочетания всех перечисленных выше форм: спастико-гиперкинетическая, гиперкинетически-мозжечковая и так далее. Нарушения речи и интеллекта встречаются с той же частотой. Иногда заболевание протекает как спастическая форма, а в дальнейшем появляются и проявляются все отчет­ливее гиперкинезы.

      По двигательному дефекту различаются тристепенитяжестиДЦПпривсехперечислен-ных формах заболевания:

      — легкая — физический дефект позволяет передвигаться, пользоваться городским транспортом -, иметь навыки са­мообслуживания;

      — средняя — дети нуждаются в частичной помощи окру­жающих при движении и самообслуживании;

      — тяжелая — дети целиком зависят от окружающих.

      Для детей с ДЦП в сочетании с умственной отсталостью ха­рактерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие. Первичный дефект при этой форме аномалии развития — недоразвитие высших форм мыслительной деятель­ности — абстрактного мышления.

      Исследования показали, что у больных с ДЦП в сочетании с умственной отсталостью наблюдаются выраженные нарушения сенсорно-перцептивных процессов, что проявляется в недоразви­тии константности и предметности восприятия, в замедленном темпе узнавания предметов, в трудностях обобщения сенсорных сигналов.

      Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга интеллект потенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия). Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.

      Для детей с целебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным интеллектом — реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков — реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами.

      У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.

      Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

      При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности.

      Как прогностически неблагоприятные могут рассматриваться следующие особенности психического развития:

      количественное накопление сведений об окружающее и неспособность использовать эти сведения при самостоятельна действиях;

      наличие общей психической вялости или повышенной возбудимости; некритичность;

      отсутствие качественного улучшения возможности познания (не только к 3—4 годам, но и по достижении школьного возраста), несмотря на способность детей с улучшением двигательных возможностей адаптироваться к окружающей обстановке и овладеть бытовыми навыками.

      И.Ю.ЛЕВЧЕНКО, О.Г.ПРИХОДЬКО ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

      ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

      Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии

      Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. — Психолого-педагогическая диагностика — 2003

      С.Я.Рубенштейн Психология умственно отсталых школьников

      Ш63 Психология детей с нарушениями функций опорно-дви­гательного аппарата:

      studfiles.net