Умственная отсталость и задержка психического развития отличия

ЗПР и умственная отсталость (олигофрения)

Прежде, чем назвать отличия этих дефектов, следует отметить черты сходства. И те, и другие дети на первоначальных этапах обучения не понимают школьных требований, не подчиняются правилам школьной жизни, не интересуются школьными занятиями. И те, и другие не владеют навыками, соответствующими школьной программе.

После года обучения в 1 классе массовой школы не выучивают букв, затрудняются в звукобуквенном анализе, не могут писать под диктовку, не справляются с элементарными счетными операциями. В чтении, письме, счете дети с ЗПР и умственно отсталые обнаруживают сходные ошибки.

Отличия:

1) При ЗПР нарушен темп развития детей; аномалия определяется задержкой развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы (лобных областей и их связей с другими областями коры и подкорки). В случае коррекционно-воспитательной работы может наступить полная обратимость симптомов. Характерна неравномерность формирования психических функций, отмечаются как повреждения, так и недоразвитие отдельных психических процессов.

В отличие от олигофренов, дети с ЗПР обладают более полноценными возможностями для дальнейшего развития. При правильной педагогической работе отмечается значительный скачок в развитии. В дальнейшем (при благоприятных условиях воспитания и обучения) они оканчивают массовую школу, учатся в техникумах, а в отдельных случаях – в ВУЗах.

При умственной отсталости основным патогенетическим фактором является органическое поражение коры больших полушарий головного мозга, поэтому не возникает обратимости симптоматики в процессе компенсации. Поражение носит тотальный, необратимый характер.

2) Наблюдаются отличия в высшей нервной деятельности. Для детей с ЗПР характерна большая сила нервных процессов (возбуждения и торможения), большая подвижность и менее выраженная склонность процесса возбуждения к иррадиации.

3) При ЗПР моторика в большинстве случаев достигает значительного уровня развития. Движения скоординированы, целенаправленны, отличаются ловкостью, четкостью.

У умственно отсталых детей моторика недоразвита в целом. Движения плохо скоординированы, замедлены, неловки. Явно выражено недоразвитие сложных форм движений, преимущественно рук. Наблюдается плохая переключаемость с одного движения на другое. Дети не умеют выполнять движения по словесной инструкции или в воображаемой ситуации.

4) При ЗПР нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматики. Недоразвитие фонематического слуха быстро преодолевается. Дети хорошо понимают сказки и рассказы. В чтении, письме, счете обнаруживают такие же ошибки, как и олигофрены, но всегда пытаются понять прочитанное, прибегая к повторному чтению без указаний учителя. Они имеют больший запас слов, чем олигофрены, могут передать содержание сказки, рассказа, не испытывая трудностей в подборе слов, фраз, быстрее усваивают правильную артикуляцию.

У детей с умственной отсталостью имеются грубые дефекты речи: значительно нарушена артикуляция, они плохо усваивают значения слов, у них не развит фонематический слух, затруднен звуковой анализ слова, имеются значительные дефекты произношения, бедность словаря, трудности формулирования мыслей, овладения грамматическим строем. Дети с умственной отсталостью недостаточно пользуются речью в процессе игры и общения; не имеют желания понять прочитанное, поэтому их пересказ непоследователен, нелогичен.

6) Дети с ЗПР, в отличие от олигофренов, в игре активны, инициативны, самостоятельны, продуктивны. Нарушений в их игровой деятельности не наблюдается (отставание только в учебной деятельности). Отставания также не наблюдается в рисовании, слушании и воспроизведении сказок и рассказов.

У детей-олигофренов игры носят элементарный, подражательный характер; изобилуют стереотипными действиями. В их играх нет сюжетов, они не умеют принимать на себя роли, не используют предметы-заместители, поскольку не развито отвлеченное мышление. Это свидетельствует о тотальном отставании в развитии детей с умственной отсталостью.

7) У детей с ЗПР познавательная деятельность относительно сохранна, имеется достаточный уровень развития способностей к обобщению и отвлечению. У детей с умственной отсталостью недоразвитие познавательной деятельности выявляется при решении любой задачи, требующей способности к отвлечению и обобщению, установлению логических связей и отношений между отдельными предметами и явлениями.

Наибольшие трудности представляет отграничение умственной отсталости от ЗПР церебрально-органического происхождения, поскольку в обоих случаях имеет место недоразвитие сложных форм мышления. Различие заключается в том, что для детей с ЗПР характерна сохранность пространственных и зрительных представлений, моторики, речи, тогда как у олигофренов, особенно в раннем детстве недоразвиты все стороны психики.

8) Дети с ЗПР способны принимать помощь взрослого, усваивать принцип решения задания и переносить его на аналогичные задачи, они сами замечают свои ошибки. Недоразвитие высших психических функций носит временный характер. Обучаемость и возможности компенсации выше, чем у умственно отсталых детей.

Оказание своевременной педагогический помощи, стимуляция деятельности детей с ЗПР позволяют выделить у них зону ближайшего развития, в несколько раз превышающую потенциальные возможности умственно отсталых детей. Дети-олигофрены малочувствительны к помощи взрослых: требуются десятки показов и повторений, прежде чем действие будет усвоено. Они не замечают своих ошибок. Характерно общее устойчивое недоразвитие психики.

Дифференциальную диагностику ЗПР и умственной отсталости с целью их разграничения следует проводить в виде обучающего эксперимента.

studopedia.ru

15-05-2013 экзамен / Сравнение ЗПР и УО

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР И УО Определение

УО — необратимость (?), тотальность — недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоц.-волев, + социальных способностей

ЗПР — обратимость, порциальность — запаздывание (приостановка) одной или нескольких функциональных систем, т.е. неравномерные нарушения отдельных психических функций

Скорость снижена, требуются многократные повторения

Узость Невозможность удерживать в поле зрения 2-3 объектов Зрительная ориентировка

— не рассматривают, выхватывают хаотично предмет

— неузнавание предметов (незнакомых)

— снижается способность в написании букв, наслаивание одних на другие

— вербальные инструкции часто не воспринимаются

Недостаточная скорость восприятия учебного материала

Одновременное удержание большего числа объектов, но рассеянность внимания

— рассматривают, но упускают детали, не выдел. Существ. Признаков — затрудняются в узнавании предметов, зашумлен картинки

— путаются в написании (рассеянное внимание, повыш. утомляемость)

— словесные инструкции — значит, эффективнее

2. Мышление Наглядно-действенное — доминирует Словесно-логическое, абстрактное — не развивается — анализ — бессистемность, анализ возник Хаотично, мышление, речь — отдельно -Не следуют инструкции — обобщение — абстрактное мышеление -затруднено, систематич занятия могут не привести к положит результатам — сравнение — сравнивает не сравниваемые вещи, описывает только один объект

— сложность даже с инструкцией взрослого

2. Мышление Наглядно-действ. — более развито Отставание наглядно-образного, словесно-логического — нет анализа исходного задания, ориентация на внешние признаки. — не придержив. Инструкций — обобщение — затруднено, но поддается коррекции и обучению

сравнение — упускает важные детали, не различает существенных признаков — нет готовности к интеллектуальному усилию — бедность понятийного словаря — неумение устанавливать логическую связь — задержаны: анализ, синтез, сравнение, обобщение, особенно абстрагирование (отвлечение)

3. Памятьмеханическая — более развита

(нарушена из-за нарушения внимания)

З.Память — механическая — снижен объем запомин., много ошибок — непроизвольная — недостаточная продуктивность (из-за снижения познават деят-ти) — произвольная — недостаточно (из-за снижения уровня развития эмоц — волев сферы)

4. Деятельность (игровая)

— более длительная предметная (манипулягивная) — не понимание свойств предметов (функциональность) — быстрое пресыщение — стериотипность действий (метод проб и ошибок)

— замедляется формирование сюжетно-ролевой — назначение игрушки понимается, но затрудн. в восстановлен. Связи

Учебная деятельность — задержка формирования.

— ограниченный словарный запас (и верб и не верб)

— позднее появление первых слов

— дефекты в строении органов речи (часто)

— период неологизмов отсутствует

— бедный словарный запас (сниженная познавательная активность)

— задержка темпов развития отдельных сторон речи

— неологизмы (словотворчество) затягивается

— нарушение фонематического слуха

— системная недоразвитость речи (лексико – граматич.)

— практически отсутствует эмпатия

6. Эмоционально – волевая сфера

— повышенная моторная активность

— низкий уровень эмоционального интеллекта (способность слышать свои и чужие чувства и эмоции)

— повышенный уровень страхов

— эмпатия ближе к норме

В подр. возрасте решение конфликтных межличностных ситуаций:

— отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации; — неадекватная самооценка

Высокий уровень соперничества (из-за нереализованных стремлений, роста потребности в социальном признании, болезненного самоутверждения)

— пассивность непроизвольное (чрезмерная отвлекаемость

— двигательные беспокойства или вялость, пассивность

— низкий уровень произвольного (недоразвитость волевых качеств)

— неспособность распределения внимания между разными объектами

— отвлекаемость двигательная расторможенность (или заторможенность)

У ЗПР тоже. Выраженный синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью

— слабое развитие лобных долей (программирование, контроль поведения)

— ретикулярной формации (блок активации)

— генетический фактор (ученые говорят – «может передаваться по наследству»)

По всем показателям психического развития дети с ЗПР находятся между нормой и УО.

Но дети с ЗПР в отличии от УО обладают большими потенциальными способностями при обучении и коррекции.

Приведите примеры девиантного поведения подростков с ЗПР или УО.

Поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные, противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.

Девиантное поведение достаточно широко распространено среди подростков с интеллектуальной недостаточностью. Среди поведенческих нарушений могут быть следующие:

Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство поведения. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги.

Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков.

По каким критериям можно отличить ЗПР от УО?

Задержки психического развития церебрального происхождения при хромосомных нарушениях, внутриутробных поражениях, родовых травмах представляют наибольшую сложность при отграничении их от умственной отсталости.

В исследованиях дефектологов (В. И. Лубовского, К С. Лебединской, М. С. Певзнер) указывается, что при задержке психического развития имеет место неравномерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. При УО же характерны тотальность и иерархичность поражения.

УО носит необратимый характер, ЗПР в ряде случаев поддается коррекции.

К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, не удерживают условие задачи. Но, в отличие от умственно отсталых, у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны применять показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.

Учитывая это, необходимо при дифференцированной диагностике строить обследование детей в форме обучающего эксперимента.

В отличие от умственной отсталости, где психическое и, в первую очередь, интеллектуальное недоразвитие имеет тотальный и необратимый характер, при задержке психического развития наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций.

При ЗПР сохранны потенциальные возможности высших форм познавательной деятельности, и прежде всего, обобщения, отвлечения и абстрагирования. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, способны использовать оказываемую им помощь и переносить ее самостоятельно на новые задания. Умственно отсталый ребенок также использует оказываемую ему помощь, но перенести самостоятельно усвоенный в конкретном задании обобщенный способ действия на новые задания он не может.

В отличие от умственно отсталых детей, у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий. Поэтому для правильной постановки диагноза очень важно проводить обследование ребенка с подозрением на ЗПР в форме обучающего эксперимента.

studfiles.net

Отличия детей с ЗПР от умственной отсталости

  • Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
  • В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.
  • В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
  • Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)
  • При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.
  • Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.
  • Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.
  • Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат.
  • Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)
  • Отличие ЗПР от педагогической запущенности.

    Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети). У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные. Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Несбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, ложь – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий извне. При таком стихийном формировании без педагогической опеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.

    Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР (Познавательные процессы: речь, восприятие, память, мышление, внимание и т.д.)

    Внимание:

    При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. Уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу. У одной группы детей максимум внимания, работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются. У других максимальная концентрация внимания настает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих наблюдается периодическое колебание внимания и отсюда неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

    Различные виды внимания влияют по-разному на усвоение учебных предметов. На математике важен объем внимания. Русский язык связан с точностью распределения внимания, чтение с устойчивостью внимания. Приемы развития внимания — это различные диктанты, редактирование текста, исправление ошибок, корректурные задания, чтение текста и постукивание по столу (что прочитал? сколько раз стукнул?), чтение и зачеркивание букв. При проведении упражнений нужно дать четкую инструкцию, не использовать сложные предложения, включать игровые моменты, яркую наглядность, обязательный этап работы на уроке это организация самопланирования, самопроверки, а также озвучивание учеником своей деятельности.

    Для ЗПР характерна недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность (затруднено узнавание предмета в непривычном ракурсе, не всегда узнают и смешивают сходные по начертанию буквы и элементы букв), страдает целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, которое воспринимают как единое целое, затрудняются достроить, угадать объект по какой-либо его части. Значительное замедление процесса переработки поступающей информации, чем у обычного ребенка. Различия становятся более заметны по мере усложнения объекта, условий. У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Для них свойственна пассивность восприятия (подмена более сложной задачи простой), наблюдаются затруднения в ориентировке в пространстве, это, в свою очередь, отрицательно сказывается на графическом навыке, изображении фигуры человека.

    Память:

    Снижена продуктивность запоминания (на 2 года ниже, чем у сверстников), неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании, неумение использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной памяти, повышенная тормозимость под воздействием помех, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания. Необходима помощь психолога. Виды упражнений: воспроизводимость понятий (графическое изображение), воспроизвести рисунок по словесному образцу и др. При организации обучения детей с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления: опора на зрительную или слуховую память, смысловое запоминание на основе выделения главного, визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем, многократное повторение материала и распределение его на части. Рациональный объем запоминаемой информации. Эмоциональное богатство передаваемого материала.

    Мышление:

    У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым требуется стимулирующее задание. Наглядно-образное мышление: большинству требуется многократное повторение задания и оказание некоторых видов помощи, но есть такие, которые и с помощью с заданием не справляются. Словесно-логическое мышление у большинства детей не развито.

    В зависимости от особенностей развития мышления детей с ЗПР можно разделить на 3 группы:

    1. Это дети с нормальным развитием мыслительных операций, но снижен показатель познавательной активности.
    2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности выполнения заданий.
    3. Сочетание низкого уровня продуктивности и отсутствие познавательной активности.

    Упражнения для развития образного и пространственного мышления: выкладывание из палочек фигуры, соединение точек и линий не отрывая руки. «Четвертый лишний» — развитие логического мышления.

    Основные технологические требования для формирования индивидуально-коррекционного подхода при развитии мыслительной деятельности:

    • Общая коррекционная направленность процесса обучения, увеличение срока обучения, малая наполняемость класса, щадящий режим, соответствующий учебный план, увеличение количества часов на трудный раздел программы, использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом.
    • Развитие воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний.
    • Использование проблемных заданий. Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и активизирует все виды мыслительных операций.
    • Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действий на основе их проговаривания.
    • Формирование у ребенка рефлексии, которая связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем их выполнения.
    • Импрессивная сторона речи характеризуется недостаточной дифференциацией восприятия речевых звуков, оттенков речи.
    • Экспрессивной стороне речи характерен бедный словарный запас (речь состоит из существительных и глаголов), нарушено звукопроизношение, небогато сформирована лексико-грамматическая сторона речи (стакан вместо кружка, цветы – клумба, смешение слов с разным значением, но близких по звуковому составу: пояс – поезд, не улавливают разницу: вышивает – шьет, употребляют слова в приблизительном, неточном значении: сад – дерево, шляпа – шапка, наименование заменяет описанием предмета или действием), наличие аграматизмов, дефекты артикуляционного аппарата.
    • Особенность: развитие словообразования заканчивается к концу дошкольного возраста у нормальных детей. У детей ЗПР затягивается до конца начальной школы. Дети не чувствуют норм языка, неологизмы, среди ошибок у детей нормы преобладают р-л, ж-ш, у детей с ЗПР з-с, и-л.
    • Мотивационно – потребностная сфера:

      Учебная мотивация у детей с ЗПР снижена, интересы в основном игровые. Для формирования положительного отношения к учебе необходимо заботиться о создании положительной атмосферы на уроке. Постоянно снижать тревожность детей, исключать иронию, выговор. Создать ситуацию успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение. Шире опираться на игру, делать ее естественной организацией быта детей. Целенаправленно стимулировать детей на уроке, возбуждать интерес, эмоции, удивление, важна также новизна и формирование оптимистического настроения.

      www.uaua.info

      как отличить ЗПР и умственную отсталость

      юксаре

      География : пермь
      СДВГ-статус : Мама
      Г.р. детей : 1999 , 2002 , 2004

      Здравствуйте.
      ЗПР предполагает незначительное снижение во всех сферах — у ребенка хуже развита речь, снижен общий запас знаний, есть проблемы с интеллектуальной целенаправленностью, ребенок может быть менее ловкий чем сверстники, его поведение и эмоциональные реакции соответствует более раннему возрасту.
      Некоторые специалисты считают что интеллектуальное снижение при ЗПР вторично, т.е нарушены предпосылки интеллекта: память, внимание и даже мотивация (ребенок предпочитает смотреть мультики, а не учить буквы — т.е. у него не сформирован мотив «быть как взрослый», потребность чему то научиться — ему и так хорошо, в своем «детском состоянии»). Т.е. ребенок с ЗПР, может быть любознателен, но только в интересных для себя темах — один балдеет от динозавров, второй — спец в компьютерных играх, и т.п.
      Еще есть мнение что ЗПР — это субнорма, т.е. дети которые болтаются на границе между нормой и легкой умственной отсталостью. Они, к примеру, способны к абстрактному мышлению, но в меньшей степени чем обычно ребенок в этом возрасте.
      А при УО — снижена познавательная активность, ребенку многое не интересно, он почти никогда не задает вопрос «почему?», способность к абстрактному мышлению снижена, они многое понимают буквально, переносный смысл пословиц или слов им вообще недоступен. У них присутствует недостаточность мышления.

      В зависимости от своих особенностей, с возрастом у ребенка с ЗПР либо ярче проявляются интеллектуальные нарушения, либо он успешно компенсируется, либо так и остается на уровне субнормы и пополняет ряды плохоуспевающих учеников.
      Разобраться в этом самим, по тестам — нереально, нужно иметь опыт и видеть детей с разными проявлениями. И поверьте, даже не один десяток
      Вам стоит пройти хорошее патопсихологической обследование — определить структуру интеллекта (по Векслеру, проверить память, внимание, мышление, эмоционально-волевую сферу). По этим результатам можно будет делать какие-то выводы. Смысл этой акции — в том, чтобы морально подготовить себя к ПМПК, примерно знать на какой вердикт рассчитывать.
      У Вашего мужа скорее всего срабатывают защитные реакции, и это понятно. Но от реальности не убежишь — она такая какая есть.
      Сказать что ЗПР однозначно лучше чем легкая УО. даже не знаю, при ЗПР больше поведенческих проблем, выше риск психопатизации. Легкое УО при сохранной эмоциональной сфере дает, пожалуй, даже больше шансов к успешной адаптации (если не ошибаюсь процентов 10 населения — относятся к этой категории). Так что такие вот дела.

      Если что-то непонятно — спрашивайте, буду уточнять и разъяснять

      Маячок
      Консультант-психолог

      Сообщения : 6431
      Регистрация : 2010-01-27

      Ямалка

      География : Россия,Лабытнанги
      СДВГ-статус : Мама
      Г.р. детей : 2008,2010

      Прежний ник : светлана124
      Сообщения : 35
      Регистрация : 2011-05-15

      Это могут проявления аутизма, умственной отсталости, сенсомоторной алалии, тугоухости, задержки психического развития. Если хотите определить что это без психиатра не обойтись. А я не телепат, увы.

      ANNgel

      Сообщения : 225
      Регистрация : 2011-01-29

      Маячок, а по МБК — 10 есть кодировка ЗПР?

      И еще вопрос. Вот мы были 17 августа на городской комиссии. Таки поставили нам легкую УО. Шифр 70.9. На комиссии решили, что у ребенка нет понятия большой-маленький и один-много. Просили надевать на пирамидку кольца, положили перед ней 2 кольца и просят «Бери большое и одевай», а она упорно хватает оба и одевает одновременно. Хотя дома перед ней любые 2 премета положи — она показывает пальцем, какой из них большой, какой маленький. Вопрос теперь в том, в какую нам лучше группу пойти в логопедическом садике, в ЗПР или ОНР-1? Просто нам наши логопед и дефектолог говорят, что не видят у Маши умственной отсталости, и насчет городской комиссии я не вполне согласна, что у ребенка вообще нет понятий большой-маленький и один-много. Я же знаю, что Маша это знает. ЧТо лучше, пойти в более сильную группу, вроде как будет за кем тянуться, но возможно больше трудностей или в группу ЗПР, но боюсь что мы из ЗПР и не выберемся никогда((((

      География : Украина/Киев
      СДВГ-статус : Мама
      Г.р. детей : Машенька — ноябрь 2007
      Ванечка — июль 2010

      Маячок
      Мне и самой не хочется ребенка ставить в неравные условия, в идеале конечно попасть бы в группу с такими же детьми, но я поняла, что это нереально. Садики не резиновые, и каждый год набирать детей по категориям им тяжело. И как мне сказала психолог, что очень часто в группах ЗПР находятся дети с УО, причем не легкой степени, а разных. Да я и сама не против, только б сказали мне все наши врачи и педагоги, что Да, у вас ЗПР или УО. А то путают, одни кричат ребенок очень тяжелый, другие видят только речевые проблемы. Вот и пойми, куда ж лучше отдать ребенка.

      А насчет отличия ЗПР от УО я еще нашла такие мнения логопедов, что по МБК нет отдельной классификации для ЗПР, поэтому всем лепят код 70.ХХ, что соответствует легкой УО. Единственное, что если предполагают УО, то пишут рядом СНР — системное недоразвитие речи, а если предполагают ЗПР, пишут рядом ОНР — общее недоразвитие речи. Нам поставили ОНР-1, да и в обсуждении на комиссии я не уловила умственной отсталости, прозвучала фраза, что у Маши ЗПР. Кстати, нам лично члены комиссии ничего на обьясняли, такое отношение к родителям, типа для мебели пришли посидеть. Молча написали и отправили.

      География : Литва
      СДВГ-статус : Мама
      Г.р. детей : 2007

      Маячок, доброе время суток!
      Цитата : ЗПР предполагает незначительное снижение во всех сферах скажите пожалуйста до какой степени отставание считается ЗПР?
      Моего сына тестировали по DISK в возрасте 4 лет.
      Мелкая и крупная моторики — развиты на 75%
      Зрительная память и внимание — на 78%
      Слуховая память и внимание — 55% (это самый ужасный результат)
      Понимание речи — 86%
      Экспрессивная речь — 75%
      Социальная адаптация — 65%
      Самостоятельность — 62%

      Мы еще «вписываемся» в ЗПР или уже нет?

      Паренек мой вообще на УО не похож. Сейчас ему 4 с половиной. У меня глаза конечно «замыленые», но он интересуется происходящим, играет в сюжетные игры простые, но чаще переигрывает увиденное где-то, может поиграть в ролевую игру простенькую, есть любимые мульт-персонажи, с детьми общение затруднено, потому что они его не понимают и отворачиваются, в саду занимается со всеми, слушается, многое может сделать сам, но ленится и ноет чтобы сделала я, поэтому самостоятельность такая «слабая», зевака — может забыть что спешим в сад зазевавшись на ворон (классика рассеяности), внимание очень не стабильное, в разговоре с трудом переключается на др тему, т.е. переключается, но часто не сразу, на вопросы иногда отвечает не сразу, потому что погружен в свои «дела». ну вот такой он вкратце.

      Спасибо большое за ответ.

      Shiva

      Сообщения : 4414
      Регистрация : 2009-02-12

      Маячок, я решила отказаться от Векслера. Именно потому что мой из-за невнимательности его не осилит. И впишут нас в ряды УО только потому что он рассеяный и отвлекается очень.

      (кстати, может у вас есть опросник по Векслеру для детей 5 лет? В интернете нашла только для 8-летних. Было бы любопытно глянуть.)

      Прежний ник : Mayachok
      Сообщения : 6670
      Регистрация : 2008-09-10

      нота

      Сообщения : 8849
      Регистрация : 2011-03-11

      География : Киев
      СДВГ-статус : Мама
      Г.р. детей : 1996

      География : россия / тюмень
      СДВГ-статус : Мама
      Г.р. детей : 1992, 2004 (тем.)

      Zinger

      География : Украина/ Днепропетровск
      СДВГ-статус : Мама
      Г.р. детей : 2005, 2008

      Сообщения : 10
      Регистрация : 2011-10-31

      Мачяок, добрый день!Подскажите пожалуйста, куда можно с такими проблемами обратиться в Киеве?

      Нашему ребёнку на данный момент 3года и 6 месяцев. Родился почти в 42 недели, с весом 4 кг 450 гр. Роды вторые, естественные, через 2.4 года, первые роды были методом кесарева сечения. До года ребёнок развивался нормально, во время сел, пошёл, в 7 мес. говорил мама, к году говорил — мам дай цись ( мама дай сисю) мау – кошка, ав – собака, а папа, баба, деда не говорил совсем. Был исключительно на грудном вскармливании, от прикорма отказывался до года, в год постепенно начали вводить прикорм. При этом вес ребёнка опережал норму. В месяц он весил 6 кг, в два месяца 8. В полтора года отлучили от груди, так как ребёнок требовал через каждые 15 минут. И спустя какое-то время он замолчал, перестал совсем говорить, даже мама. Стал более замкнутый, мог играть одной машинкой по долгу, не любил посторонних людей, и сейчас не любит активного внимания к нему, у него как будто остановилось развитие. В два года мог лежать на спине с поднятыми ногами и грызть палец на ноге, пару раз такое было. И сейчас может так лежать, в такой позе, палец, слава Богу, не грызет. Были на приеме у невролога, ЭЭГ не показало каких либо отклонений, очагов эпилепсии нет. Наблюдались в Областном психолого-медико-педагогическом центре, диагноза нет. Сперва были предположения, что это ранний детский аутизм, потом сенсорная алалия, потом все это отпало потому, что ребёнок на коллективных занятиях вел себя точно как аутист, а на индивидуальных совсем по-другому. Он складывал пазлы, собирал по цвету и размеру пирамидку, говорил как делают животные, хотя и не все. Только делал все это по желанию. Если не хочет, ни чем не заставишь. Уходя улыбался, махал ручкой и говорил пока. Но для его возраста было странное поведение. Не обращал внимание, когда его зовешь, совсем не реагировал на свое имя. Но когда я говорила : хочешь я включу мультик – шёл, садился на диван и покорно ждал. При попытках совместно играть или рассматривать книгу, он моментально бросал игру и уходил. Дай маме машинку не понимал. В общем ни каких просьб не выполнял. Иди мама даст конфету – шел. Я в замешательстве, но не может же ребёнок быть на столько упрямым. В три года начал увеличиваться словарный запас, знает слова, но не всегда их использует, например : говорит на всех – мама. Хотя может сказать папа, старшего брата зовут Ваня, ему 5.5 лет, он может сказать Уаня (Ваня), например; я говорю, позови Ваню, он кричит – Уаня, ты где, ау. А когда обращается сам к нему, то говорит – мама. Говорит на всех мама, на папу, бабушку, чужую тётю и т.д. Стал более общительным, использует все игрушки по назначению, сам кушает только то, что нравится, пьет из чашки. На горшок не ходит, с этим проблемы с самого маленького возраста. Писает на унитаз, ведет и показывает что писать, сам не писяет, но за то потом сам смывает и закрывает крышку унитаза. С покакать больше проблем, до сих пор в штаны. Хотя к горшку начала приучать ещё до года, если держала над горшком, в тот момент, когда видела что хочет какать он сдерживал позыв. Доходило до трёх дней без стула, в итоге клизма, но он и её умудрялся задерживать, ужас в общем. Сейчас прячется чтоб никто его не видел, а потом приходит и показывает что у него в штанах – фу какака ( какашка) Недавно раз сходили по большому на унитаз. На данный момент показывает из животных: корову, козу, овечку, курочку, кошку, свинку, собачку, птичку, жука, муху, рыбу – но не называет их, а говорит как кто делает. На вопросы отвечает или отрицательно, или ни как, да не говорит совсем. Может сказать – мама афошая (хорошая) чучи мукия (включи мультик) аячая (горячее) пи (пить) попо (попробуй) касива(красивая) мокко (мокро) мама смоти ляля (смотри ляля) похи (пошли) корее (скорее) беги, маако (молоко) куно (вкусно). Пивет(привет) пока. Очень любвеобильный мальчик, меня целует через каждые пять минут, папу целует, братика, а раньше совсем не давал себя не то что поцеловать, руку не могла на него даже во сне положить, чтоб обнять, на руках тоже не носили, не давался. Даже коляску должна была везти только я, когда брал папа, он орал страшно, аж хрипел. Уходит спать, говорю — иди поцелуй папу и скажи «пока» — делает. Делает все по желанию. Если что-то против его воли начинаются такие припадки, сразу падает на пол, бьёт меня, начинает хрипеть. За руку ходит крайне редко. Ногти обрезаем только под мультик, ничего другое не отвлекает. Уши чистим с криком, стрижёмся вообще – МРАК. Если его не беспокоить спокойный, ласковый, если всё делать как он хочет, идти куда он ведет, иначе сразу агрессивная реакция. Если в машине, начинает бить ногами в кресло переднее, извивается весь, и т.д
      В сад не ходит, по тем же причинам, не всегда реагирует на слова, и с туалетом проблемы.

      www.sdvg-deti.com