Умственная отсталость это инвалидность

Умственная отсталость это инвалидность

дарина777: Лора Поздравляем.

ЕленаБ: Лора Поздравляем.

Olga_J: Лора Поздравляем.

Кирюша: Лора Поздравляем!

iraira74: Лора Поздравляем!

Лора: Хельга ,инвалидность мы оформляем с 5-месячного возраста,каждый год. Раньше оформлял педиатр(из-за порока сердца), сейчас — психиатры. Направление на МСЭК заполняла заведующая детским отделением городского психдиспансера, что она там написала — не знаю, так как все документы она сама передала в комиссию. Нам только позвонили и сказали: завтра у вас комиссия по инвалидности, приезжайте с ребенком, паспортом и амбулаторной картой. Теперь оформляем пенсию в Пенсионном фонде. Дали листовку с адресом Центра социальной реабилитации детей-инвалидов. Сегодня была в этом Центре, записали наши данные, сказали, будут приглашать на мероприятия (походы в зоопарк, в театр). Еще там психолог и юрист бесплатно консультируют, записывают в очередь на путевки в местные санатории. Одно плохо — раньше в Центре были детские кружки, а теперь их закрыли, урезали финансирование А еще у меня вопрос к тем, кто рожал детей после ребенка с СД, и не работал на момент рождения следующего ребенка. При оформлении пенсии по инвалидности ребенку еще оформляется пособие маме по уходу за ребенком-инвалидом (сейчас это 1200руб). Но при условии, что мама не работает и не получает пособие по безработице. А если мама оформит пособие по уходу за новорожденным ребенком до 1,5 лет, она теряет право на пособие в 1200руб? Кто-нибудь был в такой ситуации? Я еще не беременна,если что так, на будущее интересуюсь.

ФокинаТатьяна: Я оформила 1200,когда уволилась и по уходу до полутора стала получать через соцзащиту.В ПФ сказали,что так можно,главное,что я не работаю.Трудовая-то на руках,а им-копию.

Хельга: Лора А почему вам сейчас не дали до 18 лет? Они чем-то это мотивировали? Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, — категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организмаУ вас, как я понимаю, 4 года уже прошло?

alter-sun: Хельга Скорее всего, из-за этого: или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина Этот пунктик можно как угодно трактовать, как мне кажется. А вдруг «реабилитационные мероприятия» окажутся настолько хороши, что степень ограничения жизнедеятельности значительно уменьшится. (наверное, они примерно так рассуждают )

Fruuu: У нас именно за этот пункт и зацепились. и именно на основании его инвалидность дали только на два года, а не до 18 лет.

OlgaLD: Я не являлась неработающей, а просто была в отпуске по уходу за Ваней, когда родила Колю, так что не могу ответить, Лора.

Хельга: alter-sun пишет: А вдруг «реабилитационные мероприятия» окажутся настолько хороши, что. что смогут вывести из каждой клетки лишнюю хромосому? Пусть тогда справку об этом дадут или конкретные рекомендации по её удалению на ближайшие два года!

alter-sun: Хельга ППКС.

таня82: Лора я родила второго ребенка,не работала.мне не сняли с пенсии 1200р.снимают только в спучае выхода на работу.и обратится нужно в ПФ не позднее чем через 3 дня,как устроился на работу.

таня82: мы 15 марта идем на МСЭ.нам дали такую хорошую характеристику с сада(а может это только мне показалось ),что нам точно дадут только на один год.а так хотелось бы,хотя бы на 2 года.

ЕленаБ: таня82 Танюш,я всегда в саду прошу-не расхваливайте. Так они как напишут-обрыдаться можно,непонятно как нас там держат

Хельга: таня82 Удачи! ЕленаБ ЕленаБ пишет:как напишут-обрыдаться можно

таня82: Хельга спасибо!

таня82: девочки,подскажите!на МСЭ когда идешь ксерокопии документов каких нибудь надо?а то что то я все забыла уже,в интернете почитала перечень документов,вроде ксерокопий нет.

ФокинаТатьяна: Татьяна,обычно с вызовом высылают перечень документов,кот.надо взять.В основном это оригиналы.Нам только ксерокопию УЗИ сердца надо было к комиссии сделать.

таня82: ФокинаТатьяна у нас вызовы не высылают,идем сами и записываемся.

таня82: нам продлили только на 1 год .Вета так хорошо отвечала на вопросы,что я сама удивилась

ЕленаБ: таня82 Поздравляю. Жалко,что только на год-не успеешь оглянуться-как все по новой надо проходить.

Хельга: таня82 Поздравляем! Хотя, могли бы дать и на 2 года!

Лора: Всем спасибо за ответы и поздравления! Честно говоря, я так боялась, что нам откажут в оформлении инвалидности, что на радостях не стала выяснять, а почему не до 18 лет. Не хочу ругаться, а то вдруг запомнят нас врачи, в следующий раз и на 2 года не дадут шучу. Ведь у нас в Белгороде временная регистрация по месту жительства, могли и отказать в инвалидности и отправить по месту постоянной регистрации.

ФокинаТатьяна: таня82 Да ,Танюш,жалко,что только на год!

Татьяна А: Девочки скажите пожалуйста с таким пороком положена инвалидность нет?? Сд нет. Открытый артериальный проток, до 3-4 мм.без существенных гемодинамических нарушений. открытое овальное окно, Поперечно расположенне хорды в левом желудочке.

bez dna: Татьяна А пишет: Сд нет

Elena.K: мы тоже готовимся к комиссии. Психиатр все бумаги заполнил не видя ребёнка( оказывается ма издаём отдельные звуки,по картинкам не ориентируется,с игушками играет не осознанно.навыки самаобслуж не развиты) заключение:БОЛЕЗНЬ ДАУНА СО СНИЖ ,ИНТЕЛЛЕК., ДО УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНИ ДЕБИЛЬНОСТИ И ЗНАЧЁК F71 девочки у вас тоже так пишут. сказал ,что так надо,а то инвалидность не дадут. у меня и так весенний депресняк, а тут оказывается у меня не ребёнок ,а какой то зверёк,причём не дресированный.да с речью проблеммы ,но словато мы говорим

таня82: Elena.K нам такого не писали.ну ведь вам написали,не видя ребенка.а хоть у вас спрашивали про развитие,что умеет?

Хельга: Elena.K пишет: Психиатр все бумаги заполнил не видя ребёнкаЛен, не волнуйтесь. Как нужно , так врач и написала. К чему депрессия, радоваться надо, что не пришлось с психиатром спорить, да по заведующим бегать, доказывая, что Димочке инвалидность нужна. Раз она так написала, не видя ребёнка, считайте, что она Вам на уступку пошла (так сказать )

ЕленаБ: «F71» УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ УМЕРЕННАЯ У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отстает и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях. Так про F71 в Классификации психических расстройств пишут. Вроде бы не так страшно. Хотя читать страшновато,когда все зашифрованно.

Elena.K: не не спрашивал про Диму ни чего.я ещё спросила ,когда с ребёнком приходить. ответ:не надо я всё что нужно напишу .уступка вдруг сыграет плохую роль.У нас ведь большое дело бумажка.

Elena.K: ЕленаБ Да,Лен,так уже не очень страшно.СПАСИБО ЗА ИНФОРМАЦИЮ А ещё какие степени бывают,вам что пишут??

ЕленаБ: /F70.0/ Умственная отсталость легкой степени /F71.0/ Умственная отсталость умеренная /F72.0/ Умственная отсталость тяжелая /F73.0/ Умственная отсталость глубокая это степени. Что пишут нам-я не знаю. Тк психиатр для МСЭ свое заключение отправляет сама. Или передает,но в запечатанном конверте. Руки так и чешутся. По-моему,71 она писала.

Хельга: ЕленаБ ЕленаБ пишет: психиатр для МСЭ свое заключение отправляет сама. Или передает,но в запечатанном конверте.. А что это такая секретная информация, что даже родители не имеют право знать, какой диагноз ставят их ребёнку?

marinazima: Ф70 может хорошо для инвалидности, но при выборе школы в дальнейшем лучше Ф71, а ещё лучше ЗПР.Где-то мы уже это обсуждали. Маше пишут Ф71.

turist: marinazima Ты ничего не путаешь? По-моему наоборот писали, что при выборе школы лучше иметь F70, чем F71.

таня82: а у нас вообще не ставят таких диагнозов.в карточке просто Q90.1,так кажется.а психиатр пишет,нарушения связанные с СД.это плохо?

wap.downsyndrome.borda.ru

Автореферат и диссертация по медицине (14.02.06) на тему: Инвалидность вследствие умственной отсталости у детей в Российской Федерации и комплексная медико-социальная реабилитация

Автореферат диссертации по медицине на тему Инвалидность вследствие умственной отсталости у детей в Российской Федерации и комплексная медико-социальная реабилитация

На правах рукописи

ФАИЗУЛЛИНА Латифа Ленардовна

ИНВАЛИДНОСТЬ ВСЛЕДСТВИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ У ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОМПЛЕКСНАЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

14.02.06 — медико-социальная экспертиза и медико-социальная реабилитация

диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Работа выполнена в Федеральном государственном учреждении «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Федерального медико-биологического агентства России

Научный руководитель Доктор медицинских наук

Шкурко Марта Алексеевна

Официальные оппоненты: Доктор медицинских наук, профессор

Шахсуварян Самвел Бугданович

Доктор медицинских наук, профессор Калининская Алефтина Александровна

Ведущее учреждение ГОУ ДПО «Российская медицинская

академия последипломного образования»

Защита состоится » ¿Ц » О С_2010 г. в часов

на заседании диссертационного совета Д 208.122.01 при Федеральном государственном учреждении «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» (127486, Москва, ул. Ивана Сусанина, 3)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» (127486, Москва, ул. Ивана Сусанина, 3)

Автореферат разослан » X О _2010 г.

доктор медицинских наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

По данным Всемирной организации здравоохранения, 450 миллионов людей на планете страдают психическими заболеваниями. За последнее десятилетие их число увеличилось более чем на 40%. На сегодняшний день средний мировой показатель заболеваемости психическими расстройствами — около 15% от численности населения страны, в России же он достигает 25%. По официальным данным, на конец 2008 года в квалифицированной психолого-психиатрической помощи нуждалось 25 млн. человек. По прогнозам специалистов, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней по распространенности в нашей стране (И.Я. Гурович, 2006; Т.Б. Дмитриева, 2008).

Особое место занимает детская инвалидность, которая является индикатором здоровья детского населения. В структуре инвалидности у детей вследствие всех психических расстройств по обращаемости в бюро медико-социальной экспертизы Российской Федерации удельный вес инвалидов вследствие умственной отсталости составляет 65% от общего числа (М.А. Шкурю, 2009).

Имеются единичные работы по изучению проблем инвалидности вследствие умственной отсталости у детского населения в отдельных субъектах Российской Федерации (О.Б. Рудова, 2004, 2007, которая изучала первичную инвалидность в Ростовской области).

Однако, работ по детальному изучению проблемы инвалидности детей-инвалидов вследствие умственной отсталости в Российской Федерации, ее округах и субъектах нет. Недостаточно изучена медико-социальная и клиническая характеристика повторной и общей инвалидности. Требует дальнейшего развития и совершенствования комплексная медико-социальная реабилитация детей-инвалидов вследствие умственной отсталости.

Все вышеизложенное обусловило необходимость проведения данного исследования и определило его цель и задачи.

На основе детального изучения инвалидности вследствие умственной отсталости у детей в Российской Федерации и ее субъектах определить закономерности ее формирования и разработать предложения по развитию комплексной медико-социальной реабилитации.

1. Провести анализ и изучить основные тенденции первичной инвалидности вследствие умственной отсталости у детей в Российской Федерации в динамике за 2004-2008 гг.

2. Изучить закономерности формирования общей инвалидности вследствие умственной отсталости у детей по обращаемости в БМСЭ Российской Федерации в 2004-2008 гг.

3. Оценить состояние инвалидности вследствие умственной отсталости у детей в округах и субъектах Российской Федерации в 2004-2008 гг.

4. Изучить медико-социальную и клиническую характеристику контингента детей-инвалидов вследствие умственной отсталости.

5. Определить потребность детей-инвалидов вследствие умственной отсталости в различных видах медико-социальной реабилитации.

6. Разработать предложения по развитию комплексной медико-социальной реабилитации детей-инвалидов вследствие умственной отсталости на основе современных подходов к реабилитации.

Изучены основные тенденции первичной инвалидности вследствие умственной отсталости у детей в Российской Федерации в динамике за 5 лет (2004-2008 гг.)

Определены закономерности формирования инвалидности вследствие умственной отсталости за 5 лет (2004-2008 гг.).

Изучена медико-социальная и клиническая характеристика контингента детей-инвалидов вследствие умственной отсталости.

Определена потребность детей-инвалидов вследствие умственной отсталости в различных видах медико-социальной помощи. Установлена высокая нуждаемость детей-инвалидов вследствие умственной отсталости в различных видах медико-социальной реабилитации.

Разработаны предложения по развитию комплексной медико-социальной реабилитации детей-инвалидов вследствие умственной отсталости с учетом современных подходов к реабилитации.

Практическая значимость работы

На основе детального анализа инвалидности в Российской Федерации, создан банк данных по инвалидности вследствие умственной отсталости у детей в Российской Федерации, округах и субъектах за 5 лет (20042008 гг.), выделены субъекты с различным уровнем инвалидности, что

имеет практическое значение для разработки комплексных программ профилактики инвалидности на федеральном и региональных уровнях.

Полученные в результате исследования медико-социальная и клиническая характеристика контингента детей-инвалидов вследствие умственной отсталости, данные о потребностях детей-инвалидов в различных видах реабилитации, а также предложения по развитию комплексной медико-социальной реабилитации на основе современных подходов к реабилитации, являются информационной базой для органов здравоохранения, бюро медико-социальной экспертизы и органов социальной защиты и методической основой для разработки индивидуальных программ реабилитации, а также целевых, комплексных программ социальной защиты и медико-социальной реабилитации детей-инвалидов вследствие умственной отсталости.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Результаты анализа первичной инвалидности вследствие умственной отсталости у детей в Российской Федерации в 2004-2008 гг.

2. Закономерности формирования общей инвалидности вследствие умственной отсталости у детей по обращаемости в БМСЭ Российской Федерации в 2004-2008 гг.

3. Результаты изучения состояния инвалидности вследствие умственной отсталости у детей во всех округах и субъектах Российской Федерации в 2004-2008 гг., которые позволили выделить субъекты с высокими показателями распространенности инвалидов в детском населении.

4. Медико-социальная и клиническая характеристика контингента детей-инвалидов вследствие умственной отсталости с учетом ее тяжести, гендерных особенностей и возраста.

5. Данные о потребности детей-инвалидов вследствие умственной отсталости в различных видах медико-социальной реабилитации.

6. Предложения по развитию комплексной медико-социальной реабилитации детей-инвалидов вследствие умственной отсталости, которая должна способствовать интеграции этих детей в семью и социальную реальность.

Работа прошла апробацию на межотдсленческой конференции Федерального государственного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы». Материалы диссертации доложены на Российских научно-практических конференциях по актуальным вопросам инва-

лидности и медико-социальной реабилитации инвалидов в городах: Орел, Москва, Рязань (2009-2010 гг.).

По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ, в том числе 4 работы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Объем и структура диссертации

Диссертация изложена на 246 страницах печатного текста и состоит из введения, 6 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, который содержит 120 источников. Работа иллюстрирована 56 таблицами и 29 рисунками.

Исследование комплексное и проводилось в 4 этапа.

На первом этапе проведен анализ первичной инвалидности вследствие умственной отсталости у детей в РФ. Единица наблюдения — ребенок до 18 лет впервые признанный инвалидом вследствие умственной отсталости. Объект исследования — совокупность впервые признанных инвалидов (ВПИ). Период наблюдения — 5 лет (2004-2008 гг.). База исследования — отдел изучения проблем инвалидности ФГУ «ФБМСЭ». Источники информации: учетно-отчетная форма №7Д собес бюро медико-социальной экспертизы, сводная по Российской Федерации; статистические сборники ФГУ «ФБМСЭ»; статистические сборники Росстата. Исследование сплошное. Число ВПИ за 5 лет составило 47491 ребенок-инвалид.

На втором этапе изучены закономерности формирования общей инвалидности вследствие умственной отсталости у детей в РФ. Единицы наблюдения: впервые признанный ребенок-инвалид; повторно признанный ребенок-инвалид. Объект исследования: совокупность повторно признанных инвалидов; совокупность первично и повторно признанных детей-инвалидов вследствие умственной отсталости. Период наблюдения -5 лет (2004-2008 гг.). База исследования — отдел изучения проблем инвалидности ФГУ «ФБМСЭ». Источники информации: учетно-отчетная форма №7Д собес бюро медико-социальной экспертизы, сводная по Российской Федерации; статистические сборники ФГУ «ФБМСЭ»; статистические сборники Росстата. Исследование сплошное. Число наблюдений впервые признанных инвалидов в среднем в год составило 9498 человек и число повторно признанных инвалидов в среднем в год — 51068 детей-инвалидов. Общее число наблюдений в среднем в год составило 60566 детей-инвалидов вследствие умственной отсталости.

На третьем этапе изучено состояние инвалидности вследствие умственной отсталости у детей во всех округах и регионах РФ. Единицы наблюдения: впервые признанный ребенок-инвалид в субъектах РФ; повторно признанный ребенок-инвалид в субъектах РФ. Объект исследования: совокупность впервые признанных инвалидов в субъектах РФ; совокупность повторно признанных инвалидов в субъектах РФ; совокупность первично и повторно признанных детей-инвалидов вследствие умственной отсталости в субъектах РФ. Период наблюдения: при первичной инвалидности — 2004-2008 гг.; при повторной и общей инвалидности — 20062008 гг. Число наблюдений составило в среднем за год 60,6 тыс. детей-инвалидов. Источники информации: учетно-отчетная форма №7Д собес

бюро медико-социальной экспертизы по всем субъектам РФ; статистические сборники ФГУ «ФБМСЭ»; статистические сборники Росстата. Основные методы исследования на трех этапах были: документальный, выкопировка сведений, социально гигиенический метод, метод экспертных оценок, аналитический, графический, статистический.

На четвертом этапе изучена медико-социальная и клиническая характеристика инвалидности вследствие умственной отсталости. Единица наблюдения — ребенок-инвалид вследствие умственной отсталости. Объект исследования — совокупность детей инвалидов вследствие умственной отсталости. Исследование выборочное. Объем выборочной совокупности составил 520 детей-инвалидов вследствие умственной отсталости. Источники информации — акты освидетельствованных детей-инвалидов вследствие умственной отсталости. На этом этапе изучена потребность инвалидов в различных видах реабилитации и разработаны предложения по развитию комплексной медико-социальной реабилитации данного контингента инвалидов. Период наблюдения — 2007-2008 гг. Базы исследования: психиатрическое БМСЭ г. Москвы и ФГУ «ФБМСЭ». Методы исследования: социально гигиенический, документальный, выкопировка данных, акцентирование, клинико-экспертные методы, метод экспертных оценок, аналитический, статистический.

АНАЛИЗ ПЕРВИЧНОЙ ИНВАЛИДНОСТИ ВСЛЕДСТВИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ У ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДИНАМИКЕ ЗА 5 ЛЕТ (2004-2008 гг.)

Общее число впервые признанных детей-инвалидов (ВПИ) вследствие умственной отсталости составило 10,5-10,1 тыс. человек в 20042005 гг., 10,3 тыс. человек в 2006 г., затем уменьшается до 8,7 тыс. инвалидов в 2007 г. (-16,4%), до 7,9 тыс. человек в 2008 г. (-9,2%). Всего за 5 лет инвалидами признано 47,5 тыс. детей, в среднем это число составляет 9,5 тыс. детей-инвалидов в течение года.

Удельный вес инвалидов вследствие умственной отсталости в контингенте ВПИ вследствие всех психических расстройств большой и равен 65,7% в 2004 г., 63,6-63,8% в 2005-2006 гг., незначительно уменьшается до 62,3-61,4% в 2007-2008 гг.; в среднем составляет 63,5% от общего числа.

Уровень первичной инвалидности у детей вследствие умственной отсталости равен 3,6-3,5 в 2004-2005 гг., незначительно увеличивается до 3,7 в 2006 г. (+5,7%), затем уменьшается до 3,2-3,0 в 2007-2008 гг., в среднем равен 3,4 на 10 тыс. взрослого населения.

В структуре инвалидности по полу преобладают мальчики, которые 65,3-64,6% в 2004-2005 гг., 65,2% в 2006-2007 гг., 64,9% в 2008 г., в

среднем 65% от общего числа. Удельный вес девочек равен 34,7-35,4% в

2004-2005 гг., 34,8 в 2006-2007 гг., 35,1% в 2008 г.; в среднем равен 35% от общего числа. Эти данные свидетельствуют о том, что удельный вес мальчиков высокий, удельный вес девочек небольшой и колеблется незначительно.

Рассчитан уровень инвалидности с учетом гендерных особенностей. Уровень у мальчиков выше, равен 4,6 в 2004 г., уменьшается до 4,4 в 2005 г. (-4,4%), увеличивается до 4,7 в 2006 г. (+6,8%), затем уменьшается до 4,1 в 2007 г. (-12,8%), до 3,8 в 2008 г. (-7,3%); в среднем равен 4,3 на 10 тыс. соответствующего детского населения. У девочек уровень ниже, равен 2,6 в 2004 г., 2,5 в 2005-2006 гг., уменьшается до 2,2 в 2007-2008 гг. (-12%); в среднем равен 2,4 на 10 тыс. соответствующего детского населения (рис. 1).

Изучена структура первичной инвалидности по возрасту. Удельный вес инвалидов до 3 лет самый низкий — равен 3,6-4,6% в 2004-2005 гг., увеличивается до 5,2% в 2006 г., уменьшается до 3,9-4,1% в 2007-2008 гг.; в среднем равен 4,3% от общего числа.

Удельный вес инвалидов в возрасте 4-7 лет несколько больше и составляет 17% в 2004 г., увеличивается до 18,6-18,7% в 2005-2006 гг., до 19,7% в 2007 г., до 22% в 2008 г.; в среднем равен 19,1% от общего числа. В структуре больше всего инвалидов в возрасте 8-14 лет — удельный вес равен 55,3% в 2004 г., 54,0-55,7% в 2005-2006 гг., увеличивается до 57,657,8% в 2007-2008 гг., в среднем равен 55,9% от общего числа. Удельный вес инвалидов в возрасте 15-17 лет средний, равен 24,1% в 2004 г., затем уменьшается до 22,8% в 2005 г., до 20,5% в 2006 г., до 18,8% в 2007 г., до 16,1% в 2008 г.; в среднем составляет 20,7% от общего числа.

Рассчитан уровень первичной инвалидности у детей в различном возрасте в РФ в 2004-2008 гг. Уровень инвалидности до 3 лет низкий -равен 0,7-0,8 в 2004-2006 гг., уменьшается до 0,6-0,5 в 2007-2008 гг.; в среднем равен 0,7 на 10 тыс. соответствующего детского населения. Уровень инвалидности в возрасте 4-7 лет значительно выше и равен 3,5 в 2004 г., увеличивается до 3,7 в 2005 г. (+5,7%), до 3,8 в 2006 г. (+2,7%), затем уменьшается до 3,3 в 2007 г. (-13,2%), до 3,2 в 2008 г. (-3%); в среднем равен 3,5 на 10 тыс. соответствующего детского населения. Уровень инвалидности в возрасте 8-14 лет самый высокий — равен 5,2 в 2004 г., 4,9 в 2005 г. (-5,8%), увеличивается до 5,5 в 2006 г. (+12,2%), затем уменьшается до 5,1 в 2007 г. (-7,3%), до 4,8 в 2008 г. (-5,9%); в среднем равен 5,1 на 10 тыс. соответствующего детского населения. Уровень инвалидности в возрасте 15-17 лет средний — равен 3,5 в 2004 г., но уменьшается до 3,2 в

2005-2006 гг. (-8,6%), до 2,7 в 2007 г. (-5,6%), до 2,3 в 2008 г. (-14,8%); в среднем равен 3,0 на 10 тыс. соответствующего детского населения.

Рис. 1. Уровень первичной инвалидности вследствие умственной отсталости у детей с учетом пола в РФ в 2004-2008 гг. (на 10 тыс. соответствующего детского населения)

Таким образом, особенностями первичной инвалидности вследствие умственной отсталости являются: в структуре преобладают мальчики, больше всего инвалидов в возрасте 8-14 лет, уровень инвалидности выше у мальчиков и у инвалидов в возрасте 8-14 лет; отмечается незначительное снижение уровня инвалидности в 2007-2008 гг.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ ВСЛЕДСТВИЕ УМСТВЕНОЙ ОТСТАЛОСТИ У ДЕТЕЙ ПО ОБРАЩАЕМОСТИ В БМСЭ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2004-2008 гг.

Общее число повторно признанных инвалидов (ППИ) вследствие умственной отсталости больше числа ВПИ в 5-6 раз и составляет 50,7 тыс. человек в 2004 г., 51,1 тыс. человек в 2005 г. (+0,8%), 50,8 тыс. человек в 2006 г. (-0,7%), увеличивается до 51,9 тыс. человек в 2007 г. (+2,3%), составляет 50,7 тыс. человек в 2008 г. (-2,3%), в среднем составляет 51,1 тыс. инвалидов в год.

Удельный вес ППИ вследствие умственной отсталости в контингенте инвалидов вследствие всех психических расстройств высокий и составляет 70,9% в 2007 г., 69,6-69,8% в 2005-2007 гг., 70,2% в 2008 г.; в среднем равен 70% от общего числа инвалидов вследствие всех психических расстройств.

Уровень повторной инвалидности в 5-6 раз выше первичной инвалидности и составляет 17,5-17,6 в 2004-2005 гг., увеличивается до 18,2 в 2006 г. (+3,4%), до 19,2 в 2007-2008 гг. (+5,5%); в среднем равен 18,3 на 10 тыс. детского населения. За 5 лет уровень увеличился на 9,7%.

В структуре по полу значительно больше мальчиков, которые составляют 64,0-64,2% в 2004-2008 гг.; в среднем составляют 64,1% от общего числа. Удельный вес девочек меньше — равен 35,9% в 2004 г., 36% в 2005-2006 гг., 35,8-35,9% в 2007-2008 гг.; в среднем равен 35,9% от общего числа.

Уровень инвалидности у мальчиков выше и составляет 21,9 в 2004 г., 22,0 в 2005 г. (+0,5%), увеличивается до 22,7 в 2006 г. (+3,2%), до 24,1 в 2007-2008 гг. (+6,2%), в среднем равен 23,0 на 10 тыс. соответствующего детского населения. Уровень инвалидности у девочек ниже и составляет 12,8-13,0 в 2004-2006 гг., увеличивается до 13,8 в 2007 г. (+7,8%), до 14,2 в 2008 г. (+2,9%); в среднем равен 13,3 на 10 тыс. соответствующего детского населения (рис. 2).

Проведен анализ структуры повторной инвалидности по возрасту.

Инвалидов до 3 лет мало — они составляют 1,1-1,4% в 2004-2006 гг. и 1,0% в 2007-2008 гг.; в среднем — 1,1% инвалидов от общего числа.

мальчики девочки оба пола в среднем

Рис. 2. Уровень повторной инвалидности вследствие умственной отсталости у детей с учетом пола в РФ в 2004-2008 гг. (на 10 тыс. соответствующего детского населения)

Удельный вес инвалидов 4-7 лет равен 11-12% в 2004-2005 гг., увеличивается до 12,7-12,2% в 2006-2007 гг., до 13,1% в 2008 г.; в среднем равен 12,2% от общего числа. Больше всего инвалидов в возрасте 8-14 лет, удельный вес которых увеличивается с 51,1-52,4% в 2004-2005 гг., до 54% в 2006 г., до 56,1% в 2007 г., до 57,3% в 2008 г.; в среднем равен 54,2% от общего числа. Инвалиды в возрасте 15-17 лет составляют 36,8% в 2004 г., однако постоянно удельный вес их уменьшается до 34,3% в 2005 г., до 31,9% в 2006 г., до 30,7% в 2007 г., до 28,6% в 2008 г.; в среднем равен 32,5% от общего числа.

Рассчитан уровень инвалидности в различном возрасте в РФ в 20042008 гг.

Уровень инвалидности до 3 лет низкий — равен 1,0-1,2 в 2004-2006 г., уменьшается до 0,8 в 2008 г.; в среднем равен 1,0 на 10 тыс. соответствующего населения. Уровень инвалидности в возрасте 4-7 лет равен 11,0 в 2004 г., увеличивается до 12,0 в 2005 г. (+9,1%), до 12,6 в 2006 г. (+5%), уменьшается до 12,3 в 2007-2008 гг. (-2,4%); в среднем равен 12,0 на 10 тыс. соответствующего детского населения. Уровень инвалидности в возрасте 8-14 лет высокий — равен 23,2 в 2004 г. и постоянно увеличивается до 24,0 в 2005 г. (+3,4%), до 26,4 в 2006 г. (+10%), до 29,6 в 2007 г. (+12,1%), до 30,8 в 2008 г. (+4,1%); в среднем равен 26,8 на 10 тыс. соответствующего детского населения. Уровень инвалидности в возрасте 15-17 лет высокий — равен 26,0 в 2004 г., но уменьшается до 24,4-24,2 в 2005-2006 гг. (-6,2% и -0,8%), затем увеличивается до 26,0 в 2007-2008 гг. (+7,4%); в среднем составляет 25,3 на 10 тыс. соответствующего детского населения.

Таким образом, особенностями повторной инвалидности являются: число ПЛИ значительно больше ВПИ, удельный вес инвалидов в структуре всех психических расстройств большой, преобладают мальчики и инвалиды в возрасте 8-14 лет, уровень высокий, особенно в возрасте 8-14 лети 15-17 лет.

Общая инвалидность формируется за счет впервые признанных инвалидов (ВПИ) и повторно признанных инвалидов (ППИ), это суммарный показатель (ВПИ+ППИ), который отражает общее число инвалидов, освидетельствованных в БМСЭ в течение года.

Суммарное число инвалидов вследствие умственной отсталости у детей в РФ составляет 61,3 тыс. человек в 2004 г., до 61,2-61,1 тыс. человек в 2005-2006 гг., уменьшается до 60,6 тыс. человек в 2007 г., до 58,6 тыс. человек в 2008 г.; в среднем составляет 60,6 тыс. инвалидов в год.

В структуре общего контингента освидетельствованных в БМСЭ

ВПИ удельный вес формируется низкий — равен 17,2% в 2004 г., уменьшается до 16,5-16,9% в 2005-2006 гг., до 14,3-13,4% в 2007-2008 гг.; в среднем равен 15,7% от общего числа. Общий контингент больше формируется за счет ППИ, удельный вес которых высокий — равен 82,8% в 2004 г., увеличивается до 83,5-83,1% в 2005-2006 гг.. до 85,7% в 2007 г., до 86,8% в 2008 г.; в среднем равен 84,3% от общего числа.

Суммарный показатель уровня общей инвалидности равен 21,1 в 20042005 гг., увеличивается до 21,9-22,4 в 2006-2007 гг., равен 22,2 в 2008 г.; в среднем равен 21,7 на 10 тыс. детского населения.

Удельный вес инвалидов вследствие умственной отсталости в контингенте инвалидов вследствие всех психических расстройств большой и составляет 69,9% в 2004 г., незначительно снижается до 68,7-68,5% в 2005-2007 гг., составляет 68,9 в 2008 г.; в среднем равен 68,9% (табл. 1).

В структуре общей инвалидности по полу значительно преобладают мальчики, удельный вес колеблется в пределах 64,1-64,3%, в среднем равен 64,2% от общего числа. Удельный вес девочек в пределах 35,7-35,9%, в среднем равен 35,8% от общего числа.

Уровень общей инвалидности у мальчиков значительно выше и равен 26,5-26,4 в 2004-2005 гг., увеличивается до 27,4 в 2006 г. (+3,8%), до 28,2 в 2007 г. (+2,9%), составляет 27,9 в 2008 г.; в среднем равен 27,3 на 10 тыс. соответствующего детского населения. У девочек уровень значительно ниже и равен 15,4-15,5 в 2004-2005 гг., составляет 15,3 в 2006 г. (-1,3%), увеличивается до 16,0 в 2007 г. (+4,6%), до 16,4 в 2008 г. (+2,5%); в среднем равен 15,7 на 10 тыс. соответствующего населения.

Структура общей инвалидности по возрасту следующая. Удельный вес инвалидов до 3 лет низкий — равен 1,5-1,9% в 2004-2005 гг., увеличивается до 2,1% в 2006 г., уменьшается до 1,4% в 2007-2008 гг.; в среднем равен 1,6% от общего числа. Удельный вес инвалидов в возрасте 4-7 лет небольшой — равен 12,1% в 2004 г., увеличивается до 13,0-13,7% в 20052007 гг., до 14,3% в 2008 г.; в среднем равен 13,3% от общего числа. Больше всего инвалидов в возрасте 8-14 лет, удельный вес равен 51,8% в 2004 г., увеличивается до 52,7-54,3% в 2005-2006 гг., до 56,3% в 2007 г., до 57,4% в 2008 г.; в среднем равен 54,5% от общего числа. Удельный вес инвалидов в возрасте 15-17 лет средний — 34,6% в 2004 г., однако уменьшается до 32,4% в 2005 г., до 29,9-29,0% в 2006-2007 гг., до 26,9% в 2008 г.; в среднем равен 30,6% от общего числа (табл. 2).

Рассчитан уровень общей инвалидности в различном возрасте.

Уровень инвалидности до 3 лет низкий — равен 1,7 в 2004 г., увеличивается до 2,0 в 2005 г. (+17,6%), уменьшается до 1,9 в 2006 г. (-5%), до

Сведения об общей инвалидности у детей вследствие умственной отсталости в РФ в 2004-2008 гг.

Годы Общее число ВПИ+ППИ вследствие психических расстройств (абс. число) Темп роста или убыли (в %) Число ВПИ+ППИ вследствие умственной отсталости (абс. число) Темп роста или убыли ‘(в %) Удельный вес ВПИ+ППИ вследствие умственной отсталости Уровень ВПИ+ППИ вследствие умственной отсталости (на 10 тыс. соответствующего населения) Темп роста или убыли ‘(В %) Показатель наглядности ВПИ+ППИ по отношению к уровню 2004 г., принятому за 100%’

2004 87637 — 61286 — 69,9 21,1 — 100,0

2005 89116 +1,7 61204 -0,1 68,7 21,1 — 100,0

2006 89166 +0,1 61130 -0,1 68,6 21,9 +3,8 103,8

2007 88504 -0,8 60611 -0,8 68,5 22,4 +2,3 106,2

2008 85075 -3,9 58599 -3,3 68,9 22,2 -0,9 105,2

В среднем .ча год 87900 — 60566 — 68,9 21,7 — —

Структура общей инвалидности вследствие умственной отсталости у детей с учетом возраста в РФ

в динамике за 2004-2008 гг.

Общее число инвалидов вследствие умственной отсталости (абс. число) в том числе

абсолютное число структура в %

до 3 лет 4-7 лет 8-14 лет 15-17 лет

Годы абс. число темп роста или убыли ‘(в%) абс. число темп роста или убыли (в %) абс. число темп роста или убыли (в %) абс. число темп роста или убыли «(в %) до 3 лет 4-7 лет 8-14 лет 15-17 лет Всего

2004 б 1286 917 — 7385 — 31765 — 21219 — 1,5 12,1 51,8 34,6 100,0

2005 61204 1139 +24,2 7987 +8,2 32247 +1,5 19831 -6.5 1,9 13,0 52,7 32,4 100,0

2006 61130 1258 +10,4 8369 +4.8 33206 +3,0 18297 -7,7 2,1 13,7 54,3 29,9 100,0

2007 60611 851 -33,4 8062 -3,7 34131 +2,8 17567 -4,0 1.4 13,3 56,3 29,0 100,0

Всего 58599 811 -4,7 8357 +3.7 33658 -1,4 15773 -10,2 1,4 14,3 57,4 26,9 100,0

В среднем за год 60566 995 — 8032 — 33001 — 18538 — 1,6 13,3 54,5 30,6 100,0

1,4 в 2007 г. (-26,3%), до 1,3 в 2008 г. (-7,1%); в среднем равен 1,7 на 10 тыс. соответствующего населения. Уровень инвалидности в возрасте 4-7 лет больше — равен 14,5 в 2004 г., увеличивается до 15,7 в 2005 г. (+8,3%), увеличивается до 16,4 в 2006 г. (+4,5%), уменьшается до 15,6-15,5 в 20072008 гг.; в среднем равен 15,5 на 10 тыс. соответствующего населения. Высокий уровень инвалидности в возрасте 8-14 лет — равен 28,4-28,9 в 2004-2005 гг., увеличивается до 31,9 в 2006 г. (+10,4%), до 34,7 в 2007 г. (+8,8%), до 35,6 в 2008 г. (+2,6%); в среднем равен 31,9 на 10 тыс. соответствующего населения. Уровень инвалидности в возрасте 15-17 лет высокий в 2004 г. — равен 29,5, однако снижается до 27,6 в 2005 г. (-6,4%), до 27,4 в 2006 г. (-0,7%), увеличивается до 28,7 в 2007 г. (+4,7%), уменьшается до 28,3 в 2008 г. (-1,4%); в среднем равен 28,3 на 10 тыс. соответ-. ствующего населения (рис. 3).

Таким образом, общее число всех освидетельствованных инвалидов вследствие умственной отсталости большое, формируется в основном за счет ППИ, уровень инвалидности высокий, преобладают мальчики и инвалиды в возрасте 8-14 лет, уровень наиболее высокий у мальчиков и у мальчиков в возрасте 8-14 лет.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ ВСЛЕДСТВИЕ УМСТВЕНОЙ ОТСТАЛОСТИ У ДЕТЕЙ В ОКРУГАХ И СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2004-2008 гг.

Проведен анализ первичной инвалидности в округах и всех субъектах РФ.

В Центральном округе уровень инвалидности равен 2,6-2,8 в 20042006 гг., уменьшается до 2,3-2,1 в 2007-2008 гг.; выделяются Курская область и Белгородская область с высокими показателями инвалидности. В Северо-Западном округе уровень инвалидности составляет 3,1 в 2004 г., снижается до 2,2-2,1 в 2005-2008 гг. Наиболее высокий уровень инвалидности в Калининградской, Псковской, Ленинградской и Вологодской областях. В Южном округе уровень равен 3,1 в 2004 г. и 3,0 в 2005-2008 гг.; выделяются Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Чеченская Республика с высокими показателями инвалидности. В Приволжском округе уровень выше — равен 3,6-3,7 в 2004-2006 г., снижается до 3,3 в 2007-2008 гг.; выделяются Чувашская Республика и Нижегородская область. В Уральском округе уровень высокий — равен 3,8 в 2004 г., увеличивается до 4,14,6 в 2005-2006 гг., равен 4,2 в 2007 г., снижается до 3,7 в 2008 г.; выделяется Тюменская область. В Сибирском округе высокий уровень инвалидности — 6,1 в 2004 г., уменьшается до 5,6-5,9 в 2005-2006 гг., до 4,5-3,5 в

-до 3 лет —4-7 лет—8-14 лет —*—15-17 лет

доЗ 4-7 лет 8-14 15-17 лет лет лет

Рис. 3. Уровень общей инвалидности вследствие умственной отсталости у детей в различном возрасте в РФ в 2004-2008 гг. (на 10 тыс. соответствуюещего детского населения)

2007-2008 гг.; выделяются Алтайский край, Республика Хакасия, Иркутская область и Республика Алтай. В Дальневосточном округе уровень равен 3,2 в 2004-2005 гг., увеличивается до 5,0 в 2006 г., уменьшается до 3,8-3,5 в 2007-2008 гг.; выделяются Амурская и Камчатская области.

Поведено ранжирование округов по уровню инвалидности в 2004 и 2008 гг. Уровень инвалидности во всех округах выше в 2004 г. Первые места занимают Сибирский и Уральский округа, последние — Северо-Западный и Центральный округа.

Проведено ранжирование всех субъектов по уровню первичной инвалидности вследствие умственной отсталости в 2008 г. с учетом пола.

Первые ранговые места заняли субъекты: Амурская область — 9,7; Нижегородская область — 8,6; Чувашская республика — 8,0; Республика Калмыкия — 7,1; Тюменская область — 6,1; Иркутская область — 6,1; Курская область — 5,4 на 10 тыс. соответствующего населения.

В РФ уровень равен 3,0 на 10 тыс. детского населения.

У мальчиков уровень выше и первые ранговые места заняли: Амурская область — 13,0; Чувашская республика — 10,6; Нижегородская область — 10,5; Республика Калмыкия — 10,0; Иркутская область — 7,9; Тюменская область — 7,7; Камчатский край — 6,8; Курская область — 6,5; Краснодарский край — 6,2; Республика Хакасия — 6,1 на 10 тыс. соответствующего населения.

В РФ уровень у мальчиков равен 3,8 на 10 тыс. соответствующего детского населения.

У девочек уровень инвалидности значительно ниже.

Первые ранговые места заняли субъекты: Нижегородская область -6,7; Амурская область — 6,3; Чувашская республика — 5,1; Тюменская область — 4,5; Свердловская область — 4,2; Иркутская область — 4,2; Курская область — 4,1; Республика Калмыкия — 4,0 на 10 тыс. соответствующего населения.

В РФ уровень у девочек равен всего 2,2 на 10 тыс. детского населения и меньше, чем у мальчиков.

Наиболее высокий уровень инвалидности в возрасте 8-14 лет, равен 4,8 в РФ, колеблется от 0,5 до 18,4. Высокий уровень и первые ранговые места занимали субъекты: Чувашская республика -18,4; Нижегородская область — 18,0; Амурская область — 17,6; Тюменская область -12,7; Республика Калмыкия — 12,3; Иркутская область — 12,1; Краснодарский край — 9,1; Свердловская область — 9,0; Республика Хакасия -8,9; Алтайский край — 8,8; Оренбургская область — 8,0 на 10 тыс. соответствующего населения.

Сведения о повторной инвалидности появились в 2006 г., поэтому анализ проводится за 2006-2008 гг.

Уровень повторной инвалидности значительно выше уровня первичной инвалидности.

В Центральном округе уровень равен 14,1 в 2006 г., 13,9 в 2007 г. и 14,6 в 2008 г.; выделяются Курская и Орловская области с высоким уровнем инвалидности. В Северо-Западном округе уровень равен 12,8 в 2006 г., увеличивается до 14,0 в 2007 г., уменьшается до 11,6 в 2008 г.; выделяются Калининградская, Псковская области и Республике Коми. В Южном округе уровень равен 18,6-20,3 в 2006-2007 гг. и 19,1 в 2008 г.; высокие показатели уровня отмечены в Республике Калмыкия, Республике Адыгея и Краснодарском крае. В Приволжском округе уровень увеличивается с 19,8 в 2006 г. до 21,2 в 2008 г.; выделяются Чувашская Республика и Нижегородская область. В Уральском округе уровень равен 20,8 в 2006 г., увеличивается до 22,1-23,0 в 2007-2008 гг.; выделяется Тюменская область. В Сибирском округе высокий показатель — уровень с 23,8 в 2006 г. увеличивается до 25,5 в 2007-2008 гг.; выделяются Иркутская, Читинская области и Республика Хакасия. В Дальневосточном округе уровень с 15,5-17,3 в 2006-2007 гг. увеличивается до 19,5 в 2008 г.; выделяются Магаданская и Сахалинская области.

Проведено ранжирование округов по уровню в 2006 и 2008 гг. Высокий уровень и первые ранговые места занимают Сибирский, Уральский, Приволжский округа, низкий уровень и последние ранговые места занимают Центральный и Северо-Западный ФО.

Проведено ранжирование субъектов по уровню повторной инвалидности в 2008 г. — среднереспубликанский показатель равен 19,2 на 10 тыс. детского населения. Наиболее высокий уровень и первые ранговые места занимали субъекты: Чувашская Республика — 59,8; Курская область -52,9; Иркутская область — 52,7; Республика Калмыкия — 49,9; Нижегородская область — 40,0; Тюменская область — 39,7; Сахалинская область — 37,4; Орловская область — 36,8; Республика Адыгея — 35,4; Забайкальский край -34,6; Республика Хакасия — 34,4 на 10 тыс. соответствующего населения.

У мальчиков уровень выше — среднереспубликанский равен 24,1 на 10 тыс. соответствующего населения. Наиболее высокий уровень и первые ранговые места занимали субъекты: Чувашская Республика — 75,7; Иркутская область — 68,1; Курская область — 65,0; Республика Калмыкия — 59,8; Тюменская область — 49,8; Нижегородская область — 49,1; Сахалинская область — 45,8; Республика Хакасия — 45,4 на 10 тыс. соответствующего населения.

У девочек уровень ниже, в среднем по РФ равен 14,2 на 10 тыс. соответствующего населения. Относительно высокий уровень и первые ранговые места занимали субъекты: Чувашская Республика — 42,2; Курская область — 39,4; Республика Калмыкия — 39,1; Иркутская область — 37,0; Нижегородская область — 30,3; Тюменская область — 30,1; Орловская область — 29,6; Сахалинская область — 29,2 на 10 тыс. соответствующего населения.

Рассчитана структура и уровень повторной инвалидности вследствие умственной отсталости по полу по всем субъектам РФ в 20062008 гг.

Во всех округах и во всех субъектах в структуре инвалидности значительно преобладают мальчики. Удельный вес значительно колеблется, у мальчиков — в пределах 65-70%, у девочек — в пределах 30,5-40%.

Уровень повторной инвалидности во всех округах и субъектах выше у мальчиков, колеблется в больших пределах — от 7,0 до 68,1; во всех субъектах у девочек уровень ниже, колеблется в пределах 5,0-42,2 на 10 тыс. соответствующего населения.

Проведен анализ повторной инвалидности по возрасту по всем субъектам в 2006-2008 гг., который показал, что во всех субъектах преобладают инвалиды в возрасте 8-14 лет, удельный вес которых значительно колеблется — больше в пределах 58-67%. Инвалидов до 3 лет мало — от 0 до 3%, 4-7 лет — в пределах 10-25%, 15-17 лет — 20-30%.

Проведено ранжирование всех субъектов по уровню повторной инвалидности у детей в различном возрасте в 2008 г.

У детей 8-14 лет самый высокий уровень — в РФ равен 30,8. Наиболее высокий уровень и первые ранговые места занимали субъекты: Чувашская Республика — 109,0; Иркутская область — 93,8; Республика Калмыкия — 88,2; Курская область — 70,1; Нижегородская область — 69,3; Тюменская область — 67,6; Амурская область — 63,7; Сахалинская область -62,9 на 10 тыс. соответствующего населения.

У детей 15-17 лет уровень высокий, в РФ равен 26,0. Наиболее высокий уровень и первые ранговые места занимали субъекты: Курская область — 89,3; Чувашская Республика — 74,3; Республика Калмыкия — 72,4; Забайкальский край — 68,3; Иркутская область — 62,2; Тюменская область -60,7; Нижегородская область — 58,7; Республика Адыгея — 51,1 на 10 тыс. соответствующего населения.

В заключение следует отметить, что уровень повторной инвалидности выше первичной, уровень инвалидности у мальчиков выше и высокий в возрасте 8-14 лет.

Уровень общей инвалидности колеблется по округам и субъектам в

2006-2008 гг. В Центральном округе уровень инвалидности в пределах 16,2-16,9; выделяются Курская и Орловской области. В Северо-Западном округе уровень ниже, равен 14,9-16,2 в 2006-2007 гг., уменьшается до 13,8 в 2008 г.; выделяются Калининградская и Псковская области. В Южном округе уровень инвалидности выше, равен 21,6-23,3 в 2006-2007 гг., несколько ниже — 22,1 в 2008 г.; выделяются Республика Калмыкия, Республика Адыгея и Краснодарский край. В Приволжском округе уровень высокий — с 23,5 в 2006 г. увеличивается до 24,2-24,5 в 2007-2008 гг.; выделяются Чувашская Республика и Нижегородская область. В Уральском округе высокий уровень и увеличивается с 25,4 в 2006 г. до 26,3-26,7 в

2007-2008 гг.; выделяется Тюменская область. В Сибирском округе высокий уровень — 29,7 в 2006 г., 30,0-29,0 в 2007-2008 гг.; выделяются Иркутская область, Республика Хакасия и Читинская область. В Дальневосточном округе уровень увеличивается с 20,5 в 2006 г. до 23,0 в 2008 г.; выделяются Амурская, Сахалинская и Камчатская области.

Проведено ранжирование округов по уровню общей инвалидности в 2006 и 2008 гг. Первые ранговые места занимают Сибирский, Уральский, Приволжский округа, где высокие показатели инвалидности. Последние ранговые места занимают Центральный и Северо-Западный округа, где уровни значительно ниже.

Проведено ранжирование всех субъектов по уровню общей инвалидности у детей в 2008 г., уровень в РФ равен 22,2 на 10 тыс. детского населения.

Высокий уровень и первые ранговые места занимали субъекты: Чувашская Республика — 67,8; Иркутская область — 58,8; Курская область -58,3; Республика Калмыкия — 57,0; Нижегородская область — 48,6; Тюменская область — 45,8; Амурская область — 42,8; Сахалинская область — 41,1 на 10 тыс. соответствующего населения.

У мальчиков уровень инвалидности в РФ равен 27,9. Высокий уровень и первые ранговые места занимали субъекты: Чувашская Республика — 86,3; Иркутская область — 76,0; Курская область — 71,5; Республика Калмыкия — 69,8; Нижегородская область — 59,6; Тюменская область — 57,5; Амурская область — 54,9; Республика Хакасия -51,5; Сахалинская область -51,1 на 10 тыс. соответствующего населения.

У девочек уровень ниже, равен 16,4 в РФ. Относительно высокий уровень и первые ранговые места занимали субъекты: Чувашская Республика — 47,3; Курская область — 43,5; Республика Калмыкия — 43,1; Ир-

кутская область — 41,2 на 10 тыс. соответствующего населения.

Проведено ранжирование округов по уровню инвалидности у мальчиков и девочек в 2008 г. У мальчиков уровень значительно выше по всем округам. Первые ранговые места занимали Сибирский, Уральский, Приволжский округа с высокими показателями. Последние ранговые места занимают Центральный и Северо-Западный округа, где уровень снижается, но остается значительно выше у мальчикоз.

Анализ показал, что во всех субъектах уровень инвалидности у мальчиков выше. Показатели значительно колеблются.

Проведено ранжирование всех субъектов по уровню общей инвалидности у детей в различном возрасте в 2008 г.

У детей в возрасте 8-14 лет уровень инвалидности самый высокий, по РФ равен 35,6, но значительно колеблются по субъектам. Наиболее высокий уровень и первые ранговые места занимали субъекты: Чувашская Республика — 127,4; Иркутская область -105,9; Республика Калмыкия — 100,5; Нижегородская область — 87,3; Амурская область -81,3; Тюменская область — 80,3; Курская область — 76,7; Сахалинская область — 69,3; Республика Хакасия — 68,3; Алтайский край — 62,3; Орловская область — 61,1; Республика Адыгея — 60,9 на 10 тыс. соответствующего населения.

У детей в возрасте 15-17 лет уровень ниже, в РФ равен 28,3. Относительно высокий уровень и первые ранговые места заняли субъекты: Курская область — 93,3; Республика Калмыкия — 81,5; Чувашская Республика — 75,4; Забайкальский край — 71,6; Тюменская область — 66,3; Иркутская область — 64,8; Нижегородская область — 63,1 на 10 тыс. соответствующего населения.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВАЛИДНОСТИ ВСЛЕДСТВИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ У ДЕТЕЙ

Изучена структура инвалидности вследствие умственной отсталости у детей с учетом степени тяжести.

В структуре первичной инвалидности вследствие всех психических расстройств основной патологией является умственная отсталость (олигофрения), которая отмечена у 63% инвалидов, в том числе у мальни-ков в 53,7% случаев, у девочек больше — в 74,6% случаев.

В умственной отсталости (олигофрении) выделяют 4 степени:

1. Умственная отсталость легкой степени (дебильность);

2. Умственная отсталость умеренная (имбецильность);

3. Умственная отсталость тяжелая (тяжелая олигофрения);

4. Умственная отсталость глубокая (идиотия).

В структуре первичной инвалидности преобладают инвалиды вследствие легкой умственной отсталости — 49,6% и вследствие умеренной умственной отсталости — 45,8%; инвалидов вследствие тяжелой и глубокой умственной отсталости мало (рис. 4).

У мальчиков инвалидов вследствие умственной отсталости легкой степени больше — 52,4%, вследствие умственной отсталости умеренной степени меньше — 41,5%, вследствие умственной отсталости тяжелой степени — 2,4%, вследствие умственной отсталости глубокой степени — 3,7% от общего числа.

У девочек инвалидов вследствие умственной отсталости легкой степени меньше — 44,9%, вследствие умственной отсталости умеренной степени больше — 53,1%, мало вследствие умственной отсталости тяжелой степени — 2%, нет инвалидов вследствие умственной отсталости глубокой степени.

В структуре первичной инвалидности по полу преобладают мальчики — составляют 62,6%, девочек всего 37,4%. При умственной отсталости легкой степени мальчиков 66,2%, девочек — 33,8%; при умственной отсталости умеренной степени мальчиков 56,7%, девочек — 43,3%; при умственной отсталости тяжелой степени мальчиков 66,6%, девочек -33,4%; при умственной отсталости глубокой степени одни мальчики, девочек нет.

В структуре повторной инвалидности вследствие всех психических расстройств умственной отсталости — в 65,2% случаев, в том числе у мальчиков в 57,4%, у девочек в 83,6% случаев. Удельный вес инвалидов с умственной отсталостью легкой степени небольшой — 22,1%, в том числе у мальчиков — 26,0%, у девочек — 15,7%. Больше инвалидов с умственной отсталости умеренной степени — 52,7%, у мальчиков — 54,3%, у девочек -50%. Обращает внимание, что в этом контингенте уже есть инвалиды с умственной отсталости тяжелой степени — 19,9%, у мальчиков — 14,5%, у девочек — 28,7% и даже с умственной отсталости глубокой степени — 5,3%, у мальчиков — 5,2%, у девочек — 5,6%.

В структуре повторной инвалидности также преобладают мальчики, которые составляют 61,6%, девочек — всего 38,4%. При дебильности мальчиков еще больше — 72,6%, девочек — всего 27,4%; при умственной отсталости умеренной степени мальчиков 63,5, девочек — 36,5%, при умственной отсталости тяжелой степени преобладают девочки — 55,4%, мальчиков — 44,6%. При умственной отсталости глубокой степени мальчиков — 60%, девочек — 40%.

В структуре общей инвалидности вследствие всех психических

□ умственная отсталость легкой степени ^умственная отсталость умеренной степени

® умственная отсталость тяжелой степени И умственная отсталость глубокая

Рис. 4. Структура первичной инвалидности вследствие умственной отсталости с учетом степени тяжести и пола (в %)

расстройств инвалиды с умственной отсталостью составляют 64,1%, в том числе у мальчиков — 57,5%, у девочек — 81%.

В структуре инвалидности вследствие умственной отсталости дети с умственной отсталости легкой степени составляют 30,8%, с умственной отсталостью умеренной степени больше всего — 50,5%, с умственной отсталости тяжелой степени — 14,3%, с умственной отсталости глубокой степени — всего 4,4% от общего числа (рис. 5).

У мальчиков-иналидов дети с умственной отсталостью легкой степени составляют 34,5%, больше всего с умственной отсталостью умеренной степени — 50,2%, с умственной отсталостью тяжелой степени -всего 10,6%, с умственной отсталостью глубокой степени — 4,7% от общего числа.

У девочек инвалиды вследствие умственной отсталостью легкой степени составили 24,8%, вследствие умственной отсталостью умеренной степени — 51%, с умственной отсталостью тяжелой степени — 20,4%, с умственной отсталостью глубокой степени — 3,8% от общего числа.

В структуре по полу преобладают мальчики — 61,9%, девочек -3 8,1 % от общего числа. При умственной отсталости легкой степени преобладают мальчики — 69,3%, девочек — 30,7%; при умственной отсталости умеренной степени мальчиков 61,5%, девочек — 38,5%. Исключением является умственная отсталость тяжелой степени, где преобладают девочки — 54,2%, мальчиков меньше — 45,8%. При умственной отсталости глубокой степени мальчиков больше — 66,6%, девочек — 33,4% от общего числа.

Таким образом, в структуре первичной инвалидности преобладают дети-инвалиды вследствие умственной отсталости легкой степени, а в структуре общей инвалидности преобладают дети вследствие умственной отсталости умеренной степени, которые накапливаются в населении; преобладают мальчики. В структуре инвалидности по полу различия незначительные; в структуре первичной инвалидности инвалидность тяжелее у мальчиков, в структуре повторной — у девочек.

В заключение следует отметить, что ведущей патологией инвалидности вследствие психических расстройств у детей является умственная отсталость, которая в структуре первичной инвалидности составляет 63%, в структуре повторной инвалидности — 65,2%, в структуре общей инвалидности — 64,5% от общего числа. В структуре по тяжести преобладает умственная отсталость легкой степени и умственная отсталость умеренной степени. Преобладают мальчики и дети инвалиды в возрасте 4-7 лет и 8-11 лет.

□ умственная отсталость легкой степени Шумственная отсталость умеренной степени

Нумственная отсталость тяжелой степени ^умственная отсталость глубокая

Рис. 5. Структура общей инвалидности вследствие умственной отсталости с учетом степени тяжести и пола

КОМПЛЕКСНАЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ВСЛЕДСТВИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничения жизнедеятельности возникают в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, в период становления личности. Наличие у ребенка инвалидности приводит к социальной дезадаптации и дезинтеграции.

Реабилитация детей-инвалидов должна быть построена на комплексном подходе, объединяющем медицинскую, психолого-педагогическую, социальную и профессиональную составляющие системы и процесса полного или частичного восстановления способностей ребенка-инвалида к бытовой, образовательной, общественной и профессиональной деятельности.

Одной из актуальных проблем является определение потребности детей-инвалидов в различных видах реабилитации.

Большинство детей-инвалидов вследствие умственной отсталости нуждается в помещении в различные специализированные учреждения системы социальной защиты — в 51,2% случаев, в лечении в ПНД нуждаются 37,5% инвалидов, в реабилитационном центре — 38,4%. В помещении в дом-интернат для умственно отсталых детей нуждаются 51,2% детей-инвалидов.

В социальном патронаже ребенка-инвалида вследствие психических расстройств и его семьи нуждаются все инвалиды в 100% случаев. В медико-социальном патронаже семьи нуждаются 95,2%, в медико-социальном педагогическом — 62,5%, в культурно-досуговом патронаже — 58,6% инвалидов.

Исследование показало, что потребность детей-инвалидов в медицинской реабилитации составляет 99-100 %, в том числе в восстановительной терапии, включая физиотерапию, лечебную физкультуру, механотерапию, массаж, рефлексотерапию и др. В трудотерапии нуждаются 64,2%, в психотерапии — 70,5%.

В социальной реабилитации нуждаются все инвалиды в 100%. В обучении персональному уходу, персональной сохранности, обучении социальным навыкам нуждаются 60-91% детей-инвалидов, в обучении социальному общению — 92,2% инвалидов.

В технических средствах реабилитации нуждаются инвалиды с двигательными нарушениями или с грубыми психическими нарушениями. В комнатных колясках нуждаются 35,5% инвалидов, в прогулочных -20,6%, в кресло-колясках с санитарно-техническим оснащением нужда-

ются 10,8% инвалидов.

Дошкольное обучение необходимо 82,8% инвалидов. Дошкольное обучение общего типа могут освоить 46,6% инвалидов, в то время как в специализированных коррекционных образовательных учреждениях нуждаются 78,2% инвалидов.

В школьном обучении общего типа могут обучаться 40,2% детей-инвалидов, в то время как в коррекционных образовательных учреждениях нуждаются 60,8% инвалидов.

Система медицинской реабилитации детей в Российской Федерации использует различные этапы: стационар, поликлинику, реабилитационный центр, санаторно-курортное лечение, учебно-воспитательные учреждения.

В системе социальной защиты населения в субъектах Российской Федерации действует более 400 реабилитационных центров (отделений) для детей-инвалидов, которым осуществляют комплексную реабилитацию.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида должна обеспечивать раннее начало реабилитации, ее комплексность и индивидуальность применения различных методов, непрерывность и преемственность на разных этапах, сочетание медицинской реабилитации с учебно-воспитательной работой, трудотерапией. Эффективностью выполнения программы медицинской реабилитации является приобретение ребенком возможности самообслуживания и профессионального обучения.

Одной из самых актуальных и наиболее остро стоящих перед системой образования в Российской Федерации проблем является разработка и создание концептуальных основ и практическая реализация реформирования системы обучения и воспитания детей-инвалидов вследствие психических расстройств на принципах интегрированного подхода. Границы между массовыми и специальными учебными заведениями должны стать менее строгими, а каждый ребенок, вне зависимости от степени инвалидизации, должен получить возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения в соответствии с индивидуальными возможностями и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

Программа психолого-педагогической реабилитации должна предусматривать: оказание индивидуальной психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку; проведение ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии; обеспечение обучения ребенка в общеобразовательных учреждениях с освоением им знаний, умений и навыков в рамках существующих в РФ образовательных стандартов, а также компенсацию психических и двигательных нарушений; максималь-

ное индивидуальное развитие, социально-бытовую и социально-трудовую адаптацию и интеграцию в семью и общество.

При дошкольном воспитании детей-инвалидов в возрасте 1-3 года основными задачами являются: развитие локомоторно-статических функций, предметно-действенного и речевого общения с окружающими, обучение первым навыкам самообслуживания, гигиены, санитарии.

При дошкольном воспитании детей-инвалидов в возрасте 3-7 лет основными задачами являются: развитие познавательной деятельности, коррекция речевых и двигательных нарушений, формирование понятий, необходимых для усвоения счета, обучение навыкам самообслуживания. Основным видом деятельности в этом возрасте является игровая деятельность.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует 1956 специализированных образовательных учреждений (около 3 % от общего числа образовательных учреждений).

Программа профессиональной реабилитации ребенка-инвалида формируется для детей в возрасте 14 лет и старше, она включает: профессиональную ориентацию; профессиональное обучение (переобучение); содействие в трудоустройстве; обеспечение техническими средствами реабилитации для обучения и труда; рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда.

Программа профессиональной реабилитации должна быть направлена на: определение трудового прогноза и возможности работы в очерченном круге профессий в обычных или специально созданных условиях или вообще выполнения какой-либо профессиональной деятельности на ближайший (1-2 года) и отдаленный период; подбор примерных профессий и видов труда для трудоустройства и профессионального обучения ребенка-инвалида; на получение профессионального образования различного уровня (в обычных учебных заведениях или специально созданных); на оказание содействия в рациональном трудоустройстве ребенку-инвалиду; на создание (при необходимости) специального учебного или рабочего места; на обеспечение ребенка-инвалида TCP для обучения или труда. Программа профессиональной реабилитации должна содержать рекомендации о показанных для ребенка-инвалида условиях труда.

Государство гарантирует инвалидам все виды и уровни образования, включая получение второго среднего специального или высшего профессионального образования в соответствии с ИПР, на бесплатной для инвалидов основе.

Возможности профессионального обучения инвалидов у нас в стране разнообразны и предполагают следующие формы и уровни подготов-

ки: в учебных заведениях начального, среднего, высшего профессионального образования общей системы профессиональной подготовки; в специализированных реабилитационного типа учебных заведениях для инвалидов (училищах и техникумах-интернатах Министерства здравоохранения и социального развития и специальных институтах для инвалидов); непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях путем курсовой подготовки или обучения на месте.

Программа социальной реабилитации ребенка-инвалида включает: информирование и консультирование семьи по вопросам социальной реабилитации; социально-психологический, социально-культурный патронаж семьи ребенка-инвалида; адаптационное обучение ребенка-инвалида, включая обучение самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению; обеспечение ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации для бытовой и общественной деятельности, включая подбор технического средства в соответствии с медицинскими показаниями, доставку технического средства, его сервисное обслуживание, обучение ребенка-инвалида пользованию техническими средствами реабилитации; психологическую реабилитацию ребенка-инвалида и его семьи, в том числе: психотерапию, психологическую коррекцию, психологическое консультирование; социокультурную реабилитацию ребенка-инвалида, обеспечивающую реабилитацию ребенка-инвалида средствами искусства и культуры; форма и методы социокультурной реабилитации могут быть многообразны: арттерапия, библиотекотерапия, глинотерапия, му-зыкотерапия, сказкотерапия, гарденотерапия, иппотерапия, компьютерные технологии, анимационная терапия, туротерапия и др.; реабилитацию детей-инвалидов методами физической культуры и спорта.

Однако в настоящее время реабилитация детей вследствие умственной отсталости направлена на изоляцию их в психоневрологических учреждениях и по отношению к детям с тяжелой олигофренией и глубокой умственной отсталостью это правильно. Но такие инвалиды составляют всего 18,7%. В то время как 81,3% этих детей нуждаются в интеграции их в обычные дошкольные и школьные учреждения, в интеграции этих детей в коллективы психически здоровых людей. Именно этому направлению посвящены многие исследования, где центральным является вопрос о развитии в Российской Федерации «открытых систем» реабилитации инвалидов с умственной отсталостью. Такая система предполагает оптимизацию психиатрического вмешательства, ограничение социальной изоляции при одновременном вовлечении инвалидов с умственной отсталостью во все сферы жизни.

Создание открытых систем комплексной реабилитации инвалидов с умственной отсталостью потребует использования всех имеющихся реабилитационных ресурсов, внедрение инновационных технологий комплексной реабилитации. К таким технологиям относятся: служба персональных помощников, создание микрореабилитационных центров на дому, социальный патронаж, создание центров дневного пребывания, реабилитационно-производственных комплексов, реабилитационных отделений и кабинетов в стационарных учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, развитие специального и внедрение интегрированного образования и т.д.

1. Особенностями первичной инвалидности вследствие умственной отсталости у детей в РФ в 2004-2008 гг. являются: в структуре всех психических расстройств у детей удельный вес инвалидов вследствие умственной отсталости большой и составляет 63,5% от общего числа; в структуре по полу преобладают мальчики, в среднем составляют 65%, девочек всего 35%; уровень инвалидности выше у мальчиков и инвалидов в возрасте 8-14 лет; отмечается незначительное снижение уровня инвалидности в 2007-2008 гг.

2. Особенностями повторной инвалидности вследствие умственной отсталости у детей в РФ в 2004-2008 гг. являются: число повторно признанных инвалидов в 5-6 раз больше первично признанных инвалидов; в структуре всех психических расстройств удельный вес инвалидов вследствие умственной отсталости составляет 70% от общего числа; в структуре по полу преобладают мальчики — 64,1%, девочек всего — 35,9%; уровень инвалидности выше у мальчиков и инвалидов в возрасте 8-14 лет и 15-17 лет; уровень инвалидности увеличивается, особенно в 2007-2008 гг.

3. Закономерности формирования общей инвалидности у детей вследствие умственной отсталости в РФ в 2004-2008 гг.: общее число инвалидов большое — 60,6 тыс. человек в год; формируется в основном за счет повторно признанных инвалидов (ППИ), которые составляют в среднем 84,7%, число ВПИ всего 15,7%; в структуре по полу преобладают мальчики — 64,2%, девочек всего 35,8%; уровень высокий — 21,7 на 10 тыс. детского населения, особенно у мальчиков — 27,3, у девочек — 15,7 на 10 тыс. соответствующего населения; преобладают инвалиды в возрасте 8-14 лет — 54,5%; уровень наиболее высокий в возрасте 8-14 лет и 15-17 лет и увеличивается в 2007-2008 гг.

4. По уровню первичной инвалидности по округам и субъектам РФ наиболее высокие показатели были в Сибирском и Уральском округах, а также в Амурской, Нижегородской областях, Чувашской Республике, Республике Калмыкия. По уровню повторной инвалидности высокие показатели были в Сибирском, Уральском и Приволжском округах, а также в Чувашской Республике, Курской и Иркутской областях, Республике Калмыкия. По уровню общей инвалидности высокие показатели были в тех же округах и тех же субъектах.

5. В структуре первичной инвалидности вследствие умственной отсталости у детей преобладают инвалиды вследствие легкой умственной отсталости — 49,6% и вследствие умеренной умственной отсталости — 45,8%, вследствие умственной отсталости тяжелой степени — всего 2,3% и глу-

бокая умственная отсталость была в 2,3% случаев.

В структуре общей инвалидности вследствие умственной отсталости дети с легкой степенью составили 30,8%, больше было детей с умеренной степенью — 50,5%, с умственной отсталостью тяжелой степени -14,3%, с глубокой умственной отсталостью — всего 4,4% от общего числа.

6. Выявлена высокая потребность детей-инвалидов вследствие умственной отсталости в медицинской реабилитации — в 100% случаев, в социальном патронаже ребенка и его семьи — в 100% случаев, в социальной реабилитации — в 100% случаев, в дошкольном обучении нуждаются 82,8% инвалидов, в психолого-педагогической реабилитации, в профессиональной реабилитации нуждаются дети в возрасте 14 лет и старше.

7. Медико-социальная реабилитация детей-инвалидов вследствие умственной отсталости требует дальнейшего совершенствования и развития новых направлений в плане развития «открытых систем» реабилитации инвалидов и интеграции детей-инвалидов в семью и социальную реальность. Создание открытых систем комплексной реабилитации инвалидов с умственной отсталостью потребует использования всех имеющихся реабилитационных ресурсов, внедрение инновационных технологий комплексной реабилитации.

1. Полученный банк данных о первичной, повторной и общей инвалидности в Российской Федерации у детей вследствие умственной отсталости с учетом пола, возраста, тяжести и распространенности — является информационной базой для комплексных целевых программ по снижению инвалидности и реабилитации детей-инвалидов на уровне Правительства, законодательных и исполнительных органов власти в РФ для социальной поддержки инвалидов и реализации социальной политики государства.

2. Выявленные закономерности формирования инвалидности во всех округах и субъектах Российской Федерации, особенности инвалидности в субъектах с различными показателями распространенности инвалидности рекомендуется учитывать органами Федерального и регионального уровней при разработке мероприятий по профилактике, медико-социальной реабилитации детей-инвалидов вследствие умственной отсталости с учетом особенностей и возможностей субъектов РФ.

3. Выявленные медико-социальные и клинические характеристики контингента детей-инвалидов вследствие умственной отсталости рекомендуется учитывать специалистам бюро медико-социальной эксперти-

зы при организации работы с этим контингентом инвалидов и при разработке комплексных программ медико-социальной реабилитации этого контингента инвалидов.

4. Разработанные нормативы потребности детей-инвалидов вследствие умственной отсталости в различных видах медико-социальной реабилитации рекомендуется использовать специалистами бюро МСЭ при разработке индивидуальных программ реабилитации (ИПР) инвалидам, особенно с легкой и умеренной степенью тяжести с целью их интеграции в семью и социальную реальность.

5. Предложения по развитию и совершенствованию системы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов с умственной отсталостью рекомендуется внедрять во всех субъектах Российской Федерации и на Федеральном уровне с учетом достижения в реабилитации и психиатрии.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Файзуллина Л.Л. Основные показатели инвалидности вследствие умственной отсталости у детей в различном возрасте в округах и субъектах Российской Федерации // Информационное письмо. — М. — 2008. -20 с.

2. Файзуллина Л.Л. Возрастно-половая структура инвалидности вследствие психических расстройств у детей // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. — Москва. — 2009, №7. — С. 32-33.

3. Шкур ко М.А., Файзуллина Л.Л. Характеристика первичной инвалидности вследствие психических расстройств у детей в Российской Федерации // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. — Москва. — 2009, №7. — С. 53-56.

4. Шкур ко М.А., Файзуллина Л.Л. Закономерности формирования инвалидности вследствие умственной отсталости у детей по обращаемости в бюро МСЭ РФ в динамике за 2001-2007 гг. // Ж. Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями. — Москва. — 2009, № 1. — С. 18-21.

5. Файзуллина Л.Л. Результаты переосвидетельствования детей-инвалидов вследствие психических расстройств в Российской Федерации // Ж. Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями. — Москва. — 2009, № 4. — С. 31-33.

6. Файзуллина Л.Л. Особенности первичной инвалидности

вследствие умственной отсталости у детей с учетом степени тяжести // Ж. Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями. — Москва. — 2010, № 1. — С. 25-26.

7. Файзуллина Л. Л. Состояние первичной инвалидности вследствие олигофрении у детского населения в округах и субъектах Российской Федерации в 2004-2008 гг. // Тезисы Российской научно-практической конференции «Инвалидность. Равные возможности». — Москва. — 2010. -С. 6-7.

8. Файзуллина Л .Л. Характеристика общей инвалидности вследствие умственной отсталости у детей с учетом видов олигофрении // Ж. Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями. — Москва. — 2010, № 1. — С. 37-38.

9. Файзуллина Л.Л. Структура инвалидности вследствие умственной отсталости у детей с учетом тяжести и гендерных особенностей // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. — Москва. -.2010, № 1.-С. 139-141.

10. Лаптева А.Е., Файзуллина Л.Л. Особенности формирования общей инвалидности вследствие умственной отсталости у детей по обращаемости в БМСЭ Российской Федерации в 2004-2008 гг. // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии — Москва — 2010, № 1. — С. 129-131.

medical-diss.com