Умственная отсталость легкой степени по мкб 10

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (F70-F79)

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.

Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.

При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.

Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:

  • .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
  • .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
  • .8 Другое нарушение поведения
  • .9 Без указаний на нарушение поведения
  • Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.

    Включены:

    • слабоумие
    • умственная субнормальность умеренной степеньи
    • Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.

      Включена: умственная субнормальность средней тяжести

      Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки.

      Включена: резко выраженная умственная субнормальность

      Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность.

      Включена: глубокая умственная субнормальность

      www.forens-med.ru

      Глава 8 Умственная отсталость (МКБ-10 Р7)

      Умственная отсталость (олигофрения) — врожденное или приобре­тенное в первые годы жизни недоразвитие психических функций. Оли­гофрении относятся к наиболее распространенным формам психичес­кой патологии в детском возрасте и составляют от 0,2 до 0,89% больных в популяции.

      В основу диагностики умственной отсталости положен клинико­психопатологический подход. Выделяют следующие диагностические критерии:

      • нарушение функций, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когни­тивных, речевых, моторных и социальных способностей;

      • своеобразная структура слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления и меньшей выраженностью поражения предпосылок интеллекта и эмоциональной сферы;

      • непрогредиентность интеллектуальной недостаточности и замед­ленный темп психического развития.

      Вспомогательное значение имеет критерий нарушения социаль­ной адаптации в детском возрасте, в частности критерий невозмож­ности усвоения программы общеобразовательной школы. Адаптив­ное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных усло­виях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного ха­рактера.

      Классификация умственной отсталости:

      Р70 Легкая умственная отсталость.

      Р71 Умеренная умственная отсталость.

      Р72 Тяжелая умственная отсталость.

      Р73 Глубокая умственная отсталость.

      Р78 Другая умственная отсталость.

      Р79 Неуточненная умственная отсталость.

      Р7х.О Минимальные поведенческие нарушения или их отсутствие.

      Р7х.1 Значительные поведенческие нарушения, требующие внима­ния или лечебных мер.

      Р7х.8 Другие поведенческие нарушения.

      Р7х.9 Поведенческие нарушения не определены.

      Этиология олигофрений многообразна. Большая часть олигофрений возникает в результате поражения ЦНС на ранних этапах развития, обычно до 3 лет. За редким исключением специфические этиологичес­кие факторы остаются неизвестными, в связи с чем такие формы оли­гофрений называют недифференцированными (идиопатическими), они составляют до 65% всех случаев. К дифференцированным относятся расстройства с уточненной этиологией.

      Все клинические формы умственного недоразвития Г.Е. Сухарева делит на три группы в зависимости от времени воздействия этиологи­ческого фактора.

      1. Умственная отсталость эндогенной природы (в связи с поражени­ем генеративных клеток родителей): болезнь Дауна, истинная микроце­фалия, энзимопатические формы олигофрений, клинические формы, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи.

      2. Эмбрио- и фетопатии: умственная отсталость обусловленная ко­ревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности, други­ми вирусами, умственная отсталость, вызванная токсоплазмозом, лис- териозом, на почве врожденного сифилиса, клинические формы умственной отсталости, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами, и др.

      3. Умственное недоразвитие, возникающее в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве: умственная отсталость, связанная с родовой травмой и асфиксией в родах, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном перио­де, обусловленная перенесенным энцефалитом или менингоэнцефа- литом.

      Наряду с этими группами выделяют атипичные формы олигофре­нии, связанные с гидроцефалией, локальными дефектами развития го­ловного мозга, эндокринными нарушениями и пр.

      Внутри каждой из названных групп проводят дальнейшую диффе­ренциацию по виду дополнительных этиологических факторов и осо­бенностям клинической картины. Так, выделяют формы умственной отсталости в результате хромосомных аберраций (болезнь Дауна, симп­том Клейнфельтера, симптом Шершевского-Тернера и др.); наслед­ственные формы: метаболические (фенилкетонурия, галктоземия и др.), гаргоилизм, синдром Марфана, синдром Лоуренса и др.; смешан­ные по этиологии (экзогенно-эндогенные формы): краниостеноз, мик­роцефалия, кретинизм.

      Экзогенно обусловленные формы: рубеолярная, связанная с листе- риозом, при врожденном сифилисе, токсоплазмозе и др.

      Формы с пре- и постнатальным повреждением головного мозга: умственная отсталость связанная с гемолитической болезнью новорож­денных, асфиксией при рождении и механической родовой травмой, в связи с гидроцефалией и др.

      Все этиологические факторы разделяются на эндогенно-наслед­ственные и экзогенные (органические и социально-средовые).

      Социальная депривация также является этиологическим фактором умственной отсталости.

      Часто этиологические факторы выступают в сложном взаимодействии.

      Клиника олигофрений: ядерные симптомы — равномерный и диф­фузный характер поражения; поражению подвергаются наиболее моло­дые, интенсивно развивающиеся структуры мозга, которые еще не за­кончили своего формирования к моменту воздействия патогенетичес­кого агента. Это проявляется тотальным характером недоразвития при олигофрении и касается не только интеллектуальной, но и психической деятельности в целом.

      Условные разграничения по степени тяжести расстройства интел­лекта опираются на градации достигаемого больными уровня социаль­ного приспособления.

      В зависимости от культуральных норм исследователи должны сами решать, как лучше определять коэффициент интеллектуальности (КИ) или возраст умственного развития в соответствии с нижеприведенными группами.

      Для определения степени сопутствующих нарушений поведения мо­жет использован четвертый знак:

      Р7х.О Нарушения поведения отсутствуют или минимальны.

      Р7х.1 Значительные нарушения поведения, требующие внимания или терапии.

      Р7х.8 Другие нарушения поведения.

      Р7х.9 Сведения о нарушении поведения отсутствуют.

      Люди с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навы­ки с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способ­ности использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе. Большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой (прием пищи, умы­вание, одевание, контроль за функцией кишечника и мочевого пузыря), в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости, причем у многих особен­ными проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образо­вание, предназначенное для развития их навыков и проявления ком­пенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практи­ческой деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифи­цированный ручной труд. В социокультуральных условиях, не требую­щих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая сте­пень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представ­лять проблемы. Тем не менее, если наряду с этим отмечается заметная эмоциональная и социальная незрелость, то проявятся и последствия ограничения социальной роли, например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей, или затруднения в адаптации к культуральным традициям и нормам.

      У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использо­вание речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отста­ет также развитие навыков самообслуживания и моторики. Некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необ­ходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответ­ствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваи­ваемого материала. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отс-

      талостью обычно способны к простой практической работе при тщатель­ном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и боль­шинство из них обнаруживают признаки социального развития, что зак­лючается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.

      Коэффициент умственного развития обычно находится в диапазоне от 35 до 49.

      Г72 Тяжелаяумственная отсталость (выраженная имбецильностъ). По клинической картине, наличию органической этиологии и сопут­ствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Нижние уровни функционирова­ния, отмеченные в Р71, наиболее характерны и для этой группы пациен­тов. У большинства больных здесь наблюдаются выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указываю­щие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы. Коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34.

      Р73 глубокая умственная отсталость (идиотия). У больных этой рубрики коэффициент умственного развития ниже 20; это означает, что пациенты весьма ограничены в способностях к пониманию или выпол­нению требований или инструкций. Большинство таких больных не­подвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержани­ем мочи и кала; с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Психическая жизнь ограничивается бе­зусловными рефлексами, вторая сигнальная система почти не развива­ется. Идиот не осмысливает окружающего, не дифференцирует близ­ких, он может продуцировать лишь однообразные движения и нечлено­раздельные звуки. Эмоциональная жизнь находится в зачаточном сос­тоянии, эмоции проявляются в злобных реакциях и крике при неприят­ных раздражителях. Они неспособны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре. Понимание и использование речи ограничиваются в лучшем случае выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно­пространственные навыки, и при адекватном надзоре и руководстве ‘больные могут принимать участие в домашних и практических делах. В большинстве случаев устанавливается органическая этиология.

      Наиболее четко дифференцированными формами олигофрений яв­ляются следующие.

      Фенилпировиноградная олигофрения (болезнь Феллинга, фенил- кетонурия). распространенность носителя гена в популяции 1:50, забо­левают 1:10000 новорожденных.

      В основе этого заболевания — врожденная аномалия обмена ве­ществ, нарушение окисления фенилаланина вследствие отсутствия фермента фенилаланингидроксилазы. Фенилаланин не превращается в тирозин, накапливается фенилпировиноградная кислота, которая выде­ляется с мочой, и ее можно обнаружить с помощью пробы Феллинга (реакция с 10% раствором хлористого железа). Эта форма сопровожда­ется глубокой степенью психического недоразвития чаще в виде идио­тии или имбецильности. На фоне вялости бывают вспышки раздражи­тельности, гнева, явления эхолалии и эхопраксии. Возникают мышеч­ная гипертензия, иногда судорожные припадки, гиперкинезы. Вслед­ствие недостаточности меланина у больных, как правило, светлые воло­сы и глаза, тонкая белая кожа. Следует отметить, что ранняя диагности­ка и строгая диета (резкое ограничение натурального белка и замена его гидролизатом казеина, серосодержащими аминокислотами) обеспечи­вают нормальное развитие детей.

      Болезнь Дауна относится к хромосомным заболеваниям и является следствием трисомии 21-й хромосомы. Нейрохимические и гистологи­ческие изменения сходны с таковыми при болезни Альцгеймера. Боль­ные имеют характерный внешний вид: маленький рост, общая гипотен­зия, уменьшенный в размерах плоский череп, скошенный затылок, выс­тупающие скуловые дуги, раскосые глаза с эпикантусом, уплощенная переносица, готическое небо, толстый большой язык. Грудная клетка воронкообразная, конечности короткие, ладони толстые с единой попе­речной бороздой, пальцы укорочены, мизинец искривлен внутрь. В по­ловине случаев отмечаются врожденные пороки сердца, гипоплазия по­ловых органов, эндокринные нарушения. Больные обычно не доживают до 40 лет в связи с врожденными соматическими аномалиями. Интел­лектуальное развитие — на уровне глубокой дебильности или имби- цилыюсти.

      К олигофрениям, обусловленным хромосомной аберрацией, отно­сятся также синдром Клайнфельтера (наблюдается у мужчин и харак­теризуется умственной отсталостью, атрофией семенных канатиков, чрезмерно длинными конечностями) и Шерешевского-Тернера (встречается у женщин, характеризуется умственной отсталостью, бесплодием, низким ростом, диспластичным туловищем с короткой шеей).

      Рубеолярная эмбриопатия развивается вследствие заболевания краснухой в первые 2-3 месяца беременности. Наряду с глубоким сла-

      боумием при этой форме олигофрении может быть порок сердца, глухо­та, врожденная катаракта, возможны и другие поражения глаз.

      Для внутриутробного поражения токсоплазмой Гондии характерны поражения глаз и кальцификаты — очаги обызвествления в головном мозге. Диагноз ставят на основании триады Себина — гидроцефалия, хориоретинит и кальцификаты в мозге. Олигофрения может быть лег­ких степеней, что зависит от множественности и распространенности кальцификатов в мозге.

      Олигофрения может развиваться на почве врожденного сифилиса, различные признаки которого служат основанием для диагноза. Как правило, наблюдаются симптомы поражения центральной нервной сис­темы: параличи, парезы, расстройство чувствительности. Характерны седловидный нос, гетчинсоновские зубы, саблевидные голени, кератит. Степень слабоумия бывает различной — от легкой и умеренной до глу­бокой идиотии.

      К олигофрениям нередко ведут эндокринопатии. Наиболее часто встречается кретинизм- заболевание, развивающееся в результате недо­развития или отсутствия щитовидной железы. Признаками болезни яв­ляются: карликовый рост, круглая, уплощенная в переднезаднем разме­ре голова, отечное тестообразное лицо, полуоткрытый рот, толстый язык. Интеллект — на уровне дебильности или имбецильности.

      В профилактике олигофрений важное место занимает медико-гене­тическое консультирование для выявления наследственных форм. В этом плане также важна борьба с инфекциями, родовым травматиз­мом, охрана здоровья беременной женщины.

      Лечебное воздействие при олигофрении должно проводиться в двух направлениях: медико-педагогические меры, медикаментозная и дието­терапия. Ведущими бесспорно являются медико-педагогические мероп­риятия. Медикаментозное воздействие делят на специфическое лече­ние, применяемое при определенных формах олигофрении, и общие ме­роприятия. Последние направлены на улучшение общего состояния: повышение тонуса, активности, а при необходимости — на снятие пси­хических расстройств.

      bib.social

      Умственная отсталость легкой степени по мкб 10

      Центр, специалисты, услуги

      Хрестоматийные материалы

      Лаборатория картографии

      Инструментарий мастеров

      Архив полезных ресурсов

      Форум Блог Обратная связь

      Последние действия на сайте

      2905 дн. с момента
      открытия on-line центра

      8. Международная классификация болезней (МКБ-10)

      Приказом Министерства здравоохранения России № 311 от 26.08.1999 были утверждены «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств». За основу классификации в этой модели была взята Международная классификация болезней (МКБ-10) от 1992 года. В разделе /F70-F79/ «Умственная отсталость» (определение «умственной отсталости» из этого раздела приведено в главе I) рекомендуется использовать следующие рубрики:

    • F-70 — УО легкой степени;
    • F-71 — УО умеренная;
    • F-72 — УО тяжелая;
    • F-73 — УО глубокая.
    • Четвертый знак применяется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством:

    • F7x. 0 —
      с указанием на отсутствие или
      слабую выраженность нарушения поведения;
    • F7x. 1 —
      значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения;
    • F7x. 8 — другие нарушения поведения;
    • F7x. 9 — без указаний на нарушение поведения;
      если известна этиология умственной отсталости,
      то следует использовать дополнительный пятый знак;
    • F7x. x1 — обусловленная предшествующей инфекцией
      или интоксикацией (например: пренатальными инфекциями,
      такими как краснуха, сифилис, токсоплазмоз;
      постнатальными инфекциями, такими как абсцесс мозга, энцефалит;
      интоксикациями, такими как токсикоз беременности,
      желтуха, свинцовое отравление);
    • F7x. x2 — обусловленная предшествующей травмой
      или физическим агентом (например: механическая травма
      или гипоксия (асфиксия) при родах;
      постнатальная травма или гипоксия, когда не удается установить
      процесс формирования интеллектуального снижения);
    • F7x. хЗ — обусловленная фенилкетонурией;
    • F7x. x4 — связанная с хромосомными нарушениями
      (например: болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера,
      другие хромосомные болезни);
    • F7x. x5 — обусловленная гипертиреозом;
    • F7x. хб — обусловленная гипотиреозом;
    • F7x. x7 — связанная с недоношенностью
      (недоношенность без упоминания
      о другом патологическом состоянии);
    • F7x. x8 — обусловленная другими уточненными причинами
      (например: нарушениями обмена веществ, роста или питания,
      такими как врожденная аномалия головного мозга,
      краниостеноз, гипертелоризм, микроцефалия и др.);
    • F7x. x9 — обусловленная неуточненными причинами.
    • Там же для облегчения пользования этой классификацией сформулированы диагностические указания: интеллект не является единой характеристикой, он оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие лица могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Подобная ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

      Ниже приводятся возможные формулировки диагнозов на примере легкой умственной отсталости с использованием соответствующих кодов. Аналогично могут быть построены диагнозы при более тяжелых степенях умственной отсталости.

      • F70.0 — Умственная отсталость легкой степени с указанием
        на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения:
        • F70.01 — . обусловленная предшествующей
          инфекцией или интоксикацией.
        • F70.02 — . обусловленная предшествующей
          травмой или физическим агентом.
        • F70.03 — . обусловленная фенилкетонурией.
          • F70.04 — . связанная с хромосомными нарушениями.
          • F70.05 — . обусловленная гапертиреозом.
          • F70.06 — . обусловленная гипотиреозом.
          • F70.07 — . связанная с недоношенностью.
        • F70.08 — . обусловленная другими
          уточненными причинами.
        • F70.09 — . обусловленная неуточненными причинами.

        • F70.1 — Умственная отсталость легкой степени
          со значительными нарушениями поведения,
          требующими ухода и лечения:
          • F70.11 — . обусловленная предшествующей инфекцией
            или интоксикацией и т. д.
          • В заключение следует сказать,
            что не существует ранее описанного в учебниках
            «некоего абстрактного умственно отсталого» человека.
            Это обобщенное клиническое понятие не позволяет
            врачам дифференцированно изучать особенности этиологии,
            патогенеза, клиники и тем самым индивидуализировать лечение;
            психологам и педагогам — находить своеобразие структуры
            психических нарушений и соответственно подбирать
            коррекционные воспитательно-педагогические мероприятия
            к каждому умственно отсталому.
            Кроме того, как показывает клиническая практика,
            в происхождении умственной отсталости
            редко повинны только психологические или
            только одиночные биологические вредности,
            чаще либо все эти факторы действуют совместно,
            либо биологические факторы оказываются множественными.

            В то же время выделение отдельных синдромов или форм психического недоразвития по этиологическому признаку и патогенезу, в корреляции с особенностями формирования функциональных систем, уже дает значительные результаты в их профилактике и лечении.

            www.psi-sintez.ru

            Классификация умственной отсталости (мкб-10)

            8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)

            Коэффициент умственного развития (IQ) равен 50—70. Клиническая картина умственной отсталости легкой степени характеризуется широким диапазоном интеллектуальной недостаточности, достаточным развитием обиходной речи, способностью к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками, относительной адекватностью и самостоятельностью поведения в привычной обстановке. По сравнению с другими степенями при легкой умственной отсталости черты личности и характера отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью; благодаря относительно более высокому психическому развитию такие больные во многих случаях удовлетворительно адаптируются в обычных условиях жизни.

            Когнитивные нарушения характеризуются замедленностью психических процессов, конкретностью мышления, слабостью суждений, ухудшением памяти, хотя механически больные могут запомнить те или иные сведения, но применить их в практической деятельности им трудно.

            Дети с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой (произнесение отдельных слов в 2-2,5 года, появление фразовой речи в 3-3,5 года). Отмечается также тенденция к задержке понимания речи. Большинство больных приобретают способность использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе, однако их речь зачастую маловыразительна, бедна, с паузами, неправильными ударениями, заиканием.

            Эмоциональные расстройства у таких детей характеризуются либо бедностью и невыразительностью эмоций, их однообразием, либо стойко повышенным настроением, беспечностью, нелепой дурашливостью, двигательной расторможенностью.

            С разной частотой у таких детей встречаются сопутствующие состояния, такие, как аутизм, другие расстройства развития, эпилепсия, изменения поведения и физическая неполноценность.

            Таким образом, клиническая картина лиц с легкой степенью умственной отсталости характеризуется:

            1) негрубыми нарушениями познавательной деятельности в виде:

            снижения аналитической способности;

            ухудшения памяти, внимания;

            речевых нарушений (задержка приобретения речевых навыков, бедность речи, маловыразительность, заикание, неправильность произношений и др.);

            2) разноплановостью эмоциональных расстройств;

            3) изменением адаптивного поведения (двигательная расторможенность, дурашливость, многогранность невербального общения и др.

            Большинство детей с возрастом достигают полной независимости в сфере ухода за собой, в практических и домашних навыках, однако низкая социальная компенсация серьезно затрудняет создание семьи и резко ограничивает их социальный статус. В целом при первичном общении с такими больными обращают на себя внимание определенные личностные нарушения (изменение адаптивного поведения) при стушеванности интеллектуальных нарушений.

            8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)

            Коэффициент умственного развития (IQ) обычно находится в диапазоне от 35 до 49.

            Клиническая картина у таких больных характеризуется более стойкими и выраженными органическими неврологическими проявлениями, а также нарушениями когнитивной и личностной сфер, а именно:

            четкой видимостью интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий;

            недостаточно развитой речью с аграмматизмами и косноязычием, причем одни больные принимают участие в простых беседах, а другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих потребностях, а в некоторых случаях пациенты никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи;

            не резко выраженной моторной недостаточностью (способны самостоятельно ходить без посторонней помощи);

            эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);

            разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);

            замедленным темпом психического развития;

            общими расстройствами развития, иногда аутизмом, эпилепсией;

            отставанием развития навыков самообслуживания (некоторые больные нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни), вместе с тем отдельным больным доступны не только навыки самообслуживания, но и трудовые навыки.

            Особо хочется обратить внимание на ограниченность школьных успехов, но часть пациентов все же осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета, а также для простой практической работы при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного наблюдения.

            В зрелом возрасте у таких больных заметно резкое отставание социального интеллекта, тем не менее они полностью мобильны и физически активны, способны к установлению простых контактов, общению и участию в элементарных социальных занятиях. Однако следует помнить, что даже незначительный социальный стресс приводит к неадекватности поведения, что делает необходимым наблюдение и контроль за такими пациентами.

            studfiles.net

            МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ДЕТЕЙ (МКБ-10)

            Приказом Министерства здравоохранения России№ 311 от 26.08.1999 были утверждены «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств». За основу классификации в этой модели

            была взята Международная классификация болезней (МКБ-10) от 1992 года. В разделе /F70-F79/ «Умственная отсталость» (определение «умственной отсталости» из этого раздела приведено в главе 1) рекомендуется использовать следующие рубрики:

            □ умственная отсталость легкой степени (F-70);

            □ умственная отсталость умеренная (F-71);

            □ умственная отсталость тяжелая (F-72);

            □ умственная отсталость глубокая (F-73).

            Четвертый знак применяется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством:

            F7x. О — с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения; F7x. 1 — значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения; F7x. 8 — другие нарушения поведения; F7x. 9 — без указаний на нарушение поведения; если известна этиология умственной отсталости, то следует использовать дополнительный пятый знак;

            F7x. xl — обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальными инфекциями, такими как краснуха, сифилис, токсоплазмоз; постнатальными инфекциями, такими как абсцесс мозга, энцефалит; интоксикациями, такими как токсикоз беременности, желтуха, свинцовое отравление); F7x. х2 — обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (например: механическая травма или гипоксия (асфиксия) при родах; постнаталь-ная травма или гипоксия, когда не удается установить процесс формирования интеллектуального снижения); F7x. хЗ — обусловленная фенил кетонурией;

            F7x. х4 — связанная с хромосомными нарушениями (например: болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, другие хромосомные болезни); F7x. х5 — обусловленная гипертиреозом; F7x. хб — обусловленная гипотиреозом; F7x. х7 — связанная с недоношенностью (недоношенность без упоминания о другом патологическом состоянии); F7x. х8 — обусловленная другими уточненными причинами (например: нарушениями обмена веществ, роста или питания, такими как врожденная аномалия головного мозга, краниостеноз, гипертелоризм, микроцефалия и др.); F7x. х9 — обусловленная неуточненными причинами.

            Наличие умственной отсталости не исключает дополнительных диагнозов, кодирующихся в других разделах классификации.

            Там же для облегчения пользования этой классификацией сформулированы диагностические указания: интеллект не является единой характеристикой, он оценивается на основе большого числа различных

            более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие лица могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Подобная ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

            /F70.0/ Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения.

            F70.01 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией.

            F70.02 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом.

            F70.03 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная фенилкетонурией.

            F70.04 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, связанная с хромосомными нарушениями.

            F70.05 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная гипертиреозом.

            F70.06 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная гипотиреозом.

            F70.07 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, связанная с недоношенностью.

            F70.08 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная другими уточненными причинами.

            F70.09 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная неуточненными причинами.

            /F70.1/ Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения.

            F70.11 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией и т. д.

            В заключение следует сказать, что не существует ранее описанного в учебниках «некоего абстрактного умственно отсталого» человека. Это обобщенное клиническое понятие не позволяет врачам дифференцированно изучать особенности этиологии, патогенеза, клиники и тем самым индивидуализировать лечение; психологам и педагогам — находить своеобразие структуры психических нарушений и соответственно подбирать коррекционные воспитательно-педагогические мероприятия к каждому умственно отсталому.

            Кроме того, как показывает клиническая практика, в происхождении умственной отсталости редко повинны только психологические или только одиночные биологические вредности, чаще либо все эти факторы действуют совместно, либо биологические факторы оказываются множественными.

            В то же время выделение отдельных синдромов или форм психического недоразвития по этиологическому признаку и патогенезу, в корреляции с особенностями формирования функциональных систем, уже дает значительные результаты в их профилактике и лечении.

            sinref.ru