Умственная отсталость у детей и подростков исаев дН

Исаев Д.Н. «Умственная отсталость у детей и подростков»

«Виды поведенческих расстройств у детей и подростков с УО»

Побеги из дома (интерната) и бродяжничество

Побеги из дома (интерната) и бродяжничество выявляются у 4 % от всей популяции умственно отсталых детей. Среди выпускников вспомогательных школ их 16,5 %, а среди направленных в сихиатрическую больницу 70% детей и подростков с побегами. В трети случаев уходы из дома сочетаются с делинквентностью. Большая часть из убегающих детей – мальчики.

Первые побеги происходят из страха наказания или как реакция против чрезмерных требований, жестокого обращения, расправ со стороны родителей или товарищей, а также из-за опасной для ребенка ситуации в семье.

Позже уходы преобретают условно-рефлекторный стереотип. В редких случаях у детей с УО, обычно вызванной органическим поражением ЦНС, уходы из дома являются выражением истинной дромомании.

Дети начинают убегать в 8-10 лет, максимальное же количество уходящих из дома падает на младший подростковый возраст.

Агрессия к родителям, воспитателям, сверстникам умственно от­сталых детей, как правило, необычно жестока, нападения или драки совершаются без достаточного понимания опасных последствий на­носимых повреждений. Наряду с физической агрессией нередко отме­чается и вербальная агрессия. Такое поведение характерно для 2,5% учеников выпускного класса вспомогательной школы. Часто их агрес­сивное поведение — прямое повторение того, что дети сами испыты­вают от других людей. Упрочению этого поведения способствует нега­тивный пример родителей, старших ребят в интернате или школе.

Аутоагрессия, как правило, возникает в ответ на обиды, наказания и другие конфликты со взрослыми или старшими детьми. Дети бьют себя по голове, царапают лицо и тело, наносят на кожу порезы, рвут волосы. В дальнейшем эти действия повторяются при любых встретившихся трудностях. Аутоагрессия чаще наблюдается удевочек, чем у мальчиков.

Повышенная аффективная возбудимость

Встречается у 11,8% всех детей с умственной отсталостью, обычно сочетается с проявлениями общей психомоторной расторможенности. Среди учеников последнего класса вспомогательной школы это нару­шение поведения отмечается в 23,7% случаев. Часто возникающие по незначительному поводу или без видимой причины вспышки аффекта проявляются разрушительными действиями, грубостью, необдуманны­ми поступками. Аффективные разряды у детей нередко предшествуют их агрессивности. Обычно с возрастом число ребят с этим нарушени­ем поведения не увеличивается.

Грубость, как правило возникающая на фоне аффективной неустой­чивости, раздражительности, выражается в дерзких оскорбительных и иногда нецензурных ответах старшим на их справедливые замечания или просьбы. Нередко это стереотипные примитивные штампы, часто повторяемых ругательств, которые выкрикиваются каждый раз в со­стоянии раздражения, разочарования. Чаще проявляют грубость стар­шие дети и подростки.

Проявляется либо непослушанием, упрямством, либо постоянным отказом от выполнения любых поручений просьб и нежеланием об­служивать себя.

Отказ от обучения

Первоначально детьми не выполняются домашние, школьные за­дания, затем появляется тенденция избежать под благовидными пред­логами посещения уроков, а в дальнейшем и полное игнорирование школьных занятий. В старшем возрасте такое поведение распростра­нено больше. Среди детей, отказывающихся от посещения школы, преобладают мальчики.

Параутистическое поведение — своеобразное стойкое девиантное поведение. Характерная особенность этого состояния — снижение ак­тивности, отсутствие побуждений даже к элементарным видам деятель­ности, выраженная интравертированность, формальное общение с окружающими лицами, общая или избирательная потеря контактов (преимущественно речевых), пассивный протест (негативизм), сопро­вождающийся гримасами. Ограничение представлений, недостаточ­ность чувственной насыщенности. Отсутствие эмоциональных реак­ций при общении с окружающими сочетается с эпизодически возни­кающими состояниями двигательного возбуждения, развязным и дурашливым поведением. Развивается это состояние у умственно от­сталыхдетей, имеющих эмоциональную и коммуникативную недоста­точность. Этот синдром снижает возможности приобретения знаний, увеличивает интеллектуальную и речевую недостаточность (Була-хов Л. А. и сотр., 1984).

Дисфорическое расстройство поведения

Дисфорическое расстройство поведения характеризуется почти по­стоянным эмоциональным напряжением с нарастающей раздражитель­ностью, тревожным беспокойством, капризной плаксивостью или хму­рым недовольством. Замечания, несогласия, требования взрослых или конфликты с детьми могут привести к разрядке накапливающегося напряжения в форме бурных аффективных вспышек с разрушитель­ными действиями или агрессией.

Неустойчивое расстройство поведения

Неустойчивое расстройство поведения отличается отсутствием устойчивых мотивов поведения, повышенной внушаемостью, выра­женной зависимостью настроения от внешних влияний. Отсутствие са­мостоятельности и инициативы, повышенная внушаемость приводят, как правило, к антиобщественным формам поведения: бродяжниче­ству, алкоголизации, воровству, раннему началу половой жизни, воз­никающим главным образом по механизму имитации.

Патологически измененные влечения

Патологически измененные влечения обнаруживаются у 21,3% вы­пускников вспомогательной школы. В популяции умственно отсталых детей наиболее часто выявляются агрессивные садистические прояв­ления (1,3%). Другие патологически измененные влечения, клептома­ния и пиромания, встречаются реже. Воровство

Воровство у мальчиков отмечается в два раза чаще, чем у девочек. С возрастом количество детей, берущих чужие вещи, возрастает вдвое. Меняется и характер краж. Старшие воруют более ценные вещи и де­лают это нередко совместно с другими. Вначале уносят из дома мелкие деньги или малоценные вещи. Затем воруют продукты и вещи в мага­зинах и на рынках, угоняют велосипеды. Умственно отсталые дети пер­воначально выполняют пассивную роль, поддаваясь уговорам старших. В дальнейшем некоторые подростки сами пытаются «организовать» младших на ограбление киосков, пустующих дач или других объектов. Как правило, в процессе любого воровства или грабежа умственно от­сталые берут малоценные безделушки, а не дорогостоящие вещи. Они не могут распорядиться попавшими в их руки вещами, бросают, выме­нивают с убытком для себя или отдают случайным людям.

Активное, не соответствующее возрасту, сексуальное поведение

Наблюдается у умственно отсталых девочек в полтора раза чаще, чем у мальчиков. Сексуальная активность у девочек начинается раньше, чем у мальчиков. Девочек младшего школьного возраста с сексуально рас­пущенным поведением поступаете психиатрическую больницу в три раза больше, чем мальчиков. Это девочки, мастурбирующие, обнажающие­ся, стремящиеся к лицам противоположного пола в состоянии сексу­ального возбуждения, рассказывающие о своем сексуальном опыте или забирающиеся в постели к другим девочкам. В подавляющем большин­стве случаев они сами в прошлом подвергались совращению. Наряду со сверстниками или старшими мальчиками умственно отсталых девочек развращают взрослые, в том числе и в собственной семье. Среди старших девочек — чаще отмечается раннее начало половой жизни, промискуи­тет. Как правило, их половая жизнь начинается после изнасилования.

Госпитализация мальчиков нередко также бывает связана с сексу­альной активностью, проявляемой в отношении представителей того же пола. Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуслав­ливается ситуацией. Часто он проявляется в закрытых учебных заведе­ниях. У младших подростков эта девиация может обуславливаться совращением, развращением, подражанием и принуждением. Эта де­виация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у жен­ского. Возможность возникновения преходящего гомосексуализма объясняется недостаточной зрелостью полового влечения. Однако чаще это следствие совращения старшими подростками и даже взрослыми. Истинный сексуальный интерес этих подростков, как правило, сосре­дотачивается на лицах противоположного пола. В отличие от девочек, мальчики меньше ведут разговоров на сексуальные темы. Они предпо­читают действие: раздевают других, рисуют картинки порнографичес­кого содержания.

Начало половой жизни до полного физического созревания также рассматривается как девиация. К сексуальным девиациям относят и подростковый промискуитет.

Первая проба алкогольных напитков обычно происходит в 13-14 лет, причем у умственно отсталых мальчиков в два раза чаще, чем у девочек. С возрастом аддиктивное поведение охватывает в три раза больше старших подростков, чем вначале. В связи с тем, что у умствен­но отсталых подростков плохая переносимость алкоголя, у них дольше сохраняются защитные реакции (рвота, тошнота и т. д.). Этим, по-ви­димому, отчасти можно объяснить, что только у пятой части госпита­лизированных подростков обнаруживается зависимость от алкоголя.

Вдыхание паров бензина, клея, гуталина и зубной пасты, как пола­гают, встречается только у умственно отсталых мальчиков. При этом у младших школьников это пристрастие наблюдается чаще, чем у под­ростков.

Возрастные и другие особенности поведения умственно отсталых

В младшем дошкольном возрасте поведенческие нарушения обна­руживаются лишь у 0,3% детей. При этом преобладают импульсивно-эпилептоидные проявления и повышенная аффективная возбудимость.

В старшем дошкольном возрасте число таких детей увеличивается до 2,9%. Возрастает число детей с повышенной аффективной возбуди­мостью (76,9%). Наряду с импульсивными и эпилептоидными прояв­лениями возникают психическая неустойчивость, «клептомания», бу-лимия, агрессивно-садистическое поведение.

Во многих случаях этиология нарушенного поведения — те же по­следствия органических повреждений головного мозга, которые вы­звали и интеллектуальную неполноценность. Аффективная возбуди­мость у многих умеренно и тяжело умственно отсталых лиц именно такого происхождения.

«Психолого-педагогическое изучение готовности школе учащимися с нарушениями интеллектуального развития»

1 группа (10 учащихся)

Без опыта специальной подготовки (домашние дети), нигде не обучались

2 группа (13 учащихся)

Дети, поступившие в первый класс из специальных детских садов

3 группа (12 учащихся)

Дети из общеобразовательных школ

1. повторение заданного ритма

2. Картинки с нелепыми ситуациями

3. Методика оценки первоначальных математических представлений у детей

4. Задания для определения уровня сформированности первоначальных математических у детей с нарушением интеллекта

5. Срисовка с доски и самостоятельное продолжение узора

6. Классификационный анализ сюжетной картинки

7. Чтение схем-слов (звуко-буквенный анализ)

Таким образом получилось:

1 группа – 3,8 баллов – самый низкий

2 группа – 2 балла – самый высокий

4.

Схема развития продуктивных видов деятельности

В младшем дошкольном возрасте конструирование, лепка, рисование и аппликация тесно переплетаются с игрой.

Развитие продуктивной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребенка (у нормально развивающихся детей к началу дошкольного возраста уже накоплен определенный графический опыт, некоторый запас графических образов, правда, еще очень примитивных).

В рисунках более старших детей, обучение которых осуществляется без учета их психического развития, почти не встречается игрового и речевого сопровождения, изображения людей, животных, т.е. тех объектов, которые составляют основное содержание детского изобразительного творчества.

studopedia.ru

Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков

в удобном приложении MyBook

Дмитрий Николаевич Исаев, Татьяна Александровна Колосова
Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. Учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов

Д. Н. Исаев – д-р мед. наук, проф. кафедры клинической психологии Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, Заслуженный деятель науки РФ.

Т. А. Колосова – канд. психол. наук, Институт специальной педагогики и психологии им. Р Валленберга, директор Центра дополнительного образования.

Предисловие

Вниманию студентов медицинских и педагогических вузов предлагается пособие «Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков». Усвоение предмета «Психология лиц с умственной отсталостью» имеет большое теоретическое и практическое значение. Специальному психологу, работающему с умственно отсталыми школьниками, необходимо знать своеобразие психического развития умственно отсталого ребенка. Знание особенностей психического развития такого ребенка поможет специалисту квалифицированно решать вопросы психологической коррекции при сопровождении учеников коррекционной школы VIII вида.

Ценность изучения умственной отсталости для будущих психологов трудно переоценить. Значительное число инвалидов детства – 31,3 % (2001) – связано с нарушением умственного развития. За последние 10 лет это число увеличилось почти до 40 %. Среди инвалидов детства группа умственно отсталых лиц самая многочисленная (53,7 %). Умственно отсталые дети и подростки нуждаются в психологическом сопровождении в коррекционных детских садах, школах, интернатах. Личность умственно отсталого человека требует защиты от насмешек, презрения, издевательств и эксплуатации со стороны окружающих. Их родители, в свою очередь, испытывают потребность в консультациях, поддержке и психотерапии. Специальному психологу предстоит позаботиться также о нормализации положения умственно отсталых лиц в обществе, подготовив, в частности, общественное мнение к приему взрослых отстающих в развитии людей на производстве, в учреждениях, на транспорте, в местах досуга и т. д.

Углублению знаний в области специальной психологии способствуют семинарские и практические занятия, формирующие у студентов интерес к теории и практике специальной психологии, в частности к психологии умственно отсталого ребенка и подростка.

В пособие включены такие темы по изучению психологии умственно отсталых детей и подростков, как «Систематика состояний умственной отсталости», «Диагностика лиц с умственной отсталостью», «Расстройства поведения у детей и подростков с умственной отсталостью», «Особенности восприятия у детей и подростков с умственной отсталостью», «Развитие умственно отсталых детей и подростков» и др.

После каждой главы, где в кратком изложении дается теоретический материал, приводятся контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы, а также список рекомендуемой литературы. Большое место в пособии отводится на самостоятельную работу студентов. После ряда глав приводятся задания для самостоятельного изучения психических процессов, эмоционального состояния и личностных особенностей умственно отсталых школьников. Занятия могут проводиться непосредственно в коррекционной школе под руководством психолога-методиста, преподавателя или самостоятельно.

Кроме этого, в конце каждой главы приводятся примерные темы рефератов. При работе над ними студенты могут использовать как рекомендуемую, так и дополнительную литературу (предпочтительно обратить внимание на литературу, изданную за последние 15 лет). Работа над рефератом позволит студентам не только самостоятельно повторить изученный материал, но и будет способствовать повышению поисковой активности.

Мы надеемся, что данное учебное пособие поможет не только в усвоении курса «Психология лиц с умственной отсталостью», но и при подготовке к государственному экзамену и при написании дипломной работы.

Глава 1
Содержание понятия, определение умственной отсталости

Определение. Психическое недоразвитие (умственная отсталость) – совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких, непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта (Исаев Д. Н., 2003).

Ж. Эскироль (1843) впервые дал определение врожденного слабоумия и охарактеризовал его как нарушение развития, а не как заболевание. Описывая умственную отсталость, В. Вильбур (1852) утверждал, что она определяется главным образом по социальным и моральным критериям. Эта концепция упорно сохраняется и теперь вплетается в систему противоречивых представлений о роли социальной адаптации и интеллекта в определении того, что понимать под умственной отсталостью.

Успехи генетики привели Л. С. Пенроуза (1949) к мысли о том, что умственная дефективность является в основном наследственно обусловленной и связана прежде всего с нарушениями, имеющимися в генах человека.

У нас в стране в середине ХХ в. представления медиков об олигофрении сужаются. Ее понимают как «вид недоразвития сложных форм психической деятельности, который возникает либо при поражении зачатка, либо вследствие органического поражения центральной нервной системы на разных этапах внутриутробного развития плода, либо в самом раннем периоде жизни ребенка».

К концу прошлого столетия основными критериями умственной отсталости считают: 1) тотальность психического недоразвития с преобладанием слабости абстрактного мышления при меньшей выраженности нарушений предпосылок интеллекта и относительно менее грубом недоразвитии эмоциональной сферы; 2) непрогредиентность интеллектуальной недостаточности, являющейся следствием нарушения онтогенетического развития, а также непрогредиентность вызвавшего недоразвитие патологического явления (Ковалев В. В. с сотр., 1995).

При умственной отсталости далеко не всегда имеет место тотальность и преимущественное недоразвитие фило– и онтогенетически наиболее молодых систем мозга. Психическое недоразвитие может быть обусловлено преобладающим поражением более древних глубинных образований, которые препятствуют накоплению жизненного опыта и обучения (Исаев Д. Н., 1982).

Зарубежные представления об этиологии и проявлениях олигофрении расширяются, название «олигофрения» изменяется на «умственную отсталость». Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться вместе с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Однако у умственно отсталых индивидов может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3–4 раза выше, чем в общей популяции. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного характера (МКБ-10, 1992).

При формулировании определения умственной отсталости возникает вопрос, что важнее: оценка познавательной активности или адаптивное функционирование? Одни авторы рассматривают низкий интеллектуальный коэффициент (IQ) как основу умственной отсталости и относятся к адаптивному дефициту как зависящему от низкой когнитивной активности. Из практики же видно, что у лиц, имеющих низкие оценки IQ, неприспособленное повседневное поведение совсем не обязательно. Другие авторы – пропагандисты адаптивного поведения доказывают, что познавательное и приспособительное функционирование независимо одно от другого. По их мнению, отсутствие связи между IQ и адаптивным поведением может быть особенно явным у лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью. Третьи, однако, находят определенные корреляции между познавательным и адаптивным поведением, особенно у лиц с умеренной или глубокой отсталостью. Таким образом, IQ может быть основой верхней границы приспособительных механизмов, что разрешает, по крайней мере, некоторые противоречия в рассуждениях об относительной важности этих двух конструктов.

Определение Американской ассоциации по исследованию умственной отсталости (ААМР, 2002) не рассматривает умственную отсталость как неотъемлемую характеристику людей, но как взаимодействие индивидов и их окружения. Это определение пренебрегает традиционной нозологией, основанной на уровне познавательного дефицита (умственная отсталость может быть легкой, умеренной, тяжелой, глубокой). Вместо этого оно предлагает 4 уровня поддержки со стороны окружения: периодическую, ограниченную, экстенсивную, интенсивную в десяти различных сферах приспособления к жизни (здоровье, безопасность, самообслуживание, досуг). Например, вместо постановки индивиду диагноза «умеренная умственная отсталость» новое определение указывает, что лицо имеет периодическую потребность в поддержке в здоровье и безопасности, ограниченную потребность в самообслуживании и т. д. В новом определении этой ассоциации умственная отсталость обозначается как «значительное ограничение настоящего функционирования» (Lukasson et al., 1992). Умственная отсталость проявляется в виде затруднений в обучении и в осуществлении повседневных житейских навыков, а также в виде затруднений, связанных с реализацией основных способностей личностей – концептуального, практического и социального интеллекта. Вместо традиционных степеней умственной отсталости предлагаются периодическая, ограниченная, расширенная и глубокая формы, которые устанавливаются на основании изучения адаптивных навыков (Моргачева Е. Н., 1999).

Эпидемиология умственной отсталости. Заболеваемость умственной отсталостью наблюдается у 3 % живорожденных детей; люди с умственной отсталостью составляют 1 % всего населения. Распространенность этого недуга постоянно увеличивается. За период с 1991 по 2000 г. число впервые выявленных умственно отсталых детей и подростков возросло с 77,6 до 139,8 на 100 тыс. населения, т. е. произошло увеличение на 80,2 %. Амбулаторный контингент умственно отсталых детей и подростков за это же время увеличился на 18,1 % (Гурович И. Я. с сотр., 2002). Среди инвалидов детства 53,7 % умственно отсталых (Прокопенко Л. А., 1995). Число инвалидов-олигофренов среди детей за 15 лет увеличилось в 4,8 раза.

m.mybook.ru

Дмитрий Исаев: Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство

Аннотация к книге «Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство»

Настоящее руководство выходит четверть века спустя после аналогичных публикаций. В нем подведены итоги сорокалетнего изучения автором и его сотрудниками клинических и патопсихологических особенностей умственно отсталых детей всех возрастов, а также подростков. В руководстве помещены материалы, посвященные истории развития представлений об умственной отсталости, этиологии и патогенезу психического недоразвития. Излагаются современные методы многосторонней диагностики и дифференциальный диагноз умственной отсталости. Основное место в содержании книги занимает подробное описание систематики, клинической картины разных степеней и форм умственной отсталости. В отличие от традиционных представлений сделан акцент на существовании позитивной динамики развития психических нарушений при умственной отсталости, а также на нередко наблюдающихся негативных изменениях в ее клинической картине: декомпенсации, невротические, поведенческие и психотические расстройства, осложняющие социальную адаптацию.

Настоящее руководство выходит четверть века спустя после аналогичных публикаций. В нем подведены итоги сорокалетнего изучения автором и его сотрудниками клинических и патопсихологических особенностей умственно отсталых детей всех возрастов, а также подростков. В руководстве помещены материалы, посвященные истории развития представлений об умственной отсталости, этиологии и патогенезу психического недоразвития. Излагаются современные методы многосторонней диагностики и дифференциальный диагноз умственной отсталости. Основное место в содержании книги занимает подробное описание систематики, клинической картины разных степеней и форм умственной отсталости. В отличие от традиционных представлений сделан акцент на существовании позитивной динамики развития психических нарушений при умственной отсталости, а также на нередко наблюдающихся негативных изменениях в ее клинической картине: декомпенсации, невротические, поведенческие и психотические расстройства, осложняющие социальную адаптацию этих детей и подростков. Большое внимание уделено современной терапии, коррекционно-педагогическим мерам и реабилитации детей и подростков с отклонениями психического развития, которые осуществляются в семьях и специальных образовательных учреждениях.
Руководство предназначено всем специалистам, работающим с умственно отсталыми детьми и подростками: врачам, специальным психологам, педагогам (дефектологам), реабилитологам, социальным работникам и может быть полезно для родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

www.labirint.ru

Некоторые особенности биоэлектрической активности мозга (альфа-ритм) детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз F70 Текст научной статьи по специальности «Биология»

Аннотация научной статьи по биологии, автор научной работы — Лапшина Любовь Михайловна

В статье представлены результаты проведенного электроэнцефалографического обследования младших школьников с умственным развитием, соответствующим возрастной норме, и с интеллектуальным недоразвитием на уровне умственной отсталости. Сравнительный анализ показал, что существуют отличия в таких характеристиках альфа-ритма ЭЭГ-волны , как амплитуда и регулярность

Похожие темы научных работ по биологии , автор научной работы — Лапшина Любовь Михайловна,

The article informs about the electrical encephalographical investigation of the sane and mentally retarded children (8-9 years old). There are some differenсеs in such characteristics of α-rhythm of electrical encephalographical-wave as frequency and regularity.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности биоэлектрической активности мозга (альфа-ритм) детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз F70»

УДК 612.8:153 ББК 28.991:88.32

Лапшина Любовь Михайловна

кандидат биологических наук, доцент г.Челябинск Lapshina Lyubov Mikhailovna Candidate of Biology,

Associate Professor Chelyabinsk

Некоторые особенности биоэлектрической активности мозга (альфа-ритм) детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз F70 Some Peculiarities of Brain Biological-and-Electrical Activity (a-rhythm) of Children with Diagnosis F70

В статье представлены результаты проведенного электроэнцефалографи-ческого обследования младших школьников с умственным развитием, соответствующим возрастной норме, и с интеллектуальным недоразвитием на уровне умственной отсталости. Сравнительный анализ показал, что существуют отличия в таких характеристиках альфа-ритма ЭЭГ-волны, как амплитуда и регулярность

The article informs about the electrical encephalographical investigation of the sane and mentally retarded children (8-9 years old). There are some differenсеs in such characteristics of a-rhythm of electrical encephalographical-wave as frequency and regularity.

Ключевые слова: электроэнцефалография (ЭЭГ), ЭЭГ-волна, a-ритм, умственно отсталые дети.

Key words: electrical encephalographalogration (EEG), EEG-wave, a-rhythm, mentally retarded children.

Современное понимание термина «умственная отсталость» как стойкого

снижения познавательной деятельности человека на фоне органического поражения центральной нервной системы [3], позволяет рассматривать своеобразие биоэлектрической активности мозга в качестве основного показателя, определяющего снижение уровня интеллектуального развития и, тем самым, характеризующее данное состояние [3, 4, 6, 9]. Это положение актуализирует вопросы поиска высокоинформативных показателей своеобразия биоэлектрической активности (БЭА) мозга у детей с нарушением интеллекта.

Методы исследования. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развити-

ем в возрасте 8-9 лет. Функциональное состояние головного мозга детей было исследовано методом электроэнцефалографии (ЭЭГ) с расположением электродов по международной системе «10-20» (Jasper H, 1957 г.). ЭЭГ регистрировались от проекционных и ассоциативных областей коры головного мозга в ситуации спокойного бодрствования. Был использован электроэнцефалограф «Медикор» с компьютерной программой обработки результатов «Нейрон-Спектр» фирмы «НейроСофт».

Анализ a-ритма проводился по следующим показателям: частота, амплитуда, локализация, регулярность, модулированность и пространственное распределение.

Полученные данные были подвергнуты сравнительному анализу, обработаны методами математической статистики с использованием программного пакета Statistica версия 6,0, табличного редактора Microsoft Exsel, компьютерной программы «Биостат» для определения t-критерия Стъюдента и сопоставлены с результатами психофизиологических исследований, представленных в научной литературе.

Испытуемые были разбиты на две группы:

— ГО (группу обследования) составили дети 8-9 лет с диагнозом F70 (легкая умственная отсталость) в количестве 52 человек. Все они обучались в специальной (коррекционной) школе VIII вида № 119 г. Челябинска.

— ГК (группу контрольную) составили дети 8-9 лет — учащиеся общеобразовательной школы № 112 г.Челябинска в количестве 48 человек, имеющие по результатам психологического обследования уровень умственного развития в пределах возрастной нормы.

Результаты исследования и их обсуждение. 7 лет — это, по мнению ряда авторов [5, 8], важный возрастной этап формирования зрелости коры больших полушарий и подкорковых структур, поэтому отдельные особенности мозговой активности у детей 8-9 лет могут быть истолкованы как показатели отклоняющегося развития.

Основная тенденция возрастного оформления БЭА — это постепенное становление a-ритма как ведущего ритма в функционировании мозга [6], поэтому сравнительному анализу был подвергнут именно a-ритм в электроэнцефалограмме детей с нормальным интеллектуальным развитием и с умственной отсталостью.

В обсуждении вопроса о механизмах, определяющих характерный паттерн электроэнцефалограммы детей при интеллектуальном дефекте, можно выделить две точки зрения. В соответствии с первой из них [7], данный паттерн выражается в своеобразии активации и активности традиционного, классического компонента ЭЭГ. Он является, по образному выражению В.А.Толстовой, результатом снижения «тонуса коры» вследствие ограничения возможности приема, а, следовательно, и переработки интеллектуальной информации. Другая точка зрения [2, 4, 5, 6] указывает на обязательное появление в ЭЭГ умственно отсталых детей специфических, не характерных для ЭЭГ нормально развивающихся детей показателей и реакций; в частности в работах

B.В.Алферовой указывается на появление неспецифической реакции активации «arousal» [9].

Анализ результатов исследования показывает, что ЭЭГ младших школьников (8-10 лет) отличаются большой индивидуальной вариабельностью, высокоамплитудной активностью и нечеткой пространственной организацией. Эта закономерность, описанная ранее в работах ряда авторов (Л.С.Веденеева,

C.И.Сороко, Д.А.Фарбер и др.) в отношении детей с нормальным развитием [1,

8, 9], была отмечена и в рамках нашего исследования в отношении детей с нарушением интеллекта.

Однако, при всей общности указанной тенденции, необходимо обратить внимание на то, что данное исследование позволило выделить показатели, характеризующие ЭЭГ только детей с интеллектуальным недоразвитием на уровне статистически достоверных показателей (корреляты); а также охарактеризовать совокупность некоторых показателей не как коррелят, а как тенденцию к характеристике проявления умственной отсталости на ЭЭГ.

Внедрение в нейро- и психофизиологию компьютерных технологий значительно расширило аналитический потенциал компонентов ЭЭГ и позволило в рамках нашего исследования выделить возможные ЭЭГ-корреляты умственной отсталости у детей младшего школьного возраста в виде трех вариантов по отношению к высказанным выше точкам зрения, а также возможности их конкретизации на уровне только а-ритма:

I вариант — тенденция первого типа: у детей с умственной отсталостью наблюдается своеобразие основных показателей а-ритма в ЭЭГ;

II вариант — коррелят: у детей с умственной отсталостью наблюдаются специфические проявления а-активности на ЭЭГ;

III вариант — тенденция второго типа: у умственно отсталых детей наблюдается сочетание своеобразия отдельных основных показателей а-ритма со специфическими его проявлениями.

Были обследованы и проанализированы как основные количественные характеристики а-ритма: частота, амплитуда, так и качественные его составляющие: локализация, регулярность, модулированность и пространственное распределение. Основные результаты представлены в таблице.

Анализ частоты а-ритма детей указанного возраста был детально исследован в работах Р. И. Мачинской с соавт. [5]. Разбив детей младшего школьного возраста на две возрастные категории (несколько иные, чем у нас): 7-8 и 9-10 лет, они выявили, что показатели ведущей частоты основного ритма к 9-10 годам достоверно сдвигаются в сторону более высоких значений: 9-10 Гц вместо 8-9 Гц в возрасте 7-8 лет. Наше исследование (проводимое, преимущественно, на детях девятого года жизни) не выявило достоверных отличий в показателях частоты а-ритма детей с нормальным умственным развитием и с нарушением интеллекта, однако, следует отметить, что абсолютные показатели 45 детей (86,54%) ГО «не перешагнули» рубеж в 9 Гц, в то время как в ГК такой ребенок был только один.

Основные показатели а-ритма электроэнцефалограммы детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и с умственной отсталостью

Характеристики а-ритма Количество детей Вариант проявления на ЭЭГ

КГ (п = 48) ЭГ (п = 52)

1. Частота, Гц 9,11 8,76 I вариант, тенденция первого типа

2. Амплитуда, (основной коридор значений), мкВ 50-98 23-112* II вариант, коррелят

3. Преимущественная локализация затылочные области затылочные области с распространением на фронтальные области III вариант, тенденция второго типа

4. Регулярность а-ритма преимущественно регулярный 66,67% преимущественно дезорганизованный 38,46%* II вариант, коррелят

5. Модулирован-ность в основном модулирован в основном модулирован —

6. Пространственная организация нечеткая нечеткая —

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

cyberleninka.ru