Умственной отсталости у взрослых

Умственная отсталость — признаки, формы и лечение

Формы умственной отсталости разнообразны. Чтобы определить их по внешним признакам, нужно разбираться в деталях. Они помогут не только выявить отклонения, но и вовремя принять меры.

Что такое умственная отсталость

Классическое медицинское определение сообщает нам, что под умственной отсталостью понимают полученную с возрастом или же врожденную задержку в развитии психики человека. Она проявляет себя через нарушения интеллекта.

Причины появления этого нарушения вызваны патологиями головного мозга. Результатом становится потеря человеком способности к нормальным взаимоотношениям в обществе, утрата способностей к приспособлению к социальной среде обитания. Умственно отсталый человек не может нормально взаимодействовать с другими людьми, неадекватно ведет себя в простых житейских ситуациях.

Нарушение умственной деятельности выражается через сам разум, кроме того, через моторику, речь, эмоции и волю.

Внешние проявления нарушения

Заторможенные в развитии люди уже с юных лет обращают на себя внимание. У детей это выражается как задержка с развитием речевых навыков. Большинство таких людей начинают говорить только после 4 лет. При этом они понимают слова, но не разговаривают с другими людьми.

Физические признаки умственной отсталости у детей и взрослых могут быть следующими:

  • непропорциональность частей тела между собой;
  • неправильная форма головы (микро- либо гидроцефалия);
  • короткие конечности.
  • У отстающих в развитии людей появляется характерное «отсутствующее» выражение на лице, им присущ так называемый тупой взгляд. Неспособность мозга к нормальной умственной деятельности выражается и в расслабленности челюстных мышц. У больного открыт рот, часто из него капает слюна.

    Отстающих в развитии детей выделяют резкие, угловатые движения, часто сопровождающиеся раскоординированностью.

    Какие бывают отклонения в развитии ума

    До недавнего времени медицина разделяла умственно отсталых людей на такие виды:

    Но в современном мире эти термины приобрели негативный социальный характер, стали ругательствами. Поэтому из Международного классификатора болезней их исключили. И теперь виды умственной отсталости делятся на четыре категории:

    Эти определения считаются нейтральными и определяют количественную форму отсталости в умственном развитии.

    Первая категория соответствует дебильности, вторая и третья — с имбецильностью, а последняя — с идиотией.

    Первая категория: легкая форма. Отсталость в развитии легкой формы проявляет себя в виде дебилизма. Это слабо выраженная неразвитость психики. Она выражается в виде простого мышления, неспособности человеком понимать сложные понятия. Умственная отсталость легкой степени, в свою очередь, по формам течения болезни разделяется медиками на три степени, легкую, среднюю и тяжелую. Для легкой степени заторможенности характерно отсутствие агрессии в поведении.

    Вторая и третья формы умственной отсталости этого типа соотносятся с имбецильностью, которая считается средней формой неразвитости ума человека. Страдающий этой формой болезни не может воспринимать абстрактные понятия, он не в состоянии обобщать и обрабатывать полученную информацию. Но при этом относящиеся ко второй и третьей степеням видов задержки в умственном развитии могут самостоятельно образовывать понятия. Они способны запоминать простые движения, такие люди обучаются несложным навыкам в обслуживании себя и своих простейших потребностей. Отсталый человек второго и третьего вида способен к примитивному труду. Психически они тоже в основном инертны, как и первая категория неразвитых умственно людей.

    Четвертый вид: глубокая форма. Больные идиотией люди не имеют способностей к познанию окружающего мира. Их разум не справляется с самыми простыми физическими действиями, они даже не могут ухаживать за собой. Эти формы умственной отсталости также характерны полной неспособностью различать цвета между собой, люди не запоминают звуки, не реагируют на них. По своей эмоциональности они тоже отсталые, они никак не проявляют обычные для большинства людей чувства — радость, печаль. Больные идиотией люди часто испытывают раздражительность, он подвержены вспышкам сильного гнева. Им характерна озлобленность.

    Почему разум не развивается

    Причины умственной отсталости могут быть как генетическими, так и приобретенными.

    Генетические причины возникают при аномалиях хромосом, нарушениях функций отдельных генов. Медики отмечают, что около 50% всех тяжелых случаев умственной недостаточности возникают именно из-за этого.

    Основные причины остановки в развитии на стадии родов и младенчества такие:

    • физическое поражение плода (в том числе радиоактивное облучение);
    • химическое поражение (отравление ядовитыми веществами);
    • инфекционное поражение (сифилис, цитомегаловирус).
    • Еще причины задержки могут возникнуть при недоношенности плода, нарушениях во время родов (родовые травмы, нехватка кислорода от удушья).

      Умственная неразвитость возникает и при травмах головы. А еще причины умственной отсталости могут крыться в инфекционных заболеваниях, которые оказали воздействие на мозг и центральную нервную систему человека.

      Признаки заторможенности умственного развития

      Как мы уже писали выше, есть определенные физические признаки умственной отсталости. Однако помимо них есть и другие способы определить неразвитость человека.

      У детей симптомы проявляются в виде неспособности запоминать информацию, их запас знаний ограничен, они отстают в учебе от других детей. Кроме того, они практически не интересуются окружающим миром, они не проявляют интерес к рисованию, лепке, развивающим играм. Из-за своей отсталости они не общаются со своими сверстниками и со взрослыми тоже.

      Подростки, относящиеся к одному из описанных выше видов мозговой неразвитости, психологически продолжают оставаться детьми, они не проявляют никакой инициативы, импульсивны и подвержены психической нестабильности. Отсутствие воли и несамостоятельность тоже признаки умственной задержки развития. Такие люди попадают под влияние других, ими легко манипулировать. Но в силу ограниченности они не могут делать все, что им говорят.

      Еще один вид признаков умственной задержки — способность запоминать только яркие, необычные события. Это называется непроизвольным запоминанием, и для большинства отсталых в развитии людей оно характерно. Произвольное запоминание начинает формироваться только в школьном возрасте, когда другие дети и подростки уже оперируют целыми информационными массивами, хранящимися в их памяти.

      Диагностика неразвитости ума

      Кроме описанных нами признаков выявить заторможенность помогают тесты на уровень интеллекта. Их еще называют IQ-тестами. Количественный показатель умственного развития человека помогает определить, к какой из категорий умственной отсталости относится тот или иной индивидуум.

      При легкой форме задержки в развитии уровень IQ составляет 50-70 единиц. По медицинской статистике, такой показатель имеют около 80% количества людей, страдающих недостаточностью интеллекта.

      При второй и третьей формах результаты теста на уровень интеллекта дают результат 35-50 единиц. А последняя форма характеризуется показателем от 0 до 34 единиц.

      Как лечить задержку в интеллектуальном развитии

      Практика показывает, что умственная отсталость является необратимым процессом. Поэтому лечение таких форм неразвитости сводится к терапии и обучению в специальных учебных заведениях, а также содержанию в психиатрических лечебницах.

      Специализированное лечение проводится в случаях, если заторможенность вызвана врожденными болезнями, такими, как сифилис или же токсоплазмоз. Специальные медикаменты прописываются также в случаях, если больные проявляют эмоциональную нестабильность или извращенные влечения.

      При нарушениях в работе эндокринной системы им дают гормональные препараты. А при том виде нарушений, при котором изменяется обмен веществ, прописывается специальная диета. Большое значение имеет трудотерапия и социальная адаптация, работа в специальных группах.



      nevroz.club

      Тяжелая умственная отсталость у взрослых

      Такой недуг, как тяжелая умственная отсталость у взрослых, имеет коэффициент IQ с диапазоном от двадцати до тридцати четырёх. Этот вид часто относят к глубокой форме имбецильности.

      Характеристики вида умственной отсталости

    • Внешний вид: череп может быть увеличен или уменьшен; телосложение часто непропорционально; на лице присутствует тупое выражение, короткие конечности, движения лишены координации. У таких людей часто встречаются слуховые, зрительные и речевые дефекты.
    • Речь людей, с данным умственным отклонением, недоразвита. Говорить они начинают только после 4 лет; Построение фраз при разговоре, напоминает детское, а запас слов минимален. Разговаривая предложениями, такие люди допускают отсутствие в них спряжения и склонения. Многие звуки произносятся не правильно. Если речь хоть как-то развита, то способность к письму и чтению, находится на нижней степени развития;
    • Внимание и память очень слабы, отсутствуют способности к сопоставлениям, обобщениям и анализу;
    • Больные способны произносить не длинные фразы, они понимают простую речь, с которой к ним обращаются.
    • Им присущи элементарные, но в то же время разнообразные реакции на внешние раздражители. Они неплохо ориентируются в привычной обстановке, но крайне затруднительно воспринимают новое. Если проявить настойчивость, то возможно приучить их ухаживать за собой.
    • Примерный словарный запас этой категории людей не превышает 200 слов. Они знают близких людей, которые находятся постоянно с ними.
    • Если выявлена тяжёлая умственная отсталость у взрослых, то замечено, что их эмоции, почти всегда, направлены на удовлетворение чувства голода. При приеме пищи они часто теряют чувство меры. Их поведение бывает непоследовательно, импульсивно, такие люди не прогнозируют своих действий, отсутствует личная инициатива и самостоятельность.
    • Они очень зависимы от тех, кто находится рядом с ними и заботится о них.
    • Причинные факторы тяжёлой умственной отсталости

      Любые причины, способные вызвать данный вид слабоумия, действует разрушающе на формирование мозга и его дальнейшее развитие. Известно более 400 агентов, входящих в экзогенные вредности, которые в период женской беременности могут стать причиной нарушающей процесс зарождения и развития эмбриона.

      Имеется ряд патогенных факторов, среди которых специалисты различают различные нейроинфекции, гипоксию, ряд соматических заболеваний, которые могут привести к нарушениям мозгового развития.

      Не следует исключать и такую причину тяжелой формы умственной отсталости, как наследственность. Наследственные факторы могут быть разные по механизму воздействия, и по характеру, определяющему наследственную патологию. Следует отметить, что наследственные факторы, и факторы воздействия окружающей социальной среды тесно взаимосвязаны. При исследовании всех форм умственной отсталости, выявлены общие патологические особенности, такие как хроногенный фактор, то есть период онтогенеза, в течение которого идут негативные изменения мозга, в период его развития.

      Для оказания помощи больным с подобным диагнозом, прописывают либо симптоматическое, либо специфическое лечение. Лечение, в виде специфической терапии, проводится в случаях: установленной причины, а именно, при врождённом сифилисе, токсоплазмозе и других болезнях; выявления нарушений метаболических процессов в организме, с назначением диеты; эндокринопатии, при этом лечение ведётся с использованием гормонов; для снижения извращённых влечений; с целью корректировки аффективной лабильности. Врач назначает лекарства, учитывая общее состояние, возраст, соматические нарушения и многое другое. Лекарственные препараты следует назначать очень осторожно, ведь пациенты с тяжелой умственной отсталостью склонны к осложнениям и ярко выраженным побочным реакциям. Иногда для них используют долговременную поддерживающую терапию, назначая небольшие дозы нейролептических лекарств.

      Профилактические меры

      • консультации и изучение медико-генетических особенностей;
      • выявление неправильного развития плода при беременности, через проведение ранней диагностики;
      • отказ от наркотиков, курения и употребления алкоголя во время беременности;
      • своевременное лечение заболеваний, которыми страдает будущая мама;
      • ранняя диагностика и строгая диета, при которой резко ограничено потребление белка, обеспечивает нормальное развитие плода.
      • Если определена тяжёлая умственная отсталость у взрослых, то они в большинстве случаев становятся пациентами специализированных заведений, в которых за ними обеспечен уход и помощь медиков.

        psyplaneta.ru

        Немного о людях с умственной отсталостью

        Диагноз умственная отсталость. На сегодня считается, это нарушение полностью вылечить невозможно. Но возможно улучшить состояние ребенка. Улучшить сильно, иногда кардинально. Сегодня разработаны эффективные методы психологической коррекции, с их помощью развивают интеллект ребенка. А именно сильное недоразвития интеллектуальной сферы является причиной умственной отсталости.

        На что надеяться в такой ситуации родителям, во что верить? Зачем вообще что-то делать, если он всё равно будет инвалидом?

        Возможно, одним из ответов на этот вопрос будет то, что у каждого человека есть право на счастье. Счастье – это нечто абсолютное, не бывает счастье лучше или хуже. И у каждого есть на него право, независимо от уровня его интеллекта.

        Умственно отсталый человек не сможет учится в обычной школе, не поступит в ВУЗ, не станет кем-то великим. Это безусловно грустно и горько. Но он сможет закончит специальную школу, нередко, получить простую специальность, сможет найти работу, и даже пару.

        Само по себе – это уже жизнь. Это жизнь, и она может быть счастливой. И именно этот момент может помочь примириться родителям со своим горем, и с этим страшным диагнозом тоже.

        Именно счастливый вид наших детей примеряет нас со всем в этой жизни. Они могут быть счастливы, получая хорошие оценки в школе, делая какие-то поделки и слыша искреннею похвалу. Они будут убегать с подружками, и слишком задерживаться после свидания. Работать, где будут зарабатывать своим трудом, чувствуя себя нужными. Наконец, женится или выйти замуж, и даже переехать к своей паре, как и все нормальные дети!

        Всё это возможно при легкой степени умственной отсталости. И всё это входит в понятие счастья. Важно не лишать их этой возможности. Важно сделать все возможное, чтобы когда-нибудь они смогли бы всё это осуществить.

        Конечно, всё равно иногда будет и горько, и больно, и обидно, что жизнь такая несправедливая. И даже захочется всплакнуть. Но, глядя на ту реальную жизнь, которой живет ребенок, это будет только иногда.

        А то, что он не вырастит великим физиком или не будет крутым бизнесменом, так, возможно, это случиться с его братьями и сестрами (хотя, ведь, и для них главное будет в этой жизни, именно, ощущения счастья и радости).

        Важной составляющей нашей жизни является наша нужность обществу. Взрослый человек с умственной отсталостью может быть действительно нужен обществу. Если он работает, значит этот постулат бесспорен – он нужен общество. Поэтому, воспитывая и, главное полноценно развивая ребенка с нарушением интеллекта, мы не просто делаем благое дело, а мы делаем нужное для общества дело. И это то, что может помочь нам примириться с такой ситуацией и принять ребенка таким как он есть. То есть, не таким как мы, но в чём-то очень похожим на нас.

        Если ребенку поставили диагноз, связанный с тем или иным отставанием в интеллектуальном развитии. Важно, как можно быстрее начать лечебные действие, связанные с уменьшением этого отставания. Поэтому нужно обратиться к психологу, работающему с такими детьми и составить план реабилитационных действий. Иногда требуется медикаментозное лечение, без которого действия по развитию интеллектуальной сферы будут бесполезны, поэтому нужно не бояться обращаться к неврологу и психиатру, которые вовремя назначат, необходимые для развития ребенка лекарства.

        Диагноз умственная отсталость — это тяжёлый диагноз. Человек никогда не будет таким как все. Но это не приговор для него самого. А прожить свою жизнь с пользой для общества он сможет только, если ему будут в этом помогать.

        Его интеллектуальная сфера будет нуждаться в постоянном развитии. Это, конечно, потребует постоянного внимание от родителей, но количество конкретных действий необходимых для того, чтобы ребенок развивался будет вполне по силам родителям, оно будет ограниченно и по времени и по материальным затратам. Это должны быть развивающие занятия в группе 2 раза в неделю, посещение логопеда взависимости от особенностей речи ребенка, иногда посещения врача, а также время от времени родителям нужно консультироваться по вопросам воспитания, так как, такие дети не развиваются в соответствие с возрастом, а в чём-то соответствуют своему возрасту, а в чём-то нет.

        Люди с умственной отсталостью всегда были в нашем мире, были в наших обществах. Нередко они занимали своё место. И нередко их труд был необходим обществу. И важно то, что сейчас всё очень быстро развивается и если сейчас мы можем уже очень сильно вылечить ребенка с этим нарушением, то вероятно, например, через 10 лет сможем ещё больше. И нам всегда надо помнить, что человек с умственной отсталостью развивается всегда! Сегодня это доказанный факт. В любом возрасте он открыт к развитию, к тому чтобы стать более взрослым, более ответственным, умным и самостоятельным!

        www.b17.ru

        Детская умственная отсталость

        Умственная отсталость у детей, симптомы которой начинают проявляться в возрасте около 3,5 лет, может быть вызвана различными причинами. Факторы возникновения патологии интеллектуального развития разнообразны, но чаще всего это:

        1. Органическое поражение мозга при родах.
        2. Черепно-мозговые травмы.
        3. Детский церебральный паралич.
        4. Генетические нарушения обмена веществ.
        5. Синдром Дауна (транслокационный или трисомия по 21 паре хромосом).
        6. Нейроинфекция, повлекшая за собой обширное поражение нейронов (нейросифилис, туберкулезный менингит, вирусный энцефалит).
        7. Интоксикация тяжелыми металлами и прочими чужеродными веществами, особенно в раннем возрасте.
        8. Микроцефалия.
        9. Гидроцефалия.
        10. Эндокринопатии (нарушение деятельности щитовидной железы).
        11. Рубивирусная инфекция во время беременности (краснуха).
        12. Коматозные состояния, вызванные длительной гипоксией мозга.

        При микроцефалии, пороке внутриутробного развития, уменьшен объем мозга, а, соответственно, снижено количество нейронов и связей между ними. Гидроцефалия — это отек мозга, сопровождающийся повышением давления внутри черепной коробки. Гидростатическое давление повреждает нейроны и также может приводить к умственной отсталости. Перенесенные инфекции центральной нервной системы в некоторых случаях отражаются на умственных способностях ребенка.

        Признаки умственной отсталости у детей заключаются в слабой способности к обучению, а также в отсутствии или ослаблении реакции ребенка на слова родителей, снижении памяти, логического мышления. Построение связей между событиями в жизни нарушено.

        Восприятие информации затруднено, что связано с нарушением процессов запоминания, кратковременной и долговременной памяти. Речевые, поведенческие и гигиенические навыки недоразвиты. К школьному возрасту крайне тяжело осваивают навыки чтения, счета, а также письма.

        Наблюдается отставание в умственном развитии, течение которого может прогрессировать, регрессировать или быть стабильным. Эмоциональная сфера у маленьких пациентов при этом, как правило, не задета, дети способны испытывать как негативные, так и позитивные эмоции. Способность к самообслуживанию зависит от степени умственной недостаточности отдельного ребенка. Выделяют несколько степеней умственных нарушений.

        Легкая степень умственной отсталости

        Легкая степень умственной отсталости (код F70 по МКБ-10). Такие дети характеризуются сохраненной способностью к обучению, но сниженным потенциалом памяти по сравнению со здоровыми детьми. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости может неправильно оценивать поступки и чувства других людей, что делает болезнь похожей на синдром Аспергера.

        Дети испытывают проблемы в социальных навыках (общении, играх с другими детьми) и чувствуют свою неполноценность, они зависимы от родителей. Правильный подход педагога в обучении такого ребенка улучшит прогноз заболевания. Легкая умственная отсталость, симптомы которой не мешают обучению самообслуживанию, поддается корректировке в спецшколах 8 вида.

        В результате чего вырастающие дети при достижении взрослого возраста способны к работе и овладению простейшими навыками ведения домашнего хозяйства, письма. Им доступен физический труд и монотонная работа без необходимости принятия решений. По достижению 18-летия государство выдает таким пациентам жилье.

        Умеренная умственная отсталость

        Умеренная умственная отсталость (F71 по МКБ-10) характеризуется меньшей независимостью от помощи других людей, чем при легкой степени. Однако социальные навыки при соответствующей корректировке также прививаются, хоть дети и сохраняют зависимость от родителей и опекунов.

        Во взрослом возрасте способны к труду, преимущественно, физическому, не требующему сложного координирования действий. Признаки умственной отсталости у взрослых пациентов: некоторая заторможенность мыслительных процессов, медлительность в движениях, отсутствие критичности мышления.

        Тяжелая степень отсталости

        При тяжелой степени (шифр МКБ: F72) речь пациента ограничивается парой десятков слов для выражения собственных потребностей. Имеются также двигательные нарушения, походка дискоординирована. Процесс запоминания окружающих предметов затруднен и требует многократного повторения. Прививаются навыки счета видимых предметов. По достижению взрослого возраста люди не способны полностью нести ответственность за себя и нуждаются в опеке, обеспечиваемой психоневрологическими интернатами.

        Глубокая умственная недостаточность (F73) может проявляться тяжелыми двигательными нарушениями. Пациенты отстают в физическом развитии, речь их не сформирована. Дети часто страдают энурезом. Во взрослом возрасте опеку таких больных осуществляют психоневрологические интернаты.

        Диагностика

        Умственная отсталость, симптомы которой схожи с признаками других заболеваний психо-интеллектуальной сферы, нуждается в дифференциальной диагностике с такими заболеваниями, как:

      • синдром Аспергера;
      • шизофрения;
      • социопедагогическая запущенность (синдром Маугли) и интенсивные психотравмы;
      • печеночная энцефалопатия.
      • Как определить умственную отсталость у ребенка? Врачи психоневрологи используют различные методики для проверки интеллектуальных способностей ребенка: оценку бытовых навыков, социальной адаптации. Изучается анамнез беременности (гипоксия плода, краснуха у матери), перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм.

        Проводится тест на умственную отсталость (IQ), определяющий коэффициент интеллекта в баллах. Осуществляется оценка восприятия ребенком художественных образов на картинках, способности к обучению, в т.ч. к счету и речи, состояния психического развития ребенка. Анализируется степень координированности движений.

        golmozg.ru

        Умственная отсталость. Общие признаки

        Понятие умственной отсталости

        Умственная отсталость (на западе ее теперь называют «интеллектуальная инвалидность») характеризуется уровнем интеллекта или умственных способностей ниже среднего уровня, а также отсутствием навыков, ежедневно необходимых для жизни. Люди с умственной отсталостью или вовсе не способны получать новые навыки или обучаются им более медленно. Есть разные степени умственной отсталости: тяжелая умственная отсталость, средняя и легкая.

        Признаки умственной отсталости у детей и взрослых

        Люди с умственной отсталостью (интеллектуальной инвалидностью) имеют ограничения в двух областях. Этими областями являются:

      • Интеллектуальная деятельность. Это относится к способности человека обучаться, рассуждать, принимать решения и решать проблемы. Основная характеристика – уровень IQ, интеллектуального развития.
      • Навыки адаптивного поведения. Это навыки, необходимые ежедневно. К ним относятся способность эффективно общаться, взаимодействовать с другими людьми и заботиться о себе. Коэффициент IQ (коэффициент интеллекта) измеряется с помощью специального теста на IQ. За базовый уровень принят IQ с показателем 100. Лицо считается умственно отсталым, если его IQ не превышает 70 единиц.
      • Для измерения адаптивного поведения ребенка специалист будет наблюдать развитие его навыков и сравнивать их с навыками других детей того же возраста. Также выясняется, насколько хорошо ребенок может самостоятельно употреблять пищу, одевать одежду, общаться с другими людьми и понимать их, как ребенок взаимодействует с членами своей семьи и с другими детьми того же возраста.

        Считается, что умственной отсталостью страдает около 1% населения Земли. Из них 85% имеют легкую степень умственной отсталости. Это означает, что эти люди немного медленнее, чем другие осваивают новые навыки и узнают новую информацию. Став взрослыми, большинство людей с легкой степенью умственной отсталости смогут жить самостоятельно.

        Признаки умственной отсталости у детей

        Существует множество различных признаков умственной отсталости у детей. Такие признаки могут появиться уже в период младенчества или же быть незаметными, пока ребенок не достигнет школьного возраста. Часто признаки детской умственной отсталости зависят от степени состояния интеллектуальной инвалидности. Наиболее распространенными признаками умственной отсталости у детей являются:

      • Ребенок стал слишком поздно сидеть, ползать или ходить
      • Начал поздно говорить или имеет проблемы с речью
      • Медленно осваивает такие вещи, как незначительное обучение, одевание и самостоятельный прием пищи
      • Испытывает трудности с запоминанием
      • Не в состоянии проследить логическую связь между действиями и последствиями
      • Имеет поведенческие проблемы, такие как взрывоопасные истерики

      У детей с тяжелой умственной отсталостью могут быть и другие проблемы со здоровьем. Могут наблюдаться судороги, психические расстройства, проблемы с двигательной активностью, зрением или слухом.

      Причины умственной отсталости

      Причины умственной отсталости заключаются в том, что нормальному умственному развитию и развитию мозга что-то мешает. При этом достоверно удается определить лишь треть подобных причин. Наиболее распространенными причинами умственной отсталости являются:

    • Генетическая предрасположенность. К ней относятся синдром Дауна и синдром ломки Х-хромосомы.
    • Проблемы во время беременности. Нормальному развитию эмбриона могут помешать употребление его матерью алкоголя или наркотиков, недоедание, некоторые инфекции, преэклампсия.
    • Проблемы во время родов. К умственной отсталости ребенка может привести отсутствие достаточного кислорода у младенца во время родов или преждевременное рождение.
    • Болезни или травмы. Такие инфекции как менингит, коклюш, корь также могут спровоцировать детскую умственную отсталость. Сюда же относятся тяжелые черепно-мозговые травмы, воздействие токсичных веществ.
    • Можно ли предотвратить умственную отсталость?

      Некоторые причины умственной отсталости можно предотвратить. Наиболее распространенной из них является фетальный алкогольный синдром. Беременным женщинам ни в коем случае не следует употреблять алкоголь. Им необходим надлежащий дородовой уход, прием витаминов. Прививка против некоторых инфекционных заболеваний также может снизить риск появления на свет ребенка с отклонениями в умственном развитии.

      В семьях с генетическими нарушениями может быть рекомендовано генетическое тестирование еще до зачатия. Некоторые тесты, такие как УЗИ и амниоцентез могут выполняться во время беременности, чтобы определить, имеются ли проблемы, связанные с умственной отсталостью. К сожалению, даже если в процессе проведения данных тестов такие проблемы будут выявлены, исправить их уже не удастся.

      Диагностика умственной отсталости

      Наличие умственной отсталости можно определить по различным признакам. Если ребенок имеет физические отклонения, генетические или вызванные нарушением обмена веществ, необходимо провести несколько тестов, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз «умственная отсталость». К таким тестам относятся анализы крови, мочи, тесты на определение структурных проблем в мозге, электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Особого внимания требуют дети с задержками в развитии, проблемами со слухом и с некоторыми неврологическими расстройствами.

      В процессе диагностики умственной отсталости также важны такие факторы как интервью с родителями, наблюдение за ребенком, тестирование его интеллектуального уровня и адаптивных форм поведения. Ребенок может считаться умственно отсталым, если имеет низкий IQ в двух адаптивных формах поведения. Если же уровень IQ низок только в одной форме, то ребенок не может считаться умственно отсталым. После диагностики умственной отсталости специалисты должны будут оценить сильные и слабые стороны ребенка. Это поможет определить, какая поддержка необходима будет ребенку, чтобы преуспеть в семье, школе и обществе.

      Какие услуги доступны для людей с умственной отсталостью?

      Существуют различные программы для страдающих умственной отсталостью. В том числе и для младенцев, а также детей дошкольного возраста. В любом случае родителям стоит обратиться в ближайшее медицинское учреждение, чтобы получить максимальную информацию, если в доме растет ребенок с отклонениями в умственном развитии. Специальные программы помощи таким детям могут включать логопедию, трудотерапию, физиотерапию, обучение с помощью специальных вспомогательных устройств. Дети школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют право на получение специального образования через систему государственных школ.

      Если в доме ребенок с умственной отсталостью

      Вы можете помочь ребенку с ограниченными возможностями интеллектуального развития, если проделаете следующие шаги:

    • Узнаете как можно больше об умственной отсталости и возможностях повысить качество жизни человека в таком состоянии. Чем больше вы знаете, тем лучше будет для вас и вашего ребенка.
    • Поощряйте самостоятельность вашего ребенка. Пусть ваш ребенок пробует новые вещи, пусть делает самостоятельно все, что способен, а ваша задача – обеспечить руководство и поддержку и не забывать фиксировать положительный результат, когда у ребенка что-то начнет хорошо получаться, либо он начнет осваивать новые навыки.
    • Попробуйте вовлечь своего ребенка в групповую деятельность. Например, занятия в художественном кружке или детском обучающем центре помогут вашему ребенку развить социальные навыки.

    Автор статьи: Кристина Сумарокова, «Московская медицина»©

    Отказ от ответственности: Информация, представленная в этой статье об умственной отсталости, предназначена для информирования читателей. Она не может быть заменой для консультации с профессиональным медицинским работником.

    moskovskaya-medicina.ru