Упражнения при заикании подростков

Независимый сайт о заикании

Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых.

Упражнение 1

Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную ы цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва.

При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи.

Упражнение 2

А) Встать парами: 1 человек — дышит диафрагмой, другой — кладет руки ему на плечи и грудь и проверяет дыхание.

Б) Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки — большой палец впереди, четыре пальца — на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем сделать вдох носом, затем выдохнуть через рот. Повторить упражнение три раза.

Упражнение 3

Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос, последить, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая явится как бы подготовкой к выдоху. Положение мышц диафрагмы при остановке перед выдохом будем называть «опорой дыхания». Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха является продолжением воздушного столба, идущего от диафрагмы. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и в шее. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это упражнение и сидя.

Упражнение 4

Медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу, которая стоит недалеко от вас («Свеча», в данном случае, может быть и воображаемой). Пламя ее должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи (от вас). Затем снова сделать медленный вдох и дуть также медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далеком расстоянии. Вы замечаете, что в зависимости от удаления свечи мышцы живота будут испытывать все большее напряжение. Голову вперед не тянуть.

Упражнение 5

Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить ее. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, также загасить свечу. Поставить свечу еще дальше, сделать вдох и снова загасить свечу. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

Упражнение 6

Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет «три», а длительность выдоха — на счет «шесть». Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет «один». Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох — три единицы, пауза — одна единица, выдох — шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.

Упражнение 7

Данное упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков — звука Ф, в дальнейшем можно его делать на некоторых других согласных с правильной их установкой.

Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки — выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета.

Упражнение 8

Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: Ф, С, Ш и Х, на каждый звук падает три единицы счета. Упражнение также проделывается три-четыре раза.

Упражнение 9

Сделать быстрый вдох, и на одном выдохе произносить несколько раз подряд звук П. Грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы. Затем, также быстро вдохнув, на одном выдохе произносить столько раз, на сколько хватит дыхания, группу согласных: ПТК.

Упражнение 10

Полный вдох берется на три единицы, с остановками после каждой единицы, таким образом вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох — через узкое отверстие губ длительностью десять-двенадцать единиц. Последовательность упражнения: вдох — одна остановка — вдох — одна остановка — вдох — одна остановка — выдох десять-двенадцать единиц.

Упражнение 11

Выдох идет при счете вслух до восьми. В упражнении нужно следить за тем, чтобы заданное количество счета шло, как одна фраза, без пауз между словами. Считать ровно, без крика, с хорошей дикцией. Впоследствии счет следует довести до пятнадцати-двадцати-двадцати пяти. При счете стараться подольше сохранять состояние дыхательных мышц живота и грудной клетки в положении вдоха, но не задерживать сам выдох.

@Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» — М., 1998.

@ Н.П. Вербовая, О.М. Головина, В.В. Урнова. Искусство речи. М., 1977.

stuttering.su

Упражнения от заикания детей и взрослых

Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.

Содержание:

Причины и виды заикания

Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.

Причинами заикания могут быть:

  • Перенесенный стресс.
  • Плохие социальные условия проживания ребенка.
  • Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
  • Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
  • Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
  • Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
  • Суровые условия воспитания дома.
  • Родовые травмы.
  • Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания – мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
  • Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.
  • У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:

  • После перенесенной смерти близкого человека.
  • После пребывания в эпицентре военных действий.
  • После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
  • Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.
  • Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится

    В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:

  • Реактивное – обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
  • Эволюционное – появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
  • Симптоматическое – возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.
  • Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.

    Логопедические упражнения

    Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:

  • Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
  • Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
  • Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
  • Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.
  • Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:

  • Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
  • Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
  • Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
  • Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
  • Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
  • Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
  • Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.
  • Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.

    Дыхательная гимнастика

    У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:

  • Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
  • Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
  • Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
  • Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.
  • Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.

    Мышечная гимнастика

    В образовании голоса весомую роль играет нервная система, а также мышцы тела. Структуры голосового аппарата работают сообща с дыхательными мышцами, вследствие чего человек может выдавать практические любые звуки. Коррекцию заикания у взрослых и детей можно проводить множеством способов. К одним из важных относят мышечную гимнастику. Главным органом, которым отвечает за правильное дыхание, считается диафрагма. Именно следующие упражнения позволяют добиться желаемого результата:

  • Положение тела – стоя. Сделайте глубокий вдох, что есть силы, увеличивая объем грудной клетки. Затем со звуком «хууу» сделайте быстрый и ритмичный выдох. Так повторять 15 раз за один цикл. Всего за день нужно сделать 10-15 таких упражнений.
  • Положение тела то же. Следует делать ритмичные и частые движения передней брюшной стенкой. При этом мышцы пресса увеличивают давление в животе и влияют на диафрагму. Эти комплексы упражнений увеличивают силу сокращений диафрагмы при дыхательных движениях.
  • Задержка дыхания на 30-40 секунд также позволяет повысить мышечную силу и способствует лучшей вентиляции легких.
  • Ежедневные пробежки в течение 15 минут увеличивают экскурсию грудной клетки, повышают адаптивные способности организма, улучшают кровоток в легких.
  • Йога прекрасно помогает овладеть своим телом, умиротворяет нервную систему, успокаивает дыхание и тонизирует мышцы, диафрагму. Такие занятия подходят лишь взрослым.
  • Физические упражнения положительно сказываются на работе легких, голосовых связок и всего речевого аппарата.

    Голосовая гимнастика

    Научиться говорить уверенно и без заминок можно с помощью занятий над голосом. Деткам подойдут игровые формы, взрослым – уроки актерского мастерства, пение. Логопеды предлагают при заикании следующие упражнения:

  • Включить фонограмму или знакомую музыку со словами и начать петь. Это самый простой способ научиться плавно выговаривать звуки. Желательно, чтобы в песнях было побольше гласных, таких как А, О, И, Я, Ю.
  • Для детей следует сыграть сценку или известную сказку, чтобы ребенок принимал участие и много говорил.
  • Выбрать любое звучное слово, например, «солнышко» и попробовать произносить его ласкательно, грубо, со злостью, с добротой, изменяя интонацию с каждым разом.
  • С ребенком можно кидать предметы и следить, чтобы на каждый бросок малыш выговаривал заданное слово.
  • Также необходимо попросить пациента сперва медленно, а потом быстро выговаривать такие слоги: «но-но», «ну-ну», «на-на», «па-па», «шо-шо»,
    «ца-ца» и др. Это следует делать ритмично, затем ускоряться и произносить звуки громко и отчетливо.
  • Совет врача. Пациент должен помнить, что только собственные усилия и терпение дадут положительный результат и избавят от заикания

    Ритмическая гимнастика

    Чувство ритма играет огромную роль для человека, который хочет избавиться от заикания. Лучше всего управляться с речью с помощью музыки или ритмичных звуков. Такие тренировки умиротворяют нервную систему, игровая форма позволяет раскрепостить человека и повысить его самооценку. Занятия проходят следующим образом:

  • Выбирайте легкие для восприятия стишки, тексты. Человек должен читать стихотворения, параллельно пристукивая кистью руки по столу. Все делается в такт чтению.
  • Похожим способом можно попросить читаемого пациента произносить слова в такт выбранной музыке. Каждый раз меняйте мелодию, не зависимо от предпочтений кого-либо.
  • Представленные методы лечение заикания довольно просты и ими можно заниматься даже в домашних условиях. Если родители заметили проблемы с речью у ребенка, нужно обратиться за помощью к логопеду. Только опытный врач избавит от таких неприятных проблем.

    simptomyinfo.ru

    Говорим легко: упражнения от заикания у детей

    Даже у ребенка с нормальным развитием речи может появиться заикание. Этот дефект передается по наследству, появляется после инфекционных болезней и психологических катаклизм. Причин заикания у детей много, как и методов лечения.

    КАК ЛЕЧИТЬ ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ

    Лечением заикания у детей занимается логопед. Иногда он прибегает к помощи психоневролога. Природа появления заикания у детей врачами уже давно исследована. Но метода. который лечил бы этот дефект речи со стопроцентным результатом пока нет. Это зависит от причин и индивидуальных особенностей физиологического и психологического состояния малыша. Но есть основные методы лечения заикания, к которым прибегают врачи:

    • медикаментозное лечение;
    • гипноз;
    • иглоукалывание;
    • речевые упражнения;
    • дыхательные упражнения;
    • точечный массаж;
    • компьютерные программы.
    • ЛЕЧИМ ЗАИКАНИЕ У РЕБЕНКА: ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

      Дыхательные упражнения – один из популярных методов лечения заикания. Этот традиционный метод хорошо влияет на всю дыхательную систему, тренирует диафрагму и голосовые связки. Чтобы проследить, правильно ли малыш выполняет упражнения, можете делать их вместе.

      УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКИ»

      Встаньте прямо и согните руки в локтях так, чтобы ладони были направлены от себя. Сгибайте ладони, хватая воздух, и во время этого делайте короткий шумный вдох. Затем тихонько выдыхайте. Выполняйте это дыхательное упражнение от заикания 2 раза, затем делайте остановку на 4 секунды.

      УПРАЖНЕНИЕ «НАСОС»

      Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Наклоняйтесь вперед и тянитесь к полу прямыми руками. Спина при этом округлая. Одновременно делайте шумный вдох. Выдох спокойный. Выполняйте четыре наклона, повторите 12 раз.

      УПРАЖНЕНИЕ «КОШКА»

      Станьте ровно, руки расположите вдоль туловища, а ноги – на ширине плеч. Во время приседания поворачивайтесь в правую сторону и делайте шумный вдох. Выпрямитесь и спокойно выдохните. Затем приседайте с поворотом в левую сторону. Делайте 8 приседаний по 12 раз.

      УПРАЖНЕНИЕ «МАЯТНИК»

      Исходное положение – прямо, ноги на ширине плеч. Наклоняйтесь вперед и тянитесь прямыми руками к полу. Делайте шумный вдох. Затем наклоняйтесь назад тоже с шумным вдохом. Выдох спокойный и бесшумный.

      УПРАЖНЕНИЕ «ПОВОРОТ ГОЛОВОЙ»

      Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Поверните голову вправо и сделайте шумный вдох, затем влево – тоже шумный вдох. Спокойный выдох делайте во время поворота. Выполняйте 8 поворотов по 12 раз.

      УПРАЖНЕНИЕ «УШИ»

      Наклоняйте голову вправо, коснитесь ухом плеча и сделайте шумный вдох носом. Затем наклоните голову в левую сторону. Повторяйте это упражнение от заикания 8 раз по 12 подходов.

      УПРАЖНЕНИЕ «МАЯТНИК ГОЛОВОЙ»

      Опустите голову вперед и одновременно сделайте резкий вдох. Поднимите голову и снова сделайте вдох. Выдох должен быть спокойным и бесшумным.

      Эти дыхательные упражнения от заикания нужно выполнять дважды в день по 15 минут. Через 2-3 месяца вы увидите первые результаты.

      Последние новости:

      Беременность и роды

      От рождения и до года

      От 1 до 6 лет

      От 6 до 16 лет

      Полезные ссылки

      или
      войти с помощью:

      • СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ!

        На указанный e-mail в течение минуты должно прийти письмо активации. Просто перейдите по указанной ссылке и наслаждайтесь неограниченным общением, удобными сервисами и приятной атмосферой.

        ПРАВИЛА РАБОТЫ С САЙТОМ

        Даю свое согласие на обработку и использование веб-порталом UAUA.info (далее – «Веб-портал») моих персональных данных, а именно: имя, фамилию, указанные даты рождения, страну и город проживания, адрес электронной почты, IP-адрес, файлы cookie, информацию о регистрации на веб-сайтах – социальных Интернет-сетях (далее – «Персональные данные»). Также даю свое согласие на обработку и использование Веб-порталом моих Персональных данных, взятых с указанных мною веб-сайтов — социальных Интернет-сетей (если указывались). Предоставленные мною Персональные данные могут использоваться Веб-порталом исключительно с целью моей регистрации и идентификации на Веб-портале, а также с целью осуществления мною пользования сервисами Веб-портала.
        Подтверждаю, что с момента моей регистрации на Веб-портале, уведомлён(-на) о цели сбора моих Персональных данных и о включении моих Персональных данных в базу персональных данных пользователей Веб-портала, с правами, предусмотренными ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных», ознакомлен(-на).
        Подтверждаю, что в случае необходимости получения данного уведомления в письменном (документарном) виде, мною будет выслано соответствующее письмо по адресу [email protected], с указанием своего почтового адреса.

        На указанный e-mail отправленно письмо. Для смены пароля просто перейдите по указанной в нем ссылке

        www.uaua.info

        Работа над дыханием у заикающихся подростков

        Логопед отделения логоневрозов ЦПРиН

        Асташева С.Ю.

        Как правило физиологическое дыхание у заикающихся не отличается от дыхания нормально говорящих людей. Основные трудности возникают у них при необходимости что-то сказать. При нормальной речи существует экономия экспираторного воздуха. Т.е. речевой выдох рассчитан на длину фразы. При заикании же воздух расходуется нерационально. Одни пациенты выдыхают часть воздуха перед фонацией, другие – используют воздух при преодолении артикуляторных судорог и говорят на остаточном воздухе. При вдохе поднимаются плечи, живот втягивается, возникает “перебор” взятого воздуха.

        Можно попросить пациента долго и протяжно произнести звук “ооооо…”. В норме человек может тянуть звук до 20 сек. и более. Заикающиеся часто не могут это сделать даже в течении 10 секунд.

        Перед логопедом встает задача по выработке у пациентов правильных дыхательных кинестезий, включающая в себя работу по:

      • нормализации тонуса дыхательной мускулатуры;
      • постановке диафрагмального типа дыхания (отработке вдоха, формированию силы и целенаправленности воздушной струи при выдохе, управляемой волей пациента).
      • В значительной мере нормализации мышечного тонуса способствуют упражнения по снятию мышечных зажимов (описаны в предыдущей статье).

        Положение лежа самое оптимальное для постановки диафрагмального дыхания. В этом положении мышцы всего тела расслабляются и нижнереберное дыхание устанавливается спонтанно.

        Заикающиеся обычно забирают слишком много воздуха при вдохе. Возникает “перебор” воздуха, что провоцирует смыкательную голосовую судорогу. Чтобы этого избежать, необходимо научиться делать быстрый, но глубокий вдох (“как укол”). Для того, чтобы это лучше прочувствовать, надо начинать с выдоха. Во время тренинга нужно дать заикающимся ощущение процесса дыхания: выдох – пауза – вдох, обращая внимание на “точку дыхания”, которая находится в области живота. Лежа на спине, нужно приложить ладонь к нижней части живота и почувствовать, как живот уходит внутрь в момент выдоха. Губы слегка сомкнуты, как будто сдувают пушинку. Как только пациент приоткроет рот, не вдыхая специально, возникает пауза и воздух втекает сам. Пауза должна быть прочувствована заикающимся. При вдохе живот слегка выпячивается.

        Далее идет работа над фиксированным выдохом (с сомкнутыми губами). При работе с заикающимися необходимо использовать образы, и учить их доверять собственному воображению, поскольку излишняя фиксация на логопедических приемах для них вредна. Отрабатывая выдох, представляем, что дуем на одуванчик, надуваем воздушный шар, маленький, а потом большой мячи и т. п. Паузу специально не контролируем. Контролем вдоха является ощущение отдыха в момент паузы и возникающая потребность дышать.

        Автоматизировать приемы диафрагмального дыхания нужно в разных позициях: лежа, сидя, стоя, при ходьбе. Важно обращать внимание на осанку пациентов. Осанка должна быть прямая, плечи развернуты и опущены, голова не закинута назад и не опущена вперед. Тело “подвешено” за макушку.

        Динамические дыхательные упражнения проводятся в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Если у пациента наиболее выражены дыхательные и вокальные судороги, то начинать надо с плавных движений в сочетании с фиксированным выдохом. Если у пациента более выражена астения, то движения более резкие (наклоны, повороты туловища, толкательные движения) в сочетании с форсированным выдохом. Позже логопед может чередовать расслабляющие и активизирующие движения со всеми пациентами, приближая их к естественным (подъем по лестнице, рубка дров, спортивные игры и т.п.).

        Как только заикающиеся освоят приемы диафрагмального дыхания вне речи, в тренинг можно последовательно включать фонационные дыхательные упражнения. Формирование фонационного выдоха является опорой в дальнейшей работе. Начинается она с глухих щелевых согласных и гласных звуков. К этому времени заикающиеся уже должны уметь тянуть гласный 20 сек. Пациентам важно сказать, что продление времени фонации тренирует не только дыхание, но и волю. Фонаторный период (время звучания) зависит не столько от глубины вдоха, сколько от всей мускулатуры, управляемой волей.

        Постепенно работа над дыханием тесно переплетается с голосовым тренингом.

        Тренировка дыхания длится не более 10 минут и является одним из этапов логопедического занятия.

        Хотелось бы привести примеры нескольких упражнений, применяемых в практике на логопедических занятиях:

        1. Исходное положение – стоя, ладони лежат на нижних ребрах. Очень резко вдохнем через нос в живот. Плечи неподвижны. Не задерживая дыхания, резко выдохнем через рот. Выдох энергичный. Делаем упражнение 1-2 минуты (важно следить, чтобы у пациентов не закружилась голова).

        2. Исходное положение – стоя, ладони на нижних ребрах. Вдохнем через нос в живот. Плечи неподвижны. Не задерживая дыхания, плавно выдыхаем, как будто греем замерзшие руки. Делаем упражнение 1-2 минуты.

        3. Пациенты встают в круг, изображая дикарей. Делая вдох через нос, подняв руки перед собой, они ходят вокруг воображаемой жертвы, форсированно выдыхая воздух, как в первом упражнении. Лица выражают гнев (как бы пугают жертву). Делаем упражнение 2 минуты.

        4. Пациенты изображают тигренка. Поза аналогично упражнению №3. Выдох сопровождается звуком близким к “рычанию “. Обращается внимание на активную работу мышц живота. Рот широко открыт. Делаем упражнение 1 минуту.

        5. Пациенты изображают водолазов, снимающих скафандр. Руки плавно и энергично снимают скафандр со всего тела, заканчивая ногами. Начинаем с головы. Движения энергичные, сопровождаемые звуком похожим на -а-, идущим из живота на нижнем регистре.

        6. Пациенты “вытягивают воображаемую веревку из болота”, сопровождая движение звуком «аааа» (с хрипотцой), аналогичным предыдущим упражнениям. Заканчиваем упражнение отбрасыванием воображаемой веревки в сторону с расслаблением рук.

        7. Пациенты сидят. Дыхание под счет. На счет: “раз-два”-вдох; “раз-два-три-четыре”- форсированные выдохи. Аналогично дышим в соотношении 3:6, 4:8; 5:10.

        Таким образом, заикающиеся учатся фонационному дыханию, которое в определенных ситуациях может произвольно регулироваться (задерживаться, учащаться). Такое дыхание становится активным мускульным процессом, управляемым волей. Это умение позволит в дальнейшем заикающемуся подростку изменять дыхание согласно внутреннему речевому программированию и его эмоциональному состоянию.

        www.logolife.ru

        Упражнения при заикании подростков

        По звуку угадай предмет
        Оборудование; ширма, набор звучащих предметов — колокольчик, барабан, погремушка и др. Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети, отгадывая звучавший предмет, называют его.

        Упражнения при заикании
        Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков слогового анализа и синтеза

        Молчанка
        Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика. Сначала из числа игроков выбирается помощник ведущего — «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.

        Упражнения при заикании

        Согласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

        Содержание имеющихся в данном материале упражнений:

        УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА ПРИ ЗАИКАНИИ

        Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2 — 3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

        Задуй свечку. Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

        Лопнула шина. Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

        Накачать шину. Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

        Воздушный шар. Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

        Жук жужжит. Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

        Ворона. Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

        Гуси. Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, произвести вдох.

        Источник: Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. «Логопедические технологии».Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с. (стр.217-220).

        УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ ПРИ ЗАИКАНИИ

        Упражнение 1. Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука [А] (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке [А] сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.

        Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.

        Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела; гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного течения звука. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке [М] струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и «ударяется» в верхние передние зубы. Звук должен быть легким и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.

        Упражнение 2. Вывести в маску звук [М], который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком [А]. Нижняя челюсть естественно опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что небная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков [МА] взять в разных высотах.

        Упражнение 3. На одном дыхании вывести сочетание звука [М] с тремя гласными — [А], [О], [У] и [И], [Э], [Ы]. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.

        Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть «распевной интонацией», так как это звучание приближается к протяжному певческому. В отличие от «распевной интонации» в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется «речевой интонацией». «Речевая интонация» отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.

        Упражнение 4. Задача упражнения — добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука [М] с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох — и новое сочетание. Последовательность упражнения:

        б) на одном вдохе — МА, МО, МУ или НА,

        г) на одном выдохе — МИ, МЭ, МЫ или НИ. В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.

        Проделать упражнение в различных высотах.

        Упражнение 5. Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ — 3333333333 — НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж — ближе грудному звучанию, 3 — середине или «смешанному», среднему резонатору, НЬ — верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.

        Упражнение 6. На звуке [У] воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука [У]. Три услышанные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени определять диапазон вашего речевого голоса.

        Упражнение 7. Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал» от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу — звук голоса ниже, мяч вверху — звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

        Упражнение 8. Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза: один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово «Бобик» на одном дыхании десять раз (собака далеко) — остановка — произнести слово «Бобик» десять раз (собака подошла ближе) — остановка — повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.

        Упражнение 9. Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.

        Упражнение 10. Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

        Упражнение 11. Произнести фразу «Я вам приказываю» с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).

        Упражнение 12. В упражнении участвуют два человека. У первого фраза «Накажу!», у второго «Нет!». Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Необходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.

        psmetodiki.ru