Успокаивающие при заикании

Эффективные массажи при заикании у детей

Заикание достаточно распространенная проблема у детей. Особенно это касается младшего возраста до 5 лет. Для этого заболевания не характерно поражение головного мозга и артикуляционного аппарата. В основном заикание связано с невротическими проблемами, хотя иногда бывает и физиологическим, из-за особенностей развития речи у ребенка.

В настоящее время хорошие результаты в лечении заикание дают в комплексе приемы психотерапевтические, логопедические и тесно связанная с ними альтернативная медицина.

Первым этапом всегда должна быть помощь психотерапевта, профессионально работающего с данного вида проблемой. Она должна сочетаться с общеукрепляющими действиями, несколькими видами манипуляций при заикании у детей, гимнастикой (дыхательной, мимической), специальными артикуляционными упражнениями.

Виды массажа при заикании у детей

Массаж при заикании у детей позиционируется как логопедический. Он выполняется специалистом вместе с определенными логопедическими приемами на коррекционных занятиях. Идет обычно в комплексе с медикаментозной и физиотерапией.

Область массажа затрагивает голову, шейные отделы, плечи и верхнюю часть грудной клетки и спины. При данном виде воздействия логопед должен знать структуру нарушений, анатомию мышц артикуляционного аппарата, расположение нервов мозгового центра.

Распространено использование сегментарного и точечного видов воздействия при заикании у детей. Также возможно их сочетание.

Сегментарный массаж

Особенностью сегментарного массажа при заикании у детей является обособленное воздействие на определенную мышцу, отвечающую именно за речевую деятельность.

Помещение, в котором он проводится, должно быть комфортно для ребенка, обязательно чистое, теплое и предварительно проветренное. Логопед должен быть с чистыми руками, без каких-либо повреждений, украшений, могущих нанести травму малышу.

Сегментарный массаж обычно проводят каждый день в течение 2-3 недель. Продолжительность зависит от характера проблемы, симптоматики и возраста ребенка. По времени совершения начинается с 5 минут и доходит до 20 минут. При хроническом заикании обычно курсы мероприятия периодически повторяют.

Перед началом процедуры логопед должен помочь ребенку принять расслабляющую позу и словами способствовать его успокоению.

Оптимальными считаются позы, при которых:

  • Малыш лежит на спине, с вытянутыми вдоль тела руками и расслаблено распрямленными ногами.
  • Малыш в полусидячем положении находится в кресле с достаточно высоким подголовником.
  • В обоих случаях врач должен находится за головой массажируемого.

    Основными являются следующие приемы сегментарного воздействия:

  • Поглаживание. Всегда предваряет начало процедуры. В процессе чередуется с другими процедурами и заканчивает комплекс.
  • Растирание процедура, направленная на активизацию кровообращения, усиливающая обменные действия в тканях.
  • Разминание максимизирует рабочие процессы в мышцах.
  • Вибрация или поколачивание в зависимости от степени воздействия повышает или снижает тонус.
  • Усиленное нажатие активизирует обменные процессы.
  • Точечный массаж

    Одним из самых эффективных способов лечения является точечный массаж при заикании. Его применение оказывает положительное влияние на речевой центр, позволяя снять его излишнюю возбудимость. Также точечный массаж позволяет восстановить речевые импульсы нервной системы.

    Весомым преимуществом такого вида воздействия является простота. Его смогут делать детям даже родители в домашних условиях, после небольшой стажировки у специалиста.

    Точечный массаж детям – это довольно продолжительное по времени лечение и необходимо знать, что положительная динамика наступит не ранее, чем через 2-3 курса процедур. Его эффективность в правильной последовательности. В общей сложности полный курс имеет продолжительность 2-3 года.

    Детям такой вид воздействия должен проводиться под релаксирующую музыку, и вызывать чувства расслабленности и успокоения.

    Общие рекомендации для расслабляющего массажа при заикании у детей:

  • Воздействие проводится плавно и медленно.
  • Используется в процессе расслабляющая медитативная музыка.
  • Логопед может проговаривать успокаивающие фразы.
  • Процесс массирования должен сопровождаться у ребенка чувством тепла и расслабленности.
  • Необходимо проводить все процедуры только теплыми руками.

detskiy-massaj.ru

Медикаментозный метод лечения заикания

Этот метод основан на приеме заикающимся противосудорожных препаратов и транквилизаторов, тормозящих психику. Одним из таких препаратов является фенибут. Правда, сейчас ученые выступают против медикаментозного метода лечения заикания, так как подобные лекарства вызывают серьезные побочные эффекты.

Кроме того, такие препараты не рекомендуется употреблять длительное время, но после их отмены заикание возвращается.

При необходимости можно использовать успокаивающие отвары и настои трав (фитотерапия). Например, отвар пустырника. Он эффективно успокаивает нервную систему, помогает при заикании (особенно детям). Однако такими средствами тоже не стоит увлекаться.

При неврозоподобном заикании эффективны сборы лекарственных растений.

Сбор 1. Вереск обыкновенный, трава — 40 г. Сушеница топяная, трава — 40 г, пустырник пятилопастный, трава — 40 г, язвенник многолистный, трава — 40 г, валериана лекарственная, корень — 40 г. 1 ст ложку смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 8 ч, процедить и выпить за день в 4-5 приемов перед едой и перед сном.

Сбор 2. Шиповник коричневый, плоды — 60 г, чернобыльник, трава — 60 г, вереск обыкновенный, трава — 40 г, подмаринник настоящий, трава — 40 г. 1 сг. ложку смеси заварить 0,5 кипятка, настаивать 30 мин., процедить и выпить за день в 4-5 приемов за 10-15 мин. до еды и перед сном.

Сбор 3. Клевер горный, трава — 20 г, душица обыкновенная 20 г, буквица лекарственная — 20 г, одуванчик лекарственный, трава — 20 г, череда трехраздельная — 20 г, мята перечная, лист — 20 г. 1 ст. ложку смеси заварить 0,5 Ji кипятка, кипятить 5 мин., настаивать 30 мин., процедить и выпить за день в 4-5 приемов за 10-15 мин. до еды и перед сном.

Сбор 4.100 г листьев крапивы двудомной, 100 г соцветий ромашки, 50 г корней дягиля, 50 г соплодий хмеля, 50 г листьев мелиссы, 50 г травы вереска и 50 г зверобоя. 1 ч. ложку смеси залить стаканом кипятка, настаивать 20-30 минут. Настой пить по полстакана два раза в день (утром и перед сном).

Отвар из руты душистой: 5 г травы руты залить 0,5 л кипятка. Томить на малом огне в течение 5 мин. Теплым процеженным отваром полоскать рот и горло, не глотая. Держать во рту до полного остывания. Повторять несколько раз в день в течение 2-3 недель.

medinfo.social

Успокаивающие при заикании

Логопедический массаж при заикании проводится наряду с логопедическими занятиями, психотерапевтическим, медикаментозным и физиотерапевтическим воздействиями. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях.

Массаж выполняется в основном в области головы, шеи и верхнего плечевого пояса. При проведении логопедического массажа логопед должен хорошо представлять себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи, а также область распространения черепно-мозговых нервов. В особенности важно четко представлять область иннервации тройничного и лицевого нервов.

При заикании принято использование в основном двух видов массажа: сегментарного и точечного, а также их сочетаний.

Методика сегментарного массажа

Сегментарный массаж позволяет изолированно воздействовать на отдельные мышцы, обеспечивающие речевую деятельность.

Массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении.

Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем руки можно слегка смазать “Детским” кремом или использовать “Детскую присыпку”.

Массаж рекомендуется проводить ежедневно или через день. Обычно назначают 10-20 процедур. Длительность процедуры может варьироваться в зависимости от возраста пациента и неврологической симптоматики. Обычно массаж начинается с 5-7 минут и может доводиться до 20-25 минут. При хроническом течении заикания рекомендуются повторные курсы массажа.

Массаж следует начинать с принятия правильной позы, или позы покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц и не затрудняет дыхание.

Можно начало массажа предварять фразами, которые способствуют успокоению, расслаблению.

“Успокаиваешься, отдыхаешь. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Ты спокоен и расслаблен. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Твои мышцы расслаблены. Ты отдыхаешь. Тебе хорошо и спокойно”. Голос логопеда при этом должен быть тихим, мягким, успокаивающим.

Оптимальны следующие положения тела при сегментарном массаже:

1. положение заикающегося на спине, руки вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой находится небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Специалист занимает положение за головой пациента.

2. поза — полусидя, в кресле с высоким подголовником. Специалист занимает положение за спиной пациента.

Основные приемы сегментарного массажа:

1. поглаживание: а) поверхностное поглаживание;

б) глубокое охватывающее поглаживание.

4.вибрация или поколачивание.

5. плотное нажатие.

1. Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинают каждую процедуру. Он чередуется с другими приемами и заканчивает каждый массажный комплекс. Значимость приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

Движения осуществляются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещение кожи.

Поглаживание подразделяется на поверхностное и глубокое (охватывающее). В виде вспомогательного приема используется “граблеобразное” поглаживание.

а) Поверхностное поглаживание

Это наиболее мягкий, щадящий прием. Ладони специалиста расслаблены. Прием применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

б) Глубокое поглаживание — более интенсивный прием. Он применяется для воздействия на рецепторы глубоко “заложенных” мышц и сосудов, тем самым оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему. Глубокое поглаживание надо осуществлять в доступных для изолированного воздействия мышцах.

в) “Граблеобразное” поглаживание в основном используется при массаже волосистой части головы. При выполнении этого движения пальцы широко разведены. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

2. Растирание— выполняется с применением значительной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и растяжение массируемых тканей. Оно значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, сократительную функцию мышц, повышает тонус. Прием выполняется подушечками пальцев, ребром ладони или всей ладонной поверхностью. Движение осуществляется в прямом или спиралевидном направлении.

3. Разминание — максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путем сдвигания, растяжения, разминания тканей. Массажные движения выполняются в продольном, поперечном, но чаще в спиралевидном направлениях.

4. Вибрация или поколачивание. Оказывает различное воздействие. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус.

Прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, придавая тканям колебательные движения различной частоты и амплитуды. Движения могут проводиться одной рукой, двумя руками одновременно или последовательно параллельно с двух сторон. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей.

5. Плотное нажатие. Улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы. Можно использовать в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые “биологически активные точки”. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Выбор приемов массажа осуществляется дифференцирование, в зависимости от распределения тонуса мышц.

При заикании в основном используются такие приемы, как: поверхностное охватывающее поглаживание, слабая вибрация и плотное нажатие. В меньшей степени используются остальные приемы.

Самостоятельно отдельные приемы в практике массажа, как правило, не применяются, а используются в виде комплексов приемов.

Диагностика состояния мышц

Для правильного выбора приемов и дозировки корригирующего логопедического массажа для заикающихся необходимо определить состояние тонуса мышц:

— мышц шеи и верхнего плечевого пояса;

Это устанавливается путем: а) осмотра; б) пальпации; в) выполнения динамических и статических упражнений, используемых при обследовании состояния указанных групп мышц пациента.

Необходимо учитывать эмоциональное состояние заикающегося и его личностные особенности.

pedlib.ru

Со всей определенностью мы должны подчеркнуть, что в нашей практике не встречались формы не излечимого заикания. Более того, иной раз тяжелые формы этого недуга излечивались легче и надежнее, чем легкие. Видимо успех в этом случае объяснялся более мощным волевым посылом, большей «потребностью» в излечении.
Л.З. Арутюнян

Особое место среди речевых расстройств занимает заикание. Оно чаще наблюдается у детей, а те заикающиеся взрослые, которых мы знаем, страдают этим изъяном, как правило, с раннего возраста. Заикание проявляется запинками, неспособностью свободно, без напряжения высказаться. Нам порой не хватает терпения дослушать до конца медленную, сбивчивую речь заикающихся, и мы, сочувствуя, невольно «помогаем», заканчивая начатую ими фразу. Что мешает заикающимся говорить нормально?

При заикании нарушается ритм и плавность речи, согласованность в работе речевых мышц, голоса и дыхания. При этом по сути возникают судороги в органах, участвующих в акте речи, — губах, языке или гортани. Различают клонические судороги (мучительное повторение отдельных звуков или слогов, чаще — в начале слова) и тонические (напряжение, невозможность длительно преодолеть «сбой» в собственной речи). Нередко встречается и смешанный вид — тоно-клоническое заикание. Чаще всего заикание возникает у детей в два-четыре года.

Это период наиболее активного развития речи и значительной хрупкости молодой, недостаточно сформированной речевой функции. Именно поэтому «поломка» происходит в эти годы у мальчиков, заикание возникает в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Объясняется это меньшей эмоциональной устойчивостью мужчин.

Каковы причины заикания?

Большинство родителей считают, что их дети заикаются исключительно из-за возникшего страха, стресса. В доказательство этого приводятся факты испуга собакой, пожаром, пьяным соседом, грозой, операцией и т.п. Да, действительно, иногда у ранимых, нервных детей заикание развивается из-за внезапных сильных психоэмоциональных потрясений. Это случаи, которые вполне обоснованно следует называть логоневрозом, иначе говоря, невротическим заиканием. В реальности оно отмечается не так уж часто — примерно у 15% от общего числа заикающихся пациентов.

При невротическом заикании никакой «поломки» нервной системы или необратимой гибели клеток нет. Заикание такого вида возникает, как правило, внезапно под воздействием внешних психотравмирующих факторов. Дети с невротическим заиканием отличаются неуверенностью, тревожностью, у них нередки различные страхи, потливость, сердцебиение, плохая переносимость транспорта, духоты, речь ребенка зависит от его общего физического и психического состояния. Как правило, заикание усиливается во время болезни, при переутомлении, школьных или семейных неприятностях — наказании, неудовлетворительной оценке, конфликтах со сверстниками. Есть определенная зависимость от сезона, погоды и питания.

Примечательно, что наедине с собой, в разговоре со своими игрушками, воображаемым собеседником ребенок может говорить без запинок. В привычной, спокойной обстановке (в общении с родителями, близкими) заикание обычно малозаметно. Напротив, при контакте с посторонними, незнакомыми людьми, при ответах во время школьных занятий заикание мгновенно усиливается.

Разумеется, это объясняется эмоциональным напряжением, волнением и тревогой, возникающими у ребенка и существенно ухудшающими состояние его речи. Логоневроз, как правило, неплохо лечится, и со временем речь ребенка полностью восстанавливается. Чаще, однако, встречаются другие виды заикания, возникающие вследствие органического поражения нервной системы. Имеется в виду нервно-психическая ослабленность ребят вследствие перенесенной родовой травмы, патологически протекающих беременности и родах, частых болезнях первых лет жизни. Органические нарушения внешне незаметны, к тому же умственное развитие детей никак не страдает.

Лишь при обследовании у этих ребят находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность. Заикание отличается упорным характером (периоды улучшения речи сменяются ухудшением) и мало зависит от внешних факторов — волнения, психических нагрузок, окружения ребенка. У отдельных детей речь — «место наименьшего сопротивления» в силу наследственной предрасположенности: их родители и близкие заикаются или страдали этим недугом в прошлом. Следует также иметь в виду, что у некоторых ребят заикание появляется по подражанию: они говорят сбивчиво потому, что постоянно слышат речь взрослых с подобным изъяном.

Некоторые дети с заиканием помогают себе сопутствующими движениями: при запинках в речи они топают ногой, поворачивают голову, хлопают в ладоши, жестикулируют руками, зажмуриваются. Эти вспомогательные действия вскоре становятся привычными и в действительности никак не облегчают течение заикания. Сопутствующие движения непостоянны, на смену одним приходят другие. У отдельных детей заиканию сопутствует страх речи, неуверенность в отношениях со сверстниками, и поэтому они стараются избегать ситуаций, требующих речи, страдают от застенчивости и смущения.

Преодоление страха речи — трудная психотерапевтическая задача. У заикающихся ребят постарше и взрослых со временем появляются определенные уловки, маскирующие речевой дефект — добавление слов-паразитов (это, вот так, ну и др.), растягивание произносимых слов, употребление длительных пауз. В отношении заикания особенно актуален часто повторяемый постулат: «Болезнь легче предупредить, чем вылечить».

Речь ребенка развивается по механизму подражания. Ребенок начнет говорить хорошо, если будет слышать плавную и отчетливую речь окружающих. Нежелательно допускать ускоренную, торопливую, с захлебывающимися интонациями речь детей.

Такая речь — свидетельство повышенной возбудимости, общей взбудораженности ребенка, и надо всячески стараться уменьшить эти явления. В арсенале врача много успокаивающих средств, применяя которые можно получить ощутимый эффект. Вредны также как чрезмерная речевая нагрузка для малышей, так и отсутствие тренировки речи. До 4-летнего возраста не рекомендуется заставлять ребенка выговаривать трудные по звучанию и малопонятные для него слова, надо, чтобы речевой аппарат ребенка и нервная система в целом достаточно окрепли.

Если родители мало говорят с ребенком, не разучивают стихотворения, не читают ему, это тоже плохо. В таких случаях речевое развитие малышей происходит замедленно. Как любые крайности, чрезмерная опека и дефицит внимания одинаково вредны. Нельзя забывать о повышенной впечатлительности детей. Бесконечное бдение у экрана телевизора, просмотр видеофильмов, частые посещения кинотеатров (если в каких-то семьях это еще сохранилось) могут привести к эмоциональному перенапряжению, утомлению и возбуждению ребенка. У взбудораженного ребенка возникает множество вопросов, он говорит торопливо, сбивчиво, глотая и повторяя слова, слоги.

В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и приобрести постоянный характер. У дошкольников нередко отмечаются различные страхи. Они вполне могут быть у здоровых ребят и являются непременным симптомом различных невротических расстройств. Если родители не очень наблюдательны, они не замечают, что ребенок испытывает тревогу, находясь в темной комнате, долго не засыпает или говорит во сне, вздрагивает после страшных сказок и историй, услышанных накануне.

Такого рода страхи свойственны не только малышам, но и детям постарше (6-8 лет). Чаще они возникают, естественно, у детей впечатлительных, робких, невротичных. Насмешки, иронические замечания, запреты взрослых в таких случаях неуместны. Необходимо спокойно пройтись с ребенком по квартире, осмотреть с ним все помещения, мебель, темные углы и объяснить, что ничего таинственного и страшного в обозримом пространстве нет. Если ребенок боится темноты, пусть засыпает с ночником, позже, с годами, он привыкнет спать как все.

Если ребенку, объятому страхом, не пойти навстречу, то у него может развиться тяжелый невроз, и в частности заикание. Главное, о чем следует помнить родителям заикающегося ребенка, — о создании спокойной обстановки в семье. Это гораздо важнее специальных процедур и лекарств. Нельзя забывать, что большинство детей, страдающих заиканием, отличается повышенной впечатлительностью, ранимостью, обидчивостью.

Недопустимы также чрезмерные нагрузки: желание сделать из своего отпрыска вундеркинда к добру не приводит. Взвалив на своего ребенка занятия двумя иностранными языками, музыкой и еще спортом, мы, взрослые, порой не отдаем себе отчета, что наш ребенок занят гораздо больше нас.

Как помочь детям и взрослым с заиканием

Не обойтись без консультации врача-психоневролога, который при необходимости назначит успокаивающие лекарства и средства, снимающие спазмы речевых мышц. Он же объективно оценит обстановку в семье и подскажет конкретные воспитательные подходы. И главное — психоневролог порекомендует, каких специалистов следует подключить к лечению ребенка. Среди множества известных способов преодоления заикания особую популярность в последнее время приобрели психотерапевтические методики. Лечение основано на представлении о том, что этот недуг является формой выученного поведения.

Иначе говоря, заикание рассматривается не как симптом болезни, а как поведение, которое можно изменить. Поэтому усилия врачей направлены на то, чтобы убедить заикающихся говорить свободно и уверенно, без страха и «торможения». Самыми частыми приемами в преодолении заикания являются отвлечение внимания, методы расслабления и гипноз (внушение в особом состоянии сознания). Заикающихся обучают говорить медленно, нараспев, одновременно с ритмическими движениями рук или пальцев, что отвлекает от пристального внимания к собственной речи. При подобном подходе достигается ощутимый эффект.

Итак, гипноз. Многие слышали о нем и знают, что он применяется при лечении заикания, но даже те, кто подвергался его воздействию, сохраняют весьма смутные представления о том, что же это такое. В большинстве случаев специалисты, применяющие гипноз (на что имеют право только врачи, в силу возможных осложнений при его проведении), разъясняют своим пациентам механизм его действия. Это разъяснение является важной составной частью самого лечебного метода, но его сущность может быть объяснена достаточно просто.

Под собственно гипнозом подразумевается искусственно вызванный сон. Обычно врач вызывает гипнотический сон с помощью своего голоса и некоторых других дополнительных приемов в обстановке, близкой к той, которая требуется для проведения аутотренинга. Гипнотический сон сам по себе может быть использован как лечебное средство для нормализации нервных процессов в коре головного мозга, отвечающей за протекание высших психических функций, в число которых входит и речь. Но также он может быть использован и для достижения других результатов.

Чаще всего под гипнозом подразумевают различные лечебные внушения в состоянии гипнотического сна. Они отличаются от внушений в состоянии бодрствования большей эффективностью. Вместе с тем у гипнотического метода есть свои существенные ограничения. Кратко перечислю их. Во-первых, не все люди обладают одинаковой способностью подвергаться гипнозу, значит, для некоторых людей этот метод просто непригоден.

Во-вторых, в случае проведения сеансов гипноза возникает определенная зависимость пациента от врача, а значит, его несамостоятельность. Поэтому после проведения такого лечения необходимо потратить какое-то время на снижение зависимости. В-третьих, гипноз во многих случаях позволяет достигнуть определенного, но ограниченного результата, и без применения других методов эти результаты являются крайне нестойкими.

Очень важна помощь логопедов, имеющих навык работы с заикающимися. В арсенале логопеда — дыхательная гимнастика, ритмика, режим молчания, обучение умению говорить медленно, плавно, ритмично и др. Я бы сказала, что знающий и добросовестный логопед — находка для родителей, с его помощью бороться с досадными запинками куда проще. Не следует пренебрегать физиотерапевтическими процедурами (электросон, электрофорез с разными лекарствами), лечебной физкультурой, рефлексотерапией.

Последний метод включает немало полезных модификаций — прижигание, растирание, давление, воздействие аппаратами и укол иголкой в биологически активные точки. Поддержка в семье, участливое отношение коллектива, естественно, полезны при любом терапевтическом подходе. Ни в коем случае не надо фиксировать внимание ребенка на его дефекте. И последнее. Заикание, разумеется, ограничивает выбор подростками профессии. К вопросу профориентации надо отнестись серьезно родителям, педагогам и врачу.

В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, — это уметь затаить дыхание, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. Для лечения заикания также используют компьютеры и электронные устройства.

www.jagannath.ru

Заикание. Все поправимо?

Можно ли вылечить заикание?

Что общего у Мэрилин Монро, Уинстона Черчиля, Льюиса Кэррола и Исаака Ньютона? Разумеется, талант и известность, но их объединяет не только это. Все они страдали заиканием. Почему же возникает этот странный дефект речи, и можно ли от него избавиться?

Немного истории

С проблемой заикания люди знакомы давно. Еще в V веке до нашей эры врач Гиппократ подробно описывал этот недуг. О заикании своих современников упоминали известные историки Геродот и Плутарх. Считалось, что подобный дефект речи был еще у библейского пророка Моисея и великого греческого оратора Демосфена. Последний обращался к лекарям и с помощью многочисленных упражнений смог достичь реальных успехов. О том, как Демосфен разговаривал с камешками во рту, известно каждому, а вот о том, что он довольно часто залезал в темную пещеру и слушал тишину, а также читал сложные речи при шуме морских волн, мало кто знает. По-видимому, это первый удачный психологический тренинг по борьбе с заиканием.

С точки зрения современной медицины

«Заикание — сложное речевое расстройство, механизмы которого до конца не раскрыты, — говорит Марина Мокеева, врач аллерголог-иммунолог высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук, заведующая консультативно – поликлиническим отделом ОАО «Самарский диагностический центр». — У специалистов нет единства во взглядах на причины и сущность заикания. Заикание (логоневроз) остается одним из самых непонятных и трудноустранимых нарушений речи».

Марина Мокеева рассказала, что основной симптом заикания – судороги мышц речевого аппарата. Возникают они только во время разговора или при попытке начать говорить и выражаются в непроизвольном сокращении мышц. Речевые судороги делятся на дыхательные, голосовые и артикуляционные. По характеру судороги бывают клонические, тонические и смешанные. Механизм заикания современная медицина представляет примерно так. Изменения нервной системы могут привести к перевозбуждению центра Брока (самого мощного из речевых центров). Скорость его работы увеличивается, и речевой круг временно размыкается. Перевозбуждение переносится на расположенные рядом участки коры головного мозга, отвечающие за двигательную активность. В результате возникают мышечные судороги, человек заикается, а центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг. Интересно, что нервные импульсы при перевозбуждении нервной системы и согласные звуки (особенно глухие) близки по своей частотной характеристике. Поэтому заикание практически всегда возникает на согласных и очень редко на гласных.

Кто и почему

«Возникает эта проблема чаще всего в детстве, — говорит Марина Мокеева. — Начало заикания может быть различным. Иногда запинки появляются стремительно, внезапно. В других случаях заикание возникает постепенно, незаметно для окружающих. Ребенок растягивает гласные, останавливается, повторяет слоги или слова. До настоящего времени в литературе нет единой точки зрения на то, почему дети начинают заикаться. Но практически все исследователи выделяют ряд факторов, имеющих значение при появлении заикания».

1. Определенный возраст ребенка. Обычно первые признаки заикания появляются в возрасте 2-6 лет. Отмечены лишь единичные случаи, когда заикание появлялось после 7-ми лет. Именно в этом возрасте речевая система находится в стадии интенсивного развития и поэтому является избирательно чувствительной к влиянию вредоносных факторов.

2. Состояние центральной нервной системы ребенка. У некоторой части заикающихся имеются нарушения в работе центральной нервной системы. Как правило, это следствие внутриутробных, родовых и ранних послеродовых заболеваний и травм центральной нервной системы.

3. Индивидуальные особенности речевого развития.

4. Наличие психической травмы. Отмечено, что именно вскоре после острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у детей, имеющих определенные особенности нервной системы, могут появиться запинки судорожного характера.

5. Генетический фактор. По-видимому, по наследству передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Генетическая наследственность проявляется только при наличии дополнительного вредного воздействия.

6. Пол ребенка. По данным разных авторов, у мальчиков заикание встречается в 2-4 раза чаще, чем у девочек. Механизм этого явления до конца не ясен. Исследователи отмечают среди мальчиков и больший процент левшей. Некоторые авторы рассматривают левшей в группе риска в плане возникновения заикания.

Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.

Наивысшего развития заикание достигает обычно в юношеском возрасте, а после 30 лет начинает ослабевать.

Что делать?

Справиться с проблемой пытались всегда. Ещё со времен античности сложилось мнение, что заикание — болезнь, но ее настоящие причины еще долго оставалось для врачей загадкой. Вплоть до начала XIX века ничего принципиально нового в лечении заикания так и не было придумано.Страдающие заиканиемчитали заговоры, клали под язык мускатный орех, разговаривали со своим отражением в зеркале, засовывали в рот поющих цикад, использовали мази, амулеты, делали кровавые и бесполезные операции. Понятно, что от такого лечения толку было мало.

Современный подход к лечению заикания совсем другой.

Не обойтись без консультации врача-психоневролога, который при необходимости назначит успокаивающие лекарства и средства, снимающие спазмы речевых мышц. Он же объективно оценит обстановку в семье и подскажет конкретные воспитательные подходы. И главное — психоневролог порекомендует, каких специалистов следует подключить к лечению ребенка. Среди множества известных способов преодоления заикания особую популярность в последнее время приобрели психотерапевтические методики. Лечение основано на представлении о том, что этот недуг является формой выученного поведения. В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Обращаться следует к логопедам, психоневрологам и психологам.

zozh.medlan.samara.ru