Вассерман совладание со стрессом

Вассерман, Трифонова, Абабков: Совладание со стрессом: теория и психодиагностика

Аннотация к книге «Совладание со стрессом: теория и психодиагностика»

В учебном пособии рассматриваются теоретико-методологические и методические подходы к изучению механизмов психической адаптации и совладания со стрессом (копинга), анализируются современные концепции стресса и копинга, методы психологической диагностики особенностей совладающего со стрессом поведения.
В книге также приводится описание методики «Стратегии совладающего поведения» («Ways of Coping Questionnaire», R. Lazarus), результаты ее стандартизации на репрезентативной русскоязычной популяции, психометрические характеристики и методические рекомендации по применению опросника. Приводятся конкретные материалы апробации теста на разных исследовательских моделях: больных с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами, контингентом лиц со стрессогенной профессиональной деятельностью.
Пособие, являясь готовым к использованию новым психодиагностическим
инструментом, предназначено для медицинских психологов, врачей, педагогов-психологов, а также специалистов в области.

В учебном пособии рассматриваются теоретико-методологические и методические подходы к изучению механизмов психической адаптации и совладания со стрессом (копинга), анализируются современные концепции стресса и копинга, методы психологической диагностики особенностей совладающего со стрессом поведения.
В книге также приводится описание методики «Стратегии совладающего поведения» («Ways of Coping Questionnaire», R. Lazarus), результаты ее стандартизации на репрезентативной русскоязычной популяции, психометрические характеристики и методические рекомендации по применению опросника. Приводятся конкретные материалы апробации теста на разных исследовательских моделях: больных с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами, контингентом лиц со стрессогенной профессиональной деятельностью.
Пособие, являясь готовым к использованию новым психодиагностическим
инструментом, предназначено для медицинских психологов, врачей, педагогов-психологов, а также специалистов в области профотбора, преподавателей, аспирантов и студентов психологических факультетов.

www.labirint.ru

O nline books

Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика Л. И. Вассерман, В. А. Абабков, Е. А. Трифонова

В зарубежных источниках данная стратегия совладания не относится к адаптивным (конструктивным), в чем, на наш взгляд, усматривается культуральный аспект выявленных различий. Очевидно, чтовзаимосвязи между психическим и соматическим являются естественныминтегрирующим механизмом функционирования человека какбиопсихосоциальной системы 30 они развиваются в процессе онтогенеза,однако становятся предметом особого внимания врачей и психологов припоявлении патологических феноменов. Личность адаптируется к наличию хронического заболевания с увеличением длительности и тяжести болезни наблюдается общая тенденция к смирению, усилйвается защитный механизм вытеснение.

В исследовании были проанализированы тендерные особенности совладающего со стрессом поведения и выявлены статистически значимые различия между мужчинами и женщинами в выборе копинг-стратегий поиск социальной поддержки, бегство и положительная переоценка. Основные положения диссертации доложены, и обсуждены на международных научных конференциях и конгрессах (первая международная конференция памяти б. Только в ситуациях, не поддающихся изменению (влиянию), здоровые обращаются к эмоционально-фокусированным стратегиям преодоления стресса, выражающимся в положительной переоценке, признании ответственности и повышении контроля над эмоциональными реакциями.

Ценностно-смысловая сфера (насыщенность жизненного процесса, активная жизненная позиция и наличие- жизненных целей), напротив, является важным личностным ресурсом для успешного восстановления больных. Репертуар совладающего со стрессом поведения в сочетании с механизмами психологической защиты представляет собой широкий спектр разнообразных вариантов от гибких, ситуационно обусловленных стратегий преодоления трудностей до устойчивых личностных паттернов (стилей) реагирования. Вместе стем, при затяжном характере расстройств или при резистентности больныхк традиционным формам лечения такую патологию в клинико-психологическомплане, по-видимому, следует рассматривать уже с позиций соматопсихических соотношений. Многочисленные научныеисследования и опыт показывают, что в психосоматической медицинедоминирующая роль эмоциональных факторов сегодня не вызывает особыхсомнений, когда речь идет об инициации (запуске)болезни и ее подчас противоречивых клинических проявлений.

Книга совладание со стрессом теория и психодиагностика л Купить книгу совладание со стрессом. Теория и психодиагностика автора л. Трифонова и другие произведения в разделе книги в интернет-магазине ozon. Доступны цифровые, печатные и аудиокниги. На сайте вы можете почитать отзывы, рецензии, отрывки. Совладание со стрессом — elibrary Совладание со стрессом теория и психодиагностика. Редакторы абабков валентин анатольевич, трифонова елена александровна.

dheri.inf-center.ru

Серия «Психология»

Игорь Александрович Пушкин
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Соискатель кафедры медицинской психологии и психофизиологии факультета психологии


Содержимое доступно под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Копинг-механизмы, типы межличностных отношений и восприятие социальной поддержки у лиц, проживающих в условиях частичной социальной изоляции

Исследуется взаимосвязь копинг-механизмов, восприятия социальной поддержки и типов межличностных отношений у лиц, живущих в условиях частичной социальной изоляции. Сравниваются группы здоровых лиц и злоупотребляющих алкоголем. Выделяются общие и специфичные адаптационные механизмы.

Ключевые слова

Полный текст:

Литература

Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.

Белокрылов, И.В. Личностные и средовые факторы развития зависимости от психоактивных веществ / И.В. Белокрылов, И.Д. Даренский // Руководство по наркологии / под ред. Н.Н. Иванца. – М.: Медпрактика. – Т. 1. – 2002. – С. 161–181.

Вассерман, Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: учебно-методическое пособие / Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонова; под науч. ред. проф. Л.И. Вассермана. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.

Взаимосвязь копинг-поведения и Я-концепции у больных, зависимых от алкоголя, и условно здоровых мужчин / В.М. Ялтонский, Е.Т. Соколова, Н.А. Сирота, Н.С. Видерман // Социальная и клиническая психиатрия. – М., 2001. – Т. 11. – № 2. – С. 36–40.

Клиническая психология / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2006. – 959 с.

Копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов / Б.Д. Карвасарский, В.А. Абабков, А.В. Васильева и др. – СПБ.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2007. – 28 с.

Личко, А.Е. Подростковая наркология: руководство / А.Е. Личко, B.C. Битенский. – Л.: Медицина, 1991. – 304 с.

Лукьянов, В.В. Защитно-совладающее поведение и синдром «эмоционального выгорания» у врачей наркологов, их коррекция и влияние на эффективность лечения больных: автореф. дис. … д-ра мед. наук / В.В. Лукьянов. – СПб., 2007.

Перре, М. Стресс и копинг как факторы влияния / М. Перре, А.-Р. Лайрейтер, У. Бауманн // Клиническая психология / под ред. М. Перре, У. Баумана. – СПб., 2002. – С. 358–392.

Разработка методики интерперсональной психотерапии для лечения невротических расстройств и оценка ее эффективности: методические рекомендации / В.А. Абабков, Г.Л. Исурина, Е.В. Кайдановская и др. –

СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2007. – 50 с.

Cohen, S. Stress, social support, and disorder / S. Cohen // The meaning and measurement of social support / H.O. Veiel & U. Baumann (Eds.). – Washington DC: Hemisphere, 1992. – P. 109–124.

Walsh, F. A family resilience framework: Innovative practice applications / F. Walsh // Family relations. – 2002. – 51. – P. 130–137.

vestnik.susu.ru

Вассерман совладание со стрессом

Епифанова Екатерина Сергеевна

магистр, кафедра Экстремальной психологии, Московский Городской Психолого-Педагогический Университет

141090, Россия, Московская область, г. Королев, ул. Пушкинская, 15

Epifanova Ekaterina Sergeevna

student for a Master’s degree of the Department of Extreme Psychology at Moscow City University of Psychology and Pedagogy

141090, Russia, Moscow Region, Korolev, str. Pushkinskaya, 15

В статье описывается стрессоустойчивость как системная динамическая характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессогенному воздействию или совладать со многими стрессовыми ситуациями. Утверждается, что появление и переживание стрессового события зависит в большей степени не от объективных, а от субъективных факторов, а именно, от характерных особенностей каждого отдельного человека: его оценивания стрессовых условий, сопоставления внутренних ресурсов и способностей со стрессогенными факторами. Отмечается, что для субъектов, занимающихся экстремальными видами активности, уровень стрессогенных факторов значительно завышен, по сравнению с людьми, занимающимися обычными видами деятельности. Проведено эмпирическое исследование стрессоустойчивости у двух групп подростков: занимающихся обычными видами деятельности и ведущих экстремальный образ жизни. Проводилось измерение показателей, стрессоустойчивости, нервно-психической устойчивости, саморегуляции, немотивированной тревожности, самочувствия, активности и настроения. Оценивалось различие между группами, статистически измерялась взаимосвязь выделенных показателей со стрессоустойчивостью. Было показано, что у подростков, ведущих экстремальный образ жизни, уровень стрессоустойчивости выше, и что в формировании стрессоустойчивости основополагающую роль будут играть ресурсы нервно-психической устойчивости и саморегуляции.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, саморегуляция, тинейджеры, психодиагностика стрессоустойчивости, стресс, экстремальные виды активности, ресурсы стрессоустойчивости, стрессогенные факторы, психологическая безопасность образовательной_среды, копинг

Дата направления в редакцию:

In article resistance to stress as the system dynamic characteristics defining ability of the person to resist to stressogenny influence is described or to master many stressful situations. It is claimed that emergence and experience of a stressful event depends more not from objective, and on subjective factors, namely, on characteristics of each certain person: its estimations of stressful conditions, comparisons of internal resources and abilities to stressogenny factors. It is noted that for the subjects who are engaged in extreme types of activity level the stressogennykh of factors is considerably overestimated, in comparison with the people who are engaged in usual kinds of activity. Empirical research of resistance to stress at two groups of teenagers is conducted: engaged in usual kinds of activity and leading an extreme life. Measurement of indicators, resistance to stress, psychological stability, self-control, unmotivated uneasiness, health, activity and mood was taken. Distinction between groups was estimated, the interrelation of the allocated indicators with resistance to stress was statistically measured. It was shown that at the teenagers leading an extreme life, the level of resistance to stress is higher, and that in formation of resistance to stress the fundamental role will be played by resources of psychological stability and self-control.

В современном мире все больше молодых людей начинает увлекаться экстремальными видами активности, спортом и хобби. Исследования психологических особенностей таких субъектов составляют не один раздел практической психологии. Необходимо установить, какие именно личностные особенности, средовые факторы и любые иные причины играют главенствующую роль в формировании стрессоустойчивости тинейджеров.

На настоящий момент современная жизнь представляется очень стрессогенной [26] . Может быть, это происходит из-за растущего ритма жизни, а возможно, амбиции людей сейчас сильно завышены и люди хотят достичь «всего и сразу». Конечно, нельзя забывать и о пагубном влиянии современной экологии, неправильного образа жизни, различных техногенных излучений и т.п. И конечно, человеческая психика не успевает гибко подстраиваться под настолько быстро меняющийся ритм жизни [22] .

Приведем некоторые статистические данные. За последние несколько лет, из окон МГУ выбросилось более 12 молодых людей. В Университете им. Баумана за последние 20 лет порядка 30 человек совершили суицид. Чаще всего это происходило во время сессий. Мы хотим сказать, что иногда в жизни молодежи происходят настолько сильные жизненные трудности, что они просто перестают бороться. Также проводились исследования, согласно которым получили следующие данные: около 64% людей подвергаются стрессу на работе и учебе, у 56% это приводит к плохому сну, почти 26% молодежи заболевает на фоне стресса, а у 17% развиваются различные аллергические реакции на почве стресса или усугубляются им. Поэтому современным психологам, медикам и исследователям необходимо заниматься изучением защитных механизмов психики, которые мы называем стрессоустойчивостью [24] .

Стрессоустойчивость, согласно Водопьяновой Н.Е., это системная динамическая характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессогенному воздействию или совладать со многими стрессорными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности [9] .

Стрессоустойчивость индивида – это его умение преодолевать жизненные трудности, контролировать свои эмоции и внутреннее сопротивление, понимание человеческого настроения, умение проявить выдержку. Эмоционально устойчивый человек обладает способностью выдерживать сильные интеллектуальные, эмоциональные и волевые нагрузки, которые обусловлены специфичностью выполняемой деятельности [10] .

Moshe (Ed) Zeidner и Norman S. (Ed) Endler в своей работе по изучению копинга “Coping, stress resistance, and growth: Conceptualizing adaptive functioning” говорят о сложности и комплексности понятия стрессоустойчивость. Они утверждают, что это многогранный процесс преодоления жизненных трудностей. Стрессоустойчивость – это адаптивный механизм функционирования всех систем организма. Авторы не выделяют один единственный способ совладания, для них намного важнее выделить интегративный метод, включающий в себя аспекты из разных подходов и теорий личности [33],[34] .

Charles J. Holahan и Rudolf H. Moos исследовали те факторы жизненного стресса, которые оказывают потенциально негативные последствия на здоровье человека. В их исследовании принимало участие 267 семей из репрезентативной выборки сообщества. Были обследованы оба члена супружеской пары: мужчины (средний возраст 44 года) и женщины (средний возраст 42 года). Результаты исследования выделили два типа семей: проблемные группы (высокий стресс, высокий уровень дистресса, низкая стрессоустойчивость) и стрессоустойчивые группы (высокий стресс, низкий уровень дистресса или его отсутствие, высокая стрессоустойчивость). Затем был проведен срез по двум шкалам: социальный комфорт семьи и широта социальных границ семьи. Результаты исследования показывают, что адаптированные и стрессоустойчивые семьи даже при незначительной физической или психологической деформации были более спокойны и уравновешенны, менее склонны к избеганию, по сравнению со второй группой где большинство респондентов заболели в условиях стресса [31] . Кроме того, в стрессоустойчивых группах, мужчины были более уверенными в себе и своих внутренних ресурсах, а женщины использовали семью, как ресурс для преодоления стресса, чем представители группы с низким уровнем стрессоустойчивости [30] .

Необходимо учесть замечание Хобфолла С. Е., о том, что, не исключая многочисленные исследования на тему взаимосвязи социальных и личностных ресурсов стрессоустойчивости, с их помощью нельзя полностью описать механизм совладания со стрессом. Водопьянова Н.Е. объясняет это тем, что исследуя данный вопрос нельзя опираться лишь на статические модели связи индивидуальных характеристик и стрессоустойчивости. Она определяет данное взаимодействие как динамичное, при котором ресурсы видоизменяются сами по себе под влиянием стрессовых воздействий [29] . Так, психологи в 90-х годах через эмпирические исследования доказали уменьшение социальных ресурсов человека под воздействием стрессов. Duane P. Buhrmester в своей работе получил схожие данные, что когнитивные ресурсы также уменьшаются под влиянием стрессоров. Они объясняют это тем, что стресс и его последствия подрывают веру в себя и в свои силы, к примеру, в собственную компетентность или значимость. Может быть, стрессовая ситуация активизирует именно внутреннюю энергию и мотив, для задействования внутренней самоуверенности. Теория «Консервации ресурсов» Хобфолла С.Е. и вытекающий из нее методологический подход к изучению личностного потенциала стрессоустойчивости является динамической моделью исследования взаимосвязи личной стрессоустойчивости и факторов среды [32] .

Водопьянова Н.Е. выделяет пять основных социально-психологических показателей стрессоустойчивости индивида:

1. Сохранение способности к социальной адаптации.

2. Сохранение значимых межличностных связей.

3. Обеспечение успешной самореализации, достижения жизненных целей.

4. Сохранение трудоспособности и качества выполняемой деятельности.

5. Сохранение здоровья [9] .

На настоящий момент наиболее прогрессивной является идея комплексного изучения индивидуальной резистентности к стрессу. Исходя из современных исследований, стрессоустойчивость не статичная характеристика личности. Согласно когнитивно-трансактным теориям стресса, стрессоустойчивость является параметром, обладающим специфической ситуационной изменчивостью, особенной «гибкостью», которые опосредованны когнитивно-аффективной оценкой стрессовой ситуации и ресурсами субъекта [1] . Мы хотим сказать, что ситуация взаимодействия индивида со стрессовой ситуацией значительно отличается от взаимодействия с обычными или субъективно привычными условиями жизнедеятельности. То есть сила стрессорного реагирования будет зависеть от субъективных представлений о стрессоре. А объективные составляющие стрессовой ситуации проходят сквозь призму личностных конструкт (диспозиции, система отношений, установки, смысловые ориентации, жизненный опыт, Я-концепцию и др.) [7] .

Несомненно, такая категория, как ресурс стрессоустойчивости на данном этапе развития науки исследована не достаточно хорошо. Часто, понятия ресурсы и резервы используются в литературе как синонимичные [18] .

Куликов Л.В. определяет ресурсы стрессоустойчивости, как индивидуальные свойства и способности, обеспечивающие психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях. Также автор выделяет и компоненты стрессоустойчивости:

  • Умение прогнозировать ход развития жизненных ситуация и с помощью этого избегать стрессового влияния;
  • Умение держать под контролем эмоции, сильные волевые качества (умение действовать согласно поставленным целям и задачам, способность мобилизации психики в условиях стрессового или экстремального характера), саморегуляция поведения;
  • Умение преодолевать длительные и сильные напряжения (по сравнению с привычными условиями);
  • Умение преодолевать пиковое напряжение в стрессовой ситуации;
  • Умение преобразовывать составляющие стрессовой ситуации для выхода из нее;
  • Опыт в разрешении стрессовых ситуаций и осведомленность в продуктивных способах их разрешения;
  • Пластичность поведенческих характеристик в зависимости от специфики стрессорных воздействий;
  • Умение актуализировать ресурсы для эффективной саморегуляции, своевременно разрешая внутриличностные конфликты [16] .

Уровень стрессоустойчивости человека, его повышение или удержание на стабильном уровне, требует от индивида подкрепления ресурсами, которые способствуют разрешению стрессовых и экстремальных ситуаций. Обратимся к одному из первых исследователей, кто изучал вопрос стресса. Ганс Бруно Селье выделил две группы адаптационных ресурсов человека: поверхностная адаптационная энергия и глубокая адаптационная энергия [19] . Первостепенно в работу по преодолению стресса включаются поверхностные ресурсы, они быстро восстанавливаются после отдыха организма. Селье Г.Б. выявил, что если адаптационные ресурсы восстанавливаются, то организм не впадает в состояние предболезни. В соответствии с его предположениями, поверхностные ресурсы восстанавливается с помощью глубокой адаптационной энергии, которая несет фундаментальные функции в совладающих процессах. Истощение глубоких адаптационных ресурсов может привести сильным патологическим последствиям [20] .

Обратимся к концепции здоровья Ананьева Б.Г.. По его мнению, стресс-резистентность и стрессоустойчивость находятся в зависимости от психотравмирующих факторов. И на это взаимодействие оказывают влияние социальное содействие, моральная помощь, эмпатия близких, соучастие в преодолении проблем, солидарность значимого окружения. Автор выделял значимость социальной поддержки. Если происходит разрушение социальных связей человека, то его внутренние структуры личности надламываются, могут появляться эндогенные кризисы личности, которые влияют на жизнедеятельность неадаптивным образом [2] . Нельзя забывать о колоссальной пользе социальной опоры людям, чья деятельность протекает в стрессогенной обстановке. Оказание протекции снижает тревожность, напряжение, переводит патогенные проявления в здоровые, таким образом трансформируя дистресс в эустресс. Наблюдается тенденция, когда социальная помощь оказывается от институтов общества, это могут быть государственные, корпоративные, профессионально-трудовые структуры. Также ее оказывают в межличностном плане значимые близкие, семья и друзья [15] . Выделяют еще такой вид, как социально-психологическая протекция (эмоциональная, информационная, инструментальная или функциональная). Данные виды помощи являются некоторым фильтром, проходя через который стрессогенные факторы подвергаются смягчению, уменьшается негативное влияние стрессоров. Социальное поддержание представляет собой особенный внешний ресурс стрессоустойчивости, на действие которого влияет внутренняя готовность человека попросить о помощи и принять такой вид поддержки. Умение попросить помощи, и принять социальную опору является мощным социально-психологическим ресурсом. Когда человек создает вокруг себя свой собственный круг поддержки, повышается уровень его социального комфорта. Человек видит около себя людей, способных помочь в любую минуту, и это очень положительно сказывается на ситуации совладания со стрессом [8] .

Таким образом, вышесказанное обоснованно определяет актуальность изучения проблемы экстремального стресса и психологической защиты от него или психологического обеспечения стрессоустойчивости субъектов, чья деятельность протекает в экстремальных условиях. Обеспечение стрессоустойчивости обуславливается с общебиологический позиций возникновения целостных и системных реакций организма [28] . Установлено несколько путей решения этой проблемы. Первое представляет изучение физиологический механизмов, которые определяют устойчивость к психологическому стрессу, при помощи которых организм самостоятельно может справляться с формированием психологического стресса и его патогенных последствий. Следующее заключается в психологической подготовке и тренировке человека к совладанию в различных стрессовых ситуациях. Последнее представляет собой физиологическую или психофизиологическую поддержку стрессоустойчивости человека и является новой перспективной областью изучения медицины и психологии. Это представляет собой более глубокую профилактику, для нее необходимо создать наиболее эффективные способы воздействия на психофизиологические функции индивида [23] .

Форма реагирования индивида на действие стрессора будет зависеть от многих причин, и, в первую очередь, от субъективной оценки самой ситуации индивидом [21] . Будет ли стрессовой для человека ситуация зависит от личности этого человека, его субъективного опыта, и ожиданий. Значительно влияет на это и степень угрозы, ожидание негативных последствий. Покажем это на простом примере. Залезть на большое дерево, чтобы спасти кошку, будет очень большим стрессом для человека, кто не умеет карабкаться по такому роду препятствий и никогда раньше этого не делал, в то же время это абсолютно не будет стрессом для тренированного скалолаза, кто систематически упражняется в таком виде спорта [13] .

Мы хотим сказать, что появление и переживание стрессового события зависит в большей степени не от объективных, а от субъективных факторов [25] . От характерных особенности каждого отдельного человека: его оценивание стрессовых условий, сопоставление внутренних ресурсов и способностей со стрессогенными условиями [26],[17] . То есть для субъектов, занимающихся экстремальными видами активности, уровень стрессогенных факторов значительно завышен, по сравнению с людьми, занимающимися обычными видами деятельности.

Воздействие стрессоров на человека ведет за собой последствия разного генеза. Существует негативное влияние стресса на организм, когда индивид не может совладать с ситуацией, плоть до развития дистресса. Но когда мы говорим о субъектах, занимающихся экстремальными видами активности, мы указываем на их готовность к совладанию со стрессовыми условиями, у этих людей развивается эустресс, то есть положительный стресс. И в этом случае мы можем говорить о позитивном влиянии стресса на организм [27] .

Эмпирическая база исследования. В исследовании, которое проводилось в МОУ СОШ №2 Муниципальном общеобразовательном учреждении Средней общеобразовательной школы №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ивантеевка приняло участие 60 человек, учащихся 11 классов. Испытуемые были разделены на 2 группы: 1 группа — подростки, занимающиеся обычными видами деятельности, 2 группа – подростки с экстремальной направленностью деятельности.

Основными психологическими методиками выступили [11] :

1. Опросник «Самочувствие, активность, настроение (САН)».

2. Опросник стиль саморегуляции поведения (ССПМ, автор Моросанова В. И.) которая дает возможность диагностировать уровень развития осознанной саморегуляции и ее индивидуальные параметры.

3. «Прогноз-2. Нервно-психическая устойчивость».

4 «Экспресс-диагностика склонности к немотивированной тревожности» (Бойко В.В.).

5. «Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» (Пономаренко Л.П.) [26] .

6. Методы математической статистики. Вычисление коэффициента корреляции [12] .

При проведении эмпирического исследования был использован комплекс исследовательских методов и психодиагностических методик, объединенных единым замыслом констатирующего эксперимента. Также были произведены неформализованные интервью с педагогами и психологами организации, с целью выяснения жизненных обстоятельств и характерных особенностей референтных групп. Анализ факторов, обобщение полученной информации об окружающей обстановке, психических процессах и новообразованиях тинейджеров дали нам возможность планировать в дальнейшем осуществление формирующего эксперимент.

Мы сравнили показатели стрессоустойчивости и другие показатели у двух групп подростков. Результаты первой группы – подростков, не занимающихся экстремальными видами деятельности – представлены в таблице ниже.

Таблица 1 «Результаты группы 1, мат. анализ»

www.nbpublish.com

Юбилей Л.И. Вассермана

Людвиг Иосифович родился 25 августа 1936 г. в Ленинграде. После окончания средней школы поступил в 1-й Ленинградский медицинский институт им. академика И.П. Павлова, который окончил в 1961 г. Базовое медицинское образование — лечебное дело. Работал врачом «скорой помощи». После 2-х лет работы прошел специализацию по психиатрии. Продолжая работать в службе скорой медицинской помощи, в 1962 г. поступил на заочное отделение философского факультета Университета, отделение психологии. В 1966 г. окончил отделение психологии, дипломную работу защитил под руководством В.Н. Мясищева.

В 1965 г., еще до окончания Университета, по приглашению В.Н. Мясищева участвовал, как врач и будущий психолог, в конкурсе и был принят в очную аспирантуру по медицинской психологии в институте им. В.М. Бехтерева. Это первая в истории отечественной психологии аспирантура по новой формирующейся специальности. В 1969 г. под руководством В.Н. Мясищева и И.М. Тонконогого защитил кандидатскую диссертацию, посвященную нейропсихологическим и психоакустическим исследованиям при поражении височных долей мозга.

С 1968 г., после окончания аспирантуры, работал в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева: младший, старший научный сотрудник, руководитель группы психологической диагностики. С 1984 г. по 2012 г. руководил лабораторией клинической психологии и психодиагностики Института им. В.М. Бехтерева, развивая те направления в медицинской (клинической) психологии, которые отличают научные школы В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева. В 1989 г. защитил докторскую диссертацию «Структура и механизмы нарушений психических функций и личности при фокальной эпилепсии». За период активной научно-исследовательской деятельности над докторской диссертацией разработал новое научное направление в медицинской психологии и нейронауках — нейропсихология в эпилептологии. В 1991 г. получил научное звание профессора.

С 1967 г. является преподавателем факультета психологии Университета и руководителем практик по курсам: общая и частная неврология, клиническая нейропсихология. С 1995 г. — профессор по совместительству вновь созданной кафедры медицинской психологии и психофизиологии. В 2014 г. прошел по конкурсу на должность профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии с полной лекционной нагрузкой по курсам: неврология, нейропсихология и современные методы исследования мозга. Руководит и ведет практику по этим дисциплинам. Под руководством Л.И. Вассермана за его более чем 50-летнюю педагогическую деятельность в Университете подготовлено свыше 100 дипломированных медицинских психологов, многие из которых впоследствии защитили кандидатские и докторские диссертации, успешно работают в Санкт-Петербурге и других городах страны, являясь известными специалистами в области медицинской (клинической) психологии. Научно-исследовательская работа Л.И. Вассермана на протяжении всей его профессиональной деятельности связана с разработкой методов психологической диагностики при нервно-психической и соматической патологии, в частности, комплексной и многомерной нейропсихологической диагностики, с разработкой теории и методологии исследований в области медицинской психодиагностики, в частности, применение биопсихосоциального подхода в клинико-психологических исследованиях, изучением роли психосоциальных факторов в нарушении психической адаптации и адаптационных ресурсов человека в условиях фрустрирующих, стрессовых ситуаций и напряженной профессиональной деятельности, а также с применением компьютерной психодиагностики в целях массовых психопрофилактических исследований. Еще одной сферой научных исследований Л.И. Вассермана, непосредственно связанной с системой высшего профессионального образования, является разработка образовательных программ и программ усовершенствования в области медицинской (клинической) психологии, в частности, участие в разработке 1-го Государственного стандарта по клинической психологии. Под его руководством и непосредственном участии в институте им. В.М. Бехтерева на протяжении многих лет проводились циклы последипломной подготовки «Основы медицинской психологии и психодиагностики».

Л.И. Вассерман автор более 220 научных работ, в том числе 6 монографий, 43 методических и 4 учебно-методических пособий и рекомендаций для психологов и врачей; многие из этих пособий посвящены разработке новых психодиагностических методик. Л.И. Вассерман — редактор и соредактор 8 сборников научных трудов и коллективных монографий, редактор медико-психологического раздела журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева», входящего в список рецензируемых журналов РФ. Наиболее значимыми публикациями Л.И. Вассермана можно считать книги «Методы нейропсихологической диагностики» (1997), «Медицинская психология: введение в теорию, практику и обучение» (2003, совместно с О.Ю. Щелковой), «Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике» (2011), «Совладание со стрессом» (2010). Л.И. Вассерман совместно с О.Ю. Щелковой являются авторами издательского проекта, научными редакторами коллективной монографии «Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности» (2014). Эта книга стала настольной для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, практических психологов.

Под руководством Л.И. Вассермана подготовлены и защищены 7 докторских и 44 кандидатских диссертации по специальности «Медицинская психология» (медицинские и психологические науки).

На протяжении 20 лет (1970—1990 гг.) Л.И. Вассерман был ученым секретарем впервые образованной в 1962 г. В.Н. Мясищевым проблемной комиссии «Медицинская психология» Академии медицинских наук, а впоследствии (с 1976 г.) и Министерства здравоохранения. Л.И. Вассерман возглавляет проблемную комиссию «Нейропсихология» Межведомственного научного совета по проблемам обучения, развития и нейрореабилитации (Москва).

Л.И. Вассерман — член двух докторских ученых советов по защитам диссертаций: психологического факультета СПбГУ и Института им. В.М. Бехтерева, участник ряда международных исследовательских проектов по линии Всемирной организации здравоохранения (в том числе по изучению качества жизни), член редакционного совета «Сибирского психологического журнала», а также редактор раздела «Медицинская психология» журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева».

Многолетняя безупречная и высокопрофессиональная научно-педагогическая деятельность Л.И. Вассермана на факультете психологии СПбГУ и в Институте им. В.М. Бехтерева снискала ему искреннее уважение коллег и учеников.

Редакция журнала сердечно поздравляет Людвига Иосифовича и желает дорогому юбиляру сохранить его так ценные для всех нас качества — научную принципиальность, творческую неутомимость, неизменную бодрость духа и энергичность.

mprj.ru