Виды и степени умственной отсталости

4.2.5 Классификации умственной отсталости

Классификации умственной отсталости различаются в зависимости от того, по какому критерию проводится разделение детей на группы. Наиболее известная классификация строится на основе критерия выраженности нарушения, степени умственной отсталости.По этому критерию в 9-м пересмотре Международной класси­фикации болезней (МКБ-9) выделялись следующие 3 вида умственной отсталости в порядке уменьшения степени умственного отставания: идиотия, имбецильность, дебильность. Еще Э. Крепелин, один из основоположников учения о слабоумии, считал, что слабоумие – это не просто отставание от норм развития, а своеобразное, патологическое развитие. Критерием той или иной степени недоразвития он считал меру соответствия патологического развития нормальному. Он полагал, что при идиотии патологическое развитие взрослого человека соответствует состоянию нормального ребенка в возрасте от 1 до 6 лет, при имбецильности – возрасту от 6 до 14 лет, при дебильности – возрасту от 14 до 18 лет.

Классификация МКБ-9 в настоящее время уже не используется. Однако представленные в ней характеристики детей с умственной отсталостью разной степени тяжести в основном сохранились.

В 10-м пересмотре этой классификации (МКБ-10) выделяется уже 4 вида (степени) олигофрении, и имеют они другие названия: глубокая умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, легкая умственная отсталость. На основе психометрических исследований, направленных на измерение коэффициента интеллекта, умственную отсталость подразделяют на 4 вида (степени) в соответствии с показателями коэффициента интеллекта (IQ).

Таблица 4.1 – Виды умственной отсталости в соответствиями с показателями коэффициента интеллекта

Вид (степень) умственной отсталости

Значения коэффициента интеллекта (IQ)

Легкая умственная отсталость

Умеренная умственная отсталость

Тяжелая умственная отсталость

Глубокая умственная отсталость

Психометрические исследования сыграли важную роль для классификации умственной отсталости, однако, они имеют существенные ограничения. Опираясь только на психометрический подход, невозможно описать структуру нарушения у детей и разработать индивидуальную программу работы с ними. Психометрический подход дает только количественные показатели снижения интеллекта, но не обеспечивает качественного описания особенностей развития детей.

В противовес взглядам о том, что умственная отсталость предполагает обязательное снижение интеллекта, существует другой подход, представленный Г. Гарднером [24]. При рассмотрении мыслительных способностей человека Г. Гарднер отказывается от понятия коэффициента интеллекта и предлагает многофакторную теорию интеллекта. Эта теория основывается на наблюдениях ученого за детьми с интеллектуальной недостаточностью и с аутизмом, у которых наблюдаются частично сохранные способности. По его мнению, у человека существует несколько автономных видов интеллекта (он описывает, по крайней мере, семь видов интеллекта), среди них: лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный (знание о себе) и межличностный (знания о других). Если придерживаться теории Гарднера, то у умственно отсталых людей можно обнаружить необычные музыкальные, художественные или телесные способности, то есть признать у них в некотором смысле даже одаренность. Однако описанные в литературе особые способности страдающих интеллектуальной недостаточностью представляют собой скорее исключение. При этом следует обратить внимание, что при изолированных способностях речь идет скорее о таких, которые приобретены путем механического научения. Речевые способности при соответствующей стимуляции могут также достигать удивительно хорошей выразительности, включая правильное употребление детьми иностранных слов. Но лица, страдающие интеллектуальной недостаточностью, все-таки не обладают возможностями абстрактно-логического мышления.

Как отмечает В.С. Мухина, дети с интеллектуальной недостаточностью редко обнаруживают специальные способности. Она приводит в своей книге описание уникальных способностей к рисованию Нади 6-ти лет, которая была помещена в клинику для умственно отсталых детей. У девочки отмечался глубокий дефицит языка как в понимании, так и в его применении, она не употребляла символов в ролевой игре, отмечалось слабое моторное развитие. На фоне общей тяжелой отсталости Надя на четвертом году жизни начала внезапно делать интересные рисунки. Источником рисования была натура и картинки в детских книжках. Девочка рассматривала картинки по нескольку недель, однако, ее собственные рисунки отличались от оригинала. Все были поражены рисунками Нади и не верили, что такое возможно. Однако этот случай является уникальным, как и другие, единичные случаи, когда дети с интеллектуальной недостаточностью обнаруживают особые способности. И если в норме эти способности приводят к созданию новых художественных образов, к открытиям в сфере познания, то «у умственно отсталых если и обнаруживаются какие-то возможности, то они находятся на уровне заимствованных стереотипов» [12, с. 155].

Как уже отмечалось, согласно подходу, принятому среди американских ученых, необходимым условием отнесения человека к людям с интеллектуальной недостаточностью является дефицит социальной адаптации, так как только на основании результатов интеллектуальных тестов не может быть поставлен диагноз умственной отсталости. Под социальной адаптацией понимается объем, в котором индивидуум соответствует возрастным нормам личной независимости и социальной ответственности в рамках своего социального круга. В разном возрасте под социальной адаптацией понимаются разные навыки [2].

В раннем и дошкольном возрастах:

Коммуникативные навыки, включая говорение и речь.

Навыки ухода за собой.

Социальное поведение (взаимодействие с другими).

В школьном и раннем юношеском возрасте:

Владение основными культурными навыками в повседневности.

Использование адекватных понятий и суждений в отношениях с окружающим миром.

Социальные навыки (участие в групповых действиях и межличностных отношениях).

В старшем юношеском возрасте и для взрослых:

Профессиональная и социальная ответственность и достижения.

Как отмечалось выше, американская ассоциация изучения умственной отсталости предлагает рассматривать понятие адаптивного поведения и адаптивных навыков, которые считаются очень важным при диагностике умственной отсталости. Было выделено 4 основных уровня адаптации, которые варьировали от легкой степени дезадаптации до полного ее отсутствия. В таблице классификация умственной отсталости дается на основании показателей социальной адаптации.

Таблица 4.2 – Уровни адаптивного поведения при умственной отсталости

Степень умственной отсталости

Дошкольный период (0–5 лет): развитие и созревание

(6 лет–21 год): воспитание и образование

(старше 21 года): социальная и профессиональная достаточность

Грубое отставание в развитии; минимальная способность функционирования в сенсомоторной области; нуждается в домашнем уходе

Ограниченное моторное развитие; невозможность овладения навыками самообслуживания; нуждается в полном уходе

Ограниченное моторное и речевое развитие; полностью неспособен к самообслуживанию; нуждается в уходе и контроле

Слабое моторное развитие; минимальное развитие речи, общая неспособность овладения навыками самообслуживания; навыки коммуникации незначительные или отсутствуют

Способность к овладению речью/навыками коммуникации.

Способность к овладению элементарными навыками самообслуживания.

Неспособность к овладению учебными навыками.

Способность к овладению и закреплению навыков самообслуживания (тренируемый).

Частичная возможность самообслуживания при полном наблюдении.

Возможность формирования навыка самозащиты в полностью контролируемом окружении

Слабая социальная осведомленность.

Способность к овладению навыками самообслуживания.

Достаточное моторное развитие.

Значительно нуждается в помощи.

Способность к овладению школьными навыками в объеме 4 класса в позднем отрочестве при условии предоставления специального обучения

Способен к самостоятельности в приобретенных профессиях, не требующих высокой квалификации; нуждается в контроле и помощи в условиях незначительных стрессовых ситуаций социально-экономического плана

Возможность развития социальных, коммуникативных навыков.

Минимальные отклонения в сенсомоторной сфере.

Трудности отграничения от нормы на ранних этапах развития.

Способность к овладению учебными навыками в объеме 4 класса начальной школы.

Невозможность овладения учебными предметами, которые изучаются в старших классах.

Требуется специальное обучение, особенно в средней школе (обучаемый).

Способность к социально-профессиональной адаптации при соответствующем обучении.

Время от времени нуждается в руководстве и наблюдении в условиях сложных стрессовых ситуаций.

Итак, разделение детей с интеллектуальной недостаточностью по уровню снижения интеллекта и уровню социальной адаптации получило широкое распространение. Эти классификации имеют большое практическое значение, так как на их основе происходит отбор и дифференциация детей для обучения по программе вспомогательной школе. Ниже даны характеристики детей с разной степенью интеллектуальной недостаточности в соответствии с МКБ-10.

Глубокая умственная отсталость – представляет собой наиболее тяжелую степень олигофрении, при которой имеется грубое нарушение всех функций, в том числе сенсорных и перцептивных. Мышление практически отсутствует, речь может представлять собой набор нечленораздельных звуков либо звукокомплексов. В обращенной речи ребенок способен уловить интонацию, но не общий смысл. С детьми возможны лишь самые простые формы невербальной коммуникации. Элементарные эмоции связаны с физиологическими потребностями и выражают собственное состояние ребенка, свидетельствуют о его комфорте или дискомфорте. Формы выражения эмоций примитивны, они выражаются в крике, гримасах, двигательном возбуждении. В случае более легких нарушений возможна привязанность к ухаживающим людям, общая ориентировка в пространстве (узнают, где их дом, квартира, где принимают пищу, куда ходят на прогулку и т.п.). Навыки самообслуживания фактически не формируются. Поведение направлено на удовлетворение элементарных физиологических потребностей или ограничивается реагированием на внешние стимулы. Прогноз развития таких детей неблагоприятный. Они могут воспитываться в семье, но могут быть определены в интернатные учреждения Министерства труда и социальной защиты, где специальное обучение не организуется, а осуществляется только присмотр.

Тяжелая умственная отсталостьи тяжелая степеньумеренной умственной отсталости характеризуется меньшей выраженностью интеллектуальной недостаточности. У детей имеется ограниченная способность к накоплению некоторого запаса представлений, сведений, возможность выделения простейших признаков предметов и ситуаций. Доступно понимание и произнесение простых слов и элементарных фраз. Формируются простейшие навыки самообслуживания. В эмоциональной сфере обнаруживается переживание обиды, насмешек, общее понимание своих ограничений. В более легких случаях дети могут обучиться элементам чтения, письма, счета, но на это требуется много времени и большое число повторений, однако они не могут или могут очень ограниченно использовать приобретенные навыки. Детям доступен также простой физический труд. Они способны к внешней подражательности движениям и действиям другого человека, поэтому могут освоить действия в быту и по самообслуживанию (подметать пол, мыть посуду). Благодаря подражанию дети также могут освоить элементы рисования, но их рисунки схематичные, они сделаны по подражанию, они рисуют упрощенные схемы реальных предметов. Дети направляются на обучение во вспомогательную школу (IIотделение), где обучаются по специальной программе. Дети с тяжелой и умеренной интеллектуальной недостаточностью могут также обучаться в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). Люди с тяжелой и умеренной умственной отсталостью нуждаются в присмотре на протяжении всей жизни. В зрелом возрасте некоторые из них способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора.

Легкие степени умеренной умственной отсталости, легкая умственная отсталость – наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма интеллектуальной недостаточности. Дети способны ориентироваться в простых практических ситуациях, они овладевают навыками самообслуживания. Мышление у них имеет конкретно-образный характер, доступна фразовая речь, иногда неплохая механическая память. Дети направляются на обучение во вспомогательные школы по программамIотделения. В пределах определенной им программы обучения они овладевают навыками чтения, письма, счета, знаниями об окружающем, с ними проводится профориентация. Эти дети могут также обучаться в классах интегрированного обучения и воспитания. В дальнейшем они могут стать социально адаптированными, а также найти работу в соответствии со своими возможностями. Они работают малярами, переплетчиками, слесарями-ремонтниками низких разрядов, сапожниками, швеями, уборщицами, подсобными рабочими, сельскохозяйственными рабочими. Как правило, дети трудолюбивы, но малоинициативны, они нуждаются в присмотре и помощи других работников.

studfiles.net

ПРИЧИНЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ИЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКОМУ[24] ПРИНЦИПУ

Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер.

Морфологические изменения, хотя инее одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко — в мыслительных процессах.
Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют те, у которых умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи (до 2 — 3 лет). Это так называемые дети-олигофрены[25] (от греч. малоумный>. Данный термин был предложен немецким психиатром Э. Крепелиным в начале XX в. для обозначения группы аномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие.
Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50 —70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Г. Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д. Н. Исаев, В. В. Ковалев и др.
Г. Е. Сухарева, преследуя задачи выявления клинических особенностей данной формы умственной отсталости и разработки критериев отграничения ее от сходных состояний, в частности от слобовыраженных отклонений интеллектуального развития при задержке психического развития, при тяжелых нарушениях речи, при локальной патологии головного мозга, определила основные клинические проявления олигофрении. К ним она отнесла: преобладание интеллектуального дефекта и отсутствие прогредиентности состояния. Сходное определение дает несколько позже и В.
В. Ковалев, определяя олигофрению как «сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей».
Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются v детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка минимален.
При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиентый (не усугубляющийся) характер, что дает основание для оптимистического прогноза относительно развития ребенка, который после перенесенной вредности оказывается практически здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной нервной системе, прекращаются. Ребенок способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична. Дети-олигофрены — преобладающий контингент учащихся так называемой специальной коррекционный школы VIII вида. Они являются наиболее изученными в педагогическом и психологическом планах.
Умственная отсталость, возникшая в более позднем возрасте, встречается относительно редко. Она входит в ряд понятий, среди которых определенное место занимает деменция (слабоумие)[26]. При деменции нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5 —7 и более лет). Деменция может являться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом отмечается прогрессирование заболевания. В отдельных случаях с помощью лечения в благоприятных педагогических условиях можно добиться некоторой стабилизации состояния психических функций больного.
Не относятся к числу олигофренов дети, страдающие прогредиентно текущими, усугубляющимися заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ. Их умственная отсталость с возрастом становится все более резко выраженной.
Особыми являются также случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с текущими

психическими заболеваниями — эпилепсией, шизофренией и др., что существенно Остановимся на причинах, вызывающих у ребенка умственную отсталость. Они многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

  • тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, — вирусные гриппы, краснуха и др.;
  • различные интоксикации, т.е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена.
  • Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств. Они могут изменить развитие плода;

    • тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении;
    • заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери.
    • К их числу принадлежит токсоплазмоз, являющийся паразитарным заболеванием, возбудитель которого

      • паразит, относящийся к простейшим животным. Женщина заражается от домашних животных — собак, кошек, кур, голубей, коров или от диких — мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз);
        • при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой;
        • травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба, также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах.

          Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка;

        • среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности. Установлено, что примерно 75 % составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется, в частности, в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус-фактор), в хромосомных заболеваниях. В норме при Делении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом — 46. При болезни Дауна не расхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих лиц имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом;

          • к числу внутренних причин относятся также нарушения белкового обмена в организме. Так, например, особой формой тяжелого слабоумия является фенилкетонурия, в основе которой лежит именно эта причина;
          • воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), возникшие у младенца, нередко служат причинами умственной отсталости;
          • в последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся некоторые семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни, а затем

            • постоянно не получает полноценного питания, необходимого для физического и умственного развития.
            • Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах[27]. Дети с легкими степенями умственной отсталости (де- бильность) составляют 75 — 80%. Их уровень интеллектуального развития (IQ) составляет 50 — 70 условных единиц. После обучения в специальных школах или классах, находящихся при массовых школах, или после воспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются.
              Дети со средней выраженностью отсталости (имбецильность) составляют примерно 15 % случаев. Их уровень интеллектуального развития (IQ) составляет от 20 до 50 условных единиц. Некоторые из них (с умеренной умственной отсталостью, IQ 35 — 49) посещают специальную школу для имбецилов или учатся в специальных классах школы для умственно отсталых или воспитываются и обучаются в домашних условиях родителями или приглашенными педагогами. Они обычно живут в семьях. Их трудоустройство затруднено. Другая группа, с выраженной умственной отсталостью (IQ 20 — 34),

              овладевает лишь навыками самообслуживания и простейшими трудовыми операциями, эти дети часто направляются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения.
              «Хорошая норма» интеллектуального развития соответствует диапазону 110—119 условных единиц. Сниженная норма соответствует диапазону 80—89 условных единиц. Пограничный уровень интеллектуального развития между нормой и интеллектуальным снижением соответствует диапазону 70—79 условных единиц. Интеллектуальное снижение соответствует менее 70 условным единицам. Глубоко умственно отсталые дети (идиотия) в большинстве своем пожизненно находятся в интернатах Министерства социальной защиты населения. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Их общее количество — примерно 5% от всех умственно отсталых детей. Мышление таких детей практически полностью неразвито, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым. Обычно они не овладевают даже элементарными навыками самообслуживания. IQ этих детей менее 20 единиц.
              Разделение умственно отсталых детей по степени выраженности умственной отсталости практически целесообразно и находит отражение в современных международных классификациях болезней (см. приложение 1 в разделе I).
              Наиболее многочисленной, перспективной и изученной группой умственно отсталых детей являются дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. В дальнейшем, употребляя термин «умственно отсталый ребенок», мы будем иметь в виду только эту клиническую группу, которая в свою очередь характеризуется значительным разнообразием.
              Наиболее распространенной классификацией детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране является классификация, предложенная М. С. Певзнер, в соответствии с которой выделяются пять форм.

              • При не осложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
              • При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
              • У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
              • При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.
              • При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.

              Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в снижении активности познавательных процессов, особенно — словеснологического мышления. Причем имеет место не только отставание от норм, но и глубокое своеобразие личностных проявлений и всей познавательной сферы. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по основным своим проявлениям.

              knigi.link

              Умственная отсталость: классификация

              Неадекватное поведение, проявления интеллектуальных дефектов, дефектов реакций или общения есть признаки психической патологии, именуемой в науке умственной отсталостью. На сегодняшний день вопросы, связанные с исследованием данной проблемы находятся в компетенции социально – психологических дисциплин. Изучением видов, типов, форм и степеней проявления данных отклонений психического развития личности занимается предмет «Психология лиц с умственной отсталостью».

              Существует три основных симптома данного заболевания:

              • заниженный интеллектуальный уровень по шкале Айзенка;
              • патологическая затрудненность социальной адаптации более чем в трех областях;
              • продолжительное течение двух предыдущих симптомов.
              • Первый признак начинает проявляться в дошкольном и школьном возрастах, когда у ребенка возникают проблемы с обучаемостью, выражающиеся в неуспеваемости. Следующий признак может проявляться в отклоняющемся поведении или гипертрофированной инфантильности. Третья позиция заключается в длительности проявления двух вышеназванных симптомов. Если они наблюдаются у личности с раннего возраста и по настоящее время, то имеет место умственная отсталость. Периодическое присутствие признаков свидетельствуют об иных расстройствах личности.

                Как и всякое заболевание или патология, умственная отсталость подразделяется на виды и формы. При этом в основе классификации заложены различные критерии, как природно-генетического происхождения, так и социально – экономического характера. В настоящее время, помимо общепринятых традиционных типов классификации, существует множество альтернативных подходов к рассмотрению данной проблемы. В качестве критериев выступают степени и уровни выраженности дефектов, характер протекания заболевания, характер причин возникновения заболевания, социально — психологические причины.

                Принято различать следующие виды умственной отсталости: легкая, средняя, выраженная и глубокая умственная отсталости. Они различаются степенью IQ – количественным показателем умственного развития индивида. Диагностирование проводится в форме теста. Той или иной степени отсталости соответствует количественный показатель уровня интеллектуального развития.

                Умственная отсталость: классификация по характеру причин. Согласно данному критерию, различают: органическую и семейно – культурную умственную отсталость. Органическая умственная отсталость основывается на генетических и конструктивных причинах. Причины семейно – культурной умственной отсталости носят социальный характер: низкий уровень жизни, экономические факторы, неблагополучная окружающая социальная среда.

                Также целесообразно рассмотреть основные формы умственной отсталости. По степени выраженности умственной отсталости различают:

                Между видами формами отсталости существует определенная взаимосвязь. Представить ее можно следующим образом. Например, умственная отсталость легкой степени может проявляться в форме дебильности. Дебильность – слабо выраженное недоразвитие психики, характеризующееся упрощенным мышлением и неспособностью воспринимать сложные понятия. Дебильность может протекать в легкой, средней и тяжелой формах. Имбецильность и идиотия соответственно сопоставимы со средней и глубокой умственной отсталостью. Имбецильность представляют собой средний уровень психического недоразвития. В этом случае присутствует способность к образованию понятий, но утрачиваются способности их обобщения и способности мыслить абстрактно. Методом тренировки у таких больных можно выработать навыки самообслуживания и примитивного труда. При идиотии отсутствуют способности к познанию. Им невозможно привить навыки самообслуживания, они не способны различать цвет, звук. Для них не характерна эмоциональность. Из всех эмоциональных проявлений наиболее характерны гнев и злоба. Что касается олигофрении, то степени выраженности данного заболевания сопоставимы со всеми видами умственной отсталости. Олигофрения подразделяется на пять форм: несложная форма, осложненная повышенной возбудимостью и нейродинамическими нарушениями; осложненная нарушениями анализаторских функций; олигофрения с психопатоподобным поведением; олигофрении, осложненные выраженной лобной недостаточностью. Данная классификация разработана педагогом – дефектологом М.С. Певзнер.

                В зависимости от синдромов, сопровождающих заболевание, отсталость принято подразделять на клинические формы. Наиболее часто встречающейся клинической формой является синдром Дауна, Альцгеймера, а также патологии, вызванные детским церебральным параличом (ДЦП). Реже встречаются такие формы умственной отсталости, как гидроцефалия, кретинизм, болезнь Тея – Сакса.

                lecheniedepressii.ru