Влияние стресса на ссс

Стресс: реакция сердечно-сосудистая системы (ССС)

На стрессорное воздействие реагирует сердечно-сосудистая система (ССС), чему способствует повышенный уровень катехоламинов в крови. Так, погружение руки до локтя в холодную воду (+5*С) на 4 мин в сочетании с воздействием на лицо холодного воздуха увеличивало адреналин в крови, причем у мужчин сильнее, чем у женщин [ McLean ea 1992 ].

При напряженной умственной работе скорость кровотока во внутренней сонной артерии возрастала на 38%. Увеличивался тонус артерий головного мозга. Суммарный кровоток в одних областях коры головного мозга возрастал, в других — понижался [ Федоров ea 1991 ]. Акустический стресс в течение 2 ч на фоне жесткой иммобилизации вызывал у крыс сильную реакцию ГГАС , особенно у самок, и цереброваскулярные повреждения [ Анищенко ea 1992 ]. Появлялись мелкоочаговые геморрагии вследствие нарушения проницаемости мозговых сосудов. Такая реакция мозговых сосудов была отмечена у 100% самцов и 62% самок. Среди самок встречались особи, резистентные к изменениям мозговой гемодинамики. Количество периваскулярных геморрагий у самцов было в 1.7 раза больше, чем у самок [ Анищенко ea 1992 ].

В исследованиях [ Судаков ea 1981 ] кроликов подвергали электрической стимуляции вентромедиальных ядер гипоталамуса. У животных возникали отрицательные эмоции — чувство страха и тревога. Затем кроликов фиксировали в станке. Электростимуляция гипоталамуса продолжалась часами. Вначале у большинства животных наблюдалось неустойчивое повышение АД. Оно то повышалось, то снижалось. Преобладали депрессивные реакции. Начиная со 2-3-го часа непрерывной стимуляции гипоталамуса наступала 2-я фаза реакции — устойчивое повышение АД . Нарастал отек сердца, распадались митохондрии кардиомиоцитов. Патологические изменения в сердце прогрессировали вплоть до появления инфаркта миокарда . Представляет интерес, что такая двухфазная реакция кролика на многочасовую стимуляцию эмоциогенных зон гипоталамуса в условиях иммобилизации наблюдалась преимущественно у самцов. У самок же реакция часто ограничивалась лишь первой фазой [ Судаков ea 1981 ]. Это значит, что у многих женских особей проявлялась устойчивость ССС по отношению к осложнениям, вызванным длительным тяжелым эмоциональным стрессом. Охлаждение водой (+4*С) повышало АД и частоту сердечного пульса (ЧСП) у крыс, причем у самцов в большей степени, чем у самок. Нормализация АД у самцов шла замедленно. У мужских особей, но не у женских, концентрация нейропептида Y в плазме крови при стрессе повышалась в 2 раза [ Zukowska ea 1991 ]. Можно предположить, что нейропептид Y, как вазоконстриктор. является причиной более сильного стрессорного повышения АД и ЧСП у самцов крыс. Реакция АД и ЧСП на иммобилизацию также оказалась более сильной у самцов, чем у самок [ Игошева ea 1995 ]. Так, у мужских особей ЧСП увеличилась на 24-28%, у самок же — на 7%, причем достоверные сдвиги в функции сердца у самок наблюдались лишь в первые 10 мин иммоби- лизации. Продолжительность электрической систолы сократилась у самцов на 22%. У самок этот показатель в период стресса не отличался от исходной величины [ Игошева ea 1997 ]. Таким образом, у самок по сравнению с самцами кардиоваскулярная чувствительность к стрессу понижена, устойчивость — повышена [ Игошева ea 1995 ].

humbio.ru

Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень тревожности у студентов с различными типами высшей нервной деятельности Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Надежкина Елена Юрьевна, Новикова Е.И., Мужиченко М.В., Филимонова О.С.

Исследованы особенности функционирования сердечно-сосудистой системы , а также уровень личностной и ситуативной тревожности у студентов в период экзаменационного стресса с учетом индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (ВНД). Показано, что у лиц с эмоционально неустойчивым типом ВНД в экзаменационный период показатель ситуативной тревожности, а также тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы является более высоким по сравнению с другими испытуемыми.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Надежкина Елена Юрьевна, Новикова Е.И., Мужиченко М.В., Филимонова О.С.,

THE EFFECTS OF EXAM STRESS ON THE FUNCTIONAL STATE OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM AND LEVEL OF ANXIETY IN STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF HIGHER NERVOUS ACTIVITY

We studied the function of the cardiovascular system as well as personal and situational anxiety in students during examinations taking into account individual features of higher nervous activity . We found that situational anxiety and the sympathetic tone were much higher in individuals with an emotionally unstable type of higher nervous activity as compared to other study subjects.

Текст научной работы на тему «Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень тревожности у студентов с различными типами высшей нервной деятельности»

ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ

СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. Ю. Надежкина, Е. И. Новикова, М. В. Мужиченко, О. С. Филимонова

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Исследованы особенности функционирования сердечно-сосудистой системы, а также уровень личностной и ситуативной тревожности у студентов в период экзаменационного стресса с учетом индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (ВНД). Показано, что у лиц с эмоционально неустойчивым типом ВНД в экзаменационный период показатель ситуативной тревожности, а также тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы является более высоким по сравнению с другими испытуемыми.

Ключевые слова: экзаменационный стресс, личностная и ситуативная тревожность, сердечно-сосудистая система, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности.

THE EFFECTS OF EXAM STRESS ON THE FUNCTIONAL STATE OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM AND LEVEL OF ANXIETY IN STUDENTS

WITH DIFFERENT TYPES OF HIGHER NERVOUS ACTIVITY

E. Y. Nadezhkina, E. I. Novikova, M. V. Muzhichenko, O. S. FШmonovа

Volgograd State Social Pedagogical University

We studied the function of the cardiovascular system as well as personal and situational anxiety in students during examinations taking into account individual features of higher nervous activity. We found that situational anxiety and the sympathetic tone were much higher in individuals with an emotionally unstable type of higher nervous activity as compared to other study subjects.

Key words: exam stress, personal and situational anxiety, cardiovascular system, individual features of higher nervous activity.

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов [8]. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы и вуза [4, 5].

По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы [1]. Длительное и весьма значительное эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомео-стаза и повышенной лабильностью реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс [3]. К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам можно отнести интенсивную умственную деятельность, повышенную статическую нагрузку, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима сна, эмоциональные переживания, связанные

с возможным изменением социального статуса студентов — все это приводит к перенапряжению вегетативной нервной системы, осуществляющей регуляцию нормальной жизнедеятельности организма. Многочисленные исследования показывают, что во время экзамена значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастает артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения [9, 10]. После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме. Обычно требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам [6]. Характер возникающей при стрессе эмоции зависит от многих факторов: от личностных особенностей человека, типа его высшей нервной деятельности, наличия или отсутствия нужной информации, взаимоотношений с окружающими людьми [2, 7].

Исследование особенностей функционального состояния сердечно-сосудистой системы, а также уровня личностной и ситуативной тревожности у студентов с различной эмоциональной устойчивостью нервной системы в период экзаменационного стресса.

В эксперименте приняли участие 76 студентов I курса факультета истории и права ВГСПУ в возрасте 17—19 лет, у которых в межсессионный и экзаменационный периоды определяли следующие параметры: артериальное давление (диастолическое, систолическое, пульсовое и среднединамическое давление), частоту сердечных сокращений, вегетативный индекс Кер-до и минутный объем крови.

В межсессионный период определяли тип темперамента по методике Г. Айзенка, уровень личностной и ситуативной тревожности по опроснику Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина. Перед экзаменом оценивали ситуативную тревожность. Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета программ

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

cyberleninka.ru

Влияние стресса на ссс

Экзаменационная сессия формирует выраженную психоэмоцианальную реакцию у студентов. В период сдачи экзаменов включаются определенные адаптивные механизмы, выражающиеся в физиологических и психологических реакциях организма в ответ на действие стрессорного фактора [3,5]. По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы. Система кровообращения отличается высокой реактивностью и играет первостепенную роль в адаптационных перестройках функционального состояния организма. Это определяет её практически немедленное вовлечение в стрессорные реакции. Следовательно, при быстром течении стрессорных реакций сердечная деятельность во многих случаях является наиболее информативным показателем изменений состояния организма [1,2,4].

По данным большинства исследователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов и школьников, причем особую актуальность проблеме придает массовый характер данного явления, ежегодно охватывающего сотни тысяч учащихся в масштабах нашей страны [5].

Цель работы: выявить степень влияния стресса на сердечно-сосудистую систему студентов различных курсов.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 90 студентов I, II и V курсов факультета истории и права в возрасте 17-22 года. Обследование проводилось дважды: в межсессионный период и перед экзаменом. Оценка артериального давления осуществлялась с помощью автоматического тонометра «ВР 3ВТО-А» фирмы «Microlift» с учетом требований Министерства здравоохранения Российской Федерации. Определяли следующие параметры: артериальное давление (систолическое, диастолическое, пульсовое), частота сердечных сокращений, среднединамическое давление (СДД), вегетативный индекс Кердо (ВИК), минутный объем крови (МО), индекс Робинсона (ИР).

При однократном измерении, вероятно получить результат, который может по разным причинам достаточно сильно отличаться от истинного значения. Для исключения ошибочных заключений измерение каждого параметра следует проводить не менее трех раз (по разу перед тремя различными парами, по разу перед тремя различными экзаменами). В настоящей работе фиксировался средний результат измеряемого показателя.

В межсессионный период определяли уровень личностной и ситуативной тревожности по опроснику Спилбергера. Перед экзаменом определяли ситуативную тревожность. Величины показателей личностной и ситуативной тревожности у студентов разных курсов представлены в таблице 1.

Результаты и обсуждение

Уровень личностной тревожности (по Спилбергеру) в обследованных группах составлял 41,5±1,1 балла. Средний уровень ситуативной тревожности, определенной по вопроснику Спилбергера, в спокойном состоянии равнялся 40,4±1,8 баллов. Перед экзаменом этот показатель значительно возрастал, достигая в среднем 56,5±1,4 балла, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов перед экзаменом (рис. 1).

Установлено, что у студентов I курса все показатели сердечно-сосудистой системы возрастают в экзаменационный период. Систолическое артериальное давление, диастолическое артериальное давление, пульсовое давление и среднединамическое давление в среднем увеличиваются на 18,86%. Резко возрастает частота сердечных сокращений и минутный объем крови, на 38,89% и 32,57% соответственно. Вегетативный индекс Кердо в экзаменационный период у первого курса возрастает и его значение достигает 15,63. Увеличение ВИК обусловлено повышенным уровнем влияния вегетативной нервной системы на деятельность сердечно – сосудистой системы студента в экзаменационного период. Данное значение индекса Кердо обусловлено увеличением влияния симпатической нервной системы на работу сердечно-сосудистой системы. Влияние симпатическоцй нервной системы приводит к сужению просвета сосудов, к увеличению минутного объема крови и как следствие к возрастанию артериального давления, что подтверждает наличие стресса у студентов I курса во время сдачи экзамена. Во время экзаменационного стресса наблюдается изменение вегетативного статуса в сторону усиления симпатических влияний у студентов I курса.

Величины показателей личностной и ситуативной тревожности у студентов разных курсов

www.eduherald.ru

Реакции сердечно-сосудистой системы на физиологические стрессы

Влияние процесса дыхания

В процессе нормального вдоха внутригрудное давление падает примерно на 7 мм рт. ст. по мере сокращения диафрагмы и расширения грудной клетки и поднимается каждый раз на равную величину на выдохе. Такие периодические колебания давления не только обеспечивают передвижение воздуха в легкие и из них, но также передаются через тонкие стенки крупных вен в грудной клетке, усиливая венозный возврат крови к сердцу с периферии. Из-за наличия венозных клапанов венозный возврат в большей степени возрастает на вдохе, чем уменьшается на выдохе. Резуль-тирующий эффект заключается в том, что венозный возврат с периферии в значительной степени облегчается за счет периодических колебаний центрального венозного давления, обусловленных процессом дыхания. Этот феномен часто называют «дыхательным насосом».
Вследствие указанных изменений венозного возврата, нормальный процесс дыхания связан с периодическими циклическими изменениями величин минутного объема и артериального давления. У здоровых индивидуумов частота сердечных сокращений также колеблется синхронно с дыхательными движениями. Такое явление называется «нормальной синусовой аритмией». Некоторые из основных первичных изменений и компенсаторных реакций, участвующих в воздействии процесса дыхания на работу сердечно-сосудистой системы, указаны на рис. 11 -1, хотя полная картина в действительности гораздо более сложна, чем показано на рисунке. Наполнение кровью правого сердца временно возрастает на вдохе и, в соответствии с законом Стерлинга, ударный объем и, соответственно, минутный объем также временно возрастают

Поскольку изменения минутного объема правого сердца приводят к изменениям минутного объема левого сердца, то результирующее влияние вдоха заключается во временном увеличении ударного объема и минутного объема левого желудочка. Это приведет к временному повышению артериального давления и временному усилению импульсации артериальных барорецепторов.
Кроме того, вследствие обусловленного вдохом снижения внутри грудного давления сердечно-легочные барорецепторы будут подвергаться растяжению, в результате чего будет усиливаться их импульсация. Данные влияния барорецепторов будут воздействовать на сосудодвигательный центр продолговатого мозга, что вызовет рефлекторное снижение артериального давления, т. е. увеличение активности парасимпатической иннервации сердца и снижение активности симпатических нервов При нормальных условиях в покое циклическое изменение частоты сердечных сокращений представляет собой наиболее явную реакцию сердечно-сосудистой системы на процесс дыхания.
Существует ряд случаев, когда влияние процесса дыхания на деятельность сердечно-сосудистой системы представляется крайне важным. При физической нагрузке, например, глубокое и частое дыхание значительно способствует венозному возврату. Зевание представляет собой сложное явление, включающее существенное временное уменьшение внутригрудного давления, что значительно увеличивает венозный возврат (особенно, если сочетается с растяжением). Напротив, кашель сопровождается увеличением внутригрудного давления и его «приступ» может привести к столь сильному уменьшению минутного объема сердца, которое может вызвать обморок.
Влияние изменения внутригрудного давления на деятельность сердечно-сосудистой системы также представляется важным при пробе Вальсальвы, которая представляет собой усиленный выдох при закрытой голосовой щели. В норме подобное действие осуществляется во время акта дефекации («натуживание») или при попытке поднять тяжелый предмет. (Сходные условия складываются, когда усиленный выдох происходит при большом внешнем сопротивлении, например, при надувании воздушного шарика).
В реакции сердечно-сосудистой системы отмечается несколько фаз. В начале выполнения пробы Вальсальвы артериальное давление резко увеличивается в течение нескольких сокращений из-за передачи возросшего внутригрудного давления грудной аорте. Продолжающееся увеличение внутригрудного давления ведет к снижению венозного возврата и резкому падению артериального давления, что, в свою очередь, вызывает рефлекторное увеличение частоты сердечных сокращений и сужение периферических сосудов (В это время покрасневшее лицо и переполненные периферические вены указывают на повышение периферического венозного давления).

При окончании пробы отмечается резкое падение давления на протяжении пары сокращений в результате уменьшения внутригрудного давления. Затем венозная кровь быстро перемещается в центральный венозный пул; ударный объем, минутный объем и артериальное давление резко возрастают; возникает рефлекторная брадикардия.

Сочетание повышения периферического венозного давления, сменяющегося повышением артериального и пульсового давления, особенно опасно для лиц с риском нарушения мозгового кровообращения (инсульта), поскольку такое сочетание может привести к разрыву сосуда.

www.cardio-portal.ru

Тройная защита сердца: в условиях постоянного стресса защитить сердечно-сосудистую систему поможет сочетание трех основных элементов – калия, магния и витаминаB6

Около 70% россиян по приблизительным оценкам находятся в состоянии постоянного стресса, треть населения – в состоянии сильного стресса

В современном мире мы регулярно испытываем нервно-психическую нагрузку: на работе, во время решения семейных или бытовых проблем или адаптации к новым условиям. Хронический стресс может привести к серьезным последствиям для здоровья: по разным оценкам, 65% заболеваний вызваны именно стрессом. При этом сердечно-сосудистая система человека страдает от постоянного негативного воздействия одной из первых. На прошедшем пресс-мероприятии компания «Гедеон Рихтер» попросила летчика-космонавта и врача-кардиолога поделиться советами, как справляться с последствиями хронического стресса.

Стрессовые ситуации в первую очередь влияют на работу сердца и сосудов, подвергая их опасности перегрузки. При стрессе в нашем организме увеличивается выброс в кровь гормонов надпочечников – адреналина и норадреналина, сердце начинает работать интенсивнее, а артериальное давление повышается. Подобная реакция абсолютно нормальна и даже полезна для организма, если бы не одно «но»: если такое состояние сохраняется на протяжении долгого времени, вся сердечно-сосудистая система работает в интенсивном режиме буквально «на износ».

Евгений Аверин, д.м.н. профессор кафедры кардиологии факультета дополнительного профессионального образования РНИМУ имени Н.И. Пирогова: «С возрастающим давлением на нас окружающего мира мы сталкиваемся ежедневно: всё время куда-то спешим, опаздываем и живём в состоянии постоянной готовности к стрессу. Если это состояние кратковременное, то оно может быть полезным, так как помогает активизировать работу организма в целом для достижения поставленной цели. Однако хронический (постоянный) стресс, напротив, оказывает серьезное негативное воздействие на сердечно-сосудистую систему, зачастую приводя к развитию многочисленных заболеваний. Хронический стресс способствует стойкому повышению артериального давления, усиливает развитие атеросклероза сосудов, может провоцировать развитие сахарного диабета, истощает нервную систему. Защитить сердце от последствий его воздействия поможет сочетание калия, магния и витамина В6, которые являются основными элементами, обеспечивающими стабильную работу сердечно-сосудистой системы.

Еще один совет от кардиолога: не можешь изменить проблему, поменяй свое отношение к ней. Можно существенно предупредить последствия воздействия стресса известным психологическим приемом, просто снизив степень ожидания от какой-либо ситуации или важность получения чего-либо. Аутотренинги и отдых также могут спасти сердце от перегрузок. Не принимайте все близко к сердцу и не берите на себя чрезмерный груз ответственности: доказано, что люди, с большим спокойствием воспринимающие происходящие в жизни события, подвержены стрессу и последующим заболеваниям существенно меньше.

Александр Лазуткин, летчик-космонавт: «В 39 лет я впервые полетел в космос. Оказалось, что жизнь на станции – это стресс. Непредвиденных ситуаций на космическом корабле было много: мы пережили пожар на станции и даже столкновение с грузовым судном. Несмотря на разные причины возникновения стресса на Земле и в космосе, профилактика заболеваний, которые могут возникнуть в результате его воздействия, отличаются не сильно: физические тренировки, правильное питание, отсутствие алкоголя и сигарет, сбалансированный прием микроэлементов».

Полноценное сбалансированное питание помогает в профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы. Согласно рекомендациям по артериальной гипертензии 2016 года, калий обязателен для приёма у всех гипертоников. Кроме того, калий и магний используют в профилактике заболеваний сердца. Для того чтобы закрыть суточную потребность в калии, взрослый человек должен съедать 4-6 бананов в день. Особенно данная рекомендация важна в отношении женщин, которые, как показали клинические исследования, имеют более низкий уровень калия в организме, в сравнении с мужчинами. Связано это с желанием женщин быть красивыми: контроль веса ведет к снижению необходимых для здоровья человека микроэлементов. Есть ли выход?

Евгений Аверин: «Совместный прием калия, магния и витамина В6 в составе комплекса «Плюс Витамин В6 Панангин» способствует нормализации артериального давления и улучшению тонуса миокарда и сосудов, снижает риск развития атеросклероза, улучшает работу нервной системы и уменьшает тревожность. При этом очень важно соблюдать режим приема: две таблетки два раза в день. Однократный прием в силу нашей забывчивости не приводит к положительному для здоровья эффекту».

«Плюс Витамин B6 Панангин» выпускается в виде таблеток и рассчитан на курс приема в один месяц.

www.g-richter.ru