Во сколько месяцев начинают держать голову дети с синдромом дауна

Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

Развитие речи: стимуляция детей от рождения до первого слова.
Книга о раннем развитии речи детей с синдромом Дауна, написанная Либби Кумин.

(с) Kumin, Libby (Ph.D., CCC-SLP) Early Communication Skills for Children with Down Syndrome. A Guide for Parents and Professionals. Woodbine House, 2003. Книга предоставлена Натальей Баженовой.
(с) Перевод, реферирование Ольги Лисенковой.
При перепечатке ссылка на sunchildren.narod.ru обязательна.

Чтобы расти и развиваться, вашему ребенку нужна сенсорная стимуляция, стимуляция всех органов чувств. Надо создать для него развивающую среду. Ребенок познает мир, когда смотрит и видит, слушает и слышит, трогает и ощущает. Менее известны следующие чувства: вестибулярное (ощущение движения и равновесия) и проприоцептивное (внутреннее осознание того, как в пространстве расположено тело и все члены). Все эти чувства крайне важны для развития речи и других жизненно важных навыков. См. первую часть подробнее об особенностях детей с синдромом Дауна.
Статья Стимуляция сенсорного развития на сайте «Даунсайд Ап».
Общайтесь с ребенком с самого начала, разговаривайте с ним, пойте песенки, качайте под музыку. Смотрите ребенку в глаза, приближайте свое лицо к личику ребенка, чтобы он лучше вас разглядел.
Здесь мы расскажем вам о том, как заниматься с ребенком в первые 6-8 месяцев жизни.

Визуальная стимуляция

Слуховая стимуляция

Тактильная стимуляция

Маленький ребенок познает мир через осязание. Не случайно младенцы тянут все в рот. Вы должны дать малышу возможность «обследовать» ртом предметы различной формы и фактуры, мягкие и твердые, прохладные и теплые, резиновые и пластиковые и т.д. Каждый раз, когда ребенок облизывает, сосет новую игрушку, его мозг получает сигнал о том, какими качествами обладает этот объект.
Если малыш сам не тянет предметы в рот, можно использовать мягкую зубную «щеточку» для массажа десен, внутренней поверхности щек и язычка ребенка.
Растирайте и массируйте тело ребенка. Можно ласково или быстро потереть лицо, щеки и язычок ребенка чистым полотенцем. Прикасайтесь к лицу малыша ваткой, кусочком бархата, кусочком жесткой ткани… Вотрите в щеки немножко массажного масла. Играйте с ребенком в игры, требующие прикосновений к лицу («Стенка-стенка-потолок…», «Лес-поляна-бугор-яма» и прочие). Одного такого «сеанса» в день вполне достаточно.
Побуждайте ребенка имитировать ваши мимические движения: облизывание губ, прищелкивание языком и т.п. Старайтесь держать лицо поближе к лицу ребенка, чтобы ему было хорошо видно, что именно вы делаете.

В раннем детстве закладываются многие важные аспекты коммуникации. И именно от родителей зависит, насколько успешно их освоит ребенок.

Очередность действий

Осознание ценности общения

Общепринятые жесты

Младенцы улыбаются, смеются и плачут ненамеренно. Намеренное использование этих средств (как средств общения) приходит позднее. Дети с синдромом Дауна не являются исключением: как правило, они проявляют желание общаться с другими с самого раннего возраста.
Постепенно учите малыша общепринятым жестам: «Баба уходит. Помаши ручкой: пока-пока». Поначалу помогайте ему помахать ручкой, показывайте, как вы машете ручкой. Тренируйтесь с папой, братьями и сестрами, игрушками. Бурно реагируйте, показывая свой восторг, когда малыш начнет махать ручкой сам.

Навыки, необходимые для общения (ранний этап)

Зрительное восприятие

См. первую часть подробнее об особенностях детей с синдромом Дауна.
(1) Вы должны научить ребенка смотреть вам в глаза, сосредоточиться на вашем лице. Для этого, как описано выше, старайтесь проводить с ним больше времени, улыбаться ребенку, строить ему рожицы и т.п. Малыши с синдромом Дауна отличаются низким тонусом мышц и позднее начинают держать головку, позаботьтесь о том, чтобы ребенку было удобно разглядывать ваше лицо. Подключайте братиков и сестричек. Постепенно добивайтесь того, чтобы малыш как можно больше времени мог сосредоточиться на предлагаемом ему «зрелище».
Приближайтесь ближе к личику ребенка, а затем отодвигайтесь дальше. Проделывайте это медленно.
Когда вы смотрите ребенку в глаза, улыбайтесь, пойте песенки. Когда вы закончили, перестаньте улыбаться и петь и отведите взгляд.
Если ребенок не смотрит на вас, не смотрит вам в глаза, осторожно подвиньте его головку так, чтобы ему было удобнее. (Некоторые мамы советуют класть ребенка себе на колени.)
Если малыш сам смотрит на вас, отнеситесь к этому как к приглашению к общению. Улыбнитесь, скажите ему что-нибудь доброе и веселое.
Иногда можно и пошалить – надеть смешной головной убор, очки или приклеить себе на щеку или на лоб наклейку. Малышу будет интересно: а что он увидит в следующий раз?
Когда малыш освоил взгляд глаза в глаза и может удерживать взгляд на вашем лице, играйте с ним в «ку-ку» и другие подобные игры.
(2) Умение следить взглядом за движущимся предметом. Это умение возникает не сразу. Предоставляйте ребенку возможность научиться этому с помощью ярких предметов, издающих интересные звуки. Например, водите перед глазами ребенка вправо-влево игрушечную собачку и приговаривайте «ав-ав». С более старшим ребенком можно выдувать мыльные пузыри и следить за тем, как они летят, или играть с воздушным шариком. (Согласно программе Каролина, ребенок в возрасте 9-12 месяцев должен уметь искать взглядом упавшую игрушку, смотреть в нужном направлении или также двигаться за мячом, который упал и покатился.)
(3) Постепенно добивайтесь того, чтобы ребенок все больше времени мог уделить рассматриванию объекта и наблюдению за движущимися объектами.
(4) Фиксирование взгляда на объектe.
Чтобы тренировать это умение, вначале вам придется просто называть каждый предмет, на котором случайно задержался взгляд младенца. «Это кукла», «Вот твоя бутылочка». Ищите вместе с ребенком нужный предмет: «Где бутылочка? Вот она! Вот бутылочка!».
Далее ребенок должен научиться посмотреть на вас, проследить, на что вы смотрите, и также уделить внимание этому предмету («Посмотри, какая птичка!»). Это умение необходимо для основного этапа в развитии речи – когда вы будете говорить ребенку, как называется тот или иной предмет.
Возьмите яркую игрушку, например, мяч, и держите ее рядом со своим лицом; когда ребенок посмотрит на вас, медленно отводите игрушку от своего лица и сами следите за ней взглядом. Комментируйте «уход» игрушки, модулируя громкость и высоту голоса, это побудит ребенка следить за движущимся объектом. Эмоционально называйте слово, повторяйте название неоднократно: «Мяч, мяч, смотри на мяч!».
Когда в ваше поле зрения попадает что-то, что очень нравится ребенку, разыграйте эмоциональную сцену: «Смотри, ПАПА!». Покажите пальцем в сторону папы, обрадуйтесь его появлению.

Слуховое восприятие

Тактильное восприятие

Подражание

Мыслительные процессы

Постоянство объекта

Причинно-следственные связи

Планирование действий, необходимых для достижения цели

Ребенок должен научиться планировать, что ему необходимо сделать, чтобы достичь желаемой цели. Если на пути к желаемой игрушке лежит что-то, это что-то нужно оттолкнуть. Если игрушка слишком далеко, к ней нужно подползти.
Если мячик не хочет выкатываться из-под кровати, можно использовать какой-нибудь вспомогательный предмет, например, вытолкнуть мяч палкой.
Для тренировки этого навыка давайте ребенку игрушки на веревочке (которые можно подтащить к себе за веревочку).
Побуждайте ребенка двигаться к интересному объекту (заодно тренируя навыки общей моторики).
Поместите небольшую, легкую преграду между малышом и тем, что он хочет. Понаблюдайте, оттолкнет ли он сам преграду. Помогите ему, если сам он пока не справляется.
Покажите ребенку, как использовать вспомогательные объекты: как вытолкнуть мяч из-под кровати, например. Покажите, как наполнять ведерко песком с помощью лопатки. Помогите ребенку сделать это самому.
Создавайте для ребенка ситуации, когда ему нужно преодолевать препятствия, например, прячьте лакомство в коробку с плотно закрывающейся прозрачной крышкой. Если ребенок не может сам открыть коробку, пусть попрактикуется в формулировании просьбы о помощи!
Поиграйте в более сложную игру. По условному сигналу – звуку, который может издать ваш ребенок, — должно начать происходить что-то интересное. Например, брат говорит «бабаба», и мама с папой пускаются в пляс. После нескольких повторений малыш захочет сказать «бабаба»!

Для речи также нужны некоторые физические процессы.

Навыки произнесения звуков

Тренируйтесь с ребенком в произнесении звуков перед зеркалом. «Это кто там такой? Какой хороший малыш. Смотри, как я говорю: п, п, п».

Проследим этапы развития речи.
Первый этап. Плач.
Второй этап. Более разнообразные звуки – плач, смех, гуление, вокализации. Поощряйте вокализации, повторяйте за ребенком издаваемые им звуки. Он будет в восторге и постарается показать себя с еще более лучшей стороны.
Третий этап. Лепет: бабаба, мамамама, папапа. Обычно возникает в возрасте 6-9 месяцев. На этом этапе вы должны выражать восторг и энтузиазм, подкрепляя желание ребенка лепетать. Повторяйте за ребенком то, что он говорит, а затем варьируйте сказанное им, используйте более низкий или более высокий тон и т.п.
Четвертый этап. Ребенок использует интонации, свойственные языку, старается использовать правильный ритмический рисунок. Набирает пассивный (!) словарный запас. Слов он пока не знает или использует простейшие слова «папа», «баба». Он начинает имитировать слова, повторять за вами (в 1-2 года). Ребенок почти готов к тому, чтобы перейти на стадию первых слов.

Имитация звуков (но пока не слов)

Издайте губами звуки воздушного поцелуя
Имитируйте плач
Имитируйте чихание
Имитируйте кашель
Имитируйте звуки, издаваемые при зевании
Имитируйте звуки, издаваемые довольным младенцем, воркование, мурлыкание
Имитируйте звуки окружающей среды: проезжающих машин, их сигналов, пылесоса и пр.
Когда ребенок научится имитировать различные звуки, начинайте имитировать звуки языка, слоги и слова. «Ба-ба-ба», «ла-ла-ла», «та-та-та», затем варьируйте гласные: «бу-бу-бу». Переходите к знакомым словам, построенным по тому же принципу: «мама», «папа», «баба». Бурно показывайте свою радость, если малыш повторит это слово.

Все родители с нетерпением ждут, когда же их ребенок скажет свое первое слово. Но, как мы видим, для этого малышу необходимо проделать огромную работу! Цените это, помогайте малышу на пути к его первому настоящему слову.

sunchildren.narod.ru

Дети с синдромом Дауна

Дети с синдромом Дауна

Текст: Ольга Лисенкова, педагог

Синдром Дауна — это комплекс признаков, обусловленных наличием лишней, третьей копии 21-й хромосомы. Ребенок получает ее (или ее фрагменты) от отца либо от матери при зачатии. По статистике, синдром Дауна обнаруживается у одного ребенка на 700–800 младенцев. Причины генетического сбоя — нерасхождения хромосом — пока науке неизвестны.

Дети с синдромом Дауна: причины

Вопреки распространенному мнению дети с синдромом Дауна рождаются не только в неблагополучных семьях, где кто-то из родителей выпивает, но и в самых уважаемых и безупречных домах.
Появление дочки с этим синдромом у народного любимца Шарля де Голля перевернуло сложившиеся у французов представления о синдроме Дауна.
К сожалению, пока усилий родителей недостаточно для того, чтобы победить укоренившиеся предрассудки. По данным фонда „Даунсайд Ап”, в России ежегодно рождается около 2500 таких детей, и около 85 % родители оставляют в роддоме.

Дети с синдромом Дауна: на что влияет лишняя хромосома

У большинства детей с синдромом Дауна есть внешние отличия: плоская переносица, особая форма глаз, маленькие уши. Часто встречается одна поперечная складка на ладони (вместо обычных двух), искривленные мизинцы. Отмечается своеобразное строение рта — небольшой рот, высокое (готическое) нёбо и относительно широкий, неповоротливый язык. У таких детишек нередко приоткрыт рот и язык высунут: это объясняется тем, что такие малыши чаще всего рождаются с гипотонусом, сниженным тонусом мышц, включая артикуляционные. К сожалению, у таких детей чаще, чем у обычных, наблюдаются врожденные пороки — в первую очередь сердца и кишечника, проблемы со щитовидной железой.
Из-за гипотонуса и проблем со здоровьем дети с синдромом Дауна позже сверстников начинают держать голову, садиться, вставать на ножки, ползать и ходить. Также отмечается задержка речевого и умственного развития. Работа с логопедом-дефектологом, специалистами по раннему развитию с первых месяцев жизни оказывается очень эффективной. Ранее считалось, что такие дети необучаемы, но на самом деле это означает, что они не ловят на лету то, что незаметно, как бы играючи усваивают другие ребята. Им требуются многократные повторения и в некоторых случаях — специальные подходы.

Дети с синдромом Дауна: откуда ждать поддержки

В России работает некоммерческая организация, которая оказывает поддержку семьям, государственным и некоммерческим организациям в обучении, воспитании и интеграции в общество детей с синдромом Дауна — „Даунсайд Ап” (Downside Up). Во многих населенных пунктах создаются родительские общественные организации, почти у всех есть свои сайты в сети Интернет.
Специально для детей с синдромом Дауна были разработаны обучающие программы, например „Маленькие ступеньки”, „Читать раньше, чем говорить”. Разумеется, многое можно почерпнуть в литературе, написанной для специалистов и родителей особых детей с различными диагнозами.

Программы фонда „Даунсайд Ап” бесплатны для москвичей. Семьи из других регионов могут приехать на консультацию по предварительной записи.

Дети с синдромом Дауна: уход и развитие

Когда Егору исполнилось два года, мама Надежда написала в своем дневничке: „Господи, если бы кто-то показал мне теперешнего Егора два года назад, разве я бы стала так убиваться в роддоме?”

Отсутствие информации пугает больше всего. Не зная, что думать, родители порой рисуют себе самые страшные картины, а врачи иногда подливают масла в огонь: „Он никогда не будет вас узнавать!”
Насколько верны такие прогнозы? В семье, в атмосфере любви дети с синдромом Дауна развиваются значительно лучше, чем в детдомах. Подавляющее большинство людей с синдромом Дауна способны полностью себя обслуживать, ходить в магазин, делать уборку, работать там, где не требуется высокая квалификация. Разумеется, дети быстро учатся узнавать маму и папу и чаще всего начинают лепетать не позже, чем сверстники. Правда, развернутая речь дается таким детям хуже: в целом они позже начинают говорить, распространены проблемы с артикуляцией (невнятная речь), поэтому им рекомендованы постоянные занятия с логопедом.

Многие дети с синдромом Дауна обнаруживают в себе различные таланты: они рисуют, танцуют, вышивают, лепят… Задача взрослых — создать для этого условия. Так же, как с любым другим ребенком.
Дети с синдромом Дауна не очень хорошо понимают речь на слух, поэтому их предлагают учить чтению с самого раннего возраста. По этой же причине такие дети быстро учатся не по словесным инструкциям, а просто подражая другим детям. Они успешно посещают самые обычные детские сады, справляются со всеми режимными моментами, с удовольствием заводят друзей, участвуют в играх и концертах. Это очень помогает их развитию, а также полезно и для других детей, которые с детства учатся быть добрее и терпимее.

Важно помнить, что все, что делает ребенок с синдромом Дауна, дается ему гораздо большим трудом, чем его ровесникам. Жизненно необходимо поощрять его старания, ведь они действительно заслуживают уважения.

Дети с синдромом Дауна: полезные ссылки

Сайты в сети Интернет:

Сайт Марины Чаплыгиной „Наше солнышко”, „особой” мамы и талантливого педагога, содержит много полезной информации для родителейдетей с синдромом Дауна.

Книги:
„Мой маленький Будда”, Валентина Ласлоцки.
„Солнечные дети с синдромом Дауна”, Лариса Зимина.
„Мама, почему у меня синдром Дауна?”, Каролина Филпс.
„Говори! Ты это можешь”, Ромена Августова.

lisa.ru

Дети с синдромом Дауна: причины и признаки, возможный уровень образования

Хотя количество хромосом в живом организме обычно прямо пропорционально уровню его развития, у человека лишняя хромосома способна стать причиной целого ряда проблем. Новорожденного с 47 хромосомами нужно окружить особым отношением, поскольку очень вероятен риск развития в его организме патологий, в том числе с синдромом Дауна. И все же это не означает, что ребенок с этим диагнозом окончательно потерян для общества.

Правильнее будет сказать, что этот неизлечимый недуг – серьезный вызов для родителей и самого малыша, но те, кто выстоит, будут вознаграждены

Диагностика

Врачи считают нужным определить наличие синдрома Дауна еще на этапе вынашивания – это позволит матери морально подготовиться к тому, что ее ребенок будет необычном или вовсе отказаться рожать. Существует целый ряд инвазивных (проникающих) методик, позволяющих сосчитать количество хромосом в ДНК ребенка еще на ранних стадиях вынашивания – для этого берут анализ жидкости из пуповины, проводят биопсию, в качестве альтернатив могут использоваться неинвазивные способы – особое УЗИ (скрининг) или выделение ДНК ребенка из крови матери.

Инвазивные методики показывают высокую точность результата и являются обязательными для женщин, имеющих предрасположенность к данному заболеванию, а также рекомендуются беременным в возрасте до 30 лет.

Точность неинвазивных способов диагностики вызывает сомнения, однако женщинам после 35 другие методы недоступны, поскольку попытка вмешательства в матку может оказаться фатальной для беременности.

Причины появления 47 хромосомы

Данная болезнь является генной мутацией, однако даже столь сложные явления должны иметь собственные причины возникновения. Причины рождения особенного ребенка точно не установлены – выделены лишь группы людей, у кого такие дети рождаются более часто. Соответственно, даже наличие всех описанных причин – не гарантия, а только повышенный риск рождения малыша с нарушениями, потому что специфика мутации генов до сих пор полностью не изучена.

В целом, специалисты указывают на такие факторы, якобы увеличивающие вероятность рождения дауна:

  • Поздний возраст зачатия ребенка. В первую очередь, дать нормальное потомство с возрастом все сложнее для матери – считается, что после 35 лет мутация генов у роженицы становится куда более вероятной. Однако и мужчинам расслабляться не стоит, просто «порог» для них немного выше – он составляет 45 лет. В целом, специалисты указывают на такие факторы, якобы увеличивающие вероятность рождения дауна
  • Наследственность. Этот момент еще более запутан, поскольку даже идеальная наследственность ничего не гарантирует – даун может появиться на свет в семье, где родители молоды и полностью здоровы, и никто из родственников никогда не болел этим синдромом. Более того, возможна и полностью противоположная ситуация, когда у двоих детей-даунов могут родиться здоровые дети – здесь нет прямой передачи мутации; правда, нужно учесть, что больной мальчик обычно бесплоден с детства, хоть и не всегда.
  • Тем не менее, врачи настаивают, что факт фиксирования таких заболеваний в той же семье ранее может указывать на общую склонность к генной мутации. Это не повод отказываться от детей, а лишь причина лишний раз посоветоваться с врачами перед зачатием.

  • Кровосмешение. Размножение человека, требующее обязательного участия двоих людей, организовано именно так для того, чтобы ребенок получал разные гены и был приспособлен к большему количеству факторов внешнего мира. При сексуальных контактах между близкими родственниками наборы генов, полученные от обоих родителей весьма похожи, поэтому включается механизм мутации, пытающийся «придумать» приспособленность к большему количеству внешних раздражителей. Итогом в большинстве случаев являются серьезные нарушения – в частности, синдром Дауна.
  • Повышенная солнечная активность. Считается, что на формирование недуга может повлиять и космическая причина, противостоять которой можно лишь одним способом – внимательно сверяясь с прогнозами солнечной активности при планировании зачатия. Данная теория требует масштабного всестороннего подтверждения, и все же признана научной. Она является одной из причин, почему даунов называют «солнечными» детьми.
  • Характеристика больного

    Дети с синдромом Дауна очень похожи друга на друга из-за схожести генного кода, однако все же выглядят не одинаково, потому что каждый похож еще и на своих родителей. При этом от родителей маленьких пациентов отличают некоторые признаки, которых у взрослых может не быть вовсе, например:

  • Очень плоское лицо и сильно приплюснутый нос.
  • Несколько скошенный разрез глаз и маленькая складка кожи возле внутреннего угла глаза. В сочетании с предыдущим признаком получается внешность, отдаленно напоминающая монголоидную.
    • Череп кажется укороченным, затылок – скошенный и плоский. В строении внешнего уха нередко отмечаются различные аномалии.
    • Рот обычно довольно маленький по сравнению с языком, поэтому такие дети часто высовывают язык, или, что вообще является характерным, почти всегда держат рот немного приоткрытым.
    • Мышцы отличаются ослабленным тонусом, а суставы фиксируют положение менее надежно.
    • На внутренней стороне ладони может быть поперечная складка, часто наблюдается аномалия мизинца в виде неестественной кривизны.

    Если необычная внешность мало влияет на нормальную жизнедеятельность, то еще одной проблемой являются внутренние патологии, регулярно сопровождающие синдром Дауна. Нигде не указано, сколько лет живут «солнечные» дети, потому что продолжительность их жизни во многом зависит от степени развития таких сопутствующих патологий.

    В целом, длительность жизни даунов сопоставима с длительностью жизни здоровых людей с диагностированными аналогичными патологиями, а именно:

  • Врожденный порок сердца (характерен для 2/5 даунов).
  • Нарушения внутренней секреции.
  • Патологии скелета – как серьезные (отсутствие одной пары ребер, деформация грудной клетки или таза), так и просто заметные (невысокий рост).
  • Патологии дыхания, вызванные нарушенным строением носоглотки и других верхних дыхательных путей.
  • Неправильное функционирование желудочно-кишечного тракта, нарушенная ферментация.
  • Нарушения органов чувств – сниженные слуховые способности, патологии зрения (глаукома, косоглазие, катаракта).
  • Впрочем, не все особенности детей с синдромом Дауна обязательно плохие. Например, «солнечными» детьми их называют еще и за красивые, по-особому сияющие глаза, а также за потрясающую искренность улыбки.

    Следует отметить, что такую внешность не назовешь обманчивой – дауны действительно отличаются своей добротой, чем могли бы подать достойный пример многим здоровым людям.

    Общие особенности развития

    Поскольку синдром Дауна является генной патологией, современная наука все еще очень далека от того, чтобы научиться производить его коррекцию. Тем не менее, разработаны методики, призванные успешно противостоять различным проявлениям недуга, приближая состояние больного ребенка к норме здорового.

    Поскольку диагноз можно поставить еще во время беременности, в грудном возрасте важно провести полноценную диагностику на предмет сопутствующих нарушений, описанных выше. При постоянном наблюдении специалистов и правильно выстроенном курсе приема лекарств отличия от здорового малыша уже не будут столь очевидными.

    Важным моментом является замедленное развитие ребенка – и умственное, и физическое. Отставание от нормальных детей по месяцам заметно уже в младенческом возрасте, потому что держать голову ребенок-даун сможет только в возрасте около трех месяцев, к году его лучшим достижением будет способность самостоятельно садиться, и лишь к двухлетнему возрасту он научиться ходить сам.

    Впрочем, эти сроки указаны для тех детей, которых, несмотря на синдром, воспитывали так же, как нормальных. Если же диагноз был поставлен своевременно, специально созданные программы позволят заметно ускорить процесс.

    Задача достичь достойного уровня развития у ребенка с синдромом Дауна не выглядит невыполнимой, просто усилий придется приложить немного больше. Начать, конечно, стоит с упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, потому что это прогресс не только для мышц, но и для мозга. Массаж также считается весьма действенным способом улучшить физическую форму больного ребенка.

    Обучение буквально всему происходит несколько сложнее, чем у других малышей, поэтому родителям придется приложить больше усилий, чтобы научить ребенка говорить.

    Для того, чтобы поставить четкую, правильную речь, специалисты рекомендуют больше внимания уделять песням и стихам.

    Очень важно преодолеть психологический барьер, который может возникнуть у ребенка, когда он поймет, что отличается от других детей. Если наблюдается какое-либо нарушение речи, его нужно как можно быстрее устранить – так будет проще наладить нормальное общение в детском саду. Элементарные навыки самообслуживания помогут ребенку не зависеть от помощи окружающих, что также поспособствует повышению уверенности в собственных силах.

    Специфика физического развития

    Детям с синдромом Дауна путь в большой спорт практически отрезан – они отличаются слабым физическим развитием, да и в целом весят немного. При этом физкультура для них едва ли не более важна, чем для здоровых детей, поскольку это единственный способ укрепить ослабленный организм.

    В целом же проблемы со здоровьем имеют выраженное внешнее проявление, потому что популярные симптомы синдрома – крайне слабая пигментация кожи, обилие сыпи, чрезмерная сухость и шероховатость кожных покровов, склонность к растрескиванию на холоде.

    Пожалуй, наиболее часто патологиям развития подвержено сердце и кровеносная система в целом. Порок сердца отмечается почти у половины всех страдающих синдромом Дауна, в сердечном ритме слышны шумы, характерным явлением оказывается нарушенная работа клапана.

    Легкие обычно сформированы правильно, отклонения встречаются сравнительно редко и носят поверхностный характер. При этом из-за патологий соседнего сердца в легких даунов фиксируется повышенное кровяное давление. Ученые также считают, что недуг обеспечивает повышенную предрасположенность к пневмонии.

    www.o-krohe.ru

    Солнечные дети

    Воскресенье, 25 Сен 2011 в 17:40

    Автор: Клещунова Олеся

    Программы ранней помощи детям с синдромом Дауна подбираются индивидуально, для каждого ребенка.

    С момента зачатия находясь в утробе матери ребенок развевается по определенным этапам. Ребенку после рождения нужно пройти путь от младенца до взрослого человека. На этом пути самое основное закладывается в первые три года. Начиная с младенчества и до трехлетнего возраста в ребенка закладываются основные, физические, речевые, когнитивные, социальные навыки самообслуживания. Принято считать что все навыки формируются по одной схеме, дети закладывают фундамент для будущего продвижения в дошкольном, школьном возрасте и дальше, то есть все дети развиваются одинаково и приобретая некоторые навыки, проходя определенные этапы добиваются успеха как бы самопроизвольно просто плавая по течению. На самом же деле все не так, каждый ребенок развивается по своим биологическим часам и дети одного возраста могут совершенно по разному развиты. Это выражается и в физической форме и в умственных способностях детей.

    Однако дети с синдромом Дауна не могут самопроизвольно развиваться и добиваться успехов без помощи специалистов. Из-за определенных особенностей и слабых сторон развитие идет неравномерно, и нельзя предсказать, как он будет развиваться дальше. Поэтому такими детьми нужно начинать заниматься с раннего возраста , точнее с первых дней жизни иначе потом просто не получится догнать упущенное время. Для этого есть специально сформированные программы ранней помощи

    Программы ранней помощи детям с синдромом Дауна

    Что такое ранняя помощь

    Ранняя помощь представляет собой систематическую программу занятий таких , как физическая терапия, комплекс упражнений направленных на предупреждение развития сопутствующих заболеваний присущих детям с синдромом Дауна. Программа подбирается индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его специфическими потребностями, и нацелена на то чтобы каждый малыш успешно и без осложнений проходил основные четыре этапа развития.

    Что же это за этапы: Самые главные, основные области развития, в которых ребенок без особых проблем продвигается в младенческом возрасте. Мы имеем в виду развитие мелкой и крупной моторики, и связанным с ней когнитивном развитии, навыки самообслуживания и социализация, и последнее развитие речи и вестибулярного аппарата. Этапы развития подразумевают, что в определенное время ребенок +должен освоить те или иные навыки и переходить на следующий этап развития. Этапы рассматриваются как основные ключевые, возрастные моменты, которые можно предвидеть, опираясь на возраст малыша, это означает, что у малыша должен появиться определенный навык на какой-то неделе, месяце или году жизни. Каждый этап содержит в себе навык, предшествующий следующей ступени развития. На пример сначала нужно ребенка научить держать голову, затем сидеть на попке и только после этого ходить. Сравнивая возраст ребенка с этапами, которые он уже прошел можно оценить, на сколько ребенок соответствует развитию для своего возраста, и составлять дальнейшую программу занятий. Обычные дети без проблем начинают держать головку их не нужно этому учить, а дети с синдромом Дауна увы, самостоятельно начнут это выполнять, где-то к 10 мес. Поэтому так необходимо начинать занятия с первых месяцев. В первые 3-6 ему необходимо научиться контролировать положение головы и присаживаться с но только с помощью взрослого не запрокидывая голову назад, и развивать достаточную силу мышц верхней части торса, для того что бы научиться держать вертикальное положение своего маленького тела. У ребенка с синдромом Дауна недостаточно сильна верхняя часть туловища, он не сможет освоить эти навыки, если ему не оказывать специализированную помощь, другими словами ему необходима специальная физическая терапия. Навыки крупной моторики тоже требуют ранней помощи, ведь малыш должен научиться переворачиваться на бочек, ему необходимо лежа на животе уметь поднимать голову и верхнюю часть туловища, опираясь на ручки. Так же необходимы навыки тонкой моторики, умение держать в руке предмет и тянуться к нему, этот навык обычно появляется у детей в возрасте 16 недель, но ребенок с синдромом Дауна самостоятельно не сможет этому научиться, ему для этого снова нужна помощь специалистов. Это означает что без физической терапии и практики, наш ребенок из-за слабого мышечного тонуса и возможно других затруднений, не будет развиваться по расписанию, то есть в нужные сроки. С каждым месяцем отставание от здоровых детей будет увеличиваться, по скольку небыли сформированы предшествующие навыки, это означает, что ребенок будет развиваться медленнее. Еще один повод обратиться к специалистам за помощью состоит в том, что без ранней помощи ребенок с синдромом Дауна, достигнув определенного уровня развития, может остановиться на нем из-за отсутствия способности продвинуться на следующий уровень. В этих случаях цель таких программ состоит в том, что бы подтолкнуть и ускорить развитие ребенка, не только в определенной области, но и в остальных областях.

    Самое главное программы ранней помощи нужно выполнять полностью и тогда вы получите отличный результат.

    daunsindrom.ru