Восприятие при тяжелой умственной отсталости

Менеджмент

Клинико-педагогическая характеристика умеренной и тяжёлой умственной отсталости

Умеренная умственная отсталость (F71). Уровень когнитивных способностей (КИ) 35—49, соответствует возрасту 6—9 лет. Уровень социального функционирования ограничен пределами семьи и специальной группы.

Отставание в развитии понимания и использовании речи, навыков самообслуживания и моторики, заметное с раннего возраста. Заметное отставание интеллекта делает необходимым постоянное умеренное наблюдение. В школе развиваются только базисные навыки при постоянном специальном педагогическом внимании (специальные школы). В зрелом возрасте также нуждаются в надзоре. Речевой запас достаточен для сообщения о своих потребностях. Фразовая речь слабо развита. При недоразвитии речи может быть достаточным ее понимание при невербальном сопровождении. Часто сочетается с аутизмом, эпилепсией, неврологической патологией.

Возможно освоение социальных и ручных навыков, самостоятельные покупки, поездки по знакомым местам. В дальнейшем больные могут избирательно общаться и устойчиво справляться с неквалифицированным или несложным трудом в специализированных условиях. Соответствует имбецильности.

Тяжелая умственная отсталость (F72). Уровень когнитивных способностей (IQ) 20—34, соответствует возрасту 3—6 лет. Уровень социального функционирования низкий.

Причины в основном органические. Сочетается с выраженными моторными нарушениями. Сходно с умеренной умственной отсталостью. Возможно развитие коммуникативных навыков.

При тяжелой форме развитие речевых навыков и моторики минимально, в дошкольном периоде больные, как правило, не способны к самообслуживанию и общению. Только в подростковом возрасте при систематическом обучении оказывается возможным ограниченное речевое и невербальное общение, освоение элементарных навыков самообслуживания. Приобретение ручных навыков невозможно. В дальнейшем при постоянном наблюдении и контроле возможно достижение автономности существования на резко сниженном уровне. Соответствует имбецильности.

Имбецильность (умеренная и тяжёлая умственная отсталость по МКБ-10)(от лат. im — без, bacillum — палка, т. е. не может обойтись без «палки», без поддержки, без посторонней помощи и руководства) (лат. — слабый, незначительный) — средняя степень умственной отсталости. Примерно 10 % умственно отсталых лиц страдают имбецильностью.

В сравнении с идиотами у имбецилов имеются более выраженные признаки сознательной психической деятельности. Их реакции на различные воздействия окружающей среды отличаются большей живостью и разнообразием. У них можно отметить элементы осознания собственной личности — знают и называют свое имя, фамилию, некоторые дети знают свой возраст. Часто имбецилы правильно называют имена родных. Они узнают своих близких, иногда более дальних родственников.

Они обнаруживают элементарные, но все же разнообразные и дифференцированные реакции на внешние раздражители, способны ориентироваться в привычной обстановке, но не воспринимают новое.

Имбецилам бывают доступны и некоторые обобщения. Они могут установить некоторые признаки различия между предметами (в пределах конкретного восприятия), в известных пределах им доступен практический синтез. Так, например, они могут сложить разрезанную картинку. В большинстве случаев это дается после специального обучения, многократного показа. Внимание у большинства имбецилов неустойчиво: они легко отвлекаются и быстро истощаются, особенно во время занятий, связанных с обучением грамоте. Память ослаблена. Только некоторые из них овладевают элементарной грамотой и порядковым счетом.

Логические процессы у большинства имбецилов на очень низком уровне. Прочитанное могут воспроизвести только с помощью вопросов. Приобретенные на занятиях знания быстро распадаются, забываются; то, что запомнилось, воспроизводится как заученный штамп.

Для имбецилов характерны косность, тугоподвижность мыслительных процессов, слабость абстракции. Начав какую-либо деятельность, они не могут от нее оторваться. Знакомые, уже выработанные действия выполняются ими автоматизирование, всегда однотипно. Они предпочитают делать то, что им дается легко и быстро. Негативизм чаще проявляется во время занятий, особенно когда учитель предлагает новое задание. Некоторые дети сразу же говорят «не знаю», «не могу» или упорно молчат, смеются, гримасничают. Негативизм возникает в связи с эмоциональными состояниями. Дети инертны — ко всему новому относятся настороженно, отрицательно. Являясь «рабами привычек», и хорошо ориентируясь в знакомой обстановке, они совершенно теряются в новой ситуации.

Речь, как правило, запаздывает в своем развитии. Первые слова появляются в 3—5 лет, иногда несколько раньше. Запас слов обычно невелик. Однако он может обогащаться, особенно при проведении логопедической работы. Словарь обычно состоит из повседневных, обиходных, часто повторяющихся слов. Словарный запас, при всей дефектности речи, нарушении артикуляции, составляет 200 слов. В речи много аграмматизмов — нарушаются согласование, управление, опускаются окончания. Звукопроизношение в подавляющем большинстве случаев нарушено: имеются замены, перестановки звуков. Речь у многих детей неясная, смазанная. Обращенную к ним обиходную речь понимают неплохо и правильно на нее реагируют. Нарушения психической деятельности здесь менее выражены, чем при идиотии, больные могут произносить короткие фразы, они понимают несложную, обращенную к ним чужую речь. Некоторые из таких лиц могут обучаться во вспомогательной школе, усваивая лишь простейший счет, начертание отдельных букв и цифр, чтение по складам отдельных слов.

Поведенческие акты непоследовательны, импульсивны, нет какого-либо плана и прогноза своих действий, совершенно отсутствует инициатива и самостоятельность.

В труде отмечается шаблон, стереотипия. Малейшее же изменение ситуации нарушает привычное, автоматизированное действие. Некоторые дети охотно, подолгу и с интересом работают в мастерской. Очень важно помнить, что взрослые должны постоянно следить за ходом работы детей и вовремя прийти им на помощь. В противном случае дети могут делать ошибки и допускать брак в работе.

Эмоционально-волевая сфера имбецилов богаче, чем у идиотов. Особенно живо реагируют на мимику, интонацию и жест окружающих. Эмоциональные реакции их малодифференцированы, обусловлены удовлетворением или неудовлетворением актуальных низших влечений (чувство голода и насыщения, холода и тепла). Их отношение к людям и реакция на окружающее более дифференцированы. Так, например, к одним людям дети относятся с чувством симпатии, к другим — отрицательно, к третьим — проявляют полное безразличие. Некоторые дети сохраняют симпатии к родным, близким (дети помнят о них, спрашивают, скучают). Положительные чувства к другим детям часто выражаются в том, что они опекают маленьких, помогают им одеться, берут за руку, когда гуляют или переходят в другое помещение (в столовую, зал и др.). У некоторых детей-имбецилов можно заметить черты эгоцентризма. Так, например, они могут требовать по отношению к себе повышенного внимания и ревниво относятся к похвале, которая обращена к их товарищу.

Сильная зависимость от тех, кто о них заботится, значительный дефицит познавательных способностей не позволяют больным сформировать представление о себе как о самостоятельной личности и препятствуют также разграничению представлений о себе и об окружающих как самостоятельных категориях.

У больных с имбецильностью могут быть эпизоды сексуального возбуждения, когда они совершают общественно опасные действия, чаще всего это изнасилование или хулиганство в виде эксгибиционизма (публичное обнажение).

Среди имбецилов встречаются дети с другими особенностями личности: такие дети иногда обижают маленьких, слабых, отнимают у них игрушки, вещи. Они любят командовать ими, отдавать различные приказания. Иногда на фоне спокойного, характерного для данного ребенка состояния могут внезапно возникать аффекты или более длительные состояния возбуждения. Некоторые дети бывают мстительны. Иногда отвечают на обиду спустя некоторое время.

Дети-имбецилы малоспособны к школьному обучению. Но они овладевают элементарными трудовыми навыками. Эти дети охотно выполняют задания по уборке помещений, старательно работают в мастерских, любят стирать, мыть и т. п. Особенно охотно имбецилы выполняют сельскохозяйственные работы. Любят ухаживать за животными, работать в саду, огороде.

Приобретенные навыки и знания оказываются непрочными и требуют постоянного подкрепления. В процессе работы педагог должен наблюдать за правильностью выполнения задания.

В случаях более легкого поражения мозга, когда есть основание предположить пограничное состояние (т.е. имбецильность на грани с дебильностью), у детей отмечаются хорошая механическая память и достаточно выраженное активное внимание.

Это создает более благоприятные условия для овладения грамотой и более сложными навыками труда. Путем настойчивой работы их можно приучить к уходу за собой, к выполнению несложной, простой работы, не требующей какой-либо активности и квалификации.

lartdoll.net

Тяжелая умственная отсталость

При тяжелой умственной отсталости когнитивные способности больного соответствуют трехлетнему – пятилетнему возрасту, при этом его состояние сопровождается низким уровнем социального функционирования. В большинстве случаев, тяжелая умственная отсталость имеет органические причины. Не исключено, что у больного могут развиваться коммуникативные навыки. Данное состояние равнозначно глубокой имбецильности. При тяжелой умственной отсталости уровень IQ находится в диапазоне от двадцати до тридцати четырех. Как правило, такие субъекты страдают нарушением двигательного и чувствительного развития, они способны освоить лишь рудименты речи.

Что касается элементарных навыков обслуживания, то больные поддаются их обучению с трудом, они не в состоянии обходиться без наблюдения или посторонней помощи. С учетом клинической картины, присутствия этиологии органического происхождения, а также ряда сопутствующих заболеваний, имеется значительное сходство с умеренной формой умственной отсталости. Отмечено, что наличие нижних уровней функционирования наиболее типично и для пациентов этой группы. Большинство больных имеют выраженную степень моторного нарушения, и ряд других сопутствующих дефектов. На основании этого можно делать вывод, что у индивида имеется клинически значимое повреждение, также может быть аномальное развитие нервной системы.

Также в клинической практике имеется большое количество случаев, когда дети с тяжелой умственной отсталостью являются практически необучаемыми. Подобный фактор обусловлен грубыми дефектами воспитания, значительную роль играют дефекты мышления и восприятия, памяти, также влияет нарушенная эмоционально-волевая сфера. Большинство детей имеют моторные нарушения, которые характеризуются не только тем, что запаздывают акты бега, ходьбы, прямостояния, но и отсутствует нормальная развитость всех движений. В частности, особенно дефектными являются движения пальцев рук, ребенок также двигается неуклюже и в замедленном темпе. Тяжелая умственная отсталость практически всегда сопровождается моторной недостаточностью. Если говорить о соматических признаках, то наблюдаются пороки развития конечностей, черепа, внутренних органов.

Причины тяжелой умственной отсталости

Среди причин, вызывающих тяжелую умственную отсталость, специалисты называют немало различных факторов, и все они разрушающе воздействуют на созревание мозга, а также его развитие. Если принимать к рассмотрению экзогенные вредности, то только среди них отмечено свыше четырехсот агентов, которые во время беременности способны стать причиной нарушения процессов эмбриогенеза. Также, имеются патогенные факторы, возникающие в перинатальном периоде, а также в раннем постнатальном периоде. Среди них специалисты называют различные нейроинфекции, гипоксию, ряд соматических заболеваний, и особенный акцент в этом случае делается на первые месяцы жизни младенца.

Также нельзя исключать из причин тяжелой умственной отсталости и наследственные факторы. В свою очередь, они имеют различие по механизму действия, по характеру проявления определенной наследственной патологии. При выявлении причин данного заболевания не стоит оставлять без внимания и такие моменты, как недостаточное физическое развитие, связанное с дефицитом сенсорной стимуляции, то есть, когда имеет место психическая депривация. Патогенные факторы очень разнообразны, и с учетом неспецифичности тяжелой умственной отсталости, бывает трудно оценить причинно-наследственные связи, которыми обусловлено заболевание. Как правило, наследственные факторы, и факторы воздействия внешней среды оказываются взаимосвязаны, и представляют собой сложное взаимодействие.

Говоря о причине тяжелой умственной отсталости, правильнее обратить внимание на патогенез заболеваний, симптомом которых является нарушение умственного развития в различных формах. Очевидно, что данная проблема очень сложна, и даже в случае болезни Дауна, которая считается хорошо изученной, причина интеллектуального дефекта полностью не ясна. В то же время, существуют патологические звенья, которые являются общими для любых форм умственной отсталости. Важная роль отведена хроногенному фактору, периоду онтогенеза, в течение которого поражается развивающийся мозг. Различные патогенные влияния, воздействуя на мозг в одно и то же время, могут стать причиной сходных изменений, и они могут характеризоваться похожими клиническими признаками. Так же, как один и тот же фактор, проявляющийся на различных этапах, способен вызвать различные последствия.

Лечение тяжелой умственной отсталости

Лечение данного заболевания может быть как симптоматическим, так и специфическим. Специфическое лечение проводится, если установлен патогенез и этиология умственной отсталости. Лекарственные препараты назначаются врачом с учетом общего состояния, также принимается во внимание структура психопатологического синдрома, соматические нарушения, возраст пациента, и многие другие факторы. Следует отметить, что лица, имеющие тяжелую умственную отсталость, особенно склонны к возникновению побочных реакций и некоторых осложнений при использовании психофармакотерапии. В некоторых случаях специалисты используют поддерживающую длительную терапию, которая подразумевает применение незначительных или средних доз нейролептических препаратов.

Дети, имеющие тяжелую умственную отсталость, не проходят обучение, если родители согласны, то детей помещают в специальные медицинские учреждения, детские дома, где им оказывается соответствующий уход, и необходимое лечение. Достигнув совершеннолетия, такие пациенты переводятся в интернаты, где больные с тяжелой умственной отсталостью обеспечены всем необходимым, и также получают медицинскую помощь.

www.psyportal.net

Некоторые психологические особенности школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Поскольку обучение лиц с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью началось в нашей стране относительно недавно (в начале 80-х годов ХХ века), в практике и теории образования и психологического сопровождения школьников данной категории ещё много «белых пятен».

На базе образовательных учреждений, занимающихся обучением школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, созданы программы [Баряева и др. 1999; Новоселова, Шлыкова 2004; Царёв и др. 2004 и др.].

Особенности психического развития детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью рассматриваются в трудах В. Я. Василевской [1969], А. А. Ереминой [1994], С. Д. Забрамной [1982, 1983], А. Р. Маллера [1974, 1988, 1996, 2007], Г. В. Цикото [1988], Я. Г. Юдилевич [1981].

Физическое развитие, становление речи школьников данной категории изучали Н. П. Задумова [2005], В. И. Липакова [1981], Н. Б. Лурье [1972] А. Р. Маллер [1974], М. С. Певзнер [1960] и др.

В работах педагогов: Г. С. Гоголевой [2004], А. И. Долженко [1995], Г. М. Дульнева [1960], А. В. Закрепиной [2003], Т. Н. Исаевой [2001], М. И. Кузьмицкой [1976, 1977], А. М. Царёва [2005] и др. — раскрывается методика формирования у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью навыков самообслуживания, элементарных трудовых и социальных умений.

Система педагогической работы по развитию речевых действий у детей данной категории описана в трудах Л. Б. Баряевой [1994], С. В. Гореловой [1960], Н. П. Задумовой [2005], А. Т. Ивановой [1980], Л. И. Осокиной [1978], Я. Г. Юдилевич [1981] и др.

У школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью обнаруживаются значительные отклонения в области сенсорики, что значительно затрудняет процесс переработки поступающей чувственной информации головным мозгом. У школьников отмечаются аномалии органов чувств (главным образом зрения, слуха), однако основная масса школьников имеет формально сохранные анализаторы. По данным Г. В. Цикото [1979], «трудность и ошибки глубоко умственно отсталых детей в области восприятия заключаются не в каких-либо аномалиях органов чувств, а в недостаточности переработки получаемой информации». Для школьников данной категории характерно поверхностное, глобальное восприятие. Они не применяют анализа воспринимаемого материала, его сравнения, что проявляется в резком контрасте между восприятием простого и несколько усложненного материала. Отсутствие целенаправленных приемов: анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий — приводит к хаотичному, беспорядочному и неосмысленному характеру деятельности школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Такие особенности ощущения и восприятия школьников приводят к неправильному пониманию ими собственных состояний и состояний другого человека. Информацию от внутренних органов и внешних источников школьники воспринимают искажённо, неточно. Зачастую они затрудняются объяснить своё состояние усталости, чувство боли или голода, определить, в каком эмоциональном состоянии находится учитель или одноклассник.

Внимание школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью всегда в той или иной степени нарушено и характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью [Забрамная, 1983]. У некоторых школьников трудно бывает вызвать даже пассивное или непроизвольное внимание. Это удается лишь при применении сильных и продолжительных раздражителей: яркого звучащего предмета, освещённой броской картины, громкого резкого звука. У других же самый незначительный раздражитель — звук, шорох, скрип, кашель — может привлечь внимание, но сосредоточить их на выполнении какой-либо деятельности длительное время трудно. Эмоциональная речь, мимика, игра привлекают внимание школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Однако, как показывает практика, таких приёмов привлечения внимания (занимательных, сюрпризных моментов) в течение урока педагогу необходимо применять очень много. Со временем, по прошествии трёх – четырёх уроков у школьников наступает эмоциональное пресыщение игровыми ситуациями, и внимание начинает рассеиваться, школьники отвлекаются.

Память школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью отличается малым объемом и значительным количеством искажений при воспроизведении материала. Это, прежде всего, связано с деятельностью коры больших полушарий ГМ: условно-рефлекторные связи формируются медленно, отличаются неустойчивостью, быстро распадаются, поэтому накопление представлений об окружающем в памяти школьника происходит медленно, бессистемно. Логическая и механическая память школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью находятся на одинаково низком уровне. В ходе развития соотношение между кратковременной и долговременной памятью школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью меняется. Долговременная память совершенствуется явно значительнее как в количественном, так и особенно в качественном отношении. В процессе коррекционного обучения школьников наблюдается также существенное развитие произвольного запоминания, причём с возрастом оно становится всё более качественным. Продуктивность произвольного запоминания во многом обусловлена мотивами, которыми руководствуются умственно отсталые школьники. Если мотивы оказываются значимыми для этой категории школьников, то продуктивность их мнемической деятельности, как правило, возрастает. Бывают отдельные случаи гипертрофированной (повышенной) памяти, которая носит избирательный характер: школьник хорошо запоминает числа, номера телефонов, названия остановок или легко заучивает стихи.

Уровень развития долговременной памяти у школьника с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью чрезвычайно важен для регуляции им своего эмоционального состояния. Формирование способов саморегуляции психического состояния происходит в онтогенезе: ребёнок должен усвоить (опробовать и запомнить) механизмы регуляции того или иного состояния, чтобы в последующем реагировать на подобные стимулы соответствующей реакцией. Благодаря функции памяти школьник соотносит свои определённые ощущения со словом-названием, начинает дифференцировать состояния своего организма. Он также запоминает состояния других людей (ярость, агрессия, грусть, радость, спокойствие) и уже знает, как вести себя, наблюдая данное состояние у других.

Для мышления школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью характерны такие черты, как беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность обобщений. Данные Г. В. Цикото [1979] говорят о чрезвычайных трудностях школьников в ориентировке в задаче, часто можно отметить у них почти полное отсутствие ориентировочного этапа в деятельности. При решении задачи школьники легко, без предварительного осмысления, сразу приступают к выполнению. Сочетание у школьников данной категории больших трудностей в принятии задачи и ориентировке в ней с почти полным отсутствием ориентировочного этапа при её решении приводит к несостоятельности их деятельности. Исследователи интеллектуальной сферы школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью — А. Р. Маллер [1988], Г. В. Цикото [1979] и др. — констатируют очень низкий уровень их умственного развития, подчёркивая резкое понижение психического тонуса, негативизм, ускользание от внешних раздражителей, невнимательность, психическую пассивность. Это черты так называемого неприятия задачи. Исследования мышления школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, проведённые Г. В. Цикото [1979] показали, что трудности школьников данной категории заключаются не в том, что они не способны выполнять отдельные действия, из которых состоит решение задачи, а в выявлении, понимании связей между действиями и переходов между ними. Механическое выполнение отдельных действий по указанию взрослого не приводит к пониманию смысла самой задачи и возможности решить школьником другую аналогичную задачу. Эти характерные черты деятельности школьника с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью можно наблюдать как в учебной, так и в трудовой и игровой деятельности.

И, наконец, типичной чертой личности школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является отсутствие инициативы и самостоятельности [Маллер, 1988]. Воля школьников данной категории снижена и влияет на регуляцию их состояний в учебной деятельности. В практике часто отмечаются такие случаи, когда эмоциональное состояние школьника определяется неудовлетворённой органической потребностью. Сигналы от внутренних органов поступают в кору головного мозга школьника, там возникает очаг возбуждения, он начинает остро ощущать, например, чувство голода, мысли о котором он не может подавить волевым усилием. В результате внимание, речь, действия школьника переключаются на поиск способов удовлетворения данной потребности. Эмоциональное состояние школьника характеризуется беспокойством, озабоченностью, тревожностью.

Список литературы:

1. Цикото, Г. В. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов [Текст] / Г. В. Цикото // Дефектология. — 1979. — № 1. – С. 14-19.
2. Забрамная, С. Д. Некоторые особенности внимания детей с глубоким нарушением интеллекта (имбецилов) и пути его коррекции [Текст] / С. Д. Забрамная // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей / МГПИ им. В. И. Ленина. – М.: 1983. – С. 12-27.
3. Маллер, А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта [Текст] / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.: Педагогика, 1988. – 128 с.
4. Баряева, Л. Б. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми [Текст] / Л. Б. Баряева // Дефектология. – 1994. — № 6. — С.56-58.
5. Забрамная, С. Д. Некоторые особенности мимики глубоко умственно отсталых детей (имбецилов) [Текст] / С. Д. Забрамная // Обучение и воспитание умственно отсталого ребёнка / МГПИ им. В. И. Ленина. – М.: 1982. – С. 108-113.

superinf.ru

Идиотия как глубокая умственная отсталость

Идиотия – это самая тяжелая форма олигофрении (не путать с понятием «идиотизм», разговорной формой слова). На данный момент диагноза «идиотия» нет. Равно как и дебильности с имбецильностью. Эта терминология использовалась в МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра). На смену пришла МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра).

Если проводить параллель между МКБ 10 и МКБ 9, то идиотия, как стадия олигофрении, условно приравнивается к глубокой форме умственной отсталости (в отношении олигофрении). Соответственно, очень много специальной литературы с использованием «старой» терминологии. В статье будет использоваться словосочетание «больные идиоитей», но оно дано только для облегчения понимания. Следует учитывать, что диагноза «идиотия», как уже было отмечено выше, сейчас нет. Равно как и симптомы идиотии в качестве характеристики заболевания не рассматриваются. Потому что умственная отсталость не болезнь, а только одна из характеристик различных групп заболеваний.

Олигофрения – это раннее поражение головного мозга, выражается в тотальном недоразвитии активной познавательной деятельности и нервно-психической стороны личности (сенсорики, моторики, интеллекта и эмоциональной сферы) в целом. Основной дефект при олигофрении – это недоразвитие мышления.

Идиотия у детей проявляется сильнейшей дисфункцией центральной нервной системы. Нарушения развития при этом возникают либо в пренатальном (внутриутробном), интранальном (во время родов), постнатальном (до 3 лет) периодах развития человека. Данные нарушения характеризуются в основном недостаточностью интеллектуального развития. При идиотии уровень интеллекта находится на самом низком уровне из вообще возможных при олигофрении.

Общая характеристика глубокой умственной отсталости

Эта форма олигофрении видна в раннем возрасте. Больные с глубокой формой умственной отсталости живут в основном недолго, большинство не доживает до 20 лет. Жизнеспособность их очень низкая. Для идиотии характерно системное недоразвитие личности. Вообще о развитии как таковом приходится говорить весьма условно. Хотя и отрицать его как таковое также неправильно. Общий уровень развития при идиотии примерно равен уровню 2-3 летнего ребенка.

Больные с идиотией практически полностью беспомощны. Нуждаются в постоянном уходе и присмотре. Даже обучение навыкам самообслуживания практически невозможно в большинстве случаев. Лишь только ближе годам 13-14 подростки могут делать минимальные вещи: ходить в туалет (и то только под постоянным контролем) например, или умыть лицо.

Дефект развития носит глобальный характер. Физическое развитие также нарушено, наблюдается существенное отставание в росте, весе. Часты соматические заболевания – нарушения зрения и слуха, пороки сердца, нарушения работы опорно-двигательного аппарата, больные нередко не способны самостоятельно передвигаться (прямохождение очень часто невозможно, не могут даже самостоятельно сидеть, стоять, ползать), нарушения работы желудочно-кишечного тракта, кровеносной системы, нарушения пропорций туловища и конечностей, деформация черепа, недоразвитие внутренних органов и многое другое. Характерны проявления беспорядочной двигательной активности, монотонных движений (раскачиваний) и общего двигательного недоразвития. Иммунитет ослаблен, поэтому чаще других детей подвержены инфекционным заболеваниям.

Качественная характеристика глубокой умственной отсталости

Уровень развития ВПФ (высших психических фукций)

Восприятие. Ограничивается только непроизвольными реакциями на внешний раздражитель. Способны воспринимать только то, что касается естественных потребностей – жарко, холодно, больно, голод и тому подобное.

Внимание. Практически ни на что не реагируют. Крайне трудно привлечь внимание и тем более на чем-то его остановить дольше 1 минуты. Ориентировка в окружающем мире крайне затруднена, практически невозможна без сопровождения, направляющей и организующей помощи.

Речь. Обращенную к ним речь практически не понимают. Но могут выполнять простые действия после многократно повторенных просьб, сказанным самыми простыми словами, типа «иди ко мне». Реакции поведения проявляются только на перемену интонации. Собственная речь отсутствует. Даже звукоподражание практически невозможно. Издают только бессмысленные и нечленораздельные звуки.

Память. Отсутствует как компонент психической деятельности. В основном не запоминают лиц, изображений и тем более, символов (цифр, букв). Хотя бывают случаи, когда больные узнают близких людей, проявляя элементарные эмоции (улыбка, гуление). Если идиотия у них не самой тяжелой степени.

Мышление. Практически отсутствует как высшая познавательная функция. Даже простейшие операции невозможны. Осознание собственной личности отсутствует.

Эмоции крайне уплощены. Больные адекватно не реагируют на окружающие события. Их эмоции вообще не связаны с внешними раздражителями. Они не могут расстраиваться или радоваться. Не плачут, не смеются. Не знают что такое сострадание, жалость, любовь или ненависть. Не проявляют сложных эмоций как таковых. Так как для их проявления и формирования необходим определенный уровень умственного развития. К волевой деятельности, по этой же причине, не способны в принципе.

Часты импульсивные и неосознанные эмоциональные реакции, аутоагрессия (агрессия направленная на самого себя) – бьют или щипают себя, например. Могут швыряться в окружающих различными предметами без видимых причин, ударить или толкнуть. На порицание никак не реагируют. Могут проявлять излишнее сексуальное возбуждение, выражающееся в бурном и безудержном онанизме. Извращенное обжорство, больные порой поедают даже собственные экскременты. Если основные потребности не удовлетворены (голод, например), то проявляют агрессию, громко кричат. Наевшись, становятся благодушными и на время успокаиваются. Нравственные нормы не доступны для понимания.

Умственная отсталость может иметь экзогенную природу – обуславливаться патологическим воздействием внешних факторов и эндогенную – обуславливаться воздействием внутриутробных вредностей и наследственной природой (хромосомными нарушениями) на развитие плода.

Генетические нарушения, сочетающиеся с глубокой умственной отсталостью

Синдром Дауна. Основной характеристикой является хромосомная аномалия. Синдром Дауна назван в честь врача, описавшего это заболевание. В данном случае, рассматриваются случаи, когда синдром Дауна сочетается с низким уровнем развития интеллекта. Не стоит забывать при этом, что наличие у человека синдрома Дауна не всегда означает наличие интеллектуальной недостаточности. Стоит также учесть, если синдром Дауна сочетается с умственной отсталостью, то в 20% случаях это именно глубокая умственная отсталость.

Синдром Клайнфельтера. Это заболевание, характеризующееся нарушениями работы эндокринной системы. Заболеванию подвержены мужчины. Внешне эти больные отличаются диспропроциональными конечностями (излишне длинными). Они бесплодны. И очень высокого роста. Но глубокая умственная отсталость при этом заболевании все-таки не часто встречается.

Синдром Шерешевского Тернера. Данному заболеванию, наоборот, подвержены исключительно женщины. Причем здесь наблюдается как умственное, так и физическое недоразвитие различных форм. Умственная отсталость при этом может быть от легкой формы до самой сильно выраженной (глубокой).

Амавротическая идиотия или болезнь Тея Сакса. Обусловлена патологической наследственностью, выражается в расстройстве жирового обмена на уровне нервной системы. Характер распространения со временем приобретает тотальный характер. Одним из первых поражается орган зрения, возникают нарушения двигательной сферы, интеллектуальное развитие останавливается, а потом резко и стремительно идет в обратную сторону. Заболевание смертельное. Если амавротическая идиотия (болезнь Тея) возникает в детском возрасте, то ребёнок редко доживает до 3 лет. Бывают случаи, когда она возникает в подростковом возрасте, симптомы немного сглажены, но лечению и терапии не поддается при любом раскладе.

Болезнь Сандхоффа. Имеет генетическую обусловленность и схожа по симптоматике с болезнью Тея Сакса. Но встречается реже. Приводит к глубокому поражению центральной нервной системы. Вследствие этого наблюдаются нарушения опорно-двигательной сферы, паралич, умственная отсталость. Болезнь Сандхоффа не излечима. Можно только попытаться облегчить ее проявление симптоматически.

Идиотия, обусловленная внутриутробными вредностями

Речь идет прежде всего о внутренней среде, в которой развивается плод. Имеет значение состояние плаценты – если ее структура нарушена, то возможно нарушение развития головного мозга и как следствие, глубокая УО.

Очень сильное влияние оказывают инфекционные заболевания матери во время беременности. Например, краснуха во время беременности оказывает фатально патологичное воздействие на плод. Причем вместе с УО будут наблюдаться и различные патологии внутренних органов ребенка. Сильное негативное воздействие оказывает и перенесенный во время беременности грипп. Вирус герпеса, попавший от матери к зародышу также крайне отрицательно влияет на развитие эмбриона. Врожденный сифилис зачастую приводит к появлению УО у ребенка, вплоть до самой тяжелой формы.

Интоксикация организма матери — алкоголизм, курение, употребление психоактивных веществ, ряда лекарственных препаратов также могут выступать в качестве патологических факторов, вызывающих УО. Причем чем больше по времени воздействие этих факторов, тем выше вероятность рождения ребенка с глубокой формой УО.

Идиотия, возникшая из-за особенностей течения родов и раннего развития ребенка (до 3 лет)

Самыми частыми причинами возникновения глубокой УО при осложненных родах являются асфиксия плода (недостаточность кислорода), кровоизлияния в мозг, черепно-мозговая травма (использование вакуумной помпы или щипцов), перенесенные в раннем детском возрасте заболевания головного мозга (менингит, энцефалит).

Вообще, заболевания, при которых наблюдаются нарушения сознания, судороги, высокая температура существенно увеличивают риск возникновения УО даже глубокой формы. Причем если ребенок недоношенный или переношенный, то риск осложнений во время родов существенно возрастает, следовательно, и опасность травмы плода также пропорционально увеличивается.

Следует особенно отметить, что возраст ребенка имеет существенное значение, то есть чем младше ребенок, тем выше риск нарушения психического развития от перенесенных заболеваний.

Поэтому так важна ранняя диагностика и своевременное лечение возникших заболеваний у детей.

opsihoze.ru