Возможности обучения детей с синдромом дауна

Обучение детей с синдромом Дауна базовым навыкам счета

Международный фонд содействия образованию детей с синдромом Дауна (DSEI) активно разрабатывает и выпускает для распространения комплекты наглядных материалов по развитию навыков детей с синдромом Дауна в разных сферах. Общее название серии таких материалов — «Смотри и учись» («See and Learn»). Совсем недавно наши английские коллеги сообщили о выходе первого комплекта материалов программы «Смотри и учись считать» («See and Learn Numbers»). Статья посвящена обзору данной методики.

Международный фонд содействия образованию детей с синдромом Дауна (DSEI) активно разрабатывает и выпускает для распространения комплекты наглядных материалов по развитию навыков детей с синдромом Дауна в разных сферах. Общее название серии таких материалов — «Смотри и учись» («See and Learn»). В 2009 году наш журнал представил программу развития речи, открывшую эту серию.

Совсем недавно наши английские коллеги сообщили о выходе первого комплекта материалов программы «Смотри и учись считать» («See and Learn Numbers»). Эта программа нацелена на обучение маленьких детей понятию числа, сопоставлению числа и количества, на овладение умением считать в пределах десяти. В ней также уделяется внимание обучению первым математическим представлениям о пространстве, времени и измерениях, включая такие их аспекты, как цвет, размер, форма, выстраивание по порядку, сортировка и паттерны.

Комплект первой ступени обучения математике — «Смотри и учись первым навыкам счета» («See and Learn First Counting») содержит материалы для занятий и подробное руководство, составленное так, чтобы помочь родителям и педагогам в обучении детей цифрам, словам, обозначающим числа, и умению считать в пределах первой десятки. Программа базируется на результатах научных исследований и анализе хорошо зарекомендовавшей себя практики обучения счету[1].

Программа составлена учеными и специалистами в области обучения детей с синдромом Дауна, признанными во всем мире. Она разработана с учетом конкретных трудностей, которые испытывают дети с синдромом Дауна, но может быть полезной и для других детей, обучение которых осуществляется наиболее эффективно, когда дети продвигаются вперед маленькими шагами с визуальной поддержкой.

Особенности программы:

  • занятия следуют ключевым ступеням развития ранних навыков счета;
  • чтобы помочь детям с особыми образовательными потребностями, акцент сделан на визуальной репрезентации понятий, используется простой язык и учитываются особенности работы кратковременной памяти;
  • подробное руководство обеспечивает родителей и педагогов четкими, однозначными пошаговыми инструкциями;
  • для отслеживания того, как продвигается ребенок, каждый комплект содержит формы для записи.
  • Программа также предусматривает обучение ключевым формам математического языка, необходимого на этой стадии занятий.

    В комплект входят:

  • формы для регистрации хода усвоения ребенком новых навыков;
  • 60 плоских круглых пластиковых фишек;
  • 10 ламинированных карточек с числами, представленными кружочками для фишек, и цифрами;
  • 20 ламинированных карточек с цифрами от 1 до 10;
  • 4 карточки с изображением животных (2 с медведями и 2 с обезьянами);
  • 40 карточек с изображением корма для животных (20 с печеньем и 20 с бананом).
  • Когда начинать занятия

    Комплект материалов «Смотри и учись первым навыкам счета» подходит для детей, которые понимают и могут произнести (или показать жестами), как минимум, 100 слов. У многих детей с синдромом Дауна этот этап соответствует 3 или 4 годам. Дети, которые проходят эту программу, могут одновременно работать над программой «Смотри и учись первым понятиям» («See and Learn First Concepts»), которая является второй ступенью программы «Смотри и учись считать». Следующей ступенью будет программа «Смотри и учись основам сложения» («See and Learn First sums»), предполагающая обучение сложению, вычитанию, умножению и делению чисел в пределах первой десятки.

    Фонд поддержки образования детей с синдромом Дауна планирует проводить бесплатные семинары, на которых будут обсуждаться вопросы развития навыков счета. Для уточнения дат и времени проведения семинаров следите за информацией на сайте фонда.

    [1] См. статью «Смотри и учись считать» в настоящем номере журнала.

    downsideup.org

    На главную страницу

    ВБО «Даун Синдром»

    «Дети с синдромом Дауна лишены
    возможности получить даже среднее образование!
    Организация родителей не может выполнять функции государства»

    «Только 25 из 430 ежегодно рождающихся детей с синдромом Дауна посещают общеобразовател ьные школы. Акцент именно на «посещают», поскольку говорить о полноценном образовании и знаниях мы не можем! Все остальные дети либо вообще не учатся, либо с ними, как могут, занимаются родители. Государство не замечает людей с такой генетической аномалией и их потребностей в образовании», — заявил на пресс-конференц ии, посвященной Всемирному дню человека с синдромом Дауна Сергей Курьянов, президент родительской ВБО «Даун Синдром».

    Сейчас в Украине законодательно установлена возможность обучения детей с синдромом Дауна в классах с инклюзивным (совместным с обыкновенными детьми) обучением. К сожалению, мы вынуждены констатировать проблему с его реализацией, а именно:
    • в школах отсутствуют адаптированные образовательные программы для обучения детей с синдромом Дауна;
    • педагоги обычных школ недостаточно проинформирован ы об особенностях синдрома Дауна, а это должно учитываться при организации учебного процесса;
    • отсутствуют подготовленные ассистенты учителей, которые должны обеспечить сопровождение обучения детей с СД в общеобразовател ьной школе;
    • школы не обеспечены учебными и наглядными пособиями, раздаточным материалом;
    • сейчас процесс обучения детей с СД в специализирован ных дошкольных учреждениях абсолютно не дает возможности подготовить такого ребенка к учёбе в общеобразовател ьной школе;
    • существующая материально-тех ническая база не позволяет сделать школу эффективной и доступной для обучения.

    Уже более года (с ноября 2010) в Киеве действует единственный на всю Украину специализирован ный Центр раннего развития для детей с синдромом Дауна. В Центре уже 370 семей получают бесплатную помощь: консультации коррекционных педагогов, логопеда, психолога, учебные пособия и регулярные занятия в группах. Фактически, Центр выполняет функции государственной службы раннего вмешательства. Финансирование же Центра лежит полностью на плечах родительской организации ВБО «Даун Синдром», которая ищет всевозможные способы привлечения средств доноров и благотворителей . Государственные структуры за все время существования и Центра, и ВБО «Даун Синдром» не профинансировал и никакие проекты.

    «Сегодня, во Всемирный день человека с синдромом Дауна, мы, родители таких детей хотим заявить, что наша организация не может взять на себя функцию государства! Мы не можем быть Министерством образования и обеспечить всех украинских малышей с синдромом Дауна полноценным дошкольным образованием! Не в нашей компетенции создание общеобразовател ьных школ для наших детей и инклюзивных детских садов. Но мы, как никто другой, знаем, что такие дети способны учиться, и могут посещать обычные сады и школы! Мы требуем учитывать интересы и соблюдать права и наших детей, тем более права, записанные в Законах Украины», — говорит Татьяна Михайленко, директор по программам Центра раннего развития ВБО «Даун Синдром».

    История от мамы 8-летнего Артема, Оксаны Музыченко: «Наш сын пошел в этом году в обычный первый класс общеобразовател ьной школы вместе со своей младшей сестрой (6 лет). Класс, в котором сейчас учатся дети — экспериментальн ый, инклюзивный. В классе 20 детей, учитель и ассистент учителя. Учебный год скоро заканчивается, мы подводим для себя его итоги и понимаем, что в таком виде модель обучения нам не подходит. Во-первых, нет программы, учитывающей возможности ребенка. Обучение не направлено на всестороннее развитие, не системно. Во-вторых, педагоги не имеют достаточного опыта, специальных знаний об особенностях обучения таких детей, о возможностях их включения в общеобразовател ьный процесс. Нет никаких специальных учебников и рабочих тетрадей. Учитель, ассистент учителя, да и школа в целом абсолютно не мотивированы. Инклюзия в нашем случае пока не состоялась».

    m.facebook.com

    Особенности развития и обучения детей с синдромом Дауна

    Вы так долго ждали малыша…
    Все девять месяцев беременности вы любили его, разговаривали с ним, прислушивались к каждому его движению внутри вас, с нетерпением отсчитывали дни до его появления на свет…

    А когда он родился, как гром среди ясного неба, прозвучал диагноз, выставленный врачами вашему ребенку – «синдром Дауна»…

    Трудно описать всю гамму эмоций, которые испытывают родители, узнав о недуге своего малыша. Это и страх, и обида, и недоумение, и нежелание верить в происходящее…
    Многие начинают винить себя за болезнь ребенка. У некоторых возникает желание убежать от него…
    Но неужели все те чувства, которые вы испытывали к своему крохе, пока ждали его появления на свет, вся любовь к нему улетучились после того, как вы узнали его диагноз?

    Постарайтесь успокоиться и осмыслить происходящее.
    Во-первых, вы не виноваты. Появление у малыша лишней 21-й хромосомы – это случайность, от которой не застрахован никто.

    Во-вторых, «синдром Дауна» – это не приговор. Медицинские проблемы, способные повлиять на развитие ребенка, возникают не у всех детей, а само развитие детей с этим синдромом, как и здоровых малышей, зависит от влияния самых разнообразных факторов. Это и здоровье ребенка, и уход за ним, и качество обучения. А у деток, растущих в семье намного большие шансы на успешное развитие и полноценную самостоятельную жизнь.

    Как же развивается ребенок с синдромом Дауна?

    Процесс развития детей происходит в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Особенно они подвергаются влиянию со стороны людей, с которыми общаются. В этом отношении дети с синдромом Дауна не отличаются от других малышей. Более того, их развитие даже в большей степени зависит от влияния, оказанного в ранние годы.

    В первый год жизни ребенка основной его опыт – это опыт общения с окружающими людьми. Он видит и слышит все происходящее вокруг, чувствует прикосновения, ощущает запахи… Малыш узнает своих близких, устанавливает контакт глазами, улыбается, лепечет.

    Детки с синдромом Дауна практически не отличаются от своих сверстников в этом возрасте. В этот период (как, впрочем, и другие) очень важно, что бы ребенок чувствовал контакт с вами: дотрагивайтесь до него, берите на руки, разговаривайте с ним. Вы заметите, что ребенок с удовольствием идет с вами на контакт — он ищет вас глазами по комнате, улыбается вам, радостно агукает.

    Хуже обстоят дела с двигательным развитием. За счет сниженного тонуса мышц, большинство таких малышей позже начинают переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. Это ограничивает их опыт познания окружающего мира, что, в свою очередь, обуславливает задержку психического развития. Существенно уменьшить это отставание поможет применение соответствующих упражнений на первом году жизни малыша.

    Важным этапом в развитии ребенка является становление речи, которая становится ведущим звеном формирующейся в дальнейшем его нервной деятельности. В возрасте 2-3 месяцев малыши обычно «гулят», во втором полугодии начинают произносить отдельные слоги, а к году, как правило, знают около 5-10 слов. Дети учатся говорить путем подражания окружающим. Кроме того, они должны научиться понимать значение слов. Для этого необходимо произносить название действия или предмета, указывая на них. Очень скоро для малыша это может превратиться в увлекательную игру, в которой он будет тыкать пальчиком во все предметы для того, чтобы вы называли их, либо же сам будет отвечать на ваши вопросы.

    Точно также учатся понимать первые слова и дети с синдромом Дауна. А вот говорить они начинают позже, иногда значительно позже обычных детей. У таких малышей часто возникают трудности с произнесением слов, потому нередко они прибегают к языку жестов. Кроме того, еще одной причиной задержки развития речи может являться нарушение слуха или его потеря. Поэтому очень важно регулярно проводить его проверку при помощи аудиометрии.

    Чем вы можете помочь своему ребенку?

    В первую очередь, окружите его своей любовью и заботой, но не ограничивайте его свободу своей гиперопекой. Не ищите в поведении ребенка каких-либо отклонений, ведь все дети по-разному проявляют свои чувства. Помните, что его основные потребности не отличаются от потребностей любого другого ребенка.
    Пообщайтесь с родителями детей с синдромом Дауна, их советы помогут вам в занятиях с малышом, а положительный опыт придаст уверенности. Знайте, что существуют организации, занимающиеся помощью детям с синдромом Дауна.

    Постоянно занимайтесь с вашим ребенком, используя при этом его сильные качества – хорошее зрительное восприятие и способность к визуальному обучению. Показывайте ему различные картинки, буквы, написанные слова, любые другие наглядные пособия…

    Из-за сниженного мышечного тонуса у таких деток нарушается двигательная функция, что может задерживать их дальнейшее развитие. Необходимо помнить, что все двигательные навыки улучшаются с тренировкой. Поэтому придумывайте новые упражнения, показывайте их ребенку, всегда хвалите его за успехи. Для укрепления мышц кисти полезны рисование, лепка пластилином, конструирование, сортировка мелких предметов, нанизывание бус.

    Учитывая то, что у таких детей более короткий, по сравнению со здоровыми, период концентрации, старайтесь во время занятий менять виды деятельности.

    Будьте готовы к тому, что во время обучения вам придется столкнуться с трудностями в запоминании малышом новых понятий и навыков, в установлении последовательности действий, в умении рассуждать и обобщать…
    Старайтесь расширять круг общения вашего ребенка, ведь еще одна его сильная сторона – это способность подражать поведению сверстников и взрослых, учиться на их примере.

    В последнее время растет популярность программ ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Это связано с успехами ее применения в различных странах мира. Программа «Маленькие ступени», разработанная в австралийском Университете Маккуэри, рекомендована к широкому использованию и Министерством образования России. В ней описывается индивидуальноя работа с детьми, рассказывается как обучить малыша навыкам восприятия речи, развить его двигательную активность.

    Многие детки, обучавшиеся по этой программе смогли ходить в обычные школы, где обучаются по индивидуальным планам. Кстати, обучение в простой школе с обычными детьми тоже имеет немаловажное значение для ребенка.
    Во-первых, он общается со сверстниками, подражая им учится тому, как вести себя в бытовых ситуациях, как играть в футбол, кататься на велосипеде, танцевать.
    Во-вторых, ребенок не чувствует себя изгоем, да и для сверстников он не чужой. Он – частичка общества! Еще лучше, если ровесники берут шефство над такими детьми, или когда все вместе занимаются в различных кружках.

    Конечно же, не все в воспитании ребенка для вас будет легко. Ежедневные интенсивные занятия требуют большого труда и терпения. Не всегда вы сможете достичь 100% желаемого результата. Но сколько радости вам будут приносить пусть даже маленькие победы вашего малыша! А их при желании и упорстве будет немало!

    www.uaua.info

    Возможности обучения детей с синдромом дауна

    Колотыгина Елена Анатольевна

    канд. психол. наук, ГБОУ ДПО «НИРО», доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии,

    г. Нижний Новгород

    Проблема обучения и воспитания детей с синдромом Дауна, оказание им своевременной комплексной психолого-педагогической помощи в последние годы стала предметом пристального внимания ученых и практических работников системы специального образования, однако исследований не много (Г.Н. Бойко (2003), Л.Г. Матееску (2005), Л.Ю. Панарина (2004) и т. д.).

    Возросший интерес к этой проблеме связан, прежде всего, с наличием стойких негативных стереотипов в отношении возможностей развития таких детей, распространенных в клинической, социально-педагогической и психологической практике и с отсутствием научно обоснованных данных о возможностях их обучения и воспитания. Семьи, в которых растут дети с синдромом Дауна, страдают от недостатка психолого-педагогической и социальной поддержки, а более всего от негативного отношения к ним общества.

    Синдром Дауна — одно из самых распространенных генетических нарушений. Дети с этим синдромом рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния или экологии, которая составляет примерно 1 на 550 детей, причем этот показатель выше среди детей, рожденных немолодыми женщинами. В нашей стране ежегодно рождается около двух с половиной тысяч детей с синдромом Дауна. 85 % этих детей после рождения остаются в домах ребенка, в силу неразвитости системы социально-педагогической поддержки семей и социально — бытовой реабилитации этих детей.

    Впервые описал синдром Дауна в 1866 году британский врач, генетик Джон Лэнгдон Хэйдон Даун. В своей работе «Заметки по этнической классификации умственно отсталых» он предпринял попытку отнести известные ему группы умственно отсталых детей к определенным расам и назвал его «монгольский тип идиотии», из-за узких раскосых глаз, придающих им внешнее сходство с людьми монголоидной расы. А вот связь этого синдрома с генетическими нарушениями была доказана в 1959 году французским ученым Жераром Леженом. Он обнаружил причину синдрома — нерасхождение одной из хромосомных пар, обозначаемой как 21-я. В результате у ребенка появляется лишняя (третья) 21-я хромосома. Это состояние называется трисомией по 21-й паре хромосом. В России этот синдром был описан в 80-х годах XIX века отечественным психиатром П.И. Ковалевским.

    Современные исследования показывают, что практически все дети с синдромом Дауна отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой категории их интеллектуальный уровень сильно различается — от легкой степени умственной отсталости до тяжелой (Л. Кулин, 2003, О.И. Пальмов, 2006, Л.Ю. Панарина, 2004). Накопленный практический опыт Центра оказания ранней помощи семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна «Даунсайд Ап» в Москве показывает, что коэффициент интеллектуальности большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которой соответствует средняя степень задержки в развитии. Хотя бытует мнение, что все дети этой категории имеют глубокие интеллектуальные нарушения, что стало причиной устойчивого восприятия детей с этим синдромом, как детей, не подлежащих обучению.

    Проблема социальной адаптации и реабилитации детей с синдромом Дауна заключается в том, что данный синдром не является болезнью, успешно коррегируемой медикаментозно, это особый тип развития, требующий специальных условий обучения и воспитания. Анализ данных последних исследований показывает, что реабилитационные педагогические мероприятия с детьми с синдромом Дауна наиболее эффективны (Е.А. Меланченко, Г.Ю. Одинокова, 2003, А.С. Подлепа, 2000, Е. Поле, 2009, И. Преображенский, 2004 и другие). В последнее время люди с этим диагнозом все чаще начинают жить самостоятельно, устраиваются на работу, принимают участие в самых различных видах общественной деятельности.

    Несмотря на то, что сегодня в нашей стране накоплен определенный опыт реабилитационной и коррекционной работы с такими детьми, неразрешенных проблем остается еще много.

    Во-первых, несформированность общественного мнения по отношению к социальной востребованности этих детей.

    До сих пор семьи, воспитывающие детей с синдромом Дауна, сталкиваются с деструктивными и дискриминирующими стереотипами в обществе, выражающиеся в негативно сдержанном отношении, как к детям, так и к родителям, недооценке возможностей детей. Неприятие детей социумом обусловливает формирование особых состояний у родителей, переживающих длительное время как личностный, так и социальный стресс.

    Во-вторых, недостаточность информации в обществе, связанной с популяризацией научных данных о природе синдрома, методах и приемах оказания помощи, обучения и воспитания.

    В-третьих, отсутствие системы психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих таких детей.

    В-четвертых, отсутствие образовательного пространства для таких детей в общеобразовательной среде.

    Существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с синдромом Дауна в систему общего образования:

    • наличие в педагогической среде стереотипов и предрассудков по отношению к таким детям.
    • несформированность коррекционно-развивающей среды и неразработанность индивидуальных программ обучения и реабилитации детей с синдромом Дауна.
    • Основная проблема возникает при решении вопроса об их обучаемости. Как пишет А.В. Алехина, критериальные оценки понятий «обучаемость» — «необучаемость» для детей с синдромом Дауна должны быть ориентированы не на результативность технологии учения в рамках нормированной педагогической системы, а на опыт их индивидуального психофизического и социального продвижения, в котором ключевую роль выполняют взрослые и развивающая среда [1]. Однако в условиях общеобразовательной школы пока не возможна реализация в полном объеме индивидуальных образовательных маршрутов в силу большого количества объективных причин.

      При этом система образования таких детей требует разработки научно обоснованных подходов к содержанию и разнообразию форм психологической и коррекционной педагогической помощи.

    • Отсутствие специальной подготовки педагогов, для работы с такими детьми в условиях общеобразовательного учреждения.

    Эффективное интегрированное обучение детей с синдромом Дауна возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров, как общеобразовательных, так и специальных (коррекционных) учреждений. Целью такой подготовки должно быть овладение педагогами массовых школ и детских садов дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения и воспитания детей этой категории.

    В-пятых, незработанность системы раннего обучения и воспитания детей с синдромом Дауна. Предлагаемые родителям и педагогам программы оказания ранней психолого-педагогической помощи, разработанные специалистами Центра ранней помощи «Даунсайд-Ап», несмотря на свою высокую эффективность, до сих пор имеют ограниченную область применения — в условиях центра и при обучении детей на дому самими родителями.

    В-шестых, отсутствие социальных перспектив будущего профессионального становления и дискриминация при трудоустройстве молодых людей данной категории.

    В-седьмых, отсутствие системы поддерживаемого проживания и трудоустройства.

    Сегодня во многих странах мира проблема социальной интеграции людей с синдромом Дауна активно решается путем развития системы социального обслуживания, внедрения новых подходов к организации их проживания, обеспечения широких возможностей для проведения досуга и общения, вовлечения их в профессиональную и творческую деятельность, включения в общественную жизнь.

    Проблема обучения и воспитания, социальной адаптации детей с синдромом Дауна не является локальной проблемой конкретной семьи, или конкретного образовательного учреждения, она носит общегосударственный, социальный характер и выступает показателем способности общества к социальной эволюции — его переходу к постиндустриальному и информационному этапам развития.

    Список литературы:

    1. Алехина А.В. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна: дис. . канд. психол. наук / А.В. Алехина. —СПб., 2000. —202 c.

    sibac.info

    «Детей с синдромом Дауна можно и нужно учить»

    О том, с чего начинать реформирование образования, и как обучать детей с индивидуальными особенностями, «Росбалту» рассказала директор по сотрудничеству с государственными и международными структурами фонда «Даунсайд Ап» Наталья Ригина.

    20:32, 21.02.2010 // Росбалт, Главные новости

    В российском общественном мнении и в прессе существует множество заблуждений и предрассудков относительно детей с синдромом Дауна, их способностей к образованию и социализации. Между тем, президент России Дмитрий Медведев выдвинул инициативу «Наша новая школа», которая должна привести к тому, что любой ребенок в России сможет получить полноценное образование. О том, с чего надо начинать реформирование образования, как обучать детей с индивидуальными особенностями и в чем особенности именно ребенка с синдромом Дауна, «Росбалт» попросил рассказать директора по сотрудничеству с государственными и международными структурами российского благотворительного фонда «Даунсайд Ап» Наталью Ригину.

    — Как вам кажется, требует ли инициатива Дмитрия Анатольевича Медведева по созданию так называемой новой школы, которая будет индивидуально подходить к каждому ученику, изменений как в рамках школьной системы, так и образовательной системы в целом? Насколько современная российская система образования подготовлена к тому, чтобы индивидуально подходить к каждому ученику?

    — Реформа современной школы должна охватывать не только среднее образование и начальное образование, но всю систему образования, а также предусматривать непременные изменения отношения и в самом обществе к тем новым идеям, которые должны быть внесены в саму систему образования. Это, прежде всего, равные возможности для всех детей на получение качественного образования.

    Для той категории детей, с которой мы работаем, а это дети с синдромом Дауна, этот вопрос стоит особенно остро. Долгое время дети с синдромом Дауна считались необучаемыми. Для них были закрыты любые пути для получения образования, будь то инклюзивное и специальное. На сегодняшний день изменения очень заметны. Сегодня дети с синдромом Дауна могут посещать детские сады, если мы с вами говорим о Москве. Правительство Москвы поставило задачу разработки индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Это значит, что с самого раннего возраста мы должны обеспечить ребенку хороший старт. Без ранней помощи, как системы как комплексного подхода к сопровождению семьи ребенка-инвалида, это невозможно.

    В минувшем году, объявленном годом равных возможностей, Департаментом образования Москвы подготовлен новаторский закон «Об образовании людей с ограниченными возможностями здоровья». Он закрепляет принцип доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это специальное и интегративное образование, а в будущем и инклюзивное.

    — Что понимается под этими определениями? Разница между ними неспециалисту неочевидна…

    — Существуют разночтения в определениях. Интегративное образование представляет собой включающее образование. Инклюзивное же образование – это то образование, которое подстраивается под потребности определенного ребенка и его возможности. Большое значение закона состоит в том, что там впервые прописана ранняя помощь. Дело в том, что во многих регионах нашей страны системы ранней помощи еще не существует. Несмотря на то, что данный вид услуг активно развивается на базе органов образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также НПО.

    Закон, который принимается на уровне Москвы, говорит о лицах с ограниченными возможностями здоровья. Теперь для его реализации не нужно будет иметь официально оформленную инвалидность. Это намного расширяет границы группы детей, которая может получить специализированную помощь уже с первых месяцев жизни.

    Этим занимается благотворительный фонд «ДаунсайдАп». Мы начинаем работать с семьей буквально с первых дней жизни малыша, когда родители узнают о диагнозе, который, как правило, подтверждается уже на первой недели жизни. С этого момента идет оказание психологической помощи при принятии решения о дальнейшей судьбе новорожденного. Где он будет дальше жить и воспитываться: в семье или в государственном учреждении. На сегодняшний день в России очень высок уровень отказа от детей на момент нахождения мамы в родовспомогательном учреждении.

    Так, если посмотреть статистику, то мы увидим, что в России рождается около сорока тысяч детей с врожденными пороками развития. Две с половиной тысячи из них — это дети с синдромом Дауна. А в столице около 100 детей с данной генетической аномалией.

    В Москве с 2002 года «Даунсайд Ап» ведет программу профилактики социального сиротства детей с синдромом Дауна в системе родовспоможения. И за эти годы столица уже вышла на уже рекордные цифры. В нашем городе социальное сиротство детей с синдромом Дауна составляет 50 %.

    — А если сравнивать с западным опытом? Например, с британским?

    — Да. Отказы существуют во всех странах. В Великобритании это на уровне 5–10 %.

    — Имеется в виду общее количество отказов?

    — Существуют социальные отказы, отказы, связанные с тяжелым состоянием ребенка, с глубокой инвалидностью. Но там дети-сироты не попадают в государственные учреждения, например, сиротские. Ведь в западных странах уже развита система приемных семей. То есть речь идет о подборе приемной или опекунской семьи для ребенка с синдромом Дауна.

    — В нашей стране эта система только начинает работать?

    — В нашей стране примеры усыновления детей-сирот с синдромом Дауна крайне редки. Но мы оказываем психологическую поддержку и помощь тем родителям, которые, отказавшись от ребенка, не прерывают с ним связи, продолжают навещать его в доме ребенка. Это тот путь, который позволяет вернуть малыша в кровную семью. За годы существования нашего фонда 38 детей вернулись в свою кровную семью.

    — А что происходит сегодня с «нестандартными» детьми на следующем уровне после детского сада?

    — Вторым этапом в нашей работе становится переход ребенка от образования, предоставляемого в рамках домашнего визитирования специалистами «Даунсайд Ап», к системе дошкольного образования. То есть его включение в среду обычных сверстников на уровне детского сада. В нашем фонде, на базе которого действует центр ранней помощи «Даунсайд Ап», вопросу социальной адаптации ребенка уделяется очень большое значение. После программы домашнего визитирования, при которой работа ведется с семьей по месту жительства, мы переходим к следующему этапу. В полтора года дети вместе с мамой приходят к нам в центр и в течение двух лет по особой программе, которая называется «Социальная адаптация детей с синдромом Дауна раннего возраста», мы готовим их к поступлению в детские сады.

    На сегодняшний день в Москве создаются учреждения и структуры при уже существующих медико-психолого-педагогических центрах, детских садах. Это лекотеки, службы ранней помощи, группы «особый ребенок», где дети могут получить тот комплекс коррекционно-педагогической помощи, который впоследствии даст им возможность влиться в структуру детского сада.

    По итогам Года равных возможностей ситуация в Москве, наверное, опережает все регионы. Впервые в сентябре 2009 года количество детских садов, выразивших желание работать с детьми с синдромом Дауна, превысило количество детей, которых мы могли бы туда определить по запросу родителей.

    — То есть получается, что подготовка работников детских садов даже более важна, чем подготовка родителей и детей?

    — Не менее. Процесс подразумевает три равнозначных компонента. Это подготовка ребенка к включению ребенка в среду обычных сверстников. Это подготовка детского сада. То есть повышение квалификации специалистов, которые могут работать с ребенком с синдромом Дауна, могут эффективно включить его в процесс жизнедеятельности в новых условиях и знают методику этой работы. И это, безусловно, работа с обществом. То есть как относятся к вопросам интеграции детей с синдромом Дауна родители обычных детей.

    Следующим этапом становится включение ребенка в школьную среду. Пятнадцать лет назад дети с синдромом Дауна в основном переходили на домашнее обучение. Сегодня коррекционные школы восьмого вида доступны для наших детей.

    — Объясните, что значит «школы восьмого вида»?

    — Это специальные школы для детей с нарушением интеллекта. Тем не менее, новый закон предполагает и законодательно закрепляет за родителями право выбора формы образования. Конечно, когда ребенок развивается в среде обычных сверстников, то родители хотят, чтобы и школьное образование продолжалось в инклюзивной форме. На сегодняшний день у нас только несколько школ, которые принимают детей с синдромом Дауна в массовую начальную школу. Их очень немного. Это связано с тем, что сам процесс включения ребенка с нарушением интеллекта в программу обучения массовой начальной и средней школы очень затруднен.

    — В чем же, собственно, здесь проблема?

    — Проблема состоит в организации образовательного процесса и аттестации. Не всегда возможно оценить успехи ребенка с синдромом Дауна по единому стандарту. Ему свойственны определенные особенности освоения материала. Он не всегда может идти вместе со всеми. Для этого ему требуется создать особые условия. Как это происходит в других странах? Ребенок с синдромом Дауна сопровождается специальным человеком. Этот человека называется тьютор. Он помогает в рамках работы с классом педагогу вести работу с ребенком с синдромом Дауна. Задачей коррекционных педагогов становится обеспечение школьного учителя знаниями о том, как давать ребенку с синдромом Дауна тот объем материала, который тот способен усвоить.

    Следующий этап, который будет сложным для нашей массовой школы, представляет собой переход ребенка с синдромом Дауна от начальной школы к школе средней. Здесь возникают сложности, связанные с предметным образованием. Так как освоение многих дисциплин, безусловно, будет вызывать значительные трудности и сложности.

    — Возможно, в рамках концепции, разрабатываемой в соответствии с указаниями президента Медведева, речь идет о формировании системы выбора предметов? То есть по аналогии с теми системами, которые существуют в западных странах. Возможно, это могло бы облегчить работу.

    — Безусловно. В правительстве уже обсуждается вопрос о пересмотре самой оценочной системы в общеобразовательной школе. Необходимо перейти к выбору тех предметов школьной программы, которые впоследствии помогут человеку с синдромом Дауна в его адаптации в общество, обеспечат возможность получения профессионального образования.

    Участвуя в различных встречах, круглых столах, конференциях, посвященных инклюзии, мы часто встречаемся со специалистами и чиновниками из федерального и московского правительства, отвечающими за специальное образование, работу с детьми- инвалидами. Редко к нам на встречу приходят те люди, кто сегодня отвечают за массовую школу. А ведь это улица с двухсторонним движением. И если мы движемся от специального образования к общему, то и общее образование должно обратиться к нам.

    — Возвращаясь к программе «Наша новая школа», правильно ли я понимаю, что реализация основных заявленных ее положений во всей полноте потребует радикального реформирования нашей нынешней школы и обойтись без этого нельзя?

    — Реформирование самой школы, полное реформирование массовой и специальной школы. Когда мы смотрим на зарубежный опыт, мы видим те меры, которые возможно неприменимы к нашей российской действительности. Например, мы всегда гордились опытом отечественной коррекционной педагогики. Университеты и институты России выпускают большое количество специалистов-дефектологов.

    Однако в Великобритании процесс создания инклюзивной школы сочетался с сокращением выпуска дефектологов. Нет специалиста — нет рабочего места. Закрывались «специальные» школы. Сегодня педагоги Великобритании получают общее образование, в которое входят компоненты, связанные с дефектологией. Узкий специалист работает только в специальных ресурсных центрах, которые поддерживают своих коллег в обычной школе в условиях инклюзии.

    Как процесс инклюзии будет происходить в нашей стране – пока трудно сказать. Мы делаем лишь первые шаги.

    Беседовал Иван Преображенский

    m.rosbalt.ru