Возможности педагогической коррекции невроза

Рекомендации по профилактике и коррекции школьных неврозов

Практически все неврозы у школьников сопровождаются нежеланием посещать школу. Это же касается и всех других психических расстройств у школьников. Ясно, что всякие психические отклонения приводят к выраженной в той или иной степени социальной дезадаптации. В природе еще не описано болезней, благодаря которым больной человек был бы способен работать дольше и продуктивнее здоровых. У школьника социальная жизнь сводится главным образом к учебе. Если он серьезно заболел, то неминуемо нарушается школьная адаптация и в некоторых случаях ученик перестает посещать школу. Это бывает и при многих неврозах, и при других психогенных расстройствах, о которых мы еще много будем говорить.

Бывает и иное: само по себе посещение школы неприятно ребенку, действует на него угнетающе, он избегает посещать школу. Или оттого, что его там обидели, или учителя слишком строги (с его точки зрения), либо он не выучил урок и боится показать свою несостоятельность, или, быть может, школьнику хочется идти по пути наименьшего сопротивления и он любой ценой не идет в школу? Вариантов человеческого поведения тут бесконечное множество, и в этой книге речь идет только об их патологических проявлениях. Итак, у школьников практически не бывает выраженных неврозов, которые бы не проявлялись в школе или не были связаны с ее посещением. Понятие школьного невроза недостаточно четко и дифференцированно: сюда включаются и всевозможные неврозы, и патохарактерологические расстройства, и все другое.

Современные условия жизни семьи и школы, актуализирующие для большинства членов общества, независимо от их возраста, проблему выживания, оказывает существенное влияние на развивающуюся личность школьника. Воплощение в личности этого влияния опосредуется внутренними условиями психического развития, к которым, прежде всего, следует отнести особенности самой личности.

Касательно личности подростка, находящегося на пороге зрелости, обладает психическим механизмом отражения трудностей жизнедеятельности, с которым связано ожидание и предвосхищение жизненных проблем, их оценка и сопоставление с собственными возможностями их преодоления, эмоциональные переживания трудных для личности событий жизни, а также оценка их последствий. Эти механизмы тесно связаны с мотивами деятельности и с самооценкой личности. Они активно участвуют в целеполагании, в формировании задач, в мобилизации сил и средств для их решения.

С нашей точки зрения, широко известный в психологической литературе феномен личностной тревожности является совокупностью жизненных проявлений данного механизма. В подростковом возрасте он складывается с достаточной определенностью и отчетливо проявляет себя, как психодинамический аспект эмоционально-волевой регуляции деятельности.

Следует предупредить, что в психологической литературе такой взгляд на тревожность не является общепринятым. Формулируя его на основании проведенных нами исследований, мы отдаем себе отчет, что многие психологи понимают под тревожностью нечто иное: либо особое свойство личности, либо психическое состояние, возникающее в особых (экстремальных) условиях, либо эмоциональное переживание негативной модальности. Такого рода понимание тревожности подчеркивает ее отношение не к целостному личностному феномену и связанному с ним системно-организованному механизму психической регуляции, а только лишь к какому-то его частному фрагменту, отдельной стороне, единичному проявлению. Подросток с тревожным типом личности обладает ярко выраженными мотивами избегания неудач, сниженной активностью мотивационных тенденций к достижению успеха. Его самооценка неадекватно занижена, притязания невысоки. Активность тревожных подростков на уроке снижена. Они склонны отказываться от выбора трудных учебных задач и ориентироваться на легкие задачи. Неуверенность в выборе цели сопровождается выраженной нерешительностью. Психические состояния, возникающие при подготовке к учебной работе и ее выполнении, характеризуются преобладанием эмоций отрицательной модальности, слабой концентрированностью внимания, возникновением многочисленных ошибок памяти, затрудняющих фиксацию полезного опыта учебной работы. Время выполнения учебных заданий значительно удлиняется.

Что изучает когнитивная психология
Когнитивная психология — одно из самых популярных научных направлений в западной и отечественной психологии. Термин «когнитивный» (от англ. –знание. Познание) означает познавательный. Основателями считаются Д. Миллер, Д. Брунер и У. Найсс .

Индивидуальные способы категоризации
Первоначально Дж. Каган изучал индивидуальные различия в процессах категоризации объектов с помощью двух методических процедур. Так, детям предъявлялись изображения трех хорошо знакомых предметов, из которых надо было отобрать два, сходны .

Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности
Личность базовое понятие в психологии – это социальное качество индивида; субъект общественных отношений. Личность – индивид занимающий опред-ное положение в общ-ве, выпол-щий опред-ную общ-но – полезную деятельность и отличающийся присущ .

www.pguides.ru

Статья по теме:
«Неврозы у детей, их возникновение и способы их преодоления»

Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально–экономической жизни, не могут не распространяться на превентивную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Содержание перестройки воспитательно–профилактической системы прежде всего определяется тем, что существующая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно–административного и уголовного наказания, должна быть заменена на охранно–защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной социально–правовой, медико–психологической и социально–педагогической помощи и поддержке семье, детям, подросткам, юношеству.

Предварительный просмотр:

неврозы у детей, их возникновение и способы преодоления

учителя начальных классов

Павловой Ольги Анатольевны

  1. История психиатрии 5-9
  2. Заболевания вегетативной нервной системы. 10-16

Некоторые причины школьной неуспеваемости 10-16

2.1. Как лечатся психические расстройства 17-19

2.2. Как исправить недостатки в характере школьника 20-25

Создание психологического обеспечения является важнейшим условием повышения эффективности воспитательно–профилактической деятельности.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально–психологических и психолого–педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении детей, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно–профилактическая работа по предупреждению этих отклонений.

Социальную адаптацию детей и подростков могут затруднять различные нервные и психические заболевания, отклонения, а также акцентуации. Очевидно, что в данном случае недостаточно мер педагогической коррекции, необходимы вмешательства и помощь психиатров, невропатологов, психотерапевтов, наряду с мерами воспитательного характера, осуществляющих медицинскую коррекцию, а также проводящих специальные консультации для педагогов и родителей.

Психиатрия – это область знаний и практических навыков, относящихся к диагностике, клинике и коррекции психических отклонений. Психиатрия тесно смыкается с педагогикой, философией, искусством и другими сферами человеческой деятельности.

Особенно близко примыкает к педагогике психиатрия детского и подросткового возраста.

Психиатрия как относительно самостоятельная наука возникла лишь в конце 18 века, а именно во Франции появились первые психиатры в нынешнем смысле слова. Это были Филипп Пинель (1745-1826) и Жанн–Этьен–Доминик Эскироль (1745–1840).

19 столетие – эпоха становления психиатрии как науки. В разных странах появляются врачи, активно разрабатывавшие те или иные стороны душевной патологии.

В России таким замечательным исследователем был Виктор Хрисанфович Кандинский (1849–1889) – уникальный самородок, энциклопедист, ученый поразительной интуиции и работоспособности. За свою короткую жизнь он написал много трудов, которые получили признание лишь спустя несколько десятилетий после его кончины.

В конце 19 века при Московском университете была создана кафедра психиатрии. Возглавил ее Сергей Сергеевич Корсаков (1854–1900), после его смерти во главе кафедры стал Владимир Петрович Сербский (1858–1917), а с марта 1918 года – первый советский профессор психиатрии Петр Борисович Ганнушкин (1875–1933). Имя В.П. Сербского носит Всесоюзный научно–исследовательский институт общей и судебной психиатрии в Москве, а именем П.Б. Ганнушкина названа крупнейшая в столице психиатрическая лечебница.

Значительно раньше, чем в Москве, была создана кафедра психиатрии в Медико–хирургической академии в Петербурге. Ею долго заведовал Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) – великий психиатр, невропатолог, психотерапевт, человек прогрессивных взглядов.

Некоторые полагают, что психиатрия и невропатология – одно и то же. Но это не так: невропатология занимается органическими поражениями нервной системы (параличи, парезы, воспаления мозга, грубые недоразвития нервной системы, неврологические аспекты опухолей головного мозга, сотрясения головного мозга, травматические поражения нервной системы и т. д.) при которых в меньшей степени нарушается психическая деятельность, а на первый план выходят относительно изолированные повреждения периферической нервной системы и головного мозга; психиатрия же занимается психическими болезнями, а также теми соматическими, неврологическими, хирургическими и другими заболеваниями, которые могут сопровождаться психическими отклонениями.

До победы Октября психиатрическая помощь детям и подросткам в России практически не существовала. Лишь в 1917 году в нашей стране появилась детская психиатрия. Возникла и детская неврология как самостоятельная сфера знаний. Но как раньше, так и сейчас, не всегда можно разграничить, чем обязаны заниматься представители этих профессий. Например, ребенок страдает недержанием мочи. Такие дети лечатся и у невропатологов, и у психиатров.

Поэтому в довоенные годы употребляли не столько слово «психиатр», сколько слово «психоневролог», т. е. специалист, который должен одинаково хорошо разбираться и в неврологии и в психиатрии.

Пока врачей было мало, такое деление еще как-то удовлетворяло и органы здравоохранения и самих больных, хотя среди психоневрологов были врачи, которые лучше разбирались либо в неврологии, либо в психиатрии. В 60-е годы, когда были сравнительно хорошо налажены и неврологическая и психиатрическая службы помощи, различия между ними стали очень резкими и возникла необходимость формально закрепить фактическое разделение на психиатров и невропатологов. Тем не менее слово «психоневролог» еще часто употребляется по инерции. В то же время это слово имеет право на существование в отношении определенного контингента больных – детей до 4-5- летнего возраста, когда психика еще неразвита и трудно разграничить, что в болезни ребенка от «нервов», а что от «души». Поэтому специалистов, изучающих психоневрологическую патологию у детей, вполне справедливо называют словом «психоневрологи». Детские психиатры лечат пациентов в возрасте от 3-5 до 15 лет, подростками занимаются подростковые психиатры, работающие в психоневрологических диспансерах.

Психиатрия – пожалуй, единственная из всех медицинских наук – очень близка к общественной жизни. Не случайно, что на прогрессивных представителей психиатрии сыпались бесконечные политические и идеологические обвинения. Яркий пример в этом плане представляет жизнь известного немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852). Он посвятил себя делу воспитания детей-сирот, страдавших психическими аномалиями. Именно Фребель впервые в мире открыл детские сады. Это был большой гуманист, который считал, что надо уважать человеческие права ребенка, что муштра и битье унижают личность и к ним нельзя прибегать даже в самых крайних случаях. Фребель разработал систему поэтапного и дозированного морально- педагогического воздействия на личность ребенка.

Весь мир с удивлением следил за поразительными результатами, достигнутыми Фребелем. А власти? Они обвинили Фребеля в том, что детские сады стали рассадниками социалистических и атеистических идей, и позакрывали их.

История детской психологии подтверждает мысль, что в медицине умение нередко идет впереди знаний.

Начиналась детская психиатрия с лечебной педагогики. Большинство педагогов и врачей начала 19 века рассматривали умственную отсталость как следствие недостатка информации, которую ребенок должен получить в первые годы жизни, и стремились восполнить этот дефицит знаний и умений.

Деятельность педагогов и врачей, которые заложили основы лечебно-педагогического направления в детской психиатрии, была прогрессивной. С конца прошлого века лечебно-педагогическое направление уже охватывало не только проблемы, связанные с умственной отсталостью, но и исправление различных отклонений характера у детей и подростков с помощь морального воздействия.

Стремление рассмотреть механизмы психической и нервной патологии с точки зрения законов психологии – особые науки, отличные от психиатрии, имеющие свои инструменты исследования и систему анализа – отмечалось еще тогда, когда психиатрии по существу не было.

Между психологией и психиатрией существуют большие различия, хотя их представители ратовали за комплексный подход к человеку. В последние годы психологи стали активными помощниками врачей в проведении психотерапии, в изучении душевного состояния человека в процессе лечения.

Иными словами, современная психология максимально приблизилась к практической деятельности медиков.

  • Заболевания вегетативной нервной системы. Некоторые причины школьной неуспеваемости.
  • Каковы же причины школьной неуспеваемости и дезадаптации в коллективе?

    На основании анализа многочисленной психологической, медицинской, педагогической литературы о детском и подростковом возрасте к возрастным психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости и ассоциального поведения можно отнести некоторые кризисные явления в организме, психике и взаимоотношениях ребенка.

    По данным А.Е. Личко, делинквентное поведение, проявляющееся в прогулах, мелком воровстве, драках, хулиганстве, отличается у 40% подростков, наблюдавшихся по поводу нервно–психических нарушений без психоза; у 68% исследуемых выявлены различные нервно–психические отклонения: неврозы, невротические проявления после перенесенных поражений мозга, задержки психического развития, патохарактерологические изменения, психопатии, легкие степени олигофрении, энурез и другие заболевания вегетативной нервной системы.

    Вегетативные нарушения у детей могут быть генерализованными, системными, реже локальными. При преобладании вегетативной дисфункции в к.-л. висцеральной системе (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и другие) почти всегда есть общие сдвиги, отражающие снижение адаптации детского организма.

    Например, дети имеющие артериальную гипотензию или экстрасистолию, страдают тревожными и депрессивными нарушениями, ипохондрической фиксацией на состоянии собственного здоровья.

    Тревожно-депрессивные и фобические переживания – характерный компонент психического статуса детей, больных пароксизмальной тахикардией. Помимо психической травматизации такого рода, микросоциальное окружение ребенка с пароксизмальной тахикардией очень часто неблагоприятно (неполные семьи, конфликты в семье, хронический алкоголизм матери), что способствует формированию патохарактерологического тревожного радикала личности.

    Также существует непароксизмальная тахикардия у детей. Важно отметить, что 60% детей с непароксизмальной тахикардией в свое время наблюдались у психоневрологов по поводу тиков, заиканий, ночных страхов, головных болей. Дети этой группы отличаются высокой эмоциональной нестабильностью, тревожностью, повышенной агрессивностью. Эти дети испытывают дискомфорт почти в половине всех возможных обычных жизненных ситуаций, что сопровождается тревожными и невротическими реакциями.

    Дети с гетеротропной тахикардией часто имеют различные психо-неврологические отклонения: заикания, энурез, тики, задержку в формировании психомоторных навыков. Они отличаются высокой тревожностью, трудностями адаптации в школе, в среде сверстников, причем наличие конфликтов, как правило, предопределено существованием болезни.

    Существует т.н. церебрастенический синдром, обусловленный органическим поражением головного мозга. Проявление церебрастенического синдрома зависит не только от причин (их может быть много), но и от времени возникновения дефектов мозга. Признаки болезни меньше зависят от психических причин, а усиливаются от езды в транспорте, от физического переутомления, от соматических заболеваний. Такие дети жалуются на сильные головные боли, на то, что их укачивает в транспорте, они плохо переносят жару и духоту, быстро утомляются. У некоторых нарушается сон. Настроение обычно нервное, при утомлении дети плаксивы, раздражительны, вспыльчивы; когда отдохнут слишком веселы и беззаботны. Неравномерная интеллектуальная продуктивность очень типична для них: дети хуже отвечают в конце уроков, чем в начале, хуже отвечают на последнем уроке, чем на первом. Беда ребенка с церебрастенией в том, что она может предрасполагать к снижению успеваемости, к неврозам, патологическим формированиям личности и другим расстройствам.

    Таким детям рекомендуется дневной сон, питание должно включать больше витаминов, соков, рекомендуется преобладание молочно-растительной диеты. Важную роль играют не только медикаменты и правильный режим дня, но и лечебная педагогика. Таких детей рекомендуется спрашивать не на последнем уроке, а на первом, не в конце урока, а в начале. Следует придерживаться щадящего режима с первых лет жизни ребенка.

    Церебрастенический синдром не только одно из распространенных и важных с точки зрения здоровья школьников отклонений. Дело еще и в том, что из-за церебрастении у многих детей и подростков появляются признаки задержки психического развития: не выносливость, чрезмерная утомляемость, неспособность угнаться за школьным темпом – все это приводит к нарастанию дефицита информации, а это делает таких детей хронически неуспевающими учениками.

    Еще одно нарушение, лежащее на границе нормы и патологии – это невроз. Это всегда следствие межличностных конфликтов и психологического напряжения. К факторам, способствующим возникновению неврозов относятся специфические особенности личности, включая инфантилизм, невропатию, психопатические черты характера, крайние варианты нормальных характеров, о которых речь пойдет позже, психофизическая ослабленность вследствие болезней, истощений, интоксикаций и другое.

    По форме проявления невроз может быть невротической реакцией (кратковременное и быстро обратимое психогенное нервно-психическое расстройство), невротическим состоянием (более продолжительное и менее обратимое) и невротическим формированием характера, когда факторы, вызывающие невроз уже не просто «звучат» в картине болезни, а вызывают выраженные характерологические изменения.

    Среди неврозов выделены: астенический невроз (неврастения), вызванный психическими травмами, переутомлением, нарушением режима и суточного ритма; невроз навязчивых состояний, проявляющийся болезненной склонностью к образованию навязчивостей в двигательной, эмоциональной и интеллектуальной сферах; истерический невроз и некоторые другие.

    У детей и подростков чаще, чем у взрослых встречаются системные неврозы, при которых помимо свойственных тому или иному виду невроза симптомов, имеются преимущественные поражения отдельных систем, следствием чего является, например, заикание, энурез, исчезновение речи (мутизм).

    Прогноз невроза зависит как от непосредственных причин болезни, так и от факторов и условий, способствовавших проявлению болезни.

    Существует т.н. школьные неврозы, под которыми понимают нежелание ребенка идти в школу. Но дело в том, что все неврозы у школьников сопровождаются нежеланием посещать школу. Это же касается и всех других психических расстройств у школьников. Ясно, что всякие психические отклонения приводят к выраженной в той или иной степени социальной дезадаптации. В природе еще не описано болезней, благодаря которым, больной человек был бы способен работать продуктивнее и дольше здоровых. У школьника социальная жизнь сводится главным образом к учебе. Если он серьезно заболел, то неминуемо нарушается школьная адаптация и в некоторых случаях ученик перестает посещать школу. Это бывает при многих неврозах и при других психогенных расстройствах.

    Бывает и иное: само по себе посещение школы не приятно ребенку, действует на него угнетающе, он избегает посещать школу. Или от того, что его там обидели, или учителя слишком строги (с его точки зрения), либо он не выучил урок и боится показать свою несостоятельность или, быть может, школьнику хочется идти по пути наименьшего сопротивления и он любой ценой не идет в школу? Вариантов человеческого поведения здесь бесконечное множество.

    Итак, у школьников практически не бывает неврозов, которые бы не проявлялись в школе или гебыли связаны с ее посещением. Поэтому в понятие школьного невроза включается и всевозможные неврозы, и патохарактерологические расстройства и все другие.

    Почти все психологические расстройства, кроме протекающих с интеллектуальной недостаточностью, окрашены в печальные, грустные тона. Конечно, далеко не все печальные люди психически больны, но почти все душевно–больные печальны. Впрочем, есть одна болезнь (в наши дни довольно редкая), которая иногда проявляется в болезненно повышенном настроении. Речь идет о маниакально–депрессивном психозе. При этом психозе чередуется депрессия (тоска, скорбь, скованность) и мания (безоблачно веселое настроение с чрезмерной говорливостью, подвижностью и прочее). Маниакально–депрессивный психоз у детей не бывает. Он регистрируется у подростков и в более старшем возрасте.

    Чаще всего в практике детского и подросткового психиатра встречаются невротические депрессии и специфические депрессии у подростков.

    В чем смысл невротических депрессий? Человек испытывает неблагоприятное психическое воздействие, у него ухудшается настроение, он испытывает чувство своей неполноценности, ущербности, ругает себя, ищет всевозможные недостатки и т.п. Все это сочетается с невротическими нарушениями сна, аппетита и пр.

    Депрессия у подростков часто сопровождается грустью и печалью, которые нередко достигают такой степени, что подросток добровольно расстается с жизнью. Если речь идет о депрессии, то всегда нужно быть начеку; почти все самоубийства совершаются, когда настроение понижено, когда одолела тоска и потерян смысл жизни. Всякое неуважение к школьнику, грубое к нему отношение – это и многое другое могут вызвать пониженное настроение или заострить его, а от этого до непоправимой беды один шаг.

    Исключить неврозы можно, если в каждом школьном коллективе, в каждой семье, в каждом случайном микросоциальном объединении люди будут щадить друг друга, не станут портить себе нервы, не будут ссориться по пустякам, если они начнут разумно следовать нормам и принципам психогигиены.

    2.1. Как лечатся психические расстройства.

    Перейдем теперь к вопросу лечебного воздействия на школьников с той или иной нервной патологией. Понятно, что педагог не может лечить, но знать, как лечат и по возможности помогать в этом врачу он обязан. Для этого нужно обладать «…широким взглядом на человечество, высоким умственным развитием и неповрежденным интеллектом». Педагог должен быть «симпатичным, откровенным, честным и безыскусственным. От него требуется самообладание и милосердие, высокое внимание и наблюдательность, находчивость, способность быстро ориентироваться во всех положениях, простота в общении. Но что особенно важно, …так это сдержанность, он должен не проявлять ни гнева, ни неудовольствия, а всегда быть ровным и приличным» (С.С. Корсаков).

    От дурного слова можно заболеть, от хорошего — выздороветь.

    В начале 20 века наиболее проницательные врачи поняли, что область применения различных видов внушения очень ограниченна, лечебный эффект наступает далеко не всегда.

    В 1903 году швейцарский врач Поль Дюбуа (1848 – 1918) опубликовал книгу «Психоневрозы и их лечение», где он выступал против гипноза. Дюбуа утверждал, что цивилизованный человек нуждается прежде всего в психотерапии, адресованной к разуму индивидуума.

    Нужно помнить, что у подростков очень обострено чувство справедливости. Из-за того, что они видят в окружающем мире несправедливость, либо преувеличивают что-то реально существующее, у них возникают реакции оппозиции, конфликты с педагогами и родителями. Подростка необходимо воспитывать именно в духе гибкого, непрямолинейного стремления к справедливости, тогда воспитание будет встречать в нем душевный отклик и формировать авторитет старших.

    В начале 20 века стала развиваться коллективная психиатрия. В разных странах, в т.ч. и в России, были ученые, которые разрабатывали этот раздел психотерапевтических знаний и умений.

    В одной из петербургских поликлиник имеется особый кабинет. Он весь увешан рисунками детей, уставлен скульптурами, сделанными детьми из пластилина. Ну, а игрушек – магазинных или самодельных – в этом сказочном кабинете великое множество. Этот кабинет создан А.И. Захаровым – большим энтузиастом использования детских игр в лечебных целях. Безо всяких лекарств, а только с помощью игр он излечивает многие неврозы, психосоматические расстройства, нарушения поведения. Существует также прием психодрамы, созданный Морено. Еще Аристотель отмечал, что люди, посмотревшие театральную трагедию нередко как бы очищаются от мелочных и амбициозных переживаний, заблуждения, плохого настроения. Этот процесс душевного очищения, успокоения через страдание Аристотель назвал словом катарсис. Морено решил использовать катарсис в лечебных целях. О широко практиковал лечебные спектакли, в которых принимали участие сами пациенты с нарушением поведения, с неотреагированными эмоциями и т.д. Для детей, чрезмерно стеснительных, робких, не склонных интересоваться окружающими из-за каких-то свойств собственного характера, можно создать «школу общения», где дети будут учиться говорить.

    Куда следует обратиться, если у школьника обнаружились невралгические или психические отклонения?

    Педагог должен рекомендовать родителям обратиться в психоневрологический диспансер. Педагог должен быть очень деликатен, говоря с родителями ребенка, у которого замечены те или иные реакции повышенной раздражительности. Вместе с родителями педагог должен как-то разрешить конфликтную ситуацию. Если педагог обнаружит, что он сам виноват в нарушении психологического комфорта школьников, он должен изменить свое поведение, улучшить отношения с учащимися. Педагог ни в коем случае не должен рассказывать учащимся о душевных болезнях одноклассников, он обязан быть в высшей степени деликатным и осторожным. Необходимы душевная тонкость педагога, его такт, гибкость, предусмотрительность, чуткость. Педагог, конечно, должен быть добрым, но не добреньким: когда необходимо, он обязан быть требовательным, даже жестким. Однако, требовательность – это не хамство, не жесткость, не злопамятность, не садизм. Если эти общие принципы будут выполняться, то детей с недостатками в воспитании будет меньше. А о чем еще может мечтать педагог?

    2.2. Как исправить недостатки в характере школьников?

    Родители часто называют нервными детей, не страдающих ни какими нервными заболеваниями. Мать говорит о грубом, не дисциплинированном сыне: «Он у меня нервный». Мальчик совершенно здоров, а слыша, как мать называет его нервным, он начинает оправдывать «нервностью» свое плохое поведение.

    Однако не в меньшей мере неправильно относиться к нервным, психически неуравновешенным и больным детям, как к просто плохо воспитанным, избалованным. Такие дети, как уже было написано раньше, нуждаются в лечении и в создании для них специального режима.

    Не следует забывать, что причиной нервных и психических заболеваний иногда бывают ошибки в воспитании. Они могут вызвать у детей серьезные травмы (потрясения), с которыми не все дети справляются и которые могут повлечь патологические явления в нервной системе и психике ребенка.

    Путь воспитания и перевоспитания характера детей нелегкий.

    Если нежелание работать или небрежное отношение к работе у школьника повторяется часто, то мы говорим, что этот школьник ленив. Чтобы бороться с ленью учащихся, надо хорошо разбираться в разных формах и проявлениях этого недостатка. Школьники могут лениво относиться к любой работе, а иногда лишь к отдельным видам труда. Если ученик небрежно относится ко всем учебным занятиям, к физическому труду и к общественным поручениям, то мы вправе назвать его лентяем, ибо упорное нежелание работать сделалось одной из черт его характера.

    Нельзя сказать, что возникновению лени благоприятствует какой-либо природный тип высшей нервной деятельности, на основе которого различаются темпераменты людей. Ленивыми могут быть и подвижные и вялые. Иногда родители, сами того не сознавая, способствуют проявлению лени.

    Ленность детей порождается отсутствием в семье трудовой обстановки. Дети легко заимствуют не только хорошее, но и дурные привычки от своих родителей.

    Ленность часто порождается избалованностью детей в семье. Нежелание работать может возникнуть у детей в результате неправильного отношения к ним родителей, когда родители без конца твердят об отсутствии у детей способностей. Дети теряют веру в свои силы, не надеясь на успех, у них пропадает желание трудиться.

    Противоположная ошибка – чрезмерное захваливание своих детей. Когда им внушается преувеличенное мнение об их способностях, также может привести к ленности.

    Небрежное отношение к занятиям у учащихся часто объясняется возникновением другого интереса, не связанного непосредственно с учением.

    У детей довольно рано складываются индивидуальные интересы и они редко с одинаковой охотой занимаются всеми учебными процессами. Нужно убеждать учащихся, что общее образование необходимо.

    Чтобы предупредить возникновение лени у детей, нужно своевременно приступить к воспитанию у них положительных черт характера: прилежания, добросовестного, внимательного отношения к труду и в первую очередь к своим учебным занятиям.

    Для перевоспитания подростка в любом случае необходим детский дружный коллектив, а первая задача – включить учащегося в жизнь коллектива.

    Сущность перевоспитания заключается в нормализации всей психической жизни подростка.

    Первое важное направление перевоспитания подростков – усиление их умственного развития. В этом плане, как указывает И.А. Невский, должны решаться следующие основные задачи:

    • выявление и ликвидация запущенности в знаниях по всем учебным предметам;
    • выявление и устранение недостатков в нравственном сознании и формирование навыков поведения в обществе, в семье, в школе;
    • преодоление дефектов в развитии внимания, наблюдательности, памяти, мышления, речи;
      • нормализация отношений с родителями, педагогами, сверстниками, воспитание ответственности за поведение, труд, учение.

      В связи с этим система перевоспитания подростков в школе должна включать специальную работу по умственному развитию детей в процессе обучения. Школа должна предоставить подростку возможность самоутверждения, найти себя, применить свои силы и способности, заслужить уважение педагогов и сверстников.

      Характер педагогических требований в перевоспитании во многом определяется принципом целостности воспитательного процесса. «Диалектичность педагогического действия настолько велика, — писал А.С. Макаренко, — что никакое средство не может проектироваться как положительное, если его действие не конкретизируется всеми другими средствами, применяемыми одновременно с ним».

      Педагогические воздействия – лишь небольшая часть воспитательных влияний, воспринимаемых подростком, причем наиболее неустойчивая. Чаще всего воздействие воспитателя носит словесный характер. Однако эффективность педагогических воздействий определяется связью слова с другими средствами: трудом, игрой, примером, традициями, общественным поручением,

      Перевоспитание – очень сложный процесс и требует знания педагогической психологии.

      Педагогические воздействия воспринимаются личностью лишь тогда, когда они отвечают целям и задачам самосовершенствования.

      Нередко встречаются дети, отрицательные качества которых видны каждому, например, недисциплинированность, грубость, а положительные незаметны, например, честность, верность слову. Пока конкретное содержание положительных и отрицательных качеств не выявлено, нельзя говорить о степени педагогической запущенности.

      Можно выделить три ступени педагогической запущенности: первая ступень характеризуется небольшими отклонениями в социальном развитии – нарушение нормальных взаимоотношений с педагогами и родителями.

      Для второй ступени педагогической запущенности характерно углубление конфликтных отношений подростка с коллективом сверстников и семьей, его поведение определяется личными эгоистическими мотивами. У подростков на второй ступени педагогической запущенности иногда проявляется сознание собственной неполноценности, резко заметно отставание от сверстников в умственном развитии. В результате усиливается влияние «улицы». Подросток фактически становится безнадзорным и отрицает право других воспитывать себя.

      Третья ступень педагогической запущенности характеризуется острым кризисом в развитии ребенка, ему очень трудно жить в обычном детском коллективе и семье, он не только не хочет, но и не может придерживаться общепринятых моральных норм и правил поведения. На третьей ступени педагогической запущенности умственное развитие идет в полном отрыве от нравственного. Возникает состояние полной безнадзорности, анархизма в поведении, педагогический контроль оказывается невозможен.

      Определение уровня педагогической запущенности – дело сложное, но даже приблизительное представление о ней очень важно для организации перевоспитания.

      В целом при изучении трудновоспитуемости следует иметь в виду следующее: в сложных ситуациях, в конфликтах, в столкновении коллектива и личности, в борьбе мотивов самого подростка всегда проявляется самое существенное. И прежде всего надо уметь найти то главное в психике трудного подростка, на что можно опираться в процессе перевоспитания.

      Не секрет, что трудновоспитуемость ведет к преступности. Для решения проблем социального управления и социально – психологической помощи необходима интеграция многих сложных отраслей знания. Важная роль при этом, — особенно, когда речь идет о предупреждении отклонений и аномалий в социальном развитии детей и подростков, отводится психологии. Интегрировать области психологического знания, способного объяснить природу и генезис отклоняющегося поведения у детей и подростков в период взросления, а также дать обоснование комплексным профилактическим мерам призвана превентивная психология.

      Сферой применения превентивной психологии является прежде всего воспитательно – профилактическая деятельность среди несовершеннолетних. Это объясняется тем, что ассоциальное поведение среди детей и подростков имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза. При этом большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения играют социально – психологические, психолого – педагогические, психологические факторы.

      Очевидно, что воспитательно – профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции. Для общей ориентировки в разнообразных методах психологической диагностики необходимо определить некоторые общие принципы отбора превентивных психодиагностических методов, которые позволяют выявить причины и характер социальной и психологической дезадаптации детей и подростков. Решение этой проблемы лежит также на путях системного анализа отклоняющегося поведения у детей и подростков, позволяющего выявить комплекс неблагоприятных психологических, психолого-педагогических и социально-психологических факторов, обуславливающих отклонения в психическом и социальном развитии детей.

      Отсюда очевидно, превентивная психодиагностика должна начинаться с выявления наличия либо отсутствия психологических предпосылок отклоняющегося поведения, затрудняющих социальную адаптацию ребенка (отставания или задержки в умственном развитии, наличие или отсутствие нервнопсихических заболеваний и патологий – неврозов, психопатий, психиатрических расстройств, различных пограничных состояний). Обнаружение такого рода неблагоприятных психологических особенностей требует специальных лечебно-воспитательных мер, в которые необходимо включать врачей, дефектологов, патопсихологов.

      Далее важно выявить дефекты индивидуально-психологического характера, включая нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сферы (повышенная тревожность, агрессивность, акцентуации характера, неадекватная самооценка и т.д.), что требует индивидуального педагогического подхода, а также дополнительных психокоррекционных программ.

      Следует также, наряду с индивидуально-психологическими особенностями изучить и социально-психологические особенности личности подростка, характеризующегося социальной дезадаптацией. Эта задача тесно связана с проблемой социального развития.

      Сюда следует отнести уровень социального развития, основные диагностические признаки которого определяются сферами социализации индивида (сфера труда, общения, познания, самоопределения, самопознания). Затем параметры важнейшей социально-психологической характеристики личности – направленности (ценностные ориентации и социальные установки). Отдельно следует выделить референтные ориентации, играющие очень большую роль в подростковом возрасте. И, наконец, немалую значимость в объяснении причин характера социальной дезадаптации играет система самооценок и ожидаемых оценок индивида, то, что относится к престижным механизмам саморегуляции поведения подростков и отклоняющегося поведения в первую очередь.

      Кроме того, важно отметить, что превентивное психодиагностическое исследование не может ограничиться лишь личностной диагностикой. Необходимо также исследование социальной ситуации, провоцирующей дезадаптацию детей и подростков. Эта социальная ситуация представлена, как правило, неблагоприятно складывающимися детско-родительскими отношениями, атмосферой семьи, характером межличностных отношений и социометрическим статусом ребенка, подростка в среде сверстников, педагогической позицией учителя, школьной атмосферой, социально-психологическим климатом в классном коллективе.

      Таким образом, очевидно, что в психологическом превентивном обследовании нельзя ограничиваться методами, представленными какой-то одной отраслью психологического знания. Так же, как при изучении природы отклоняющегося поведения, здесь необходим системный междисциплинарный подход, позволяющий интегрировать диагностические методы дифференциальной, социальной, педагогической, медицинской психологии. То есть речь по сути дела идет о конечном этапе развития психологического знания, когда происходит интеграция различных узких дисциплин для решения единой актуальной социальной проблемы.

    • С.А. Беличева «Основы превентивной психологии» ДИЦ Консоциума «Социальное здоровье России» Москва 93г.
    • М.И. Буянов «Беседы о детской психиатрии» Москва, «Просвещение» 86г.
    • «Заболевания вегетативной нервной системы» – руководство для врачей под ред. проф. А.М. Вейна. Москва «Медицина» 91г.
    • А.И. Кочетов «Перевоспитание подростка» Москва «Просвещение» 72г.
    • Н.Д. Левитов «От чего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять» Москва АПНРСФСР, 61г.
    • nsportal.ru