Возрастные особенности неврозов

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ

Своеобразие клинической картины неврозов зависит от возра­ста заболевших. Как правило, детские неврозы отличаются моно- симптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные бо­лезнями или недостаточно сформировавшиеся органы и системы.

В раннем детском возрасте среди клинических проявлений преобладает соматовегетативная симптоматика. Она, как правило, возникает в 6—7 месяцев, реже в более раннем возрасте. Дети ста­новятся пугливыми, плаксивыми, не отпускают от себя мать, боят­ся новых лиц и игрушек, страдают нарушениями сна, расстройст­вами функций желудочно-кишечного тракта. Отличаются крайней утомляемостью и склонностью к реакциям протеста.

В период первого возрастного криза (2—4 года) уже появля­ются нарушения поведения, среди которых преобладают активные (вспышки возбуждения, агрессия) и пассивные (энурез, энкопрез, анорексия, запор, мутизм) реакции протеста.

Во время второго возрастного криза (6-8 лет) невротические расстройства становятся разнообразнее, и среди них могут быть уже системные неврозы: энурез, заикание, тики, так называемые школьные неврозы (страх посещения школы и в связи с этим рво­ты, анорексия, головные боли и т. д.), трудности в поведении (не­послушание, склонность к дракам).

В препубертатном возрасте реакции протеста приобретают черты сверхценных образований (например, уходы из дома).

В период полового созревания наблюдаются не соматовегета- тивные реакции, а ипохондрические состояния, повышенная склон­ность к возникновению сверхценных идей (дисморфомании, нер­вной анорексии или булимии), разные формы имитационного по­ведения (подражания взрослым).

Этиология неврозов у детей. Психическая травма — ведущая причина, ее патогенное значение определяется сложнейшими взаимоотношениями с множеством предрасполагающих условий: генетически обусловленной «почвы» и «приобретенного» предрас­положения, являющегося результатом всей жизни индивида (см. главу 4).

Биологигеские факторы. В происхождении неврозов играет определенную роль наследственность, что подтверждает, в частно­сти, конкордантность по неврозам в 23% у двуяйцевых близнецов и в 45% у однояйцевых. Патологическая беременность и аномаль­но протекавшие роды вносят свою лепту в создание предрасполо­жения к неврозам. Перенесенные соматические заболевания отме­чены у 42,7% детей, страдающих неврозами, что подтверждает сенсибилизирующую роль телесных болезней в происхождении невротических расстройств.

Психологигеские факторы. В происхождении и оформлении клинической картины неврозов имеют большое значение премор- бидные особенности личности (акцентуации характера, психопа­тии). Психические травмы детства (потеря родителей в 30—40%), болезнь родителей, длительная разлука с ними, конфликты между близкими людьми также участвует в возникновении неврозов.

Социальные факторы. Самыми важными из факторов этого ря­да считаются трудности в родительской семье (развод, внебрачное рождение, воспитание приемными родителями).

[7] Тест для самостоятельной работы

а) реакция личности на неблагоприятную жизненную ситуацию;

б) реакция личности на соматическое заболевание;

в) астеническое состояние любого происхождения.

2. Неврастения — это:

а) раздражительная слабость, повышенная возбудимость, сниже­

ние самочувствия, повышенная истощаемость психогенного происхождения; .

в) основной признак этого заболевания — наличие навязчивых состояний.

4. Невроз навязчивых состояний — это:

а) раздражительная слабость, повышенная возбудимость, сниже­ние самочувствия, повышенная истощаемость психогенного происхождения;

б) диссоциативное расстройство движений и ощущений, симпто­матика которого основана на повышенной эмоциональности и внушаемости;

5. Особенности неврозов у детей — это:

а) нет никаких возрастных особенностей; ■

б) моносимптомность, поражение ослабленных и недостаточно сформировавшихся систем, преобладание соматовегетативных проявлений, нарушения поведения;

в) более легкое течение.

а) врожденное недоразвитие речи;

а) нарушение речи при локальном поражении головного мозга;

б) отказ от ответной и спонтанной речи;

в) отсутствие звучной речи при сохранности шепотной.

а) снижение настроения, психическая и моторная заторможен­ность;

б) отсутствие эмоциональных проявлений, вялость, безразличие;

в) раздражительность, возбудимость, слабость, утомляемость, ис- тощаемость, эмоциональная лабильность.

9. Аффективно-респираторные судороги — это:

а) малые припадки;

б) любые детские припадки;

в) психогенные приступы потери сознания, возникающие на фоне расстройств дыхания и иногда сопровождающиеся судорогами.

10. Невротический ритуал — это:

а) непроизвольное действие;

б) защитное навязчивое действие, выполняемое вопреки воле больного;

в) повторяющееся движение.

Л1 Рекомендуемая литература

Антропов Ю. Ф., Шевгенко Ю. С. Психосоматические расстройства и пато­логические привычные действия у детей и подростков,— М.: Изд. Ин-та Психотерапии, 1999.

Гарбузов В. И., Захаров А. К, Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лече­ние.— Л.: Медицина, 1977.

Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков.— СПб.: Союз, 1998.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.— М.: Медицина, 1995.

bib.social

Возрастной фактор

Возрастной фактор в патогенезе неврозов имеет значение в плане нахождения наиболее чувствительного возраста к появлению невротических расстройств. У 325 детей с неврозами (191 мальчик и 134 девочки) средний возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек — 6,5 лет.

В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом. Если мы вспомним ранее приведенные данные о выраженности нервных проявлений (более широких, чем невроз) у детей дошкольного возраста, то именно в 5 и 6 лет они встречаются наиболее часто, указывая на особый, сензитивный этап в развитии психики и формировании личности. В этом же возрасте наибольшее распространение имеют возрастные страхи, в том числе страх смерти и связанные с ним страхи, клинически заостряемые сильными переживаниями, испугами и болезнями. Велика потребность в данном возрасте и в общении со сверстниками, проявляющаяся также потребностью ролевой идентификации с родителем того же пола при сохраняющемся чувстве любви и привязанности к родителю другого пола. Блокирование этих потребностей, отсутствие чувства безопасности и уверенности в себе, равно как и аффективно переживаемый опыт жизненных неудач в совокупности с перенапряжением психофизиологических возможностей, отчетливо дают о себе знать в виде длительно действующего и неразрешимого психического стресса, проявляемого впоследствии клинической картиной невроза. Более раннее возникновение у мальчиков невротических расстройств указывает среди прочих факторов и на их большую чувствительность к эмоциональным проблемам взаимоотношений с матерью, как наиболее близким и одновременно травмирующим вследствие своего неадекватного отношения человеком.

При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2,3,5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация — следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны — противоборства родителей с упрямством детей, фактически же — с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством «я».

В 64% невроз возникает в дошкольном и в 36% — в школьном возрасте (различия достоверны). Наибольшая тяжесть невроза наблюдается у мальчиков в младшем школьном возрасте. Необходимо заметить, что тяжесть невроза у мальчиков достоверно выше, чем тяжесть невроза у девочек.

Как у мальчиков, так и у девочек неврастения чаще всего начинается в 2, 3 и 7 лет; истерический невроз — в 3 года; невроз страха — в 5 лет; обсессивный невроз — в школьном, преимущественно в подростковом, возрасте. Таким образом, наиболее ранними клиническими формами невротического реагирования (в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте) будут неврастения и истерический невроз, невроз страха в старшем дошкольном возрасте, повторно неврастения в младшем школьном возрасте и обсессивный невроз в подростковом возрасте. Соответственно, возрастными аспектами происхождения неврозов будут: неврастении в 2 и 3 года — борьба родителей с упрямством детей; истерического невроза в 3 года — нарушение эмоционального контакта со стороны матери и отсутствие признания детей в семье; невроза страха в 5 лет — аффективное, ситуативно обусловленное заострение возрастных страхов; неврастении в 7 лет — нервно-психическая перегрузка у детей под влиянием чрезмерных требований родителей; обсессивного невроза в школьном, чаще подростковом, возрасте — морально-этические, аффективно заостренные и неразрешимые конфликты. Нетрудно увидеть в подобной возрастной динамике переход от внешне детерминированных патогенетических конфликтов при неврозах в первые годы жизни детей к конфликтам внутреннего плана у подростков.

scibook.net

Возрастные особенности неврозов

Как указывалось, частота возникновения неврозов не одинакова в разных возрастах. Это обусловлено в значительной мере социальными факторами. Невроз может возникнуть или усилиться в связи с поступлением ребенка в школу, особенно в том случае, когда ребенок по своему умственному и физическому развитию еще не подготовлен к школьным требованиям.

Увеличение заболеваемости в пубертатном периоде обусловлено не только и не столько анатомо-физиологическими особенностями этого возраста, сколько социальными причинами. В этом возрасте перестраивается отношение подростка к окружающему, резко выражено стремление к самостоятельности, самоутверждению, пробуждается интерес к другому полу.

Это часто связано с неправильной оценкой своих возможностей, своей внешности, своего положения в семье. Отношения с родителями, воспитателями и учителями усложняются, могут возникать конфликты в школе и дома. Все это предрасполагает к возникновению неврозов и обострению имевшихся раньше невротических проявлений, особенно в тех случаях, когда ситуация складывается неблагоприятно.

Классификация симптомов, выделение отдельных форм детских неврозов представляет большие трудности, в связи с чем некоторые клиницисты предпочитают говорить не о формах, а об отдельных типах детских невропатий. Г. Е. Сухарева (1959) совершенно справедливо замечает, что классификация форм детской нервности, построенная по патогенетическому принципу, может быть создана только на основе изучения патофизиологической сущности различных неврозов, т. е. тогда, когда отдельные группы будут характеризоваться не только сходством клинических проявлений, но и общностью патофизиологической основы.

Сходные взгляды высказывают и другие невропатологи (Футер, 1957, и др.). Клиническая картина невроза и его течение тесно связаны с особенностями психотравмы. Невроз может протекать различно, в зависимости от того, связано ли его возникновение с острой психической травмой (психический шок) или с длительной психической травматизацией (Симеон, 1958; Сухарева, 1959, и др.).

Психогенная реакция на острую травму, чаще наблюдающаяся у маленьких детей, может протекать с помрачением сознания, двигательным и вегетативными расстройствами. Эти реакции сравнительно однообразны по своим проявлениям и мало зависят от особенностей личности. В их осуществлении участвуют древние филогенетические уровни нервной системы.

Реакции на менее интенсивные и более постепенно действующие травмы всегда оказываются более сложными, индивидуально различными. Может быть различным и их течение. Так, реакция на острую травму часто, особенно у маленьких детей, оказывается кратковременной, тогда как реакция на длительно действующую травмирующую ситуацию наклонна принимать затяжной характер. Разграничение психогенных реакций у детей на острые и затяжные но всегда может быть четко проведено. Однако оно имеет значение не только для прогноза, но и для выбора терапевтического вмешательства.

medicalplanet.su

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.13) на тему: Особенности формирования и течения неврозов и неврозоподобных состояний

Оглавление диссертации Парушкина, Виктория Алексеевна :: 2005 :: Москва

Глава 1. Обзор литературы.

1.1 Современное состояние проблемы неврозов, неврозоподобных состояний и речевых нарушений в детском возрасте.

1.2 История учения о межполушарной асимметрии.

1.3 Частота и происхождение леворукости.

1.4 Классификация и диагностика леворукости.

1.5 Психологические особенности леворуких.

1.6 Клинические особенности неврозов у леворуких.

1.7 Лечение и профилактика неврозов у леворуких.

Глава 2. Материалы и методы исследования.

2.1 Материалы исследования.

2.2 Методы исследования.

2.2.1. Анамнестический метод.

2.2.2. Клинические данные.

2.2.3. Психологический метод.

2.2.4. Электрофизиологический метод.

2.2.5. Статистическая обработка.

Глава 3. Результаты собственных наблюдений.

3.1 Сравнительный анализ данных обследования леворуких и праворуких детей.

3.1.1. Общая характеристика больных, составляющих основную и контрольную группы.

3.1.2. Результаты сопоставительного анализа жалоб, предъявляемых родителями больных основной и контрольной группы.

3.1.3. Анализ анамнестических данных леворуких и праворуких больных.

3.1.4 Результаты анализа данных неврологического осмотра и электроэнцефалографического исследования леворуких и праворуких больных.

3.1.5 Данные исследования психомоторики леворуких и праворуких больных.

3.1.6 Результаты психологического тестирования больных основной и контрольной групп.

3.2 Сравнительный анализ данных групп детей, имеющих речевые расстройства типа дисграфии, дислексии и без нарушений речи

3.2.1 Общая характеристика больных, имеющих речевые расстройства и без нарушений речи.

3.2.2 Анализ данных моторного и психоречевого развития детей с речевыми расстройствами и без нарушений речи.

3.2.3 Сопоставление объективных данных детей из групп с речевыми расстройствами и без нарушений речи.

3.2.4 Результаты электроэнцефалографического исследования больных с речевыми расстройствами и без нарушений речи.

3.2.5 Данные исследования психомоторики больных с речевыми расстройствами и без нарушений речи

Введение диссертации по теме «Нервные болезни», Парушкина, Виктория Алексеевна, автореферат

Неврозы и неврозоподобные состояния являются одной из актуальных проблем детской неврологии и педиатрии, поскольку относятся к самым распространенным нервно-психическим заболеваниям [34]. В настоящее время наблюдается подъем заболеваемости функциональными заболеваниями [17, 58]. Своевременная диагностика и адекватная коррекция невротических нарушений в детском возрасте обеспечивают социальную адаптацию и качество жизни в дальнейшем этой категории больных. Высокая частота и социальная значимость неврозов и неврозоподобных состояний обусловливают научный интерес к этой проблеме.

В развитии невротических расстройств ЦНС играет роль острая или длительно существующая психологическая травма, преморбидный фон, а также особенности соматического здоровья и нервной системы, так называемая «биологическая почва» [35, 56]. Факторами, предрасполагающими к формированию невротической реакции, невротического состояния, а далее невротического развития личности, считают дисгармонично протекающие возрастные кризы, соматическую ослабленность организма ребенка, последствия перенесенных черепно-мозговых травм, нейроинфекций и другое. Несмотря на значительное число работ, посвященных изучению функциональной межполушарной асимметрии и неврозам у детей, особенности межполушарных отношений и их влияние на формирование неврозов и неврозоподобных состояний в детском возрасте остается недостаточно изученными. В начале 80-х годов XX столетия проводились работы по исследованию особенностей неврозов у леворуких детей. Выявлена высокая невротизация левшей, описаны клинические и психологические особенности леворуких детей, а также выявлено значение переучивания на использование при письме и других действиях правой руки как важнейшего этиопатогенетического фактора для развития неврозов у леворуких детей [2, 3, 42, 50, 63, 64, 65, 85].

В настоящее время частота невротических расстройств у левшей остается достаточно высокой, отсутствует дифференцированный подход по отношению к леворуким детям, остаются неизученными вопросы взаимоотношения типов функциональной межполушарной асимметрии и неврозов, а также речевых нарушений и леворукости.

В связи с этим, актуальным представляется выявление причин формирования неврозов и неврозоподобных состояний у леворуких детей, разработка критериев для корректной диагностики леворукости, а также обоснование диспансеризации пациентов с признаками левшества.

Целью настоящей работы является выявление на основании сопоставительного анализа клинико-анамнестических, психологических и электрофизиологических показателей особенностей происхождения и течения неврозов, неврозоподобных состояний и речевых нарушений у леворуких детей и разработка методов их оптимальной профилактики и лечения.

1. Изучить причины формирования и клинические особенности неврозов и неврозоподобных состояний у леворуких детей.

2. Изучить особенности межполушарной асимметрии у детей, страдающих неврозами и неврозоподобными состояниями.

3. Выявить частоту и взаимосвязь между неврозами, неврозоподобными состояниями и речевыми нарушениями у леворуких детей.

4. Разработать основные принципы профилактики и лечения неврозов и неврозоподобных состояний у леворуких детей.

Впервые на основании комплексного обследования больных, включающего клинико-анамнестические, психологические и электрофизиологические показатели установлены причины формирования и особенности течения неврозов, неврозоподобных состояний и речевых нарушений у детей с различными типами межполушарной асимметрии, а также сформулированы основные принципы их профилактики и лечения.

Полученные данные могут быть использованы в лечебных учреждениях для дифференцированной терапии и профилактики неврозов и неврозоподобных состояний у леворуких детей, а также педагогами и дефектологами для решения вопроса о медико-педагогической тактике в отношении детей, пишущих левой рукой.

Научно-практическая ценность работы определяется также тем, что ее результаты могут быть использованы при прохождении курсов неврологии студентами и слушателями факультетов повышения квалификации врачей медицинских вузов и институтов усовершенствования.

Внедрение в практику

Материалы диссертационного исследования используются в педагогической работе кафедры нервных болезней и нейрохирургии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии.

Результаты работы внедрены в практику психоневрологической клиники СПбГПМА и медико-психологического центра Василеостровского района г.Санкт-Петербурга.

Основные положения работы обсуждались и положительно оценены на научно-практической конференции молодых ученых в НИИ Психоневрологии им. В.М.Бехтерева (Санкт-Петербург, 2002) и Научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры нервных болезней СПбГПМА (Санкт-Петербург, 2002).

Работа докладывалась и оценена положительно на заседании проблемной комиссии и на расширенных заседаниях кафедры нервных болезней СПбГПМА.

По материалам работы опубликовано 9 научных работ.

Структура и объем работы

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, главы собственных результатов, обсуждения полученных результатов, выводов, практических рекомендаций, списка цитируемой литературы и содержит 119 страниц основного текста, включая 31 таблицу и 4 рисунка. Список литературы включает 150 источников, из которых 92 отечественных и 58 зарубежных.

Заключение диссертационного исследования на тему «Особенности формирования и течения неврозов и неврозоподобных состояний»

1. Неврозы и неврозоподобные состояния у леворуких детей в 21% случаев формируются на фоне ранней детской нервности и у 40% больных на фоне задержанных темпов моторного и психоречевого развития, что достоверно выше, чем у праворуких детей (12,5% и 4,88% соответственно).

2. У леворуких детей достоверно чаще по сравнению с праворукими выявляются повышенная возбудимость и признаки очаговой микросимптоматики и достоверно реже — невротические тики и функциональный тремор.

3. Расстройства речи типа дисграфии, дислексии часто выявляются у больных неврозами и неврозоподобными заболеваниями, особенно у леворуких.

4. При регистрации ЭЭГ установлено, что у леворуких больных достоверно чаще по сравнению с праворукими выявляются изменения органического характера.

5. Неврозы и неврозоподобные заболевания у леворуких детей протекают длительно, часто резистентны к терапии, и имеют менее благоприятный прогноз, чем у праворуких детей.

1. Детям с признаками леворукости до поступления в школу рекомендуется проводить комплексное (неврологическое, нейропсихологическое и дефектологическое) обследование для выработки индивидуальной медико-педагогической тактики.

2. Для корректной диагностики ведущей руки наиболее информативным тестом является штриховальный тест М.Штамбак в модификации И.А.Курбатовой.

3. Поскольку у леворуких детей отмечается высокая частота речевых расстройств типа дисграфии. дислексии, им рекомендуется раннее обследование и наблюдение у логопеда.

Список использованной литературы по медицине, диссертация 2005 года, Парушкина, Виктория Алексеевна

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. М.: Изд-во института психотерапии, 2002. — 212с.

2. Айрапетянц В.А. Функциональная организация мозга леворуких детей: Сб. тр./Леворукость у детей и подростков/под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской и проф. А.П.Чуприкова.- М., 1987 С. 54-59.

3. Александровская Э.М. Взаимосвязь между латеральным фенотипом и личностными особенностями у детей младшего школьного возраста: Сб. тр./Леворукость у детей и подростков/под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской и проф. А.П.Чуприкова М., 1987 — С. 36-38.

4. Аршавский В.В. Особенности типов полушарного реагирования и уровень тревожности у право- и леворуких индивидов в различных регио-нах//Физиология человека. -1998. -том 24. -№1. С. 134-137.

5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1996-231с.

6. Безруких М.М., Киселев М.Ф., Комаров Г.Д., Козлов А.П., Корнешова Л.Е., Ланда С.Б., Носкин Л.А., Пивоваров В.В. Возрастные особенности организации двигательной активности у детей 6-16 лет//Физиология человека.2000. 26. — № 3. — С. 100-104.

7. Безруких М.М., Князева М. Если ваш ребенок левша- Тула, 1994- 78с.

8. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома Екатеринбург: Питур,2001.-315с.

9. Безруких М.М., Хрянин А.В. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности организации зрительно-пространственной деятельности у право- и леворуких детей 6-7 лет//Физиология человека. 2000. — 26. — №1. — С. 11-20.

10. Бережковская Е.Л., Голод В.И., Туровская З.Г. Сенсорная асимметрия у здоровых и у больных логоневрозом//Вопр. психологии-1980- №1- С.57-63.

11. Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л., 1989. — 262с.

12. Богданов Н.Н. Дерматоглифика пишущих левой//Вопр. психологии. -1997-№2. С.76 — 78.

13. Большая медицинская энциклопедия- М., 1981. том 16. — С.730.

14. Брагина Н.К., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. — М., 1988.-240с.

15. Бурлакова М.К. Речь и афазия. М., 1997.- С.37-52.

16. Вейн A.M., Алексеева В.В. Соотношение сенсомоторной латерализации с ЭЭГ и личностными особенностями при нейросоматической патоло-гии//Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1982-218с.

17. Вейн A.M. Неврозы//Журн. неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. -1998. -№11- С.38-41.

18. Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей (методические рекомендации) №11-14/14 6 от 30.04.85.- М., 1985.-11с.

19. Глазман Ж.М., Ковязина М.С., Ермолаев Д.В. Роль правого и левого полушарий в эмоциональной оценке зрительных стимулов//Физиология человека. 2000. — 26. -№4. — С.25-29.

20. Двирский А.Е. Частота леворукости и ее антропофизиологическая характе-ристика//Врачеб. дело. -1975. -№9. С.121-123.

21. Двирский А.Е. Влияние наследственных и генотипических факторов на проявление леворукости//Функциональная асимметрия и адаптация человека.-М., 1976.

22. Деглин В.Л., Пахомова А.С., Филова А.Р. Особенности межполушарной асимметрии в восприятии объемности зрительных стимулов. Доклады АН. -1996.-T. 348.- №3. — С.410 — 413.

23. Дмитриева Е.С., Гельман В.Я., Зайцева К.А. Восприятие эмоциональной компоненты речи заикающимися детьми на фоне шума. Анализ эффективности опознания различных эмоций//Физиология человека. 2000. — 26. — №3. — С.13-20.

24. Добровольская Н.В. Роль правого и левого полушарий в восприятии глубины пространства//Физиология человека. -1996. -№ 6 С.131.

25. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М., 1994. — 230с.

26. Ендолов В.В., Куликова Н.А. Исследование межполушарных взаимодействий у детей 11-12 лет в условиях проведения психофизиологических коррекций. Рязань, 2001. — 21с.

27. Еремеева В.Д. Специфика корковой билатеральной регуляции речевых функций у детей с разной степенью праворукости: Сб. тр./Леворукость у детей и подростков»/под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской и проф. А.П.Чуприкова М., 1987. — С.62-66.

28. Ефимова И.В. Межполушарная асимметрия мозга и двигательные способ-ности//Физиология человека. -1996. -№1. С.35.

29. Жаворонкова Л.А., Трофимова Е.В. Динамика коггерентности ЭЭГ у правшей и левшей при засыпании. Сообщение II. Анализ межполшарных соот-ношений//Физиология человека. -1998. -том 24. -№1. С.32 — 40.

30. Заваденко Я.Я., Петрухин А.С., Успенская Т.Ю., Манелис Я.Г., Суворинова Я.Ю., Борисова Т.Х. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации: ее основные причины и подходы к диагности-ке/Шеврологический журн 1998 — № 6 — С. 13 — 17.

31. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков Л.: Медицина, Лен. отделение, 1988.-246с.

32. Захаров А. И. Неврозы у детей. СПб.: Дельта, 1996. — 478с.

33. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб, 1998. — 212с.

34. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. — 444с.

35. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста.-2-е изд. М., 1995. — 558с.

36. Корнев А.Н. Дизлексия и дизграфия у детей. СПб, 1995. — 224с.

37. Корнев А.Н. Применение нейропсихологических методов исследования у детей//Методы нейропсихологической диагностики. Л.И.Вассерман, С.А.Дорофеева, Я.А.Меерсон. СПб, 1997. — С.232-275.

38. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: ней-ропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. -М.: Рос. пед. агенство, 1997. 123с.

39. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М., 1983 — 171с.

40. Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1992. — 173с.

41. Крылов Д.Н., Кулакова Т.П. Психогигиенический аспект социализации подрастающего поколения: Сб. тр./Леворукость у детей и подростков /под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской и проф. А.П.Чуприкова.- М., 1987. -С.14-21.

42. Кузнецова Г.В. Кукурекин Ю.В. Корреляция латерального профиля и особенностей неврозов: Сб. тр./Леворукость у детей и подростков /под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской и проф. А.П.Чуприкова М., 1987.-С.100- 103.

43. Кураев Г.А. Функциональная асимметрия коры мозга и обучение. Ростов-на-Дону, 1982. — 160с.

44. Кураев Г.А., Орлов В.И. Клинико-нейрофизиологические аспекты межполушарной асимметрии мозга. Ростов-на-Дону, 1989. — 56с.

45. Курганская М.Е. Временные параметры теппинга и мануальная асиммет-рия//Физиология человека. -1997. -№ 6. С.40-43.

46. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников.-СПб., 1998.-222с.

47. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.-3-е изд. М., 2000. -504с.

48. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. СПб, 1995. — 121с.

49. Максименко М.Ю. Дети дошкольного возраста с функциональной недостаточностью правого полушария: проблемы диагностики и коррекции/ЯПкола здоровья. -1997. том 4. -№4. -С.23.

50. Матова М.А. Леволатеральность сенсомоторных функций и познавательные способности подростков: Сб. тр./Леворукость у детей и подростков /под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской и проф. А.П.Чуприкова М., 1987. -С.51-54.

51. Матоян Д. С. Латерализация тактильного восприятия у праворуких и леворуких людей//Физиология человека. -1998. -том 24. -№1. С.131-133.

52. Марютина Т.М. Роль наследственности в формировании мануальной асим-метрии//Вопр. психологии. -1999. -№3. -С.75-83.

53. Мачинская Р.И., Лукашевич И.П., Фишман М.Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5-8 летнего возраста в норме и при трудностях обучения//Физиология человека. -1997. -№ 5. С.5-11.

54. Московичюте Л.И. О функциональной роли левого и правого гиппокампа в мнестических процессах//Нейропсихология сегодня. М., 1995. — С.49-53.

55. Московкина А.Г., Анисимова И.В. Как помочь ребенку с нарушением вни-мания//Дефектология. -2000. -№1. С. 61-66.

56. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд. ЛГУ, 1960. — 246с.

57. Набиева Т.Н. Основные факторы риска возникновения заика-ния//Дефектология. -2000. -№1. С. 18-23.

58. Никифоров А.С. Неврозы//Журн. неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова.-1998. -№11. -С.33-37.

59. Овчинников Н.Д. Методика количественной оценки межполушарной функциональной асимметрии мозга//Физиология человека. -1997. -№6. С. 131132.

60. Петрухин А.С., Калинина Л.В., Величко М.А., Ковязина М.С. Дисгенезия мозолистого тела и нарушение межполушарного взаимодействия//Журн. неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. -1999. № 3. — С.56-59.

61. Пивень Б.Н., Голдобина О.А. Клинический патоморфоз неврозов//Журн, неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1997. — № 11. — С. 12-15.

62. Поборский А.Н., Кожевникова B.C. Адаптация первоклассников-семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новой учебной программе//Физиология человека. -1997. -№6. С.44-48.

63. Полюхов A.M. Дерматоглифы как модель изучения биологических основ всимметрии мозга: Сб. тр./Леворукость у детей и подростков /под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской и проф. А.П.Чуприкова- М., 1987. -С.48-51.

64. Порошенко А.Б., Баранова И.В., Пономарев А.И., Порошенко Л.Л. Взаимоотношения латеральных признаков человека в онтогенезе: Сб. тр./Леворукость у детей и подростков/под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской и проф. А.П.Чуприкова М., 1987. — С.33-36.

65. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей.-М.: Изд-во МГУ, 1991. 95с.

66. Семенович А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. Методические рекомендации. М., 1994. — 26с.

67. Семенович А.В., Цыганок А.А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза//Нейропсихология сегодня. -М., 1995.

68. Сердюковская Г.Н. Охрана здоровья детей и подростков и психогигиена леворуких: Сб. тр./Леворукость у детей и подростков/под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской и проф. А.П.Чуприкова.- М., 1987 С.3-7.

69. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости//Нейропсихология сегодня. М., 1995. — С.154-160.

70. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М., 1985.- 190с.

71. Скворцов И.А., Симерницкая Э.Г., Осипенко Т.Н. Неврологическая и нейропсихологическая характеристика «функционального виража» в критическом дошкольном периоде//Педиатрия. -1989. №1. — С.13-19.

72. Смусин А .Я., Рыбина И.Я., Слезин В.Б. Особенности клинических проявлений болезни при право- и левостороннем ишемическом инсульте//Журн. неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. -2001. -№3. С.50-51.

73. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга: перевод с англ.-М., 1983.-256с.

74. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств /отв. ред. М.Г.Храковская. СПб., 2001. -293с.

75. Суворова В.В. Функциональная асимметрия полушарий как проблема дифференциальной психофизиологии//Вопр. психологии. -1975. -№5. -С.26-33.

76. Сумченко Г.М. Преодоление ошибок письма при левшестве (из опыта ра-боты)/Центральные механизмы речи: Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти проф. Н.Н.Трауготт. СПб, 2001. -С.218-230.

77. Суходолец В., Ковалева М.К. Межполушарная фазовая синхронизация ЭЭГ у здоровых детей и детей с нарушением внимания: Сб. тр./Леворукость у детей и подростков/под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской и проф. А.П.Чуприкова М., 1987. — С.69-73.

78. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986, -255с.

79. Трошин В.М., Радаев A.M., Халецкая О.В., Радаева Г.М. Клинические варианты минимальной мозговой дисфункции у детей дошкольного возраста. -Нижний Новгород, 1999.

80. Фингелькурц Ан. А., Фингелькурц Ал. А. Межполушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы//Вопр. психологии. 2000. -№5.-С.111-121.

81. Функциональная асимметрия мозга у детей с нарушениями интеллекта, слуха и речи./отв. ред. Шеповальников А.Н. -М., 1992. 138с.

82. Хомская Е.Д. Об асимметрии блоков мозга//Нейропсихология сегодня. -М., 1995.-226с.

83. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Еникопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997. — 281с.

84. Чуприков А.П., Казакова С.Е. Клинические особенности неврозов у леворуких детей в условиях переучивания: Сб. тр./Леворукость у детей и подростков/под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской и проф. А.П.Чуприкова.- М., 1987. С.90-100.

85. Чуприков А.П., Линев А.Н., Марценковский И.А. Латеральная терапия. -Киев, 1994.-175с.

86. Чуприков А.П., Казакова С.Е. Клинические особенности неврозов у леворуких детей//Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. -1985. -LXXXV. -№ 10. -С.1516-1521.

87. Шашкова И.А. Нервно-психическое здоровье у леворуких детей: Сб. тр./Леворукость у детей и подростков/под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской и проф. А.П.Чуприкова М., 1987. — С. 103-106.

88. Шкловский В.М. Лукашевич И.П. Мачинская Р.И., Воробьева Е.В., Никитина Ю.В. Патогенетические механизмы заикания//Журн. неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 2000 — № 4. С.50-53.

89. Энциклопедия детского невролога /под ред. Г.Г.Шанько. Минск: Бел. энц. — 1993.-С.538.

90. Юнг К.Г. Работы по психиатрии. Психогенез умственных расстройств /перевод с нем. и англ. СПб: Акад. проект-2000 — 300с.

91. Advenier Е., Cognon С., Trystram D. et al. Amobarbital use in neuroimaging: The Wada test //Journal Pharmacology Clinical. 2000. — 19/2. — P. 100-103.

92. Annett Marian. Predicting combinations of left and right asymmetries //Cortex-2000. 36/4. — P. 485-505.

93. Annett Marian. The binomial distribution of right, mixed and left handedness. //Quartery Journal of Experimental Psychology. 1967. — 19. — P. 327-333.

94. Annett Marian and Alexander M.P. Atypical cerebral dominance: Predictions and tests of the right shift theory //Neuropsychologia. 34. — P.1215-1227.

95. Bakan Paul, Gary Dibb and Phil Reed. Handedness and birth stress //Neuropsychologia (Oxford). 1973. — vol. 11. — P. 361-366.

96. Bakan Paul. Handedness and birth order //Nature. -1971. vol. 229. — P. 195.

97. Ball Jonathan. Lateralization of Function in Cerebral Hemisheres //Biology. -1998. -vol.202.

98. Baving L., Laucht M., and Schmidt M.H. Oppositional children differ from healthy children in frontal brain activation //Journal of abnormality child’s psychology. 2000. — 28/3. — P. 267-275.

99. Brown Jason W. and Hecaen Henry. Lateralization and language representation. Observation on aphasia in children, left-handers, and «anomalous» dextrals //Neurology. 1976. — February, vol.26. — P.183-189.

100. Brown Jason W. and Wilson Frank R. Crossed aphasia in dextral //Neurology. -1973. vol. 23, September. — P. 907-911.

101. Buekers M.J., Helsen W.F. Vision and laterality: Does occlusion disclose a feedback processing advantage for the right hand system? //Cortex.- 2000. 36/4. -P.507-519.

102. Coren, Stanely. The Left-Hander syndrome The Causes and Consequences of Left-Handedness. — New York: Free Press, 1992.

103. Crow T.J. Commentary on Annett, Yeo et al. Klar, Saugstad and Orr: a Homo Sapiens-specific sex-linked gene for brain growth //Schizophrenia’s Res., 1999. -39/3. -P.219-231.

104. Doody R.S., Vacca J.L., Massman P. J., LiaoTso-yu. The influence of Handedness on the Clinical Presentation and Neuropsychology of Alzheimer Disease //Archs Neurol. -1999. vol. 56. -No 9.

105. Facoetti A. And Turatto M. Asymmetrical visual fields distribution of attention in dyslexic children: A neuropsychological study //Neuroscientific Letter.- 2000. -290/3 .-P.216-218.

106. Fox P.T., Ingham R.J., Ingham J.C. et al. Brain correlates of stuttering and syllable production: A PET performance-correlation analysis //Brain 2000. -123/10.-P.1985-2004.

107. Galuske Ralf A.W., Schlote Wolfang, Bratzke Hansjurgen, Singer Wolf. Inter-hemispheric Asymmetries of the Modular Structure in Human Temporal Cortex //Science. 2000. — vol.289. — No 5486. — P.1946.

108. Gazzaniga Michael S. Regional Differences in Cortical Organization //Science. -2000. vol. 289. — No 5486. — 15.09.2000.-P. 1887-8.

109. Gazzaniga Michael S., Le Douxe J.E. The integrated mind. New York. -London: Plenum Press, 1978.

110. Habib Michel, Yves Joanette, Andre Ali-Cherif and Michel Poncet. Crossed aphasia in dextrals: a case report with special reference to site of lesion //Neuropsychologic 1983. — vol. 21. — No 4.-P. 413-418.

111. Halpern Diane F., Coren Stanley. Do right-handers live longer? //Nature. -1988. vol.333.-P. 213.

112. Hashimoto R., Homae F., Nakajama K. et al. Functional differentation in the human auditory and language areas revealed a dychotic listening task //Neuroimage. 2000. — 12/2.-P.147-158.

113. Heilman K.M., Meador K.J. and Loring D.W. Hemispheric asymmetries of limb-kinetic apraxia//Neurology. -2000/55/4-P.523-526.

114. Hering-Hanit R., Achiron R., Lipitz S., Achiron A. Asymmetries of fetal cerebral hemispheres in utero ultrasound study //JNS. — 2001. — vol.187. — suppl. 1 — P.360.

115. Hicks Robert A., DeHaro Dolores and Inman Genevieve. Consistency of hand use and sleep problems //Percept Mot Skills. 1999. -vol. 89 — P.49-56.

116. Hicks Robert A., Inman Genevieve, Ching Patrick, Bautista Jose and DeHaro Dolores. Consistency of hand use and accidents with injury //Percept Mot Skills. -1998.-vol. 87.-P.851-854.

117. Hicks Robert A., Inman Genevieve and DeHaro Dolores. Consistency of hand use and frequent falls //Percept Mot Skills. -1999. -vol. 88.-P.l 107-1110.

118. Hicks Robert A., and Hyler Bryan. Handedness and stress-related health problems //PerceptMot Skills. 1998. -vol. 87-P. 1042.

119. Kimura Doreen and Humphrys C. Ann. A comparison of left- and right-arm movements during speaking //Neuropsychologia. -1981. vol.19. — No.5-P.807-812.

120. Klar A.J.S. Genetic models for handedness, brain lateralisation, schizophrenia and manic-depression //Schizophrenia Research. 1999. — 39/3.-P.207-218.

121. Knecht S., Deppe M., Ebner A., Henningsen H., Huber Т., Jokeit H., Ringel-stein E.-B. Noninvasive Determination of Language Lateralization by Functional Transcranial Doppler Sonograhy. A comparison With the Wada Test //Stroke. -1998.-29.-P. 82-86.

122. Latash Mark L. Mirror writing: Learning, transfer, and implications for internal inverse models //Journal Mot. Behav. 1999. — 31. — No 2 — P. 107-111.

123. Lesak Muriel Deutch. Neuropsychological Assessment. New York. Oxford. Oxford University Press, 1995. P.300-308.

124. Levy J. Handwriting posture and cerebral organization: How are they related? //Psychol Bull 1982. — vol.91. -No3.-P.589-608, 1974.

125. Maeda F., Keenan J.P. and Pascual-Leone A. Interhemispheric asymmetry of motor cortical excitability in major depression as measured by transcranial magnetic stimulation //Journal Psychiatry. 2000. — 177/August.- P.169-173.

126. Manasis K., Tannock R., Barbosa J. Dichotic listening and response inhibition in children with comorbid anxiety disorders and ADHD //Journal American Academy Child’s and Adolescen’s Psychiatry. 2000. — 39/9.- P. 1152-1159.

127. Moffat Scott D., Hampson Elizabeth and Lee Donald H. Morphology of the planum temporale and corpus callosum in left handers with evidence of left and right hemisphere speech representation //Brain. 1998. — vol. 121- P.2369 -2379.

128. Newcombe Freda and Ratcliff Graham. Handedness, speech lateralization and ability//Neuropsychologia. 1973. — Vol.ll.-P. 399-407.

129. Orsini Donna L. and Satz Paul. A Syndrome of Pathological Left-Handedness. Correlates of Early Left Hemisphere Injury //Archs Neurol. 1986. — vol. 43-P.333-337.

130. Papousek Ilona and Schulter Gtinter. EEG correlates of behavioural laterality: right-handedness //Percept Mot Skills. 1999. — vol. 89. — P.403 -411.

131. Peters Michael and Rhonda Perry. No link between left-handedness and maternal age and no elevated accident rate in left-handers //Neuropsychologia. 1991. -vol.29. — No 12.-P. 1257-1259.

132. Perry R.J., Rosen H.R., Kramer J.H., Beer J.S., Levenson R.L. and Miller B.L. Hemispheric dominance for emotions, empathy and social behaviour: evidence from right and left handers with frontotemporal dementia //Neurocase. -2001. -vol. 7. P.160.

133. Preis S., Janke L., SteinmetzH. Normale intrasylvishe anatomische asymmetrie bei sprachenwicklungs-gestorten Kindern //Aktuelle neuropadiatrie 2000 (Hrsg) U.Stephani Novartis Pharma Verldg Ntirnberg. 2001- P.215-222.

134. Ralf A.W. Galuske, Wolfang Schlote, Hansjurgen Bratzke, Wolf Singer. Inter-hemispheric Asymmetries of the Modular Structure in Human Temporal Cortex //Science. -2000. vol. 289. -No 5486.

135. Rapport Mark D., Scanlan Scan W., and Denney Colin B. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder and Scholastic Achievement: A model of Dud Developmental Pathways //Journal child Psychologie and Psychiatrie. 1999. — vol. 40.-No 8.-P. 1169-1183.

136. Reiss Michael and Reiss Gilfe. Signs of latent handedness in families //Percept Mot Skills. -1998. vol. 87.-P.875-881.

137. Schott G.D. Mirror writing: Allen’s self observations, Lewis Carroll’s «looking-glass» letters, and Leonardo da Vinci’s maps //Lancet. -1999. -vol. 354-P.2158-61.

138. Smalley S.L., Bailey J.N., Crawford L., Nelson S.F. Genetic and enviromental influences in the development of attention deficit hyperactivity disorder //American Journal of Medical Genetic. -1998. -81. No 6 — P. 458.

139. Sommer I.E.C., Ramsey N.F., Bouma A., Kahn R.S. Cerebral mirror-imaging in a monozygotic twin //Lancet. -1999. October, 23. — vol.354.- P.1445-6.

140. Stanley Coren, Porac Clare. Fifty Centuries of Right-Handedness: The Historical Record //Science. -1977. November. -vol.l98.-P.631-2.

141. Tirosh Emanuel, Stein Mordehai, Harel Judith. Hand preference as related to development and behavior in infancy //Percept Mot Skills. -1999. -vol. 89-P.371-380.

142. Van Eyken N. And D’haeren H. Positron emission tomography in affective disorders //Acta neuropsychiatrica. -1999. -11/3.

143. Vogan Kyle J., and Tabin Clifford J. A new spin on handed asymmetry. //Nature. -1999.-vol. 397.- P.295-298.

144. Volkman J., Schnitzler A., Witte O.W., and Freund H.-J. Handedness and Asymmetry of Hand Representation in Human Motor Cortex //Journal of Neurophysiology. -1998. -vol.79.-P.2149-54.

145. Whittingthon Joyce E., and Richards P.N. Mathematical ability and right-shift theory ofhandedness //Neuropsychologia. -1991. -vol.29. -No. 11.-P. 1057-1082.

146. Сенсибилизированный опросник для определения ведущей рукидля детей)

147. Кафедра психиатрии ВоМИ, НИИ Гигиены детей и подростков)п/п Вопросы Ответы и их оценка в баллах только левой рукой чаще левой рукой любой рукой чаще правой рукой только правой рукой-2 -1 0 +1 +21 Какой рукой пишешь? 2 Какой рукой рисуешь?

148. Какой рукой бросаешь камень, мяч?

149. Какой рукой нанизываешь бисер или складываешь башню из кубиков?

150. Какой рукой бьешь молотком?

151. Какой рукой режешь ножницами?

152. Какой рукой расчесываешься?

153. Какой рукой стираешь резинкой написанное?

154. Какая рука при аплодировании сверху?

155. В какой руке держишь ложку при еде?

156. Какой рукой раздаешь карты при игре в лото и прочие игры?

157. Какой рукой держишь зубную щетку?

158. Сенсибилизированный опросник для определения ведущей рукидля подростков и взрослых)

159. Кафедра психиатрии ВоМИ, НИИ Гигиены детей и подростков)п/п Вопросы Ответы и их оценка в баллах только левой рукой чаще левой рукой любой рукой чаще правой рукой только правой рукой-2 -1 0 +1 +21 Какой рукой Вы пишете? 2 Какой рукой Вы рисуете?

160. Какой рукой бросаете камень, мяч?

161. Какой рукой держите ракетку для игры в теннис (бадминтон, лапту)?

162. Какой рукой зажигаете спичку?

163. Какой рукой режете бумагу ножницами?

164. Какой рукой вставляете нитку в иголку?8 Какой рукой режете хлеб?

165. Какой рукой расчесываетесь?

166. Какой рукой Вы сдаете карты?

167. Какой рукой держите молоток, когда забиваете гвоздь?

medical-diss.com