Выход франции из великой депрессии

Выход франции из великой депрессии

Кризис во Франции

Осенью 1930 г., несколько позже, чем в других капиталистических странах, во Франции разразился затяжной экономический кризис, который продолжался по 1935 г. включительно. Падение промышленного производства наметилось в конце 1930 г. и было не таким быстрым, как в США и Германии, но зато более длительным. В развитии кризиса во Франции можно выделить два наиболее тяжелых периода: 1932 и 1935 г. Так, в 1932 г. объем промышленного производства сократился на 44% по сравнению е 1930 г. и на 4% — по сравнению е 1913 г. После оживления 1933 — 1934 гг. кризис вновь обострился. В 1935 г. темпы промышленного производства на 4% , отставали от темпов 1930 г. За годы кризиса продукция французской машиностроительной промышленности упала до 69,6% от уровня 1929 г., производство средств производства — до 80, выплавка чугуна и стали — почти на 50%. Сократилось производство автомобилей, цветных металлов, алюминия, цинка. В тяжелом положении находилась текстильная промышленность, которая еще е середины 20-х гг. переживала хроническую недогрузку предприятий и застой.

В области кредитно-денежного обращения наступление кризиса ознаменовалось крахом банка Устрика — одного из крупнейших во Франции. Затем последовал ряд других банкротств. Мелкие вкладчики были ограблены на сумму не менее 3 млрд. франков.

От кризиса сильно пострадало крестьянство. Доходы сельского хозяйства в 1934 г. составили 17 млрд. франков против 44,8 млрд. франков в 1929 г. Вследствие неуплаты долгов, налогов и арендной платы массовый характер приняла продажа имущества крестьянами. Многие мелкие крестьяне, гонимые нуждой, оставляли свои хозяйства и уходили в города.

Намного ухудшились материальные условия жизни рабочих. В добывающей промышленности общая сумма заработной платы рабочих с 1930 по 1934 г. уменьшилась на 38%. Десятки фабрик и заводов бездействовали. В стране росла армия безработных. Число безработных в 1935 г. превысило 1 млн. человек. От кризиса очень пострадали средние слои городского населения: доходы мелкой городской буржуазии с 1929 по 1934 г. снизились на 30%, разорились более 100 тыс. мелких торговцев.

Выход из создавшегося тяжелого положения французское правительство искало на путях реформирования экономики, используя уже известную теорию английского экономиста Кейнса. Сторонников государственного управления экономикой называли дирижистами.

Правительство предоставило предприятиям «защищенного сектора», прежде всего ВПК, государственные заказы и кредиты, обеспечило им налоговые и таможенные льготы.

Крестьянам государство выплачивало премии за сокращение посевных площадей, уничтожение части урожая. Была разработана и социальная программа помощи безработным.

Государственное регулирование проводилось в рамках рыночной экономики при соблюдении принципа частной собственности и затрагивало в основном государственный сектор. Это регулирование помогло избежать экономической и социальной катастрофы, реформировать классический капитализм, придать существующей экономической системе социальную направленность. [3]

studbooks.net

This is USA

Все самое интересное о США

Великая депрессия, часть 2

О предпосылках возникновения и начале Великой депрессии читайте в первой части статьи

В январе 1932 года была создана Финансовая корпорация реконструкции (RFC). Она была создана для оказания финансовой помощи железным дорогам, финансовым институтам и корпорациям. В июле её роль была расширена для оказания помощи сельскому хозяйству и финансирования государственных и местных общественных работ.

Новое правительство — новая тактика

Для выхода из кризиса был разработан, и в 1933 году начал осуществляться Новый курс Рузвельта — различные меры, направленные на регулирование экономики. Некоторые из них, по современным представлениям, помогли устранить причины Великой депрессии, некоторые носили социальную направленность, помогая наиболее пострадавшим выжить, другие же меры лишь усугубили и без того бедственное положение.

Почти сразу же после вступления в должность, в марте 1933 года, Рузвельту пришлось столкнуться с третьей волной банковской паники, на которую новый президент отреагировал закрытием банков на неделю и подготовкой за это время программы гарантирования вкладов.

В начале президентства Рузвельта активно разворачивалась законодательная деятельность. Были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов и Федеральная администрация чрезвычайной помощи, создание которой предписывалось Законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 года. Создавались законы о регулировании не только финансовой и банковской сфер, но также и касательно промышленности, строительства и сельского хозяйства.

К общественным работам стали подключать безработных. В общей сложности в 1933—1939 годах на общественных работах под эгидой Администрации общественных работ (PWA) и администрации гражданских работ CivilWorksAdministration — СВА (это строительство каналов, дорог, мостов зачастую в необжитых и болотистых малярийных районах) было занято около четырёх миллионов человек.

После первого года президентства Рузвельта результаты были неоднозначны, с одной стороны, темпы падения экономики страны заметно снизились, но, с другой стороны, безработица только выросла.

Меры второго эшелона

После выкупа государством всего золота по твёрдой цене, опираясь на закон о золотом резерве, принятый в январе 1934 года, Рузвельт издал 31 января 1934 года прокламацию, которая сокращала золотое содержание доллара с 25,8 до 15 5/21 грана и устанавливала официальную цену золота на уровне 35 долларов за унцию. Иными словами, доллар был девальвирован на 41 %.

Было составлено 557 основных и 189 дополнительных так называемых «кодексов честной конкуренции» в различных отраслях. Стороны гарантировали минимум зарплаты, а также единую зарплату для всех рабочих одной категории. Эти кодексы охватили 95 % всех промышленных рабочих. Такие кодексы сильно ограничивали конкуренцию.

Методы Рузвельта, резко повышавшие роль правительства, рассматривались как покушение на Конституцию США. Государство решительно вторглось в сферу образования, здравоохранения, гарантировало прожиточный минимум, взяло на себя обязательство по обеспечению престарелых, инвалидов, неимущих. Расходы федерального правительства в 1932—1940 годах выросли более чем вдвое. Однако Рузвельт опасался несбалансированного бюджета и расходы на 1937 год, когда, казалось бы, экономика набрала уже достаточные обороты, были сокращены. Это снова погрузило страну в рецессию 1937—1938 годов.

Индекс промышленного производства составил в 1939 году только 90 % уровня 1932 года. В 1939 году безработица все ещё оставалась на уровне 17 %. Некоторые указывают, что причиной окончания Великой депрессии стала Вторая мировая война, вызвавшая массовые закупки государством вооружения. Бурный рост в американской промышленности начался лишь в 1939—1941 годах на волне активного наращивания военных закупок.

Рынок восстановился до докризисных значений лишь через 39 лет — только в 1954 году индекс DowJones превысил уровень 3 сентября 1929 года.

Последствия Великой Депрессии для США и мира

Великая Депрессия в США 1929-1933 годов, выраженная в цифрах, выглядит удручающе:

Уровень промышленного производства в 1933 г. упал на 46% по сравнению с 1929 г. После Великой Депрессии 1929 года промышленность США была отброшена более чем на 20 лет назад, к уровню 1911 г.

ВНП США за 1929-1933 года упал в 1,85 раза с 103.9 до 56 млрд. долларов. Объем безработицы вырос с 3.2% до 25% в 1933 году, что составило около 12.8 млн. человек.

По данным американской Ассоциации по исследованию проблем труда, число безработных было значительно выше — около 17 млн. Около 2.5 млн. человек остались без жилья.

Разорилось около 135 000 компаний, доходы корпораций упали на 60%.

Общая капитализация рынка упала в 4.5 раза с 87 млрд. долл. до 19 млрд. долл. Фермерская недвижимость упала в цене более чем в 10 раз. Разорилось около 897 тыс. фермерских хозяйств, т.е. 14.3% от общего числа.

Под удар Великой Депрессии попали и другие страны Запада, такие как Германия, Франция, Великобритания, также пострадали страны Центральной и Юго-Восточной Европы, страны Азии и Латинской Америки.

Автор статьи: Василий Помидорный

Один комментарий к статье “ Великая депрессия, часть 2 ”

Почему-то ожидал всю статью увидеть упоминания про сухой закон он правда захватил чуть другой промежуток времени 1920-1933 гг.
Великая депрессия — не менее интересный период в истории экономики и лишний раз показывать несоверенность банковских систем, федеральных фондов и иже с ними

thisisusa.ru

Великая депрессия Англии и Франции

Великая депрессия во Франции…………………………………………….. 4

Великая депрессия в Англии……………………………………………….. 7

Великая депрессия – это депрессия, которая началась в 1929 г. и продолжалась на протяжении почти всех 1930-х гг., была наиболее длительным капиталистическим экономическим спадом.

Экономический спад особенно сильно затронул наиболее развитые страны Запада, включая США, Страну кленового листа, Британию, германию и Францию, но коснулся и других государств. В наибольшей степени пострадали промышленные города, в ряде стран практически прекратилось строительство. Из-за сокращения платёжеспособного спроса, цены на сельскохозяйственную продукцию упали на 40—60 %.[2]

Первый — биржевой — ознаменовался катастрофическим падением курса акций на биржах. Так, на Нью-Йоркской бирже суммарная котировка акций (сумма цен на все акции) в 1929 г. оценивалась в $80 млрд, а в 1931 г. — уже в $20 млрд.

Второй этап — банковский. Множество банков, вложивших как свои, так и средства вкладчиков в акции, несли огромные потери. Узнав о проблемах банков, вкладчики кинулись снимать со счетов деньги, пока все не сгорело. Ни один банк не способен выдать одновременно более трети всех денег вкладчиков, поскольку деньги вложены в дело. Началось массовое банкротство банков.

Третий этап — промышленный. Люди, потерявшие сбережения (как вложенные в банки, так и в акции), не спешили делать крупные покупки. Товары, производимые промышленностью, становились просто ненужными, точнее невостребованными: заводы и фабрики останавливались, закрывались, выплескивая на улицы миллионы безработных.

Четвертый этап — сельскохозяйственный. Сельхозпродукцию надо было быстро продать, а денег у населения в наличии не было. Поэтому цены на сельхозпродукцию упали в три раза. Сельское хозяйство стало нерентабельным. Фермеры, заложив свою землю под будущий урожай, не могли расплатиться, теряли фермы и уходили в города в поисках работы. За год из 6,5 миллионов американских ферм почти 1,5 миллиона было ликвидировано.

Пятый этап — кризис торговли. Останавливающаяся промышленность требовала гораздо меньше ввозимого в страну сырья. Население, не доедая, не собиралось покупать импортные продукты. Морские грузоперевозки снизились втрое.

Шестой этап — кризис системы международных отношений. Страны пытались выйти из кризиса под лозунгом: «Спасайся, кто может и как может!»[1]

Великая депрессия во Франции.

Во Франции кризис наступил позже, чем в других странах. Его задержали восстановление разрушенных во время войны районов, получение неметких репараций, строительство военных укреплений «линии Мажино».[2]

Падение индекса пром производства наметилось во Франции только в конце 1930 г. Оно было не таким глубоким, как в США или германии, но глубже и длительнее, чем в остальных крупных капиталистических государствах. Во Франции выход из кризиса был связан с образованием так называемого правительства Народного фронта во главе с Блюмом. Борьба за Народный фронт начинается в начале 30-х гг. в связи с ростом и распространением фашизма. [2]

Французский фашизм был намного слабее германского и не в пример ему никогда не был в организационном плане единым движением. Но на фоне кровавого подавления демократии в Германии этот путч буквально всколыхнул Францию. Начались массовые антифашистские демонстрации.[4]

Для борьбы против фашизма не хватало сил одних только коммунистических политических партий, поэтому они решили обратиться к политической партии радикалов-социалистов, за которыми следовала основная масса средних слоев населения. Коммунисты предложили левобуржуазным политическим партиям единство в рамках «Народного фронта борьбы за хлеб, за свободу и мир». Так осенью 1934 г. впервые родился термин «Народный фронт» для обозначения широкой коалиции общественно-политических сил, объединенных платформой антивоенной и антифашист ской борьбы, требований улучшения условий жизни трудовых людей.[2]

По призыву социалистов 12 февраля началась политическая стачка с требованием запрета фашистских организаций. К участию в ней призвали своих сторонников и коммунисты. Так началось встречное движение коммунистов и социалистов. Летом того же года они подписали пакт о единстве действий, в 1935 году к ним присоединилась часть радикальной партии. 14 июля, в день взятия Бастилии, была проведена первая совместная антифашистская демонстрация. Ее возглавили Леон Блюм, Морис Торез и Эдуард Даладье – лидеры социалистов, коммунистов и радикалов.[4]

. В январе 1936 г. была опубликована программа Народного фронта. Она содержала несколько разделов: политический, экономический, социальный и также «Защиты мира».[2,3]

В первом разделе выдвигались требования разоружить и распустить фашистские организации, соблюдать профсоюзные свободы и свободу печати. Во втором – содержались требования сократить рабочую неделю без сокращения зарплаты, создать национальный фонд помощи безработным, организовать для них общественные работы. В том, что касается социальных предложений, платформа Народного фронта предлагала не допускать снижения жизненного уровня пенсионеров и служащих, снизить плату за торгове помещения, запретить распродажу имущества за займы. Чтобы облегшить положение крестьян, намечалось введение твердых цен на продукты сельского хозяйства и создание государственного посреднического бюро по продажезерна. В разделе «Защиты мира» предусматривались установление международного сотрудничества в рамках Лиги Наций с целью обеспечения коллективной безопасности, а также ограничения вооружений и национализации военной промышленности. В программе также указывалась необходимость демократической налоговой реформы и готовность правительства Народного фронта провести ее. Эта реформа, по мнению составителей платформы, облегчила бы бремя налогов для трудящихся и увеличила налоговое обложение богачей. Они также предлагали установить государственный контроль над Французским банком, т.е. Народным банком страны. В программе не было социалистических требований, она носила демократический характер и была осуществима в рамках капиталистического строя.[1]

Мероприятия Народного фронта, направленные на улучшение материального

положения трудящихся, естественно, потребовали дополнительных расходов и,

следовательно, увеличили бюджетный дефицит. Компартия считала, что для

покрытия бюджетного дефицита нужно в первую очередь «заставить платить

богачей», обложить их чрезвычайным налогом, запретить вывоз капиталов за

границу. В ответ финансовая олигархия пошла на саботаж экономики страны:

только в 1936—37 за границу было переведено свыше 100 млрд. фр. «Бегство

капиталов» подрывало устойчивость валюты. Пришедшее к власти правительство

Л. Блюма (июнь 1936 — июнь 1937) не приняло должных мер по пресечению

саботажа. Проведя девальвацию франка на 30%, Блюм в феврале 1937 заявил о

необходимости «паузы» в осуществлении программы Народного фронта. В области

внешней политики правительство Блюма в ответ на развязывание франкистами с

помощью фашистских держав гражданской войны в Испании (1936—39) объявило о

«нейтралитете» Франции, запретив законным властям Испанской республики ввоз

через франко-испанскую границу закупленного ими оружия.

Преемники Блюма радикалы Шотан (июнь 1937 — март 1938) и Э. Да-ладье

(апрель 1938 — март 1940, до октября 1938 формально правительство,

опиравшееся на Народный фронт) всё более отходили от его программы. В

октябре— ноябре 1938 радикалы, а в мае 1939 социалисты открыто порвали с

Народным фронтом. Подписав позорное Мюнхенское соглашение 1938, выдававшее

Чехословакию на произвол гитлеровской Германии, издав 13 ноября 1938 серию

антинародных декретов и жестоко подавив движение протеста против этих

декретов, правительство Даладье открыло путь возврату правых к власти.

Вскоре в Париже была подписана франко-германская декларация 1938,

фактически перечеркнувшая франко-советский пакт 1935.

Мюнхенское соглашение привело к окончательному распаду Народного

фронта. Коммунистическая партия осудила мюнхенский сговор и голосовала

против него в парламенте. Однако все остальные партии, включая социалистов

и радикалов, одобрили Мюнхенское соглашение. Ссылаясь на голосование

коммунистов против Мюнхена, руководство радикальной партии официально

объявило о выходе и.) Народного фронта. Это был конец Народного фронта.[5]

В 1938 году он прекратил свое существование. Народный фронт был, прежде всего, средством борьбы против фашизма. Во Франции непосредственная угроза прихода к власти фашистов была ликвидирована, хотя и не был ликвидирован сам фашизм.[4]

Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 1930-х годов, что во многом объясняется непоследовательностью антикризисных мероприятий, а, по сути, — отсутствием согласованной общенациональной программы выхода из кризиса. В результате Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление в экономике страны накануне войны было вызвано усилением государственных ассигнований на военное строительство.[6]

Опыт этатизации во Франции оказался весьма полезным в условиях реформирования хозяйственных отношений в стране, а также и в ряде европейских государств (особенно скандинавских) после Второй мировой войны.[7]

Великая депрессия в Англии.

Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 г. т.е. несколько позднее, чем в ряде других стран. В первоначальный период в правящих кругах страны не было единства в отношении антикризисной программы. Лейбористское правительство стремясь выполнить предвыборные обещания, склонно было увеличивать бюджетные расходы для облегчения положения широких слоев населения, малоимущих и безработных, в основном за счет усиления налогов на имущих. Подобная политика встретила сопротивление со стороны последних и заставила Дж. Макдональда в августе 1931 г. сформировать новый кабинет с консервативным большинством.

Поворот в антикризисной политике получил обоснование в докладе Королевской комиссии по национальной экономии под председательством финансиста Дж. Мея. Руководствуясь либеральными принципами на первых порах новое английское правительство пыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить прежде всего устойчивость финансовой системы страны за счет обеспечения бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным статьям, заработной плате государственным служащим, ассигнованиям на общественные работы, пособиям по безработице.
Кроме того, правительству консерваторов удалось получить крупный внешний займ, с целью восстановления платежного баланса. Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта.

За Великобританией вынуждены были последовать страны входящие в так называемый стерлинговый блок (25 государств – страны Скандинавия, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и др. включая британские колонии и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основании английского фунта. Члены блока, ориентируясь на стерлинг, были вынуждены покупать английские товары и одновременно поставлять сырье и продовольствие.

В отношениях со странами – конкурентами, сохранявшими некоторое время золотой паритет национальных валют (США, Германия, Франция, Италия и др.), Англия получила преимущество за счет повышения ценовой конкурентоспособности своих товаров, что способствовало усилению политики протекционизма в этих странах. В силу последнего обстоятельства и Великобритания наконец отказалась от принципа фрейредерства, перейдя к политике жесткого протекционизма.

В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933г. Англия удалось достичь стабилизирующего эффекта. Это происходит в основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса.

Уже в 1934г. жесткая бюджетная политика экономии начинает несколько смягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление пособий по безработице, снижения размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.

Начавшийся в 1934 г. подъем подкрепился существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с вооружением. Наряду с этим меры правительства по оздоровлению финансовой системы, жесткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей экономики. [8]

Назовите главные задачи российской экономики (А) и национальные проекты (Б) в начале 21в.

1. Здравоохранение — Б

2. Удвоение ВВП — А

3. Образование — Б

4. Импортонезависимость экономики — А

5. Жилищно-коммунальное хозяйство — Б

6. Конкурентоспособность страны — А

7. Сельское хозяйство — Б

8. Конвертируемость рубля — А

Опыт Народного фронта показал возможность и эффективность совместных усилий государства и здоровой части общества противостоять тоталитаризму, фашизму; заложил основы политики реформирования экономических отношений на основе развития системы государственного регулирования в интересах широких слоев общества без применения крайних форм социальной борьбы.[7]

В Англии оздоровлению экономики способствовала ликвидация в 1931 г золотого стандарта фунта стерлинга.[9]

Великая депрессия привела к установлению открытых или прикровенных тоталитарных диктатур в тех странах, где их ещё не было. Эти режимы были способны прибегнуть, для выхода из кризиса, к широкому вмешательству в экономику, обоснованному социалистическим и кейнсианским учениями и сводящемуся к размещению больших оборонных заказов, широкомасштабным общественным работам и инвестиционным проектам — «пушки вместо масла» в Германии, «Новый курс» в США и индустриализация в СССР. Эти меры ко второй половине 1930-ых положили конец экономическому спаду, то есть открытой форме депрессии, ценой милитаризации экономики и резкого увеличения государственного долга. Но окончательно Великая депрессия была преодолена в ходе Второй Мировой войны, приведшей к переделу рынков, влияния и источников сырья и рабочей силы между Британской империей и США, переходу мировой политико-экономической системы от колониалитзма к неоколониализму и Холодной войне и ускорению научно-технического прогресса.[10]

7.Учебник для вузов «история мировой экономики» Поляк, Маркова. С 515-519(519).

works.doklad.ru

Проблемы выхода из «Великой депрессии» в Англии и Франции

ПЛАН

  • Влияние мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. на хозяйственное развитие Англии и Франции……………………………………4
  • Программы по преодолению последствий «Великой депрессии» в этих странах……………………………………………………………………. 10
  • Тест……………………………………………………………………..16
  • Список использованной литературы…………………………………….18

    Введение

    Грандиозный биржевой крах в «черный» вторник 29 октября 1929 года положил начало кризису, или Великой депрессии 1929-1933 гг., который по своей глубине превзошел все предыдущие. Падение цен, которого еще не знала экономика Франции и Англии, сопровождалось резким сокращением производства, происходил глубокий кризис всей банковской системы, обесценивались валюты – вот далеко не полный перечень бед, свалившихся на экономику государств, еще недавно считавшихся богатейшими и преуспевающими. Однако кризис 1929 года заставил правительство этих стран предпринимать серьезные попытки воздействия на экономическое развитие и предупреждения их разрушительных последствий.

    В представленной контрольной работе будут рассмотрены решения проблем выхода из «Великой депрессии» во Франции и Англии и результат применяемых мер.

  • 1.Влияние мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. на хозяйственное развитие Англии и Франции
  • Экономический кризис 30-х гг. сильно ударил по экономике США. Кризис перепроизводства во многих сферах экономики привёл к резкому падению акций даже самых крупных и солидных компаний. На бирже началась самая настоящая паника, за которой последовала цепная реакция банкротств. Прекратило свою деятельность свыше 10 тыс. банков и свыше 135 тыс. фирм. О размахе кризиса свидетельствует тот факт, что в 1932 г. производство упало до 54% от докризисного уровня. Кризис коснулся почти всех слоёв и групп населения: рабочих, служащих, учёных, чиновников, представителей творческой интеллигенции и свободных профессий, предпринимателей. В США насчитывалось 17 млн. безработных. Так же кризис коснулся и аграрного сектора. Из-за падения платежеспособности фермеры лишались земли, домовладений, пострадавшие граждане селились на окраинах городов в трущобы, построенные из тары и отходов, получивших меткое название «бидонвилли» («поселки Гувера»).

    Глобальность кризиса была обусловлена тем, что он быстро распространился на другие страны капиталистического мира. Особенно сильно кризис ударил по экономике Германии, которая находилась в экономической зависимости от американских инвестиций. Даже после ряда предпринятых мер таких как принятие в 1930 г. плана Юнга, предоставляющий некоторые льготы по выплате репарационных платежей. Кризис продолжал углубляться и на фоне всеобщей нищеты и отчаяния произошло разрушение политической системы страны, к власти пришли фашисты.

    В Англии и во Франции кризис начался несколько позже. На фоне кризиса правительство Англии усилило регулирование экономики, был предпринят ряд мер, направленных на преодоление кризиса и упрочение позиций Англии в мировой экономике. Для экономики Франции кризис имел как отрицательные так и положительные последствия, так как поразил прежде всего архаичные, неэффективные, застойные звенья экономики и ускорил структурную перестройку экономики и переход страны на рельсы современного капитализма. Во время кризиса имели место массовые разорения крестьян, мелких торговцев и мелкой буржуазии, вследствие чего происходило долгожданное укрупнение земельной собственности и концентрация капитала.

    Важнейшим итогом «Великой депрессии» стало усиление экономической роли государства во всех без исключения капиталистических странах. Рухнули представления о саморегулируемости экономики, на первый план вышли методы государственного регулирования экономики.

    «Великая депрессия» как нельзя лучше продемонстрировала взаимозависимость экономики всех стран мира: начавшийся в США кризис перепроизводства имел место даже в тех странах Европы, где не было объективных предпосылок для него.

    Влияние кризиса на Англию

    Мировой экономический кризис в Англии начался с некоторым опозданием, и это было вызвано тем, что в предкризисное время английская промышленность развивалась крайне медленно и к началу кризиса едва достигла довоенного уровня. Наибольшей глубины кризис достиг весной 1933 г., когда производство упало на 23% от уровня 1929 г.

    Кризис наиболее сильно поразил старые отрасли промышленности Англии. Сократилась добыча угля, производство чугуна, выплавка стали.

    Кризис охватил и сельское хозяйство. Цены на сельскохозяйственные продукты в Англии за 1930 — 1932 гг. упали на 34%, что привело к резкому сокращению сельского хозяйства страны.

    Страны, продававшие на английском рынке продукты по демпинговым ценам, покрывали убытки путем повышения цен на эти продукты на своих внутренних рынках. «Англия между 1927 и 1931 гг. по существу стала демпинговой площадкой для сбыта излишков продовольствия со всего мира», – писал английский историк К. Маррей.

    Мировая торговля упала примерно на 2/3. Английский экспорт, составлявший 729,3 млн. ф.ст. в 1929 г., сократился до 365 млн. ф.ст. в 1932 г.

    В 1931 г. разразился острый финансовый кризис, вызвавший обесценение фунта стерлингов и отказ Англии от золотого паритета фунта.

    Следствием свертывания промышленности, сельского хозяйства и торговли была безработица. Если в 1930 г. 16,8% населения Англии являлось безработным, то в 1932 г. – 25,5 %.

    К началу экономического кризиса у власти в Англии стояло второе лейбористское правительство. Пути выхода из кризиса оно стало искать в усилении элементов государственного вмешательства в экономику и социальные отношения. Но никаких существенных результатов не добившись в реализации антикризисных программ правительство было распущенно.

    Затем было созданное новое «национальное правительство», куда вошли консерваторы, национал-лейбористы и национал-либералы, которое возглавил Дж. Макдональд. «Национальное правительство» приступило к реализации «программы» Дж. Мэя.

    Макдональд призвал «народные массы» «затянуть потуже пояса» и снизил свой премьерский оклад на 20%, король сократил свой «частный доход» на 10%. Пособия безработным были сокращены на 10%, а в ноябре 1931 г. был введен в действие новый закон о «проверке нуждаемости», запрещавший выдачу пособий тем безработным, кто находился на иждивении семьи. Осенью 1931 г. было проведено сокращение жалованья государственным служащим, прежде всего учителям и военным морякам.

    Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта. За Великобританией вынуждены были последовать страны, входившие в так называемый стерлинговый блок (25 государств — страны Скандинавии, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и другие, включая британские колонии и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основе курса английского фунта. Помимо этого, страны блока передавали свои валютные резервы Англии в общий фонд блока, что обеспечило стране немалые выгоды от данной операции. Члены блока, ориентируясь на стерлинг, были вынуждены закупать английские товары и одновременно поставлять для Англии преимущественно сырьевые и продовольственные товары.

    Следующим шагом в укреплении положения Англии на мировом рынке стал парламентский акт 1931 г., который предусматривал, что ни один закон английского парламента не будет применяться в доминионах без формального согласия последних. Законы, принятые доминионами, не нуждались в утверждении английского парламента. Этот акт вошел в историю как Вестминстерский статут.

    Еще одной важной мерой, защищавшей внутренний рынок Англии от внешней конкуренции, было введение протекционизма. Протекционистские тарифы оградили Внутренний рынок от наплыва иностранных товаров и создали более благоприятные условия для реализации товаров отечественного производства.

    Некоторое оживление в экономике, начавшееся в Англии со второй половины 1932 г., не переросло в новый подъем. Страна вступила в длительный период депрессии.

    Таким образом, экономический кризис 1929 – 1933 гг. тяжело отразился на экономике Англии. Выход из сложного экономического положения правительства искали в усилении государственного регулирования экономики, поощрении роста монополий и концентрации капитала, а также создании более тесного политического и экономического союза метрополии и доминионов.

    Влияние экономического кризиса на Францию

    Осенью 1930 г. несколько позже, чем в других капиталистических странах, во Франции разразился затяжной экономический кризис, который продолжался, но 1935 г. включительно.

    Падение промышленного производства наметилось в конце 1930 г. и было не таким быстрым, как в США и Германии, но зато более длительным. В развитии кризиса во Франции можно выделить два наиболее тяжелых периода: 1932 и 1935 гг. Так, в 1932 г. объем промышленного производства сократился на 44% по сравнению с 1930 г. и на 4% — по сравнению г 1913 г. После оживления 1933 – 1934 гг. кризис вновь обострился.

    За годы кризиса продукция французской машиностроительной промышленности упала до 69,6% от уровня 1929 г., производство средств производства – до 80, выплавка чугуна и стали – почти на 50%. Сократилось производство автомобилей, цветных металлов, алюминия, цинка. В тяжелом положении находилась текстильная промышленность, которая еще с середины 20-х гг. переживала хроническую недогрузку предприятий и застой.

    Внешняя торговля за годы кризиса уменьшилась более чем в 2 раза. Не выдерживая конкуренции Англии, США и Германии, Франция уступала свои позиции на внешних рынках. Внутренняя торговля также была нарушена. Резко снизились цены на пшеницу, ячмень, овес, шерсть, сахар. Импорт и экспорт сократились на 65% от уровня 1930 г.

    В области кредитно-денежного обращения наступление кризиса ознаменовалось крахом банка Устрика – одного из крупнейших во Франции. Затем последовал ряд других банкротств.

    От кризиса сильно пострадало крестьянство. Доходы сельского хозяйства в 1934 г. составили 17 млрд. франков против 44,8 млрд. франков в 1929 г. Вследствие неуплаты долгов, налогов и арендной платы массовый характер приняла продажа имущества крестьянами. Многие мелкие крестьяне оставляли свои хозяйства и уходили в города.

    Также ухудшились материальные условия жизни рабочих. В добывающей промышленности общая сумма заработной платы рабочих с 1930 по 1934 г. уменьшилась на 38%. Десятки фабрик и заводов бездействовали. Росло количество безработных. Число безработных в 1935 г. превысило 1 млн. человек. От кризиса очень пострадали средние слои городского населения: доходы мелкой городской буржуазии с 1929 по 1934 г. снизились на 30%, разорились более 100 тыс. мелких торговцев.

    Очевидно, что кризис нанес Франции большой экономический ущерб. Однако он выполнял и важные оздоровительные функции, прежде всего поразил архаичные, неэффективные звенья экономики, ускорил ее структурную перестройку на базе последних достижений науки и техники и явился важнейшим историческим рубежом между стихийным, классическим и современным высокоорганизованным капитализмом.

    Выход из создавшегося тяжелого положения французское правительство искало на путях реформирования экономики, используя уже известную теорию английского экономиста Кейнса. Правительство предоставило предприятиям «защищенного сектора», прежде всего ВПК, государственные заказы и кредиты, обеспечило им налоговые и таможенные льготы.

    Государственное регулирование проводилось в рамках рыночной экономики при соблюдении принципа частной собственности и затрагивало в основном государственный сектор. Это регулирование помогло избежать экономической и социальной катастрофы, реформировать классический капитализм, придать существующей экономической системе социальную направленность.

    1. 2.Программы по преодолению последствий «Великой депрессии» в этих странах
    2. Антикризисные меры в Англии

      Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 г., т. е. несколько позднее, чем в ряде других стран. В первоначальный период в правящих кругах страны не было единства в отношении антикризисной программы. Лейбористсткое правительство, стремясь выполнить предвыборные обещания, склонно было увеличивать бюджетные расходы для облегчения положения широких слоев населения, малоимущих и безработных, в основном за счет усиления налогового пресса на имущих. Подобная политика встретила серьезное сопротивление со стороны последних и заставила Дж. Макдональда в августе 1931 г. сформировать новый кабинет с консервативным большинством. Поворот в антикризисной политике получил обоснование в докладе королевской Комиссии по национальной экономии под председательством финансиста Дж. Мея. Руководствуясь либеральными принципами, новое английское правительство на первых порах попыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить прежде всего устойчивость финансовой системы страны за счет обеспечения бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным статьям, заработной плате государственным служащим, ассигнованиям на общественные работы, пособиям по безработице.

      Кроме того, правительству консерваторов удалось получить крупный внешний займ (80 млн. фунтов стерлингов) с целью восстановления платежного баланса.

      Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта. За Великобританией вынуждены были последовать страны, входившие в так называемый стерлинговый блок (25 государств— страны Скандинавии, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и другие, включая британские колонии и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основе курса английского фунта. Помимо этого, страны блока передавали свои валютные резервы Англии в общий фонд блока, что обеспечило стране немалые выгоды от данной операции. Члены блока, ориентируясь на стерлинг, были вынуждены закупать английские товары и одновременно поставлять для Англии преимущественно сырьевые и продовольственные товары.

      В отношениях со странами-конкурентами, сохранявшими некоторое время золотой паритет национальных валют (США, Франция, Германия, Италия и др.), Англия получила преимущество за счет повышения ценовой конкурентоспособности своих товаров, что способствовало в свою очередь усилению политики протекционизма в этих странах. В силу последнего обстоятельства и Великобритания наконец отказалась от принципа фритредерства, перейдя к политике жесткого протекционизма.

      В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933 г. Англии удалось достичь стабилизирующего эффекта. Это происходило в основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало ее антикризисную политику от «Нового курса» Рузвельта. Следует отметить, что уже в 1934 г. жесткая бюджетная политики экономии начинает несколько смягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление урезанных пособий по безработице, снижение размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.

      Начавшийся в 1934г. подъем подкреплялся существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с производством вооружения (автомобилестроение, авиационная, радиопромышленность и др.). Наряду с этим меры правительства по оздоровлению финансовой системы, жесткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей экономики (судостроение, металлургия), что впрочем существенно не изменило имевшиеся внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная отрасли промышленности продолжали стагнировать.

      Антикризисные меры во Франции

      Мировой кризис распространился на Францию несколько позднее — в 1930 г. зато был более затяжным и весьма глубоким. В кризисный период произошла крайняя радикализация внутриполитических отношений, что было обусловлено отличной от других стран социальной структурой французского общества, а также политическими традициями страны. Так, наряду с усилением демократических и леворадикальных течений проявилась нехарактерная для республиканско-демократических традиций Франции отчетливая тенденция к фашизации страны по примеру Италии и Германии. Упорная борьба между различными политическими силами в свою очередь определила особенности антикризисной политики и во многом повлияла на длительность кризиса.

      Подавление коммунистами и социалистами в феврале 1934 г. попытки фашистского путча, за которым стояли не только фашистские организации, но и часть крупных монополий, представители церкви, вызвало заметный рост влияния двух левых партий: социалистической (СФИО) и коммунистической (ФКП), объединившихся в Народный фронт, и соответственно падение авторитета правительства. Такие изменения в политических настроениях граждан свидетельствовали и о неприятии антикризисных мер буржуазных кабинетов, использовавших традиционные методы сокращения бюджетного дефицита и восстановления нарушенного равновесия за счет дефляции, снижения заработной платы, сокращения социальных расходов, повышения уровня налогообложения и т. п.

      Известная близость идеологических установок социалистов и коммунистов позволила найти компромисс между руководством СФИО и ФКП по вопросам антикризисной программы в рамках единой организации левых антифашистских сил — Народного фронта, который к началу 1936 г. объединил не только эти партии, но и организацию радикал-социалистов, движение интеллигенции «Амстердам-Плейель» и др.

      Программа Народного фронта была ориентирована в основном на удовлетворение ближайших нужд широких слоев граждан. Среди основных требований ее следует отметить: создание национального фонда безработицы; сокращение рабочей недели без уменьшения содержания; увеличение числа рабочих мест, в частности, за счет снижения возрастного пенсионного барьера; организация масштабных общественных работ; регулирование закупочных цен на сельскохозяйственные товары с учетом интересов производителей; поддержка крестьянских кооперативов; пересмотр закона о плате за торговые помещения; защита интересов мелких рантье (мелких владельцев ценных бумаг); реформирование системы налогообложения в пользу малоимущих граждан и ряд других.

      4 июня 1936 г. было создано первое правительство Народного фронта во главе с премьер-министром Л. Блюмом, а 7 июня было подписано соглашение между Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы, признании профсоюзов и института цеховых старост. Соглашение предусматривало введение 40-часовой рабочей недели, предоставление оплачиваемых отпусков, признание системы коллективных договоров. Несколько дней спустя этот документ и большая часть положении экономической платформы Народного фронта были законодательно закреплены решением парламента страны. Это было триумфом Народного фронта и одновременно кульминацией рабочего движения в его поддержку.

      Столь резкое изменение антикризисного курса, что выразилось прежде всего в увеличении расходов по социальным статьям, уже спустя два месяца поставило правительство Блюма перед острейшей проблемой непомерно разбухшего дефицита государственного бюджета. Это заставило правительство пойти на первую девальвацию франка, что не замедлило отрицательно сказаться на уровне жизни самых широких слоев граждан. Левая направленность политики правительства социалистов, кроме того, способствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процесса сокращения производства, появлению иных форм противодействия правительственному курсу со стороны прежде всего крупного капитала. В этих условиях правительство Блюма не решилось поставить под государственный контроль деятельность Французского банка и начать налоговую реформу. Пауза в действиях правительства вызвала политический кризис и как результат — смену кабинета министров.

      Правительство социалиста-радикала Камиля Шотана попыталось найти компромисс между интересами широких слоев населения и представителей крупного капитала за счет некоторого ограничения требований программы Народного фронта. Однако, несмотря на существенное сворачивание бюджетных расходов, состояние финансовой системы еще более ухудшилось, что вынудило правительство вторично провести девальвацию национальной валюты. Непоследовательность антикризисных действий способствовала обострению социальных противоречий внутри страны, привела к расколу внутри самого Народного фронта, в результате чего существенно трансформировалась и его программа. Так, например, в феврале 1939 г. поправевший парламент отклоняет большинством голосов проект нового трудового устава (или хартии труда).

      В результате нового правительственного кризиса весной 1938 г. формируется второй кабинет Л. Блюма, который проводит курс на дальнейшее свертывание политики Народного фронта. Следует отметить, что этому способствовали не только раскол внутри Народного фронта, неудачи антикризисных мероприятий, рост социальной напряженности, но и в значительной мере крайнее обострение внутриевропейской ситуации в связи с аншлюссом Австрии. Так, за счет сокращения социальных ассигнований Блюм надеялся ускорить прежде всего военно-оборонное строительство в стране.

      Одновременно в качестве источников средств для выполнения оборонной программы правительством были названы: увеличение размеров налога на капитал, превышающий 150 тыс. франков, на так называемые привилегированные предприятия (концессия, лицензия и пр.), на сверхприбыли оборонных предприятий, а также установление жесткого государственного контроля за валютными операциями, импортом и некоторые другие мероприятия. Попытка пересмотра доходной и расходной статей бюджета вызвала недовольство представителей крупных финансовых и промышленных кругов, с одной стороны, и не получила широкой поддержки граждан, с другой, что определило скорое падение кабинета.

      Сформированное в апреле 1938 г. правительство Эдуарда Даладье окончательно отказалось от программы Народного фронта на основе полученных им от парламента чрезвычайных полномочий.

      Имя Даладье связано с подписанием Мюнхенского соглашения четырех европейских держав (Великобритании, Германии, Италии, Франции) о разделе Чехословакии, с так называемой политикой «умиротворения» Германии, непосредственно предшествовавшей началу Второй мировой войны.

      Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объяснялось непоследовательностью антикризисных мероприятий, а по сути отсутствием согласованной общенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление в экономике страны накануне войны было вызвано усилением государственных ассигнований на военное строительство.

      Тем не менее опыт Народного фронта показал возможность и эффективность совместных усилий государства и здоровой части общества противостоять тоталитаризму, фашизму; заложил основы политики реформирования экономических отношений на основе развития системы государственного регулирования в интересах широких слоев общества без применения крайних форм социальной борьбы. Опыт этатизации во Франции оказался весьма полезным в условиях реформирования хозяйственных отношений в стране, а также и в ряде европейских государств (особенно скандинавских) после Второй мировой войны.

    3. 3.Тест
    4. Установите соответствие стран и название экономических программ возрождения после «Великой депрессии»:

      vzfei.biz