Заикание до 3 лет

Причины заикания у детей дошкольного возраста и лечение

Задержка речевого развития, заикание и другие нарушения речи ребенка первых лет обычно не вызывают тревоги родителей. Срабатывает правило «Все индивидуальны – перерастет». Однако к трем годам, когда ребенка отправляют в детский сад, существующая проблема впервые становится препятствием к нормальному процессу общественной адаптации. Коррекция заикания у детей 3-х лет определяется причинами, и лечение должно быть направлено непосредственно на этиологический фактор. Эффективность терапии во многом зависит от своевременности диагностики и начала работы над проблемой.

Содержание:

Заикание: механизм развития патологии

Заикание – нарушение речи, которое характеризуется отсутствием плавности темпа и ритма разговора, сбивчивостью, многократным повторением звуков и непроизвольными паузами. Заболевание считается преимущественно детской патологией, чаще встречается у мальчиков. Однако под воздействием сильных потрясений заикание может проявиться и у взрослого человека.

Возникновение нарушений устной речи связано с непроизвольным сокращением мышц, отвечающим за артикуляцию и звукопроизношение. Детские неврологи утверждают, что есть два варианта заикания у детей:

  • Тоническое, которое характеризуется возникновением стойкого спазма голосовых мышц. В норме после каждого сокращения, наступает период релаксации мышечных волокон. Чтобы произнести новый звук, голосовые связки должны ответить на нервный импульс после периода расслабления. В случае тонического заикания, после очередного сокращения не наступает релаксация. Вследствие этого, в речи заикающегося ребенка возникает пауза, разрыв между слогами.
  • Клоническое, которое отличается многократными судорожными сокращениями. Каждый новый нервный импульс поступает к исполняющему органу в период, когда тот не полностью расслабился после предыдущего звука. Голосовые связки не успевают перестроиться на новое задание, когда приходит череда импульсов. Речь детей с клоническим заиканием характеризуется многократным повторением отдельных слогов проблемного слова: «касе-се-се-та».
  • Кроме того, у детей до 4-х лет часто диагностируют смешанный вариант патологии: периодическое проявление в речи и разрывающих пауз и звукоповторений.

    Важно! У многих людей в норме встречаются при разговоре повторяющиеся заминки с «э-ээ». Однако о патологическом заикании говорят, если прерывания составляют более 10% всей речи

    Периоды развития речи ребенка

    Характерные симптомы нарушения речи появляются в определенные периоды развития ребенка. Первые попытки устного разговора возникают в возрасте одного года с помощью лепета и отдельных слогов.

    До 2-х лет в речи преобладает пассивный словарный запас (200-300 слов, которые ребенок не произносит, но понимает значение), активные – используемые слова составляют 10%. Этот период считается первым критическим в развитии ребенка, поскольку происходят изменения и формирование речевого центра в коре головного мозга. Воздействие сильного эмоционального потрясения или небольшой физической травмы головы становится реальной угрозой нарушения функций речевого центра.

    Второй критический период припадает на возраст до 4-х лет, когда устная речь развивается в быстром темпе, увеличивается активный и пассивный словарный запас. В это же время, возникает дисбаланс между нервной и эндокринной регуляцией функций организма. В головном мозге усиливается синтез биологически активных веществ со стимулирующим эффектом (дофамин, серотонин). Однако нервной системой недостаточно сформирован механизм контроля над действием гормонов.

    Дети этого возраста при попадании в стрессовую ситуацию или под эмоциональное давление окружающих часто начинают проявлять активный негативизм: отказываться выполнять порученные задания, перестают разговаривать. В менее выраженном варианте – начинают заикаться.

    Третий критический период связан с развитием письменной речи в возрасте 6-7 лет. Первый учебный год в школе сопровождается истощением адаптационных возможностей детского организма. Кроме того, появление потребности излагать мысли в письменной форме является серьезным напряжением для речевого центра.

    Причины возникновения заикания у детей

    Единого установленного фактора, что провоцирует развитие патологии в детском возрасте, не существует. Известный педиатр Евгений Комаровский разделяет врожденные и приобретенные причины заболевания:

  • Врожденные: генетическая предрасположенность, внутриутробные инфекции и травмы (особенно в первом триместре беременности), родовая травма, преждевременные роды.
  • Повреждение развития тонкой структуры нервной ткани плода вследствие травмы, кровоизлияния, инфекционного или токсического воздействия в первую очередь влияет на когнитивные функции. Нарушение двигательной или чувствительной сферы являются самыми грубыми последствиями травм.

    Кроме того, ребенок со вспыльчивым темпераментом заикается чаще, чем его уравновешенный и флегматичный сверстник.

  • Приобретенные в процессе жизнедеятельности. К этой группе принадлежат перенесенные инфекционные заболевания и черепно-мозговые травмы ребенка до 5-ти лет. После этого периода дети менее чувствительны к появлению патологии.
  • Эмоциональные потрясения и психологические травмы после развода родителей, смерти близких, стихийных бедствий и техногенных катастроф – приобретенные причины заикания, связанные с влиянием внутренней тревоги на структуры головного мозга.

    Кроме того, Комаровский говорит о влиянии общества на развитие речи. Чрезмерное внимание к разговорным ошибкам, частые исправления, тесное и длительное общение с заикающимися — все эти факторы способствуют развитию патологии у ребенка

    Традиционные методы лечения заикания

    Устранение заикания у дошкольников проводится совместными усилиями родителей, педагогов и врачей. Традиционными считаются методы:

    • Дыхательной гимнастики. Упражнения направлены на улучшение контроля над актом дыхания, сокращением диафрагмы, голосовых связок и артикуляционного аппарата. Применяются варианты занятий по А.Н. Стрельниковой, Ненашева-Агаджаняна и Бутейко.
    • Логопедические приемы для улучшения артикуляции (артикуляционная гимнастика). Логопеды занимаются преимущественно развитием мелкой моторики щек, губ и языка.
    • Медикаментозная терапия, цель которой снизить активность очага возбуждения в головном мозге и снять судороги, улучшить обмен веществ и кровоснабжение нервной ткани.
    • Кроме того, часто в комплексном подходе лечения ребенка используется логопедический массаж. Путем механического воздействия на активные точки тела происходит «переключение» доминатного (главного) возбуждения. Курс процедур длится от двух до пяти месяцев.

      Логопеды-массажисты также проводят специальный инструментальный (зондовый) массаж, который улучшает кровоток и отток лимфы непосредственно в мышцах гортани и глотки. Противопоказанием для данной манипуляции является возраст ребенка до двух лет, а также ощущение тошноты и приближающейся рвоты при воздействии на слизистую глотки.

      Дыхательная гимнастика при речевых нарушениях

      Упражнения в комплексе дыхательной гимнастики способствуют устранению речевых дефектов. Кроме того, метод эффективен для развития дыхательного объема легких, расширения и улучшения дренажной способности бронхов.

      Особенностью дыхательных упражнений является сочетание акта дыхания с сокращением других мышц тела. Таким образом, происходит воздействие на органы дыхания, опорно-двигательный аппарат, а также на центральную нервную систему.

      Другими словами, головной мозг «тренируется» сочетать волевые сокращения мышц с дыханием. Чтобы вылечить заикание у ребенка, необходимо скоординировать сокращение дыхательных и голосовых мышц, что достигается путем выполнения комплекса упражнений.

      Известный детский врач, Евгений Комаровский, настоятельно рекомендует следовать таким правилам при выполнении гимнастических занятий:

    • Постепенность. Сначала используются более простые движения, нарастание сложности происходит по мере усваивания предыдущих комплексов. Например, в гимнастике по Стрельниковой различают базовые и основные упражнения. На начальном этапе выполняются «Ладошки», «Погончики» и «Насос». В последующем — «Ушки», «Маятник» и др.
    • Системность. Результат зависит от чередования занятий с отдыхом. Детскому организму необходимо время, чтобы сформировать устойчивый рефлекс плавной речи и ровного дыхания.
    • Непрерывность. Эффективными считаются ежедневные двухразовые занятия.
    • Возрастная адекватность и учет индивидуальных особенностей. Ребёнку с тяжелым общим состоянием разрешается выполнять комплекс движений в положении сидя или лежа. Кроме того, для детей разных возрастных групп используются модификации стандартных методик.
    • Важно! Используемые в комплексе упражнения выполняются под строгим контролем логопеда или родителей, если лечение проводится в домашних условиях

      Постановка артикуляции при заикании

      Занятия с логопедом проводятся детям возрастом старше трех лет, потому что в первые два года жизни ребенок не способен понять и исполнить просьбу педагога.

      Артикуляционная зарядка подразумевает выполнение мелких и точных движений языка, губ и других мимических мышц. Метод применяется для лечения не только заикания, но и других нарушений речи (шепелявость, гнусавость, картавость). Для постановки каждого отдельного звука используются разные упражнения.

      Наиболее применяемые движения представлены в таблице:

      simptomyinfo.ru

      Stuttering — Независимый сайт о заикании

      заикание у ребенка 3 лет

      Описание: Общие вопросы по тематике сайта.
      Модераторы: Inkognito, Skif

      Ссылки на темы по заиканию у детей:

      а как выглядит то, что вы называете «периодическим очень сильным заиканием»? попробуйте описать, изобразить, в каких словах, на каких звуках, в каких ситуациях?

      если были у невролога, то, стало быть, говорили и о доплерографии. не на пустом же вам месте глицин и пантогам прописали.

      расскажите поподробнее и не волнуйтесь.

      сделайте доплер обязательно. пока то, что вы описываете, на мой взгляд (я мама ребенка, у которого были проблемки примерно в этом возрасте, а не профессионал), больше связано с общей возбудимостью. термин гиперактивность не про вас?

      посмотрите ссылки Lit’а.

      попробуйте останавливать, когда ваша малышка возбуждена. мягко переключать внимание. говорить подчеркнуто тихо, спокойно и медленно.

      если девочка идет с опережением развития, посмотрите, не перегружаете ли вы ее? дайте отдых от всех занятий.

      не очень понятно про ролевые игры. обычно наоборот бывает. когда ребенок играет один — речь без проблем. что за игры? вы их предлагаете? крик — показатель дискомфорта. если это игры, которые она сама придумывает, значит, возможно, таким образом проявляется напряжение, которое она испытывает со стороны взрослых. она ходит в садик? может быть, там воспитатель на них кричит?

      Может быть, пригодится
      В старых книжках сказано, что если ребёнок начал заикаться — всё равно по какой причине — то надо сразу на время изолировать его от «внешних воздействий» — не включать телевизор, не приглашать никого в гости и т.п. А в семье как бы замедлить жизнь: всё делать неторопливо, разговаривать чётко, не торопясь и чуть ли не шёпотом и т.п. Тогда скоро заикание у ребёнка пропадает.

      ну да. Vassya прав. так и есть.

      думаю, невролог права. по крайней мере по тому, что вы описываете.
      сделайте доплер, а там по результатам остеопатия очень хороша.

      а что касается сказать все сразу, попробуйте поиграть. на какую-нибудб веревочку привяжите разные предметы, один за другим. яркие, неважно что,только чтоб были привлекательные и физически ощутимые. шишки, фантики. и покажите, как словечко за словечком выбегает из ротика. одно словечко — кончк веревочки показывается. еще одно — один предмет и т.д. несколько раз так поиграете, а потом можно просто в ситуации запинок наптминать, как вы играли. важно при этом, чтоб игра шла неторопливо, чтобы малышка могла поторогать каждый предмет (это позволить сассоциировать спокойную речь с тактильными ощущенями).

      ну и не спешите. становление речи — от 2 до 5.

      пантогам, вроде, нестрашно принимать.
      удачи

      www.stuttering.su

      Форум о заикании

      заикание у ребенка 2 лет

      Тяжело на свете
      Октябрёнку Пете:
      Пионер Серёжа
      Часто бьёт по роже.

      (с) Розов из спектакля «Мой вишнёвый садик» (реж. Б. Политковский)

      Большое спасибо всем, кто откликнулся на мою беду и пытается поддержать меня советами.
      Обращаюсь к тем, кто тут надумал переругиваться: вы хоть тему-то прочитали?

      О нашей проблеме:
      Реланиум пока не пьем. Зато разговариваем с ребенком в медленном темпе (пытаемся).
      Заикание уменьшилось, но иногда доча говорит так:
      «Урони лимиш кунапол». Это все тоже заикание?
      Кто-нибудь может подсказать?

      Люди, тут какой-то глюк! Я написала большой ответ на все ваш вопросы, но он почему-то до форума не дошел! Теперь конечно у меня нет того вдохновения, но попробую повторить.

      Кроме реланиума психиатр посоветовала нам в те моменты, когда доча начинает в очередной раз циклиться, помолчать. Ну типа игра «кто дольше». Я пробовала, но с ней это не проходит. Большая она у нас болтушка. Еще я пробовала объяснять, как надо говорить медленно. Ну то есть мы тоже так играли. Не получилось. Громко-тихо это с удовольствием. А как это — медленно, она не понимает. Все-таки 2 года.
      Вот почему метод «не повторяйся » точно не для нас.
      В общем, как я уже писала, из всех предложенных методов мы просто начали дома медленно разговаривать (в основном мама, хотя для папы тоже бы это было не плохо).
      Еще врач сказала, что не надо с ней учить стихи, много читать и вобще перегружать мозг информацией. Это действительно так? Для меня самой это очень трулно будет. Да и доча книжки любит. А стихи мы специально не учим, просто она их с лету сама запоминает.
      Следующий вопрос: нам дали путевку в обычный д/садик. На август. В данный момент Доча сидит с няней. Все довольны, дорого только. (Кстати, няня тоже довольно быстро разговаривает).
      Так вот, стоит ли связываться с садом? В данный момент? Позже?
      Еще есть возможность на лето отвезти ее в маленький городок к бабушке, где ничего не происходит( просто лето, солнце, тепло,во дворе ребятишки, а не алкаши, как здесь) примерно на месяц, если с мамой или больше, если там тоже няню брать. Зато в далеке от папы.. (Это уж не по методу Снежко ли?)
      Стоит ли игра свеч? Или это тоже будет стресс, который на пользу не пойдет (дальняя дорога, чужое место, чужие люди)?

      дорогая наташа, простите. надеюсь, больше этого безобразия не произойдет.
      наташа, чтобы разобраться, приведенных вами примеров мало. да и я не детский логопед. могу говорить только отталкиваюсь от личного опыта и общих знаний по детской речи.
      у вас прописаны все звуки — ваша дочка так и выговаривает?
      ИЗ САМЫХ ОБЩИХ вещей: неправильная расстановка пауз может быть связана с несформировавшимся речевым дыханием. (девочке всего два года, а она уже такие предложения выдает!). скорее всего, это пройдет. только не сорвите ребенка.
      вообще говоря, ранее развитие речи может стать причиной заикания. (не пугайтесь, это не обязательно всегда бывает!) не перегружайте ребенка. слишком хорошо — тоже нехорошо, как говорится. я имею в виду, что слишком много ей читать, просить повторить, показать, рассказать — тоже плохо. тем более «на людях». знаете, некоторые родители любят продемонстрировать, какой у них чудный малыш. просят рассказать стишок тете или бабушке. это мило, конечно, но для некоторых детей — стрессовая ситуация. разумеется, следует избегать перевозбуждения. говорите с девочкой четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
      наташа, пока никакой «беды» у вас нет. и, надеюсь, не будет. у малышки развивается речь. это очень сложный процесс. могут случаться какие-то сбои. они еще не означают патологии. не волнуйтесь. знаете, какие малыши труженики! чтобы как-то вас порадовать, приведу несколько примеров из чуковского («от двух до пяти»):

      И очень забавляли меня такие, например, детские речения и возгласы,
      подслушанные в разное время:

      — Бабушка! Ты моя лучшая любовница!

      — Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!

      — Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.

      — Бабушка, ты умрешь?
      — Умру.
      — Тебя в яму закопают?
      — Закопают.
      — Глубоко?
      — Глубоко.
      — Вот когда я буду твою швейную машину вертеть!

      Старуха рассказала четырехлетнему внуку о страданиях Иисуса Христа:
      прибили боженьку гвоздями к кресту, а боженька, несмотря на гвозди, воскрес
      и вознесся.
      — Надо было винтиками! — посочувствовал внук.

      Девочке четырех с половиною лет прочли «Сказку о рыбаке и рыбке».
      — Вот глупый старик, — возмутилась она, — просил у рыбки то новый дом,
      то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху.

      — Как ты смеешь драться?
      — Ах, мамочка, что же мне делать, если драка так и лезет из меня!

      — Няня, что это за рай за такой?
      — А это где яблоки, груши, апельсины, черешни.
      — Понимаю: рай — это компот.

      — Тетя, вы за тысячу рублей съели бы дохлую кошку?

      Басом:
      — Баба мылом морду моет!
      — У бабы не морда, у бабы лицо.
      Пошла поглядела опять.
      — Нет, все-таки немножечко морда.
      насчет садика: обычно советуют до трех лет подождать. и детский сад сначала, конечно, обычный. а там посмотрите.
      насчет поездки к бабушке — тут вам решать. если с вами ехать — то хорошо, скорее всего. а так — всяко может повернуться. в зависимоти от того, какие отношения с бабушкой. мы вот свою в пять лет первый раз одну отправили в санаторий, а потом к бабушке. и то.

      Натаsha , поверьте, у меня, к сожалению, большой опыт заикания и лечения заикания у детей. Попытаюсь подытожить, извините.если где-то повторюсь:
      -с ребенком обязательно говорить медленно и спокойно. Желательно, чтобы это делали все в доме.
      -ограничивать ее речевую нагрузку, поменьше стихов, сказок, телевизора и т.д. Но это не значит, что надо ее прерывать и запрещать говорить
      -не подчеркивать ее запинки, не просить говорить лучше или медленнее, т.е. не акцентировать ее внимание на речи
      -многие врачи еще советуют ограничивать шоколад и другие возбуждающие продукты.
      Насчет лекарств я не берусь советовать, но знаю ребенка, которого вылечили слоновьими дозами валерьянки и пустырника (но под руководством врача!)
      Насчет садика сложный вопрос даже для обычных детей, это зависит от возможностей семьи. Я бы подольше не отдавала в сад, все-таки там нервные нагрузки больше, чем дома.
      Насчет сада для заикающихся — я против, своих детей не отдавала, боялась подражания от других детей.
      Многое из того, что я написала, такими или другими словами вам уже говорили на форуме.
      Будьте поспокойнее сами, и это спокойствие перейдет ребенку.

      дочка 2х лет заикается, как лечить?

      Я думаю не стоит сильно волноваться. В таком возрасте 65% детей выздоравливают самостоятельно, если им ничего не помешает. Если ребёнок заикается больше 2-х лет, то без серьёзного лечения никак не обойтись. Пиковый возраст самостоятельного выздоровления – 3,5 года. В 6 лет, если ребёнок продолжает заикаться, без лечения уже абсолютно точно не обойтись. Замечено, что девочки выздоравливают чаще и быстрее. В вашем случае, если вы обратитесь к врачам, некоторые могут посоветовать подождать определённое время, другие – немедленно приступить к логопедическим занятиям. Что делать решайте сами. Если обратитесь к высококвалифицированному логопеду, очень велика вероятность того, что за 2,3 месяца преодолеете проблему и вернёте ребёнка на нормальный путь развития.

      Также вы должны понять причину заикания. Вы должны определить имел ли место испуг, стрессовая ситуация, которая давит на ребёнка (рождение брата, сестры, ссоры родителей, какое-нибудь заболевание, доставляющее ребёнку неудобства и нервирующее его и т.п.). Если имел место испуг, то надо устранить его последствия и источник. Как правило, если на ребёнка не оказывается продолжительное стрессовое воздействие, всё налаживается само собой.

      1. Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку – не заикайся, замедлись, говори плавно, не волнуйся, не перебивать ребёнка и не просить повторить. В этом возрасте ребёнок еще не воспринимает слова, как взрослые люди и подобные замечания могут лишь сформировать уверенность ребёнка в том, что с ним что-то не в порядке и развить в нём патологические речевые установки. Ребёнок хорошо воспринимает лишь личный пример родителей. Если молодая мама твердит ребёнку замедлись, говори плавно, не спеши, а сама тараторит, как диктор телевидения, то это лишь сформирует конфликт в восприятии ребёнка. Ребёнок подсознательно хочет быть похожим на родителей, стремится подражать их речи, но физически не может из за неразвитости речевого аппарата. А тут родитель ещё своими командами даёт понять ребёнку, что его речь не соответствует их эталону, что вызывает у ребёнка стресс и уверенность в неправильности своей речи. Следовательно:
      2. Если хотите, чтобы ребёнок не торопился в речи, в 2 раза замедлите свою речь, причём не только в разговоре с ребёнком, но и в те моменты когда вы говорите не с ребёнком, но она может слышать речь (даже когда спит).
      3. Объясните ребёнку, что говорить много и часто вовсе не обязательно. И покажите это личным примером. И ни в коем случае не радуйтесь и не хвалите ребёнка за многословие.
      4. Займитесь чтением сказок и детских стихов очень медленно, с расстановками и выражением. Это даст понять ребёнку, что главное не скорость и количество слов,
      а выражение и интонация, с которой они произносятся.
      5. Попойте с ребёнком песни, желательно под музыку.
      6. Нарисуйте картинку и с выражением, медленно и простыми предложениями опишите её. Тоже попросите сделать и ребёнка.
      7. Чтобы ограничить речевые аппетиты ребёнка, найдите ей занятия, которые отвлекут её внимание от речи.
      8. И главное, чтобы ребёнок самостоятельно вернулся в нормальную речь делайте вид, что с речью у ребёнка всё ОК. И, конечно же, искренне хвалите ребёнка за медленную плавную речь с выражением.

      Имейте ввиду, что стадии детскогозаикания бывают разные:

      Возникает практически у всех детей, когда у них формируется речевой аппарат и коммуникационные навыки. Не нуждается в лечении. Запинки единичны: «Это мой-мой мячик» или «Я хочу. э. сока». Т.е. выражается в прерывании речи, лёгких запинках, повторении слов (не частей слов). Не наблюдается напряжение и речевая борьба. Ребёнок запинается и тут же без проблем продолжает свою речь. Часто возникает, когда ребёнок пытается сказать длинное предложение и ожидает оценки своей речи.

      2. Пограничное заикание.
      — Нарушение плавности в 10% сказанных слов
      — Более чем две запинки подряд («Это мой-мой-мой мячик»).
      — Больше повторений и растягиваний звуков.
      — Нет борьбы с речью и страха.

      3.Начинающееся заикание
      — Повторение частей слов (не целых слов). повторения становятся быстрыми, напряжёнными и частыми (3 и более раз)
      — Нарушение плавности более чем в 10% слов
      — Ребёнок заикается больше шести месяцев
      — Начинает заикаться при волнении
      — Растягивания звуков
      — Речевая борьба и напряжение
      — Заикание на первом слове предложения
      — Заикание не только на словах, но предлогах и междометиях
      — Сопутствующие симптомы: моргание, напряжение лицевых мышц, сглатывание и т.п.
      — Огорчение из за невозможности произнести то или иное слово, но не страх и разочарование.

      4. Развитое заикание.

      Начиная с ситуации 3 требуется немедленные занятия с логопедом, пока не стало поздно. Ситуации 2 и особенно 1 проходят при соблюдении рекомендаций. 4 и 5 характерны для более позднего возраста.

      13 писал(а): Я думаю не стоит сильно волноваться. В таком возрасте 65% детей выздоравливают самостоятельно, если им ничего не помешает. Если ребёнок заикается больше 2-х лет, то без серьёзного лечения никак не обойтись. Пиковый возраст самостоятельного выздоровления – 3,5 года. В 6 лет, если ребёнок продолжает заикаться, без лечения уже абсолютно точно не обойтись. Замечено, что девочки выздоравливают чаще и быстрее. В вашем случае, если вы обратитесь к врачам, некоторые могут посоветовать подождать определённое время, другие – немедленно приступить к логопедическим занятиям. Что делать решайте сами. Если обратитесь к высококвалифицированному логопеду, очень велика вероятность того, что за 2,3 месяца преодолеете проблему и вернёте ребёнка на нормальный путь развития.

      Также вы должны понимать, что в раннем возрасте эталоном речи для ребёнка являетесь вы и ваш муж. Ребёнок копирует вашу и вашего мужа манеру разговора. Соответственно, если вы или ваш муж заикается, то вырастить ребёнка с нормальной речью невозможно. Если кто-то из других членов семьи заикается или обладает другими речевыми дефектами – его необходимо отстранить от общения с ребёнком пока у него окончательно не сформируются речевые навыки.

      В 2-3 года у ребёнка только начинают формироваться коммуникационные навыки и у некоторых детей (особенно у тех, которые рано и активно начали говорить) языковые навыки могут не поспевать за речевыми возможностями. Поэтому, если у вас или у вашего мужа быстрая речь и ребёнок пытается её скопировать, у него это не получается, т.к. возможности голосового аппарата 2-х летнего ребёнка значительно уступают голосовому аппарату взрослого человека.

      1. Естественное нарушение плавности речи.

      — Страх или избегание звуков и слов. Замена слов.
      — Сильное напряжение всегда сопутствует заиканию.
      — Избегающее поведение
      — Ситуационное заикание: с определённым человеком, в определённом месте и т.п.

      5. Сильное заикание.
      — Сильный страх и напряжённое ожидание речи.
      — Страшные слова, звуки и ситуации
      — Осознавание себя заикой, т.е. не таким как все, неполноценным
      — Развитое избегающее поведение

      Я бы посоветовал подождать 5 месяцев, и если (при соблюдении рекомендаций) речь не стабилизируется, то немедленно идти к хорошему логопеду.

      stuttering.su