Заикание и дислексия

Дислексия и нарушения устной речи. 816

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

У детей с дислексиями очень часто встречаются нарушения устной речи. В литературе отмечается разнообразный характер нарушений устной речи при дислексии: 1) нарушения темпа и ритма речи (заикание, очень быстрая речь); 2) задержка появления речи; 3) недостаточность вербальной функции (неточность употребления слов); 4) нарушения грамматического строя устной речи; 5) нарушения звукопроизношения; 6) нарушения фонематического развития.

Более значимым в возникновении дислексии является позднее развитие речи. При дислексиях в большом количестве случаев наблюдается задержка речевого развития. В одних случаях это лишь легкое отставание (речь появилась после двух лет), в других — выраженная задержка речевого развития, когда речь появилась после четырех и более лет.

У детей, страдающих дислексией, наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, ошибаются в употреблении слов, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, наблюдаются инверсии.

Отмечая частоту нарушений устной речи при дислексии, многие авторы считают, что и нарушения устной речи, и нарушения чтения являются результатом воздействия единого этиопатогенетического фактора (Б. Хальгрен, С. Борель-Мезонни, Р. Е. Левина и др.), являющегося причиной нарушения и составляющего его патологический механизм.

В легких случаях эти нарушения обнаруживаются только на стадии овладения письменной речью. В трудных случаях, прежде всего, оказывается нарушенной и устная речь, а позднее выявляются нарушения чтения и письма.

Эти авторы выдвигают и другие моменты, которые обусловливают связь нарушений устной речи и дислексии: фонематическое недоразвитие, нарушение слухового восприятия.

Слуховое восприятие при дислексии неустойчиво и мимолетно. Эта мимолетность, как отмечает С.

Р. Е. Левина считает, что в основе нарушений чтения и устной речи лежит несформированность фонематической системы.

На начальных этапах овладения чтением при недоразвитии фонетико-фонематической стороны речи у детей наблюдаются неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений. Это затрудняет овладение звуковым анализом слова (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова). Избирательное неусвоение букв вызывается не слабостью удержания графических начертаний, усвоение которых оказывается нормальным, а несформированностью обобщения звуков. «Не буква как рисунок, носящий название соответствующего звука, а графема — графическое обозначение фонемы — составляет единицу чтения и письма» (Левина Р. Е.

Легко соотносятся с буквой звуки, которые точно воспринимаются и правильно произносятся детьми. Когда же звуки плохо различаются на слух, искаженно произносятся или заменяются в произношении другими, обобщенное представление о данном звуке носит нечеткий характер, а восприятие букв затрудняется. Неусвоение букв в этом случае обусловлено недостаточным уровнем развития фонематического восприятия.

Таким образом, если у детей затруднено образование фонематических представлений, то у них медленно формируются и представления о графеме (Б. Г. Ананьев, Р. Е. Левина, А. Н. Попова, Л. Ф. Спирова).

Чрезвычайно затрудненным у этих детей оказывается и процесс слияния звуков в слоги. Для усвоения слитного чтения слогов ребенок должен соотнести букву только с определенным звуком, отдифференцировав данный звук от других. Кроме того, он должен иметь представление об обобщенном звучании данного звука.

Нарушения чтения могут быть связаны и с недостаточностью лексико-грамматического развития речи. Так, замена слов при чтении может обусловливаться не только фонетическим их сходством, неправильным произношением или неразличением отдельных звуков, но и трудностями установления синтаксических связей предложения. В этих случаях у детей отсутствует направленность на морфологический анализ слов, да и сам морфологический анализ затруднен. Так, при чтении фразы Мама моет раму, нормальный ребенок, основываясь на существующей связи слов моет и рама, может уже при чтении слова моет догадаться, какое будет окончание в слове рама, так как эти два слова в языке выступают только в сочетании моет раму и никак иначе. В процессе чтения нормальный ребенок начинает догадываться о смысле и грамматической форме последующих слов уже при восприятии предыдущего слова. Смысловая догадка в этом случае опирается на имеющиеся у ребенка представления о закономерностях языка, на «чувство языка».

Ребенок с недоразвитием лексико-грамматического строя речи может прочитать приведенное выше предложение как «Мама мост рама», так как его смысловая догадка не опирается на точные языковые обобщения, на четкие представления о закономерностях изменения слов и их сочетаемости в предложении. Смысловая догадка в этом случае либо отсутствует, либо играет отрицательную роль, так как является причиной большого количества специфических ошибок.

Искажения читаемых слов у детей с недоразвитием грамматического строя речи часто определяются и тем, что морфологическая структура слова недостаточно осознается и в процессе чтения не возникает правильной смысловой догадки. У таких детей при чтении наблюдаются аграмматизмы, обусловленные трудностями восприятия тонких грамматических значений, обусловленных морфологической структурой слова (влетал — «влетел»).

Нарушения чтения, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи, носят название аграмматической дислексии. При этой форме дислексии в процессе чтения наблюдаются следующие ошибки:

1. Изменение падежных окончаний существительных (у меня — «у мене», из-под листьев — «из-под листьях», у товарищей — «у товарищах»).

2. Изменение числа имени существительного (космонавт — «космонавты»).

3. Неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»).

4. Изменение числа местоимения (все — «весь»).

5. Неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»).

6. Изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась», «была день», не хотелось — «не хотел»).

7. Изменение формы, времени и вида глагола (влетел — «влетал», видит — «видел», объявили — «объявляли»).

Аграмматические дислексии чаще всего наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи различного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения.

Ограниченный словарь и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания прочитанного, так как понимание читаемого обусловливается уровнем языкового развития ребенка, степенью и характером овладения не только значением слова, но и пониманием связи слов и предложений.

studepedia.org

Заикание и дислексия

В то время как количество переученных левшей уменьшается, количество детей, имеющих нарушения чтения, не уменьшается. Это еще раз доказывает, что левшество не является причиной дислексии. Не сам факт левшества, а несформированность пространственных представлений, которая отмечается у переученных левшей и при смешанной доминанте, вызывает нарушения чтения.

Дислексия и нарушения устной речи.

Нарушения темпа и ритма речи (заикание, быстрая речь) часто наблюдаются среди переученных левшей, и в этом случае являются следствием переученного левшества и не имеют прямого отношения к дислексии.

В других случаях заикание может возникнуть у детей с поздним развитием речи, с нарушением языкового развития при переходе к овладению сложными формами речи (фразовой речью). Речевая функциональная система у таких детей является очень хрупкой, ранимой, ослабленной. Поэтому при излишней нагрузке, при усложнении речевого материала происходит перенапряжение речевой функциональной системы, что проявляется в форме заикания. Вместе с тем недоразвитие языковых обобщений (фонематических, лексических, морфологических, синтаксических) у этих детей приводит и к нарушению овладения чтением, дислексиям. Таким образом, и в этих случаях связь между заиканием и дислексией носит опосредованный характер, хоть и определяется единым патологическим фактором, нарушением речевого развития. Следует отметить, что тонкие специфические механизмы заикания и дислексии будут различными в этих случаях.

pedlib.ru

Дислексия — это расстройство высшей психики, которое проявляется в трудностях во время обучения чтению и письму при сохранении общей способности обучатся.

Дислексия является одной из самых частых аномалий у детей. Она диагностируется у 5-8% учащихся. При этом у мальчиков она встречается гораздо чаще, чем у девочек. Заболевание может иметь разные степени тяжести. Чем раньше будет диагностировано заболевание и назначено его лечение, тем лучших результатов можно добиться. Тем не менее, начать развивать свои речевые способности можно в любом возрасте.

Детям, страдающим дислексией, трудно читать, они сложно обучаются. Причина возникновения данного расстройства заключается в сбоях некоторых функций головного мозга, например, в передаче изображения как визуального образа на информацию, которую человек воспринимает. Дислексия не является следствием патологии слуха или зрения. Она также не связана со слабоумием.

Дислексия редко обнаруживается в дошкольном возрасте. Во время занятий ребенок может испытывать страх по поводу того, что он не сможет научиться читать, от этого только усугубляется дислексия. Лечение таких детей, не проведенное вовремя, может стать причиной развития невроза и снижения самооценки. Тогда поведение ребенка дома и в учебном заведении становится неадекватным. Если не заниматься лечением, то могут возникнуть серьезные проблемы с обучением.

Причины развития дислексии

После многочисленных экспериментов ученые доказали, что дислексию вызывают нейробиологические причины. У людей, страдающих данной патологией, извилины головного мозга являются недостаточно активными, если сравнивать их с показателями здоровых детей. Также имеются нарушения в структуре мозговой ткани, снижена густота мозговой ткани слева.

Причины дислексии могут быть наследственными. При видоизменении гена DCDC 6-ой хромосомы ухудшается развитие некоторых частей головного мозга, что вызывает дислексию.

Дислексияя может развиться также у детей, которые не умеют прослушивать прочитанное или которых не учили читать в раннем возрасте. Все это влечет за собой слабую связь между нервными клетками головного мозга, ответственными за речь.

Иногда к дислексии приводят травмы головы.

Механизмы развития дислексии

Становление письма и чтения — это сложная процедура. Всего в ней принимают участие 4 анализатора:

  1. речедвигательный — ответственный за артикулирование;
  2. речеслуховой — помогает человеку выбрать подходящую фонему;
  3. зрительный — помогает человеку выбрать подходящую графему;
  4. двигательный — переводит графему в кинему.

Все эти действия выполняются в прецентральной извилине головного мозга, а развитие завершается к 10-11 годам.

Письмо должно сопровождаться каким-либо мотивом. За этот процесс несет ответственность кора головного мозга, расположенная в лобной части.

Исходя из всего этого, можно понять, что чтение и письмо — это многоуровневая работа. Это значит, что лишь при слаженной работе анализаторов и целостности структур мозга ребенок сможет полноценно писать и читать.

Если у человека имеются серьезные нарушения хотя бы в одном из рецепторов (слух, зрение), то придется пройти сложные схемы обучения. При таком обучении более широко используются способности других анализаторов.

Не многие знают, что человек обладает 3 разновидностями слуха. К первому виду относится физический слух. Он дает нам возможность различать шелест листьев, шум воды или хруст снега под ногами.

Второй — музыкальный. Именно с его помощью человек может наслаждаться музыкой, которая ему нравится.

Третий вид — речевой слух. Некоторые люди наделены безупречным музыкальным и физическим слухом, но при этом имеют посредственный речевой. С помощью речевого слуха человек может уловить тончайшие оттенки произнесенного, отличить один звук от другого. Если эта разновидность слуха плохо развита, человек не может отличить похожие созвучия, в результате чего слова, сказанные собеседником, воспринимаются искаженно.

Дети с патологией речевого слуха не могут нормально читать и писать. Ведь ребенок не способен правильно читать, если он слышит речь недостаточно четко. Он не способен научится правильно писать слова, так как не знает значения букв. Задание становится сложным и потому, что когда ребенок пишет, он должен еще и уловить нужный звук, чтобы написать его в виде знака (буквы). По этой причине обучать детей с нарушениями слуха достаточно тяжело.

Кроме речевого слуха, у людей имеется еще и специальное зрение на буквы. Это значит, что для письма человеку мало просто видеть то, что его окружает. Он еще должен иметь зрение на буквы, для того чтобы запомнить и воспроизвести их очертания.

Классификация дислексии

Исходя из основных проявлений, дислексия можно разделить на словесную (при которой ребенку трудно читать слова) и буквенную (при которой ребенок не может выучить некоторые буквы). По разновидности нарушений дислексия бывает:

  • аграмматическая — возникает в результате недостаточного развития функциональных и лингвистических обобщений, грамматического строя предложения;
  • семантическая — возникает из-за нарушения восприятия слогов, невозможности разобрать сочетания слов в речи, скудного словарного запаса;
  • фонематическая — возникает из-за невозможности разбора звуков речи, анализа и синтеза;
  • тактильная — возникает из-за нарушения тактильного восприятия у людей с патологией зрения;
  • мнестическая — связана с дефектами в речевой памяти и невозможностью сопоставления звуков и букв;
  • оптическая — развивается в результате несформированного зрительно-пространственного представления.
  • При этом первые три формы дислексии появляются из-за не сформированных до конца разных речевых функций, а остальные — из-за неразвитых психических возможностей.

    Симптомы дислексии

    Главные признаки дислексии у ребенка —— это неправильное звукопроизношение, неточности в осознании смысла и произношения слов, ограниченное знание слов. У этих детей несвязанная речь, они не могут составить грамматически правильное предложение.

    При аграмматическом типе дислексии ребенок не может согласовывать слова в роде, числе и падеже, он с ошибками читает падежные окончания слов. При этом данные нарушения можно заметить как во время чтения и письма, так и в речи.

    Семантическую дислексию еще называют «бессмысленным» чтением. Это связано с тем, что человек правильно читает слова, но неправильно понимает их. В результате он не может усвоить прочитанную им информацию.

    У ребенка также может наблюдаться фонематическая дислексия. Характеристика этой разновидности патологии заключается в замене нужных звуков на похожие. Такие дети читают по буквам, изменяют структуру слогов — могут пропустить или наоборот добавить звуки и слоги, поменять их местами.

    Тактильная дислексия присуща слепым людям. Они осваивают чтение по азбуке Брайля. В этом случае дислексия проявляется в путанице в тактильно похожих буквах. Такие дети во время чтения могут пропускать буквы и даже целые слова. У некоторых наблюдается хаотичное движение пальцами, сползание со строк и коверканье смысла.

    При мнестической дислексии ребенок не может связать внешний вид буквы с ее акустическим образом. Если говорить проще, то он не может запомнить буквы, в результате чего начинает их путать, смешивать, пропускать во время чтения. Во время диагностики логопед обычно обнаруживает у таких детей элизию (пропуск последнего гласного звука в слове, находящемся перед словом, которое начинается с гласной буквы), уменьшение числа букв, сложности в произведении некоторых звуков или даже слов, смену их очередности.

    При оптической дислексии происходит смешивание и замена похожих по написанию букв. При такой разновидности патологии дети во время письма могут соскальзывать с одной строки на другую, использовать зеркальное чтение.

    Диагностика заболевания

    В большинстве случаев дислексия у ребенка не обнаруживается до тех пор, пока он не начнет учиться в школе или не пойдет в детский сад, где начнет учить буквы. Обследование может понадобиться детям, которые поздно начали разговаривать и не «догоняют» ровесников по окончанию первой степени обучения, которые не читают так, как от них этого ожидают, исходя из умственных способностей. Главным поводом к проведению диагностики является нестандартный подход к чтению на начальном этапе обучения. Хотя большое разнообразие подходов к чтению может присутствовать у детей на этом этапе.

    Основанием для проведения диагностики могут послужить проблемы с фонологическим процессингом.

    Дети, у которых подозревается дислексия, обязательно должны пройти тест на умение читать, степень развития речи, слуха, познавательных способностей и психологическое обследование для подбора наиболее подходящей для ребенка программы обучения. Обычно педагогами или родителями обнаруживается дислексия, диагностика и обследование могут проводиться по их запросу.

    Проведя оценку на понимание прочитанного текста, врач сможет определить, как ребенок анализирует и распознает слова, как владеет речью, понимает ли слушаемую речь.

    Благодаря тесту на выговаривание слов и восприятие текста на слух логопед сможет определить уровень разговорной речи, обнаружить сбои в восприятии звуков. В процессе диагностики врач также оценивает активную и пассивную речь, познавательные способности.

    В процессе обследования логопед выявит психологические моменты, которые способны усугубить расстройство. В некоторых случаях может понадобиться семейный анамнез. Он необходим для того чтобы выявить, были ли у родственников ребенка психические нарушения и если да, то какие.

    Кроме того, врач должен провести тест на зрение и слух. При подозрении на неврологические нарушения может понадобиться консультация невропатолога.

    Коррекция дислексии

    И хотя дислексия будет сопровождать человека на протяжении всей жизни, некоторым детям все же удается освоить навыки функционального чтения. К сожалению, часть из них так и не достигает необходимой степени грамотности.

    Устранение дислексии заключается в изменении метода обучения, в том числе — это прямое и непрямое обучение распознанию слов и умению выделять отдельные части слова. При прямом обучении применяются особые фонетические методы отдельно от обучения чтению. В одном случае ребенка учат читать по словам или фразам, в другом — используется иерархия приобретенных знаний: вначале от чтения по слогам, потом — по словам и по предложениям. Кроме этого, рекомендуется воздействовать на разные органы чувств, изучать новые слова и соединять зрительные, тактильные и слуховые ощущения для изучения слов, звуков и предложений.

    Также может понадобиться обучение выделению частей, из которых состоит слово, комбинированию различных звуков для создания слов, разбивание слов на слоги, определение местонахождения определенного звука в слове.

    Важно также научить ребенка понимать смысл текста и отдельных его абзацев, определять основную идею текста, научится делать выводы из прочитанного.

    Для обучения детей рекомендуется использовать компьютер. Это нужно для выделения фрагментов в тексте или отдельных частей слова.

    На данный момент широко применяется коррекция дислексии по методу Рональда. Д. Дейвиса, суть которой заключается во вкладывании в написанные слова и буквы образного выражения и запоминание его. Так, можно устранить пробелы в восприятии.

    Прогноз и способы предотвращения заболевания

    Профилактика дислексии заключается в соблюдении следующих мер:

  • предупреждение аномалий плода, профилактика осложнений при беременности, предупреждение травмирования младенца во время родов, инфицирования плода или новорожденного;
  • предупреждение инфекционных заболеваний в первые месяцы жизни ребенка;
  • своевременное распознавание и терапия церебральной патологии;
  • ознакомление с основами чтения в 5-7 летнем возрасте;
  • чтение ребенку на ночь и совместное чтение;
  • поощрение ребенка при приобретении каких-либо новых навыков;
  • развивающие игры, во время которых ребенок сможет работать со словами и звуками;
  • работа с социально неблагополучными семьями, проведение беседы с детьми, которые не посещают детский сад или школу.
  • Прогноз заболевания в основном хороший. При своевременном распознавании и лечении можно добиться значительных результатов в коррекции дислексии.

    Процедуры применяемые
    при заболевании Дислексия

    www.mosmedportal.ru

    Дисграфия и дислексия

    Наряду с достаточно распространенными заболеваниями устной речи, такими как заикание, дислалия и афазия, человек может быть подвержен и другому типу заболеваний, вызывающих нарушения уже в письменной речи. Это дисграфия и дислексия.

    Эти заболевания не являются чрезвычайно опасными для жизни человека, однако, они приносят немало проблем в наш повседневный быт. Оба заболевания поддаются лечению, но это очень длительный и трудоемкий процесс, таким образом, лучше всего выявить и искоренить заболевание на самых ранних стадиях. Давайте разберемся в природе каждого заболевания, формах, в которых они проявляются и возможных последствиях.

    Дисграфия представляет собой нарушение процесса письма по фонетическому принципу. При этом развитие интеллекта у человека происходит в полном объеме, то есть умственные способности больного ни чем не отличаются от таковых у нормального человека.

    Условно, расстройство речи, возникающее при дисграфии можно описать следующим образом: человек учится произносить и писать слова благодаря тому, что слышит. В случае заболевания дисграфией человек не в состоянии правильно воспринять произношение различных букв, вследствие чего у него формируется неправильное представление о написании того или иного слова.

    Выделяют следующие виды данного заболевания:

    • артикулярно-акустическая форма — неправильное произношение слова фиксируется при письме;
    • акустическая форма — замена фонетически близких по произношению букв между собой при написании слов;
    • нарушение языкового анализа и синтеза — самое тяжелая форма, при которой наблюдаются пропуски букв, а порой и целых слов, слитное написание и так далее;
    • аграмматическая форма — данная форма связана с нарушением грамматического строя речи;
    • оптическая форма — при оптической дисграфии больной не способен различить похожие по написанию буквы.
    • Данное заболевание представляет собой избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения или письма при сохранении общей способности к обучению и разучиванию каких-либо действий.

      Причиной этого заболевания являются психические и неврологические расстройства, которые и приводят к нарушению процесса чтения или письма. Больной дислексией не способен быстро и правильно распознавать слова, расшифровывать морфологический смысл услышанного, осваивать навыки правописания и правильного произношения. В остальном, способности к обучению в других областях, например бытовые навыки, развиваются на должном уровне.

      Последствия дислексии проявляются в образовании дефицита словарного запаса, нарушении понимания воспринятого текста, нарушение координации и дезорганизация.

      Диагностика и лечение

      Диагностика дисграфии и дислексии — очень сложный процесс, отнимающий огромное количество сил и средств. Таким образов, при обнаружении малейших симптомов этих заболеваний следует немедленно обратиться за классифицированной помощью.

      Оба нарушения поддаются лечению при правильно выбранном курсе. Например, в детстве Том Круз и Киану Ривз страдали от дислексии, однако, сегодня это не мешает им быть известнейшими актерами во всем мире.

      www.arlilia.ru

      Дислексия – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

      Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

      По степени тяжести нарушения процесса чтения в логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.

      Причины дислексии

      В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

      Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию. Перинатальное повреждение головного мозга может носить гипоксический характер (при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, преждевременной отслойке плаценты, затяжных родах, асфиксии в родах и т. д.). Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных. Причинами инфекционного поражения головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут выступать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

      В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может вызывать черепно-мозговая травма, нейроинфекции, цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.), истощающие заболевания. Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. Дислексия часто встречается у детей с ЗПР, тяжелыми речевыми нарушениями, ДЦП, умственной отсталостью.

      В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи — ФФН или ОНР.

      Механизмы дислексии

      В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы зрительного восприятия, узнавания и различения букв; соотнесение их с соответствующими звуками; слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение; понимание, осознание прочитанного. Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

      В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

      По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

      В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

    • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
    • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
    • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
    • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
    • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
    • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).
    • Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

      В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

      При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

      Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

      В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

      При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

      Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

      Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

      Диагностика дислексии

      Логопедическое обследование при дислексии складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

      Диагностика устной речи при дислексии включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи. Диагностика письменной речи предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

      По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

      Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Так, при фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.

      Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза; при тактильной дислексии – над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.

      Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

      Прогноз и профилактика дислексии

      Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

      Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

      www.krasotaimedicina.ru