Заикание литературное

Заикание литературное

В литературных источниках прошлого и настоящего встречается ряд отдельных указаний на значимость фиксированности на своем дефекте в клинико-психологической структуре заикания. Хр.Лагузен (1838) писал, что представление о трудности выговора делает заикание постоянным. Р.Коэн (Кен, 1878) считал обязательным в лечении заикания укреплять в пациенте силу воли, внушать ему доверие к собственным силам и искоренять в нем убеждение, что он не может правильно говорить. Пациент должен перевоспитываться; он должен овладеть рефлексами, подчинять их осмысленным мотивам. Г.Каменка (1900) видел в лечении заикания борьбу с болезненным представлением как руководящий принцип лечения. А.Либман (1901) усложнение первичных непроизвольных расстройств координации со стороны органов речи видел в том, что эти расстройства обращают на себя внимание самого заикающегося и окружающих. При этом сам заикающийся становится недоверчивым к своим способностям речи. Из-за этого обстоятельства расстройство речи еще более усиливается.

Г.Д.Неткачев (1901, 1909, 1913) отводил главенствующую роль в структуре заикания представлению заикающихся о своем дефекте и связанному с ним «боязливому самочувствию». Сущностью заикания («психоневроза») является, по его мнению, «боязливое ощущение, представление, навязчивая идея, фобии и весь комплекс угнетающих эмоциональных переживаний перед опасностями в прошлом, настоящем и будущем».

Р.Денгардт, Т.Гепфнер, Э.Фрешельс (начало XX в.) сущность заикания видели в расстройствах, основанных на мыслительно-аффективных процессах.

«Специфической основой заикания мне кажется то психическое состояние, на основании которого у атактически говорящих лиц возникает сознание (!) расстройства их речи» (СНОСКА: Фрешельс Э. Заикание. — М., 1931. — С. 57). По мнению Т.Гепфнера, собственно заикание возникает у ребенка в результате осознания им своих физиологических речевых несовершенств путем эгоцентрических размышлений о своей речи, путем запоминания и осознания процесса речи и в результате потребности напрягать при этом свои силы. Сделанные наблюдения позволили Т.Гепфнеру и Э.Фрешельсу заключить, что «болезненные психические состояния могут быть устранены воздействием на психику, . что терапия ассоциативной афазии (заикания — В.С), направленная только на речь, составляет лишь часть терапии».

pedlib.ru

Заикание. Реагировать нужно, вылечить можно!

Логоневроз – не только нарушение темпа и ритма речи, он нарушает возможность общения и самовыражения, ведёт к скованности и нерешительности. Вот попробуйте читать вслух, громко и с выражением перед всем классом, если получается не слитно и красиво, а с запинками. Это приводит к ощущению неуспешности и неуверенности в себе, а потом и к бездействию.

Если у школьника заикание, то он видит это так:

— От стыда и смущения хочется провалиться под землю. Когда я вышел к доске и объяснял решение задачи, все начали надо мной смеяться, а ведь я очень хорошо выполнил задание, и учитель меня хвалил. Но больше я не буду выходить к доске и с места тоже не буду отвечать, чтобы надо мной не смеялись. На перемене начал рассказывать Маше интересную историю, но в это время стал особенно сильно заикаться, она не дослушала и убежала, не буду больше ей ничего рассказывать. И с мальчишками не буду играть: им начнешь объяснять правила игры, а они не слушают, смеются надо мной, лучше вообще с ними играть не буду. В школу больше ходить не хочется, там скучно и неинтересно.

Родители думают о нём:

— Мой ребёнок немного заикается, но это не повод для беспокойства. Очевидно, в школе эту проблему переоценивают и, возможно, именно поэтому он чувствует себя там зажатым и неуверенным. Ведь дома и с друзьями он общительный, всё ему интересно, рассказывает обо всём без умолку.

Учитель видит это так:

— В классе с ребёнком-заикой работать сложнее. Мы работаем в рамках конкретного учебного плана, где время урока чётко ограничено: за 45 минут нужно проверить домашнее задание и перейти к новой теме. Ребёнку-заике приходится задавать больше наводящих вопросов, потому что он слишком зажат, чтобы самостоятельно развернуто отвечать на вопросы. Если не тратить время на дополнительные вопросы, ответ окажется неполным и придётся снижать отметку, а ведь видно, что ребёнок умный и способный, и к уроку готов.

www.za-partoi.ru

Независимый сайт о заикании

МЕТОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ И УСТОЙЧИВОЙ НОРМАЛИЗАЦИИ РЕЧИ

Бабенко А.В., канд. техн. наук

В данной работе представлены результаты анализа литературных источников, посвященных лечению заикания, приведено описание комплексного метода самостоятельной коррекции заикания и устойчивой нормализации речи

Задачей данной работы является ознакомление широкой аудитории с методом устранения заикания, разработанным автором на основе детального анализа научных источников и проведения экспериментальных исследований.

По различным оценкам заикающееся население планеты на сегодняшний день составляет от 1,0 до 1,5% взрослого населения. На сегодняшний день проблеме лечения заикания уделяется много внимания. К существующим методам коррекции заикания можно отнести:

— логопедические методы (замедление (торможение) темпа речи или речь нараспев; ритмизация речи как способ ее торможения; метод продолжительного молчания; дирижирование речью, ритмические нажатия пальцами кисти [6]; управление дыхательными движениями [5]; двигательный контроль артикуляционного аппарата; сопровождение речи письмом);
— неврологические методы (медикаментозное торможение; физиотерапевтические процедуры; иглоукалывание и рефлексотерапия; гипноз с созданием доминанты торможения активности нервных центров; общеукрепляющая терапия и терапия улучшающая питание клеток мозга; успокаивающая психотерапия);
— психологические (СОЭВУС [3]; волевое принуждение синхронизации с эмоциональным центром [14]; нейромоделирование [4]);
— комплексные (согласование работы нервных центров при помощи электронных средств [13]).
Недостатками существующих методов лечения заикания являются:
— пассивная позиция пациента, при которой он лишь принимает лечение или выполняет упражнения неосознанно;
— временный характер эффекта, возможность рецидива и как следствие разочарование в методе;
— необходимость длительного отрыва от нормальной жизни;
— возможность применения отдельных методик для определенных типов заикания и возрастных категорий;
— доступность теоретической стороны методик только для узкого круга специалистов;
— большие временные затраты на выполнение упражнений и рекомендаций.
Таким образом, на основании детального анализа современных методов устранения заикания, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день отсутствует единый взгляд на проблему и теоретические основы ее решения, доступные широкой аудитории.

Визуализация процесса коррекции заикания.
В работах [3, 14] обосновывается эффективность визуализации процесса для осознанного влияния на него. Автором была поставлена задача создания простой модели для визуализации процесса коррекции речи. Заикающиеся хорошо знают, что состояние речи постоянно меняется становясь то лучше, то хуже. Происходит это под влиянием множества внешних факторов: атмосферное давление; температура; фаза луны и.т.д. Подстраивать речь под изменение внешних условий представляется задачей трудновыполнимой в силу сложности формализации процесса. Для упрощения визуализации заикания как процесса автором предложена следующая модель. Представим себе маятник (см. рис 1).

Рис. 1 – Условная модель процесса заикания (ухудшение плавности речи).

Положение маятника 1 по вертикали характеризует уровень плавности и беглости речи. Таким образом, чем выше маятник, тем более бегло и плавно говорит человек. Линия F – условный уровень беглости и плавности речи здорового человека (норма-линия). Над линией F расположена зона, в которой внешние и внутренние факторы не оказывают заметного влияния на уровень плавности речи. Маятник подвешен на подвесе 2 имеющем пружину 4. Таким образом, длина подвеса зависит от массы маятника. Под массой маятника 1 понимается уровень возбуждения нервной системы. Таким образом, чем выше уровень возбуждения, тем больше масса маятника. При увеличении массы маятника пружина 4 растягивается, подвес маятника становится длиннее, маятник опускается.

Под действием внешних и внутренних факторов состояние речи изменяется (маятник раскачивается). При отсутствии постоянной работы над речью колебания затухают, амплитуда уменьшаются, частота колебаний увеличивается. Таким образом, положение маятника стабилизируется в нижнем положении так как, эта система, как и любая другая механическая система, стремится к состоянию покоя. Для заикающегося человека это означает, что при отсутствии работы над собой, речь будет постепенно ухудшаться.

Рис. 2 – Условная модель процесса заикания (улучшение плавности речи).

К тому же, учитывая скачкообразный перевод психики в состояние возбуждения (изменение массы маятника, ведущее к растяжению подвеса), изменения речи могут происходить ситуативно и очень в значительном диапазоне.

Рассмотрим процесс улучшения речи схема которого приведена на рисунке 2. Процесс улучшения плавности речи отвечает переходу маятника из положения А в положение В. Представим себе, что для этого нужно не про-сто раскачивать систему (чем достигается только временный и непродолжительный результат), а подтянуть подвес вверх путем вращения рычага с барабаном 3. О том, как этого достичь поговорим чуть позже. Пока же рассмотрим последствия такого воздействия. При уменьшении длины подвеса маятника, уменьшается амплитуда, маятник приближается к линии F. С точки зрения реального процесса это означает улучшение плавности речи (включая ее полную нормализацию). При этом влияние внешних факторов на речь снижается и мало нарушает ее плавность. Обратим внимание, что влияние на возбуждаемость нервной системы не оказывается. То есть при возникновении стрессовой ситуации человек может вернуться к стереотипу нарушенной речи. Однако чем выше находится маятник, тем менее заметно влияние уровня возбуждения нервной системы на речь. Таким образом, система приходит в новое положение равновесия.
Представленная модель не претендует на точность или полноту описания процессов изменения плавности речи, однако является важным инструментом визуализации проблемы и процесса ее устранения для заикающегося.

Функциональная модель заикания.
При устранении заикания необходимо чтобы пациент осознанно работал над развитием определенных навыков и функциональных связей. Для этого ему необходима модель, дающая представление о процессах, происходящих в его организме. Эффективность работы в этом случае значительно увеличивается.

На рисунке 3 приведена условная функциональная схема, объясняющая пациенту процесс формирования речи у здорового человека и нарушение речи у заикающегося.

Рассмотрим более детально систему 3а. Информация из окружающего мира по связям 5-1, 6-1, 7-1 попадают в головной мозг 1, где обрабатываются автоматически без привлечения сознания 2. При необходимости осознанной реакции (речи, мимики, жеста) сигнал по каналу 1-2 поступает в область мозга, отвечающую за осознанную обработку. На этом этапе формируется мысль, формируется фраза. Выдача сигнала на мышцы-артикуляторы происходит автоматически. Сначала сигнал по каналу 2-1 поступает в область автоматической обработки, а после этого по каналу 1-3 поступает на мышцы голосового аппарата, работающие также автоматически. Воспроизведенная речь автоматически фиксируется и по каналу 7-1 направляется для сравнения с начальным образцом. Еще раз необходимо подчеркнуть, что все процессы, кроме формирования фразы, происходят автоматически.
При нарушении плавности речи (рисунок 3в) происходит следующее.

По каналам 5-1, 6-1, 7-1 сигнал поступает в область бессознательной обработки. После чего сигнал по каналу 1-2 поступает для формирования ответного сигнала.

Рисунок 3 – Функциональная схема формирование речи: а – нормаль-ная речь; в – нарушенная речь.

По каналу 2-1 сформированный (с участием сознания) сигнал направляется на внутренние мышцы, расположенные по всей длине дыхательных путей. Происходят судорожные сокращения мышц. Возникает, так называемый мышечный зажим. Экспериментальные исследования показали, что ме-сто мышечного зажима может варьироваться от человека к человеку. При этом процесса говорения не происходит. По каналу 7-1 происходит сравнение сгенерированной мозгом фразы и неудачного результата произнесения. Если этот процесс подкреплен сильной эмоциональной реакцией, то очень быстро формируется связь 2-3 которая служит для «ручного» то есть осознанного управления речевыми мышцами. Возникает параллельная передача сигнала по каналам 1-4 и 2-3. Плавность речи в этом случае нарушается. Человек говорит отрывисто, как бы пытаясь быстрее проговорить все до конца. Возникает эффект «нехватки времени» [1]. Это еще не заикание. Многие лю-ди говорят отрывисто, спешат, глотают звуки и даже слоги. По мнению авто-ра процесс окончательного формирования стабильно нарушенной речи зканчивается появлением связи 7-2. При этом человек сознательно пытается избежать очередного сбоя и начинает все больше и больше сознательно вслушиваться в свою речь. Таким образом, вместо одной связи 1-3 формируются 3 связи 2-3, 1-4, 7-2. Образовалось устоявшееся циклическое нарушение речи, которое в свою очередь приводит к формированию целого ряда неврозоподобных реакций и с годами ухудшает речь до невразумительного мычания.

Принципы работы и подготовка к устранению заикания.
В основе предлагаемого метода лежит визуализация процесса выздоровления пациента на основе предложенных условных функциональных схем. Такой подход позволяет концентрировать внимания и усилия заикающегося на конкретной задаче и обосновывать необходимость ее решения.
Автор обращает внимание на то, что бросаться в борьбу с заиканием не нужно. Вместо этого необходимо приступать к работе постепенно, осторожно, хорошо представляя себе происходящие изменения. Cформулировать коротко принцип работы над заиканием можно как: «эмоции – (настроение + работа) – результат», описанный в работах [14,15]. Таким образом, заикающийся сначала представляет себе модель, создает мощный эмоциональный импульс, выполняет упражнения, а затем фиксирует результат.

К принципам работы над заиканием по данному методу относятся:
— осознанность работы (концентрация внимания на своих ощущениях и представление конечного результата);
— постоянство (выполнение упражнений необходимо проводить постоянно, нельзя поддаваться приступам плохого настроения или лени);
— позитивный настрой (каждое занятие должно проводиться в хорошем настроении).
Во время занятий необходимо высыпаться, полноценно питаться по возможности отказаться от курения и спиртных напитков.

Описание метода.
Используя в качестве рабочей модели схемы представленные на рисунках 2 и 3 для коррекции заикания и устойчивой нормализации речи предлагается сформировать автоматическую связь 1-3 (рисунок 3а) что даст возможность ослабить связи 1-4 и 1-3, а при достижении высокого уровня плавности, ослабить и ликвидировать связь 7-2. С точки зрения схемы, показанной на рисунке 2, это означает поворот рычага с барабаном 3 против часовой стрелки для уменьшения длины подвеса маятника. Подвес укорачивается, Маятник приближается к линии F, амплитуда колебаний уменьшается, часто-та увеличивается. Наступает стабилизация системы в новом положении равновесия.

Как же найти этот самый воображаемый рычаг? На основе проведенных экспериментальных исследований автор выявил упражнение, способствующее формированию плавной и непрерывной речи и закрепления достигнутого уровня плавности.

Само занятие заключается в последовательном выполнении упражнений, каждое из которых решает отдельную задачу. Продолжительность занятия составляет 45 ÷ 60 минут. Заниматься можно как один раз в день так и разбивать занятие на две части, продолжительность каждой из которых должна составлять не менее 30 мин. Рассмотрим занятие более подробно.

1. Расслабление. Стать ровно, плечи выпрямлены, живот расслаблен и слегка выпячен, руки лежат на животе ладонями таким образом, чтобы пальцы были направлены вниз (см. рис. 4). Несколько глубоких медленных вдохов носом выдох – ртом. Глаза закрыты. На лице зафиксировать улыбку. При вдохе и выдохе грудная клетка должна быть неподвижной. Двигается только живот. Все внимание обращено на свои ощущения. Удерживать улыбку. Выполняется 1-2 мин.

Рисунок 4. – Исходное положение для выполнения упражнений.

2. Работа над дыханием. Исходное положение то же. Вдох должен идти через нос и быть коротким, стремительным и шумным. Выдох должен следовать за вдохом незаметно, воздух должен выходить как бы сам собой. При вдохе важно не поднимать плечи. При этом важно почувствовать, как округ-ляется живот. Частота дыхания 80 ÷ 100 циклов в минуту. Количество вдохов варьируется от 200 до 1000 в зависимости от тренированности и самочувствия. Выполнять дыхательные упражнения следует сериями. После каждой сотни стремительных вдохов – один глубокий вдох и долгий выдох. Помимо постановки дыхания данные упражнения помогают укрепить внутренние мышцы брюшной полости, которые массируют внутренние органы чем способствуют поддержанию высокой активности организма. Почувствовать эффект от занятий вы сможете уже через 2 ÷ 3 недели после начала практики. Значительно уменьшатся непроизвольные сокращения внутренних мышц при разговоре, появляется приятное ощущение повышенного давления внутри брюшной полости (как будто в животе небольшой резиновый мячик).

Вдохи можно выполнять как в составе гимнастики так и во время про-гулок, стоя у окна, по дороге на работу. Для увеличения эффекта и более длительного ощущения «мячика» можно во время выполнения вдохов поло-жить ладони на живот таким образом, чтобы большие пальцы соприкасались в области пупка, а остальные пальцы смотрели вниз. Количество вдохов следует регулировать исходя из своего самочувствия. Рекомендуется начинать с 200 и постепенно наращивать до 1000 вдохов.

Особое внимание при выполнении упражнения необходимо уделять концентрации внимания на округлении живота. При этом, если во время упражнения начинает болеть носоглотка, значит упражнение выполняется не-правильно. При правильном выполнении упражнения усталость и небольшие болевые ощущения могут появиться в животе. Выполнение дыхательных упражнений занимает приблизительно 10 ÷ 15 минут.

3. Работа над речью. После дыхательных упражнений 1 ÷ 2 минуты от-дохнуть (повторение пункта 1). Исходное положение для выполнения речевого упражнения то же. Глубокий вдох носом (надувается только живот) произнесение нескольких слогов до ощущения необходимости вдоха. Снова спокойный вдох носом, выдох растягивается вместе с произнесением слогов.

Необходимо постоянно следить за правильностью положения тела во время выполнения упражнения (см. рис. 5).

Рисунок 5. – Выбор положения для выполнения упражнений: А – не-правильное положение (спина сгорблена, плечи опущены вперед); В — неправильное положение (при дыхании происходит движение грудной клетки); С – правильное положение (плечи выпрямлены, но расслаблены, при дыхании двигается живот).

В этой части упражнения произносятся следующие слоги (в порядке усложнения артикуляции):

При-при-пре-пре-пра-пра-про-про-пру-пру
Три-три-тре-тре-тра-тра-тро-тро-тру-тру
Кри-кри-кре-кре-кра-кра-кро-кро-кру-кру

Каждый из слогов произносится дважды. Произносить слоги необходимо свободно, не спеша. Стараться четко артикулировать звуки Темп составляет 60 ÷ 80 слогов в минуту. При этом необходимо озвончать глухие со-гласные и как бы перекатываться от звука к звуку. Начинать произнесение слогов необходимо на том уровне громкости, который позволяет не напрягать мышцы грудной клетки и живота. По мере выполнения громкость следует постепенно наращивать. Но увеличение громкости происходит только за счет мышц лица и усиления артикуляции. Напряжения мышц грудной клетки и живота происходить не должно.

При выполнении упражнения все внимание сосредоточено на мышцах ротовой полости и языке. Никакого напряжения живота быть не должно. Ладонями необходимо постоянно контролировать живот. Грудная клетка двигаться не должна. Живот поднимается и опускается в такт дыхания. При за-метном подергивании мышц живота в такт произнесению слогов, необходимо остановить выполнение упражнения, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов и продолжить выполнение упражнения.

Если в результате выполнения упражнения появляется усталость мышц живота, значит, упражнение выполняется неправильно. При правильном выполнении упражнения в животе появляется чувство легкости, а звуки выходят свободно и четко. При этом начинает ощущаться работа мышц лица, усиливается артикуляция. Необходимо четко представлять себе схему (рисунки 2, 3) и представлять те результаты, которые уже получены при проведении самостоятельных занятий до данного момента.
В жизненных ситуациях необходимо стараться придерживаться того же стереотипа говорения. Нельзя огорчаться если первые опыты с внедрением новой техники говорения будут неудачными. Результаты проявятся уже че-рез 1÷2 месяца. В некоторых случаях может возникнуть ухудшение ситуации с заиканием. Это объясняется выведением системы из состояния равновесия и ее стремления вернуть себе это состояние (рисунок 2) (состояние стабильно нарушенной речи). Необходимо работать дальше и привести маятник в со-стояние нового равновесия на качественно новом уровне.
Выводы.

В данной работе описан метод коррекции заикания и устойчивой нормализации речи. Приведенный метод создавался с использованием результатов экспериментальных исследований. Апробация метода проводилась на заикающихся с различными формами и степенями заикания в течение двух лет. Полученные результаты позволяют сделать предварительные выводы о его эффективности при лечении как невротического так и неврозоподобного заикания. Целесообразным является проведение дальнейших экспериментальных исследований с целью получения статистической информации о возможности внедрения представленного метода в практику коррекции заикания и стабилизации нормальной речи.

stuttering.su

Заикание и синдром Туретта. Stuttering and Tourette’s Syndrome

by Luc De Nil, Ph.D., Chair of the Graduate Department of Speech-Language Pathology, University of Toronto, and by Paul Sandor, M.D., Director of the Tourette’s Syndrome Clinic, University Health Network

Синдром Туретта – непроизвольные, внезапные и стереотипные движения и голосовые реакции.

Синдром Туретта (СТ) впервые был описан как самостоятельная болезнь французскийм врачом Жоржем Жилем де ла Туреттом в 1885 году.

Характерная особенность синдрома — множественные моторные и вокальные тики — непроизвольные, внезапные, нецеленаправленные и стереотипные движения или вокализации.

Тики могут быть “простыми” — вовлечение отдельных групп мышц (например, моргание, поворот головы), или “комплексными”, которые состоят из множественных скоординированных движений (например, подпрыгивание, сложные лицевые движения).

Вокальные тики могут состоять из простых звуков: покашливание, фырканье и более сложных звуков, таких как слова, фразы или даже полные предложения.

К СТ часто относят копролалию — социально неприемлемые непроизвольные высказывания. Симптомы копролалии проявляются в редких случаях и зачастую со временем проходят.

СТ носит индивидуальный характер проявления симптомов, у двух людей с СТ никогда не будет одинаковых тиков.

Диагностические критерии СТ:

  • возраст до 18 лет;
  • время проявления тиков более одного года;
  • специфическая анатомическая локализация тиков;
  • волнообразное течение с наличием обострения и затихания симптомов;
  • отсутствие других медицинских объяснений проявления тиков.

Первые признаки Синдрома Туретта обычно появляются в 6 лет.

Тики имеют тенденцию увеличиваться во время эмоционального возбуждения и подавляться в момент концентрации внимания человека на них.

Синдром Туретта встречается у 3-5 человек из 1000. Также как и при заикании СТ более распространён у мужчин, чем у женщин (4:1).

Средний возраст дебюта СТ — 6 лет. В редких случаях начало заболевания приходится на возраст старше 13 лет. В 70% случаев количество тиков уменьшается к зрелому возрасту.

Причины появления синдрома Туретта

Использование близнецового метода исследования показало высокую значимость генетического компонента в генезе СТ. Вероятность проявления СТ у близнецов с одинаковым генетическим материалом составляет от 53% до 77%.

Большинство учёных предполагает, что СТ связан с нарушениями взаимосвязи коры с подкорковыми структурами. Эти связи отвечают за контроль и координацию моторного поведения.

Считается также, что у пациентов с СТ увеличена продукция дофамина — главного нейромедиатора. Некоторые лекарства подавляют или предупреждают чрезмерный синтез дофамина и снижают выраженность моторных и вокальных тиков.

Частота сочетания Синдрома Туретта с заиканием составляет от 7% до 33% случаев.

Речь и языковые особенности людей с Синдромом Туррета

Исследования показывают, что речевые нарушения при СТ у детей и взрослых нельзя объединить и классифицировать. Можно сказать, что все пациенты с СТ испытывают трудности в речевой продукции, которые не связаны со степенью проявления вокальных тиков.

Заикание и Синдром Туррета

Бытует мнение, что у людей с СТ заикание встречается чаще, чем у обычных людей. Это позволило установить связь между этими двумя расстройствами и вы́сказать предположение, что при заикании возможно нарушение функционирования подкорковой системы — базальных ганглиев, которые являются важным центром контроля движений.

Согласно литературным данным частота сочетания СТ с заиканием составляет от 7% до 33% случаев. Однако эти исследования не были систематическими и не охватывали достаточно большую группу детей и взрослых.

Некоторые исследования расстройств темпо-ритмической организации речи, показали что у детей с СТ нарушения плавности речи встречается чаще, чем у обычных детей. Но у детей с заиканием потеря плавности речи связана с повторением слогов, пролонгацией звуков, с появлением «ступоров». А у детей с СТ нет таких симптомов и расстройство темпа и ритма речи остаётся в пределах нормы и не носит патологический характер.

Автор перевода — Шамардина Анастасия — логопед-дефектолог

shamardina.ru

Если ребенок начал заикаться

Заикание — такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением — судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как ребенок старается скрыть их. Не откладывайте свой визит к логопеду и психиатру.

Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятней прогноз! Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным), если больше — закрепившимся.

При остро возникшем заикании в первую очередь надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, сделайте все возможное, чтобы ребенку не надо было туда ходить. Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз. При инициальном (начальном) заикании специальные занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых!

Постарайтесь говорить неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности. Употребляйте простые слова.

Требование говорить медленнее создает у ребенка впечатление, что он делает что-то неправильно. Важно в целом организовать режим так, чтобы реже возникала необходимость говорить (конечно, это не значит, что нельзя отвечать на вопросы ребенка или разговаривать с ним).

  • Приучите ребенка к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.
  • Полезно петь, двигаться под музыку.
  • Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают детей и укрепляют нервную систему.
  • Привлекайте детей к спокойным домашним делам.
  • Режим должен быть щадящим, но основная установка — ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение — не следует посещать шумные зрелищные мероприятия до шести лет. Домашний режим намного предпочтительнее детского сада.

    В три года многие дети могут начать занятия с логопедом.

    Необходимо помнить, что для течения заикания характерна волнообразность. В моменты так называемого ухудшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание.

    В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.

    • Постарайтесь организовать домашний театр, можно кукольный. Это не только даст возможность перевоплотиться, почувствовать себя другим, — незаикающимся персонажем, но и улучшают умение высказываться.
    • Упражняйте ребенка в пересказе различных литературных произведений. (Сказки В.Сутеева, рассказы Н.Носова и др.).
    • Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребенка читать по слогам. Овладение чтением по слогам помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры, научиться правильно делить слова на слоги.
    • Родители могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверять специалистам.

      Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его состояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми. Успех любых начинаний зависит от систематичности работы!

      Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями.

      www.logopeda.net