Заикание логопедическое занятие

Конспект урока по заиканию: «На рыбалку»

Оборудование:

  • Кассета «Вивальди и звуки океана»
  • Игра «Мыльные пузыри» (стаканчики, вода, мыло, соломинки)
  • Карандаши, колечки от сосок-пустышек
  • Картинки рыб, морских животных
  • Игрушечная посуда
  • Картинки, рисунки овощей
  • Картинки: змея, птичка, жук, комар, фланелеграф
  • Игра «рыбалка»
  • Ход занятия.

    Цель: положительный эмоциональный настрой.

    Логопед приводит детей в кабинет, предлагает детям встать около стульчиков.

    – Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Молча, кивком головы, пожатием рук поздороваемся.

    II. Общая моторная зарядка.

    1. Снятие мышечного напряжения.

    Логопед включает кассету «Вивальди и звуки океана». Звучит мягкая нежная мелодия.

    – Прислушайтесь к звукам мелодии. Вы слышите, как волны набегают на песок; вы чувствуете, как ласково греет солнышко. У вас под ногами теплый сыпучий песок. Осторожные, нежные волны гладят вам ноги, вы опускаете в воду руки, вам приятно, хочется скорее окунуться в воду.

    2. Привитие умения регулировать напряжение и расслабление.

    – Давайте поплаваем медленно, спокойно, под музыку.

    Логопед показывает движения:

    – плывем «по-лягушачьи» (руки перед собой, в стороны, опустили, встряхнули) 5–6 раз следим за дыханием;

    – плывем «брасом» (руки в стороны, перед собой, опустили, встряхнули);

    – плывем «кролем» (правая рука в сторону, перед собой; левая рука в сторону, перед собой, опустили, встряхнули);

    – отдохнем («побулькаем» руками по воде) легкое встряхивание;

    – погладим волны (параллельное движение рук влево и вправо);

    – посмотрим , что у нас справа, сверху, слева, внизу (вращение головы);

    – а теперь это же упражнение, но со звуками:

    а-а-а – голова внизу
    у-у-у – голова вправо
    о-о-о – голова внизу
    э-э-э – голова влево.

    – А теперь со слогами:

    а—х – голова назад
    о—х – голова внизу
    э—х – голова направо
    у—х – голова налево

    III. Речевая зарядка.

    1. Восстановление речевого дыхания

    – А теперь поучимся нырять под воду.

    Делаем глубокий вдох, «ныряем» (дети приседают) и плавно, медленно выдыхаем воздух – игра «Нырялки».

    Посмотрите, какие красивые пузырьки на волнах, это морская пена, давайте и мы попускаем пузырьки – игра «Мыльные пузыри»

    Посмотрите, какие морские жители лежат у меня на столе: акула, окунь, осьминог.

    (Картинки на ниточках привязаны к кольцам, которые свободно перемещаются по карандашу)

    Дуем на акулу и произносим звук [а].

    Дуем на окуня, осьминога, произносим звук [о].

    Дети дуют на морских животных сверху внизу, снизу вверх, слева направо, справа на лево.

    2. Воспитание легкой и своевременной подачи голоса.

    – Давайте из окуньков сварим суп. (Дети снимают окуньков и кладут в игрушечную кастрюлю)

    – Что нужно добавить, что бы суп получился вкусный? (Картошку, морковку, лук. )

    Моем картошку (дети показывают движения). Почистим, мелко покрошим лучок, посолим, помешаем. (Дети повторяют движения за логопедом)

    Давайте понюхаем, как пахнет наш суп (дети по очереди подходят и «вдыхают» запах).

    На выдохе произносим: «ах. очень вкусно!»; «Как пахнет!, А запах!» и т. д.

    – Как называется рыбный суп? (Уха)

    Произнесем это слово на выдохе, медленно и плавно у-у-х-х-а-а.

    Понюхаем наш рыбный обед и скажем на выдохе:

    «Хороша у нас уха!»
    «Пахнет вкусно уха!» и т. д.

    Дети имитируют разливание по тарелочкам; снимают пробу, берут хлеб, жуют (упражнения для щек, массаж лица).

    3. Воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

    – Посмотрите, как наша уха понравилась всем; жук жужжит. ж-ж-ж – мне немного положи (на фланелеграфе поочередно появляются жук, комар, птичка, змея).

    А вот комар пищит:

    з-з-зой – поделись скорей со мной,
    чу-чу-чу – я ухи хочу!
    Ш-ш-ш – угости меня, малыш!

    Дети повторяют за логопедом чистоговорки.

    Давайте еще сходим на рыбалку.

    IV. Координация речи с движением.

    Дети имитируют ходьбу на месте (или ходьбу по кругу).

    Речёвка (сопровождается движением )

    – Раз, два,
    – Три, четыре,
    – На рыбалку
    – Мы идем,
    – Удочки
    – С собой несем.
    – А ведро с собой взяли?
    – Взяли.
    – А червей вы накопали?
    – Накопали.
    – Ну-ка, рыбка,
    – Не ленись,
    – На крючок
    – Скорей ловись!

    – Посмотрите, как много рыбок (на столе у логопеда рыбки и дети их ловят).

    Беседа о пойманной рыбе.

    – Это какая рыба? (Щука)

    – Попробуй голосом передать ее размер (щ-у-к-а).

    – Передай голосом (к-а-р-а-с-ь)

    V. Работа по закреплению навыков правильной речи.

    – Ребята, у меня есть веселый стишок про рыбалку. Давайте его выучим.

    План работы над стихом.

    1. Сопряженная речь

    Дети вслед за логопедом и вместе с ним произносят стихотворение.

    2. Отраженная речь

    Дети повторяют фразы вслед за логопедом.

    3. Вопросно-ответная форма

    Логопед задает вопросы по тексту стихотворения:

    – Кто сидит на озере?

    – Почему его называют любителем?

    – В какое время суток он пришел на рыбалку?

    – Почему он «мурлычет» песенку?

    – Как вы это понимаете?

    – Кого хочет поймать рыбак? и т. д.

    4. Самостоятельная форма

    Дети пробуют сами пересказать стихотворение.

    Любитель-рыболов
    Автор А. Барто

    С утра сидит на озере
    Любитель-рыболов.
    Сидит, мурлычет песенку,
    А песенка без слов:
    «Тра-ля-ля,
    Тра-ля-ля
    Тра-ля-ля.»
    Озеро глубокое,
    Удачным будет лов,
    Сейчас поймает окуня
    Любитель-рыболов.

    VI. Домашнее задание.

    Нарисовать рисунок на тему рыбалка.

    Выучить стихотворение наизусть или первое четверостишье.

    VII. Итог занятия.

    – Где сегодня мы были?

    VIII. Оценка работы с психотерапией.

    – Как вы себя чувствуете? Давайте поблагодарим друг друга за приятное общение, за веселую, интересную компанию.

    Нам было хорошо сегодня всем вместе.

    Давайте на прощание пожмем руки и пожелаем что-нибудь друг другу.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    План-конспект по логопедии на тему:
    Конспект логопедического занятия по преодолению заикания.

    Данное занятие предназначено для работы с детьми,имеющими нарушения в темпо-ритмической организации речи. Используется на начальной стадии коррекции данного речевого дефекта.

    Предварительный просмотр:

  • Работа над техникой плавной речи(дыхание, артикуляция, голос).
  • Правила речи.
  • Мышечное расслабление: отделы: шейных позвонков, плечевого пояса, конечностей.
  • Артикуляционная гимнастика
  • Первичные навыки работы со стихотворным текстом.
  • Дифференциация речевых и неречевых звуков.
  • Организационный момент. Дифференциация речевых и неречевых звуков.
  • Слушание звуков. Стук, разговор, шум машин, запись мелодий.

    Мерсибо – неречевые звуки.

    Вспомни и приведи пример неречевых звуков.

    Издай неречевой звук каким-нибудь предметом.

  • Поговорим о речевых звуках – о речи.
  • Речь устная и письменная. Привести примеры. Работа с картинками – А4 .

    Что необходимо при устной речи? (слух(слушание и говорение), речь говорящего. Здесь: голос, артикуляция, дыхание, темп ).

    Что необходимо при письменной речи?(зрение(чтение и письмо), рука и умение обозначать звуки буквами).

  • Чтобы красиво и плавно говорить, мы выполним несколько упражнений на расслабление и дыхание.
  • Мышечное расслабление приводит к эмоциональному расслаблению- снижению возбуждения ЦНС.
  • Упражнения выполняются 2 раза в день, утром и вечером

  • расслабление плечевого пояса 3-4 раза (правое плечо к уху поднимаем, чувствуем напряжение, потом опускаем – «бросаем»; то же самое с левым плечом);
  • расслабление шейных позвонков 3-4раза(правым ухом тянемся к правому плечу, чувствуем напряжение, возвращаемся в исходную позицию, то же самое с левым плечом);
  • расслабление конечностей рук 3-4раза(тянемся кверху, стоим на носочках, опускаемся, руки расслаблены, качаются);
  • расслабление конечностей ног3-4раза(поднимаем ногу на уровне пояса, потом бросаем, сначала правая, потом левая);
  • расслабление туловища3-4раза(исходная позиция- наклон вперед, далее медленно поднимаемся).
  • Формирование диафрагмально — реберного дыхания.
  • В положении сидя: положить ладонь одной руки на нижние ребра, другую ладонь на грудную клетку.

    Спокойно, глубоко вдохнуть через нос, при этом ощущается: диафрагма опускается, а ребра и область живота в предреберье поднимаются.

    При выдохе объем грудной клетки и живота уменьшаются. То же самое проделать в положении стоя.

    Упражнения проделываем под счет: 1-2-3 короткий вдох, 1-2-3-4-5 длинный выдох . (3-4 раза)

  • 4 громких коротких вдохов носом
  • о выдохе не думаем
  • пауза- 3-5 секунд.
  • Таких подходов нужно сделать 24 раза по 4 вдоха с паузой.
  • При головокружении, упражнение выполняется сидя.
    1. Артикуляционная гимнастика, выполняется под счет до 5.
      • улыбка
      • трубочка
      • бегемот + язык за верхние зубы, за нижние, потом уколы в щеки
      • бегемот + вкусное варенье( при широко открытом рте облизываем сначала верхнюю губу, потом нижнюю в одну и другую сторону)
      • прическа(нижними зубами верхнюю губу, а потом верхними зубами нижнюю губу)
        1. «Правила речи». Обсуждение и вывод.
        2. Дыхательно — голосовые упражнения,+ движение пальцев руки.
        3. выполняются при средней громкости с прибавлением движения руки в слогах:

          Работа над силой голоса(громко, тихо, долго,коротко). Звуки .

          вдох 1-2-3 ———выдох А___________________

          вдох 1-2-3 ———выдох О____________________

          (то же проделываем с У,Ы,И,Э )

          пла___тла___кла___ тпа___пта___ тпы_

        4. Счет от 10 – 25(до 50), вдох 1-2-3, на выдохе 2 числа проговариваем, если хорошо, плавно и четко получается, то по 3 числа.
        5. Следим за артикуляцией гласных звуков и выделением ударного гласного.

        6. Работа над стихотворным , размеченным текстом+ рука.
        7. Отработка отдельно слов + движение руки.

          А потом весь текст стихотворения с движением руки.

          По листочкам я шагаю, /

          И листочки я считаю: /

          Раз, два, три, четыре, пять, /

          шесть, семь, восемь, /

          Листья уронила осень.//

        8. Во время речи смотри в глаза собеседника.
        9. Следи, чтобы во время речи не было эмоционального напряжения.
        10. Прежде чем начать говорить, подумай, что ты хочешь сказать.
        11. Перед речью сделай вдох и затем начинай говорить плавно на выдохе.
        12. Воздух в основном расходуй на гласные звуки. Выделяй ударные гласные.
        13. Четко артикулируй все гласные звуки.
        14. Строго выдерживай паузы между предложениями.
        15. Длинные предложения дели на смысловые отрезки по 3—4 слова; между ними пауза — и новый вдох.
          • Все слова в предложении говори слитно, как одно длинное слово.
          • Говори четко, громко, выразительно.
          • По теме: методические разработки, презентации и конспекты

            Конспект занятия «Кто снами рядом живёт» во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим » Степашка в гостях у ребят» в первой младшей группе.

            Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника — Рамзаева. Тема урока — » Имя прилагательное». Тип урока — открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -.

            В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп.

            Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально — двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате.

            Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: — форм.

            Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор.

            nsportal.ru

            Заикание логопедическое занятие

            Всем доброго дня! Знаете ли вы, что упражнения от заикания у детей приносят почти 50% результата в лечении этого недуга? Главное тут регулярность занятий и упорство. Но, разве захочет ребёнок выполнять что-то, если ему не хочется? Да и однообразие его угнетёт. Но выход есть! И сейчас я о нём расскажу.

            Виды упражнений

            Заикание, это серьёзный речевой недуг, который не сразу поддаётся терапии. И лечение тут многогранно. По сути нужно, чтобы дитя не только научилось правильно говорить, но ещё и закрепило эти навыки. А сделать это возможно лишь посредством каждодневных манипуляций.

            Но чтобы кроха выполнял их с удовольствием, нужно его заинтересовать. Чем? Конечно, игрой! Поэтому лучше говорить, не: «Давай пойдём позанимаемся», а: «Давай, пойдём поиграем!» И чтобы малыш не утомился от однообразия, нужно сделать так, чтобы игры были разными.

            Ну это просто! Ведь упражнения при заикании у детей направлены на развитие следующих систем:

          • Дыхательной.
          • Артикуляционной.
          • Мышечной (учиться расслабляться).
          • Голосовой.
          • Развитие чувства ритмики.
          • Видите, какую большую работу нужно проделать? Об однообразии и речи нет! Ну а теперь, когда ясно, что заинтересовать ребёнка можно, о сути каждой методики.

            Дыхательная гимнастика

            Вообще, дыхательная методика — штука очень полезная. Она помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Самой распространённой является зарядка Стрельниковой. Суть заключается в том, чтобы при различных физических действиях малыш вдыхал и выдыхал по правилам. Тут довольно много манипуляций, направленных и на расслабление, и на умение контролировать дыхание, и на развитие речевых способностей.

            Кроме такой масштабной методики могу предложить варианты попроще, но эффективность их от этого не снижается.

          • Пусть кроха ляжет на спинку. Положите ему на животик мягкую игрушку. Теперь нужно сделать вдох, надув живот. Игрушка поднимется вверх. После этого следует выдох, плавный со звуком «пффф». При этом соблюдать дыхание ровное и спокойное.
          • Дуем ватные шарики. Сделайте из ваты небольшие комочки, и дуйте вместе с малышом. Сначала манипуляцию можно проделывать на гладком столе. А потом усложнить задачу: постелить махровое полотенце. Кусочки ваты будут цепляться за ворсинки. Тем самым у крохи будет появляться спортивный интерес, он будет набирать больше воздуха, и дуть дольше.
          • А мыльные пузыри! Ну какой ребёнок их не любит пускать? И весело, и полезно одновременно!
          • Через соломинку можно дуть в воду. Представляете, сколько восторга это доставит карапузу?
          • Скажите, а вы знаете ещё подобные примеры? Поделитесь? Ну а я пока расскажу про артикуляцию!

            Артикуляционная гимнастика

            Артикуляционная гимнастика при заикании признана одной из самых эффективных. Ещё бы! Ведь тут тренируются мышцы артикуляционного аппарата! Смотрите сами:

          • Надуваем щёки, спускаем. Теперь надуваем каждую щёку в отдельности.
          • Хлопаем губками друг об друга, как рыбки.
          • Язычком надавливаем то на одну, то на другую щёку поочерёдно.
          • Надуть щёки и закрыть ротик. Теперь ударяем по щёчкам кулачками, чтобы воздух выходил с шумом.
          • Вообразим, что язычок, это зубная щётка! Попросите малыша почистить языком зубки при закрытом ротике.
          • Покусать верхнюю, потом нижнюю губу.
          • Кроме этого можно просить дитя при открытом ротике покашлять несколько раз или позевать. Главное, соблюдайте системность! И не забывайте про комплексность.

            Мышечная гимнастика

            Замечали, как говорит малыш, начинающий заикаться? Речь прерывиста, воздуха не хватает сказать порой даже слова. И при всём этом начинают напрягаться его мышцы, любые: лица, шеи, плеч. Причём неважна причина заболевания.

            Что же, нужно учиться расслабляться. Попросите дитя напрячь любую часть тела, например, сжать сильно кулачки на 5 секунд. Теперь попросите максимально расслабиться. То же самое проделайте с другой частью тела.

            Но на фоне умения говорить без запинок голос крохи ещё должен стать уверенным с хорошей интонацией. В этом нам поможет такой ряд упражнений.

            Голосовая гимнастика

            А теперь учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите кроху держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза. Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда дитя привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться.

            Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых кроха хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.

            Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:

          • Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь всё тише и тише.
          • Распевание тех же гласных только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.
          • Воображаемый мячик бьётся об пол со звуком МО, об стену со звуком МЭ и так далее.

          И напоследок отрегулируем чувство такта в речи.

          Ритмическая гимнастика

          Помню, в 5 классе я начала посещать школьные уроки танцев. Там отбирали по таком принципу: учитель ключом настукивала мелодию, а мы должны были повторить. Вот что-то подобное делаем и при лечении заикания.

          Начинаем с простого. Стукните 2 раза, потом ещё 2. Пусть дитя повторит. Теперь усложняем задачу: стукните 2, потом 3 раза.

          Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «ЗАЙку БРОсиЛА ХОзяйка. ». берите простые и легко запоминаемые стишки. Да, ещё специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.

          При постоянном и кропотливом труде, подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте и всё получится!

          А теперь расскажите вы, как приходится избавляться от недуга? Какие игровые упражнения знаете? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. До новых встреч. Пока!

          my-happybaby.ru

          Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с заиканием старшего дошкольного возраста

          КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

          ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

          СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

          Цель: Формирование устойчивого навыка плавной речи в элементарных ее формах и коротких фразах.

          автоматизировать нижне-диафрагмальный тип дыхания, вырабатывать самоконтроль дыхательных движений груди и диафрагмы

          формировать умение выполнять длительный фонационный выдох

          закреплять навык мягкой атаки звука

          закреплять умение слитного произношения гласных звуков, сочетания гласных звуков (2 звука на одном выдохе)

          формировать ритмическую организацию высказывания и интонационную выразительность речи;

          совершенствовать навык расслабления мышц по контрасту с напряжением

          развивать общую моторику

          развивать внимание, память, мышление

          воспитывать смелое речевое поведение, умение внимательно слушать и выполнять поставленную задачу, контролировать собственную речь

          Оборудование: игрушечный мишка, индивидуальные мешочки и султанчики на каждого ребенка для выполнения упражнений на дыхание, предметные картинки ( кукла, Незнайка, оловянный солдатик, робот, аист, овощи, ива, эскимо, улица).

          Логопед сообщает детям, что сегодня к ним придет необычный гость, который почему – то запаздывает. Пока все ждут гостя, логопед предлагает отгадать загадки и выбрать соответствующие картинки.

          Но с ней не скучно.

          Уверенный в себе, хоть неумейка,

          И от природы он большой зазнайка,

          А ну-ка угадать его сумей-ка,

          Известен всем под именем …

          Хоть он стоек был и смел,

          Но в огне не уцелел.

          Младший сын столовой ложки,

          Он стоял на крепкой ножке.

          Не железный, не стеклянный,

          Хоть с виду он и угловат,

          Но очень строен, как солдат.

          Вынослив, грамотен, умен —

          Задачи все решает он.

          И, если нужно, он готов

          Осилить сотню языков.

          К тому ж ему совсем не спится.

          Он день и ночь готов трудиться.

          Он по хозяйству помогает

          И даже в шахматы играет.

          Не обыграть его вовек!

          А ведь совсем не человек.

          Не заставишь лежа спать.

          Лишь уложишь — хочет встать.

          По упрямее барашка

          Я предлагаю вам превратиться в заводные игрушки.

          Комплекс релаксационной гимнастики «Заводные игрушки»

          Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись.

          «Заводная кукла». Ноги расставить, и напрячь, руки вытянуть слег­ка в стороны, напрячь; повернуться в одну сторону, в другую. (Повто­рить 3—4 раза.)

          «Незнайка». С напряжением поднять одно плечо, затем опустить и расслабить; с напряжением поднять другое плечо, опустить и рассла­бить; с напряжением поднять оба плеча и, расслабив, опустить. (Повто­рить 3—4 раза.)

          Вокруг себя повернись в оловянного солдатика превратись

          «Оловянный солдатик». Ноги расставить, и напрячь, руки вытянуть вдоль туловища и напрячь. Удерживать напряжение под счет от 1 до 4. На слово – команду «пять» — расслабляемся, все тело «обмякает», как у тряпичной куклы.

          Вокруг себя повернись, в робота превратись.

          «Робот». Выполнять команды: правая рука вперед, в сторону, впе­ред, вниз, расслабились; левая рука вперед, в сторону, вперед, вниз. (Повторить 3 раза.)

          Вокруг себя повернись, в неваляшку превратись.

          «Неваляшка». Сидя, уронить голову на правое плечо, на левое пле­чо, покрутить,

          Появляется медвежонок. Логопед обращается к медвежонку: «А вот и наш гость пришел, мы тебя заждались».

          Медвежонок отвечает: «Здравствуйте! Извините меня, ребята. Путь мой был не близкий. Я бежал, торопился, но все равно опоздал. Ой, как я запыхался».

          Логопед говорит: «Это не беда, наши ребята тебе покажут дыхательные упражнения, и твое дыхание быстро восстановится».

          Упражнение № 1. Диафрагмальное дыхание лежа.

          Дети ложатся на спину на ковер; левую руку кладут на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед напоминает детям как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу. По команде логопеда дети вдыхают, выпячивая живот, и выдыхают, втягивает живот. Если упражнение у детей не получается, то полезно производить усиливающее к концу выхода легкое надавливание рукой на живот.

          Вверх животик поднимается.

          Вниз животик опускается».

          Упражнение № 2. «Султанчик»

          Плавно набрать воздух и длительно дуть на «султанчик». <Повторить 5—6 раз.)

          Дуть, одновременно поворачивая голову, «султанчик» находит­ся в левой руке; вдох — дуть на выдохе; поворот в другую сторону, повторить. (Повторить 5—6раз.)

          Логопед спрашивает у медвежонка, что случилось, почему он опоздал.

          Медвежонок сообщает детям, что он приготовил для них в подарок картинки, да вот беда, из слов, обозначающих картинки пропали первые звуки и слова стали непонятными.

          Логопед: — Ребята, как вы думаете, какие звуки пропали из слов? (Ответы детей: не хватает гласных звуков и т.д.)

          — Ребята, помогите медвежонку, найдите и назовите первый звук в словах.

          Детям предлагаются слова и картинки: Аист, Овощи, Ива, Улица, Эскимо.

          Логопед называет картинки, без первого гласного звука (….ист – аист и т.д.), дети угадывают первый гласный звук и произносят его плавно, нараспев на выдохе.

          Логопед: «Как называются эти звуки?» Ответы детей: гласные.

          Логопед напоминает: «Гласные – это звуки, которые произносятся голосом, их можно долго тянуть, петь, при произнесении этих звуков, выдыхаемый воздух выходит наружу свободно, не встречая никаких препятствий на своем пути».

          Голосовое упражнение «Ниточка»

          Представьте, что у меня в руках ниточка. Намотайте ниточку на клубок и как можно дольше протяните звук.

          Гласных звуков только шесть

          Мы научимся их петь.

          Воздух носиком вдыхаем,

          Звуки плавно распеваем

          Логопед выполняет гимнастику вместе с детьми – отраженная речь.

          АО ау аи оа оу ои уа уо уи ИА ио иу.

          Мишка вылез из берлоги,
          Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
          Чтоб скорей набраться сил,
          Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
          Наклонился взад-вперёд,
          Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)
          К турнику я подхожу,
          Перекладину беру,
          Мышцы дружно напрягаю,
          Стройным, крепким быть желаю!
          Чтобы сильным стать и ловким,
          Приступайте к тренировкам!

          Словарная работа (речь с пальцами ведущей руки)

          Логопед: «Медвежонок, а наши ребята тоже приготовили тебе в подарок картинки. Сейчас мы с вами будем называть предметы, которые нарисованы на картинках. Сначала внимательно рассмотрите их. А теперь послушайте, как я буду говорить».

          Логопед дает образец речи, дети по очереди упражняются в плавном, слитном произнесении слов и коротких фраз

          Астра // Астра цветок//

          Арка// Арка у дома//

          Аист// Аист птица//

          Арфа// Арфа инструмент//

          Упражнения на развитие чувства темпа и ритма

          Игровое упражнение «Три медведя»

          Логопед читает стихотворение, а дети хлопают в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова «топ – топ — топ».

          Топ –топ — топ
          А сынок — малютка просто.
          Очень маленький он был,
          Очень быстро он ходил.

          Логопед и дети прощаются с медвежонком. Медвежонок благодарит детей, прощается с ними и обещает больше не опаздывать. Логопед спрашивает у детей: « Что вам понравилось, какие игры и упражнения были интересными, а какие самые трудные? Какие картинки мы с вами сегодня называли?» Логопед отмечает активность и положительные стороны в работе каждого ребенка.

          Смирнова Татьяна Валентиновна,

          учитель — логопед высшей квалификационной категории,

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Результаты наблюдений и анализа занятий студент регистрирует в тетради для лабораторных занятий в следующем порядке:

          Дата и время наблюдения (начало, конец), средняя, старшая, подготовительная к школе группа №___ для заикающихся детей.

          Название, тема, цель, план занятия

          Для удобства наблюдения и анализа занятия студент ведет свои записи по следующей схеме:

          Примерная схема анализа логопедического занятия

          1. Подготовка плана и конспекта занятия, использование консультаций, литературы, степень освоения конспекта, знание состава детей группы.

          2. Соответствие темы, цели и содержания занятия программе, перспективному плану работы, речевому профилю и возрасту детей данной группы; дозировка нового материала, связь изучаемого материала с предыдущим и последующим, правильность подбора лексического материала, единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

          3. Организация занятия: количество детей, эстетичность обстановки, оборудование занятия, качество наглядных пособий и дидактического материала.

          4. Структура занятия: основные этапы занятия, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа занятия к другому, продолжительность всего занятия и его этапов, своевременность проведения физкультминутки, подведение итогов занятия, соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

          5. Методы и приемы обучения: разнообразие, взаимосвязь, обоснованность, приемы привлечения внимания детей, обеспечение эмоциональности и интереса, приемы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные формы активности (слуховую, зрительную, двигательно-моторную) с целью предупреждения утомляемости детей, методика использования оборудования, сочетание индивидуальной и фронтальной работы, воспитательные моменты, применение специальных методических приемов, контроль за речью детей, выявление и своевременное исправление допущенных ошибок, адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и особенностей личности каждого ребенка, доступность и четкость формулировки вопросов, наводящие вопросы, подсказывающий характер вопросов, включение элементов рациональной психотерапии.

          6. Качество работы, речь и поведение детей в процессе занятия, заинтересованность, активность, сосредоточенность, устойчивость их внимания в начале занятия и на остальных этапах, причины отклонений в поведении и деятельности детей, проявления заикания и их причины, качество знаний, умений и навыков, полученных и закрепленных детьми на занятии.

          7. Характеристика логопеда. Контакт с группой, умение организовывать детей для работы, повышать их активность, интерес и внимание, умение найти правильный подход к отдельным детям с учетом их индивидуальных способностей, настойчивость в достижении цели, педагогический такт. Внешний вид и речь логопеда (доступность, логичность, эмоциональность и краткость речи логопеда, дикция, сила голоса, темп, ритм, интонационная выразительность речи).

          8. Результаты занятия (выполнение плана, достижение цели, эффективность использования приемов).

          9. Педагогические выводы и предложения (положительные стороны и недостатки занятия, предложения по закреплению положительных сторон и рекомендации по дальнейшему совершенствованию).

          pedlib.ru