Заикание оганесян

34. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977.

35. Миссуловин Л. Я. Лечение заикания. — Л., 1988.

36. Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. — СПб., 1997.

37. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.

38. Неткачев Г. Д. Новый психологический способ лечения заикания и его противники. — М., 1911.

39. Оганесян Е. В. Дифференцированные занятия с заикающимися подростками и взрослыми // дефектология. 1983. №3.

40. Осокин Б. К. О некоторых особенностях личности больных логоневрозами // Клинико-психологическое исследование личности (в связи с задачами профилактики, диагностики и лечения нервно-психических заболеваний): Материалы симпозиума, 16-17 декабря, 1971. — Л., 1971.

41. Покрасс М. Л. Социально-психологические проблемы заикающегося и логопеда // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990.

42. Pay Е. Ф. О заикании детей дошкольного возраста: советы родителям. — М., 1964.

43. Романенко O. K. Гештальттерапия. — М., 1994.

44. Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1979.

45. Сикорский И. А. О заикании. — Киев, 1889.

46. Станиславский К. С. Об искусстве театра: сб. работ. — М., 1982.

47. Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия. — М., 1934.

48. Тяпугин Н. П. Заикание. — М., 1949.

49. Флоренская Ю. А. Клиника и терапия нарушений речи. — М., 1949.

50. Фрешельс Э. Расстройства речи и голоса (косноязычие, заикание и т.д.) // Психогигиенические исследования: пер. с нем. — М., 1930. Т.2. Вып.1.

51. Хватцев М. Е. Заикание — недуг устраняемый. — Л., 1972.

52. Шевцова Е. Е. Артикуляционный массаж при заикании. Методические рекомендации. — М.: Институт общегуманитарных исследований (изд. В. Секачев), 2002.

53. Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. От первого слова до первого класса. Книга для родителей. — М.: Институт общегуманитарных исследований (изд. В. Секачев), 2002.

pedlib.ru

Заикание оганесян

Хотелось бы начать словами профессора Е.В. Оганесяна: «Что такое заикание точно не знает никто». С этим высказыванием согласны многие специалисты в области изучения данной проблемы, но чем интереснее, тем больше хочется узнать об этом сложном нарушении.

Если рассмотреть заикание с позиций, то можно увидеть следующее:

Психолого-педагогическое направление представляет заикание, как нарушение «речевого поведения….»;

Клинико-психологический подход определяет заикание как «речедвигательный невроз»;

Логопсихотерапевты считают, что заикание один из вариантов «нарушения общения, обусловленного нарушением в обработке и передаче сигналов обратной связи»;

Нейропсихологи считают заикание следствием нарушения взаимодействия двух полушарий мозга.

Я заикаюсь с четырех лет. Развился этот недуг после сильного испуга — это произошло в больнице, ночью. К слову, я лежал один: мама сидела с маленькой сестренкой за 250 км от больницы, в которой я находился, отец учился и только вечерами навещал меня. Так вот, однажды ночью я вышел из своей палаты (может, в туалет, может по какой-то другой причине) и тут меня резко кто-то напугал из темноты палаты — так как был маленький, то не много помню и все какими-то урывками. Этот момент во многом определил мой дальнейший жизненный сценарий и все из-за череды факторов, которые сформировали так называемый логоневроз. Мои молодые родители были сильно удивлены, когда я не мог выговорить некоторые слова. Они просто не знали, что оставляя ребенка одного в стационаре, где нет знакомых людей, родителей — это все создает сильное постоянное эмоциональное напряжение, а испуг подтолкнул психику на защитную реакцию — невроз.

С заиканием ходил в детский сад, потом пошел в школу, где дети с низким уровнем эмпатии (сопереживания) смеялись и передразнивали меня, что заставляло меня переживать и еще больше стесняться своего недуга. Подобное поведение детей можно объяснить незнанием, да и заикался только я один в школе, поэтому как поступать дети не знали. Школьный психолог не работала с моей проблемой.

Родители же таскали меня по всяким целителям и бабкам и как следствие отдали кучу денег, а результат был нулевым, поскольку даже эффект плацебо не заработал из-за того, что мне не объяснили, что тот или иной маг 83 уровня может потратить на меня свои кровные 12К маны и я качну красноречие. И так как мы жили не богато, то позволить себе квалифицированного специалиста не могли. И мой логоневроз был пущен на самотек.

Больше всего бесит, когда ты хочешь сказать, но боишься, что начнешь заикаться и все это увидят и будут смотреть на твои жалкие попытки. Например:

Думаю: «Добрый день, не подскажите сколько время?» Говорю: «Д-до-драсте! С-с-ко-лль.. *выдох* время не скажите?». И тут был коммент о том, заикаются ли в мыслях заики.

Удивительный факт, если я говорю близкими друзьями, родителями, сестрой, в общем с теми, кого хорошо знаю я не заикаюсь, НО стоит мне обратить внимание на это, то сразу начинается. Это объясняется тем, что я знаю о том, какая реакция будет у собеседника, знаю, что это общение для меня психологически безопасно.

В старших классах стал интересоваться психологией и соответственно тем, как же избавиться от заикания. Есть много способов и все они так или иначе работают, если будет интересно, то напишу о наиболее интересных.

Спасибо за внимание.

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

153 комментария

Лечится, но далеко не у всех, официально в мире не существует лекарства от логоневроза, но есть некоторые дыхательные практики, которые уменьшают его или убирают на совсем. Я сам заика и могу сказать точно,что особенно сильно лорингоспазмы проявляются при волнении из-за этого иногда бывает сложно пересилить себя и просто спросить время или дорогу Также к логоневрозу мы имеем банальную боязнь начать говорить потому что чаще всего это самое сложное, а это уже психологическая проблема. Часто из-за этого логоневроз и считают комплексной болезнью

а то здесь в коментариях уже прозвучало 400 относительно простых способов лечения этого недуга

Играть на сцене — это вообще отдельная тема. Если у тебя нет панического страха выступать перед людьми, то хорошая речь на сцене вполне логична: ты заранее знаешь слова, помнишь, где нужно набрать побольше воздуха, а ситуация развивается по запланированному сценарию.

Я в детстве регулярно отвисала в логопедическом санатории, где помимо прочего нас научили несложным правилам, которые и правда помогают значительно уменьшить заикание. И вот эти самые правила — не какая-то секретная разработка спецом для заик, а скорее руководства для общего улучшения выразительности речи, типа «выделяй ударную гласную», «делай логические паузы в предложениях», «сначала вдохни — потом говори» и прочее «тяни гласные и говори нараспев». Собственно, этим мы на сцене и занимаемся

Заикаюсь с начальных классов, причины не знаю. Тоже все на самотеке, тоже с близкими людьми не заикаюсь, пока на это не укажут. Очень сильно заикаюсь, когда что-то рассказываю или отвечаю на зачете.

Со временем я начал понимать, что окружающим вообще-то пофигу на мое заикание. Особенно помогла первая работа — когда я там освоился, внезапно выяснилось, что люди вовсе не пытаются избегать общения со мной на темы, не связанные с работой. Так же мне приходилось общаться с клиентами и у меня уже небыло выбора, мне было НУЖНО с ними говорить, а раз я не мог этого избежать, я просто говорил и перестал этого стесняться.

В итоге мне иногда все еще сложно начать говорить, особенно по телефону, когда я не вижу собеседника. Я не перестал заикаться, некоторые слова мне даются с трудом. Но в большинстве случаев заикание сводится к минимуму. К тому же, я научился «на лету» заменять слова и перестраивать фразы так, чтобы исключить слова, на которых я точно буду заикаться (из-за чего, правда, мои фразы иногда режут слух и кажутся станными).

И главное, я понял, что победить заикание мне помогут не методы напевания слов (мне всегда казалось, что так я буду выглядеть еще смешнее, чем заикаясь), правильное дыхание и прочие, а победа над самим страхом говорить.

Хм) наши ситуации и выводы весьма схожи. Даже что-то добавить трудно.

Особо трудные слова помогает говорить «с наката»

Например для меня очень трудное слово «дозор» (да и многие слова на букву Д). но если я ставлю короткую гласную перед словом, то говорю без проблем. эДозор. люди думают что я просто подбираю слова «экая» . а на самом деле я просто борюсь с заиканием)

А как сейчас у Вас происходит болезнь с заиканием, вылечились?

Наблюдаю у себя прямую зависимость между заиканием и игрой на компьютере. Вобще за компом часов 15 в день. Но если это работа, то не заикаюсь почти. А если играю в игрушки, то сразу начинаю замечать заикания.

Так что исключил игры..и можно сказать вылечился)

То есть исключив игры, вы практически перестали заикаться?

Да. Причём замечаю что если выходит новая игра и я в ней немного «пропадаю», то сразу начинаю ловить себя на заиканиях. . Может это конечно мои заморочки. Но как-то так:)

у меня всё так же было. заикаюсь среднее,пошел на работу продавцом-консультантом и потихоньку начал проходить страх,та и вообще,уверенность в себе и своих силах очень помогают перебороть «это»

Я лично заикаюсь когда на пике эмоций. Однажды мне на ногу упала на ногу стеклянная крышка и довольно значительно травмировала палец на ноге, пока я объясняла парню, что случилось, сильно заикаясь, он чуть не поседел. Не знал о такой моей особенности.

Некоторые на пике эмоций не заикаются, а путают меняют слоги местами, у одного слова или у соседних («Режиком заножу, будешь дрыжками ногать!»). Известна, из баек, фраза учительницы «Ну это ещё писями на воде навиляно» (вместо вилами на воде написано).

Так вот. Я однажды начальницу своей жены назвал Мудей Нахиной! Хорошо что за глаза. )))

у этого явления есть название?

Тоже заикаюсь с четырех лет. Привык. Девчонки говорят, что это добавляет шарма. Парни говорят, что я пидор, потому что общение со мной невольно заставляет их тоже заикаться, я не виноват.

Собака напугала в 5 лет,ходил к обычному,районному логопеду.Вроде прошло,но если волнуюсь начинаю заикаться.Никогда не забуду случай в институте.Длинный коридор,навстречу идет ректор,я издали начинаю выдавливать из себя Ззззддравствуйте,но ничего кроме зззз не получается.А он еще на меня смотрит.В результате уже поравнявшись с ним,с ужасом выпаливаю Привет и на ватных ногах иду дальше.Занавес.

Только не забудь, что сначала будешь выглядеть несколько тормознуто.

Мне, например, иногда бывает сложно говорить какие-нибудь слова, начинающиеся с определённых звуков (в разные периоды разных). Так вот, здесь такой подход не работает, всё сугубо индивидуально.

говори так: э-лук) ну, то есть выдыхаешь сначала, кладешь голос (звук Э или любой другой) на дыхание, а потом говоришь)

ну, передразнивающих проси закрыть свои передразнивальники и все) мне лично помогает, если ставить «э», а не и. Или просто включать голос без конкретного звука.

у меня через короткое время Э перешло в И и еле избавился от это привычки.. достаточно мне одного дефекта речи)

ну и проглатывай ты это Л в луке. ну то есть как бы произноси ее, но не пытайся досказать букву «до конца». просто только начал её, обозначил, и сразу переходи к гласной.

я до этого дошел только через 20 лет заикания. пока не избавился, но по крайней мере заметное улучшение есть, и это уже очень приятно.

хз как ты умудряешься заикаться на согласной, которую можно тянуть. у меня обычно проблемы с «к» и «п» возникали.

очень просто — я ее не тяну. Когда я хочу сказать «лук», у меня в горле появляется ком и наступает полная тишина на несколько секунд, пока я наконец не выдавливаю это слово. А еще рожа перекашивается от напряжения)

Пиздец, сколько же заик.

Итак моя история.

Начал заикаться лет с 6 вроде, тогда родители отправили к логопеду. Данный возраст помнится смутно, но помню, что в школе проблем с заиканием не было. От слова совсем. Не был альфа-самцом, поэтому не скажу, что прям уверен в себе всегда был. В классе 10 бывало пару раз могло слово проскользнуть с заиканием. Но такое у многих людей можно встретить, ничего особенного. Пошел в универ, тут начало проявляться чаще и сильнее. Какие при этом были предпосылки не понятно. Не был каким-то отбитым одиночкой, чтобы прям обо всем волноваться. Наоборот, была куча друзей, устроился на работу там же в универе, из-за этого было много знакомств с курсами и выше, нашел себе девушку, с которой позже расстался. В период 5 лет учебы заикание стало проявляться чаще. В конце 5-ого курса было много проблем со словами: «кактус, картошка, календарь, коридор» и т.д.

Что имею сейчас.

Те же проблемы с этими же словами, в основном когда спешу или тороплюсь и надо что-то например в магазине купить (пирожок с ка-к-артошкой).

Когда сильно волнуюсь чаще всего тоже проявляется на рандомно любых словах.

Что странно, бывают дни, когда не высыпаюсь, либо наоборот хорошо поспал, и заикания почти нет, при любых разговорах и с любыми людьми, если начинаю себя на мысли этой ловить, проявляется, но слабо. Бывают дни наоборот, когда прям каждое второе слово плывет и проблематично нормализоваться.

Бывает помогает делать глупой вздох перед тем, как сказать фразу. Вроде точно не физиологическая проблема, раз рандомно то есть проблема со словом, то нет, а вот сделал вздох и частенько без проблем проговариваю. Но бывает и не помогает такой вариант.

Работаю сам в тех.поддержке на телефоне (что забавно). При этом по телефону при разговоре чаще всего говорю очень спокойным тоном, задавая интонацию выразительную, что помогает довольно хорошо. Знаю, что чаще при нервах начну заикаться, поэтому уже выработался иммунитет на «долбоебов», которые звонят только чтобы поорать, а не решить проблему, поэтому вывести в разговоре меня на крик и повышение тона практически нереально.

Про пение. Пока пою, насколько я помню, ни разу не заикался. (Может начать петь, а не говорить =) ), в школе было пение, очень много пели, кстати в принципе нравилось, может как-то оттуда привыклось, хрен его знает.

Другие языки. В универе, когда говорил на английском, тоже не заикался. Сейчас редко говорю на нем, бывает иногда проскальзивает в разговоре (игровой сленг) тоже не заикаются слова. Что для меня тоже странно, хотя скорей просто непонятно.

Девушка моя привыкла, как и прошлая до нее. Любит очень меня слушать, просто много говорю, много читаю различной хрени в интернете, поэтому часто могу чего-то рассказать, чему-то научить. Как у некоторых выше, нет какой-то градации «знакомости», и при знакомых и при незнакомых заикание одинаковое.

Еще заметил, что по утрам заикаюсь гораздо чаще. А вот если не спал уже сутки или больше, то намного меньше. По работе приходится ходить в ночные смены, и вот если не дремал на работе или до смены, то после нее очень редко заикаюсь, пока не поспал =).

Всегда было интересно проверить, если бы получил амнезию и не помнил, что заикаюсь, заикался бы, когда начал говорить или нет. Но что-то биться головой пока не хочется=)

Еще интересное наблюдение, если сразу повторяю слова влух за кем-то, кто их проговаривает, то не заикаюсь. И если сам говорю слова сразу, как на ум приходят тоже, а если проговорил несколько раз уже предложение в голове, то с ним точно будут проблемы.

pikabu.ru

Независимый сайт о заикании

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения

В рамках этого направления проводится работа по развитию общей, тонкой и артикуляционной моторики; по развитию темпо-ритмических характеристик движений. Для успешной реализации коррекционных задач необходимо учитывать структуру речевых и двигательных нарушений (форму и тяжесть заикания, уровень общего речевого и психомоторного развития и др.).

Для заикающихся детей с невротической формой заикания основное внимание уделяется воспитанию точности, переключаемости, завершенности движений. Особое место отводится упражнениям на нормализацию мышечного тонуса и использованию с этой целью меняющегося разнообразного по темпу и ритму музыкального материала, двигательных упражнений. Работа по развитию артикуляционной моторики начинается с вызывания по подражанию гласных звуков, логопед старается при этом снять у ребенка излишнее напряжение губных мышц, вызывать у него свободно льющиеся гласные звуки. При произнесении согласных звуков в слоге внимание ребенка сосредотачивается на гласном звуке. Занятия с заикающимися детьми с невротиче-ской формой речевой патологии не должны быть длительными по времени.

Заикающиеся дети с неврозоподобной формой заикания нуждаются в длительной по времени тренировке двигательных реакций с постепенным переходом после полного усвоения предложенного материала к другому виду упражнений. В обучении необходимо возможно более широко использовать наглядный показ двигательных задач; повторение инструкций до полного усвоения. Начинать следует с простейших ритмов и упражнений, доводя их до совершенства; постепенно переходить к упражнениям со сменой темпа и ритма.

Развитие артикуляционной моторики начинается с выработки чет-ких артикуляционных поз. Фиксируется внимание на работе мимической мускулатуры. Параллельно (по необходимости) может вестись коррекция звукопроизношения. Постановка звуков осуществляется с привлечением активного внимания ребенка на процесс произнесения и восприятия своей речи, включающий зрительный и кинестезический контроль. Автоматизация поставленных звуков может осуществляться в работе над плавным непрерывным звучанием голоса в слоговых сочетаниях, словах и т. д.

Работа над артикуляционной моторикой для правильной постановки звуков может проводиться по методике воспитания у детей правильного произношения М. Ф. Фомичевой (1985).

Развитие темпо-ритмических характеристик моторики в целом (общей, тонкой, артикуляционной) успешно достигается под музыкальное сопровождение, т. е. в процессе логопедической ритмики. Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексном коррекционном воздействии при преодолении заикания.
Дифференцированное проведение логоритмических занятий, методика подачи материала широко представлены в работах Н. А. Рычковой (1985, 1997, 1998).

Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий их проводят по следующей схеме:

• ритмическая разминка. Ее задачами являются воспитание дисциплины и организованности, развитие координации рук и ног, формирование правильной осанки и навыков движений в коллективе, ориентация в пространстве, умение менять темп и ритм движения. С этой целью используются вводная ходьба, легкий бег, чередование ходьбы и бега, прыжки, элементы физкультурных и танцевальных движений;

• упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этих упражнений является устранение напряжения, скованности в мышцах. Используются специальные задания на смену напряжения и расслабления, состоящие из серии последовательных движений. В зависимости от звучания разных по силе звуков меняется мышечный тонус;

• слушание музыки. Тесно взаимосвязано с упражнениями, регулирующими мышечный тонус. Подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия на создание нужного фона настроения;

• упражнения для развития координации речи с движением. Используются двигательные упражнения под музыку с одновременным проговари-ванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий (слогов, слов, фраз, стихотворных и прозаических текстов);

• пение. Выбираются ритмичные и мелодичные песни, в пении которых нормализуется темп речи и речевое дыхание;

• игра. Подвижная игра служит закреплением навыков, . полученных на занятии. Также в таких играх воспитываются ловкость, сообразительность, быстрота двигательных реакций, ориентировка в пространстве. Заключительная ходьба проводится в спокойном темпе и ритме.

Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притоптывание, прыжки). Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий. Упражнения необходимо выпол-нять с четкой артикуляцией, равномерным распределением выдоха, соблюдая умеренный и медленный темп, синхронизируя произнесение и движение. Вначале тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется.

Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг-слог:

• а-у-а-у-а-у;
• ап-ап-ап-ап;
• па-па-па-па;
• та-та-та-та и др.
• От топота копыт пыль по полю летит.
Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Греку цап.

Упражнение 2
Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на вы-дохе:
• упа-опа-ипа-апа;
• па-по-пу-пы;
• паф-поф-пуф-пыф;
• хоп-хоп-хоп-хоп и др.

Упражнение 3
Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком или голосом:
• та—тату—татату—тэта—mama—татата.’

Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно в процессе произнесения:

Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук:

• ноги—нога, атлас—атлас.
• руки—рука, замок—замок.
• горы—гора, пироги—пироги.
• козы—коза, гвоздики—гвоздики, совы—сова, кружки—кружки.
•Я бегу, бегу, бегу,
• Я пою, пою, пою.

Упражнение 6
Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.

Воспроизведение ритма считалки с дирижированием в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе.
Аты-баты — шли солдаты. Аты-баты — на базар. Аты-баты — что купили? Аты-баты — самовар. Аты-баты — сколько дали? Аты-баты — три рубля. Аты-баты — покажите. Аты-баты — не хочу. Аты-баты — спать хочу!

Упражнение 8
Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).

Упражнение 9
Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.
Мой Ты Желтый,
Веселый, Куда Красный,
Звонкий Помчался Голубой,
Мяч, Вскачь? Не угнаться
За тобой!
С. Маршак

Озвучить мотив песни в разных тональностях, сочетать пение с движе-ниями рук, ходьбой, маршировкой на месте. Приемы ритмизации речи заикающихся широко освещены в работах Л. И. Беляковой, Е. А. Дьяковой, Л. И. Богомоловой, Л. З. Андроновой, В. М. Шкловского. Методы и приемы логоритмических занятий для заикающихся разработаны Е. В. Оганесяном, Н. А. Рычковой, Г. А. Волковой, в которых используется музыкальное сопровождение.

В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в процессе усвоения лексики. Подбираются стихи с классическим размером, они более распевные, при этом речь замедленная с сохранением привычных ударений, слова соединяются посредством гласных. Этими стихами можно дирижировать. Хорошо использовать стихи из программного материала по чтению. Например: Белая береза под моим окном / Принакрыласъ снегом, будто серебром. Необходимо давать детям образцы правильной, хорошо звучащей речи. Можно предложить прослушивание пластинок со сказками, стихами в исполнении артистов. При прослушивании сказок дети обращают внимание на то, что речь — четкая, ясная, выразительная за счет того, что в ней четко проговариваются все слоги, она протяжная, распевная, особенно в русских народных сказках.

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

stuttering.su

Психолого-педагогические основы логопедической ритмики Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Филатова Юлия Олеговна

В статье раскрывается последовательное развитие ритмических процессов движений и речи в онтогенезе . Автором обосновывается необходимость ритмизации моторной и речевой деятельности детей с нарушениями речи и предлагается инновационная логопедическая технология развития ритма движений и речи у детей с заиканием .

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Филатова Юлия Олеговна,

Psychological and Pedagogical Bases of Logopaedic Rhythmics

In the article the progressive development of the rhythmical motor and speech processes in ontogenesis is revealed. Author substantiates the necessity of motor and speech activity rhythmization of children with speech and language disorders and suggests the innovative logopaedic technology of motor and speech rhythm development at children who stutter.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы логопедической ритмики»

Психолого-педагогические основы логопедической ритмики

В статье раскрывается последовательное развитие ритмических процессов движений и речи в онтогенезе. Автором обосновывается необходимость ритмизации моторной и речевой деятельности детей с нарушениями речи и предлагается инновационная логопедическая технология развития ритма движений и речи у детей с заиканием.

Ключевые слова: чувство ритма, время, пространство, моторика, речь, онтогенез, нарушения речи, заикание, логопедическая ритмика.

Key words: sense of rhythm, time, space, motor function, speech, ontogenesis, speech and language disorders, stuttering, logopaedic rhythmics.

Одной из фундаментальных характеристик материи является ритм, представляющий собой основу самого существования сложных биологических объектов в их временно-пространственном континууме. Человек — часть Вселенной, а значит, корни явления ритма уходят в биологическую и социальную сущность индивидуума. Упорядоченность Космоса, его живой и неживой природы, биологического строения и процессов человеческого организма возможна только при организации мироздания по законам ритма во всех его

проявлениях. Это не только восход и заход солнца, приливы и отливы, сердцебиение и дыхание, но и слово, а также текст как формы существования мышления и общения.

Прослеживая цепочку «речь и текст как частное явление вербального мышления — вербальное мышление как частное явление сознания — сознание как частное явление деятельности мозга», следует подчеркнуть, что все входящие в нее компоненты объединяются единством временно-пространственной организации, т. е. ритмом.

Влияние определенного ритма музыки на состояние организма индивидуума было замечено человечеством давно. Так, призывы к войне среди племен звучали посредством тревожной дроби барабана, создавая тем самым определенный психологический настрой. Мы подчас не замечаем, как «внешний» ритм музыки и других звуковых стимулов, т.е. ритмическое пространство окружающей среды, влияет на наше сознание и отражается в нашем поведении. Например, быстрая музыка в автомобиле способствует неосознанному ускорению движений водителя и принятию им нестандартных решений; человек, обычно не склонный к лихачеству, начинает обгонять другие транспортные средства, создавая тем самым аварийную ситуацию на дороге. В спортивной психологии и психофизиологии доказано, что, если рабочий темп движений синхронизирован с музыкальным, то улучшается качество выполнения физических упражнений [33, 36, 38 и др.]

В конце XIX — начале XX вв. возникли педагогические методики, в которых благодаря ритмичной музыке гармонизировалась и развивалась пластичность движений. Ярким примером тому метод ритмической гимнастики, разработанный Е.Ж. Далькрозом [12]. Именно он пришел к выводу о том, что ритм является самостоя-

тельной сущностью биологических систем и оказывает значительное влияние на многие функции организма. С помощью воздействия внешнего ритма воспитывается внутренний ритм, способствующий формированию физической и духовной красоты человека.

В специальной литературе ритмическая способность человека обозначается как универсальная способность, лежащая в основе неразрывности восприятия окружающей действительности [7, 19 и др.]. Ритм является формой и способом существования мира как биологических объектов, так и человека, и его языка. В структуре ритма и способе его развития проявляются специфические черты каждого этноса. Представитель определенной языковой культуры уже в самом раннем возрасте приобретает навыки ритмического построения высказывания и способность распознавать ритм родного языка [35].

Ритмизация есть признак просодической организации речи и прослеживается на всех ее уровнях. Она имеет как индивидуальные, так и иные особенности, и это отражается на тембральной окраске голоса человека, ритме его речи. Известно, что у каждой наци не только свой язык, но и определенная просодическая сторона речи. Исследования психолингвистов последних лет свидетельствуют о том, национальный язык отражает национальное мышление и национальное сознание [25, 34 и др.].

В чувстве ритма проявляются две его основные стороны: когнитивная, предполагающая способность к восприятию, повторению, чередованию и аффективная, определяющая гамму чувств и переживаний человека от восприятия и воспроизведения ритмических построений. В основе формирования обеих сторон, как когнитивной, так и аффективной, лежит двигательная природа чувства ритма.

Важнейшими факторами, влияющими на развитие чувства ритма у человека, являются закономерности развития структур центральной нервной системы. Основы для формирования чувства ритма закладываются на самых ранних этапах онтогенеза, когда происходит созревание мозга и формирование сложных функциональных связей между его структурами, обеспечивающими его адекватную интегративную деятельность [29, 30]. При восприятии ребенком времени и пространства моторная сфера является той основой, при помощи которой ребенок устанавливает отношения с окружающим миром [15, 16]. Наряду с развитием скорости осуществления двигательных реакций у ребенка сначала развиваются тактильные ощущения окружающей действительности, и он ощупывает пространство губами и руками, затем он оценивает пространство количеством сделанных шагов. Лишь позднее формируется зрительная оценка расстояния — значит, время и пространство начинают абстрагироваться и превращаться в представление.

Состояние двигательных функций оказывает непосредственное влияние на формирование речи. У ребенка сначала развивается устная речь, которая невозможна без четкой координированной и сложной программы сокращения мышц артикуляторного аппарата. Речедвигательный анализатор начинает функционировать одновременно с началом становления общих моторных функций [3, 6, 14 и др.]. Наряду с моторной ритмизацией ребенок начинает усваивать просодику родного языка через ритмы родной речи. Известно, что пение в одном ритме, например марш, стимулирует двигательную активность ребенка, колыбельная, наоборот, успокаивает.

Ритм представляет собой архаическую фазу языка, что и объясняет его раннее появление в онтогенезе. Согласно исследованиям Y. Konorczynski [35] начиная с рождения, ребенок погружен в

ритмическую структуру родной речи, как на уровне восприятия, так и на моторном уровне, и уже при первых попытках вербальной коммуникации он будет воспроизводить наиболее типичные характеристики ритма национального языка. Установлено также, что просодические характеристики материнской речи отражаются на ритме плача младенцев разных национальностей в возрасте 2-5 дней жизни, что свидетельствует о восприятии формирующимся мозгом плода мелодического компонента языка, на котором говорит мать [13].

К шести месяцам созревают структуры головного мозга, которые начинают отчетливо ритмизировать моторику младенца: ребенок ритмично взмахивает руками, ритмично «прыгает», стучит игрушкой, при этом часто выкрикивает серии звуков в ритме движений. Важно отметить их взаимовлияние: ритм движений ускоряет ритм произнесения гласноподобных звуков, а позже фонем и наоборот. К 12 месяцам в норме появляется слово, свидетельствующее о начале формирования ритмической структуры речевой функции.

К пяти годам у ребенка формируется пластичность общих движений, их ритмика и координация, хорошо развивается способность к выразительным действиям.

Согласно исследованиям созревание способности к оценке чувства ритма происходит в 5-7-летнем возрасте [10]. Это связано с тем, что для выполнения заданий на воспроизведение ритма необходим, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития слуховых дифференциаций, а с другой стороны — моторное программирование воспринятых на слух ритмических структур, сформированность слухомоторных, слухозрительных и зрительномоторных координаций. Для речи этого периода психомоторного развития характерно рифмование, словотворчество.

К.И. Чуковский [31] отмечает, что в детском словотворчестве преобладают ритмы хорея. По его выражению, с первых дней жизни ребенок «живет в окружении хорея». По мере того, как дети подрастают, они прыгают и пляшут в ритме хорея. Это время интенсивного развития когнитивных процессов, время «почемучек» и сензитивно-го периода формирования речевой функции. Депривация чувственных восприятий и возможности двигаться в этот период развития ребенка замедляет формирование высших психических функций оценки времени и пространства.

Словесная и музыкальная формы речи усваиваются ребенком до понимания их смыслового значения. Поэтому такие виды речи, как стихотворения, перечисление дней недели и месяцев быстро запоминаются ребенком путем ритмического повторения. С особым удовольствием дети усваивают ритмические движения звуковых построений порядковой речи (первый, второй . ) при растягивании слогов в певучем или музыкальном ритме, т. е. у них рано появляется ритмическая способность, причем положительная эмоция только закрепляет действие [22]. Чувство ритма способствует гармонизации психофизического развития детей в целом.

Важнейшее значение для развития ритмической способности имеет сохранность анализаторов (зрительного, слухового, двигательного), обусловливающих становление временнопространственного различения у ребенка. Становление чувства ритма теснейшим образом связано с развитием моторики и речи у ребенка, его эмоциональной сферы и зрительно-моторной координации. Именно ритм является организующим принципом речемыслительной деятельности ребенка.

Логопедическая практика подтверждает, что развитие чувства ритма у детей с нарушениями речи является мощным корригирую-

щим воздействием, т. е. формирование чувства ритма оказывает коррекционно-развивающее влияние на различные виды деятельности и эмоциональное состояние ребенка.

Исследования ритмических функций у детей и взрослых, имеющих нарушения речи, свидетельствуют о том, что у всех них нарушена ритмическая способность, что отражается в моторике и речи [1, 5, 9, 21, 23, 26, 27 и др.].

В течение XX-XXI вв. неоднократно предпринимались попытки создания различных программ по развитию ритма движений и речи при коррекции нарушений речевого развития и речевой патологии лиц разного возраста (в нашей стране они были названы логопедической ритмикой), а также специального метода, который бы соединил в себе специальную работу над речью и движениями, ритмизированными музыкой. В настоящее время эти авторские методики с успехом используются в комплексной системе коррекционной работы с детьми, подростками и взрослыми, имеющими разные нарушения речи [8, 11, 20, 24, 32].

Одно из важнейших воздействий логопедической ритмики -развитие координации между дыханием и голосом, звуком, словом и фразой. Ритм дает возможность человеку непроизвольно реализовать правильное согласование общих и речевых движений.

Сочетание музыки, ритма, движений и специальных речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций. Использование в процессе логоритмических занятий пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно-ролевых игр способствует развитию речевого дыхания, подвижности и активности речевой моторики, координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата.

Как известно, логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода преодоления заикания у детей дошкольного возраста. Заикание является классическим примером рассогласования ритма речи — речевой дизритмии, которая определяется как расстройство темпа, ритма и плавности экспрессивной речи [5].

Известно, что эволюционное заикание, или заикание развития, возникает впервые обычно в возрасте от двух до шести лет, когда у ребенка интенсивно формируется или уже сформировалась фразовая речь. При этом речевом нарушении регистрируются многочисленные показатели неплавности речевого высказывания, такие как паузы, дыхательные итерации (повторные вдохи несудорожного характера), повторы звуков, частей слова, целого слова, пересмотры, которые встречаются значительно чаще, чем в норме. К многочисленным видам неплавности речи при заикании присоединяются специфические судорожные сокращения речевых мышц. Наряду с возникновением речевых судорог начинают нарушаться все просодические компоненты речи: темп, ритм, общая мелодика высказывания. Расстройство ритмических процессов выражается не только в вышеописанных явлениях, но в нарушениях речевого дыхания, что особенно ярко проявляется при реализации сложной речевой задачи в лексическом или грамматическом плане.

Для детей с заиканием важным является развитие способности гармонично и ритмично двигаться, так как темп и ритм движений во многом определяет характер речи по ее темпо-ритмическим показателям. Их речь на фоне развития ритмических движений становится значительно более плавной. Наблюдения показывают, что наряду с положительным влиянием ритмичной музыки на настроение детей у них снимается эмоциональная напряженность, облегчается контакт

с педагогом и другими детьми, что в конечном итоге способствует развитию социальной адаптации такого ребенка.

В разработанной в последнее время логопедической технологии «Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием» [28] представлены методические приемы развития ритма движений и речи в совместной деятельности музыкального руководителя и логопеда.

Цель данной методики — согласование задач и методическая систематизация традиционных и авторских упражнений по развитию ритма общих движений, артикуляции и всех видов речевого ритма у детей старшего дошкольного возраста.

По нашим наблюдениям, представления «быстро»-«медленно», у детей легче образуются, чем другие, более сложные временно-пространственные понятия. Это можно использовать в собственных движениях детей на начальном этапе обучения. Таким образом, первый этап работы направлен на обучение управлению движениями в определенном темпе под музыку сначала на музыкальных, затем на логопедических занятиях. Именно простота усвоения детьми музыкального темпа и воспроизведения его в движении обусловливает предложенную последовательность работы.

Поскольку музыкальный ритм обладает свойством упорядочивания, т.е. объединения музыкальных звуков в гармонию, задача следующего этапа работы — развитие чувства музыкального ритма и передача его в движении. Музыкальный руководитель последовательно обучает детей выделению метрического акцента в движении, неожиданного и переходного акцента в движении и развивает при этом чувство музыкального размера в движении. Другими словами, на этом этапе происходит сплетение времени и пространства на фоне музыки.

Следующие разделы логоритмики направлены на пошаговое развитие ритмизации речевой деятельности — работу над слоговым, словесным, синтагменным ритмом на музыкальных и логопедических занятиях. Выполнение речевых упражнений начинается с реализации элементарных слоговых и словесных задач, ритм которых постепенно усложняется вплоть до синтагменного. При развитии ритма речевых движений ритмизированные тексты (стихотворения, песни) предлагаются в следующем порядке: ритм хорея — ритм ямба — ритм дактиля и т. д., что соответствует последовательности усвоения этих ритмов в онтогенезе.

В последнем разделе пособия представлен набор логоритмических игр, подобранных в соответствии с темами занятий согласно этапам работы по развитию темпо-ритмических и координаторных способностей на логопедических и музыкальных занятиях.

Таким образом, развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с заиканием проводится в детском учреждении в течение всего учебного года на логопедических и музыкальных занятиях, которые согласуются по своим задачам во времени. Предложенная последовательная смена коррекционных задач логопеда и музыкального руководителя позволяет более полно использовать возможности ребенка в усвоении моторного и речевого ритмов в разных видах деятельности.

В процесс реализации всех этапов логопедической ритмики включается логопедическая технология формирования речевого дыхания [4], направленная на развитие физиологического дыхания, координации дыхания и артикуляции, более полной ритмизации устной речи.

Как показывает систематическая коррекционно-педагогическая работа с использованием логопедической технологии развития рит-

ма движений и речи у детей с заиканием, данная методика позволяет сформировать у них ритмические качества моторики и речи, их координацию с речевым дыханием, голосом и артикуляцией.

Осознание ритма как ведущего принципа организации функционирования мозга позволяет разрабатывать и использовать многообразные технологии развития разных видов деятельности у детей в норме и при речевых расстройствах. В случае речевой патологии использование ритмической стимуляции движений и речи способствует развитию пластичности центральных регуляторных механизмов [17, 37 и др.], что повышает эффективность коррекционной работы, осуществляемой в условиях дошкольного образовательного учреждения.

1. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез: моногр. — Таганрог; М.: Сфинкс, 2010.

2. Бельтюков В.И. Системный процесс саморазвития живой природы. -М.; СПб.: СОЮЗ, 2003.

3. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания // Заикание: проблемы теории и практики. — М.: Прометей, 1992. — С. 3-20.

4. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи. — М.: Книголюб, 2005.

5. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003.

6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966.

7. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. — М.: Медицина, 1988.

8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: ВЛАДОС, 2002.

9. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов: дис. . канд. пед. наук. — М., 1996.

10. Граф Т.А., Колганова О.В., Фотекова Т.А. Динамика высших психиче-

ских функций у дошкольников // Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии: сб. науч. тр. — Москва-Белгород:

ПОЛИТЕРРА, 2007. — С. 142-143.

11. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М.: Учпедгиз, 1958.

12. Далькроз Ж.Е. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. Шесть лекций // Изд. журн. «Театр и Искусство». — СПб., 1914.

13. Ильин С. Плакать на своем языке // Знание — сила. — 2010. — № 4. — С. 14-15.

14. Кольцова М.М. Роль двигательного анализатора в развитии речи ребенка. — М., 1972. — С. 26-28.

15. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Медицина, 1973.

16. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М.: Сов. Россия, 1979.

17. Котляр Б.И. Нейробиологические основы обучения. — М.: Наука, 1989.

18. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М.: Педагогика, 1978.

19. Медникова Л.С. Развитие пространственно-временной организации деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: дис. . д-ра психол. наук. — СПб., 2004.

20. Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика для занятий с заикающимися подростками и взрослыми. — М.: МГПУ, 1998.

21. Оганесян Е.В., Белякова Л.И. Обоснование принципов дифференцированного применения логопедической ритмики в коррекционной работе со взрослыми заикающимися // Дефектология. — 1982. — № 1. — С. 3-11.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946. — С. 459-492.

23. Рычкова Н.А. Состояние произвольной двигательной деятельности у

заикающихся детей дошкольного возраста и особенности логоритмической работы с ними: дис. канд. пед. наук. — М., 1985.

24. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика: Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием: метод. рекомендации. -М.: ГНОМ и Д, 2000.

25. Уфимцева Н.В. Психолингвистика в XXI веке // Язык и сознание: психолингвистические аспекты / под ред. Н.В. Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. — М.; Калуга: Эйдос, 2009. — С. 21-32.

26. Филатова Ю.О. Полимодальная оценка чувства ритма у детей с заиканием // Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии: сб. науч. тр. — М.; Белгород, 2007. — С. 89.

27. Филатова Ю.О. Влияние ритмических процессов на развитие речеязыковой функции // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии / под ред. В.Н. Скворцова. — СПб., 2008. — С. 445-448.

28. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием: учеб. метод. пособие / под ред. Л.И. Беляковой. — М.: Нац. кн. центр, 2011.

29. Фишман М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии. — М.: Педагогика, 1989.

30. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

31. Чуковский К.И. Стихи и сказки. — М.: Дет. лит., 1981.

32. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М.: Академия, 2005.

33. Anshel H.M. & Marisi D.Q. Effect of music and rhythm on physical performance // Research Quarterly. 1978. — No. 49. — Pp. 109-113.

34. Boroditsky L. How language shapes thoughts // Scientific American. — 2011. — Pp. 63-65.

35. Konorczynski Y. Le bebe prelinguistique et le rythme: pre-requis pour l’acquisition du langage // Bull. Audiophonol. Ann. Sei. Univ.; Tramche-Comte. -1986. — № 4. — Pp. 279-306.

36. Mertesdorf F.L. Cycle exercise in time with music // Perceptual and Motor Skills. — 1994. — No. 78. — Pp. 1123-1141.

37. Rotwell J.C. Plasticity in the Human Motor System // Folia Phoniatrica et Logopaedica. — 2010. — No. 62 (4). — Pp. 153-157.

38. Uppal A.K., & Datta U. Cardiorespiratory response of junior high school

girls to exercise performed with and without music// Journal of Physical Education

and Sport Science. — 1990. — No. 2. — Pp. 52- 56.

cyberleninka.ru