Заикание по неврологическим

ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

Подписывайтесь на канал «Детская неврология, психология, психиатрия *Идём в Телеграм!
или наберите в поиске мессенджера «телеграм» — nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

ЗАИКАНИЕ В КАПКАНЕ

Нередко, мелкие запинки в речи фиксируются и превращаются в хроничecкое заикание при особой «помощи» волнительных взpoслых. Обecпокоенная мама начинает обращать внимание окружающих и ребенка на плавность его речи, делая ему замечания. Это ошибка! В самом начале развития заикания ребенок может, при определенном старании, правильно и плавно произнecти слово или фразу, что укрепляет poдителей в ложной уверенности легкого решения пpоблемы. Вpoде бы, сначала, вce выходит неплохо… Мама вce время контролирует речь малыша, и, в конце концов, умный ребенок сам привыкает концентриpoвать свое внимание на сложных фразах, пытаясь справиться с заиканием. Однако, смотрите, что получается. Мама и другие взpoслые, искренне желая только добра, регулярно делают малышу замечания: «Говopи медленно! Не тopопись! Еще раз повтopи это спокойно!». Послушный ребенок очень старается говорить правильно и медленно, тревожится, нервничает, количecтво речевых запинок и «спотыкашек» растет, появляются спазмы речевой мускулатуры, заикание усиливается — заколдованный круг! В дальнейшем любое трудное звуковое coчетание или сложное слово может приводить к усилению волнения, нарастанию мышечного напряжения и углублению заикание. В оcoбенности, заикание может усиливаться в присутствии постopонних, при волнении, когда ребенок тopопиться высказать свою мысль. Развивается патологическая цепная реакция. Вce, капкан захлопнулся!

Ни в коем случае не привлекайте активное внимание ребенка к его речи! Ecли ребенок «споткнулся» на каком-то слове, не нужно его поправлять и просить повторить слово или фразу.

Однако самая главная опасность у некотopых детей прячется coвceм в другом мecте, это невpoтичecкие проблемы, сопутствующие заиканию. Ребенок существо coциальное, общаясь в коллективе, начиная сравнивать ceбя с другими детьми, все чаще задумывается о своей пpoблеме. При этом мысли приходят ему в голову далеко не самые вecелые: «Я не такой, как вce! Почему я так говopю? За что меня дразнят?» Пребывание в общecтве абcoлютно не приносит удовольствия, появляются застенчивость и тревога, замешательство и страхи. Формируется шиpoко извecтный и «любимый психологами» комплекс неполноценности. С течением времени, заикающийся малыш вынужденно уменьшает свою речевую активность, специально или безотчетно, избегая ситуаций общения, котopые могут вызвать речевые спазмы. Пecочница на улице, детский сад, школа, другие детские «туcoвки» вызывают страхи и тревоги, находясь среди сверстников, чтобы скрыть заикание, ребенок переходит в «режим молчания» или не хочет общаться вообще. Как правило, шаг за шагом ребенок, сам того не coзнавая, создает множество приемов и хитростей для смягчения своих речевых трудностей. При этом, во время речи появляются звуки или слова-паразиты, тики, навязчивые движения и др.

Что делать poдителям, ecли ребенок стал заикаться?

Нужно обратиться к логопеду! Чем раньше – тем лучше, не нужно слушать неграмотных coветов и ждать, что заикание исчезнет так легко и непринужденно, как и появилocь. Элементарный, но до сих пop, по каким-то тайным причинам, плохо выполняемый coвет.

Ни в коем случае не привлекайте активное внимание ребенка к его речи! Если ребенок «споткнулся» на каком-то слове, не нужно его поправлять и проcить повторить слово или фразу.

Контролируйте свою coбственную речь, никогда не спешите. Если получается, говорите ритмично, отчетливо и медленно, выделяя слоги, несколько нараспев, . Часто при заикании ребенок говopит быстро, торопится, копируя речевой темп взрослых. Часто малыш ускоряет свою речь, пытаясь неосознанно «проскочить» трудные места, вызывающие спотыкания, при этом волнуется и еще больше запинается.

В начале ocтрого развития заикания неплохо помогает использование «режима молчания» — контролируйте и, по возможности, избегайте ситуаций, провоцирующих малыша на активную эмоциональную речь. Ему лучше больше слушать и молчать, чем говopить. В некотopых случаях не помешает вариант использования шепотной речи: говopить шепотом гораздо интересней и легче для заикающегocя ребенка.

Психологический комфopт в ceмье и душевное спокойствие окружающих ребенка людей – залог успеха в лечении любых эмоциональных проблем. Нужно вceлить в ребенка полную увереннocть в родительской поддержке и защите.

Обязательно контролируйте режим отдыха и сна — отдохнувший и выспавшийся ребенок имеет гораздо меньшую вероятнocть для эмоциональных срывов.

В случае развития невротических симптомов, нередко coпутствующих заиканию, а также по другим показаниям, необходима помощь психолога, или даже, невролога

www.nervos.ru

Особенности симптоматики и методы лечения логоневрозов

Под такими названиями, как логоклония и логоневроз, понимают различные разновидности заикания, в том числе и неврологическое заикание у детей и взрослых. К симптомам такого речевого расстройства относят как затягивание некоторых звуков, так и повторение звуков, слогов или даже целых слов. Причиной возникновения этих симптомов являются судороги мышц речевого аппарата, возникающие при попытках произнести фразы или отдельные слова.

Непроизвольные сокращения мышц речевого аппарата могут сопровождаться видимым напряжением в области челюстей или дрожанием губ. Классифицируя логоневроз, различают тоническую и клоническую формы заикания. Если для речи человека характерны такие нарушения, как чрезмерное растягивание отдельных звуков, то говорят о тонической форме логоневроза, тогда как речевое нарушение, выражающееся в повторении звуков и слов, называют клоническим заиканием. Как у детей, так и у взрослых встречаются и смешанные формы логоневроза, характеризующиеся наличием симптомов и тонической, и клонической формы одновременно.

При клонико-тоническом заикании нарушена плавность речи, проявляются сбои ритма и темпа речи после повторения первых произносимых слогов или звуков. В этом случае заикание проявляется в начальном возникновении клонических судорог, которые затем сменяются тоническими нарушениями речи.

Тонико-клоническое заикание проявляется не только в нарушениях плавности и ритма речи, но и в том, что при произнесении слов и фраз могут возникать расстройства дыхания и даже движения мышщ, не относящихся непосредственно к речевому аппарату человека. Речь может сопровождаться непроизвольными движениями мышц рук или шеи.

При лечении логоневрозов применяются разнообразные методы, в том числе релаксацию и аутотренинг. Особые методики разрабатываются для детей, подростков и взрослых. В некоторых случаях в качестве дополнительного средства используется медикаментозное лечение с применением успокаивающих и общеукрепляющих средств, например, препаратов на основе валерианы и пустырника, поливитаминов, препаратов магния.

zaikanie.spb.ru

Человек с заиканием может быть душой компании

Как общаться с заикающимся человеком? 10 золотых правил рекомендует Ольга Азова, директор медицинского центра «Логомед Прогноз»

Две особенности людей с заиканием

— До сих пор в обществе силен стереотип, что человек с заиканием – «с проблемами». Нередко их сторонятся, стараются «не ввязываться» в беседы. В чем особенность человека с заиканием?

— Честно говоря, я и не знала, что такой стереотип до сих бытует в обществе.

Люди с заиканием, в целом, обычные. Особенности, пожалуй, две.

Внешнее проявление в речи – запинки, создающие определенные сложности в поддержании разговора. И особенности организации речи, в основе которых лежит невроз с различными психоэмоциональными, поведенческими и соматическими симптомами. Часто именно невротическое и психологическое состояние человека может создать сложности в общении, а не сами по себе запинки речи.

Приведу пример: в моем круге общения был приятель с достаточно сильной степенью заикания (запинками), но это не мешало ему оставаться душой компании, весельчаком с дивным чувством юмора, с запасом остроумных анекдотов и историй.

Заикание, в зависимости от причин появления, бывает неврологическим и невротическим. При неврологическом заикании артикуляционные проблемы связаны с дизартрией – органическими нарушениями функций органов речи – неба, языка и т.д. Дети обычно позже начинают говорить, им свойственна общая медлительность.
При невротическом заикании сроки развития речевых и моторных функций обычны, отсутствуют выраженные неврологические нарушения. Такой тип заикания, как правило, возникает в результате стресса. Пусковым моментом может быть испуг, страх, психотравмирующая ситуация.

Людей с невротическим типом заикания объединяет то, что в привычной обстановке они говорят чисто, без запинок, но в стрессовых ситуациях могут вообще не смочь ничего сказать. Эта временная «немота» возникает из-за речевых судорог. Для них также характерен страх речи (логофобия).

Стрессовые ситуации для заикающегося с точки зрения большинства могут быть «пустяковыми»: разговор с незнакомым человеком, адресный вопрос в общественном поле. Почти все дети с невротическим типом заикания боятся отвечать «у доски», особенно на неожиданные вопросы. Взрослые боятся спикерства, публичных выступлений, внезапных вопросов — в малознакомой аудитории. Так в целом проявляется невротический способ поведения.

— С удивлением узнала, что заикающихся много среди певцов, и многие побороли заикание именно благодаря профессии. А бывает, что человек поет нормально, а говорит с заиканием. Как объяснить такой феномен?

— Пение и речь на распев – и есть коррекционные приемы.

Считается, что при пении практически нет спазматических задержек. На самом деле, самокоррекция заикания обусловлена не столько самим фактом пения, сколько другими факторами (темп музыки, пение соло, дуэтом или в хоре, с музыкальным аккомпанированием и без него). Но успех здесь, прежде всего, зависит от степени заикания. Полное его устранение «пением» наблюдается только при легкой степени.

Так что это не феномен – просто действуют общие закономерности, которые применяют логопеды при коррекции заикания в речи и в пении.

— Про известного литературного персонажа Эраста Фандорина автор Борис Акунин пишет, что тот стал заикаться после контузии, но в то время, когда он вел расследование, этот дефект проходил. Так бывает или это вымысел?

— Поскольку природа невротического заикания носит стрессово-травматический характер, то реалистично, что Фандорин мог начать заикаться после контузии. Один из методов коррекции заикания — психотерапия. Если рассматривать перевоплощения Фандорина в других персонажей во время расследования как своеобразную психотерапию, то, видимо, да, такое могло быть.

А вам нравится, когда вас перебивают?

Ольга Азова, директор медицинского центра «Логомед Прогноз»

— Как действовать человеку, если к нему с бытовым вопросом, скажем, «как пройти к метро?» обращается человек с заиканием? Ждать, пока тот скажет все? Перебивать — «я уже понял», предугадывать? Как не обидеть и помочь, если это незнакомый прохожий? Ведь понятно, что он стесняется.

— Вы можете назвать хоть одного человека, кто скажет: мне нравится, когда меня перебивают? Никому это не нравится, так что при общении проявляем терпение. Как и при общении с любым человеком. Ждем конца высказывания — отвечаем. Никакой другой помощи не предлагаем.

Любое привлечение внимания к любому дефекту дает повод человеку его как-то начать скрывать, «камуфлировать». Но скрыть его невозможно, а вот усилить заикание можно, в силу неврологической природы.

— Как стоит общаться с заикающимися людьми сотрудникам из сферы обслуживания – продавцам, врачам, чиновникам с разными документами и тд. Ведь везде очереди, люди еще больше нервничают. Есть какие-то советы и инструкции на сей счет?

— Мы только начали активно учиться быть толерантными, поэтому такие инструкции вряд ли где есть.

Но я все-таки настаиваю на общих правилах общения. Нужно все то же, что и всегда, только чуть больше: пристальное внимание, доброе расположение, большое количество терпения, хороший настрой, улыбка, желание помочь.

Дайте человеку с заиканием возможность сказать то, что он хочет, и вы увидите – он умеет говорить.

Был у меня однажды такой случай «в сфере обслуживания». На кассе, где-то сверху, написано: «лента не работает». Я, конечно, не увидела, выкладывая продукты на ленту. Кассир раздраженно сделал замечание. Было понятно, что я была не первая, кто не увидел объявление.

Я была настроена на спокойный разговор, отвечаю: «Вам не нужно это объявление, его не видно, просто каждому сообщайте, что лента не работает». Мой ответ добавил экспрессии, как будто именно этих слов кассир ждала: «Я и так целый день говорю!»

А я еще раз спокойно: «Что поделать – это часть вашей работы. Вот я, например, работаю с неговорящими детьми, чаще при аутизме. Представляете, сколько раз мне нужно повторить? Я это делаю с желанием, потому что это моя работа, по-другому не получится».

И вот тут кассир на меня действительно внимательно посмотрела, и начала задавать массу волнующих ее вопросов про своего ребенка! Очень вежливо и очень спокойно.

10 золотых правил общения

Есть правила речи, которые написаны для самих заикающихся, но подойдут они в любой ситуации всем людям. Написали их для заикающихся школьников логопеды Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская, вот они:

  1. Прежде подумайте, потом говорите.
  2. Говорите в спокойном темпе.
  3. Говорите всегда на выдохе.
  4. Выделяйте гласные звуки в словах.
  5. Слова в предложении произносите слитно.
  6. В конце каждого предложения делайте паузу.
  7. Длинные предложения делите на смысловые отрезки.
  8. После смыслового отрезка выдерживайте паузу.
  9. В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова – делайте логические ударения.
  10. При разговоре спокойно смотрите на собеседника.

— А как лучше поставить такое общение на работе? Стоит ли переводить общение с заикающимся в письменный вариант – почта, мессенджеры …, или надо стимулировать именно речевое общение?

— Мне кажется, нужно действовать по ситуации, проявляя такт и доброе внимание. Человек с проблемой сам подскажет, как нужно: почта, мессенджер или вербальный тип коммуникации. Во многих случаях, при легкой степени заикания, вообще никаких проблем не должно возникать ни с той, ни с другой стороны. А если они возникают, дело не в заикании, а в чем-то другом.

Заикается примерно 1% взрослого населения земли. Во многих случаях заикание проходит с возрастом. Сегодня существует множество успешных методов коррекции.

— Известны случаи, когда новый коллега с заиканием, попривыкнув, практически переставал заикаться на работе и про него и забыли, что есть такая проблема.

— Не заикание пропадает, а стрессовое состояние. Это происходит, как только человек адаптировался в коллективе. Согласитесь, для любого человека это непростая задача. И процесс этот двусторонний. Хотя соискателю все-таки труднее.

Но совсем не обязательно с человеком «дружить» из-за того, что он заикается. На работе важно, чтобы обычные этические нормы соблюдались: вежливость, уважение, возможность высказать свое мнение, чтобы люди здоровались. Главная форма поддержки – чуть больше доброго внимания и времени на общение с ним, чем обычно.

Хотя коллективы бывают разные. Если человек с заиканием испытывает здесь трудности, ему лучше обратиться за профессиональной психологической помощью.

И о любви

— А если речь о любовных отношениях? Вот познакомились, допустим, люди в интернете, переписывались, и все было хорошо, а при встрече выясняется, что он или она заикается.

— Значит, надо учиться понимать друг друга без слов (смеется)! Опять личный пример: у моего мужа есть спотыкание, запинка в диалоговой речи, чаще вне дома. А сама я это совсем не фиксирую, можно сказать, не слышу.

У мужа близкий друг заикается. Когда-то, лет 30 назад, он своей будущей жене тоже поведал «тайну» — что у него заикание. И вот, до сих пор вместе.

У наших приятелей знакомый молодой человек заикался в довольно тяжелой форме. Группу по коррекции нарушения курировала молодая логопед. Через какое-то время логопед вышла за него замуж.

Заикание мужу купировали. Родился ребенок. Дома говорили с использованием коррекционных приемов на распев. У сына заикание не появилось. Тоже лет двадцать пять совместной жизни.

Лечение: музыка, массаж, дыхание, отдых

— Нужно ли таким людям молчание? Или наоборот, надо говорить, говорить, петь и тд?

— В логопедии существует несколько направлений, школ коррекции заикания. Это комплексные системы реабилитации, которые разработаны для медицинских и дошкольных детских учреждений. Есть там и такой коррекционный прием – режим молчания. А есть сеансы эмоционально-стрессовой терапии. Сами сеансы проводятся в ситуации публичного выступления.

Таким образом, есть и молчание, и говорение. Важен выбор системы, по которой будет осуществляться коррекция заикания. Но нельзя дать совет в отрыве от самой методики, которую выбрали для коррекции заикания.

Пожалуй, есть смысл говорить об организации специального охранительного режима для заикающихся, о формировании достаточного четкого распорядка дня, в рамках которого может быть режим ограничения речи, создания условий для регуляции эмоционального состояния и непосредственно занятий по коррекции заикания, в которые включаются упражнения по развитию и ритмизации движений, формированию речевого дыхания, навыков голосоподачи, развитие просодической стороны речи и др.

Пациент обязательно сотрудничает с несколькими специалистами, включая невролога, психолога, логопеда, специалиста по массажу и физкультуре. Можно использовать инструментальные методы работы. Мы в центре активно используем БОС-логотренажр для выработки и автоматизации диафрагмального дыхания, которое необходимо в качестве опоры при говорении, чтобы как можно дольше не возникли речевые судороги, а также длительного речевого выдоха и произнесение звуков, когда заикание сочетано с дизартрией.

Один из замечательных и качественных методов работы – массаж, как общий, так и логопедический по расслабляющему типу, которые можно совмещать с физиотерапевтическими процедурами. Например, амплипульстерапия помогает расслаблению мышц лица и шеи. Биоакустическая коррекция (БАК) – инновационный способ аппаратного лечения многих заболеваний: неврологических, психосоматических, психических, вегетативных.

Прослушивание музыки, которая синхронизирована с электрической активностью нейронов головного мозга пациента, помогает в комплексе с другими процедурами решить проблемы заикания.

Важными являются психотерапевтические занятия с психологом или врачом психотерапевтом.

Если вернуться к вопросу об охранительном режиме, то семьям, где дебютировало заикание по невротическому типу, и у ребенка отмечается раннее речевое развитие, я рекомендую год провести в отпусках.

Ребенок по очереди едет в отпуск: с мамой – к морю, с папой – в горы, с бабушкой – на дачу, с дедушкой – в деревню, с тетей – в санаторий.

Именно так можно получить релаксацию и максимально сохранять молчание.

Заикание не зависит от возраста, но чаще встречается у дошкольников. Может впервые проявиться в период формирования речевых навыков. В пубертатный период бывают рецидивы, чаще всего из-за неврозов. По статистике, у мальчиков заикание встречается в три раза чаще, чем у девочек.

Никаких запретов на профессию

— Есть ли для людей с ярко выраженным заиканием абсолютные запреты, табу на профессии?

— Абсолютных запретов нет, и нет ничего невозможного. Особенно, если заикание в легкой или средней степени. Есть очень целеустремленные личности среди нас, и заикание тут ни при чем.

Но прежде, чем озадачиться выбором профессии, нужно устранить заикание, уменьшить степень нарушения, улучшить психологическое состояние самого человека.

Я знаю актеров, лекторов и даже логопедов с купированными формами заикания.

У них сохраняется легкая степень, запинка. Но, когда качество речи достаточно высокое, то особенности слышны только профессиональному уху.

Если заикание тяжелой формы или часты рецидивы, пожалуй, лучше не выбирать голосоречевые профессии. Хотя сегодня для профессионалов нет ничего невозможного: они могут провести такую филигранную работу по коррекции и улучшению качества жизни, что многие профессии, а не только голосовречевые, будут доступны.

www.miloserdie.ru

О проблеме заикания слышало большинство людей. В обывательском мнении оно предстает как особенность человека, не поддающаяся лечению, некоторые люди даже не исключают возможность заниженных когнитивных функций у заикающихся людей. Однако на сегодняшний день все больше профессиональных логопедов, неврологов и психологов говорят о заикании, как о психосоматическом заболевании, поддающемся полному излечению.

Что это такое?

Под заиканием понимается речь с частыми (более 10%) вынужденными остановками, повторением одного слога или буквы (обычно это согласные), либо одного слова; запинки часто сопровождаются общим напряжением мышц лица, языка, шеи и гортани.

В принципе, любой нормальной среднестатистической речи свойственны остановки и произношение «промежуточных» звуков — «ммм», «эээ», а также использование так называемых «слов-паразитов» для заполнения пауз. Но у человека с заиканием речь более прерывистая и перерывы или повторения слов/слогов приносят человеку явный дискомфорт. Слова как будто «застревают» в горле у больного.

Проблемы с плавностью речи обычно проявляется в раннем детстве, в период бурного развития речевых навыков — 2-5 лет. Однако у людей, предрасположенных к заиканию, оно может появиться и в пубертатном периоде.

Чем раньше родители ребенка заметят проблему и обратятся к специалисту,тем выше шансы на быстрое избавление от симптомов.

В научном мире нет единого мнения о том, что влияет на возникновение нарушений речи. Есть данные, что заикание может передаваться генетически.

Исследования показали, что при этом дефекте речи усиливается нервное возбуждение в подкорковых центрах мозга, в частности в так называемом «центре речи». Процесс возбуждения передается на другие структуры мозга, что может спровоцировать спазм мускулатуры гортани и как следствие — появление заикания. Однако причины возникновения сильного возбуждения еще обсуждаются в научном мире.

В зависимости от глубинных причин возникновения заикания, его делят на невротическое и неврозоподобное.

  • Невротическое проявляется при возникновении патологических процессов в мозге, связанных с его повреждениями — в родах, после перенесенной интоксикации или гипоксии у ребенка в утробе матери, необоснованном применении медикаментов в младенческом возрасте, частых болезнях и прочее.
  • Неврозоподобное заикание свойственно людям, имеющим в принципе здоровую нервную систему, но заикающимся при разговоре с другими людьми, при публичной речи, во время волнения. Неврозоподобная форма еще носит название логоневроза.

Заикание также делят на тоническую и клоническую формы. При тонической форме больной делает вынужденные паузы в речи, при клонической — повторяет звук, слог или слово. Кроме того, встречаются смешанные формы.

Постановка диагноза не трудна — больной сам понимает, что у него заикание. Повторение слогов или отдельных слов, вынужденные напряженные паузы в речи, при которых слово как будто «застревает» в горле человека; наблюдается напряжение мышц шеи, лица, языка, гортани.

При невротической форме дефект речи присутствует постоянно вне зависимости от обстоятельств. Для логоневроза же характерны следующие черты:

  1. Отсутствие или значительное уменьшение трудностей в произношении при разговоре наедине с собой;
  2. Дефект не так заметен при разговоре с детьми и животными;
  3. Чистая речь, когда клиент себя не слышит, также при пении, чтении стихов.
  4. Увеличение количества запинок при волнении, публичных выступлениях, в малознакомой обстановке.
  5. Лечение должно носить комплексный характер. Нужна консультация логопеда, который поможет подобрать специальные дыхательные упражнения и выработать навыки плавной речи. Хорошие результаты дает обучение плавной речи с помощью специальной программы на компьютере.

    На консультации с психологом можно выявить проблему, которая способствовала образованию логоневроза. Анализ своего жизненного опыта и нахождение скрытых причин невроза способствует значительному облегчению состояния больного. Также психолог подбирает вместе с клиентом новые стереотипы поведения в обществе, взамен неэффективных старых, приводящих к перевозбуждению и, как следствие, к запинкам в разговоре.

    В случае невротической формы заикания нужна консультация невролога. Лечение чаще всего медикаментозное, направлено на улучшение кровоснабжения мозга, снижение внутричерепного давления и прочее.

    Также при любых формах заикания полезны массаж и физиотерапия.

    Народные средства

    Существует много рецептов народной медицины против заикания.

    Сборы различных трав, ароматерапия, лечение медом, мумие и другими биологически-активными соединениями может облегчить симптомы, но полностью избавить от дефекта речи они не в состоянии.

    Однако больной может подобрать себе рецепт, помогающий расслабиться и снизить тревожность. Хорошо помогают в этих случаях отвары пустырника, ромашки, валерианы или мяты, а также их сборы. Не забывайте, что существуют противопоказания для конкретных растений, например, пустырник нельзя применять людям с заболеваниями сердца. Вот пример хорошего рецепта для уменьшения проявлений дефекта речи:

    Нужно взять в равных пропорциях мяту, ромашку, листья валерианы и крапивы. Залить двумя стаканами кипятка и настаивать в течении получаса. Затем процедить и пить несколько раз в день до еды. Объем одной порции определяется самостоятельно, не нужно себя заставлять.

    Для релаксации хорошо использовать эфирные масла — лавандовое, хвойное и любые другие приятные человеку ароматы. Можно принимать ванны с маслами или использовать аромалампы.

    Обратите внимание на материал о лечении опоясывающего лишая народными средствами.
    Народными средствами также успешно можно лечить бессонницу. Узнайте больше здесь http://www.neuroplus.ru/bolezni/narusheniya-sna/narodnye-sredstva-ot-bessonnicy.html

    Как избавится от заикания самостоятельно

    Существуют случаи самостоятельного избавления от запинок в речи. Это происходит уже во взрослом возрасте, когда человек осознает свою проблему и имеет сильную мотивацию на излечение. Выполнение дыхательных упражнений, долгие периоды молчания, пение, записи в дневник с мысленным проговариванием слов, работа с компьютерной программой помогут значительно снизить или вообще купировать признаки заикания. Главным в этом случае является сильное желание человека и ежедневные тренировки. Также важна поддержка близких людей, верящих в успешное излечение.

    В видео логопед с 30-летним стажем работы делится своим опытом занятий с людьми с дефектами речи:

    Как мы экономим на добавках и витаминах: пробиотики, витамины, предназначенные при неврологических болезнях и пр. и мы заказываем на iHerb (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине, а некоторые товары в принципе не найти в России.

    www.neuroplus.ru

    Заикание (balbuties) — распространенный невроз, при котором страдает непрерыв­ность, плавность речи вследствие возникновения судорожных движений в мышцах, принимающих участие в акте речи.

    Все прочие — неречевые — дви­жения этих мышц у заикающихся осуществляются нормально. Это расст­ройство стоит, таким образом, близко к профессиональным дискинезиям.

    Симптомы и течение заикания

    Начинается заикание в возрасте 4—8 лет. Мальчики страдают им чаще, чем девочки (соответственно 70% и 30%). Болезнь проявляется непроизвольными судорожными задержками во время речи, из-за которых говорящий многократно повторяет один звук или сов­сем не может начать речь. Судороги возникают чаще перед началом слова, реже — посреди его, но всегда только на согласных звуках. При волнениях речь значительно ухудшается. Отдельные звуки хорошо произносятся даже лицами с тяжелым заиканием; расстройство проявляется только при сочета­нии звуков в слова, что отличает заикание от косноязычия, являющегося именно литеральным дефектом.

    Судороги могут отсутствовать или быть значительно слабее при некоторых формах речи, например пении, декламации, шепоте, при шуме, речи наедине, игре на сцене. Описаны случаи, когда сильно заикавшиеся люди, выступая на сцене, говорили так свободно, что у зрителей не возникало даже мысли об их недостатке. Демосфен, страдавший тяжелейшим заиканием, добился, как известно, того, что произносил свои речи совершенно плавно, но при этом он всегда подражал Периклу голосом, дикцией и жестикуляцией. Маска Перикла была необходимым условием успешного превращения беспомощного заики в покоряющего оратора. Факты подобного рода ярко подчеркивают место психогенного фактора в этиологии, патогенезе и лечении заикания.

    Повторение слов и фраз вслед за говорящим (отраженная речь) удается больному сравнительно легко. Кроме судорожных движений в мышечном аппарате речи (локальные судороги, относящиеся к первичным явлениям заикания), при выраженном заикании наблюдаются и более распространен­ные содружественные движения произвольной мускулатуры лица, туловища и конечностей, изменение ритма, силы и глубины дыхательных экскурсий, которые должны якобы облегчить заикающемуся акт речи. С этой же целью, а также для того, чтобы несколько скрыть тяжесть дефекта, больные встав­ляют в свою речь много лишних слов, которые произносятся ими легко: «вот», «как его», «это», «так сказать».

    Заикающиеся испытывают страх перед разговором, особенно боятся неко­торых «трудных» звуков. Интересно, что эти «трудные» звуки иногда быстро меняются. Больной, который до этого испытывал затруднение на звуках «п», «м», «к», вдруг замечает, что он не в состоянии выговорить слово с на­чальной буквой «в».

    Психическое состояние больных обычно угнетенное, они тяжело пережива­ют свой дефект. Окружающие нередко своим отношением к больному спо­собствуют нарастанию депрессии. Заикающийся, пытающийся силой или с помощью различных вспомогательных движений, облегчающих словечек и звуков как-то исправить или замаскировать дефект речи, часто подверга­ется насмешкам. Плачевные результаты такого отношения к больному обыч­но скоро сказываются ухудшением расстройства речи и его душевного сос­тояния.

    Протекает заикание различно. Появившись в дошкольном периоде, оно может довольно быстро прекратиться. В большинстве случаев болезнь при­нимает хроническое течение, ухудшается в школьные годы и достигает наи­высшего развития в юношеском возрасте. Постепенно выступают вторичные явления болезни, связанные с невротической реакцией на дефект речи, безус­пешным стремлением преодолеть или по крайней мере замаскировать его. После 24—25 лет заикание большей частью начинает ослабевать. В зре­лом и в пожилом возрасте заикание — большая редкость.

    Причины заикания

    Начало заикания нередко связывает­ся с отрицательными эмоциями, перенесенной острой инфекцией, ‘механичес­кой травмой, упадком питания, переутомлением. Может иметь значение также подражание кому-нибудь из окружающих. Несомненно, однако, что все перечисленные факторы способны вызвать стойкое заикание только у детей, предрасположенных к такому расстройству речи. Нередко отчетливо выступает роль наследственности.

    По вопросу о патогенезе заикания высказывались самые различные взгля­ды. С позиций патофизиологии высшей нервной деятельности заикание рассматривается как следствие нарушения правильного взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в деятельности речедвигательного анализатора. Возникнув однажды, дефектная речь связывается прочными патологическими условными рефлексами с определенными ситуациями.

    Диагноз

    Заикание надо отличать от чрезмерно быстрой, «пулеметной» речи (tachylalia, battarismus), при которой нет ни речевых судорог, ни за­держек, ни страха перед речью. Субъекты с «пулеметной» речью нередко встречаются в семьях заик. Истерическое «заикание» отличается от истин­ного тем, что возникает оно обычно у взрослых людей, страдающих истери­ей, под влиянием сильного переживания и довольно хорошо поддается суг­гестивной терапии.

    Лечение заикания

    Комплексная терапия заикания должна включать лечение невроза, лежащего в основе дефекта речи, и воздействие на само заикание. Чаще всего заикание связано с психастенией или невротическими состояния­ми, близкими к ней, с выраженной навязчивостью. О лечении общих невро­зов было сказано выше. Для воздействия на дефект речи необходимо прежде всего объяснить больному, в чем сущность и каковы причины его болезни. Он должен понять и проникнуться убеждением, что никакой органической патологии у него нет, что основную роль в патогенезе болезни играет психо­генный фактор, в частности, страх речи, тревожное отношение к попытке говорить как к эксперименту, почти наверняка осужденному на неудачу. Надо внушить больному веру в возможность исцеления. Хорошо рассказать ему о роли в его дефекте патологических условных рефлексов, если культур­ный уровень больного позволит ему понять соответствующие физиологичес­кие рассуждения. От него надо требовать, чтобы он старался говорить не спеша и только тогда, когда содержание речи уже продумано.

    Первое время больному рекомендуют по возможности не разговаривать вне часов занятий в течение 8—10 дней, чтобы дать отдых аппарату речи. Молчание и ограниченное пользование речью должно содействовать угаса­нию патологических рефлексов со стороны речи на ситуации, ставшие услов­ными раздражителями для заикания. Чтобы воспитать нормальную речь, больному предписывают гимнастику речи: утром и вечером он должен, бу­дучи один в комнате, в течение 10—15 мин читать по книге вслух самому себе знакомый текст — стихи (в начале курса лечения) или прозу (позднее). Чи­тая наедине, больные обычно не заикаются; таким образом, они привыкают к тому, что могут произносить слова и фразы не заикаясь. Можно проводить с больными упражнения в отраженной речи (больной повторяет за врачом или его помощником тексты различной трудности). Основное место в лече­нии логоневроза занимает психотерапия, которая проводится в форме убеж­дения и внушения в бодрствующем состоянии. Гораздо реже применяется гипноз — главным образом для того, чтобы освободить больного от страха речи.

    Специальное лечение-заикания осуществляется в школьных логопедичес­ких пунктах, в логотерапевтических кабинетах психоневрологических дис­пансеров и детских поликлиник. Работа логопеда ставит своей задачей обу­чить заикающегося замедленной и плавной речи. Проводится эта работа под общим руководством психоневролога. Очень важны групповые занятия с использованием декламации, чтения вслух, пения, шепота и других форм речи. В некоторых городах (Москва, Санкт-Петербург, Харьков) имеются специ­альные стационары для лечения особенно тяжелых форм заикания.

    При появлении первых признаков заикания ребенка следует показать психоневрологу. Родителям ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на дефектах его речи, а тем более заставлять повторять неудачно сказанное слово, чтобы добиться правильного произнесения его. Самое луч­шее, что могут сделать в таких случаях старшие в семье, это игнорировать неудачи ребенка в речи, «не замечать» их и ограничиваться только требова­нием разговаривать не спеша. Врачу не надо торопиться с диагнозом: заи­кание. В преддошкольном периоде, когда у ребенка аппарат речи еще не вполне окреп, возможны атаксия речи и другие дефекты ее, которые прохо­дят бесследно по мере роста. В таких случаях от врача требуются только ме­роприятия по профилактике заикания, в частности, предупреждение ятрогении.

    surgeryzone.net