Заикание рекомендации логопеда

Если ребенок заикается — рекомендации логопеда

Если ребенок заикается, посетите логопеда и врача невропатолога и обязательно выполняйте все рекомендации.

Создайте спокойную обстановку в семье: оберегайте ребёнка от стрессовых ситуаций, не ругайте по пустякам.

Ограничите просмотр телевизора и игры в компьютер, громкой музыки (особенно перед сном), мультфильмы и фильмы выбирайте в соответствии с возрастом и не травмирующие психику ребёнка.

Ограничьте речь ребёнка до минимума (никаких заучиваний стихов, пересказов).

Повседневную ограниченную речь превратите в распевку.

Больше предлагайте ребёнку игры на развитие мелкой моторики рук: пазлы, рисование, раскрашивание, лепка, оригами, плетение из бисера, аппликации.

Соблюдайте режим дня: прохладный или тёплый душ перед сном, сон в 9.00 или 8.30, спокойные игры перед сном, дневной отдых, прогулки на свежем воздухе.

Проводите аутотренинг, когда ребёнок только проснулся и ещё лежит в кровати, и перед сном, тоже в постели.

Полезными будут: закаливающие процедуры, массаж (классический и точечный), лечебная физкультура, электрофорез (только с разрешением педиатра!).

Можно записать ребёнка в музыкальную школу на пение (во время пения улучшается темп, сила и плавность речи).

Оберегайте ребёнка от всех инфекций и травм. Болезни — это дополнительный стресс для ребёнка!

Ограничьте потребление острого, копчённого и солёного, «вредной» углеводистой пищи — чипсы, сухарики, гамбургеры, крепкий чай, какао, кофе и т.п.

Разговаривайте с ребёнком в пол тона и в замедленном темпе и приучите близких в присутствии ребёнка общаться так же.

Настраивайте психологически ребёнка к посещению нового коллектива, знакомству с новыми людьми, расскажите про все положительные стороны этих людей.

Хвалите ребёнка за каждый речевой и повседневный успех, никогда не упрекайте и не смейтесь над его неудачами.

Для того, чтобы выровнять дыхание ребёнка перед речью (ответом на вопрос) попросите его сделать медленный вдох через полуоткрытый рот), это настроит его и на медленный выдох с речью. Сначала он делает вдох вместе с вами, а постепенно будет вспоминать и делать сам.

Не употребляйте в присутствии ребёнка таких слов, как «заикание», «заикается», и не говорите ребёнку «не бойся», «не волнуйся» — эти слова не помогают ему, а наоборот, настраивают на волнение.

Заведите блокнот, в котором записывайте: когда и после чего усилились или уменьшились запинки в речи.

Обязательно выполняйте домашние задания, предлагаемые логопедом: дыхательная гимнастика, голосовые упражнения и так далее.

Олейникова Наталья Сергеевна,
учитель-логопед,
МКДОУ ЦРР «Детский сад №12 «Сказка»
городского округа, город Фролово

logoportal.ru

Рекомендации родителям ребенка с заиканием

Дефекты речи чаще всего возникают у детей в период ее формирования — между 2 и 5 годами. Лечение от заикания в течение долгого времени и с использованием полного варианта методики Л.З. Арутюнян в этом возрасте не понадобится, если родители быстро заметят проблему и создадут условия для нормализации речи.

Ребенок начал заикаться: что делать?

Огромная роль в исправлении речи у заикающегося ребенка принадлежит родителям. От того, как они будут себя вести, во многом зависит, перейдет ли начавшееся заикание в стадию фиксации или, вдруг начавшись, так же быстро закончится.

Специалисты дают следующие рекомендации родителям ребенка с заиканием:

  1. Несмотря на то, что вы напуганы и взволнованы, постарайтесь при малыше соблюдать полное спокойствие.
  2. Ни в коем случае не акцентируйте внимание на дефекте, не просите его повторить то, что он сказал. Пока ребенок не понял проблему и не накопил большой стаж заикания, от него гораздо легче избавиться.
  3. Срочно обратитесь к специалистам:
    • к логопеду по программе «Скорая помощь», т.к именно в первые дни-недели заикания ( название программы говорит само за себя) от него можнобыстро и безболезненно избавиться с помощью, силами родителей при минимальной помощи логопеда,
    • к неврологу, т.к с помощью лекарств можно создать более благоприятный фон для лечения , особенно тем детям, эмоциональное состояние которых вызывает тревогу у близких (ребенок плохо спит, устраивает истерики,многого боится и т.д. ( но учтите, что сами по себе лекарства не лечат от заикания!).
    • Если по какой-то причине вы не смогли связаться со специалистом по программе «Скорая помощь», постарайтесь погрузить ребенка в мир спокойной медленной речи, когда все окружающие разговаривают нараспев. Представьте эту ситуацию для ребенка в игровой форме, придумайте для него объяснение, почему взрослые так необычно себя ведут (например, что вы все вместе — персонажи сказки).
    • Поскольку обеспечить такие условия вне дома проблематично, по возможности временно заберите малыша из детского учреждения.

Комфортная психологическая обстановка и искусственное снижение темпа речи вокруг ребенка помогают ему чувствовать себя более спокойно и не торопиться при разговоре. На начальном этапе заикания этого может быть достаточно, чтобы полностью исправить нарушение, а если время упущено, то наверняка снизит степень тяжести проявлений заикания.

Советы родителям: как вести себя с ребенком, который только начал заикаться

Как мы писали выше, комфортная спокойная психологическая обстановка дома — это залог успеха для ребенка, который только начал заикаться, поэтому попробуем сформулировть общие рекомендации для родителей детей на начальной стадии заиканием:

  • Будьте терпеливы, доброжелательны, чаще хвалите ребенка
  • Не допускайте фиксации ребенка на дефекте речи. Необходимо действовать, пока он еще не осознает, что говорит не так, как все.
  • Наблюдайте за ребенком. В каких ситуациях он говорит без запинок, в каких — начинает заикаться. Постарайтесь оградить малыша оттравмирующих факторов, (возможно, на него негативно влияют определенные занятия, игры или даже присутствие конкретных людей из вашего окружения — быстроговорящих, нервных…).
  • Избегайте волнующих, эмоциональных ситуаций (даже если это положительные ситуации, в которых ребенок очень бурно радуется).
  • Помните, что ребенок подражает вашей речи. Говорите не торопясь, по слогам, протяжно, простыми фразами,
  • Не ругайте, не критикуйте ребенка. Старайтесь организовать его день так, чтобы вам не приходилось его торопить, одергивать.
  • Занимайтесь с ребенком успокаивающими играми: рисуйте, лепите, стройте из песка.
  • Заикающимся детям полезны занятия музыкой, пением, танцами. Они помогают вырабатывать чувство ритма, снимают напряжение, помогают испытывать чувство покоя и радости.
  • Из видов спорта выбирайте те, которые снимают напряжение, вызывают ритмичное дыхание (плавание, теннис), не возбуждают (командные игры, состязания)
  • Более подробные инструкции специалисты речевого центра «Арлилия» дают родителям своих маленьких учеников индивидуально, исходя из особенностей конкретного ребенка и конукретной семьи.

    Участие родителей в лечении заикания ребенка по методике Л.З.Арутюнян (от 5 лет)

    Посетив детского невролога и логопеда, родители заикающегося малыша обычно получают рекомендации: обеспечить в доме спокойную обстановку и спокойную речь, давать ребенку седативные препараты и ноотропы. И действительно такие простые меры способны помочь, если время не упущено.

    Если же стаж заикания уже довольно-таки большой (много месяцев или даже лет), то «тепличная» атмосфера и прием медикаментов уже не способны вылечить логоневроз, как и занятия со специалистом только в кабинете логопеда, не подкрепленные практикой вне кабинета. Восстановление плавной речи — процесс, который невозможен без активного участия логопеда, его родных и, самое главное, самого ребенка, поэтому занятия по полному варианту методики Л.З. Арутюнян начинаются, когда такое сотрудничество с ребенком становится возможным, а именно с 5 лет.

    Методика коррекции речи у заикающихся детей, по которой работает центр «Арлилия», предполагает строгое соблюдение инструкций вне стен логопедического кабинета. Каждая семья на семейном совете выбирает из своих рядов 1-2 человек, которые становятся «обученными взрослыми» — «логопедами на дому». Чтобы наиболее эффективно выполнить свою роль, они вместе с ребенком учатся на занятии отличать «правильную» речь от «неправильной» (опасной в момент лечения, даже если в ней отсутствуют запинки).

    Несмотря на то, что эта работа на первый взгляд кажется очень сложной, мы с уверенностью говорим, что выполнить ее вполне реально тем, кто, пользуясь рекомендациями логопеда:

  • правильно организовал процесс лечения дома, со сверстниками, в школе (дошкольники в этот период не посещают детский сад, хотя обязательно продолжают общение с детьми под контролем обученного взрослого),
  • ведет себя ответственно,каждодневно выполняя несложные рекомндции логопеда),
  • ведет себя открыто, не скрывая от специалиста возникающие по ходу занятий возможные вопросы или проблемы,
  • учится наблюдать за ребенком, анализируя его речь и поведение в процессе лечения.
  • Очень важно, чтобы члены семьи были солидарны друг с другом, доверяли «обученному взрослому», которого сами выдвинули на эту роль на семейном совете, поддерживали его, ценили, помогали, по возможности брали на себя часть бытовых проблем, т.к. работа с заикающимся ребенком требует от «домашнего логопеда» дополнительных усилий.

    www.arlilia.ru

    Лечение заикания у детей

    Лечение заикания у детей в речевом центре «Логопед плюс»

    В нашем центре мы начинаем работать с заикающимися малышами с 3 лет.

    Помните! Чем меньше стаж заикания у ребенка, тем легче можно справиться с заиканием.
    При малейшем подозрении на заикание или на возможность его возникновения следует обратиться к логопеду. Что должно насторожить родителей и педагогов в речи ребенка:

    • Сбивчивая, захлебывающая речь.
    • Речь на вдохе.
    • Повторы звуков, слогов, слов.
    • Произношение отдельных звуков с напряжением, продолжительно.
    • Молчание после психотравмы.
    • Невозможность начать говорить.
    • Появившиеся тики (насильственные движения).

    Иногда вовремя и грамотно данные советы по соблюдению общего и речевого режима могут помочь справится с этим недугом в домашних условиях.

    В свежих случаях возникновения заикания у малышей наш логопед проведет со всеми членами семь тренинг замедленной речи, расскажет о том, какие упражнения полезны малышу, какие мероприятия внутри семьи помогут нормализовать речь ребенка. В этом случае не всегда обязательны логопедические занятия. Если мобилизован ресурс семьи – заикание отступит. Если же ребенок заикается несколько лет или месяцев, то логопедическая помощь, вероятнее всего, ему потребуется. Необходима в этом случае и консультация детского невролога.

    С малышами с пяти лет мы проводим логопедические занятия по методике Томилиной С.М. (Патент № 2450835 от 24.04.2012).

    Курс лечения рассчитан от 4 месяцев до полугода.

    1 месяц – занятия 5-6 раз в неделю
    2 месяц – занятия 3-4 раза в неделю
    3 месяц – занятия 2 раза в неделю
    4 месяц – занятия раз в неделю

    Продолжительность занятия 45 минут. Занятия проводятся индивидуально и в мини группах на 2-3 ребенка. На первом этапе – всегда индивидуально. Стоимость одного занятия – 1000 руб.

    В течение всего курса лечения ребенок не посещает детские учреждения, развивающие и спортивные секции. С ребенком должна находиться мама (не менее 2 месяцев). В течение всего курса все члены семьи говорят медленно. На начальном этапе лечения, примерно 10 дней, рекомендован режим молчания вне логопедических занятий. Затем мы учим детей разговаривать очень медленно, синхронизируя речь с движениями кистей рук.

    Постепенно темп речи ускоряется (не ранее чем через 4 месяца) и становится нормальным. Мы рекомендуем говорить с кистями рук не менее 6 месяцев. На занятиях мы занимаемся развитием речевого дыхания, голоса, мелкой моторики. Используем логоритмику, физкультуру, массаж. Лечение заикания с выездом на дом не практикуем. Занимаемся только в центре!

    Таким образом лечение ребенка дошкольного возраста от заикания по методике Томилиной С.М. предполагает прохождение нескольких этапов в течение 6 месяцев:

    • Режим молчания
    • Режим максимального ограничения речи
    • Речь только на занятиях очень замедленная
    • Речь только на занятиях замедленная, синхронизированная с движениями рук
    • Речь вне занятия замедленная , синхронизированная с движениями рук.
    • Речь замедленная во всех ситуациях спокойная с движениями рук.
    • Речь в нормальном темпе во всех ситуациях без движений кистями рук.

    www.logopedplus.ru

    Советы логопеда. Заикание появилось. Что делать?

    Всегда говорим мы

    Как будто бы парус

    Мы ртом надуваем.

    Дорогие родители, мы очень рады новой встрече с Вами.

    Если у Вашего любимого ребенка появились паузы, запинки в речи, стоит задуматься, сходить на консультацию к специалистам. Вам сообщили, что это заикание – не стоит расстраиваться, но и не надо расслабляться. От Вас зависит очень многое!

    Заикание – серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. Понимание серьезности создавшегося положения, способность адекватно воспринимать возникшую проблему ребенка, готовность к переменам – основа всех последующих действий родителей.
    Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло – в начальной стадии. Острое заболевание лечить всегда легче, чем хроническое. И лечение обязательно должно быть комплексным. Заикание – проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Исходя из состояния нервной системы, врач-психоневролог назначает необходимые лекарства. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется.

    Обычно дети не замечают запинок в своей речи, но могут чувствовать беспокойство, волнение взрослых по этому поводу. В дальнейшем из этой запавшей в память ребенка тревоги может вырасти страх речи. Он усиливает волнения, связанные с речью, и они еще более ухудшают ее. Психотерапевтическое направление в лечении заикания имеет большое значение, так же как и работа с психологом.

    Дорогие родители, уже в 3 года многие дети могут заниматься с логопедом. Если заикание стало привычным, отмечается несколько месяцев, пора начинать занятия.
    Кроме того, при заикании полезны оздоровительные мероприятия. На речь заикающегося влияет все: и психическое, и физическое состояние организма. Практически любые болезни ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Если Ваш ребенок весь день проводит в душном, тесном помещении, то он не может полноценно дышать и двигаться. Чтобы защитить ребенка и от возможных простуд, и укрепить его здоровье, нужно вспомнить о такой простой и доступной вещи, как закаливание. Что и в какой последовательности делать, лучше обсудить с врачом. Очень хорошо, если вы присоединитесь к ребенку, покажете ему пример. И, конечно, никакого обливания сквозь слезы или принуждения. Здоровье любой ценой — точно не подходящий для вас путь. Главное, чтобы вы и ребенок получали при этом удовольствие, и от самих процедур, и от общения друг с другом.

    Кроме того, уважаемые мамы и папы, вы должны следить, чтобы у ребенка постоянно была физическая нагрузка. Именно физическому развитию мы уделяем слишком мало времени, предпочитая тихие, малоподвижные интеллектуальные игры и развлечения. Для заикающегося ребенка полезна нагрузка, состоящая в ритмизированном поочередном использовании конечностей (ходьба, бег, плавание, велосипед, ритмические танцы и т.п. – до ощутимой усталости, но не до изнеможения). Если вы решите остановиться на более серьезном варианте – ищите такую спортивную секцию, где занятия соответствуют возрастным нормам, детей развлекают и действительно оздоравливают, а не воспитывают будущих чемпионов, тренер с пониманием и терпением должен относиться к неудачам детей, элемент соревновательности минимальный. При внезапно возникшем заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно не проводятся. В этом случае необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно, если после испуга ребенок какое-то время молчал. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком – необходимое условие для лечения заикания.

    Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью изменять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя.

    Прежде всего, уважаемые родители, не надо паниковать, ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». Никогда не просить вдохнуть побольше воздуха, а потом говорить. Вдох должен быть рефлекторным, неосознаваемым. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.
    Дети подражают речи окружающих взрослых, поэтому, дорогие мамы и папы, Вы незаметно можете помочь ребенку изменить манеру речи. Для этого постарайтесь сами говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Не требуя от ребенка, чтобы он говорил ритмизировано, сами почаще говорите и читайте ему с ритмом, чтобы сработал «обезьяний» рефлекс, и ребенок воспользовался бы приемом ритмизации речи неосознанно. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько вопросов и какие вопросы вы задаете своему ребенку, сколько среди них пустых, просто глупых, не требующих вообще никакого ответа. Не провоцируйте ребенка на речь. Учитесь, прежде чем что-то сказать, выдерживать паузу. Давайте себе время увидеть, что происходит. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

    Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача – научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени – «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.
    Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно.

    Можно играть в настольные игры, доставайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать – замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать решения. Эта простая последовательность действий – построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

    Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».
    Так же полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать детские песенки, танцевать и просто двигаться под музыку.

    Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир, с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется.
    Ваш ребенок может помочь делать обычные домашние дела. Для мамы девочки часто с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, а для папы мальчики охотно возятся с рабочими инструментами.

    Играя в одиночестве, ребенок «оречевляет» свои действия, но, как правило, не заикается. Многие дети говорят без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми. Не запрещайте такую речь!

    Многие специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

    Дорогие родители, мы желаем Вам всего самого доброго!

    Здоровья Вам и Вашим детям!

    До скорой встречи …

    Статью подготовила логопед детского сада «Лучик» на Остоженке Королёва Юлия.

    luchik.ru

    Консультация по теме:
    Советы логопеда. Заикание появилось. Что делать?

    Заикание- не только сложное речевое расстройство, но и заболевание, которое требует комплексного воздействия. В каком возрасте возникает заикание? Что необходимо делать родителям? Куда обратиться за помощью? Что мешает заикаиющимся говорить «нормально»? Можно ли им помочь?

    Предварительный просмотр:

    Советы логопеда. Заикание появилось. Что делать?

    В последнее время очень часто в своей логопедической практике сталкиваюсь с таким речевым расстройствам, как заикание, которое проявляется запинками, неспособностью свободно, без напряжения высказываться. Порой у многих людей не хватает терпения дослушать до конца медленную, сбивчивую речь ребенка и мы, сочувствуя, невольно «помогаем», заканчивая начатую фразу.

    Что мешает заикающимся детям говорить «нормально»? Каковы причины заикания? Чем и как можно помочь ребенку? Куда и кому обратиться? Существует ли лекарство от заикания? Это наиболее актуальные вопросы, которые задают родители, посещая мои консультации и практические занятия в детском саду.

    Дорогие родители, если у Вашего любимого ребенка появились паузы, запинки в речи, стоит задуматься, сходить на консультацию к специалистам. Вам сообщили, что это заикание – не стоит расстраиваться, но и не надо расслабляться. От Вас зависит очень многое!

    Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте двух – пяти лет. Это период наиболее активного развития речи. Именно поэтому проблемы речевого характера происходят в эти годы. Мальчики в речевом отношении оказываются слабее девочек. Заикание возникает в три – четыре раза чаще. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

    • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить, это длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь;
    • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
    • вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи.

    А теперь поговорим о причинах заикания. Прежде всего, причиной появления заикания является, ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания, могут быть различными, оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации – постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. Нередко заикание возникает при раннем речевом развитии. Если родители читают слишком много стихов, сказок, обращаются с просьбами: «расскажи», «повтори». Телевидение, компьютер также могут стать причиной появления запинок в речи. Иногда у детей, поздно начавших говорить, в результате бурного развития речи возникает и заикание. Следует иметь ввиду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой.

    Уважаемые родители знания первых признаков и причин возникновения заикания поможет Вам своевременно обратиться к специалистам (психологу, невропатологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

    Как специалист, рекомендую ряд профилактических мер, чтобы предупредить заикание.

    Прежде всего, это укрепление здоровья детского организма, нервной системы, полноценное питание, хороший сон. Необходимо всячески оберегать ребенка от психотравмирующих ситуаций, вызывающих испуг. Ограничение просмотра телевизионных передач, игры на компьютере и конечно Ваша речь родители, поскольку у некоторых детей заикание появляется по подражанию.

    И наконец, подошли к самому главному вопросу нашей беседы как помочь детям и родителям, куда обратиться.

    Заикающимся детям, разумеется, можно эффективно помочь. Следует подчеркнуть, что для этого необходимо объединение усилий разных специалистов и родителей, так как без подобного комплексного подхода успех невозможен. Очень часто родители меня спрашивают к кому надо обращаться при появлении запинок в речи? Назову основных специалистов, участвующих в коррекции запинок у детей.

    Не обойтись без консультации врача – психоневролога, который назначит медикаментозную терапию.

    Весьма желательно привлечь к лечению детей психолога. Немало важная роль в коррекции заикания принадлежит логопеду. В своей практике использую приемы правильного речевого дыхания, голосовую гимнастику, работаю над темпом речи, режим молчания. Рекомендую использовать речь на распев. Замечено, что, когда ребенок или взрослый поет, запинки в речи исчезают.

    Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью помочь ребенку. Часто, когда необходимо вылечить заикания у ребенка, начинать надо с себя. Позвольте в конце нашей беседы дать вам ряд рекомендаций.

    Прежде всего, уважаемые родители, не надо паниковать, ни в коем случае нельзя показывать свое беспокойство ребенку. Нельзя стыдить и наказывать ребенка и сообщать ему о том, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». Постарайтесь говорить меньше не торопясь, короткими и понятными фразами.

    Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком, так, чтобы его не подгонять. Ваша задача – научить ребенка говорить медленнее. Для снятия напряжения нервной системы рекомендую игры с песком и водой.

    Ваш ребенок может помочь вам делать обычные домашние дела. Для мамы девочки часто с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, а для папы мальчики охотно возятся с рабочими инструментами. Кроме того необходимо следить, чтобы у ребенка была постоянно физическая нагрузка. Итак, родители не забывайте, что спокойная семейная обстановка, разумный режим, здравый смысл относительно требований к ребенку гораздо важнее, чем экзотические методы лечения или надежда на чудодейственную пилюлю.

    Дорогие родители, желаю Вам всего самого доброго!

    nsportal.ru