Заикание у детей 5 лет лечение

Причины и способы лечения заикания у детей 3-4 лет в домашних условиях: дыхательная гимнастика и народные средства

Заикание — дефект речи, связанный с психоэмоциональным состоянием ребенка 3-5 лет. Именно в этом возрасте начинается формирование речи, ребенок пытается повторять за окружающими отдельные звуки, слова и предложения, поэтому особенно важно помочь ему в этот сложный для него период. Логоневроз — это судорожное сокращение артикуляционных органов, проявляется он у 2% детей (чаще у мальчиков) сбитым ритмом, прерываниями, остановками и повторами в речи. Почему ребенок неожиданно становится заложником такого заболевания?

Причины заикания

Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.

Поход к доктору поможет составить психологический портрет ребенка, который в ряде случаев приведет к выявлению причин заикания и поможет справиться с недугом

  • Наследственность
  • Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.

    • Тяжелая беременность матери
    • Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.

      Рахит — нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.

      Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.

    • Гипотрофия
    • Хронические расстройство питания и дистрофия — одна из самых страшных причин логоневроза. Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности. Ребенок — это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.

      Существуют и другие речевые нарушения, которые могут спровоцировать заикание у детей: тахилалия (слишком быстрый темп речи), ринолалия и дислалия (рекомендуем прочитать: методы устранения дислалии у детей — неправильное звукопроизношение), дизартрия (малоподвижность органов речи, нарушение иннервации речевого аппарата). Самым опасным считается последнее заболевание.

    • Психические потрясения
    • Внешнее психическое воздействие, например, неожиданный испуг, стресс, запугивание со стороны родителей или незнакомых людей, конфликты со сверстниками также могут повлечь за собой логоневроз (рекомендуем прочитать: признаки испуга у ребенка как его лечить?). Потрясения могут быть не только негативными, но и чересчур позитивными/радостными.

      Стресс у ребенка может негативно повлиять на речевые функции, даже если до этого развитие шло абсолютно нормально (рекомендуем прочитать: как лечится задержка речевого развития у детей 3-х лет?). Следствием чрезмерных эмоциональных реакций нередко становится заикание

      Также дошкольники-левши, которых пытаются отучить писать левой рукой, могут начать заикаться, однако это явление встречается довольно редко. Главное — не давить на ребенка, так как чрезмерная настойчивость, нервозность и крики только усугубят положение.

      Симптомы и виды заикания

      Причины заикания выяснены. Теперь врач проводит обследование и ставит диагноз на основе этимологии заболевания:

    • Невротический логоневроз — форма функционального расстройства, при котором ребенок начинает заикаться только в нервной обстановке: волнение, стеснение, сильное переживание, стресс, тревога, страх. В таких психотравмирующих ситуациях болезнь наступает волнами: судорожные запинки на некоторое время сменяются ровным разговором, после чего снова усиливаются.
    • Органическое (или неврозоподобное) заикание — следствие поражений центральной нервной системы. Ребенок не хочет спать, постоянно возбужден, неловко двигается из-за плохой координации и нарушения моторики, поздно начинает говорить, но монотонно и с запинками. Дефект носит постоянный характер и усиливается при усталости и перенапряжении после активных физических и умственных занятий.
    • Кроме того, принято различать формы заикания у детей по судорогам и характеру течения. Так, легкая степень заикания сопровождается судорожными запинками — например, при ответе на неожиданный или неприятный вопрос ребенок нервничает. При средней степени малыш заикается во время диалога постоянно, а вот при тяжелой форме судорожные запинки мешают любому общению, даже монологу. По характеру течения заикание делится на три типа: волнообразный, постоянный и рецидивирующий. Выявления типа заикания и его степени находится в компетенции врача.

      При первых же симптомах необходимо обратиться к специалисту, который не только поставит диагноз, проведет диагностику речи (оценка темпа, дыхания, моторики, артикуляционных судорог, голоса), но и подберет правильный метод лечения. Доктор Комаровский рекомендует проводить комплексное обследование в любом случае, чтобы предотвратить возможные рецидивы в будущем.

      Если судорожные запинки в речи связаны с поражением центральной нервной системы, то может понадобиться диагностика посредством магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалографии.

      Методы лечения

      В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга — в частности, торможение центра Брока. Как вылечить заикание у ребенка? Можно выделить несколько эффективных методов:

    • медикаментозное лечение;
    • дыхательная гимнастика;
    • лечение гипнозом;
    • логоритмические упражнения;
    • также не стоит забывать о профилактике народными успокаивающими средствами.
    • Медикаментозное лечение

      Для 3-летних детей в дополнение к общей терапии могут прописать витамины, транквилизаторы, успокоительные таблетки, противосудорожные, ноотропные или гомеопатические препараты. Особой популярностью пользуются экстракт валерианы, пустырник, детский Тенотен, Актовегин (см. также: чем отличается обычный «Тенотен» и «Тенотен» детский?). Врач подберет лекарство в индивидуальном порядке.

      Далеко не все родители решаются на лечение гипнозом, однако именно этот метод признан самым эффективным. Уже после 4-10 сеансов с опытным и профессиональным специалистом-гипнологом речь может полностью восстановиться, так как исследуются душевные переживания ребенка и глубинные признаки заболевания. К маленьким детям гипноз не применяют.

      Дыхательная гимнастика

      Четырехлетние дети уже способны повторять движения за родителями и выполнять специальные упражнения, помогающие укрепить диафрагму, улучшить мозговое кровообращение, выработать правильное носовое и ротовое дыхание. Гимнастика учит заикающихся детей контролировать вдохи и выдохи, помогает спокойно и без запинок произносить трудные звуки и слова. В комплексе с дыхательными упражнениями хорошо помогают расслабляющие ванны и массаж.

      Логоритмика

      Логоритмические упражнения — это новая методика для дошкольников и школьников, позволяющая сочетать слова и фразы с движениями и музыкой: например, пение детских песен, прослушивание классической музыки, игра на музыкальных инструментах, чтение стишков. Логопедические занятия помогают ребенку раскрыться, поверить в себя и довериться своему руководителю.

      Народные средства

      Травы и настои лучше любых таблеток помогают успокоиться и расслабиться. Наиболее эффективными и безобидными для детей считаются ромашка, зверобой, мелисса, крапива.

      В такой сложный период жизни ребенок-заика должен чувствовать себя нужным и любимым. Семья должна позаботиться о комфортной домашней атмосфере и стараться почаще контактировать со своим чадом, помогать ему. Разговоры должны быть спокойными и разборчивыми, ни в коем случае нельзя перебивать малыша, иначе он замкнется и вовсе откажется «открывать рот».

      Надо постараться увлечь заику чтением книг вслух, это поможет поработать над правильным произношением. Главное — не принуждать и не перегружать, занятия должны быть интересными и позитивными.

      Отчужденность родителей в сложный для ребенка период может усугубить ситуацию с речевыми проблемами. Нужно обязательно выделять время для общения с малышом, хвалить его и много разговаривать с ним

      Профилактика заикания

      Очень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить. Несколько советов молодым родителям:

    • Соблюдайте режим дня и сна. Самый капризный возраст — от 3 до 7 лет. Малыш должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Для детей постарше можно сократить ночной сон до 8-9 часов по ночам и до 1-1,5 часов в дневное время. Постарайтесь избавиться от привычки смотреть телевизор по вечерам перед сном.
    • Воспитывайте в меру требовательно и не забывайте хвалить за успехи (даже какие-нибудь незначительные). Ребенок должен стремиться к познанию чего-то нового, быть уверенным в себе и целеустремленным.
    • Разговаривайте с детьми, читайте вместе, танцуйте, пойте, занимайтесь спортом. Дружественная атмосфера в семье поможет уберечь чадо от психологических травм. Дошкольников лучше ограничить от общения с заикающимися людьми, чтобы не брали с них пример.
    • Занимайтесь с логопедом. Врач подскажет правильные игры, книги, упражнения, научит ребенка использовать голос, плавно и ритмично разговаривать.
    • Не запугивайте. Некоторые родители допускают ошибку, пугая детей «бабайками», рассказывая страшные сказки или запирая в качестве наказания одних в комнате, особенно в плохо освещенной. Логоневроз, вызванный подобными психологическими травмами, лечить потом сложнее.
    • Следите за питанием. Не перекармливайте сладкой, жареной и острой пищей, лучше добавить в рацион растительно-молочную.
    • Профилактика заикания, как и коррекция, — очень сложный процесс для родителей. Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг. Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках.


      vseprorebenka.ru

      Заикание — можно ли вылечить логоневроз у детей без медикаментов?

      Логоневрозом у детей называют известный всем синдром заикания — судорожное расстройство речи, не позволяющее произносить звуки в правильной последовательности. Ребенок, страдающий логоневрозом, не испытывает болезненных ощущений в процессе речи, но ощущает значительный психологический дискомфорт.

      «Заике» не доступно спокойное выражение своих мыслей, ребенок волнуется и стыдится своей особенности. Логоневрозы полностью излечимы. Насколько эффективным будет лечение зависит от желания больного избавиться от заикания.

      Различают тоническую и клоническую форму логоневроза. Иногда происходит формирование смешанной формы заболевания, в которой в одинаковой степени проявляются тонические и клонические признаки.

    • У ребенка, страдающего тоническим логоневрозом, в процессе речи отмечаются непроизвольные паузы. Звуки произносятся затяжным, пролонгированным способом.
    • При клоническом логоневрозе речь ребенка включает частые навязчивые повторения: словесные, звуковые.
    • Физиологические причины заикания заключаются в несогласованности работы речепроизводящего аппарата и системы управления процессом речи. Определенная зона головного мозга, отвечающая за речевые функции работает некорректно.

      Заикание может быть обусловлено болезнями эндокринной системы, тяжелыми инфекционными заболеваниями. А вот глубинные психологические причины кроются в прошлых психических потрясениях — испугах, психических травмах, нервных срывах.

      Возможно, всему виной строгие и подавляющие методы воспитания, практикуемые взрослыми. Какими бы ни были причины развития расстройства, наличие такой особенности отравляет жизнь многим детям.

      В большинстве случаев заикание возникает в период первичного формирования речи в возрасте 3-5 лет. Еще одна группа риска — 15-17 летние подростки, входящие в фазу полового созревания.

      Симптомы логоневроза выражаются:

    • принужденными паузами;
    • затрудненным произнесением либо частыми повторениями звуков, слогов, иногда слов;
    • спазмами компонентов аппарата речи (губы, язык, гортанные мышцы);
    • артикуляционными судорогами.
    • Симптомы проявляются ярче в моменты эмоционального переживания или нервного потрясения.

    • судорожные гримасы;
    • напряжение лицевых мышц, тики;
    • ребенок моргает;
    • губы дрожат;
    • дыхание прерывается судорогами, из-за чего ощущается нехватка воздуха.
    • Также отмечаются невротические симптомы в виде:

    • психического напряжения;
    • тревожности;
    • подавленного настроения;
    • страха;
    • чувства неполноценности;
    • чрезмерной потливости;
    • нарушений сна;
    • сниженного аппетита.
    • Симптомы проявляются четче по мере развития заболевания. Начальная стадия характеризуется эпизодическими нарушениями. Со временем симптомы укореняются, приобретают постоянный, интенсивный характер, проявляются чаще, особенно при нервном возбуждении.

      Тяжелые формы логоневрозов порождают в сознании ребенка навязчивый страх — логофобию — устойчивое речевое расстройство.

      Лечение заикания у детей в большей мере психотерапевтическое. Если органические поражения мозга отсутствуют, необходимости в медикаментозной терапии нет.

      Логопедические занятия

      Логопедическое лечение освобождает речь от напряженности, устраняет дефекты произношения, воспитывает четкую артикуляцию, делает речь плавной, выразительной.

      Первичное лечение проходит при поддержке логопеда, затем ребенку предстоит поупражняться в устной речи самостоятельно. Для закрепления эффекта пациенту предоставляется возможность потренироваться в простом общении с другими детьми.

      Насколько сложными будут упражнения определит степень речевых нарушений у ребенка.

      Дыхательные упражнения

      Лечение дыхательными методиками направлено на тренировку силы, свободы и естественности голоса. Терапевтический эффект распространяется на органы речи и дыхания одновременно.

      Тренировка диафрагмы благотворно влияет на процесс голосообразования, дыхание углубляется, голосовые связки становятся более подвижными, плотнее смыкаются при произнесении звуков.

      Лечение дыхательными методиками обычно совмещается с релаксационными упражнениями.

      Точечный массаж

      Понадобится ли лечение точечным массажем зависит от сложности логоневроза. Суть процедуры заключается в воздействии на определенные акупунктурные точки спины, лица, грудной клетки, ног.

      Лечение заикания точечным массажем восстанавливает нервную регуляцию речи, эффект заметен после первого курса терапии.

      lecheniedetej.ru

      Что делать, если ребёнок заикается: различные методики и средства лечения

      Формирование речи у детей — очень сложный процесс, в котором участвуют дыхательные пути, лёгкие, голосовая щель, мягкое небо, зубы, язык, губы, головной мозг. Если наблюдается сбой в работе любого из этих органов, а тем более — структур мозга, могут диагностироваться проблемы с речью. Среди них самое распространённое — заикание, которое определяется как периодический спазм верхних дыхательных путей, приводящий к нарушению выговаривания слов. Часть врачей приравнивают его к неврозам.

      Это явление мешает социальной адаптации ребёнка, а в запущенной форме будет сказываться на его дальнейших успехах в обучении. Очень важно помочь заикающимся на раннем этапе формирования речи, чтобы справиться с этим недугом к школе.

      Заболевание описывается даже в древних исторических манускриптах, но причины заикания у детей стали понятны, лишь благодаря русскому учёному И. П. Павлову, который, сформулировав понятие о высшей нервной деятельности, помог разобраться в происхождении неврозов. Нарушения могут определяться внутренними или внешними факторами.

      Патологии головного мозга

      Предрасположенность к заболеваниям данного характера может объясняться следующими причинами:

      • наследственность;
      • внутриутробные инфекции во время беременности;
      • гипоксия плода;
      • недоношенность;
      • родовые травмы;
      • темперамент холерика.
      • В большинстве случаев такого рода проблема определяется генетическими отклонениями. Если ребёнок начал заикаться, как только научился разговаривать, причины нужно искать именно в патологиях головного мозга.

        Внешние воздействия

        Но если ребёнок стал заикаться позже, в 3-4 года, причины нужно искать во внешних обстоятельствах. Заболевание могли спровоцировать следующие факторы:

      • инфекции ЦНС: менингит, энцефалит;
      • травмы головного мозга: сотрясение, ушиб;
      • сахарный диабет;
      • функциональная незрелость больших полушарий у детей до 5 лет: такое заикание проходит без медицинского вмешательства;
      • инфекции ушей, верхних дыхательных путей;
      • заболевания, провоцирующие ослабление организма: глисты, рахит, частые ОРВИ и ОРЗ;
      • сопутствующие заболевания, вторичные состояния: бессонница, энурез, повышенная утомляемость, ночные кошмары;
      • психологические травмы: от испуга, страха, хронического стресса;
      • неправильное воспитание: избалованность, изнеженность или, напротив, слишком завышенные требования;
      • проблемы с формированием детской речи: если родители сами разговаривают быстро и нервно;
      • подражание взрослым.
      • Родители должны понять, почему ребёнок заикается: это поможет выбрать правильный курс лечения и обезопасить его в дальнейшем от подобных провоцирующих факторов (имеются в виду внешних).

        Очень многое зависит от той эмоциональной обстановки, в которой он растёт. Если она благоприятна, малыш чувствует родительскую заботу (в меру), не обделён любовью, не испытывал никогда серьёзных стрессовых нагрузок, с речью у него проблем не возникает. Если же всё с точностью до наоборот и семья страдает от постоянных конфликтов, кроха зажимается, и в результате у него диагностируется заикание в той или иной форме.

        По страницам истории. Первое подробное описание заикания можно найти в трудах Гиппократа, а это IV век до н. э.

        Для клинической картины заболевания характерна одна очень важная особенность. Если заикание обусловлено неврозом, оно усиливается при психоэмоциональном перенапряжении, но практически исчезает в спокойной обстановке.

        Если причина — патология головного мозга, проблема будет иметь постоянный характер. При этом судороги мышц языка, гортани, нёба, диафрагмы проявляются разными речевыми нарушениями:

      • вынужденная пауза в определённом месте слова: соб. ака;
      • повторение одного и того же звука, когда ребёнок заикается на первом слоге или звуке: с-с-собака, со-со-собака;
      • сочетание двух предыдущих видов речевого расстройства.
      • Добавочными симптомами к заиканию становятся:

      • напряжённость, нервозность ребёнка;
      • гримасничанье, которое в определённых случаях доходит до нервных тиков;
      • замкнутость, которая может развиться в социофобию;
      • психологический дискомфорт во время общения;
      • неврологические расстройства: плаксивость, раздражительность, различные фобии, агрессивность, плохой сон.
      • Заикание формирует у ребёнка логофобию — это страх речевого общения с другими людьми. Он заранее ожидает свои неудачи, боится непонимания и насмешек, замыкается и отказывается от разговоров. Поэтому так важна роль взрослых в его жизни: они должны помочь ему преодолеть все эти барьеры.

        Коррекция нарушений речи возможна и приносит хорошие результаты при постоянных занятиях, но всё будет зависеть от того, какой формой заикания страдает малыш.

        С миру — по нитке. Самые известные заики — пророк Моисей, оратор Демосфен, физик Исаак Ньютон, писатель Льюис Кэрролл, красавица Мэрилин Монро, политик Уинстон Черчилль, актёр Брюс Уиллис и многие другие.

        Существуют различные виды заикания, каждый из которых характеризуется своими особенностями и требует определённой схемы коррекции. На данный момент времени существует несколько классификаций этого речевого нарушения.

        В зависимости от причины:

      • патологическое / генетическое заикание обусловлено нарушениями в работе головного мозга;
      • нервозное объясняется проблемами с нервной системой.
      • В зависимости от речи:

      • тоническое заикание, когда ребёнок делает вынужденную паузу в определённом месте слова;
      • клоническое, когда происходит повторение одного и того же звука, слога или слова;
      • смешанное, когда диагностируется сочетание тонического и клонического заиканий.
      • В зависимости от формы протекания заболевания:

      • постоянная форма, при которой заикание является неизменным спутником ребёнка в любой ситуации;
      • волнообразная форма, когда оно временами усиливается или уменьшается, но совсем не проходит;
      • рецидивирующая форма — это появление заикания после какого-то периода его отсутствия.
      • Логопед при обследовании ребёнка выявляет вид его заикания и уже после этого назначает ту или иную методику коррекции, каждая из которых подбирается индивидуально. Главное — вовремя отвести малыша к специалисту и пройти до конца весь путь лечения. А начать придётся с обычной диагностики.

        Любопытный факт. Согласно историческим источникам, в Древнем Риме заикание лечили подрезанием языка.

        Диагностика

        Полноценное обследование детей с заиканием предполагает консультации у следующих специалистов:

        С помощью всевозможных тестирований и инструментальных обследований врачи проверяют:

      • анамнез заболевания;
      • сведения о раннем развитии ребёнка — психоречевом и моторном;
      • обстоятельства и время возникновения заикания;
      • локализацию, форму, частоту речевых судорог;
      • особенности темпа речи, голоса, дыхания;
      • сопутствующие нарушения (двигательные или речевые);
      • логофобию.
      • У заикающихся деток проводят обследование звукопроизношения, лексико-грамматического содержания речи, фонематического слуха. Логопедическое заключение содержит в себе описание формы, степени заикания и характер судорог. Патологию необходимо дифференцировать с тахилалией, дизартрией, спотыканием.

        Для выявления органического поражения нервной системы невролог может назначить:

      • ЭЭГ;
      • реоэнцефалографию;
      • МРТ головного мозга;
      • ЭхоЭГ.
      • Только после всех этих обследований врачи могут сказать, как вылечить заикание у ребёнка в том или ином случае, потому что каждый из них индивидуален и практически неповторим. Полное выздоровление могут гарантировать только регулярные занятия, упорство, желание и точное следование всем рекомендациям специалистов. Лечение должно быть комплексным.

        Согласно статистике. Заикание диагностируется у 4% детей и только у 2% взрослых.

        Что значит комплексное лечение заикания у детей? Оно предполагает коррекцию нарушений речи сразу по нескольким направлениям. С ребёнком должны работать не только профессионалы в специализированных условиях. Многое зависит от домашних занятий, которые должны организовывать сами родители. Только так можно навсегда избавиться от этой патологии и отправить малыша в школу уже без комплексов.

        Профессиональная коррекция

        Вполне логично родители интересуются, какой врач лечит заикание у детей: невропатолог и психолог определяют только его причины, психотерапевт при необходимости может назначить медикаментозные препараты. Но только дефектолог-логопед устраняет первичные и вторичные нарушения речевой функции с помощью конкретных коррекционных программ, подбираемых индивидуально.

        Есть специальные логопедические упражнения, которые позволяют работать над плавностью детской речи и развивать дыхание при разговоре. В результате ребёнок преодолевает барьер заикания и начинает говорить в нужном темпе. Занятия будут эффективными лишь в том случае, если атмосфера окружающей обстановки благоприятная.

      • Смешные карусели

      Логопед вместе с ребёнком неторопливо, размеренно ходят по кругу и на каждый шаг произносят фразу: «Мы смешные карусели — опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».

    • Дирижёр
    • Логопед ритмично машет руками. На каждый его взмах ребёнок произносит нараспев гласные, слоги, слова — всё, что ему захочется.

    • Весёлые цыплята
    • Ребёнок попеременно прыгает то на одной, то на другой ножке, изображая цыплёнка и каждый раз меняя при этом дежурную фразу: «Хлоп-топ-хлоп! Ап-цап-тап! Уф-ив-аф! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».

      Логопед произносит различные слова нараспев, очень медленно. На каждый гласный звук ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Постепенно упражнение усложняется: вместе с прихлопом он должен ещё и ногой топнуть.

      Предложить ребёнку прочитать наизусть любое коротенькое стихотворение, но нараспев, под спокойную музыку (лучше взять классику или инструментальную мелодию). Задача — попасть в такт. Если маленький пациент хорошо выполнит задание, можно взять более длинное стихотворение .

      Однако коррекция заикания у детей дошкольного возраста не ограничивается только лишь логопедическими весёлыми упражнениями. Так как это не только психологическая и речевая проблема, но и физиологическая, она требует вмешательства и других специалистов в процесс лечения. Например, массажиста.

      Чтобы устранить заикание у ребёнка, запишите его на массаж к специалисту. Проводить его самостоятельно в домашних условиях не рекомендуется, потому что нечаянно можно повредить мышцу или гортань. Только опытный детский массажист, специализирующийся именно на лечении речевых нарушений, может гарантировать эффективность процедуры.

      Основные правила для её проведения таковы:

    • медленный и неторопливый темп;
    • создание для маленького пациента атмосферы спокойствия, комфорта и тепла;
    • звучание успокаивающей музыки;
    • тёплые руки массажиста.
    • Процедура проводится последовательно по зонам:

      1. шея;
      2. верхний плечевой пояс;
      3. мимическая мускулатура;
      4. губы;
      5. гортань.

      Основная цель такого массажа — расслабление мышц, которые у заикающегося находятся в постоянном тонусе. Полный курс составляет 12 процедур. При необходимости он повторяется через 2 недели.

      Чтобы логопедическая коррекция заикания у детей и массаж были наиболее эффективны, при расстройствах нервной системы врачи могут посоветовать медикаментозную терапию.

      Медикаментозные препараты

      Медикаментозные препараты от заикания назначаются только при тяжёлых расстройствах психики, нервной системы. По большей части, это противосудорожные, успокоительные средства или транквилизаторы (в крайних случаях). Это могут быть:

    • Фенибут;
    • Галопер;
    • Галоперидол в разных вариациях: деканоат, акри, апо, ратиофарм;
    • Глицин;
    • Гопантам;
    • Пантогам;
    • Пентокальцин;
    • Сенорм;
    • Тенотен;
    • Магне В6;
    • Цитраль;
    • Феназепам;
    • Тазепам;
    • Сибазон;
    • Элениум.
    • Можно найти и гомеопатическое лекарство от заикания для детей, которое тоже буде отличаться мощным успокаивающим эффектом. Выбор большой:

      Самостоятельно подбирать медикаментозное лечение заикания для ребёнка нельзя. Если природа речевого нарушения вовсе не в проблемах нервной системы, такая терапия усугубит состояние больного. Только невропатолог или психотерапевт могут проконсультировать вас в данном вопросе. Даже фитотерапия не всегда показана.

      Иногда врачи могут посоветовать лечение заикания у детей народными средствами, т. е. успокаивающими травами. Можно собирать их самостоятельно, а можно покупать готовые аптечные сборы и заваривать в дозировках, рекомендованных специалистом.

      Снять напряжение помогут:

    • валериана;
    • пустырник;
    • травяной сбор из сухой мяты, валерианы, крапивы, ромашки;
    • полоскание горла отваром из белого ясенца или душистой руты;
    • сок крапивы;
    • гусиная лапчатка;
    • хмель и вереск;
    • ягоды калины.
    • мёд (в любом виде).
    • Если ребёнок заикается, родители должны понимать, что просто полоскания отварами трав и медовые компрессы на язычок не смогут устранить столь тяжёлое речевое нарушение. Они лишь помогут основному курсу терапии, но самостоятельным и полноценным направлением в лечении детского заикания не являются. Гораздо более эффективными окажутся игровые занятия.

      Для поддержки логопедических упражнений и усиления их эффективности родители могут проводить игры для детей с заиканием в домашних условиях.

      Подбирать их самостоятельно не стоит: лучше проконсультироваться со специалистом, который уже занимается с ребёнком. Учитывая его индивидуальное речевое развитие (о нормах и отклонениях развития речи для детей 3-4 лет, читайте здесь), дефектолог подберёт наиболее оптимальные варианты. Вот самые популярные из них.

    • Незадачливый художник
    • Ребёнок рассматривает картинки и называет несоответствия с действительностью: например, изображена осень, а листья на деревьях зелёные. Здесь важен соревновательный аспект: он должен сделать это как можно быстрее.

      Ребёнок должен повторять вслед за взрослым звуки, которые произносят различные домашние животные. Сначала он делает это медленно, нараспев, стараясь не заикаться. Как только у него начнёт получаться, темп нужно ускорить.

      Если малыш хорошо рисует, предложите ему что-нибудь нарисовать и параллельно с этим давать комментарии, рассказывать, что он изображает. Обычно в творческом порыве напряжение снимается и речь становится более плавной. Вместо рисования это может быть лепка, пение и другие увлечения.

      Игровые занятия с заикающимися детьми в домашних условиях тренируют и закрепляют правильные навыки речи и поведения в усложнённых условиях. Это своеобразный, но очень необходимый мостик для переноса приобретённых навыков из игровых условий в обычные. А самое главное — ребёнок учится правильно вести себя в разных речевых ситуациях, что воспитывает в нём нужное отношение к окружающим и коллективу.

      Поможет избавить ребёнка от заикания дыхательная гимнастика, которая проводится сначала — со специалистом, затем — с родителями в домашних условиях. Особенно популярна методика А. Н. Стрельниковой.

      Её задача — развитие правильного дыхания при нарушенных речевых функциях. Она идеальна для занятий с детками и в 3 года, и в 6 лет, т. е. возрастных ограничений нет. Включает в себя дыхательные упражнения, сочетающие короткий и резкий вдох с движениями. Активность различных частей тела провоцирует прилив кислорода к тканям.

      Ребёнок принимает вертикальное положение. Руки опущены. Он делает короткий и резкий вдох, одновременно наклоняясь вперёд. Спина округляется, голова опускается вниз. Затем он слегка приподнимается, при этом делая выдох (любой — можно через нос, можно через рот).

      Целиком упражнение должно состоять из 8 вдохов, 12 повторов с интервалом в 5 секунд. Но ребёнок может сразу не справиться с таким объёмом. Приходите к нему постепенно. Если малыш пожаловался на головокружение или боль в пояснице, пусть попробует в следующий раз выполнить «насос» из положения сидя.

      Так как данное дыхательное упражнение даёт колоссальную нагрузку на различные органы, для его выполнения есть несколько противопоказаний: травмы головы, проблемы с позвоночником, повышенное давление (причём любое — артериальное, внутриглазное или внутричерепное), камни, миопия, плохое самочувствие, обострение любых заболеваний.

      Данное упражнение выполняется из вертикального положения. Руки согнуты, кисти подняты на уровне плеч. Ребёнок должен свести их друг другу навстречу, одновременно делая короткий шумный вдох. Он должен словно обнять себя за плечи, локти при этом сходятся на груди.

      При правильном выполнении упражнения руки должны находиться параллельно друг другу, а не как это часто случается — крест-накрест. На момент выдоха (его можно делать через рот или через нос) руки расходятся, образовывая квадрат. Общее количество вдохов — 8. Всего упражнение нужно сделать 12 раз с небольшими интервалами. Противопоказания — сердечная недостаточность и другие тяжёлые заболевания.

      Данные дыхательные упражнения помогут вылечить заикание у детей дошкольного возраста, чтобы не возникло проблем с обучением. За два месяца, при правильной технике их выполнения, появляется глубокое и плавное дыхание, которого раньше не было. А очередное обследование покажет, что голосовые связки стали гибкими и подвижными.

      Родители должны понимать, что нельзя проводить лечение заикания у детей в домашних условиях без привлечения специалистов. Для устранения этого серьёзного речевого недостатка нужны и массаж, и логопедические упражнения, и терапия медикаментами. Только комплекс мероприятий даст нужный результат.

      Это интересно! В 1841 году Диффенбах, немецкий хирург, предложил лечить заикание удалением части мышц языка.

      Естественно, каждый родитель беспокоится о том, можно ли вылечить заикание у ребёнка. Прогнозы зависят от многих факторов (возраста пациента и формы заболевания), и в каждом случае они индивидуальны:

    • если лечение было проведено своевременно, избавиться от патологии будет гораздо легче;
    • если имеются врождённые патологии речевого аппарата, прогноз обещает быть уже не таким благоприятным;
    • выздоровление зависит ещё и от формы заикания: дыхательные судороги поддаются лечению легче и быстрее, чем тонические;
    • наибольшего эффекта можно добиться, если ребёнку всего 3-5 лет: начиная с 12 лет, расстройство уже не так легко поддается коррекции;
    • под действием психологических факторов при заикании может произойти рецидив заболевания.
    • Главное — родители должны понимать, что делать, если ребёнок заикается: оказать ему помощь любыми способами, привлечь специалистов, создать благоприятную психологическую атмосферу. А ещё лучше — предпринять всё возможное, чтобы данной проблемы вообще не возникло, т. е. заниматься профилактикой.

      А Вы знали, что. существует международная ассоциация заикания, у которой есть собственный Устав о правах и обязанностях всех заикающихся?

      Профилактика

      Заикания у детей можно избежать с помощью соответствующих профилактических мероприятий:

    • Создание в семье дружественной, благоприятной атмосферы.
    • Отсутствие конфликтов между родителями.
    • Исключить страшные истории и фильмы из поля зрения ребёнка.
    • Если малыш боится темноты, нужно обязательно оставлять ему на ночь включенный светильник.
    • Дарить ему больше любви и заботы, но при этом не баловать и не слишком завышать требования к нему.
    • Нужно оберегать его от психологических травм.
    • Бережное отношение мамы к своему здоровью во время беременности.
    • Как показывает практика, спокойные дети, выросшие в благоприятной атмосфере и не испытывающие нехватки родительской любви и заботы, редко страдают от заикания, если проблема не в наследстве и не в генетике.

      Если же это всё-таки случилось, не нужно считать своего ребёнка особенным и не таким, как все. Данное речевое расстройство — обычное заболевание, которое можно вылечить. Это должно давать надежду на выздоровление и полную социальную адаптацию.

      Детское здоровье очень хрупкое, поэтому беречь его надо особенно тщательно. Немаловажен выбор косметических средств, которые используются для гигиенического ухода за ребенком. К сожалению, большинство известных производителей детских шампуней и гелей добавляют в свою продукцию синтетические консерванты и другие ингредиенты, которые могут накапливаться в организме, вызывая серьезные проблемы со здоровьем, раздражения и аллергические реакции.

      Проведенные по просьбе наших читателей независимые исследования показали, что полностью натуральную косметику выпускает российская компания Mulsan Cosmetic. Ее косметические продукты полностью гипоаллергенны и безопасны для детей и беременных женщин.

      Все это подтверждено соответствующими сертификатами качества и тем фактом, что срок хранения продукции от Mulsan Cosmetic не превышает 10 месяцев. Последний факт указывает, что компания не использует синтетических консервантов, а значит ей можно доверить заботу о Вас и Вашем ребенке.

      www.vse-pro-detey.ru