Заикание у детей почему

Заикание у детей. Почему возникает недуг?

Проблема заикания все больше встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Почему оно возникает и возвращается после консультаций специалиста? Как может помочь семья в борьбе с этим недугом? На вопросы отвечает логопед-дефектолог центра психологической помощи «Отражение».

Почему появилась эта статья? Еще одна статья о заикании, наряду со многими другими, посвященными этому давно известному и достаточно широко распространенному страданию.

Заикание считается трудно излечимым, постоянно ухудшающимся недугом. Правда, всегда находились отдельные специалисты, получавшие высокие результаты, но их работа была буквально на грани искусства и, к сожалению, спустя какое – то время, заикание у клиентов возвращалось.

Почему заикание возвращается?

Я – логопед, работающая в детском саду и среди прочих дефектов речи должна коррегировать заикание. «За плечами» — дефектологический факультет университета и владение методикой Устойчивой нормализации речи Л.З.Арутюнян ( Андроновой), которая была моим учителем. Это методика в то время была уникальной. Казалось, все продумано. Есть возможность убрать судороги у ребенка, предложен полный стиль произношения, позволяющий безболезненно перейти от слога к обычной речи. Непосредственные результаты были хорошими. После свободной речи просто не верилось, что заикание когда – нибудь может опять вернуться. Но, к сожалению, встречая позже родителей этих детей, узнавала, что заикание, пусть уже в гораздо легкой степени, но возвращается. Поиски путей были продолжены.

Заикающиеся (как дети, так и взрослые) – это в большинстве своем люди с недостаточной самооценкой, с малой долей инициативы, самостоятельности и достаточно высокой сдерживаемой агрессивностью.

Выступая в роли ведомого, я постоянно снабжала своих клиентов «моральными костылями». Исключалась возможность перестройки себя с помощью собственных усилий. Сейчас мой клиент делит со мной ответственность за свои поступки и свою речь. Мы работаем над переживаемыми чувствами и учимся осознавать их.

Почему возникает заикание?

Мы создаем опоры не только на меня, но и на себя самого. Потому что там, где нет ответственности за свой выбор, нет устойчивых положительных результатов. Психотерапия помогает нам выявить и осознать причины страха. Что за ним? «Каждый здоровый человек будет испытывать страх речи, — говорю я , — если у него возникает заикание. Ваш страх – страх разумного человека за себя. Он основан на стремлении скрыть дефект». Клиент получает и поддержку, и сталкивается с чем–то из своей жизни, что позволяет осознать причины и суть страха. И уже в процессе коррекции речи к этому вопросу можем не возвращаться.

Многие мои клиенты ведут дневники. Я с их разрешения хочу привести отрывки некоторых переживаний, которые помогут вам лучше понять внутренний мир заикающегося человека.

Из дневника К.,18 лет: « Перед произнесением фразы сначала необходимо обдумать, мысленно переставить слова с места на место, некоторые изменить или совсем убрать, т.е создать фразу в более легком произношении. Иногда бывает так, что она теряет свой смысл, но я этого не замечаю из – за долгого обдумывания. Стою в очереди за билетами, впереди меня человека три – четыре. Наблюдаю, как они обращаются к кассиру и замечаю, что некоторые ничего не говорят. Я это беру на заметку и делаю то же самое, но сам волнуюсь и думаю: « Вдруг она спросит и придется отвечать». Поэтому стараюсь мысленно представить примерный текст ответа, наиболее короткий и без трудных слов. Взяв билеты, начинаю разговор с человеком, которого хорошо знаю. Но волнение не проходит, и чем больше думаешь о своем вопросе, тем больше начинаешь заикаться и становишься более растерянным; дыхание сбивается, все мышцы в напряжении при выговаривании слов, лицо начинает искажаться и краснеть, возникает злость, становится как-то не по себе и стараешься быстрее закончить разговор…»

Отметим, что коррекция заикания вызывает поломку устоявшегося поведения. Заикающиеся считают заикание причиной всех своих бед. От излечения ждут «счастья и свободы», не осознавая что здоровая речь не может решить всех жизненных проблем. Хотелось бы, чтобы было понятно, что заикание не только мешает, но и помогает приспособиться к окружающему миру. Заикание – способ контакта, а не его прерывание.

Как семья может помочь в излечении от заикания?

Отдельно хочется выделить работу с семьей заикающегося. Если это ребенок, то родители обычно чрезмерно опекают его, находятся с ним в слиянии ( не понимают, где их желания и потребности, а где ребенка), лишают своего малыша ответственности за свое поведение, сдерживают его и свою агрессию. Обычно мамы на приеме говорят так : «Мы стараемся больше сами говорить, ему ведь тяжело» или « Я уже поговорила с учителем и решила все проблемы, пусть отвечает письменно, лишь бы речь стала лучше». И с новой силой увеличивается и без того сильная зависимость близких родственников и ребенка, что приводит к закреплению и развитию симптома.

Дорогие родители! Вы можете проследить и помочь вашему ребенку, анализируя вместе со специалистом очень важные моменты в треугольнике «вы – ребенок — заикание». Это можно сделать наблюдая:

1. В каких ситуациях заикание вашего сына или дочери ухудшается или улучшается?

2. Почему вы становитесь требовательнее и строже, когда ребенок начинает говорить лучше и становитесь мягче и податливее, когда состояние речи малыша вдруг изменилось к худшему?

3. Что служит пусковым механизмом? Почему, например, на отдыхе заикание ослабевает или совсем проходит, а как только ребенок идет в школу или детский сад внезапно появляется?

4. Как меняется ваше эмоциональное состояние, как меняются ваши отношения с близкими, с мужем (женой), когда малыш начинает заикаться?

И тогда появляется материал, с которым работаем в психотерапевтическом блоке коррекции заикания.

Как лечить заикание?

Несомненно, параллельно используются всевозможные дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, упражнения — импровизации, пение.

Хотелось бы остановится на бытующем среди логопедов мнении, что «большинство заикающихся не поддается терапии и заикание живет с ними на протяжении всей жизни». Это мнение получило широкое распространение на Западе, где существуют даже общества заикающихся, целью которых является их адаптация к окружающему миру, а девизом — фраза: « Для нас нет выбора заикаться или не заикаться, но мы можем выбирать, как заикаться». Это мнение высказывает и ряд отечественных специалистов, выделяющие особые формы заикания, для которых можно прогнозировать отсутствие выраженных эффектов терапии».

Специалисты говорят, что тяжелые формы иной раз излечиваются легче и надежнее.

Огромной помощью и поддержкой для заикающихся клиентов является аппарат « Монолог». Он имеет несколько функций: звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции и воспроизведения речи с определенной задержкой. Эти функции способствуют снижению выраженной судороги, преодолению нарушений звукопроизношения, позволяют контролировать темпо – ритмическую и интонационно – мелодическую стороны речи.

Как выбрать логопеда?

Опыт коррекции заикания можно широко использовать в логопедической практике. Однако ее успешное применение требует довольно высокой подготовки. Работа логопеда сложна и уникальна. Она соединяет в себе качества педагога и врача в сочетании с психотерапией — мастерством эмоционального контакта с клиентом. Профессиональная интуиция и такт, подкрепленные знаниями и опытом, воображение и талант, в том числе талант к сопереживанию, умение «индивидуализировать» методику применительно к конкретным случаям, создавать новые приемы, образы и т.д вплоть до импровизации, прохождение личной терапии – вот основные составляющие того мастерства, без которых немыслим человек, занимающийся исцелением заикания.

Статья подготовлена логопедом — дефектологом – гештальт – терапевтом Сердюк Алёной Викторовной

www.nnmama.ru

Заикание у детей: причины, коррекция

Заикание у детей – непростая проблема, потому как в патологический процесс вовлекается такая сложная когнитивная функция как речь. Причиной развития заикания является нарушение выработки дофамина и норадреналина в подкорковых структурах головного мозга, которое запускает патологический процесс. Дети с данной проблемой испытывают значительный дискомфорт, могут ограничивать себя в общении, и родители очень переживают за психо-эмоциональное состояние и правильное развитие ребенка с заиканием. При тиках, например, ребенок моргает, но это не мешает ему ходить в детский сад или школу, принимать активное участие в мероприятиях, общаться со сверстниками. Проблемы с речью ведут за собой серьезный психологический диссонанс, который особенно остро проявляется у детей в период становления речи (2-5 лет).

Почему появляются заикания?

Прежде всего, на развитие заикания влияет генетическая предрасположенность. Зачастую родители могут связывать детское заикание с сильным испугом или тяжелыми стрессовыми ситуациями, которые пережил ребёнок. Но эта связь научно не подтверждена. Есть очень много пациентов, у которых заикание появилось на фоне полного благополучия. Стресс, тяжелые заболевания, которые истощают нервную систему, могут стать пусковым механизмом, но зачастую заикания возникают сами собой. В 80% случаев на консультации во время сбора анамнеза выясняется, что данная патология была у кого-то из близких родственников.

Заикание очень часто появляется у детей, которые долго не могли разговаривать и когда научились, стараются говорить быстро и много. Вследствие подобного лавинообразного потока могут проявляться заикания. Иногда родители путают заикания с «речью взахлеб», эта особенность речи самостоятельно проходит с течением времени.

Поскольку симптоматика у заикания острая (оно проявляется в один момент), важно исключить наличие сопутствующих неврологических нарушений. Поэтому при появлении заикания первый специалист, к которому необходимо обратиться – невролог. Врач поможет дифференцировать заикания от других патологий речи, исключит неврологические заболевания, симптомом которых может являться заикание, и направит к логопеду.

Для постановки диагноза специальные обследования детей с заиканием не требуются.

Лечение заикания в Детской клинике ЕМС

Основной специалист, который занимается с пациентами с заиканиями – это логопед-дефектолог, владеющий специальными методиками коррекции заиканий. Поэтому главная составляющая в коррекции заикания у детей — педагогическая логопедическая поддержка. Без логопедической коррекции избавиться от заиканий практически невозможно. В Детской клинике ЕМС проблемами заикания занимается логопед-дефектолог – Татьяна Каченовская.

Если коррекционные логопедические мероприятия не дают результата, невролог назначает медикаментозную симптоматическую терапию, которая позволяет снять острую фазу заболевания и повысить эффективность логопедической программы. В ряде случаев требуется консультация психолога или нейропсихолога, которые также ведут прием в Детской клинике ЕМС.

Для лечения заикания в ЕМС также применяется БОС-терапия (биологическая обратная связь). Это современная медицинская технология, которая тренирует способность пациента самостоятельно регулировать свое физиологическое и психоэмоциональное состояние. С помощью специальных сенсоров компьютер регистрирует изменяющиеся показатели активности головного мозга. Свои показатели пациент наблюдает в режиме реального времени в виде простых зрительных или слуховых стимулов и обучается навыкам осознанного управления работой различных систем своего организма. В ЕМС мы предлагаем детям необычные мультимедийные игры, в которых можно действовать исключительно с помощью контролируемых ритмов организма (это под силу каждому ребенку).

Высокая эффективность коррекции детей с заиканием в ЕМС достигается за счет комплексного подхода: сочетания логопедической коррекции, медикаментозной терапии, а также БОС-терапии с индивидуальной или семейной психотерапией.

www.emcmos.ru

Заикание у детей

Ребенок заикается

Заикание у детей (то есть, речевые судороги с нарушением плавности речи, частыми перебоями, повторениями звуков, слогов и слов) является патологическим условным (приобретенным) рефлексом и классифицируется по типу как логоневроз. Как и все условные рефлексы, логоневроз у детей возникает при жизни ребенка, но генетически не закрепляется, то есть не передается по наследству. Ребенок может наследовать только потенциальную склонность к заиканию.

Длительность речевых судорог при детском заикании может весьма различаться, в относительно простых случаях составлять 0,2-0,3 секунды, но в тяжелых случаях может доходить до 90 секунд.

Если ребенок заикается, то это не является симптомом конкретного заболевания (или синдромом), а свидетельствует о заболевании ЦНС (центральной нервной системы) в целом. В общем случае, если ребенок начал заикаться, это связано с нервным срывом в функционировании коры больших полушарий головного мозга, который может быть подготовлен предыдущим состоянием нервной системы (то есть ее готовностью к отклонениям) или определенными неблагоприятными внешними факторами.

Почему ребенок заикается

Устная речь является сложным взаимодействием (своего рода «игрой по определенным правилам») определенных физиологических функций и действий, причем это взаимодействие контролируется и управляется головным мозгом. В устной речи должно быть правильно скоординировано дыхание, вокализация (звуки), артикуляционные факторы, причем их согласованность должна достигать долей секунды. Формальной причиной заикания у детей является нарушение такой согласованности.

Но истинные причины логоневроза (медицинские причины детского заикания) до сих пор не ясны. Каждая из существующих теорий заикания (психодинамическая, нейропсихологическая, генетическая, брейкдаун-теория, теория подражания и другие), подвергается критике и не может объяснить полностью весь феномен заикания. Но есть некоторые, надежно подтвержденные, представления о причинах заикания у детей, которые свидетельствуют, что появление заикания может быть связано с целым комплексом факторов или причин. Обычно эти факторы разделяют на несколько групп.

Факторы предрасполагающие. Неврологические и невропатические особенности ребенка (например, повышенная раздражительность и эмоциональность, энурез, ночные страхи), наследственная слабость и патология речевого аппарата, поражения и патологии головного мозга (например, родовые травмы, асфиксия, а также развитие поражений в периоды после рождения).

Неблагоприятные условия и причины. Общая физическая ослабленность ребенка, возрастные и половые особенности функционирования головного мозга (речевая функция мозга формируется довольно поздно, причем более медленно созревает у мальчиков, чем у девочек). Чрезмерно быстрое развитие речи в раннем возрасте вследствие сильного влияния общения со взрослыми, и при этом – недостаточность таких контактов (характерный физиологический признак – повторение и дублирование слов и слогов, ребенок как-бы торопится). Психологические проблемы у ребенка, вплоть до повышенной агрессивности и реактивности, из-за отсутствия нормальных отношений со сверстниками и взрослыми. Недостаточное развитие моторики (артикуляционных движений), запоздалое развитие чувства ритма. Различные общие заболевания, приводящие к истощению нервной системы (например, корь, коклюш).

Социальные и общепсихологические причины. Неровное воспитание и неровные отношения в семье с закреплением в сознании отрицательных эмоций, незавершенность конфликтных ситуаций. Психическая травма (особенно – одномоментная в виде испуга, или длительная – например, переучивание леворукости). Подражание, причем в длительное периоды, заикающемуся ребенку или взрослому.

Установлено, что влияние различных факторов и причин на появление логоневроза у детей, различно. Согласно статистике, доля психогенных факторов, особенно в первые годы жизни, составляет около 70% (и надежно исключается в 20%), неврологических – 20%, наследственных – не более 8%.

Также надежно установлено, что заикание у детей не является патологическим нарушением психики, не является признаком какого-либо другого заболевания, а представляет самостоятельное нарушение.

Заикание у детей, лечение

Когда ребенок начинает заикаться, родители обычно ищут не причины логоневроза, а способы его лечения. Если, по их мнению, ребенок начинает заикаться, то в первую очередь необходимо установить точный диагноз этого нарушения, что (по специфическим симптомам) может сделать только детский логопед. В отношении младших детей подозрения у родителей возникают довольно часто (под «подозрение» попадает каждый пятый ребенок), но только в 5% они подтверждаются, причем гораздо чаще у мальчиков.

Считается, что заикание у детей, особенно в раннем возрасте, поддается успешному терапевтическому лечению для облегчения симптомов, однако в ряде случаев, при невозможности устранить причины, это нарушение практически не излечимо. Во взрослом возрасте это нарушение лечится гораздо труднее и с гораздо меньшим успехом.

Современные методы терапевтического лечения заикания у детей весьма индивидуальны и определяются выявленными причинами появления этого нарушения и особенностями его протекания. Поэтому детские логопеды (например, в детской поликлинике «Маркушка», Москва) для диагностики и лечения заикания у детей привлекают врачей других специальностей (педиатров, детских неврологов, детских и подростковых психологов, врачей-физиотерапевтов). Для каждого ребенка составляется индивидуальный план лечения логоневроза

Как правило, методы лечения логоневроза у детей являются комплексными и включают логопедические занятия (гимнастика речи, коррекция ее моторики, коррекция дыхания и темпа речи, развитие слухового внимания, расширение словарного запаса, упражнения по логопедической ритмике и др.), занятия с психологом и психотерапевтом (устранение страха речи, фиксации внимания на дефекте речи, устранение стрессовых ситуаций в связи с нарушением речи, коррекция контактов с окружающими людьми, разработка комплексов самостоятельных аутогенных тренировок, поведенческая терапия). В случае необходимости временно используется поддерживающая медикаментозная терапия (успокаивающие препараты, миорелаксанты для снятия спазма речевых мышц). Для правильного и нормального развития психики ребенка, по рекомендациям педиатров, обязательно проводится работа (в виде комплексов упражнений) по физическому развитию.

Ребенок начал заикаться. Советы родителям

Если ребенок начал заикаться, то родителям следует отнестись к этому нарушению максимально внимательно и выработать определенную линию поведения с учетом следующих советов.

Общая обстановка для такого ребенка должна быть максимально спокойной (например, желательно исключить мультфильмы с быстро меняющимся сюжетом, дополнительные занятия, требующие напряжения). Проблемы быстро усугубятся, если дразнить ребенка, наказывать или запугивать. В обычной обстановке лучше не замечать заикания ребенка, а просто внимательно и терпеливо его выслушивать. Это же касается обстановки для детей, уже проходящих лечение от заикания.

У совсем маленьких детей это нарушение может исчезнуть и без терапевтического лечения. Замечено, что у некоторых маленьких детей (по оценкам — до 20%) может быть период «неплавной» речи, который некоторыми родителями может быть ложно принят за начало заикания. Но если ребенок стал заикаться снова (после того, как заикание временно исчезло), или это нарушение оказывает явное влияние на общее развитие речи, то необходимо как можно скорее обратиться к специалисту. Не следует надеяться, что заикание у ребенка снова пройдет само по себе.

Считается, что лечение заикания у детей можно и целесообразно начинать в возраста двух лет, причем чем раньше родители обратились к врачу, тем благоприятнее прогноз. Если лечение начинать в возрасте, близком к пубертатному периоду, то вероятность уменьшения симптомов, и тем более излечивания, крайне низка.

Родители должны понимать, что терапевтическое лечение не всегда будет успешным. Но если удалось достигнуть хорошего результата, то заикание может вернуться опять. Это происходит в случае возврата прежних или появления новых ситуаций, травмирующих психику и нервную систему ребенка. Поэтому такие ситуации надо полностью исключить из жизни ребенка.

Лечение заикания у детей всегда длительное и требует постоянного участия родителей (например, при выполнении домашних заданий детского логопеда). Поэтому обещания некоторых «специалистов» о возможности быстрого успеха нельзя рассматривать как серьезные.

Детские сады логопедические или с логопедическими группами

Дети почти всегда копируют особенности речи окружающих, и не только родителей. Поэтому, если нет достаточных оснований для посещения логопедического детского сада или логопедической группы, то отдавать туда детей не рекомендуется. Если ребенок не имеет существенных проблем с речью, то есть риск, что эти проблемы в таком ежедневном окружении могут только усилиться. В логопедический детский сад или в логопедическую группу детей можно отдавать только по медицинским показаниям, по направлению детского логопеда.

mark-med.ru

Какие причины заикания у детей?

Ежегодно 22 октября отмечается Международный день заикающихся людей. Это масштабное мероприятие направлено на поддержку людей с этой проблемой.

Заикание (логоневроз) – это нарушение ритма, темпа, плавности голоса и речи, которое вызывают судороги мышц гортани, языка или губ. Заикание появляется внезапно и постепенно усиливается.

Логоневроз обычно появляется у детей от 3 до 5 лет. В этом возрасте речь еще полностью не сформирована и поэтому происходит так сказать «поломка» речевой функции.

По статистике у мальчиков заикание происходит в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Причины заикания подразделяют на 4 группы: психологические, физиологические, социальные и провоцирующие.

Психологические причины заикания

В этом случае причина напрямую связана с эмоциональным состоянием ребенка, то есть внезапный стресс, детские страхи (например, ребенок боится темноты, громкого крика, наказания, потери родителей). А также причиной логоневроза может стать поведение животных, вследствие чего ребенок пугается. Например, в переулке напала собака и сильно испугала, даже не причиняя физического увечья.

Физиологические причины заикания

Заикание по данной причине может быть вызвано заболеваниями нервной системы, родовой травмой, а также, если ребенок перенес такие болезни как корь, рахит, коклюш или тяжелую форму отита. Причина также может крыться и в наследственности.

Социальные причины заикания у ребенка

Логоневроз у ребенка может спровоцировать чрезмерная строгость или же жестокость. Если родители постоянно ругаются, кричат или же часто грозят страшными наказаниями, то эти действия и постоянное напряжение малыша в конечном итоге приведут к тому, что ребенок начнет заикаться.

Причина заикания часто кроется в недостаточном внимании родителей при формировании речи, что приводит к пропуску слогов и быстрой речи. Все дети склонны подражать взрослым, так вот, если кто-то заикается в семье, ребенок может непроизвольно перенять у него эту привычку.

Провоцирующие причины заикания

Заикание может развиться при переутомлении: вовремя или после болезни, при нагрузках по школьным программам. А также просмотр телевизоров более 5 часов и длительные компьютерные игры тоже влияют на психику ребенка, чем могут повлечь за собой развитие логоневроза.

Кстати, при недавних исследованиях эксперты выявили такой факт, что неправильное питание, в частности чрезмерное употребление пищи с белком, тоже может стать причиной заикания у ребенка.

Чтобы помочь вылечить и избавиться от заикания родители должны четко соблюдать распорядок дня:

  • Первое — обратиться к логопеду. Специалист поможет ребенку освободиться от напряжения, и вместе с ним будет устранять дефекты в речи.
  • Правильное сбалансированное питание.
  • Здоровый сон – для детей от 3 до 5 лет: 10 часов ночью и 2 часа днем. От 7 лет и старше – 8 часов днем и 1,5 днем.
  • Исключить ссоры в семье, слишком громкую речь и тем более, наказания за невыполненные ваши требования.
  • 4mama.ua

    Лечение заикания у детей и взрослых

    Что такое заикание, знает каждый. Состояние, похожее на судороги в артикуляционной или гортанной мускулатуре, заставляющее человека задерживаться с произнесением звука или многократно повторять его. Чаще это происходит в начале речи, но бывает, что задержка может быть и в середине произнесения слова.

    Для говорящего такие запинки и задержки бывают просто мучительны. Осознание невозможности произнести слово, заставляет его переживать, волноваться и, как следствие, заикаться еще сильнее.

    Причины появления заикания

    Специалистами выделяются условия и причины, провоцирующие возникновения заикания у детей.

    Среди условий, создающих благоприятную ситуацию для появления такого состояния, можно назвать:

  • Неустойчивость нервной системы ребенка — повышенная тревожность, страхи, энурез, эмоциональность.
  • Врожденные особенности речевого аппарата — короткая уздечка языка, небные расщелины, нарушенное строение челюстей и т. д.
  • Нарушения нервно-мозговой деятельности в процессе родов или осложненной беременности.
  • Физическая ослабленность ребенка в результате частых болезней.
  • Отставание развития моторики.
  • Психологический дискомфорт ребенка как явный, так и скрытый.
  • Отсутствие душевного контакта с родителями и близкими.
  • Причиной, «толчком» к появлению заикания может стать:

  • Сильный кратковременный стресс.
  • Длительное угнетение психологического состояния.
  • Переучивание леворукого ребенка. (Надо отметить, что в раннем возрасте многие дети предпочитают пользоваться левой рукой, что связано с особенностями возрастного созревания мозга).
  • Копирование речи заикающегося взрослого в окружении.
  • Чрезмерно активное развитие речи, излишнее стимулирование интеллектуального развития у детей.
  • Двуязычие в семье.
  • Виды заикания

    Заикание представляет собой нарушение темпа и ритмического рисунка речи. Оно может сопровождаться судорогами речевого аппарата, непроизвольными повторениями звуков и остановками в процессе говорения. В зависимости от причин, вызвавших это состояние, заикание разделяют на два вида.

    Логоневроз, подразумевающий невротический процесс.

    В этом случае проблема возникает остро, в связи с каким-либо травмирующим психику ребенка событием. Ребенок может сначала перестать говорить совсем или ограничить общение, впоследствии проявляются речевые судороги дыхательно-голосового характера. Отличительная особенность — заикание может усиливаться в стрессовых ситуациях, в состоянии же психического комфорта затихать, практически сходя на нет.

    Неврозоподобное заикание

    Это состояние имеет прямую связь с поражением работы ЦНС. Его отличает постоянное, длительное течение. В данном случае характерны слабость развития моторики, работы высшей психической деятельности, речь монотонна и невыразительна. Само заикание может ребенка при этом практически не беспокоить, не вызывая дискомфорта. Усиливается при эмоциональной или умственной нагрузке.

    На что обратить внимание родителям

    В первую очередь — сам факт появления заикания не нужно игнорировать. Даже если оно вызвано ускоренным речевым развитием, когда артикуляционный аппарат ребенка попросту не успевает за его мыслями и желанием выразить их словами.
    Чем больше «стаж» этого состояния, тем сложнее с ним справиться. Кроме того, возникновение заикания говорит о наличии каких-либо отклонений или процессов в нервной системе, которые необходимо откорректировать.

    • неожиданно перестал разговаривать;
    • начал часто употреблять в начале слов «лишние» звуки («а», «э», «о»);
    • стал повторять начальные слоги в словах;
    • останавливается посреди фразы;
    • не может начать предложение,

    следует как можно раньше посетить специалистов. Недавно начавшееся заикание можно довольно быстро остановить.

    К кому обратиться за помощью при заикании

    Так как процесс этот вызван неполадками в работе нервной системы, работа по коррекции должна быть комплексной. Специалисты, которые помогут ребенку, это невролог и логопед.

  • Невролог оценит состояние нервной системы, исключит органические нарушения и назначит меры для коррекции состояния. Ребенку требуется щадящий режим, благоприятные условия для психики, исключение умственных и эмоциональных перегрузок. Для расслабления и снятия мышечного тонуса могут быть назначены физиопроцедуры, массаж. Медикаментозное лечение зависит от степени тяжести состояния и результатов обследования врача.
  • Логопед должен будет оценить речь ребенка, обращая внимание на ее темп, правильность речевого дыхания, артикуляционные судороги, наличие других нарушений в процессе говорения. Исходя из результатов обследования, а также анамнеза ситуации будет составлен план коррекционных занятий.
  • Кроме этих специалистов ребенку может понадобиться детский психолог. Если причиной заикания стала стрессовая ситуация, ее необходимо не только устранить, но и помочь справиться с ней эмоционально.

    Логопедическая работа при заикании

    Занятия с логопедом помогут наладить правильное речевое дыхание, выровнять темп речи и снизить спастические судороги при говорении.

    В работе используются:

    1. Элементы дыхательной гимнастики.
    2. Логоритмика, позволяющая связать произносимые слова с движением и музыкой, выравнивая таким образом темп и вырабатывая связность и плавность речи.
    3. Упражнения для улучшения артикуляции.
    4. Пение. Замечено, что люди перестают заикаться, когда поют. Кроме того, это помогает наладить правильное дыхание и ритм речи.
    5. Игра на музыкальных инструментах.
    6. Упражнения для мышечной релаксации.

    Регулярные занятия при поддержке семьи обязательно принесут результат!

    Памятка для родителей

    1. Ребенку с заиканием обязательно нужно ввести твердый режим дня.
    2. Создать условия для полного психического покоя, не провоцировать стрессы и перевозбуждение, чтобы не усиливать заикание.
    3. Не следует акцентировать внимание на проблеме, не обсуждать при ребенка его состояние.
    4. По возможности вводить режим молчания. Особенно это важно на начальных стадиях возникновения заикания, чтобы рефлекс не закреплялся.
    5. Ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.
    6. Поменьше побуждать ребенка к длительным и подробным рассказам.
    7. Лучше задавать вопросы, требующие односложных ответов.
    8. Общаясь с ребенком следует избегать резких окриков и громких разговоров.
    9. В некоторых случаях заикания нужно стараться, чтобы речь ребенка была медленной, неторопливой, схожей с брадилалией. На начальном этапе это помогает сгладить заикание.
    10. Не стоит думать, что эти правила «пожизненные». Просто на некоторое время вам потребуется создать максимально спокойную обстановку для успешного восстановления нервной системы ребенка и его речи. В сочетании с помощью специалистов ваши усилия принесут заметный результат.

      Моему ребенку 3 года. На днях к нам подбежала собака, он испугался и появились запинки в речи. Как можно быстро исправить это?

      Потребуется помощь логопеда-заиколога. Чем быстрее обратитесь за квалифицированной помощью, тем меньше занятий потребуются для устранения заикания

      здравствуйте, только что от логопеда из психо-логопедического центра на щербакова, у нас запинки в речи,нарушение темпа и ритма речи. без консультации к вам можно начать ходить на занятия?

      Обычно занятия у нас проводятся только после нашего первичного обследования. Если у Вашего ребенка только запинки, то, да, можно без консультации

      Добрый день! Кого бы из специалистов вы могли порекомендовать при заикании? Ребёнку 2,7.

      Здравствуйте! У нас все специалисты работают с заиканием

      Данным термином специалисты обозначают нарушение функций голоса. При дисфонии ребенок говорит глухо, «сипит», голос может .

      Дислексия — это нарушение процесса чтения у детей. При работе с текстом происходят стойкие ошибки как .

      Очень многие дети в возрасте активного развития речи становятся маленькими попугайчиками. Они повторяют за взрослыми .

      karkusha.su