Заикания маленьких детей

Заикания маленьких детей

Столь ли распространено заикание среди детей, чтобы говорить о существовании проблемы?

Анализ статистических данных о распространенности заикания у детей позволяет сделать ряд интересных наблюдений.

1) Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет, т.е. в период наиболее интенсивного развития фразовой речи. Отчего это происходит?

Мы уже говорили, что в этот период у детей происходит активное формирование координированной системы речевых движений и мышления. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. К тому же у маленьких детей еще отсутствуют прочные тормозные реакции. Умение сдерживать свои порывы появляется у них в дальнейшем под влиянием воспитания. Вот почему дети обычно легко возбуждаются, а их возбуждение сопровождается бурным эмоциональным и двигательным проявлением и, быть может, с некоторой склонностью к судорожности.

Эту особенность подмечают разные исследователи. И не удивительно, что малейшее нарушение в работе нервной системы маленького ребенка может отразиться именно на его речевой функции и именно в виде судорожности.

2) Наибольшее число заикающихся детей встречается в начальных классах школ (особенно в первых классах). Это связано с тем, что начало школьного обучения нередко способствует обострению таких случаев заикания, которые до школы были незаметны у детей.

3) Усиление заикания у детей обычно наблюдается в период их школьного обучения, особенно в первый год, а затем в период их полового созревания (СНОСКА: Г.Е.Сухарева, Е.М.Лубоцкая-Россельс указывают на тот факт, что начало некоторых психических заболеваний довольно часто совпадает с периодом полового созревания. По-видимому, большую роль в этом играют сдвиги в нервной системе и эндокринных системах, характерные для подросткового возраста (Лубоцкая-Россельс Е.М. Профилактика нервно-психических отклонений у учащихся. — М., 1963)). На усложнение заикания влияют, с одной стороны, психофизические особенности ребенка-школьника: смена зубов, рост сознания и самооценки, период полового созревания. С другой стороны, на усиление заикания у детей оказывает влияние школьная среда: школьная обстановка, поурочная система, оценка знаний и пр. Имеет значение и усложнение деятельности ребенка в школьный период, в том числе и речевой: особенности отношений с учителем, со сверстниками и коллективом в целом — все это в некоторых случаях также неблагоприятно отражаются на речи заикающегося школьника.

pedlib.ru

Лечение заикания у детей

Специалисты речевого центра «Арлилия» готовы вылечить ребенка от заикания любой степени тяжести. У нас разработаны программы для работы с малышами 2-3 лет и детьми любого возраста — от дошкольного до подросткового. Коррекция речевого поведения выполняется по авторской методике Л.З.Арутюнян, адаптированной для детей логопедами центра А.Э.Ракитиной и Л.А.Белик.

Мы рекомендуем родителям, которые заметили, что ребенок начал заикать ся, сразу записаться на консультацию к логопеду. На ранних стадиях заикание лечится значительно быстрее и легче, а речь детей, которые еще не осознали свой дефект, быстро приходит в норму. Впрочем, специалисты центра «Арлилия» успешно избавляют от заикания любой степени тяжести и при любом стаже заикания. Мы умеем находить подход к каждому ребенку и помогаем ему как можно скорее восстановить спокойную, ритмичную речь, без пауз и повторений. Вам нужно посещать с ребенком все занятия и выполнять наши рекомендации.

Виды и причины возникновения

Заикание — это нарушение речи, которое проявляется изменением ее ритма, темпа и плавности. Выделяют два вида:

  • неврозоподобное, которое является следствием органической патологии;
  • невротическое заикание (логоневроз).
  • Коррекция неврозоподобной формы возможна только после лечения органической патологии, которая привела к нарушениям речевой функции. С логоневозом справиться проще — совместная работа грамотного логопеда, родителей и ребенка всегда приводит к положительному результату.

    Возникновение логоневроза связывают с сильным нервным потрясением — испугом, стрессом или бурной радостью. Почему же после испуга один ребенок заикается, а у другого речь остается нормальной? Все дело в так называемых предрасполагающих факторах, которые являются фоном для развития заболевания. К ним относят:

    • особенности нервной системы — повышенная возбудимость, восприимчивость;
    • генетическая предрасположенность;
    • длительное пребывание в стрессовых условиях;
    • ослабленный после продолжительных инфекционных заболеваний иммунитет;
    • перегрузка нервной системы, необходимость соответствовать завышенным требованиям родителей и т.д.
    • В группе риска — дети 2-5 лет, особенно мальчики, у которых нарушения речи диагностируются чаще, чем у девочек.

      На первой стадии заболевания в речи ребенка появляются паузы и/или повторения звуков, слогов или слов. Если лечение не начато сразу, симптомы постепенно усиливаются, дети с заиканием начинают понимать, что говорят не так, как все. У них развиваются комплексы, желание скрыть свой дефект, а необходимость разговора приводит их в состояние сильной тревоги. Формируется так называемое УПС — устойчивое патологическое состояние, которое требует комплексного подхода к лечению.

      Лечение заикания в Речевом центре «Арлилия»

      В нашем Речевом центре тактика лечения детского заикания зависит от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Каждый из специалистов «Арлилии» работает над достижением главной цели — навсегда избавить детей от заикания и вернуть им нормальную жизнь, без тревоги и комплексов по поводу имеющегося дефекта речи. И результаты нашей работы очевидны: все маленькие пациенты, которые совместно с родителями выполняли задания логопедов, после окончания курса лечения говорят свободно, без пауз, запинок или повторений. Они спокойно отвечают у доски, выступают на публике и легко общаются даже в самых эмоционально значимых ситуациях.

      Достижение таких результатов становится возможным благодаря особенностям авторской методики Л.З.Арутюнян. Ее задача — не просто убрать речевые судороги и научить ребенка говорить плавно, но еще и сформировать взамен УПС новое устойчивое состояние, которое исключает вероятность повторения симптомов заикания. Занятия с детьми проводят квалифицированные логопеды, а при необходимости к процессу лечения подключаются неврологи, психологи, педиатры и другие специалисты.

      Для каждой из возрастных групп в центре разработана особая программа коррекции речевых нарушений. Мы знаем, как лечить заикание у детей и с радостью помогаем нашим пациентам как можно скорее вернуться к нормальной жизни.

      Курс для детей 2-5 лет

      Лечение заикания у детей от 2-3 и до 5 лет предполагает тесное взаимодействие с родителями. Для малышей, чьи родители вовремя заметили проявления болезни, в «Арлилии» есть специальная программа ускоренной коррекции речи — «Скорая помощь». Начинается с подробной консультации, на которой необходимо присутствие всех взрослых членов семьи. На ней специалисты дают теоретическое обоснование методики, отвечают на вопросы о том, как вылечить заикание у ребенка и предоставляют практические навыки для домашних занятий. Выбор тактики дальнейших занятий и запись на них осуществляется после консультации.

      Курс для дошкольников и младших школьников

      Курс состоит из 3 этапов:

    • первичная консультация для родителей и других членов семьи;
    • подготовительные занятия и основной курс;
    • поддерживающие микрокурсы и дистанционная поддержка.
    • Дошкольники и младшие школьники занимаются с логопедом индивидуально или в мини-группах из 2-3 человек. Во время занятий основного курса они обучаются говорить плавно, медленно, сопровождая речь движениями пальцев ведущей руки. Дальнейшая работа направлена на то, чтобы закрепить навык, постепенно отказаться от поддерживающих движений и сделать речь интонационно окрашенной, свободной.

      Курс для подростков

      Несмотря на то, что в подростковом возрасте дети становятся вполне самостоятельными, при лечении заикания родители должны оказывать им всестороннюю поддержку. Присутствие всех взрослых членов семьи, которые постоянно общаются с подростком, необходимо уже на этапе консультации. В дальнейшем успех лечения зависит от того, насколько планомерно родители занимаются с подростком и выполняют все рекомендации специалистов. Подростки посещают занятия основного курса, получая навыки медленной, спокойной речи с поддерживающими движениями пальцев ведущей руки. После окончания им предлагаются обучающие микрокурсы, во время которых они учатся говорить в обычном темпе, без сопровождающих движений пальцами.

      Каждый ребенок, которого родители привели для лечения заикания в наш центр в Москве, сможет избавиться от заикания навсегда! Мы отлично знаем, как исправить недуг у ребенка и уже помогли многим маленьким пациентам восстановить речь, избавиться от чувства тревоги при разговоре и вернуться к нормальной жизни.

      Видео детей до и после лечения заикания

      Аня Ж. Речь до начала занятий и через 5 лет

      Вася Ш. Речь до начала занятий и 2 года спустя

      Как начать лечить заикание у ребенка?

      Проблема уже возникла, но вы не знаете, как вылечить заикание у ребенка? Обращайтесь в речевой центр «Арлилия», мы вам обязательно поможем. Чтобы записаться на прием, позвоните по телефонам +7 (926) 220-73-73, +7 (495) 785-91-70 или посетите наш центр, который находится по адресу: г. Москва, ул. Грекова, д.11. Для записи на консультацию, заполните, пожалуйста, анкету. Контакты филиалов указаны в специальном разделе.

      Видео о проблеме детского заикания

      Июнь 2010 года. «Арлилия» в телепередаче «Бэби Бум» на телеканале «Мать и дитя»

      Семинар «Современные подходы к коррекции заикания у детей»

      7 апреля в ЦКЗ «Арлилия», прошел очередной семинар: «Современные подходы к коррекции заикания у детей». В семинаре приняли участие наши специалисты: Л.З. Арутюнян, А.Э. Ракитина, М.Б. Соколова, Е.Н. Сметанина, В.Д. Колодко.

      Подробнее о семинаре можно узнать здесь.

      Заикание глазами ребенка

      Многие родители до конца не понимают, что таит в себе заикание для ребенка. Им бросается в глаза только внешняя сторона, они не подозревают, что такое заикание и как оно с каждым днем проникает всё глубже в душу ребенка, мешает ему полноценно жить и общаться.

      Поскольку детям проще выражать свои чувства через рисунки, мы просим их нарисовать заикание.


      нажмите на рисунок для увеличения

      Это булыжники, о которые я спотыкаюсь, когда говорю. Антон, 10лет


      нажмите на рисунок для увеличения

      Это много мусора в моей речи. Катя, 6 лет.


      нажмите на рисунок для увеличения

      Это скелет, который меня душит. Максим, 6 лет


      нажмите на рисунок для увеличения

      Детские логопеды центра Арлилия

      Специалисты Центра «Арлилия» — это команда профессионалов, объединенных общей идеей помощи заикающимся людям. Их многолетний опыт использования методики Л. З. Арутюнян имеет большую научно-методическую значимость и реализован в речевых успехах сотен пациентов.

      Права и квалификация логопедов подтверждены авторскими лицензиями изобретателя методики. Мы знаем, как лечить заикание у детей!

      Анна Эдуардовна Ракитина

      Логопед высшей категории для детей и подростков, вместе с Л.А. Белик адаптировала методику для детей дошкольного и школьного возраста. Подробнее

      Лилия Александровна Белик

      Логопед высшей категории для детей и подростков. Подробнее

      Наталья Александровна Никишина

      Логопед для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Подробнее

      Людмила Алексеевна Бехтольд

      Логопед для детей дошкольного и школьного возраста в г. Уфа Республики Башкортостан. Подробнее

      Евгения Анатольевна Алимова

      Учитель-логопед для детей дошкольного и младшего школьного возраста, мама вылеченного по этой методике ребенка. Подробнее

      Выдержки из отзывов, дневников и характеристик наших учеников и их родителей

      …Речь ребенка прекрасно восстановлена, отсутствует полностью заикание…

      Из характеристики ученицы 2-го класса «Г» ГОУ СОШ N962 Ельцовой Софии

      Кто бы мог подумать, что сегодня я смогу абсолютно свободно выступать в полностью незнакомой аудитории…что купить хлеб — это еще один маленький способ пообщаться, а не кара Божья.

      Из отзыва Александра М., 14 лет, пос. Коренево, Московская область

      …хотим вас поблагодарить за помощь нашему ребенку. Наша дочь снова хорошо говорит и ходит в детский садик.

      Александра Феденко, Отзыв о программе «Скорая помощь»

      Прошёл год от начала лечения моего сына по методике Л.З. Арутюнян. Положительный результат на лицо. У Саши было заикание средней степени тяжести… Положительный результат достигнут, и я очень надеюсь, что он в дальнейшем закрепится.

      Мама Саши В., 12 лет, г. Москва

      Полный список отзывов наших учеников, выпускников и их родителей вы можете найти в разделе «О новом состоянии».

      Мы находимся в 5-ти минутах пешком от метро Медведково.

      Телефон:
      +7 (926) 220-73-73
      +7 (495) 785-91-70

      [email protected]
      Соколова Марина Борисовна
      логопед для взрослых и подростков от 14 лет

      [email protected]
      Ракитина Анна Эдуардовна
      логопед для детей

      [email protected]
      Тинина Татьяна Алексеевна
      администратор

      © 2007 — 2018 Речевой центр Арлилия. Все права защищены.

      Лечение заикания у детей народными средствами – мнение психиатра

      Ситуация такова, что нам, врачам разных специальностей, приходится уделять немало времени и внимания вопросу самолечения различными методами народной терапии. Сейчас это важный аспект санитарно-просветительной работы с населением, значимость которого сложно приуменьшить. В психиатрии одной из важных проблем является лечение заикания у детей народными средствами в домашних условиях.

      О самолечении неврологических, психических и других заболеваний

      Пациент, решивший заняться самолечением (препаратами или народными средствами, – не суть важно) неосознанно берет на себя ответственность за возможные результаты. Он не может достоверно знать природу, характер и степень заболевания, а попытки лечения «вслепую» редко заканчиваются благополучно. К сожалению, часто получается так, что человек хочет отказаться от этой ответственности, и это дань казуистике.

      Он приходит к врачу тогда, когда заболевание развилось до самых тяжелых стадий, просит врача вылечить его и, таким образом, находит виновника происходящего. Врач не может излечить заболевание, – значит, виноват врач, но, ни в коем случае, не проведенное «лечение». Такое «лечение» зачастую является малоэффективным и небезопасным.

      Знайте: любые заболевания требуют полного, безотлагательного и грамотного лечения в силу опасных последствий и осложнений. Более всего это касается детей, особенно, если речь идет о неврологических и психических заболеваниях. Давайте рассмотрим плюсы и минусы самостоятельного лечения заикания у детей в домашних условиях. Имеет ли это смысл?

      Почему заикание – это проблема?

      С заиканием сталкивались, наверное, все. Это расстройство появляется, как правило, еще в детстве. Если заикание у ребенка не получает должного лечения сразу, то избавиться от него впоследствии очень сложно.

      Не важно, что послужило причиной развития заикания у ребенка, – сильный стресс, излишняя «говорливость» в период обучения речи, впечатлительность, нервозность, или что-либо еще. Все эти варианты хорошо поддаются коррекции, если подходить к этому вопросу профессионально.

      А если ситуация – обратная, и «лечили» ребенка согласно популярной литературе в сети или советам знакомых? Верно, заболевание будет прогрессировать, укоренится в развивающейся психике ребенка, и, возможно, останется там навсегда.

      Лечение заикания у детей народными средствами

      Я надеюсь, что вы не хотите такого исхода, если вас интересует этот вопрос. Давайте сейчас вместе рассмотрим, что понимается под «лечением» заикания у детей народными средствами, и какой в этом смысл. Здесь будут представлены самые популярные растения и прочие продукты, которые наиболее часто рекомендуются для лечения заикания у детей.

      Сок крапивы

      Информацию о пользе крапивы (сока или отвара) в лечении нейропсихических расстройств вы можете найти в самых разнообразных источниках. Некоторые авторы всерьез рекомендуют использовать это растение для лечения заикания у детей в домашних условиях, не указывая, каким же именно образом крапива должна помочь ребёнку в такой ситуации. Быть может, своим мочегонным или слабительным эффектом? Маловероятно.

      Есть мнение о том, что активные вещества, содержащиеся в соке крапивы, обладают противосудорожным эффектом. Это крайне сомнительно, поскольку они практически не попадают в мозг (что обязательно для противосудорожных средств). То есть, воздействие крапивы на нервную систему минимально, и, разумеется, его недостаточно для серьезных результатов. Вряд ли заикание, которое имеет психосоциальную природу, уменьшится под действием вещества, не проникающего в мозг.

      В данном случае для ребенка полезным может оказаться только одно свойство этого растения – общетонизирующий эффект. В целом это тоже, конечно, из разряда фантастики, однако прочие свойства в лечении заикания еще бесполезнее.

      Отвар ясенца белого

      Ясенец – самое популярное средство для лечения заикания у детей в домашних условиях. Тематические ресурсы советуют это растение всем без разбора, – и детям, и взрослым, не акцентируя внимание ни на возрасте больного, ни на степени расстройства, ни на его характере. Рекомендуют делать крепкий отвар растения, смешивая его с различными травами. При этом инструкция по применению имеет некоторые особенности: отвар нужно держать во рту несколько минут, а потом выплюнуть, не глотая.

      Даже если вы сможете уговорить впечатлительного, подверженного стрессам ребенка (заикание не появляется беспричинно!) держать во рту горький, неприятный отвар, результат вас не порадует. Хорошо, если обойдется без негативных последствий, и никаких изменений не будет вовсе. Но может быть и другой вариант, – отравление!

      Дело в том, что ясенец, как и многие другие лекарственные растения, содержит ряд специфических алкалоидов, которые легко проникают в мозг, и оказывают токсический эффект на нервную ткань. Этому особенно подвержены дети, поскольку их организм менее устойчив к воздействию различных ядов. Давая ребенку с заиканием отвар ясенца, вы должны четко осознавать, что этим вы можете сделать только хуже. Не зря это растение категорически не рекомендуется детям!

      Мед

      Мед – это всегда очень спорный вопрос. Некоторые считают его панацеей, другие уверены в его бесполезности и опасности.

      Однако большая часть специалистов склоняется к мнению, что мед, определенно, может оказывать положительный эффект при многих заболеваниях нервной системы и, даже, при некоторых расстройствах поведения. Возможно, этот эффект не будет особенно ощутим сам по себе, но в комбинации с грамотной психотерапией и лингвистическими упражнениями, лишним он не будет.

      Вы можете смело давать ребенку мед в процессе лечения заикания, но не забывайте соблюдать адекватные дозировки: большое количество этого продукта для детей вредно. Кроме того, конечно, мед строго противопоказан детям, которые страдают пищевой аллергией.

      Гусиная лапчатка

      Чем руководствуются всевозможные «лекари», когда советуют использовать для лечения заикания у детей народными средствами лапчатку, совершенно не ясно. При этом информацию о пользе лапчатки вы можете встретить практически везде!

      Гусиная лапчатка имеет немало полезных свойств, однако ни одно из них не связано с прямым действием на нервную систему. Конечно, очень хорошо, что это растение проявляет отхаркивающее, вяжущее и противовоспалительное действие (возможно, и некоторые другие), но в лечении заикания вам это ни коим образом не поможет.

      Изучайте те растения, которые вы собираетесь применять для лечения заикания у детей в домашних условиях: ребенку совершенно не нужна лишняя перегрузка, связанная с лекарственными травами, если в их приеме нет необходимости.

      Лапчатку не стоит даже добавлять в травяные сборы, если вы хотите использовать их для лечения ребенка: это не имеет совершенно никакого смысла.

      Хмель и вереск

      Эти два растения нередко рекомендуют принимать вместе, и небезосновательно. И хмель, и вереск имеют выраженные седативный и снотворный эффект, а совместный прием усиливает эти действия.

      Заикание – это ни что иное, как вариант невроза, поэтому легкие успокаивающие средства (тем более, относительно безопасные) достаточно эффективны. Делайте отвары из этих трав, желательно – не очень концентрированные, и попробуйте давать их ребенку. Чувствительность к этим растениям очень индивидуальна, поэтому совершенно не факт, что они помогут вашему ребенку, однако попробовать стоит.

      Хмель, ко всему прочему, имеет выраженный антидепрессантый эффект, – это тоже может оказаться полезным. Конечно, сначала нужно узнать причину заикания: возможно, расстройство возникло у ребенка не из-за стресса, а на фоне гипоактивности. В таком случае эти травы ни в коем случае нельзя принимать!

      Ягоды калины

      Если вы уверены в природе расстройства у ребенка, то употребление калины в различных вариациях может дать неплохие результаты. Очень показательно, что многие врачи (причем, разных специальностей) рекомендуют своим больным пить морс из калины или есть замороженные ягоды. Это действительно очень полезно.

      В целом, калину можно применять при всех видах заикания, как у детей, так и у взрослых. Но наибольшего эффекта стоит ожидать при лечении «стрессового» заикания, – в таком случае положительная динамика будет гарантированно.

      Можно комбинировать калину с медом (желательно – светлым). Это очень хорошее дополнение к основному лечению: мягкий седативный эффект такой смеси точно не будет лишним.

      Отвар ромашки

      Безусловно, ромашка – полезное растение, лекарственные свойства которого неоспоримы. Седативный эффект у этого растения тоже есть: он достаточно заметен у маленьких детей (до года или полутора лет). Детям старшего возраста давать ромашку как лекарство от заикания не нужно, – для достижения хоть какого-то результата придется принимать очень много отвара.

      Вы можете делать ребенку отвар ромашки, но это не будет лечением заикания. Максимум, чего вы достигнете – это умеренной активизации иммунной системы. Если иммунитет ребенка не страдает, то это не нужно вовсе.

      Я не устану повторять, что лишние лекарства, даже травяные, опасны для ребенка.

      Лечение заикания у детей в домашних условиях – бесперспективное занятие

      Вы должны понимать, что лечение заикания у детей народными средствами – это бесперспективное занятие. Все, что описывалось выше, имеет смысл только как дополнение к профессиональной психотерапии и занятиям с логопедом. Эти компоненты нужно сочетать между собой, – тогда вы получите наилучший результат.

      Не стоит тратить время на попытки «лечения» ребенка дома. До того момента, как вам придется обратиться к врачу, расстройство уже успеет перейти в запущенную стадию, которую трудно откорректировать.

      Чем старше ребенок, тем сложнее его вылечить, – важно не забывать об этом. Используйте народные средства, но используйте их грамотно, с умом и своевременно.

      webcache.googleusercontent.com

      Столь ли распространено заикание среди детей, чтобы говорить о существовании проблемы?

      Более полные и потому достоверные сведения можно получить о заикающихся детях школьного возраста. Ведь в нашей стране все дети без исключения охвачены школьным обучением. Результаты обследования речи у школьников дают не всегда одинаковую картину распространенности заикания среди них: от 0,75 (М.В.Серебровская, А.Л.Капустин) до 7,5% (Шельтинг). Чем объяснить различие в статистике заикания у разных авторов? Ведь различия эти весьма значительны.

      Анализ статистических данных о распространенности заикания у детей позволяет сделать ряд интересных наблюдений.

      1) Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет, т.е. в период наиболее интенсивного развития фразовой речи. Отчего это происходит?

      Мы уже говорили, что в этот период у детей происходит активное формирование координированной системы речевых движений и мышления. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. К тому же у маленьких детей еще отсутствуют прочные тормозные реакции. Умение сдерживать свои порывы появляется у них в дальнейшем под влиянием воспитания. Вот почему дети обычно легко возбуждаются, а их возбуждение сопровождается бурным эмоциональным и двигательным проявлением и, быть может, с некоторой склонностью к судорожности.

      2) Наибольшее число заикающихся детей встречается в начальных классах школ (особенно в первых классах). Это связано с тем, что начало школьного обучения нередко способствует обострению таких случаев заикания, которые до школы были незаметны у детей.

      3) Усиление заикания у детей обычно наблюдается в период их школьного обучения, особенно в первый год, а затем в период их полового созревания (СНОСКА: Г.Е.Сухарева, Е.М.Лубоцкая-Россельс указывают на тот факт, что начало некоторых психических заболеваний довольно часто совпадает с периодом полового созревания. По-видимому, большую роль в этом играют сдвиги в нервной системе и эндокринных системах, характерные для подросткового возраста (Лубоцкая-Россельс Е.М. Профилактика нервно-психических отклонений у учащихся. — М., 1963)). На усложнение заикания влияют, с одной стороны, психофизические особенности ребенка-школьника: смена зубов, рост сознания и самооценки, период полового созревания. С другой стороны, на усиление заикания у детей оказывает влияние школьная среда: школьная обстановка, поурочная система, оценка знаний и пр. Имеет значение и усложнение деятельности ребенка в школьный период, в том числе и речевой: особенности отношений с учителем, со сверстниками и коллективом в целом — все это в некоторых случаях также неблагоприятно отражаются на речи заикающегося школьника.

      Что общего у Мэрилин Монро, Уинстона Черчиля, Льюиса Кэррола и Исаака Ньютона?

      Разумеется, талант и известность, но их объединяет не только это. Все они заикались.

      Заикание — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. Иными словами, заикание — это нарушение ритма и плавности речи, порождающее затруднения в устном общении.

      Здоровый человек 7-10 процентов речи произносит с прерыванием — повторяет отдельные слова или фразы (звуки: э–э, м-м, или междометия). Однако, когда перерывы в речи составляют более 10 процентов — это уже заикание. В то время, как для большинства людей речь считается чем-то самим собой разумеющимся, заикающиеся испытывают неимоверные трудности при использовании устной речи в повседневной жизни.

      В разных странах мира процент заикающихся неодинаков и зависит от некоторых национальных черт, например, от особенностей темперамента, определяющих в известной мере такие характеристики языка как темп, ритм, расстановка пауз, интонация. В Европе число заикающихся уменьшается с запада на восток: у французов — 5,7 %, у немцев — 2%, у русских — 1,2%. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет, причем мальчики страдают этим дефектом речи в 4 раза чаще девочек. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: речь ребенка неуверенная, неплавная, с частыми повторами слов, сопряжена с видимым напряжением и часто расстраивает его. Иногда малыш внезапно замолкает и вовсе отказывается говорить. В таком случае необходимо срочно обратиться к логопеду. Наивысшего развития заикание достигает обычно в юношеском возрасте, а после 30 лет начинает ослабевать.

      Любые нарушения речи , в том числе заикание, лучше всего удается скорректировать при максимально раннем начале лечения. В настоящее время разработано множество методик лечения заикания – от лекарственных препаратов и иглоукалывания до специальных антизаикательных устройств и компьютерных программ.

      На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания. Первый возникает у детей с дефектом нервной системы. Причины такого заикания: наследственная предрасположенность, травма при родах, тяжело протекающая беременность матери, частые болезни в первые годы жизни. Внешне ребенок кажется вполне здоровым и умным, вот только заикается. А при неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.

      Второй тип заикания возникает у детей с изначально здоровой нервной системой. Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами. Причины невротичного заикания могут быть самыми разнообразными: испугала неожиданно упавшая со шкафа кошка, перетрудился, заучивая по просьбе родителей непомерно большое количество стихов, расстроился из-за болезни дедушки. Разумеется, не каждый ребенок после просмотра фильма о Фредди Крюгере станет заикаться, но впечатлительный и нервный — вполне. При таком типе заикания дефект речи может усиливаться при эмоциональном возбуждении и нервно-психическом напряжении.

      Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.

      На заикание может быть похоже такое нарушение речи как скандированная речь, при которой больной говорит то быстро, то медленно, то громко, то тихо — такой выговор характерен для заболевания мозжечка и иначе называется речевой атаксией. Истинное заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке, заикающиеся люди хорошо поют.

      Что происходит?

      Заикание это результат периодически возникающих судорог мышц речевого аппарата — языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти. Несколько кратковременных сокращений мышц приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков и слогов ( клоническое заикание ), сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи ( тоническое заикание ); часто имеет место смешанная форма заикания , когда сочетаются оба вида нарушений. Иногда к судорогам мышц речевого аппарата присоединяются судороги мышц лица и конечностей — возникают непроизвольные, насильственные движения.

      Почему же появляются эти странные судороги? Почему одни люди заикаются, а другие нет? Причины заикания лежит очень глубоко, в головном мозге человека. Именно там расположены особые нервные центры, отвечающие за речь. Чтобы мы могли общаться не только с помощью гримас и жестов, еще в раннем детстве нервные клетки нашего мозга формируют три важные структуры, контролирующие речь. Центр Брока — голосовой центр, отвечает за работу мышц и связок, участвующих в речи. Центр Вернике — слуховой центр, распознает собственную речь и речь окружающих. Ассоциативный центр — анализирует, что было сказано и принимает решение, о чем говорить дальше. Слаженная работа этих центров формирует так называемый речевой круг: Голосовой центр позволяет нам сказать фразу и одновременно активизирует центр слуха. Слуховой центр воспринимает речь и дает команду ассоциативному центру: «Думай!». А тот, подумав, активизирует голосовой центр. И так далее.

      Периодические разрывы речевого круга вследствие неодинаковой скорости работы речевых центров и лежат в основе заикания. Как совершенно верно отмечал еще Сикорский, заикание чаще всего возникает у детей. Именно в возрасте 2-5 лет, когда речевые центры и синхронная связь между ними только формируется, спровоцировать заикание легче всего.

      Механизм заикания современная медицина представляет примерно так. Вышеперечисленные изменения нервной системы могут привести к перевозбуждению центра Брока (самого мощного из речевых центров). Скорость его работы увеличивается, и речевой круг временно размыкается. Перевозбуждение переносится на расположенные рядом участки коры головного мозга, отвечающие за двигательную активность. В результате возникают мышечные судороги, человек заикается, а центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг. Интересно, что нервные импульсы при перевозбуждении нервной системы и согласные звуки (особенно глухие) близки по своей частотной характеристике. Поэтому заикание практически всегда возникает на согласных и очень редко на гласных.

      Как проявляется?

      Прерывание речи при заикании бывает разным. Возможны повторения звуков или слогов, блоки молчания, неестественное растягивание звуков. Заикание часто сопровождаются напряжением и тревогой, гримасами лица или тиком.

      Если ваш ребенок колеблется перед началом речи, повторяет слова, запинается перед произношением слова или фразы, присмотритесь к нему повнимательнее. Многие дети торопятся сказать что-либо, и не успевают выразить свою мысль в правильной словесной форме. Неуверенная, неплавная речь и повторения в возрасте от двух до семи лет является вариантом нормы. Но если они встречаются слишком часто и связаны с напряжением или избегающим поведением, это может указывать на начинающееся заикание.

      Следующие признаки указывают на начальную стадию заикания:

    • Часто встречающиеся повторы слов.
    • Пролонгированные звуки.
    • Избегание ситуации общения, фразы: «Я не могу этого сказать».
    • Расстроенный вид.
    • Напряженный вид мышц лица и шеи.
    • Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.