Занятия по коррекции заикания

Авторская система работы над дыханием с детьми, имеющими заикание

Данный материал поможет всем специалистам, работающим с заикающимися.

Изучив подробно различные методики по коррекции заикания, я пришла к тому, что одним из основных аспектов в работе с заикающимися детьми на подготовительном этапе является правильное речевое дыхание. Я разработала авторскую систему дыхательных упражнений, которая позволяет ребенку овладеть правильным вдохом, и длительным выдохом.

В результате применения этих упражнений в коррекционной работе с заикающимися детьми наблюдается увеличение длительности выдоха, жизненная ёмкость легких увеличилась. Это значит, что при правильном вдохе ребенок сможет набрать достаточно воздуха, и при выдохе ему будет хватать его для произнесения фразы. Но самое главное, что эта система дыхательных упражнений позволяет правильно добрать воздух во время беседы, не вызывая запинок в речи.

Авторская система дыхательных упражнений

Состоит из девяти упражнений.

Система выполнения дыхательных упражнений:

1 неделя — выполняются 1 и 2 упражнение – 2 раза в день по 5 минут.
2 неделя- 1-3 упражнения — 2 раза в день по 5 минут.
3 неделя — со 2-4 упражнения – 2 раза в день по 5-10 минут.
4 неделя- 1- 4 – 5 упражнение- 2 раза в день по 10 минут.
5 неделя- 1-5 упражнение (задержка дыхания как можно дольше.)
6 неделя- 1-6 упражнение — 2 раза по 15 минут.
7 неделя- 1-7- 2 раза по 10-15 минут.
8-9-10 неделя- 1-8 упражнения 2 раза в день по 10-15 минут.
11-12 неделя – 1-7-8 -9 упражнения 2 раза в день по 10-15 минут. Подключаем речь. Для детей сначала подбираем короткие слова, затем на длинные (вместо счета).

Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим заикание, на подготовительном этапе с использованием дыхательной гимнастики

— вызвать расслабление мышц ног и рук по контрасту с напряжением и расслаблением,
— освоить технику диафрагмально — реберного дыхания с помощью дыхательной гимнастики;
— развитие артикуляционной моторики;
— развивать умение использовать технику правильной речи;
— совершенствование невербальные способы общения.

1. Релаксационные упражнения:

— для рук: расслабление и напряжение кистей рук, предплечий, плече: « Кулачки», «Маятник», «Подъемный кран», «Олени», «Пловец».
— для ног: « Наклоны вперед, в стороны», « Мельница», « Провисание», « Штангист».

2. Дыхательная гимнастика. Выполнять с 1 по 4 упражнение.

3. Массаж мышц артикуляционного аппарата.

— для губ : « Улыбка», « Трубочка», « Укуси нижнюю губу», « Укуси верхнюю губу».
— для языка: « Часики», « Шишки», « Рыбка», « Вкусное варенье», « Болтушка».
— для нижней челюсти: опускание, поднимание, перемещение вправо- влево.

Постановка звука «р».

5. Произнесение гласных звуков (а, о, у, э, ы, и): после вдоха на плавном выдохе поочередно протянуть гласные.

6. Слитное произнесение двух гласных: ааааоооо, ааааауууу, ааааииии и т.д. По три- аааоооууу в разных сочетания.

7. Работа над ритмом: отхлопывания ритмического рисунка в среднем темпе сначала до 2, 3, 4, 5, и т.д. до 10. Шагистика под счет: ходить под счет в среднем темпе.

8. Упражнения на выполнения выразительных движений и жестов: мимическая гимнастика(покажи радость, зло, грусть, застенчивость).

9. Развитие лексико-грамматических категорий по теме « Осень».

Конспект индивидуальной работы на основном этапе с использованием дыхательной гимнастики

— вызвать расслабление мышц шеи и речевого аппарата по контрасту с напряжением и по представлению;
— использование дыхательной гимнастики;
— использовать технику правильной речи при произнесении фраз;
— Развитие фонематического восприятия;
— Развитие артикуляционной моторики;
— формирование выразительной речи;
— закреплять новый речевой навык в общении (диалогическая речь)

1. Релаксационная гимнастика:

— выполнить упражнения для шеи:

А) сидя, опереться на стол согнутыми в локтях руками, опустить голову на руки и полностью расслабиться.

Б) сидя, медленно поворачивать голову не поднимая её, справа налево и слева направо ( с максимальной амплитудой);

В) стоя, руки поднять, пальцы соединить в замок на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно , без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение , бросить руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение.

Г) стоя, голову отвести максимально назад, ладони зафиксировать на лбу, локти развести в стороны, медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться.

Д) сидя, медленно произвести наклон головы вперед так, чтобы подбородок уперся в грудь и назад до отказа.

2. Дыхательная гимнастика 1-7-8 упражнения по 10-15 минут. Подключаем речь. Для детей сначала подбираем уже длинные слова ( вместо счета и коротких слов).

3. Артикуляционная гимнастика для постановки звуков. Автоматизация поставленных звуков.

4. Произнесение фразы с постепенным удлинением их.

5. Развитие фонематического восприятия: звуковой анализ слова, состоящего из трех звуков.

6. Игра «Хитрые вопросы»- развитие мышления, память, воображения.

Конспект индивидуальной работы на заключительном этапе с использованием дыхательной гимнастики

— вызвать расслабление мышц корпуса, ног по контрасту с напряжением, расслабить эти же мышцы по представлению.
— усложнять и расширять речевое общение дома и в общественных местах: увеличить объем и продолжительность высказываний в различных ситуациях;
— формировать уверенность, речевую смелость;
— развивать связную речь;
— отрабатывать звуки в речи, уметь их дифференцировать.

1. Релаксационная гимнастика: для туловища, ног.

а) сидя прямо, локти на бедрах. Свободно наклониться вперед, голова опущена, расслабиться, руки свободно падают вниз. В расслабленном положении выполнить легкие покачивания корпуса из стороны в сторону.

Б) повороты туловища с круговыми вращениями руками («мельница»).

В) сидя на краю стула, туловище немного наклонить вперед, свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами.

Г) стоя, замирание в позе навытяжку, полное расслабление всего тела, «провисание».

Д) стоя, имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после её опускания.

Е) сидя, корпус прямой, на вдохе напрячь мышцы живота и задержать в этом положении несколько секунд, выдыхая максимально расслабиться.

Ж) Упражнение «Тянуть канат».

2. Дыхательные упражнения -1-7-8 упражнения по 10-15 минут. Пересказ текста своими словами.

3. Читать рифмованные тексты: произносить возрастающее количество строк стихотворения на одном выдохе.

4. Дифференциация трудно произносимых звуков (если это необходимо).

5. Звуковой синтез слов, работа со схемами слогов, слов, предложений.

6. Развитие связной речи — составление рассказов по сериям картин, а затем по картине.

7. Развитие психических процессов игра «Запомни и назови», «Что лишнее».

Жгутова Ирина Владимировна,
учитель- логопед.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 компенсирующего вида
г. Курганинска

logoportal.ru

Конспект занятия по коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста «Зоопарк»

Анна Вахрушева
Конспект занятия по коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста «Зоопарк»

Тема: «Зоопарк»

Образовательные: научить расслабляющим упражнениям, правильному дыханию, формировать навыки самостоятельной речи.

Воспитательные: формировать способность умения перевоплощаться, воспитывать доброе отношение к животным.

Коррекционные: совершенствовать общую и мелкую моторику, развитие мышц артикуляционного аппарата.

Оздоровительные: создание радостной комфортной обстановки, развитие дыхания, правильной осанки, координации движений.

Оборудование: картинки с изображением животных, колыбельная песенка.

Ход занятия:

Логопед: Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Сообщение темы

Логопед: Назовите животных, которых вы видите на картинке (белка, обезьяна, жираф, белый медведь, волк, слон)

-Скажите, пожалуйста, где мы сможем увидеть сразу всех этих животных? зоопарке)

-Правильно, мы сегодня с вами отправляемся в зоопарк.

3. Динамическое упражнение «Походка»

Логопед: я вам буду показывать картинку с изображением, а вы показываете как тот, кто изображен на картинке передвигается (мальчик- идем, зайчик – прыгаем, птица – размахиваем руками имитируя взмахи крыльев, лиса — крадемся, медведь- ходьба в перевалку на внешней стороне стопы, цапля – стоим на одной ноге).

4. Артикуляционная гимнастика

А) звукоподражание. Все звуки произносятся на медленном выходе.

Логопед: я называю животное, а вы изображаете как оно подает голос (тигр – р-р-р, змея – ш-ш-ш, жук –ж-ж-ж, комар – з-з-з, лошадка – цоканье).

Б) Упражнение «Хоботок»

Логопед: мы подошли к клетке со слоном, вытяните губы «хоботком». Напряглись губы. А теперь они стали мягкими ненапряженными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).

Логопед: слушайте и делайте как я.

Подражаю я слону:

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

В) упражнение «Лягушки»

Логопед: внимательно смотрите, как я буду делать следующее упражнение. (Логопед показывает движение губ, соответствующее артикуляции звука И. Фиксирует внимание детей на напряжении и расслаблении губ)

Логопед: а теперь слушайте и делайте как я.

Вот понравилось лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну и перестану

И не, сколько не устану!

Губы не напряжены

И рассла- а- бле-ны…

5. Массаж лица «Комарик»

Логопед: маленький комарик летает и садится на наше лицо, давайте прогоним его. Повторяйте все движения за мной. Комарик сел на носик, (проводим кулачками по крыльям носа, комарик сел на лобик (всеми пальцами провести по лбу от середины лица, комарик сел на щечку (пальцами погладить щеки сверху вниз 4 раза, комарик сел на ушки (растереть ладошками уши). Комарик улетел.

6. Игра «Доскажи словечко»

Логопед: я загадываю загадку, а вы должны досказать словечко.

*Кто в лесу зимой холодной

Ходит злющий и голодный?

Кто в зайчатах знает толк?

Догадались? Это … (волк)

*Этот зверь какой –то странный,

Шея, как стрела у крана.

Чтобы ртом достать до трав,

Вдвое сложится … (жираф)

*На носу у него вырос рог,

И зовут все его … (носорог)

*По реке плывет бревно,

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит … (крокодил)

Очень долго мы гуляли

И немного мы устали,

Мы уходим со двора

И зверятам, и ребятам

Спать пора, спать пора. (Звучит колыбельная)

8. Итог занятия:

Логопед: большое спасибо, ребята. Зверята остались довольны знакомством с вами, а вы? (ответы детей).

Готовимся к зиме. Кормушки для птиц В нашем саду проходил конкурс на лучшую кормушку!Родители совместно с детьми изготовили кормушки и развесили на участок нашего детского.

Коррекция ОНР средствами логоритмики Логоритмика – своеобразная форма активной терапии; сочетание слова, музыки и движения. Логопедическая ритмика направлена: коррекцию речевых.

Занятие по коррекции заикания «Пересказ текста «Моя семья»

Ирина Якунина
Занятие по коррекции заикания «Пересказ текста «Моя семья»

(этап: сопряженно — отраженная речь)

Цель: выработка навыка самоконтроля дыхания, артикуляции, речевых темпа и ритма речи;

— обучение детей самостоятельному пересказу текста, прочитанного дома; — обогащение и систематизация знаний по теме «Моя семья»;

— закрепление умения составлять предложения по сюжетным картинкам;

— развитие логического мышления;

— развитие у детей чувства ритма, умения сочетать движения со словами;

— развитие мелкой моторики;

— дальнейшее формирование диафрагмального дыхания;

— дальнейшая работа над интонационной выразительностью голоса.

Предварительная работа: чтение и пересказ текста.

Оборудование: индивидуальные зеркала, телевизор, ноутбук, смайлики, полоски «свечи», индивидуальные задания на листах, шкатулка.

Ход занятия.

Рефлексия «Наш дом».

— Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего занятия, мы с вами должны разгадать ребус. (7+я).

— А сейчас прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. Ведь семья – это ваш дом. Давайте составим пожелания вашему дому. Попробуйте себе это представить. Руки над головой пальцы соединены – это крыша идеального дома. Руки скрещены на груди – много тепла в доме, глаза вверх – мир дому. Глаза вниз – покой дому.

II. Основная часть

— Открываем тетради, записываем число и тему занятия

Релаксационное упражнение (№16.)

— Давайте положим ручки на место и выполним релаксационное упражнение, которое называется «Волшебный сон».

Дети сидят в позе покоя. Логопед предлагает им закрыть глаза, объясняет правила игры «Волшебный сон».

— С закрытыми глазами вы внимательно слушает мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!»

Мы спокойно отдыхаем (два раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают…засыпают (два раза)

Шея не напряжена

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется. (два раза)

(Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна».)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Громче, быстрее, энергичнее:

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем…

Всем открыть глаза и встать!

Упражнение №6. «Заборчик» — широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Упражнение №12. «Шишки» — языком в щёчки.

Упражнение №13. «Лошадка» — пощёлкаем языком.

Упражнение №16. «Молоточек» — постучать языком по верхним альвеолам – дддддд.

Беседа «Моя семья»

-Ну а теперь, ребята, вернемся к теме нашего занятия. Как мы назовем одним словом разных людей, которые живут вместе? (семья)

-Давайте, сегодня поговорим о семье, о родных людях. Семья – это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья».

— Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья? (чтобы любили, жалели, хвалили, учили жить).

— Как должны относиться люди друг к другу в семье (дружить, любить, ухаживать, защищать).

-А сейчас отгадайте загадки о членах семьи. Про кого они?

• «Кто вас дети нежно любит? Кто лелеет и голубит.

Не смыкая ночью глаз, кто заботится о вас.

Без сомненья скажем прямо: «Ну, конечно, это.»» (мама)

• «У меня есть верный друг, лучше всех моих подруг.

Дружим мы уже давно. Смотрим мультики, кино.

Свяжет варежки, носки, напечет ватрушек.

Вы ответьте дружно мне. Кто же это?» (бабушка)

• «Руки сильные, большие, и вихры как у меня.

Добрый взгляд и знает много. Если надо станет строгим.

Ну, а вдруг обидит кто-то – на защиту встанет он.

Кто же этот добрый, сильный и отважный человек?» (папа)

• «Кто умеет все на свете – выжигать, строгать, пилить.

Кто поможет вам охотно все, что хочешь смастерить.

У него усы и трубка и морщинки вокруг глаз.

Он, как мама и, как папа очень-очень любит вас» (дедушка)

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Задание: определить, кто из этих людей не является родственником?

— мама, соседка, бабушка, сестра;

— сын, подруга, дочь, мама;

— дворник, брат, папа, дедушка;

— дедушка, сын, водитель, отец.

А теперь запишем в тетрадях, наших любимых родственников.

Упражнение «Назови ласково»

— Давайте назовем ласково наших родственников (устно).

Дидактическое упражнение «Хорошо- плохо» (сюжетные картинки).

-Следующее задание называется «Хорошо- плохо». Мы с вами будем беседовать по картинкам.. Если члены семьи на картинке ведут себя хорошо, показываем веселый смайлик, если плохо – грустный смайлик.

1.«Мы должны беречь друг друга» (Кто ухаживает за больной мамочкой? (младший ребенок) Как он это делает).

2.«Рядом или вместе?» (Почему никто не замечает, что маме тяжело нести сумки и малыша? Что бы вы хотели изменить в содержании этой картины).

3.«Бабушка и дедушка на заслуженном отдыхе» (Что делает бабушка? Какое у нее настроение? В каком возрасте люди уходят на заслуженный отдых).

4.«Порядок или беспорядок» (Как вы думаете, почему дети не хотят навести порядок в комнате? А вы, ребята, убираете за собой свои вещи, книги, игрушки? У кого дома всегда порядок в вещах? Кто любит трудиться и помогать взрослым).

5.«Я учусь у бабушки» (Что делают бабушка и внучка? Как внучка помогает бабушке? Чему бабушка научила внучку? (кроить) Пригодятся ли ей эти умения в жизни)

6.«Как хорошо играть всем вместе» (Вам понравилась семейная игра? Она называется «Твистер», ее очень любят и взрослые и дети).

7.«Для меня или для всех» (Как поступает мальчик? Могут ли родители покупать своим детям все, что те захотят? Что следует покупать в первую очередь: игрушки, сладости или продукты на обед для всей семьи).

8.«Я учусь у дедушки» (Что делают внучек и дедушка? Дедушка учит внука трудиться. Сможет ли мальчик в следующий раз самостоятельно починить велосипед? А что вы делаете вместе со своими дедушками).

Упр. «Полоскание белья» — снятие мышечного напряжения, сочетание движений со словами.

— Ребята, я думаю, вы любите своих родителей и всегда помогаете им. Давайте поможем маме прополоскать белье.

Выполняется стоя. Наклониться вперед и опустить руки. Руки расслаблены, в них нет напряжения. Раскачивать корпус в стороны, покачивать расслабленными руками, потряхивать кистями рук. Повторить несколько раз упражнение.

Маму я свою люблю.

Я всегда ей помогу.

Я стираю, полоскаю,

С ручек воду отрясаю.

Упражнения по формированию диафрагмального выдоха

Упр. «Задуй свечу»(полоска бумаги).

— Ребята, вы вместе со своей семьей отмечаете праздники. И, конечно, все любят отмечать День рождения, когда дарят подарки, приносят торт со свечами. Давайте потренируемся задувать свечи.

Дети держат полоску бумаги на расстоянии около 10 см. от губ. Медленно и тихо подуть на свечу так, чтобы пламя свечи отклонилось.

— Ребята, кто знает какой праздник мы будем скоро отмечать (ответы детей).

— Посмотрите, пожалуйста, на доску (картина «День матери»). Кого поздравляют с праздником? Какое настроение у семьи?

Упр. «Остуди горячий чай»

Упражнение №17. «Остуди горячий чай» — после максимального выдоха делаем вдох и дуем на воображаемое блюдце с горячим чаем. Щёки не надуваем. Упражнение выполнять без напряжения.

Упражнения для работы над голосом.

Упр. «Позови родителей» — работа над интонационной выразительностью голоса.

— Произнести слово “Мама” с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу с различной интонацией.

Упр. «Баюкаем маленькую сестренку»

Упражнение №12. «Баюкаем сестренку» — тянем А – а –а –а – а (и наоборот). Произносится тихо и громко.

Упр. «У дедушки болят зубы»

Упражнение №13. «Болят зубы» — тянем О – о — о –о- о (и наоборот). Звук произносится тихо и громко.

Упражнение на развития мелкой моторики:

Задание: обвести по контуру «сказочные домики»

Пересказ текста, прочитанного дома.

Как Маша стала большой

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И прическу, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получилось, только смеялись над ней и подшучивали.

Один раз как-то Маша задумала пол подмести. И подмела, да так хорошо подмела, что даже мама удивилась.

«Машенька, да неужели ты у нас большая становишься?»

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо – насухо вытерла ее, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

-«Мы и не заметил, как у нас Марья выросла. Не только пол метет, но и посуду моет».

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без прически, без бус, без часов. Не они, видно, маленьких большими делает.

1. Что сделала Маша, чтобы казаться взрослее?

2. Что из этого вышло?

3. Когда родители заметили, что Маша повзрослела?

4. Что сказал отец?

5. Какие поступки делают нас взрослыми?

— Ребята, а сейчас, я предлагаю вам выполнить следующее задание: вам нужно обвести по контуру и раскрасить свои домики. Сделать это аккуратно, с любовью. Представьте, что в этом домике живет ваша семья.

III. Заключительная часть

— Ребята, сегодня я принесла для вас волшебную шкатулочку, давайте напишем пожелания нашей семье, нашему дому!

Дети пишут пожелания и складывают их в «волшебную» шкатулку.

— Ребята, вы все сегодня старались, дружно работали.

Домашнее задание: нарисовать свою семью.

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Профилактика речевых нарушений в условиях детского сада Работая в детском саду, не имеющего в своём составе специализированных речевых групп, с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет,.

www.maam.ru

Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет

Дата публикации: 17.05.2016 2016-05-17

Статья просмотрена: 493 раза

Библиографическое описание:

Седова Н. В., Царапкина О. Ю., Шувалова М. К. Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 535-538. — URL https://moluch.ru/archive/114/30103/ (дата обращения: 21.06.2018).

Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены. Следует отметить, что механизмы заикания неоднородны.

При реабилитации заикающихся в нашем центре используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера.

Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, логоритмиста.

На протяжении многих лет работы нами была разработанна и апробирована методика коррекции заикания у детей 4–6 лет.

1) Формирование базовой плавности.

2) Работа над дикцией — техника речи.

3) Работа над лексической стороной речи.

4) Работа над грамматическим строем речи.

5) Работа над связностью речи.

Коррекционные и общие педагогические задачи включают в себя плавность речи и исключают эмоциональное напряжение. Все методические приемы должны по возможности исключить фиксацию ребенка на дефекте.

Продолжительность занятия от 20 до 40 минут в зависимости от возраста.

Занятия включают в себя:

  • Работа над техникой речи (над дикцией).
  • Методика адаптирована к дошкольному возрасту. Работа проводится по подражанию, прямых рекомендаций нет. Дается речевой материал, при работе с ним ребенок произносит звуки правильно.

    Лингвистические исследования показали, что разбивка слов на слоги по типу закрытых слогов служит профилактикой (стечение согласных провоцирует запинки в речи).

  • Работа над речевыми эталонами
  • Эталоны адаптированы к возрасту детей — те фразы, в которых есть звуки, которые ребенок произносит правильно.

    а) А, О, У, И, Э (после 4 лет) и Я, Ю, Е, Ё — если нет голосовых тонических судорог.

    б) Ф, С, Х Ш — если есть голосовая тоническая судорога (это проходят дети в течение двух месяцев тренировочных занятий).

    Если за месяц голосовая судорога исчезла, то возвращаемся к пункту а), если нет, то дается Ж, В, З.

    Эти же эталоны используются при дизартрии и ОНР.

    Обычно ребенок получает от 5 до 10 фраз на одном занятии (гласные под ударением):

    – Занятие «Слова на звук «А»

    Аня идет в школу

    Алик идет гулять

    Азбуку учат дети

    Арка ведет во двор дома

    Арфа стоит на сцене

    Аист свил гнездо

    – Далее даются слова на звук «О»:

    Обувь надо поставить на место

    – Далее на звук «У»:

    Утка зовет утят

    Удочка нужна рыбаку

    Устрицы живут в раковинах

    – Далее на звук «И»:

    Игры у детей интересные

    Избы в деревне маленькие

    Иглы у ежа колючие

    Иней покрыл ветки зимой

    Иволга звонко поет

    – Далее на звук «Э»:

    Эхо слышится в лесу

    Этот дом одноэтажный

    Это кресло удобное

    Эта книга увлекательная

    Эти дети идут в цирк

    – Далее на звук «Я»:

    Ящик стоит на земле

    Ящерица выползла из-под камня

    Яхта качается на волнах

    Яд опасен для жизни

    – Далее на звук «Ю»:

    Юбку надо погладить

    Юркий мышонок торопится в норку

    Южный ветер несет тепло

    Юнга хочет стать капитаном

    Юрта — это такое жилище

    – Далее на звук «Е»:

    Едет машина быстро

    Ест девочка с аппетитом

    Еле-еле ползет черепаха

    Елку нарядили дети

    Еж торопится к ежатам

    – Далее на звук «Ф»:

    Фантик сняли с конфетки

    Фонтан в парке высокий

    Футболист забил гол

    Флагами украсили кораблик

    Форточку надо закрыть

    Фея помогает Золушке

    – Далее на звук «С»:

    Скалкой катают тесто

    Скамейка стоит в парке

    Стройка недалеко от дома

    Скатертью накрыт стол

    Страниц в книге много

    Скакалки взяли девочки

    – Далее на звук «Х»:

    Хоботом слон поднимает тяжести

    Халат у врача белый

    Художник подошел к мольберту

    Холодильник стоит на кухне

    Хитрая лиса обманула волка

    – Далее на звук «Ш»:

    Штангу поднимает атлет

    Шлем у летчика кожаный

    Шмель летит на цветок

    Штопором вынимают пробки

    Шторм был сильным

    – Далее на звук «Ж»:

    Жаба прыгнула на кувшинку

    Жук ползет по травинке

    Жилет связала бабушка

    – Далее на звук «В»:

    Ванна наполнена водой

    Ваза с цветами стоит на столе

    Ватрушка с творогом

    Веником подметают пол

    Веер взяла дама

    Весна наступает после зимы

    – Далее на звук «З»:

    Замок висит на двери

    Заяц спрятался под кустом

    Замок окружен рвом

    Зеркало висит в прихожей

    Зима — самое холодное время года

    1. Для удлинения речевого выдоха делаются подборки стихов с постепенным увеличением количества слогов, которые ребенок должен произнести без остановки.

    Из избушки не спеша,

    Вышла стайка индюшат,

    Вел индюк их по дорожке,

    Чтоб они размяли ножки.

    Аист вез из магазина,

    На своей тележке груз:

    Абрикосы и арбуз.

    Устранение судорожности речевой мускулатуры и собственно устранение заикания неразрывно связаны с формированием твердой ритмичной речи и удлиненного речевого выдоха, сопровождаемых движением рук. Эффект от сопровождающего движения руки можно ожидать только в том случае, если совмещение речи и движений подчиняется определенным правилам. Фраза всегда начинается с одной и той же руки.

    Формируемая у заикающихся речь характеризуется выделением ударных слогов, напряженностью и длительностью произнесения, а также несколько более твердым, чем в обычной речи, произнесением звуков неударных слогов. Для работы делаются подборки стихов с постепенным увеличением количества слогов, которые ребенок должен произнести без остановки.

    Как только мы добиваемся базовой плавности, начинается работа на связной речью:

    – рассказ по серии сюжетных картинок;

    – работа над пересказом

    Для работы берутся «Сказки в картинках» В. Сутеева, произведения Н. Носова, В. Драгунского, Б. Житкова, В. Бианки, сказки Р. Киплинга.

    Если заикание не проходит, то набираются группы из 3–4 человек. Лечение в группах опять же постепенное.

    Дети играют в разные игры: так, в подвижной игре они с удовольствием двигаются, говорят в такт движениям. Подвижные игры помогают готовить детей к овладению самостоятельной речью, нормализуют моторику заикающихся детей — в ходе игры им приходится реагировать на одни сигналы и удерживаться от движений при других, сочетать движения с ритмом речи.

    Дидактические игры со строго упорядоченными действиями ставят всех детей в равное положение, что способствует воспитанию у них выдержки, дисциплинированности, собранности, правильного отношения к товарищам.

    Вслед за дидактическими играми по степени значимости следуют игры-драматизации, игры в настольный театр и творческие игры. Игры-драматизации готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, развивают речь заикающихся детей (от облегченных форм до самостоятельно построенных речевых конструкций), учат их интонационной выразительности, развивают жестикуляцию, воспитывают положительные нравственные качества, творческую самодеятельность, общительность, организаторские качества.

    Не менее важны игры с пением. Для детей 4–5 лет больше подходят игры хороводные, а для 5–6-летних — инсценировки с пением. Участвуя в них, ребята учатся общаться в коллективе сверстников, владеть собой и своим телом, а песенный речитатив облегчает им технику произношения. В творческих играх, играх-драматизациях дети самостоятельно придумывают конец или начало к разыгрываемому диалогу, сценке или уже знакомой ситуации, сами изменяют и создают новые правила той или иной игры, сами предлагают игру, распределяют роли, рассказывают ее правила, развивают и заканчивают. Также самостоятельно ребята оценивают и поведение своих товарищей на занятии. В разнообразных играх у детей наиболее ярко проявляются фантазия и творческая активность, формируется произвольное поведение.

    В Центре патологии речи работа ведется комплексно при систематическом посещении занятий и обязательном выполнении домашних заданий. В конце логопедических занятий дети выходят с хорошей положительной динамикой в речи. Если в дальнейшем у детей возникают проблемы в речи, они вновь могут повторно получить логопедическую и врачебную помощь.

    moluch.ru