Занятия с ребенком с глубокой умственной отсталостью

Креативное занятие (продуктивный вид деятельности) для детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта «Волшебство нитей». 4-й класс

Цель: продолжать учить детей рисовать по бархатной бумаге ниткой, методом ниткографии.

Образовательные.

  • Учить выполнять работу по алгоритму действий.
  • Совершенствовать умение выкладывать нить точно по нарисованному контуру.
  • Продолжать знакомство с линией как изобразительным средством, знакомить со свойствами бархатной бумаги.
  • Коррекционно-развивающие.

    • Развивать мелкую моторику рук методом нетрадиционного рисования “ниткография”.
    • Развивать связную речь, пространственное воображение, внимание, память, абстрактное мышление, слуховое и зрительное восприятие, глазомер.
    • Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.
    • Развивать умение следовать устным инструкциям.

    Воспитательные:

    • Поддерживать в детях стремление к работе,творческую инициативность.
    • Воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, через выполнение практической части занятия, поддерживать порядок на рабочем месте.
    • Прививать чувство взаимопомощи к своим сверстникам.
    • Активизация словаря: накладывать нитку, прижимать ладонью.

      МЕТОДЫ ФОРМЫ РАБОТЫ:

      Исследование,

      • информационно-коммуникативный метод,
      • эксперимент,
      • наблюдение,

      Алгоритм последовательности работы,

      • рассуждение,
      • анализ, синтез.
      • Беседа о ниточках (из чего и для чего изготавливают, какие бывают), рассматривание ниточек и классификация по виду, цвету, толщине.

        Чтение стихотворения Л.Л.Яхнина:

        Солнце нитями – лучами
        Вышивает,
        Луг – цветами,
        Сад – плодами,
        Пруд и небо – облаками,
        А колосьями – поля.
        Словно тонкими шелками,
        Сшита — вышита стежками
        Разноцветная Земля.

        Материалы, инструменты, оборудование.

        Шерстяные нити разного цвета – нарезанные (по 15-20 см) и в небольших клубках, бархатная бумага, простые карандаши, корзина с клубками ниток, алгоритм действия, карточки с линиями, две – четыре аппликации выполненные воспитателем или родителями из шерстяных ниток.

        Педагогические технологии: музыкальное воздействие “Вальс цветов” Франц Шуберт

        Здоровьесберегающие технологии: игра “Паутинка”на психо-эмоциональный настрой, релаксационный момент, физкультминутка, гимнастика для рук.

        Дети стоят в центре класса, воспитатель сообщает цель:

        — Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать учиться рисовать ниткой по бархатной бумаге, а тема нашего занятия: “Вот паутинки — разноцветные картинки.”

        1. Организационный момент.

        — Клубочек хочет поиграть с вами в игру “Паутинка”.

        (Дети встают в круг, педагог бросает клубок ниток любому ребенку и говорит: “Я желаю тебе удачи на сегодняшнем занятии”, далее ребенок бросает другому учащемуся проговаривая слова напутствия, оставляя нитку у себя в руке изображая букву или геометрическую фигуру, и так до тех пор, пока клубок с нитками не побывает у каждого в руках.)

        2. Основная часть.

        — Ребята, вчера я была у своей бабушке Зины и представляете, что там произошло?

        Воспитатель читает стихотворение: (Картинка из книги А.Александровой)

        Бабушка в кресле вязала носок
        И, не заметив, заснула чуток.
        Клубочек с коленей скатился, упал
        И прямо в лапы котенку попал.
        С клубочком, как с мышкой, стал он играть.
        Под стул закатил, а потом под кровать.
        Бабуля, проснувшись, не узнала свой дом,
        Клубочек пропал, только пряжа кругом.
        Вся комната в нитках, как в паутине,
        Что же случилось у бабушки Зины.
        Автор (Г.Давыдова)

        Ответ детей: — Котята спутали нитки.

        — Ребята, котята-шалуны опять нашалили – перевернули корзинку с цветными клубочками и все спутали. Их надо смотать и вернуть на свое место. Бабушка Зина очень расстроилась, и попросила меня и вас помочь.(показ спутанных ниток)

        Игра — “Смотай нитки в клубок” — совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев.

        (Воспитатель даёт детям верёвочки и предлагает смотать их в клубок. Вывод: длинная верёвка не запутывается, если смотать их в клубок. Кроме того, в таком виде их легче хранить: занимают мало места.)

        — Вместе нам удалось распутать нитки, и в знак благодарности бабушка достала из своего сундука и дала мне, послушайте что;

        Я длинная и тонкая
        И смотана в клубок,
        Сбежала от котенка я
        В укромный уголок.

        Ответ детей: Ниточка!

        Работа за столом

        — Правильно это нитка, а знаете ли вы, что нитки бывают разные!

        (Рассматриваем нитки, разные по толщине, дети называют тонкие и толстые нитки).(Коробочки на столах с разными видами длины ниток).

        Воспитатель:— А сейчас я предлагаю вам узнать какая ниточка длинная, а какая короткая.

        Индивидуальная работа за столами.

        (Дети показывают, как надо положить ниточки, чтобы определить их длину.)

        Воспитатель: Наши пальчики устали и немного отдохнут

        Проводится пальчиковая гимнастика

        Котик ниток клубок. В руках клубок (катать по кругу вправо)
        Укатил в уголок. В руках клубок (катать по кругу влево)
        Укатил в уголок Катим клубок по столу вперёд(от себя)
        Котик ниток клубок затем назад (к себе).

        — А теперь я предлагаю с ниткой поиграть.

        — На столах у вас у каждого лежат карточки и нитки, предлагаю повторить рисунки, сели красиво, помним об осанке.

        Игра “Превращение линий”.(У каждого ребёнка свой рисунок) (Индивидуальная работа детей с подсказкой взрослого,обговаривание линий)

        Закрепление техники выполнения работы:

        – Как приложить ниточку? – Накладываем ниточку на полоску, слегка прижимаем пальцем, а лишнюю нитку отрезаем. (Воспитатель объясняет детям)

        — Дети, какие вы молодцы! Оказывается ниточкой можно рисовать разные фигуры.

        — Я предлагаю вам сегодня рисовать нитками,( Уточняем, что рисование ниткой — это ниткография.

        (На доске большими буквами написано НИТ-КО-ГРА-ФИЯ, и сделаны предварительно картинки из ниток)

        — А делать мы будем с вами подарки к “Дню пожилого человека”. У вас у всех есть бабушки? Тогда сделаем подарок для ваших бабушек, а подарком послужит наша картина из ниток.

        — Все бабушки любят цветы и самым лучшим подарком будет картина. (Показ образца, выполненный воспитателем)

        3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

        Планирующая функция речи.

        Объяснение воспитателем по образцу последовательности выполнения работы по схемам:

        – С чего начнем работу?

        1) Сначала сделаем стебелек.

        2) Затем листочек, лепестки.

        3) Затем сердцевину из желтой ниточки. 4)Затем лепестки.

        Зрительное восприятие (описание цветка.)

        Воспитатель – У него есть зеленый стебелек с листочком, круглые (овальные) лепестки красного (синего, розового, голубого цвета) и желтая сердцевина.

        Цветовосприятие У детей на столах лежат трафареты с контурным изображением цветов разной формы. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать свой цветок и выбрать из корзинки нитки того цвета, который ему будут нужны для работы.

        На доске висит алгоритм действия, дети составляют план работы:

          Приготовить основу для аппликации (фон);
        1. Сначала делаем стебелёк он в рисунке самый длинный
        2. Листочки прикрепляем к столбику они овальной формы.
        3. Потом делаем серединку она у нас круглая
        4. Делаем лепесточки они овальной формы.

        Воспитатель: — Сейчас с вами вспомним правила работы.

        Повторение правила работы.

        1. Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

        2. Во время работы держи рабочее место в порядке.

        3. Не разговаривай во время работы.

        4. Если у соседа что – то не получается – помоги ему.

        — Какой материал нам необходим, чтобы сделать цветы(для роботы понадобится бархатная бумага, нитки шерстяные разных цветов)

        Наш подарок готов.

        Воспитатель: -А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и настроиться на занятие с помощью физкультминутки.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Коррекционно-развивающая программа для детей с глубокой умственной отсталостью

        Настоящая рабочая программа «АБВГДЕЙКА» разработана на основе общей программы дополнительного образования «Все в моих руках» ГБУ РХ «Республиканский дом – интернат для умственно отсталых детей «Теремок».

        Рабочая программа предназначена для работы учителя – дефектолога с детьми глубокой степенью умственной отсталости.

        Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно (до начала 1990-х) не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду. Специалисты, занимающиеся изучением этой категории лиц, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения ЦНС), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Э.И. Шиф и др.).

        Для детей с умственной отсталостью характерны следующие особенности:

        — такие дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;

        — степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико- фонематической, лексической, грамматической;

        — характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации;

        — недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;

        — восприятие детей с глубокой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются недифференцированностью, глобальностью;

        — для мышления данной категории детей характерны те же негативные особенности, что и для сенсорной деятельности. При этом отмечаются беспорядочность, бессистемность представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность. Узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений;

        — такие дети часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеют место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок, критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая.

        Занятия необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. Необходимо учитывать, что динамика овладения детьми данной категории понятиями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.

        При разработке программы учитывались современные тенденции и подходы к организации и содержанию образования детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития, нашедшие отражение в комплексных программно-методических материалах Бгажноковой И.М., Ульянцевой М.В., Комаровой С.В.

        Цель : создание условий для познавательного развития детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

        развить и стимулировать познавательную и когнитивную активность детей;

        формировать коммуникативную деятельность;

        корректировать имеющие нарушения, предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

        Принципы составления коррекционной программы.

        1. Принцип единства диагностики и развития , который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.

        2. Деятельный принцип коррекции . Теоретической основой для данного принципа является теория психического развития ребёнка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребёнка. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном пе­риоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специ­ального формирования.

        3. Принцип индивидуально – дифференцированного подхода — изменение содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

        4. Принцип комплексности организации коррекционной работы . С одной стороны, этот принцип показывает необходимость создания единого комплекса клинико-психолого-педагогических воздействий, которые предусматривают включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов (медиков, педагогов, психологов, социальных работников) с целью создания единой (командной) междисциплинарной работы в коррекционных мероприятиях. С другой стороны, понятие комплексности заключается в особенностях использования методических средств и подходов самими специалистами, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.

        5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. Ребёнок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребёнок развивается в системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребёнок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

        6. Принцип усложнения . Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от простого – к сложному.

        7. Учет эмоциональной сложности материала .

        Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

        Методы и приемы реализации программы.

        В процессе обучения детей с умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:

        — совместные действия детей и взрослого;

        — действия по подражанию действиям учителя — дефектолога;

        — действия по образцу, по словесной инструкции;

        — элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

        — воспроизведение предметов с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов;

        — предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога — дефектолога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

        — подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений;

        — обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества для последующего более точного использования в процессе деятельности

        Категория и возраст обучающихся.

        Программа направлена на развитие познавательной деятельности воспитанников дома-интерната с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, в возрасте от 7 до 18 лет. Период обучения – четыре года

        1 год обучения – от 7 до 10 лет.

        2 год обучения – от 10 до 13 лет.

        3 год обучения – от 13 до 16 лет.

        4 год обучения – от 16 до 18 лет.

        Количество индивидуальных занятий для каждого ребенка определяется исходя из потребностей ребенка и его психофизических особенностей. Продолжительность занятий 10-20 минут.

        Количество часов в неделю -1 часа (с глубокой степенью умственной отсталостью)

        Общее количество часов в год – 34 часа

        для детей с глубокой умственной отсталостью

        1 учебный год обучения (от 7 до 10 лет)

        2 учебный год обучения (от 10 до 13 лет)

        3 учебный год обучения (от 13 до 16 лет)

        4 учебный год обучения (от 16 до 18 лет)

        «Развитие речи и окружающий мир»

        В течение учебного года осуществляется входящая диагностика, промежуточная и итоговая аттестация.

        1. Входящая диагностика, проводиться вначале учебного года (сентябрь).

        2. Промежуточная аттестация в конце первого, второго полугодия (декабрь, май ).

        3. Итоговая аттестация проводится по окончанию учебной программы в конце четвертого года обучения. (май).

        Структурно каждое занятие учителя-дефектолога включает три этапа.

        Организационный – предназначен для установления эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

        Обучающий этап – включает в себя основное содержание предстоящего занятия. В этой части предусматриваются разные виды деятельности педагога и детей, которые содержательно преобразуются.

        Заключительный этап занятия оформляется как поощрение деятельности, на данном этапе отмечаются усилия и успехи ребенка. Разрешается свободно поиграть с игрушкой по выбору, прощание с детьми, называние их по имени.

        Подготовку к каждому занятию планирую осуществлять особенно тщательно, убирая предметы, отвлекающие внимание детей и осуществляя качественный отбор дидактических и игровых материалов, которые должны находиться вне поля зрения ребенка. Также предполагается оценка трудностей, успехов, результатов продвижения детей по формируемым понятиям в конце занятия.

        infourok.ru

        Индивидуальная рабочая программа для детей с тяжёлой ( глубокой) умственной отсталостью, первый класс (второй год обучения).

        Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №2 имени Б.П.Зиновьева

        на заседании МО учителей

        Заместитель директора по УВР

        Директор МБОУ ВСОШ №2 имени Б.П.Зиновьева

        Приказ №__ от _____________

        Адаптированная индивидуальная рабочая программа

        Наименование учебного предмета ___Развитие речи (66ч.,2ч.в неделю) Предметно-практическая деятельность (66ч.,2ч.в неделю )

        Социальное развитие( 17ч.,1ч.в 2 недели) Навыки самообслуживания( 33ч.,1ч.в неделю) Физическое воспитание( 17ч.,1ч.в 2 недели)

        Музыка( 33ч.,1ч.в неделю) Изобразительная деятельность ( 17ч., 1 ч в 2 недели)

        Развитие психомоторики и сенсорных процессов ( 17ч., 1 ч в 2 недели)

        Класс__1( второй год обучения) ( учащийся с тяжёлой (глубокой) умственной отсталостью)

        Учитель Першина К.О.

        Срок реализации программы, учебный год___2014-2015 учебный год

        Планирование составлено на основе_ Экспериментальной программы для детей с глубокой (тяжёлой) умственной отсталостью. В.В.Клементьев, .В.Каплий,Н.А.Андреева,И.В.Березина, «Развитие» г.Ульяновск, 2008

        Рабочую программу составил (а)_____ Першина К.О., учитель начальных классов __

        Индивидуальный учебный план Иванкина Владислава

        на 2014-2015 учебный год

        Программа для детей с тяжёлой ( глубокой) умственной отсталостью,

        первый класс (второй год обучения).

        Развитие психомоторики и сенсорных процессов

        Максимальный объём учебной нагрузки

        Родитель, опекун от 01.09.2014г.

        Расписание занятий с учеником первого класса ( второй год обучения)

        Развитие речи 13.00 – 13.35

        Предметно-практическая деятельность 13.45 — 14.20

        Навыки самообслуживания 13.00 – 13.35

        Физическое воспитание/Социальное развитие 13.45 – 14.20

        Развитие речи 13.00. – 13.35

        Музыка 13.45. – 14.20

        Предметно-практическая деятельность 13.00 – 13.35

        Изобразительная деятельность/Развитие психомоторики и сенсорных процессов

        Учитель: Першина К.О.

        Адаптированная индивидуальная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

        Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-Ф « Об образовании в Российской Федерации»;

        Образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вешкаймской средней общеобразовательной школы №2 имени Б.П.Зиновьева, утверждённая решением педагогического совета (протокол от 29 августа 2013 года №1), приказом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вешкаймской средней общеобразовательной школы №2 имени Б.П.Зиновьева от 29.08.2013 №168 ;

        Экспериментальной программы для детей с глубокой (тяжёлой) умственной отсталостью. В.В.Клементьев, .В.Каплий,Н.А.Андреева,И.В.Березина, «Развитие» г.Ульяновск, 2008

        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

        Приказ Министерства образования и науки Ульяновской области №73-иогв-2203/6134 от 28.08.2013 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО».

        Индивидуальный учебный план, утверждённый приказом директора по школе №233 от 28.08.2014

        Годовой календарный учебный график на 2014-2015 учебный год

        Приказ Министерства образования и науки Ульяновской области №6 от 6 мая 2014 года «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»;

        Приказ муниципального учреждения управления образования администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области от 08.08.2014 №289 года «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»;

        Базисный учебный план специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, приказ №29/2065-п Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г., письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06;

        Адаптированная индивидуальная рабочая программа составлена на основе экспериментальной программы для детей с глубокой (тяжёлой) умственной отсталостью, которую поэтапно разрабатывал коллектив сотрудников ОГОУ ОЦДК «Развитие»; руководитель авторского коллектива В.В.Клементьев – директор ОГОУ ОЦДК «Развитие», учитель-дефектолог высшей категории; врач-психиатр высшей категории Л.В.Каплий; учитель-логопед первой категории Н.А.Андреева; педагог-психолог первой категории И.В.Березина, г.Ульяновск, 2008 г.

        Целью программы является включение детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду.

        В работе с этой категорией детей лежат общедидактические принципы: индивидуальный и дифференцированный подход, наглядность, доступность, принцип интегрированного обучения. Не следует опираться на принцип обучаемости глубоко отсталого ребенка грамоте, счету и другим предметам, т.к. его продвижение по этому пути весьма затруднено, а создавать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы элементарного социального поведения и др.).

        Краткая характеристика программы

        В области олигофренопедагогики утверждено следующее положение: «Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе». Исходя из этого работа с детьми ведется по следующим направлениям коррекционного обучения: «Музыка», «Предметно-практическая деятельность», «Изобразительная деятельность», «Развитие речи».

        В учебный план включаются также коррекционные занятия (технологии): занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, социальное развитие.

        Музыкальные занятия являются обязательным компонентом коррекционно-педагогической работы, проводимые с тяжело (глубоко) умственно отсталыми детьми. Они оказывают благотворное влияние на все стороны их психического развития. Разнообразные музыкальные тембры, ритмы, темпы обогащают слуховой опыт детей, влияют на интенсивность и качество движений. Положительные эмоции, которые возникают в процессе слушания и исполнения мелодий, песенок, плясок активизируют внимание, стимулируют речевую деятельность (особенно ее коммуникативную функцию), развивают память, музыкальный слух, воздействуют на общие состояние всего организма ребенка.

        Исходя из общих закономерностей развития умственно отсталых детей и их специфических особенностей развития нужно использовать две организационные формы: индивидуальные и малыми подгруппами.

        На индивидуальных занятиях педагог сопровождает игры пением песенок, потешек, напеванием разнообразных мелодий без слов; играет на детских музыкальных инструментах: хроматическом металлофоне, ксилофоне и т.д.; использует аудиозапись. Слуховые впечатления обогащаются при исполнении одних и тех же мелодий на различных детских музыкальных инструментах. Педагог учит ребенка правильно держать музыкальные игрушки, действовать с ними по назначению: под музыку, подражая взрослому, греметь погремушкой, стучать по бубну и т.д. С первого же занятия необходимо начинать приучать ребенка к тому, что все действия выполняются только под музыку и прекращается с ее окончанием.

        На музыкальных занятиях педагог должен вести работу по всем направлениям:

        музыкально-ритмические движения. Они способствуют развитию внимания, элементов произвольной деятельности, совершенствование моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. Игра с детскими музыкальными инструментами занимает особое место в ряду музыкально-ритмических движений. Занятия направлены, прежде всего, на то, чтобы вызвать у детей интерес к ним и желание ими действовать, что способствует развитию предметной деятельности.

        пение (подпевание). Стимулируют речевую деятельность, развивают внимание; способствуют развитию запоминания; формируют первоначальные певческие навыки. Обучение детей пению начинается со стимуляции голосовой активности, т.е. учат подражать звукам, вокализировать. В песнях должны быть повторяющиеся, простые по звуковому составу слова, звукоподражания, куплеты слогового пения.

        слушание музыки. Способствует развитию эмоциональной сферы, внимания, музыкальности. Требования, предъявляемые к репертуару для слушания, следующие: музыка должна вызывать интерес у малышей и положительные эмоции; она должна быть достаточно разнообразной, яркой, художественной, запоминающейся. Необходимо давать слушать фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную музыку, детские песни советских композиторов в исполнении симфонического оркестра, народных оркестров, детского хора в аудиозаписи, а также детские песенки, короткие пьесы и музыкальные фрагменты классических произведений в «живом» исполнении.

        В структуру музыкальных занятий должны быть включены музыкально-дидактические игры. Они помогают детям различать свойства и качества предметов, развивают слуховое внимание, память, восприятие. Музыкально-дидактические игры просты и доступны, они занимают не так много времени, но приносят много пользы, влияют на динамику развития детей. Их необходимо включать в каждое занятие.

        Интерес к действиям взрослого у этих детей активно не проявляется. Они пассивны в принятии предлагаемого взрослым задания. Простейшие действия при совместной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично. Не удерживают внимание при выполнении действий. Необходимо совместное с взрослым поэтапное выполнение задания. Безразличны к оценке результатов.

        Занятия предметно-практической деятельностью у детей с выраженной умственной отсталостью имеют целью восполнить недоразвитие у них предметных действий и корригировать нарушения их восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления в организуемых педагогом практических действиях с предметами. Эти занятия проводятся в различных видах деятельности: в предметной, игровой, продуктивной деятельности (с использованием сборных игрушек, разрезных картинок, мозаики, с обучением простейшим видам ручного труда).

        На занятиях педагогу следует оказывать внимание каждому ребенку и работать с каждым индивидуально. В зависимости от его возможностей и трудностей, педагог оказывает ребенку ту помощь, какая ему требуется, положительно оценивая малейшее достижение ребенка.

        Построение занятия предметно-практической деятельностью предусматривает частую смену видов деятельности детей. В каждое занятие необходимо включать несколько видов деятельности: упражнения на внимание, выполнение подражательных движений, предметных действий, элементы дидактических игр. Основное время при этом уделяется овладению детьми определенными предметными действиями (катанием шариков в заданном направлении, нанизыванием предметов с отверстиями на стержень или шнур, действия с предметами разного цвета, формы, величины, собиранием разборных матрешек и т.д.). План занятия должен отражать все его этапы и виды деятельности, которые будут применены.

        Обучение этих детей на начальном этапе направлено на развитие внимания, подражания, сенсомоторное воспитание, развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятия). Развитие манипулятивно-предметных действий совместно со взрослым и в некоторых случаях — по подражанию.

        На следующем этапе усилия педагога должны быть направлены на формирование у них целенаправленных действий, организуемых взрослым в пределах доступных детям заданий. Такое выполнение задачи должно прийти на смену хаотическому манипулированию. На этом этапе обучения дети не могут овладеть осмысленным выполнением задания, целенаправленными действиями, но работу в этом направлении нужно проводить и продолжать ее при последующем обучении: действий с предметами в дидактических играх, занятиях лепкой, занятиях с использованием предметов, разных по цвету, форме, величине и пр.

        Изобразительная деятельность теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Изобразительные действия сопровождаются игрой и речью.

        Дети с тяжелым нарушением интеллекта без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью.

        На начальном этапе обучения занятия протекают в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. Во время занятий педагог рисует для детей и вместе с ними, сопровождая рисование речью, обучая правильным приемам работы с предметами и орудиями рисования (карандаш, кисть, бумага, мел и т.д.).

        На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки. Привлекать их внимание к полученным результатам. Во время демонстрации необходимо приучать детей выполнять работу вместе со взрослыми (прибегая к совместным действиям), что постепенно делает полученный результат личностно значимым для ребенка.

        В данном подразделе программы определены требования по формированию следующих видов продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация.

        Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для тяжело (глубоко) умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичным материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета – формы, величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем в активной речи ребенка.

        Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведении ребенка.

        Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета. В ходе выполнения аппликаций создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих элементарных умений.

        Необходимо включать в занятия различные методики как арттерапия, музыкотерапия, рисование под музыку, сказкотерапия. Такие виды деятельности дают потрясающий эффект в развитии. Подобный подход – очень важное направление коррекционной работы, т.к. усвоение информации этих детей осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к когнициям.

        Для детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью доступно понимание небольшого количества слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение. Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме вкусных съестных вещей, игрушек и т.п.

        Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в глаза взрослому.

        Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью происходит во всех видах деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с воспитателями, с педагогами, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих предметы; усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове.

        На начальных этапах педагог формирует у детей интерес к речевому общению и взаимодействию со взрослым, стимулирует реакцию сосредоточения, появления улыбки при общении, вызывает голосовые реакции.

        Большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения – фиксация взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания. В дальнейшем наряду со становлением вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.

        Очень важно научить детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью понимать обращенную к ним речь, чтобы речь не превращалась в набор механически заученных слов, показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции. Затем детей учат выполнять какое-либо действие по ходу чтения какой-либо потешки или стихотворения.

        На занятиях по развитию речи важно, чтобы педагог пел детям песенки, рассказывал стихи и при этом обращал их внимание на свою артикуляцию. Стимулировал детей подражать действиям губ взрослого, делать улыбочку, прятать язычок, щелкать язычком, доставать языком до шарика-конфетки; вырабатывать воздушную струю: дуть на свечу, на бабочку и т.д.

        Необходимо побуждать детей к звукоподражанию и произнесению лепетных слов. Далее детей учат отвечать на вопросы (да, нет); произносить отраженно отдельные слова в определенной ситуации (пить, гулять, хочу, кушать, стой, лови, там, туда, пока, Ваня, Катя и т.д.). Большое внимание уделяется обучению детей задавать вопросы (Кто там? Где кошка? и т.д.) и развитию фразовой речи. Детей учат в определенной ситуации повторять фразу из двух слов, отражающую просьбу или желание: «Дай пить», «Хочу спать», «Дай куклу» и т.д.

        Главное в занятиях по развитию речи – сформировать у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью потребность к речевым высказываниям.

        Основной целью этого раздела программы является формирование у ребёнка навыков, обеспечивающих его частичную бытовую независимость от окружающих. Специфика и задачи данного раздела на каждом из этапов обучения определяются возможностями детей , прежде всего уровнем развития предметной деятельности.

        Программа предусматривает привитие навыков и умений, связанных с личной гигиеной ребёнка, которые прививаются в бытовых ситуациях во время умывания, принятия пищи, в ходе одевания и раздевания. Для обработки того или иного умения нужно проводить короткие занятия с частной целью.

        Дети овладевают определёнными действиями, которые взрослые вначале выполняют руками ребёнка, регулируя его усилия таким образом, чтобы движения выполнялись правильно, постепенно добиваясь, чтобы он мог выполнить его лишь незначительной помощью. Основной формой работы на данном этапе обучения является индивидуальная работа с ребёнком.

        Процесс обучения детей с тяжёлой ( глубокой) умственной отсталостью культурно-гигиеническим навыка должен осуществляться с учётом личностно-ориентированных моделей воспитания, быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

        Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с тяжёлой ( глубокой) умственной отсталостью.

        Занятия по физическому воспитанию строятся так, чтобы с их помощью решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, на развитие основных движений, на развитие ориентировки в пространстве.

        В содержание занятий начального этапа обучения входят упражнения, пробуждающие у детей интерес к общению со взрослым и способствующие становлению связей между словом и жестом. Движения выполняются в совместных действиях взрослого и ребёнка, в отдельных случаях – по подражанию.

        Очень полезны упражнения на катание мячей, шариков, бросание и ловлю предметов, развивающие отталкивающую функцию рук, зрительно-моторную координацию.

        Для улучшения равновесия и координации движений широко используют ходьбу в заданном направлении друг за другом, между предметами, перешагивая через палки, кубики, держа в руках различные предметы.

        Занятия проходят в живой, эмоциональной форме, с использованием подвижных игр, упражнения должны сопровождаться стишками, потешками, песнями.

        Развитие психомоторики и сенсорных процессов

        Особое значение на ранних этапах развития ребенка с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью приобретает развитие процесса восприятия, формирование процессов зрения, слуха, осязания.

        На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.

        Начальной ступенью развития детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью служит чувственное познание, которое играет огромную роль в психологическом и социальном развитии этих детей. Подтверждением этому является, например, психическое развитие детей в условиях сенсорной депривации. Нарушение развития моторной координации, параличи, различного рода органические заболевания ЦНС, нарушение слуха и зрения, а также воспитание в условиях искусственно обедненной среды, т.е. отсутствие новых и разнообразных зрительных и слуховых стимулов в сочетании с дефицитом общения со взрослыми, отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка. В частности, наблюдается задержка в проявлении зрительного сосредоточения, ориентировочной реакции на звук, целенаправленных движений, а следовательно, предметной деятельности и речи. Очень важно организовать вовремя и правильно систему коррекционной работы. Направленный на коррекционные цели комплекс сенсомоторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, интеллектуальное развитие ребенка.

        Социализацию в педагогике рассматривают как процесс и как результат формирования у детей представлений о многообразии окружающего мира, становления отношения к воспринимаемым социальным явлениям и навыков поведения, соответствующих общественным нормам.

        В процессе социального развития тяжело (глубоко) умственно отсталых детей выделяют три базовых концентра: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».

        Содержание данного раздела охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:

        Формирование у ребенка элементарных представлений (концентр «Я сам»). Именно с этих представлений начинается его адаптация и приобщение к окружающему миру. Начинается эта работу зрительного образа «Я», а также формирование представлений о схеме своего тела и своем внешнем виде.

        Развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание элементарных навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»). Работа проводится в следующем порядке: выделение близких ребенку людей, формирование эмоциональных и двигательных реакций на их появление, установление позитивно-личностного контакта ребенка с близкими взрослыми. Детей обучают способам усвоения общественного опыта. Вначале необходимо добиться появления у ребенка положительного отношения к выполнению совместных действий с незнакомым взрослым. Обучаем подражательным действиям. Большое внимание уделяется тому как дети воспринимают своих сверстников. Педагог должен сформировать интерес к взаимодействию с ним (протягивать руку, здороваться, смотреть в глаза, улыбаться партнеру по игре, радоваться ему при встрече, давать свои игрушки, прощаться и т.д.)

        Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, закладка общечеловеческих ценностей (концентр «Я и окружающий мир»). Мир человеческих отношений раскрывается перед детьми через представления о добре и зле, о своем и чужом и т.д. взаимодействие тяжело (глубоко) умственно отсталого ребенка с окружающими предметами направлены на формирование бережного отношения к ним, на признание их значимости жизни самого и других. При общении ребенка с природными явлениями акцент делается не на знакомстве с их строением и функциями, а на эмоционально чувственном переживании.

        При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения целесообразно создавать специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка со взрослым. Среди этих условий можно выделить следующие:

        — эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком;

        — правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;

        — подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.

        Вышеуказанные виды работ имеют коррекционную значимость лишь при системном формировании детской деятельности педагогом-дефектологом, который обучает детей способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения, обеспечивает сочетание зрительных и тактильно-двигательных способов обследования, обобщает полученный ребенком практический жизненный опыт, приобретенный в ходе наблюдений, прогулок, практической деятельности. Воспитатель организует практическую деятельность детей, проводит целенаправленное и ситуативное наблюдение за деятельностью людей и окружающей действительностью.

        Социальное развитие дает ребенку возможность адекватно вести себя в коллективе сверстников, что очень важно, поскольку именно детский коллектив является источником, движущей силы развития и условием воспитания тяжело (глубоко) умственно отсталых детей.

        В целом все содержание работы нацелено на формирование у детей с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью навыков взаимодействия с окружающими людьми разного возраста.

        В индивидуальном учебном плане взяты все предметы в соответствии с учебным планом для детей с тяжёлой (глубокой) умственной отсталостью. Исходя из психофизических особенностей учащегося выделено большее количество часов на изучение таких предметов как « Предметно-практическая деятельность»,

        «Развитие речи», «Навыки самообслуживания», «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Программа взята в полном объёме. Сокращение разделов произведено за счёт объединения тем, сокращения уроков на закрепление и повторение изученного.