Запинки и заикания

Запинки или заикание?

Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!».
На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми, мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И все-таки, поддаваться панике не надо. Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями) даже проработавшие не один год логопеды. И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.

Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.

Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.

При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.

Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка.
Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры.
Посетите логопеда и психоневролога. И тот и другой помогут с диагностикой, то есть выявят заикание (иногда его называют логоневрозом). Психоневролог пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:

Консультируемся и занимаемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия. Уточните, есть ли у психолога сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по этим направлениями психокоррекции.

Занимаемся с логопедом. Логопед в игровой форме учит малыша приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.

Проводим курс расслабляющего массажа.

Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.

При коррекции заикания делаем так:

Посещаем и выполняем все рекомендации психоневролога.

Занимаемся с логопедом регулярно и систематически. Заикание имеет неприятную особенность возвращаться, особенно на фоне стресса. Так, устранив заикание до школы, нужно быть особенно внимательными, когда малыш пойдет в 1 класс. Школьная адаптация и нервно-эмоциональное напряжение, с этим связанное, может спровоцировать нарушение речи.

Проводим курс расслабляющего массажа, причем не один.

Занимаемся с психологом.

Советы родителям на каждый день.

Следует пересмотреть свое поведение в отношении воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.

Следите, как — быстро или медленно — вы говорите с ребенком и как громко: если запинки появились, то говорить нужно тише и медленнее.

Убедите себя: запинки не приговор, а симптом более глубокой проблемы, обычно психолого-педагогического порядка. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас, буквально интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так»; нервное напряжение растет.

Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры до 15-20 минут в день.

Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции оказывают хороший психотерапевтический эффект.

Если ваш малыш стал запинаться из-за интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай малыш месяц-другой ничем не занимается, бьет баклуши, ничего не делает.

Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на своеобразии его речи. Вот почему лучше не требовать от него повторить слово верно и вообще давать какую-либо оценку высказываниям. В случае, если ребенок во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается. Обычно при использовании этих приемов запинок нет.

При общении с ребенком с запинками дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах, ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания.

Если запинки в речи малыша проявляются нечасто, никак не влияют на качество общения, не напрягают самого ребенка – то кроме консультации у логопеда ничего делать не нужно. При правильном психолого-педагогическом подходе все это проходит само собой.

Данную статью подготовила Наталия Пятибратова — логопед-дефектолог,Монтессори педагог,

ivanovomama.ru

Заикание или нет?

Темп речи – это скорость протекания речи во времени. Он может быть нормальным, быстрым, замедленным и прерывистым.

Прерывистый темп речи выражается в запинках, спотыканиях, паузах в словах и фразах. Ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или слог, слово или целую фразу. Прерывистый темп речи может быть обусловлен запинками не судорожного характера (интерации) и судорожного характера (заикание).

I. Запинки несудорожного характера.
Физиологические интерации (повторения) характерны для детей 2-5 лет, когда идет активное формирование фразовой речи. Если нет осложнения, эти повторения проходят по мере развития речи.
Физиологически запинки, повторения в речи ребенка – это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Активный словарный запас еще невелик, движение речевых органов нечеткие, но ребенок уже многое понимает и хочет сказать. Его общение с окружающими сопровождается эмоциональным подъемом. Все это приводит к тому, что в речи ребенка появляются повторы, перестановки, спотыкание, нечеткость фразового оформления мысли.

Физиологические запинки могут проявляться у малыша и при неблагоприятных факторах (болезнь, травмы, неправильное воспитание).

У детей с задержкой речевого развития также наблюдаются речевые запинки. Неумение сразу найти нужное слово, правильно построить фразу, четко произнести звук – все это может быть причиной нарушения плавности и темпа речи малыша.

Эти физиологически несовершенства детской речи надолго задерживаются у детей в тех семьях, где родители сами говорят очень быстро, проглатывая или смазывая окончания слов или целые слова во фразе.

II. Запинки судорожного характера (заикание).
По статистике, около 2% детей страдают заиканием. Причин появления заикания много. Одна из них — закрепление в речи запинок не судорожного характера и перерастание их в судорожные на фоне ослабленной нервной системы, неблагоприятной обстановки дома.

Речевые судороги возникают в результате расстройства высшей нервной деятельности. Это может произойти вследствие тяжелой беременности матери, патологических родов, а также отягощенной наследственности.

Часто причиной срыва нормальной нервной деятельности у детей являются неправильные воспитательные приемы. Сюда относится неблагоприятная домашняя обстановка, ссоры взрослых, неровное отношение их к ребенку: внезапные переходы от ласки к наказанию. Не меньший вред может принести ребенку потакание его прихотям, несогласованное воспитание, когда один родитель запрещает что-либо, а другой – разрешает.

Нередко срыв высшей нервной деятельности наступает вследствие сильной психической (испуг) или физической травмы.

Одной из наиболее распространенных причин заикания является их чрезмерная речевая перегрузка. К сожалению, взрослые слишком часто читают детям слишком много стихов, рассказов и заучивают с ними прочитанное. Стихи и рассказы могут оказаться слишком трудными для понимания и произнесения. Если родители требуют от малыша слишком многого, заставляя его произносить трудные слова и фразы, это может негативно отразиться на нервной системе.

Не менее опасна для малышей (2-5 лет) и перегрузка впечатлениями, которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребенка. После посещения кино, театра, цирка у малыша возникает очень много впечатлений, вопросов. Рассказывая о своих впечатлениях, расспрашивая взрослых, он захлебывается, глотает звуки, с трудом подбирает многие слова и выражения. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться в речи.

Иногда родители прибегают к другой крайности: они совсем не развивают речь ребенка, не читают ему, не разучивают детских стихов, не обращают внимания на неправильное произношение. Но если речь малыша не развивать специально, то мыслительные процессы будут превышать его речевые возможности. Поэтому в момент высказывания у малыша появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые могут перейти в заикание.

Заикание может возникнуть и в результате подражания. Постоянно общаясь со взрослыми или маленькими заикающимися, ребенок может начать и в собственной речи воспроизводить те же запинки.

Предупреждение речевых запинок.
Взрослым, желающим уберечь ребенка от речевых запинок, нужно позаботиться о развитии речи и упорядочении его поведения. Необходимо создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливо-спокойной речи. В первую очередь – это определенный режим дня, который нормализует работу высшей нервной деятельности.

Капризы, истерики также истощают нервную систему ребенка. Чтобы избежать их, нужно окружить его ласково-требовательным отношением всех членов семьи.

Сделать речь ребенка четкой, правильной и содержательной – желание каждого родителя. Особенное значение такая речь имеет для детей, у которых наблюдаются запинки в речи, перестановки, недоговаривание звуков и слов.
Чтобы ребенок не затруднялся в выборе нужного слова, необходимо постоянно увеличивать его словарный запас. Также необходимо воспитывать у ребенка привычку говорить неторопливо, спокойно. Для этого очень важен личный пример родителей. Большое внимание следует уделить правильному произношению звуков. К концу 5-го года жизни ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка. А начинать формировать правильное произношение нужно гораздо раньше. Сначала это игры по звукоподражанию, артикуляционная гимнастика. С 4 лет можно посещать логопедические занятия.

Нередки случаи, когда взрослые постоянно напоминают ребенку о его речевых дефектах, смеются, упрекают и даже наказывают. Этого нельзя допускать в общении с ребенком. Нужно терпеливо и тактично обучать малыша правильному произношению, построению фразы. Задания должны быть посильны для малыша и не вызывать отрицательных эмоций. Необходимо поощрять его успехи.

Без активного участия ребенка речевая работа с ним не будет эффективной. Дети рано сами начинают осознавать речевые несовершенства у себя и сверстников. Поэтому можно и нужно привлекать внимание ребенка к тому, что иногда он говорит неправильно. Но делать это тактично, без ущемления его достоинства, проводя постоянную работу по развитию и усовершенствованию его речи.

Для нормализации плавности и темпа речи у детей, необходимо, чтобы взрослые четко и конкретно формулировали свои вопросы к ребенку. Очень полезно, чтобы ребенок сопровождал речью свои игры и занятия (рисование, лепка, конструирование).

Общаясь с ребенком, взрослые должны помнить, что их речь служит образцом для детей. Поэтому спокойная, плавная речь взрослых помогает предупреждать и устранять речевые запинки у детей.

Ярош Татьяна Александровна

www.uaua.info

Запинки и заикания

ЗАИКАНИЕ — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.

Физиологические запинки , а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или Задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи — это запинки несудорожного характера .

Такие запинки характерны для определенного периода развития детей (80% детей по данным Зеймана). Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы — это следствие того что мышление опережает развитие его речевой возможностей. Речевые возможности ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.

Однако со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с ЗПР и ОНР.

В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Чисто повторов у каждого ребенка м.б. различными и связаны с различными ситуациями. Иногда период, когда дети повторяют звуки, слоги занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Внезапно такие повторения прекращаются. В это время очень важно терпение и внимание к ребенку.

Как Вы можете помочь ребенку с физиологическими запинками

Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.

Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.

Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.

Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций).

Удостоверьтесь, что Ваш ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.

Давайте ребенку время говорить без перерыва.

Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает.

Если Ваш ребенок левша е переучивайте его.

Будьте спокойны и сдержаны.

Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.

Обратитесь к специалисту, если Ваш малыш:

— употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

— повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

— делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

— затрудняется перед началом речи.

Заикание или запинки судорожного характера

Если заикание все же возникло и от начала его возникновения прошло несколько дней или 2-3 недели (не дольше). — такое заикание считается первичным и для его преодоления Вам необходимо соблюсти нескорые рекомендации:

Ребенку с первичным заиканием необходим домашний охранительный режим:

Чаще всего при соблюдении этих рекомендаций заикание исчезает.

Но если этого не случилось, то Вашему ребенку будет необходим лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность. Содружественная работа логопеда, психоневролога и родителей.

Для устранения рецидивов возникновения заикания следует придерживаться некоторых правил:

www.logopedspb.ru

Заикание, речевые запинки

  • Перейти на страницу:

Сообщение Наталья Борисовна » Вт апр 21, 2009 15:57

Сообщение Поккля » Ср апр 29, 2009 18:44

Сообщение Поккля » Вт май 05, 2009 20:01

Севастьянова Ольга, вот и я с отчетом.

Сходила к специалисту, которую я очень уважаю. Она была в шоке — «какое заикание?? почему вы раньше не говорили об этом?? надо было сразу начинать, когда заметили запинки. Как же вы ни разу не обмолвились о младшем??» (дело в том, что на протяжении 2 лет она занималась с моим старшем сыном по поводу дислалии).
Я говорю — во-первых, к логопеду (поликлиническому) мы ходили, во-вторых, не считала это большой проблемой.. В-третьих и четвертых, в периоды ремиссии нкито не скажет, что он заикается, да и сами думали — ну вот, все и прошло..

В общем, она настроена совершенно иначе. Считает, что это очень серьезно и один логопед тут не поможет. Заикание невротическое, нужна работа с психологом. Вот это у нас сейчас на повестке дня — на днях пойду знакомиться к психологу. Будем работать. Надо мне менять свои методы воспитания, хотя младший и так у нас млааадшенький, любиииименький (ну, утрирую, конечно ). Но она считает, раз есть проблема с заиканием — значит, есть скрытые проблемы и надо работать.
Тонико-клоническое невротическое заикание — вот её уточненный диагноз (прежде немного иначе звучала формулировка). То есть она рекомендует успокоительную терапию (должен врач прописать), работу с психологом и логопедические упражнения — в садике или индивидуально. но начинать с психолога.

Сообщение Севастьянова Ольга » Вт май 05, 2009 20:42

Сообщение Поккля » Вт май 05, 2009 20:44

Сообщение Remedios » Вс май 24, 2009 13:54

Заикание. Лечиться лекарствами?!

Сообщение Puma » Ср окт 07, 2009 12:50

Сообщение NatKa » Ср окт 07, 2009 18:33

Puma, сейчас принято лечить заикание комплексно — т.е. лекарственная подержка, охранительный режим, логопедические занятия по тренировкее длительного выдоха, плавной речи.
При начальном заикании = главное не логопедическая помощь, а режим и спокойствие — т.е. лучше забрать из сада — дома хорошо бы помолчать с 1-2 недели, в идеале, ну хотя бы шепотом разговаривать, и ребенку не задавать вопросов, т.е. чтобы он почти не говорил. чтобы этот патологический очаг возбуждения потух и не закрепился. обязательно дневной сон, спокойная обстановка дома, много гулять на свежем воздухе, без сверстников и гостей.
игры дома молчаливые — рисование, лепка, ТВ, комп не включать.
лекарства помогают успокоить нервную систему, унять ее судорожность.
какие нужны, а какие нет я не знаю — иногда просто валериану рекомендуют, ванны с успокоительными травками.
в общении с ребенком никогда не торопим, внимательно выслушиваем, сами говорим медленно, плавно, можно петь с ребенком.

вообще повторы могут быть и без заикания,такая особенность детской речи — они у вас в начале фразы или в середине, когда фразу ребенок начал, а дальше еще не до конца сформулировал ее продолжение?

Сообщение Puma » Чт окт 08, 2009 07:04

Сообщение Наталья Борисовна » Чт окт 08, 2009 09:54

Сообщение NatKa » Пт окт 09, 2009 07:17

Puma, я напишу про физиологические итерации — а ты подумай, больше ваш случай — заикание или это пока физиология.

примерно у 80% детей в возрасте активного формирования речи — с 3-5лет бывают периоды повторов. Связано это с тем, что мышление и речь пока не синхронизировались, ребенок сделал какой-то вывод, или хочет о чем-то рассказать, но быстро подобрать адекватное речевое высказывание, слова, конструкцию еще не может. Поэтому он повторяет части слова, часть фразы — чтобы во время этих повторений дальше сформулировать высказывание.
как правило это бывает у деток эмоциональных, впечатлительных, возбудимых с большим словарным запасом и широким кругозором. Все эти детки находятся в группе риска по заиканию. При испуге, болезнях выматывающих нервную систему, психотравмирующем факторе, при неадекватном отношении к этим повторам (торопим, обрываем фразу, дразним- т.е.ребнок фиксируется на том что он говорит неправильно) — может развиться настоящее заикание.
Физиологические итерации не имеют определенного места в высказывании, и чаще проявляются в сложных словах и конструкциях фраз.
а судорожные запинки(заикание) — они чаще бывают в начале фразы, или на определенных звуках или их сочетаниях: д, б, г, кр, пл.
ребенок, как правило, замечает эти судорожные запинки и комплексует, а физиологические итерации — не замечает.
инфа из книги Селиверстова В.И. «заикание у детей.»

Даже если это больше итерации — тактика примерно такая же как и при начинающемся заикании — оберегающая нервную систему — четкий режим дня, дневной сон, избегать шумных эмоциональных мест (цирки, театры. ). МАме очень следить за речью- плавно говорить, четко, по короче. Можно в острый период валерьяну давать. хвалить периодически — как хорошо, спокойно, плавно говоришь. Выслушивать, поддерживать беседу с ним, делать ее более спокойной, в ходе разговора помогать расчленять длинную конструкцию, которую хочет сказать ребенок на более простые.
И игры на длинный выдох — дуть мыль. пузыри, свистки, в трубочку в стакан с водой булькать. И потом не навязчиво (чтобы не фиксировать на речи) предлагать сначала вдохнуть — потом говорить спокойно на выдохе, например когда стихи учите.

У моего старшего сына выражены были эти итерации.
причина думаю, отчасти в моей речи:oops: — тоже не умею говорить кратко, все загибаю
В общем предлагаю , понаблюдать, чтобы понять что это + щадящий режим. Если поймешь что ситуация более сложная или не будет улучшения, тогда, как и Наталья Борисовна написала,в плюс ко всему соблюдать рекомендации психоневролога!

www.komarovskiy.net

Физиологические запинки или начинающееся заикание.

Физиологические запинки или начинающееся заикание.

Здравствуйте, Наталия. Очень нужен Ваш совет. Моей доченьке 2,4 годика. Речь фразовая, но многие звуки она не выговаривает или заменяет, меняет местами слоги. За последние 2 месяца в речи произошел довольно большой прогресс — исчезли все детские слова-заменители, появилось отрицание, вопрос, предлоги и союзы, мы с ней выучили почти все буквы, причем как-то непринужденно, я не заставляла. Но вместе с тем присутствует один фактор, который меня очень беспокоит. Когда дочка что-то рассказывает, она как-будто торопится, говорит «взахлеб», я даже не знаю, как правильно объяснить, будто ей не хватает дыхания. Еще она может остановиться посреди фразы, как будто ей тяжело выговорить следующее слово, или она не знает, какое слово подобрать, пытается сказать, как будто хватает ротиком воздух, как будто спотыкается, происходит запинка. И вообще, когда она что-то рассказывает, она иногда говорит очень быстро, и, наверно, от того, что торопится, начинает учащенно дышать, как будто запыхалась. Когда он не спешит, не волнуется, все вроде нормально. Я очень переживаю по этому поводу, вот сейчас пишу и чуть не плачу. Мы живем в небольшом городе, здесь один логопед, да и к тому не попасть до 3 лет. Что это — физиологические запинки, когда мысль бежит вперед слова, и речевые возможности слишком малы, или заикание. Может, ей тяжело выговорить или подобрать слово, у нее еще так мало речевого опыта? Слоги в словах она вроде не повторяет, это все происходит как-то посреди речи, между словами, и не всегда. Иногда такое ощущение, что ей не хватает дыхания. Я не могу точно вспомнить, когда это началось, но, наверное, как раз пару месяцев назад, когда она стала говорить длинные фразы и рассказывать. Сильных испугов у нее не было, иногда я ругаюсь на нее, она плачет, но мы быстро миримся, с мужем замечательные отношения, он в ней души не чает. Мы с ней круглые сутки вместе, этим летом она идет в садик. Я места себе не нахожу!! Пожалуйста, помогите нам, что нам делать. Что это? Заикание? Или вариант нормы? Очень жду Вашего ответа.

15 КОММЕНТАРИИ

Очень жду Ваш ответ.

> ***СчастливаяМама***:
> Очень жду Ваш ответ. oteОтвечу сег.вечером или завтра утром, потерпите — работаю.

Cпасибо большое! Буду ждать!

> ***СчастливаяМама***:
> Здравствуйте, Наталия. Очень нужен Ваш совет. Моей доченьке 2,4 годика. Речь фразовая, но многие звуки она не выговаривает или заменяет, меняет местами слоги. За последние 2 месяца в речи произошел довольно большой прогресс — исчезли все детские слова-заменители, появилось отрицание, вопрос, предлоги и союзы, мы с ней выучили почти все буквы, причем как-то непринужденно, я не заставляла. Но вместе с тем присутствует один фактор, который меня очень беспокоит. Когда дочка что-то рассказывает, она как-будто торопится, говорит «взахлеб», я даже не знаю, как правильно объяснить, будто ей не хватает дыхания. Еще она может остановиться посреди фразы, как будто ей тяжело выговорить следующее слово, или она не знает, какое слово подобрать, пытается сказать, как будто хватает ротиком воздух, как будто спотыкается, происходит запинка. И вообще, когда она что-то рассказывает, она иногда говорит очень быстро, и, наверно, от того, что торопится, начинает учащенно дышать, как будто запыхалась. Когда он не спешит, не волнуется, все вроде нормально. Я очень переживаю по этому поводу, вот сейчас пишу и чуть не плачу. Мы живем в небольшом городе, здесь один логопед, да и к тому не попасть до 3 лет. Что это — физиологические запинки, когда мысль бежит вперед слова, и речевые возможности слишком малы, или заикание. Может, ей тяжело выговорить или подобрать слово, у нее еще так мало речевого опыта? Слоги в словах она вроде не повторяет, это все происходит как-то посреди речи, между словами, и не всегда. Иногда такое ощущение, что ей не хватает дыхания. Я не могу точно вспомнить, когда это началось, но, наверное, как раз пару месяцев назад, когда она стала говорить длинные фразы и рассказывать. Сильных испугов у нее не было, иногда я ругаюсь на нее, она плачет, но мы быстро миримся, с мужем замечательные отношения, он в ней души не чает. Мы с ней круглые сутки вместе, этим летом она идет в садик. Я места себе не нахожу!! Пожалуйста, помогите нам, что нам делать. Что это? Заикание? Или вариант нормы? Очень жду Вашего ответа.
Здравствуйте. Для начала вам нужно успокоиться: ничего ужасного, уверяю, не происходит. Ваше состояние передается дочке, и ситуация с речью может осложниться. Скорее всего у дочки, как вы и предположили, физиологические итерации (запинки). Они связаны с повышенной эмоциональностью, возбудимостью, часто с проблемами психологического порядка. Можно с легкостью проверить, заикание это или нет. Попросите дочку в момент запинок сказать слово или фразу еще раз, но медленнее. Что будет? Напишите мне.Также понаблюдайте, в каких ситуациях запинок больше, в каких их нет совсем. Думаю, что когда дочка увлеченно играет сама с собой, когда кричит на площадке- они пропадают- или когда спокойна и не торопится. Это тоже напишите, может быть, есть еще ряд ситуаций. Научите дочку пропевать слова и фразы, на любой мотив, просто растягивая. И, когда она начнет «захлебываться», предложите ей спеть это слово. Обычно запинки мигом исчезают. Не фиксируйтесь на такой речи дочки, не ругайте ее и не делайте страдальческое лицо,если она опять запинается.Для таких деток крайне важна установка мамы «Ничего страшного. Все пройдет». Жду вашего ответа. С уважением, Пятибратова Наталия.

Наталия, спасибо Вам огромное за ответ! Я понаблюдала за дочкой и пыталась делать все, как вы посоветовали. Она начинает запинаться, когда спешит что-то рассказать, или, когда хочет сказать длинную или сложную фразу, или когда чем-то взволнована. Короткие фразы, отдельные слова, она говорит хорошо. Да и в длинных запинается не всегда. Это похоже на то, будто бы она подбирает слова, или ее переполняют эмоции, и она начинает говорить отрывисто, как будто хватая воздух перед каждым словом. Вообще у нее еще очень плохое произношение, она как-то резко стала говорить развернуто. И когда она говорит длинные для нее речи, она как бы делает паузы между словами, будто ищет у себя в головке подходящие слова. А когда говорит быстро, начинает захлебываться, и запинаться. Я прошу ее успокоиться, сказать все заново, не спеша, нараспев, она повторяет, без запинок. Сама с собой вроде бы не запинается. Слоги в словах она не повторяет, т.е так чтобы Та-та-та-таня такого нет, эти спотыкания у нее как-то вообщем, между словами. Очень-очень редко спотыкается внутри слова. Вообще она очень эмоциональная девочка, подвижная, быстро все схватывает. И еще — она «кесаренок», мне делали кесарево сечение, но по моим показаниям, из-за зрения, а беременность протекала легко и хорошо, не было никаких проблем. И еще я сама быстро говорю, мне в институте всегда говорили: «Не тараторь».
Наталия, подскажите, пожалуйста, Что нам делать? Нужно ли вести доченьку к врачам, или понаблюдать? Норма ли для ее возраста (2,4г) такая речь «взахлеб»? Может ли это быть связано с быстрым развитием речи (за пару месяцев, даже меньше от детских фраз перешла на взрослый язык, предлоги, склонения, союзы появились, стала называть себя «Я», «мне», говорить «тебе», «они», выучили буквы и тд)? Этим летом мы идем в садик, хотим съездить всей семьей на море. Не может ли это повлиять на дочкину речь? Извините, что так сумбурно все написала, мне все говорят, что я преувеличиваю ситуацию, что просто у нее речь не успевает за мыслями, но я вообще «паникер», а когда дело касается дочки, вдвойне. Очень жду Вашего ответа. Заранее спасибо!

> ***СчастливаяМама***:
> Наталия, спасибо Вам огромное за ответ! Я понаблюдала за дочкой и пыталась делать все, как вы посоветовали. Она начинает запинаться, когда спешит что-то рассказать, или, когда хочет сказать длинную или сложную фразу, или когда чем-то взволнована. Короткие фразы, отдельные слова, она говорит хорошо. Да и в длинных запинается не всегда. Это похоже на то, будто бы она подбирает слова, или ее переполняют эмоции, и она начинает говорить отрывисто, как будто хватая воздух перед каждым словом. Вообще у нее еще очень плохое произношение, она как-то резко стала говорить развернуто. И когда она говорит длинные для нее речи, она как бы делает паузы между словами, будто ищет у себя в головке подходящие слова. А когда говорит быстро, начинает захлебываться, и запинаться. Я прошу ее успокоиться, сказать все заново, не спеша, нараспев, она повторяет, без запинок. Сама с собой вроде бы не запинается. Слоги в словах она не повторяет, т.е так чтобы Та-та-та-таня такого нет, эти спотыкания у нее как-то вообщем, между словами. Очень-очень редко спотыкается внутри слова. Вообще она очень эмоциональная девочка, подвижная, быстро все схватывает. И еще — она «кесаренок», мне делали кесарево сечение, но по моим показаниям, из-за зрения, а беременность протекала легко и хорошо, не было никаких проблем. И еще я сама быстро говорю, мне в институте всегда говорили: «Не тараторь».
> Наталия, подскажите, пожалуйста, Что нам делать? Нужно ли вести доченьку к врачам, или понаблюдать? Норма ли для ее возраста (2,4г) такая речь «взахлеб»? Может ли это быть связано с быстрым развитием речи (за пару месяцев, даже меньше от детских фраз перешла на взрослый язык, предлоги, склонения, союзы появились, стала называть себя «Я», «мне», говорить «тебе», «они», выучили буквы и тд)? Этим летом мы идем в садик, хотим съездить всей семьей на море. Не может ли это повлиять на дочкину речь? Извините, что так сумбурно все написала, мне все говорят, что я преувеличиваю ситуацию, что просто у нее речь не успевает за мыслями, но я вообще «паникер», а когда дело касается дочки, вдвойне. Очень жду Вашего ответа. Заранее спасибо!
Здравствуйте. Несмотря на то, что вы человек впечатлительный и, наверно, склонны к преувеличениям, вы все верно подметили и объективно видите ситуацию. Дейстивтельно, для такой крохи неподъемным грузом оказался скачок в развитии мышления, которое и заставляет речь продвигаться семимильными шагами. Никаких врачей вам не надо, все это в пределах нормы, о заикании речи нет. Мой совет: если есть хоть какая-то возможность, то с садиком подождать. Усугубится ситуация — к гадалке не ходи. Сейчас -уберите все интеллектуальные занятия,только, если дочка сама попросит. Лепите, рисуйте, много гуляйте, разговаривайте с дочкой. Своими разговорами дайте ей почувствовать, что ее никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания ее мысли. Это значит, что не нужно ее ни подгонять, когда паузы появляются, ни подсказывать слово, ни нетерпеливых жестов, просто молча ждать, пока она подберет слова и верную грамматическую форму (из-за этого тоже, кстати, паузы имеют место). То есть живите в таком «санаторно-курортном» режиме. ТВ поменьше, фильтруйте всю информацию, доходящую до дочки. Например, если она сидит в соседней комнате, а папа смотрит кровавые новости, то не обольщайтесь, что дочка ничего не слышит. Все позитивное, слегка заторможенное, все по желанию. Много ей читайте: расширение словаря поможет дочке быстрее находить нужный оборот для выражения мыслей.За своей речью следите неукоснительно: вот как хотите, но чтобы она была медленной, разборчивой;избегайте многословия, фразы короткие и по делу. Чтобы лучше контролировать свою речь, примените дыхательные техники: например, оставшись одна, дышите только через нос и концентрируйтесь на том, как воздух входит через нос и выходит. Если мысли никуда не убегут на 5-6 вдохе — вы большой молодец.Старайтесь, чтобы десять вдохов — а мысли не убежали, вы ощущаете дыхание. Пишите мне периодически. С уважением, Пятибратова Наталия.

Здравствуйте, Наталия! Вот нам уже 2,7 годика. И снова нужен Ваш совет. Речь у дочки стала почти совсем взрослой, т.е. говорит всё, предложения развернутые, сложные, предлоги, союзы, склонения — все как полагается. Правда некоторые звуки не выговаривает, редко, но меняет местами слоги. Меня беспокоит не это. А все те же наши запинки. Причем никогда она не повторяет слоги (типа пе-пе-пе-тух), не повторяет слова (типа пошли пошли пошли в магазин), повторов в ее речи нет. Меня беспокоит то, что когда она пытается мне рассказать какую-нибудь историю, она вставляет между некоторыми словами звуки «а-а», причем говорит взахлеб, как-будто куда-то торопится, очень быстро и эмоционально. Ну, например «А-а давай пойдем завтра в парк, и будем а-а кататься там на тех самолетиках, на которых а-а мы с папой катались в прошлый раз». Причем именно А-а, а не Ааа плавное. Создается такое впечатление, что в голове у нее созрела мысль, она хочет ее побыстрей сказать, торопится, путается, и вот вставляет эти свои А-а. В коротких фразах, которые ей легко даются, таких проблем нет. В остальном все нормально, вот только эта прерывистость и спешка. Она вообще эмоциональная и шустрая девочка. Нормально ли это? Очень нужен Ваш совет, т.к. я очень переживаю, и не знаю, что мне делать. Никто кроме меня (ни муж, ни бабушки-дедушки) проблемы в этом не видят, говорят, что мысли ее опережают речевые возможности, и что я, как обычно, себя накручиваю….. Очень жду вашего ответа, с уважением, Оксана.

Здравствуйте. Расскажите, что из моих рекомендаций вы применили за этот период? Вы живете далеко от Москвы?

Здравствуйте, Наталия) Cейчас мы живем в Воронеже. Все это время я не заостряла внимания на дочкиных запинках, ей они тоже неудобств не причиняют, мультики почти не смотрели (она их не особенно и любит), если только изредка и короткие (Гуси-лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка и тп), на занятиях я не настаиваю — хочет — читаем, лепим, не хочет — она занимается сама игрушками и чем хочет. Телевизор при ней практически не смотрим, в основном вечером, когда уснет. Садик отложили максимально — пошла в него только на прошлой неделе, и то 3 дня проходила и сейчас приболела ОРВИ. Больше откладывать садик нет возможности, т.к. родители за 400 км, муж военный, мне нужно на работу(((. В июне съездили на 2 недели на море, отдых ничего не изменил ни в лучшую, ни в худшую сторону. Иногда мне кажется, что таких «захлебываний» в ее речи становится меньше, а иногда снова начинаю переживать. Когда мы просто болтаем о том о сем, она говорит простые фразы, все хорошо. И еще когда играет сама с собой и разговаривает со своими игрушками, тоже этого нет. Я не знаю, как быть, вдруг это в пределах нормы, а начав таскать ее по врачам, я сделаю только хуже… Может ли это пройти само? Или надо лечить доченьку? Заикание ли это? Ведь нет типичных повторов слогов, слов? Я очень сильно переживаю, извелась уже вся. Обращала на это внимание мужа, родителей и его и своих — они только смеются надо мной и говорят, что это все моя чрезмерная мнительность…

Очень жду ответа.

Здравствуйте. По-прежнему, не вижу большого повода для паники. Если подобные запинки (а-а) в речи проявляются нечасто, никак не влияют на качество общения, не напрягают саму дочку — то нет ничего ужасного. Могу предположить, исходя из ваших слов, что эти а-а, скорее всего, симптомы легкого невроза. Именно поэтому они проявляются, когда дочка особенно напряжена (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбуждена и т.д.Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а ваша дочка слегка запинается между фразами. Давайте поступим так. Когда ей исполнится 3 года — покажитесь логопеду. Жаль, что от Москвы вы далеко живете, потому что тут у нас есть очень неплохой речевой центр «Логопед плюс», который специализируется на заикании. Если у вас будет возможность, привезите туда дочку для консультации. На мой взгляд, если вы соблюдали и соблюдаете все мои рекомендации, то, когда пройдет бурный период развития речи, запиночки сами уйдут. Судя по тому, что этот период у нее начался раньше и ярче обычного, то и закончится он пораньше, думаю, в 3-4 года. С уважением, Пятибратова Наталия.

Спасибо большое, Наталия! Будем и дальше выполнять Ваши рекомендации!

Подскажите пожалуйста ,чем у вас закончилось ?! Что помогло ? Что делали ? У нас точно такая же ситуация

Здравствуйте , не знаю,поздно я сюда или нет , может быть подскажите ,чем всё закончилось ? У нас такая же проблема, сыну 2года и 3 месяца,я напугана ,не знаю что делать, тоже перед словами говорит букву а, не могу понять что это, вроде судорог нет , в общем в ступоре.

Валерия, как у вас дела? Прошло у сыночка запинание? Напишите пожалуйста

lisa.ru