Защитные механизмы и стратегии противостояния стрессу

Механизмы психологической защиты и совладания

Организм человека является сложной динамической системой, непрерывно взаимодействующей с внешней средой и изменяющей свое внутреннее состояние. Сохранение гомеостаза, равновесия внутри организма, между организмом и окружающей средой определяется не только физиологическими и биохимическими процессами, но и психологическими. Важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья, является адаптированная психическая деятельность.

В ответ на действие вредоносных факторов в организме запускаются механизмы физиологической защиты, направленные на восстановление нарушенного гомеостаза. Аналогично действуют психические адаптивные процессы в ситуации конфликта и высокого эмоционального напряжения, предохраняющие сознание и психику в целом от болезненных чувств и воспоминаний. Адаптивные механизмы, направленные на снижение патогенного эмоционального напряжения и предохраняющие от развития психических и психосоматических нарушений, представляют собой механизм психологической защиты.

Представление о механизмах психологической защиты сформировалось в рамках психоаналитического направления в психологии. Они выступали как средство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых сохраняется интегративность и адаптивность личности. Эта концепция в рамках психоанализа подвергалась определенным изменениям.

В современном представлении механизмы психологической защиты – это способ борьбы против болезненных, непереносимых для субъекта переживаний. Защитная перестройка направлена на быстрое снижение уровня эмоционального напряжения (способствуя хотя и временному, но определенному лечебному эффекту), предотвращая дальнейшее развитие психологических и физиологических нарушений. При этом механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психического здоровья и целостности личности. Возникающие в стрессовых, кризисных и других конфликтных ситуациях чувства тревоги, страха, гнева, стыда, фрустрация, связанная с блокированием значимой потребности, и др., запускают механизмы психологической защиты в це­лях ослабления психического дискомфорта и сохранения соответствующего уровня самооценки. В этом случае цена психического здоровья – искаженная действительность, искаженный образ «Я», искаженный внешний мир. Механизмы психологической защиты формируются первоначально в межличностных отношениях, затем становятся внутренними характеристиками человека, т.е. происходит научение тем или иным защитным формам поведения.

Таким образом, основной функцией механизмов психологической защиты является сохранение личностной целостности, психического здоровья, определенного «Я»-образа; регуляция межличностных отношений.

Адаптивный процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологической защиты, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие – на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация).

Основными проявлениями защитных механизмов являются:

– импульсивность, т.е. механизмы психологической защиты не зависят от воли;

– искажение или отрицание реальности;

– отсутствие осознания субъектом своих защитных форм поведения.

То, какие защитные механизмы будут преобладать у конкретного человека, определяется его индивидуальным опытом. Частое использование механизмов психологической защиты приводит к дезадаптивным стереотипам, ригидности мышления, поведения, переживаний. Такие защитные механизмы становятся патологическими.

Наиболее распространенные и важные механизмы психологической защиты могут быть представлены в виде нескольких групп.

Первую группу составляют защитные механизмы, которые объединяет отсутствие переработки содержания психотравмирующей информации, т.е. того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или отрицанию.

Вытеснение – устранение из области сознания болезненных, противоречивых чувств и воспоминаний, неприемлемых желаний и мыслей в бессознательное, вследствие чего психотравмирующая информация не осознается па­циентом. Проблема из психики не удаляется, поэтому травмирующее влияние проблемы на психику и эмоциональное напряжение сохраняются. Вытеснение проявляется в оговорках, описках, шутках. Вытесненные переживания часто являются причиной так называемых немотивированных поступков. Человек, использующий психологическую защиту вытеснение, напоминает лгуна, который хочет скрыть от других ситуации, в которых он проявил себя не с лучшей стороны. Вытеснение наименее дифференцированный и нередко малоэффективный способ защиты, но в той или иной мере он присоединяется к действию всех других защитных механизмов.

Близкими к описанному способу защиты считаются механизмы перцептивной защиты (автоматические реакции невосприятия при наличии болезненного расхождения между поступающей и имеющейся информацией), подавление (ограничение действий и мыслей, чтобы избегать тех, которые могут вызвать тревогу, отвлечение внимания от осознаваемых конфликтов), блокирование (временная задержка эмоций, мыслей или действий, вызывающих тревогу), отрицание (избегание травмирующих психику мыслей, чувств; непризнание, отвергание ситуаций, конфликтов; игнорирование болезненной реальности, фактов).

Отрицание действует, когда человек не желает чего-то признавать. Чаще всего врачам приходится сталкиваться с механизмом психологической защиты типа отрицания при угрожающих жизни или социальному статусу человека заболеваниях (онкологических, психических). Отрицание лежит в основе анозо­гно­зи­ческого типа отношения к болезни.

Например, женщина с симп­то­мами, которые могут являться проявлением рака молочной железы, может думать так: «Это ничего, я уверена, что мне ничего не грозит», либо: «Я ничего не чувствую, это меня не беспокоит». При этом имеет место выражение невербальных признаков тре­воги. Естественно, что такая пациентка окажется в группе лиц, поздно обра­тившихся за медицин­ской помощью. В некоторых случаях отрица­ние может поло­жи­тельно влиять на процесс выздоров­ления после хирурги­ческих вме­шательств. Отрицание угрожающих аспектов операции, ограни­чение зна­ний о ходе ее течения и возмож­ных осложнениях, отказ от вопросов, связан­ных с операцией, умень­ша­ет риск невротизации после операции и открывает простор для быстрой послеоперационной реабилитации.

Вторая группа механизмов психологической защиты связана с преобразованием (искажением) содержания мыслей, чувств, поведения больного.

Рационализация – механизм психологической защиты, посредством которого индивид оправдывает свои неудачи или переживания через снижение ценности недоступного для личности опыта. Классическим примером механизма рационализации является логическое объяснение детей, почему они опоздали на урок. Она проявляется в псевдообъяснении больным собственных неприемлемых желаний, убеждений и поступков с целью самооправдания, так как осознание истинного их содержания может привести к снижению чувства собственной ценности, повышению тревоги и другим отрицательным переживаниям.

Данный механизм психологической защиты предусматривает своего рода само­обман, когда имеет место бессознательная попытка разумно и выгодно обосновать какую-либо нелепую идею, свои отрицательные поступки, интерпретировать по-своему негативные личностные черты (например: агрессивность как активность, безразличие как независимость, скупость как бережливость). Человек, не вступившийся за несправедливо обиженного, заявляет, спасая свое самоуважение, что не знал, не успел или оправдывает свой неблаговидный поступок во имя каких-то общих интересов («с волками жить – по-волчьи выть»). Отказывается от решения семейных проблем, объясняя их, как характерных для современной семьи и не зависящих от одного члена семьи.

Интеллектуализация – механизм психологической защиты, при котором преобладает «умственный» способ переживания конфликтов, неосознаваемый контроль над своим эмоциями, чувствами и желаниями посредством размышления, рассуждения вместо их непосредственного переживания. Характерным признаком является чрезмерно рассудочный способ представления и попытки решения конфликтных тем без ощущения связанных с ситуацией аффектов. В ответ на реакцию страха на возникшее заболевание и его исход больной собирает информацию о заболевании и прогнозе, изучает механизм действия лекарственных препаратов, что дает субъективный контроль над ситуацией и снижает эмоциональное напряжение.

Близким к описанному способу защиты является механизм изоляции, посредством которого психотравмирующая ситуация в сознании предстает в отрыве от эмоций. Механизм изоляции состоит в отделении эмоций от конкретного психического содержания, в результате чего последнее вытесняется или связывается с другим, менее значимым, представлением, и тем самым достигается снижение эмоционального напряжения.

Следующий в этой группе защитный механизм – реактивное образование, или образование противоположной реакции, посредством которого происходит изменение неприятной, непереносимой для сознания, тенденции на противоположную. Например, человек с вытесняемой враждебностью по отношению к окружающим неосознанно принимает установку и поведение послушного и уступчивого. Так, жена, которую часто бьет муж, заявляет: «Бьет – значит любит». Подчиненный, который в глубине души ненавидит своего начальника, в присутствии последнего становится подчеркнуто вежливым.

Смещение – перенос сильных чувств с одного объекта на другой.

Механизм смещения проявляется в том, что реальный объект, на который могли быть на­правлены негативные чувства, заменяется более безопасным (например, сдерживаемая агрессия в отношении авторитетного лица перемещается на других, зависимых от него, людей). Этот механизм весьма распространен в обыденной жизни, где люди выплёскивают эмоции на более близкого человека либо на более слабого. Например, неприят­ности на работе и унижения со стороны начальника приводят к вымещению накопившейся агрессии на членов семьи. В рамках этого механизма возникло расхожее выражение «козел отпущения» (о человеке на которого смещаются отрицательные эмоции).

В отличие от механизма смещения при идентификации происходит отождествление себя с более сильной или значимой личностью. В частности, в зависимости от ассоциируемого с человеком чувства страха или любви имитируется агрессивная или дружелюбная манера поведения. Этот механизм психологической защиты наиболее ярко проявляется в детском и подростковом возрасте. Известно, что ребенок, подвергшийся жестокому обращению или насилию, впоследствии сам становится агрессором и насильником. В основе этого лежит идентификация с объектом агрессии.

В случае защитного механизма проекции происходит приписывание собственных неприемлемых мыслей, чувств, желаний, черт характера другим людям. Человек при этом может признавать наличие у него негативных черт, но считает ответственными за их возникновение других. Сущность этого механизма защиты раскрывается в высказывании: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а брев­на в твоем глазе не чувствуешь?». Люди, склонные к защитной проекции, отличаются низкой самооценкой, необъективными знаниями о себе, устремленностью в прошлое, наличием неприемлемых мотивов, желаний.

Третью группу способов психологической защиты составляют механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения. К ним относится защитный механизм реализации в действии, при котором аффективная разрядка осуществляется посредством раз­личных движений, действий. Данный механизм составляет основу раз­вития психологической зависимости от психоактивных веществ, гиперфагии, гневной агрессии, суицидальных попыток у демонстративно-возбудимых личностей.

Защитный механизм соматизации тревоги или какого-либо отрицательного аффекта проявляется в психовегетативных и конверсионных синдромах. Соматизация тревоги – это превращение психоэмоционального напряжения в телесный болезненный симптом. У студента, испытывающего тревожный страх перед экзаменом, может развиться функциональное соматическое расстройство, например кардиальный синдром с неприятными ощущениями в области сердца, частым сильным сердцебиением или церебральный – с головными болями, головокружением, гастралгический, абдоминальный и др. Если данный механизм психологической защиты будет преобладать в различных ситуациях, может развиться психосоматическое заболевание.

К защитным механизмам личности относится сублимация – превращение энергии социально неприемлемых инстинктивных импульсов в социально приемлемые виды деятельности. В этом случае нерастраченная энергия либидозных и разрушительных инстинктов направляется на учебу, в науку, спорт, политику, искусство и др.

К четвертой группе могут быть отнесены механизмы психологической защиты манипулятивного типа. При защитном механизме регрессии происходит возвращение к характерным для раннего периода развития человека инфантильным личностным реакциям, проявляющимся в демонстрации беспомощности, зависимости, детскости поведения. Таким образом, происходит уменьшение тревоги и уход от требований реальной действительности. Проявлением крайней степени регрессии являются истерические психозы.

Посредством механизма фантазирования человек при­украшивает себя и свою жизнь, повышая тем самым свою самооценку и устанавливая контроль над окружением. В своих фантазиях человек может быть кем угодно, поступать так, как хочется. Данный механизм формирует способность к прогнозированию будущего.

Известен также защитный механизм «ухода в болезнь», при котором болезненным состоянием человек оправдывает свою несостоятельность, уход от ответственности и необходимости самостоятельно решать проблемы.

Общепринятой классификации механизмов психологической защиты до сих пор не существует, и список защитных механизмов может быть продолжен. Защитные механизмы в некоторой мере способствуют стабилизации «Я» личности больного, но приводят к неадаптивной ригидности его поведения, ограничивают возможности вскрытия и разрешения внутриличностного конфликта. В системе адаптивных реакций пациента механизмы психологической защиты тесно связаны с механизмами совладаниякак активными, преимущественно сознательными усилиями больного, направленными на овладение ситуацией или проблемой.

При диагностике механизмов психологической защиты в последние годы широко используется экспериментально-психологическая методика «Индекс жизненного стиля». Этот опросник, адаптированный в Институте им. В.М. Бехтерева, позволяет оценить частоту использования индивидом в повседневной жизни того или иного защитного механизма и выявить свойственную ему структуру защитного реагирования. Опросник определяет выраженность восьми основных механизмов «Эго»-защиты: вытеснение, отрицание, проекция, интеллектуализация, реактивное образование, регрессия, компенсация, замещение.

Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, т.е. механизмов приспособления организма, которые могут быть успешными или неуспешными. Психологические механизмы сознательного совладания с ситуацией названы копинг-механизмами.

Впервые термин «coping» был использован L. Murphy (1962) в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относилось стремление личности, направленное на решение определенной проблемы или овладение трудной ситуацией.

В последующем понимание копинг-механизма было тесно связано с исследованиями психологического стресса. R.S. Laza­rus (1966) определял копинг-механизмы как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе физическому, личностному и социальному благополучию.

В теории копинг-поведения выделяются базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание. Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить aльтep­нaтивныe решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно совладать со стрессовой ситуацией. Отмечаются некоторые половые и возрастные различия в особенностях социальной поддержки. Молодые пациенты наиболее важным в социальной поддержке считают возможность обсуждения своих переживаний, а пожилые – доверительные отношения. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания может рассматриваться как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах.

Механизмы приспособления личности к болезни на разных этапах заболевания и его лечения чрезвычайно многообразны – от активных, гибких и конструктивных, до пассивных, ригидных и дезадаптивных. Типы копинг-механизмов могут проявляться когнитивными, эмоциональными и поведенческими стратегиями функционирования личности больного.

К когнитивным стратегиям относятся следующие копинг-механизмы:

1) отвлечение или переключение мыслей на другие, «более важные», темы, чем болезнь;

2) принятие болезни как чего-то неизбежного, проявление определенной философии стоицизма;

3) диссимуляция болезни, игнорирование, снижение ее серьезности, даже подшучивание над болезнью;

4) стремление не показывать своего болезненного состояния другим;

5) проблемный анализ болезни и ее последствий, поиск соответствующей информации, расспрос врачей, обдумывание, взвешенный подход к решениям;

6) относительность в оценке болезни, сравнение с другими больными, находящимися в худшем положении;

7) религиозность, стойкость в вере («со мною Бог»);

8) придание болезни значения и смысла, например отношение к болезни как к вызову судьбы или проверке стойкости духа;

9) самоуважение – более глубокое осознание собственной ценности как личности.

Эмоциональные стратегии копинг-механизмов проявляются в виде: переживания протеста, возмущения, противостояния болезни и ее последствиям; эмоциональной разрядки – отреагирования чувств, вызванных болезнью, например плачем; изоляции – подавления, недопущения чувств, адекватных ситуации; пассивного сотрудничества – доверия с передачей ответственности психотерапевту; покорности, фатализма, капитуляции; самообвинения, возложения вины на себя; переживания злости, раздражения, связанных с ограничением жизни болезнью; сохранения самообладания – равновесия, самоконтроля.

Поведенческими стратегиями копинг-механизмов являются следующие: отвлечение – обращение к какой-либо деятель­ности, уход в работу; альтруизм – забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план; активное избегание – стремление избегать «погружения» в процесс лечения; компенсация – отвлекающее исполнение каких-то собственных желаний, например покупка чего-то для себя; конструктив­ная активность – удовлетворение какой-то давней потребности, например, совершить путешествие; уединение – пребывание в покое, размышление о себе; активное сотрудничество – ответственное участие в диагностическом и лечебном процессе; поиск эмоциональной поддержки– стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.

Копинг-поведение, наряду с механизмами психологической защиты, рассматривается как важнейшая форма адаптационных процессов и реагирования индивидов на стрессовые ситуации. По степени адаптивных возможностей копинг-поведения распределяются на адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.

При исследовании механизмов совладания применяется опросник E. Heim, а также психодиагностическая методика «Индикатор стратегий преодоления стресса», созданная J.H. Amir­han(1990) и адаптированная В.М. Ялтонским в 1994 г. Методика представляет самооценочный опросник, определяющий базисные копинг-стратегии (разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание) и их выраженность – структуру совладающего со стрессом поведения.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 594 . Нарушение авторских прав

studopedia.info

Золотые правила поведения в стрессовых ситуация

Стрессовая ситуация и стрессоустойчивость

Стресс – это реакция организма на нервно-психическое напряжение, вызванное чрезвычайной (или стрессовой) ситуацией, позволяющая мобилизовать защитные механизмы. В бытовом понимании под стрессом подразумевают сами психологические, умственные, физические нагрузки, приводящие с сильному внутреннему напряжению. Стрессоустойчивость – это способность организма справляться с этими перегрузками, стрессоустойчивость в себе можно развивать. Последствия стрессовой ситуации бывают двух видов: эустресс (приятный стресс, например, переживания невесты во время свадебной церемонии или ожидание ребёнком своего Дня рождения) и дистресс (негативные последствия неприятных переживаний). Даже приятный стресс способен привести к негативным последствиям, вспомните царицу из сказки Пушкина: «восхищенья не снесла и к обедне умерла». Повышение по службе, примирение после ссоры с супругом, и даже летний отдых, во время которого человек лишается привычной необходимости постоянно что-то делать, может стать стрессовой ситуацией. Но больше всего неприятностей доставляет именно дистресс. Список негативных следствий предельной концентрации гормонов стресса огромен: от дегенерации клеток мозга до онкологических заболеваний. Исключить стрессовые ситуации из своей жизни невозможно, но можно научиться эффективно управлять такими ситуациями и правильно строить линию своего поведения.

Копинг-стратегии, как способ борьбы со стрессом

В последнее время всё больше распространяется копинг – это специальные поведенческие стратегии, которых следует придерживаться в тех или иных жизненных ситуациях, чтобы противостоять стрессу. Методам психологической защиты или копинг-стратегиям и их применению обучают на специальных тренингах, в последнее время крупными компаниями практикуется обучение своих сотрудников методам противостояния стрессу. Что же представляют собой эти стратегии? В чём их минусы и плюсы?

Копинг-стратегии

Первая стратегия. Она заключается в формировании агрессивной установки по отношению к сложным жизненным ситуациям. Стрессовые ситуации следует воспринимать как вторжение вражеской армии в свою жизнь, и эту армию надо победить или уничтожить. Такая стратегия хорошо работает, когда стрессовую ситуацию создаёт человек или группа лиц. Например, в случаях мобинга — офисной травли. В таком случае энергия будет иметь чёткое направление и стратегия сработает наиболее эффективно.

Минусы: человек, поведение которого выстроено по стратегии агрессии рискует сам «перегнуть палку» и из жертвы превратится в тирана. К тому же, когда ситуация не имеет чёткой персонификации противостояние превращается в бой с ветряными мельницами, который изматывает и усиливает стресс.

Вторая стратегия — удаление от проблемы или дистакнционирование. На ситуацию следует смотреть как бы через стекло, как будто просматриваете киноленту. Такой подход очень эффективен, когда имеешь дело с психологическим вампиризмом. Отстраняясь, мы перестаём реагировать на вампира, как на реальный объект, и тем самым лишаем его энергетической подпитки в виде наших реакций и откликов.

Минус: эту стратегию невозможно применять в качестве реакции например на болезни собственные или близких людей, материальные затруднения и т.п.

Третья стратегия – самоконтроль, жесткий и всесторонний. Любые спонтанные проявления характера или необдуманные действия исключены. Навык тотального самоконтроля бывает неоценимым в форс-мажорах ситуациях: от финансового краха компании до природных катаклизмов. Очень эффективно работает во время ссор и эмоциональных спорах, тот у кого ясная голова и взвешенные суждения имеет неоспоримое преимущество.

Минусы: с помощью самоконтроля трудно противостоять агрессивному натиску оппонента; постоянное подавление своих эмоций также провоцирует проблемы в психоэмоциональной сфере.

Четвертая стратегия. Социальная стратегия, поиск союзников, обращение за помощью к другим людям. Помните фильм «Одиннадцать друзей Оушена»? Вот пример блестящей реализации социальной стратегии для решения сложной жизненной проблемы (ведь перед героем стояла задача не только ограбить казино, но и вернуть любимую женщину!). Терапия социумом помогает справиться с сильным потрясением или горем, например, развод или смерть близкого человека.

Минус: не может использоваться постоянно, потому что в обыденной жизни имеет вид простого перекладывания своих проблем на чужие плечи..

Пятая стратегия. Стратегия принятия ответственности. При современной инфантильности общества навыки этой стратегии поведения будут полезны практически каждому второму. Этот путь учит принимать зрелые, взвешенные решения, признавать свои ошибки и анализировать их с целью извлечения из них опыта.

Минус только один постоянное чувство ответственности за всех и вся – неимоверный прессинг, выдержать который не каждому под силу. Это прямой путь к развитию неврозов и депрессий.

Шестая стратегия. Плановое решение проблемы. В любой ситуации вырабатывается чёткий план действий, это создаёт ощущение контроля над проблемой.

Минус состоит в том, что довольно часто проблема находится вне пределов возможностей контроля.

Седьмая стратегия — это стратеги позитивного мышления. Всё что не делается, всё к лучшему. Любую неприятность можно осмыслить в позитивном ключе, найти в ней высший смысл и потенциал для новых возможностей.

ВНИМАНИЕ! Чувствуете одиночество? Теряете надежду найти любовь? Желаете наладить свою личную жизнь? Вы найдете свою любовь, если будете использовать одну вещь которая помогает Мэрилин Керро, финалистке трех сезонов Битвы Экстрасенсов.
Подробнее.

Минусы в преддверии катастрофы надо не смиряться и искать позитивные тенденции, а хотя бы попытаться её предотвратить.

В крайнем случае, всегда можно применить против стрессовой ситуации метод страуса – голову в песок и во всех смыслах отстраниться от проблемы. Но это вариант во всех отношениях крайний, когда сил ни на что иное больше нет. Таким образом, копинг представляет массу вариантов противостояния стрессовой ситуации, но наиболее эффективно освоить их позволяет психологический тренинг в группе.

ladyspecial.ru

Механизмы совладания

Копинг-механизмы

Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию.

Впервые термин «coping» был использован Мерфи (Murphy L.) в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой.

В последующем понимание копинг-механизмов было тесно связано с исследованиями психологического стресса. Лазарус (Lazarus R. S., 1966) определял копинг-механизмы как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести заболевания) физическому, личностному и социальному благополучию.

В теории копинг-поведения, основанной на работах когнитивных психологов Лазаруса и Фолькмана (Lazarus R., Folcman S., 1984, 1987), выделяются базисные копинг-стратегии:

  • «разрешение проблем»,
  • «поиск социальной поддержки»,
  • «избегание»,
  • базисные копинг-ресурсы: Я-концепция, локус контроля, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы.
  • Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, тем самым способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья.

    Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно совладать со стрессовой ситуацией.

    Отмечаются некоторые половые и возрастные различия в особенностях социальной поддержки. В частности, мужчины чаще обращаются за инструментальной поддержкой, а женщины — как за инструментальной, так и за эмоциональной.

    Молодые пациенты наиболее важным в социальной поддержке считают возможность обсуждения своих переживаний, а пожилые — доверительные отношения.

    Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах (Ялтонский В. М., 1994).

    Одним из основных базисных копинг-ресурсов является Я-концепция, позитивный характер которой способствует тому, что личность чувствует себя уверенной в своей способности контролировать ситуацию.

    Интернальная ориентация личности как копинг-ресурс позволяет осуществлять адекватную оценку проблемной ситуации, выбирать в зависимости от требований среды адекватную копинг-стратегию, социальную сеть, определять вид и объем необходимой социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, принятию ответственности за происходящие события.

    Следующим важным копинг-ресурсом является эмпатия, которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко оценивать проблему и создавать больше альтернативных вариантов ее решения.

    Существенным копинг-ресурсом является также аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности, так и в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться с ними.

    Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную, информационную, дружескую и материальную социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений.

    Успешность копинг-поведения определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитые когнитивные ресурсы позволяют адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления.

    Была сделана попытка объединить в единое целое защитные механизмы и копинг-механизмы. При постановке психотерапевтических задач такое объединение адаптивных реакций личности представляется целесообразным, так как механизмы приспособления личности к болезни на разных этапах заболевания и его лечения чрезвычайно многообразны — от активных гибких и конструктивных до пассивных, ригидных и дезадаптивных механизмов психологической защиты.

    Цели копинг-механизмов могут быть различными у пациента, психотерапевта и лиц из ближайшего окружения больного.

  • Пациент заинтересован в обретении психического равновесия, ослаблении и устранении болезненных расстройств, эффективном приспособлении к жизни при проявлениях болезни и ее последствиях в случае хронического течения заболевания, оптимальной адаптации к требованиям лечения.
  • Основными целями использования психотерапевтом копинг-механизмов пациента является развитие позитивного отношения к мотивации больного к лечению, его активное сотрудничество в терапии, эмоциональная устойчивость и терпеливость в процессе терапии.
  • Лица из ближайшего окружения пациента ожидают от него сохранения прежнего статуса в семье и на работе, поддержания социальных контактов.

Психотерапевту важно учесть все это многообразие целей для развития разнонаправленных копинг-механизмов.

Типы (модальности) копинг-механизмов могут проявляться когнитивными, эмоциональными и поведенческими стратегиями функционирования личности больного.

К когнитивным стратегиям относятся следующие копинг-механизмы:

1) отвлечение или переключение мыслей на другие, «более важные» темы, чем болезнь;

2) принятие болезни как чего-то неизбежного, проявление своего рода определенной философии стоицизма;

4) сохранение апломба, стремление не показывать своего болезненного состояния другим;

6) относительность в оценке болезни, сравнение с другими, находящимися в худшем положении;

8) придание болезни значения и смысла, например отношение к болезни как к вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.;

9) самоуважение — более глубокое осознание собственной ценности как личности.

Эмоциональные стратегии копинг-механизмов проявляются в виде:

  • переживания протеста, возмущения, противостояния болезни и ее последствиям;
  • эмоциональной разрядки — отреагирования чувств, вызванных болезнью, например, плачем;
  • изоляции — подавления, недопущения чувств, адекватных ситуации;
  • пассивного сотрудничества — доверия с передачей ответственности психотерапевту;
  • покорности, фатализма, капитуляции;
  • самообвинения, возложения вины на себя;
  • переживания злости, раздражения, связанных с ограничением жизни болезнью;
  • сохранения самообладания — равновесия, самоконтроля.
  • Поведенческими стратегиями копинг-механизмов являются следующие:

    1) отвлечение — обращение к какой-либо деятельности, уход в работу;

    2) альтруизм — забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план;

    3) активное избегание — стремление избегать «погружения» в процесс лечения;

    4) компенсация — отвлекающее исполнение каких-то собственных желаний, например покупка чего-то для себя;

    5) конструктивная активность — удовлетворение какой-то давней потребности, например совершить путешествие;

    6) уединение — пребывание в покое, размышление о себе;

    7) активное сотрудничество — ответственное участие в диагностическом и лечебном процессе;

    8) поиск эмоциональной поддержки — стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.

    Наряду с Бернским опросником «Способы преодоления критических ситуаций» Хайма (Heim Е.), описанным выше, при исследовании механизмов совладания применяется также психодиагностическая методика «Индикатор стратегий преодоления стресса», созданная Амирханом (Amirhan J. Н.) в 1990 г. и адаптированная В. М. Ялтонским в 1994 г. Методика представляет собой самооценочный опросник, определяющий базисные копинг-стратегии (разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание) и их выраженность — структуру совладеющего со стрессом поведения.

    Из описания копинг-механизмов видна, с одной стороны, их близость к защитным механизмам, а с другой — их различие по параметру активности (конструктивности) — пассивности (неконструктивности).

    Наиболее продуктивными из них при проведении психотерапии являются:

  • активное сотрудничество пациента в диагностическом и лечебном процессе,
  • активный поиск поддержки в терапевтической и социальной среде,
  • проблемный анализ болезни и ее последствий,
  • разумная степень игнорирования болезни и юмористический подход к ней (определенное дистанцирование в отношении к проявлениям заболевания),
  • стоицизм и терпеливость,
  • сохранение самообладания,
  • противостояние болезни,
  • эмоциональная разрядка,
  • альтруизм.
  • Нередко психотерапевту трудно проводить конструктивную модификацию механизмов психологической защиты или их устранение, даже если он создает устойчивую эмпатическую коммуникацию с пациентом, которая ослабляет и снижает необходимость использования им защиты. В этом случае наиболее целесообразен акцент в психотерапевтической работе на поддержание и развитие у пациента копинг-механизмов. опубликовано econet.ru

    Б. Д. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия

    econet.ru