Застенчивость или аутизм

Ольга Никольская: «Аутизм при пристальном взгляде, бывает, усматривается и там, где можно было бы думать лишь об особенностях характера ребенка»

Доктор психологических наук, исследователь из Института коррекционной педагогики Ольга Никольская — о том, что отличает аутизм от простых особенностей поведения, как ученые объясняют одаренность некоторых людей с аутизмом и каким образом общество реагировало на «особых детей» 40 лет назад

— Складывается впечатление, что в последние 30 лет людей с аутизмом стало рождаться больше, чем раньше.

— Действительно, раньше аутизм считался редкой, даже экзотической проблемой, а теперь мы встречаемся с ним чаще. Пока, правда, еще не очень понятно, становится он более распространенным или просто мы лучше его выявляем. По крайней мере по опыту мы знаем, что во многих регионах нашей страны даже специалисты искренне считают, что таких детей у них нет, пока кто-то действительно не начинает заниматься этой проблемой, и тут же оказывается, что нуждающихся в помощи детей с аутизмом много. Выявляется не только чистый синдром аутизма, но и целый круг расстройств аутистического спектра. С одной стороны, черты аутизма находят у детей с другими тяжелыми нарушениями развития, и это важно, потому что лучше становится понятно, в чем им надо помогать, с другой — аутизм при пристальном взгляде, бывает, усматривается и там, где можно было бы думать лишь об особенностях характера ребенка. Многое зависит от того, где мы сами устанавливаем границы нормального: где черты аутизма, а где черты индивидуальности. Поскольку аутизму сейчас в мире уделяется очень много внимания, эти границы сейчас растянуты. Это временное и неизбежное явление, когда какое-либо заболевание попадает в центр внимания.

Мы не знаем еще, объективное или субъективное, но ощущение надвинувшейся эпидемии аутистических расстройств существует и заставляет думать о проблемах экологии, о неорганизованных потоках информации, с которыми любому ребенку трудно справиться, о том, что матери все раньше возвращаются на работу или вообще не отрываются от нее.

— А что выделяет именно аутизм как нарушение развития?

— Если говорить о самом главном, то это, с одной стороны, огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, их нельзя путать с обычной застенчивостью или с несговорчивостью и не надо связывать с отсутствием потребности в общении. Ребенку действительно трудно принять ласку, утешиться у мамы на коленях, разделить с ней игру, взаимно координировать внимание, вести диалог. Понятно, как это мешает развитию. С другой стороны — трудность приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, отсутствие радости от новизны, исследования. И это тоже нельзя спутать с индивидуальной склонностью к устойчивому порядку. Ребенок с аутизмом часто так сопротивляется незначительным изменениям, будто от этого зависит его жизнь. В общем, нарушается развитие отношений не только с людьми, но и вообще с окружающим миром.

«Природа необязательно компенсирует аутизм каким-то даром»

— На какие типы делится аутизм?

— Во всем мире степень нарушения развития при аутизме принято оценивать по уровню достижений ребенка в интеллектуальном и речевом развитии, по тому, насколько он способен общаться с другими, как осваивает бытовые умения и навыки социальной жизни. Мы думаем, что можно пытаться оценить глубину самого аутизма по его качеству и характеру стремления ребенка к постоянству в окружающем. Есть дети, аутизм которых проявляется как отрешенность от людей, они вообще мало реагируют на происходящее, другие активно сопротивляются вовлечению во взаимодействие и отчаянно отстаивают неизменность в окружении, у третьих аутизм больше выражается в захваченности собственными переживаниями, в утверждении своей линии поведения, полной неспособности договариваться; четвертые легче вступают в контакт, но проявляют серьезные трудности в самой организации взаимодействия, они осваивают правила, нормы социального поведения, но следуют им очень негибко, стереотипно. И эти характеристики очень тесно и точно связаны с уровнем когнитивного, речевого развития ребенка.

— Но если оставить ребенка в этой «удобной» для него среде, ему будет от этого только хуже?

— Если думать только об удобстве и комфорте ребенка, вряд ли можно помочь ему в развитии. Часто кажется, что дело только в установлении контакта: пробился к ребенку, и дальше все будет хорошо. На самом деле с установлением контакта работа только начинается. Но если он возникает, мы в состоянии помочь детям начать постепенное усложнение отношений с миром, детализировать их, не разрушая при этом кардинально тех условий, к которым они привыкли. Основная трудность такого ребенка, даже самого умного, — это фрагментарность его представлений об окружающем. Они могут очень много знать в отдельных областях, но не представлять самых простых бытовых связей. У них другие градации простого и сложного, и часто помогать им надо как раз в том, что нам кажется самым простым. Например, учить понимать, почему люди смеются, что такое шутка, учить понимать, что другие люди могут вести себя по своей логике, и на это у них есть свои внутренние причины.

— Есть расхожее мнение, что у людей с аутизмом часто бывает особый дар, талант в какой-то области.

— Природа необязательно компенсирует аутизм каким-то даром. Мы встречались с музыкально, художественно, лингвистически, даже математически одаренными людьми с аутизмом. В жизни человек может испытывать трудности в использовании речи и в то же время иметь чувство формы языка, быть абсолютно грамотным, причем не только в родном языке. Про таких людей могут говорить, что они свой родной язык изучают как иностранный.

«раньше встречались семьи, которые выходили гулять с детьми только в ночное время, чтобы никто из соседей не видел»

— Ученые как-нибудь объясняют одаренность, о которой вы говорите?

— Пытаются и связывают ее с особым типом организации информации, характерным для аутизма. Что-то они могут лучше нас, обычных людей, но эти крайне выраженные способности не уравновешиваются или мало уравновешиваются другими, необходимыми для реализации таланта. Как пишет про себя одна умная женщина, пережившая похожие трудности в детстве: я была умна, но не сообразительна. Дети могут увлекаться схемами, упорядочивающими структурами, но затрудняться в импровизации, в «приблизительном» фантазировании. Но мы ведь сейчас говорим о верхушке одаренных и высокоинтеллектуальных людей с аутизмом, а надо помнить, что в большинстве случаев это все же тяжелое особое нарушение психического и социального развития. Это в большинстве не «интересные» люди, а люди, нуждающиеся в поддержке и помощи, так же, как их близкие.

— Существует еще одно убеждение: аутизм можно лечить медикаментозно.

— В настоящее время не существует такой таблетки или укола, который вылечил бы детский аутизм. Но полностью отказываться от лечения тоже неразумно, потому что в каких-то случаях ребенку нужно и медикаментозное сопровождение. Сейчас понятно, что аутизм — это не только трудности психического развития, но и физического созревания, что требует по крайней мере внимательного врачебного наблюдения. Нам попадаются семьи, которые ориентируются только на врачей, семьи, отвергающие лечение. Но я думаю, что когда дело касается ребенка, не стоит быть слишком принципиальным: прежде всего — его нужды.

— Вы работаете с 1970 года. Что-то поменялось в людях, которые к вам обращаются?

— Сейчас приходят гораздо раньше и с проблемами, которые только начинают складываться. И соответственно, с маленькими детьми легче работать. Реже встречаются уже сложившиеся, хрестоматийные случаи, родители уже больше знают про аутизм, раньше начинают помогать.

— А поменялось ли отношение посторонних людей?

— Когда мы только начинали работать, встречались семьи, которые выходили гулять с детьми только в ночное время, чтобы никто из соседей не видел. Сейчас с этим стало гораздо проще — это говорит, что и отношение соседей изменилось. Мы с нашими детьми ездили на экскурсии, в путешествия — и чаще всего встречали понимание. Людям, которые сами не сталкивались с аутизмом, хочется сказать: пожалуйста, будьте осторожны и тактичны, если видите на улице маленького капризного ребенка и его «бестолковую» молодую маму. Может быть, все так и есть, а может быть, и нет. Ребенок с аутизмом обычно внешне абсолютно здоров, часто даже очень симпатичный, и люди думают, что все дело в дурном воспитании. Это может быть не так, и ваше замечание может спровоцировать и закрепить срыв в его поведении. Понимание, наоборот, поможет маме дать ребенку опыт выхода «в свет», и в следующий раз они оба будут более уверены в себе.

bg.ru

Застенчивый ребенок

Застенчивого ребенка распознать несложно. Он обычно молчалив, говорит тихо, в глаза не смотрит, близко не подходит и при любом случае пытается скрыться из поля зрения взрослых. Причины такого поведения ребенка бывают разные. Давайте разберемся!

Замкнутость. Замкнутость чато путают с застенчивостью, но это абсолютно разные вещи. Замкнутые дети стремятся быть в одиночестве или общаться только с близкими людьми (мамой, папой). Подобное поведение может быть вариантом нормы, но может указывает на развитие аутизма. Обратите внимание на эти тревожные сигналы: ребенок неохотно и мало разговаривает, совершает навязчивые действия (раскачивается на стуле, теребит прядь волос и т.д), не смотрит в глаза. Если вы видите эти симптомы у своего ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом. Если это не аутизм, то ребенок просто замкнутый.

Так же не стоит путать замкнутость с интровертностью. Интроверт — это тип личности, ориентированный «внутрь» себя. Интровертность — это не патология, а свойство личности, особенность темперамента. Что делать? Если ваш ребенок интроверт, то это не подлежит изменению, как бы сильно вы этого не хотели. Это природная предрасположенность. Для интровертов более комфортно находиться в одиночестве, наедине со своими внутренними размышлениями, творчеством или переживаниями. Для того, чтобы отличить одно от другого, потребуется помощь психолога, который путем тестов и наблюдений сможет сделать вывод.

Если же речь идет о замкнутости, то в первую очередь следует пересмотреть поведение взрослых и их отношение к ребенку, часто именно они становятся причиной детской замкнутости. Как вести себя взрослым в этом случае?

  • Ребенка следует воспринимать таким, какой он есть, учитывать его реакцию на критику.
  • При общении с ребенком нужно давать больше возможности говорить именно ему, а не давить родительским авторитетом.
  • В разговоре с ребенком никогда не говорить, что его замкнутость — это проблема.
  • Доверять ребенку многие вопросы, касающиеся семьи, обсуждать проблемы вместе с ним.
  • Обсуждать с ребенком его страхи и обиды, сотрудничать в решении проблем.
  • Постоянно рассказывать ребенку о преимуществах общения.
  • Обращать его внимание на мир, в котором столько интересного и увлекательного!

Амбициозность. Не в меру амбициозный ребенок стремиться быть первым во всем, а когда это не получается, уходит от контактов. Такие дети обычно говорят, что играть со сверстниками им неинтересно. Но стоит только более ловкому товарищу уйти, как интерес к игре неожиданно появляется. Ведь теперь он самый ловкий и умелый. Что делать в этом случае? Объясните ребенку, что он много теряет, дожидаясь возможности занять место лидера. Не стоит ради того, чтобы полчаса побыть заводилой, с унылым видом пропускать веселые и увлекательные игры.

Слабость развития. Часто ребенок, который из-за недостаточного интеллектуального развития не знает, что ответить или как поступить, инстинктивно стремится «уйти в тень». Такому ребенку надо помочь прежде всего в умственном развитии: в совершенствовании фантазии, мышления, речи. Больше читайте с ребенком, смотрите детские телепередачи. Обсуждаейте увиденное, анализируйте поведение героев, спрашивайте ребенка, а как бы он поступил в этом случае, высказывайте свое мнение и выслушайте мнение ребенка. Тогда ему будет о чем поговорить со сверстниками, и неловкость уйдет.

Низкая самооценка. Застенчивость часто появляется из-за низкой самооценки, неуверенности в себе и своих способностях. Ребенок с низкой самооценком все время думает, что его не оценят, обидят и будут над ним смеяться. Он стремится к уединению и потому плохо адаптируется в новых ситуациях. Что делать? Развивать, больше общаться, больше хвалить. Правда хвалить тоже надо правильно! Психологи считают, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  • если то, за что ребенок ждет похвалу достигнуто не своим трудом
  • не подлежат похвале природные качества, например, красивая внешность.
  • не хвалить из жалости.
  • не хвалить, если ребенок делает что-то только из желания понравиться вам.
  • Зависимость. Если родители не дают ребенку инициативы и все решают за него, то в необычной ситуации ребенок будет ждать, что кто-то из взрослых прийдет на помощь и подскажет что делать. А если взрослых в данный момент не окажется рядом, то ребенок просто теряется. Что делать в этом случае? Меняйте свою линию поведения. Смените авторитаризм на демократию, иначе и дальше во взрослой жизни ребёнок окажется неприспособленным к ней.

    И еще общие советы для родителей застенчивого ребенка

    1. Не обзывайте и не оскорбляйте ребенка. Не называйте «тихоней», «молчуном», не сравнивайте с другими детьми. Это не решит проблему, а лишь усугубит ее.

    2. Если Вы сами застенчивы или замкнуты, то воспитывайте прежде всего себя. Ребенку трудно понять как правильно общаться, если его окружают угрюмые и неразговорчивые родители. Приглашайте чаще в дом гостей, даже если вам это и не по душе, не ограничивайте в общении ребенка.

    3. Помните, что ребенку нужно ваше одобрение. Не обязательно сопровождать каждое действие ребенка бурным восторгом. Иногда достаточно улыбки, объятия, теплого слова.

    4. Чаще откровенно беседуйте с ребенком. Правда поговорить с ребенком начистоту удается далеко не всегда. Он либо боится, либо не в состоянии объяснить, что у него на душе. Тут лучше руководствоваться следующими правилами:

    Ребенку легче рассказать о проблеме, если завести разговор не о нем, а о вымышленном ребенке, попавшем в подобную ситуацию. Придумайте историю, где персонажи похожие на него, и внимательно выслушайте, что он скажет про их жизнь. Еще один психологический прием – попросить у ребенка совета для своей знакомой, у которой дочка и сынок в последнее время. и тут добавьте в текст свою проблему или ситуацию.

    Дети не любят, когда у них настойчиво выспрашивают или требуют ответа. Дайте ребенку знать, что ему не обязательно отчитываться перед вами. Пусть поделится наболевшим, когда сам созреет для разговора.

    Расскажите ребенку какую-нибудь свою тайну – тогда ему будет проще открыть вам свою. Делать это надо в подходящей доверительной обстановке. Например, отложите все дела, приглушите свет, устройтесь с ребенком в уютном месте с чашкой чая с пирожным или конфетами – ребенка так и потянет поговорить!

    5. Не контролируйте каждый шаг ребенка, настраивайте его на позитив и успех в делах.

    Больше общайтесь с ребенком, не справляетесь сами- проконсультируйтесь с детским психологом. Помните, застенчивому и стеснительному ребенку будет сложно жить и во взрослой жизни.

    www.med39.ru

    «Особые» дети, аутизм… Оценочная шкала (тест)

    Аутизм — признаки и симптомы

    По некоторым данным, сегодня ученые насчитывают 9 видов аутизма, однако еще совсем недавно такого диагноза (и болезни) не существовало. О вероятных причинах аутизма читайте здесь: «Что нужно знать о прививках» .

    ВНИМАНИЕ! Вся нижеизложенная информация о симптомах и признаках аутизма носит ознакомительный характер. Не занимайтесь самостоятельной постановкой диагноза, если у вас возникли подозрения — обратитесь к врачу для их подтверждения или опровержения. Только после установки диагноза вы можете выбирать — пользоваться медикаментозным лечением или же использовать натуральные средства.

    Оценочная шкала раннего детского аутизма

    Основной тест, который проводят при диагностировании детей с подозрением на диагноз аутизм в Северной Америке

    I. Взаимоотношения с людьми

    1 Никаких очевидных трудностей или не нормальностей в общении с людьми. Поведение ребенка адекватно для его возраста. Может наблюдаться небольшая застенчивость, суетливость или беспокойство в тот момент, когда к ребенку обращаются, но это в приделах нормы.

    2 Немного ненормальные взаимоотношения – ребенок может избегать контакта глаз, избегать взрослых или становиться нервозным если пытаются привлечь его внимание, быть очень стеснительным, не откликаться при обращении к нему, как это обычно делают дети, липнуть к родителям больше чем большинство детей этого возраста.

    3 Умеренно ненормальные взаимоотношения — ребенок порой равнодушен (создается ощущение, что он не замечает взрослых). Постоянные принудительные меры необходимы чтобы привлечь внимание ребенка иной раз. Ребенком инициируется минимальный контакт.

    4 Значительно ненормальные взаимоотношения – Ребенок постоянно равнодушен и не замечает что делают взрослые. Ребенок никогда не откликается и никогда не инициирует контакт со взрослыми. Только очень упорные попытки овладеть вниманием ребенка могут дать эффект.

    II. Имитация

    1 Правильная имитация – Ребенок может имитировать звуки, слова, движения, которые доступны ребенку его возраста..

    2. Немного ненормальная имитация – Ребенок имитирует простейшее поведение, например, хлопанье в ладоши или одиночные звуки в большинстве случаев. Иногда имитирует после побуждения или с задержкой.

    3 Умеренно ненормальная имитация – Ребенок имитирует только иногда и это требует большого упорства и помощи со стороны взрослого. Часто имитирует только с задержкой.

    4 Значительно ненормальная имитация – Ребенок очень редко или никогда не имитирует звуки, слова, движения даже при побуждении или с помощью взрослого.

    III. Эмоциональная реакция

    1 Эмоциональная реакция соответствует возрасту и ситуации – Ребенок демонстрирует адекватный тип и степень эмоциональной реакции и это отражается на выражении лица, в позе и манере.

    2 Немного ненормальная эмоциональная реакция – Ребенок иногда показывает в некоторой степени неподходящий тип и степень эмоциональной реакции. Реакции иногда не связаны с окружающими объектами и происходящими вокруг них событиями.

    3 Умеренно ненормальная эмоциональна реакция – Ребенок показывает определенные признаки неподходящего типа и/или степени эмоциональной реакции. Реакции могут быть довольно заторможенные или чрезмерные и несвязанными с ситуацией; может гримасничать, смеяться или становиться суровым даже когда не происходит никаких очевидных событий или объектов которые могли это спровоцировать.

    4 Значительно ненормальная эмоциональна реакция – Реакция крайне редко соответствует ситуации; когда ребенок находится в конкретном настроении очень тяжело изменить это настроение. Напротив, ребенок показывает очень разные эмоции когда ничего не менялось.

    IV. Владение телом

    1 Владение телом соответствует возрасту – Ребенок двигается легко, ловко, координация соответствует нормальному ребенку этого возраста.

    2 Немного ненормальное владение телом – Присутствуют некоторые небольшие странности такие как неповоротливость, повторяющиеся движения, плохая координация, или редкое проявление более необычных движений.

    3 Умеренно ненормальное владение телом – Поведение, которое определенно странное или необычное для ребенка этого возраста может включать странные движения пальцами, необычные позиции пальцев или тела, он может пялиться или теребить части тела, проявлять агрессию к самому себе, раскачиваться, крутиться, вертеть пальцами, или ходить на цыпочках.

    4 Значительно ненормальное владение телом – Интенсивные или частые движения, указанные выше являются знаками серьезно ненормального использования тела. Это поведение присутствует не смотря на попытки осудить, остановить или вовлечь ребенка в другие занятия.

    V. Использование объектов

    1 Нормальное использование и интерес к игрушкам и другим объектам – Ребенок демонстрирует нормальный интерес к игрушкам и другим объектам, соответствующий его уровню мастерства (skill level) и использует эти игрушки по назначению.

    2. Немного ненормальное интерес или использование игрушек и других объектов – Ребенок может показывать нетипичный интерес к игрушке или играть неподходящим образом (например, стучать игрушкой или сосать ее).

    3 Умеренно ненормальный интерес или использование игрушек или других объектов – Ребенок может демонстрировать слабый интерес к игрушкам или другим объектам, или может быть озабочен использованием объекта или игрушки странным образом. Он или она может фокусироваться на незначительной части игрушки, быть зачарованным отражениями света от объекта, постоянно двигать определенную часть объекта или играть исключительно с одним объектом.

    4 Значительно ненормальный интерес к игрушке или использования игрушки или других объектов – Ребенок может иметь то же поведение, как и в описано в предыдущих пунктах, но с большей частотой и интенсивностью. Ребенка очень трудно отвлечь, когда он занимается этими неподходящими действиями.

    VI. Адаптация к изменениям

    1 Соответствующее возрасту реакция на изменения – Не смотря на то что ребенок замечает и комментирует изменения в повседневной жизни он или она принимает эти изменения без чрезмерного потрясения.

    2 Немного ненормальная адоптация к изменениям – Когда взрослые пытаются изменить род занятий, то ребенок может продолжать делать, то что он делал раньше или использовать те же предметы.

    3 Умеренно ненормальная адаптация к изменениям – Ребенок активно сопротивляется изменению в устоявшемся порядке, пытается продолжать старое занятие и его очень трудно от этого отвлечь. Он или она может начать сердиться и расстраиваться, когда устоявшийся порядок действий меняется.

    4 Значительно ненормальная адаптация к изменениям – Ребенок демонстрирует резкую реакцию на изменения. Если изменения ему навязываются, он или она может стать чрезвычайно сердитым или не желающим сотрудничать и реагирует вспышкой раздражения.

    VII. Визуальная реакция

    1 Соответствующее возрасту визуальная реакция – Визуальная реакция ребенка нормальна и соответствует его возрасты. Зрение используется совместно с другими чувствами как способ исследования новых объектов.

    1.5 (если посередине между соседними критериями)

    2 Немного ненормальная визуальная реакция – Ребенку приходится периодически напоминать чтобы он посмотрел на объекты. Ребенок может больше интересоваться своим изображением в зеркале или светом, чем сверстниками, может время от времени просто смотреть в пространство или избегать смотреть людям в глаза.

    3 Умеренно ненормальная визуальная реакция – Ребенку часто нужно напоминать что он должен смотреть на то, что он делает. Он или она может смотреть в пространство, избегать смотреть людям в глаза, смотреть на объекты под необычным углом зрения или держать объекты очень близко к глазам.

    4 Значительно ненормальная визуальная реакция – Ребенок постоянно избегает смотреть на людей или на определенные объекты, и показывает и демонстрирует крайние формы визуальных странностей, которые были описаны выше.

    VIII. Слуховая реакция

    1 Соответствующее возрасту слуховая реакция – Слуховая реакция ребенка нормальна и соответствует его возрасту. Слух используется совместно с другими чувствами.

    2. Немного ненормальная слуховая реакция – Может присутствовать недостаточная ответная реакция или небольшая повышенная чувствительность к конкретным звукам. Реакция на звук может быть с опозданием звуки может быть необходимо повторить чтобы завладеть вниманием ребенка. Ребенок может расстраиваться из-за поступающих из вне звуков.

    3 Умеренно ненормальная слуховая реакция – Реакция на звуки у ребенка меняется; часто он игнорирует звуки когда они произносятся первые несколько раз; может пугаться или закрывать уши когда слышит некоторые звуки из повседневной жизни.

    4 Значительно ненормальная слуховая реакция – Ребенок демонстрирует повышенную чувствительность и/или пониженную чувствительность к звукам в очень заметной степени, в зависимости от типа звука.

    IX. Вкус, Запах и реакция на прикосновение и осязания, их использование

    1 Нормальное использование и реакция на вкус, запах и прикосновения – Ребенок изучает новые объекты соответственно его возрасту, главным образом через ощущение и зрение. Вкус и запах используется надлежащим образом. Когда ребенок испытывает небольшую боль, он проявляет это в рамках нормальной реакции.

    2. Немного ненормальное использование, реакция на вкусовые ощущения, запахи и прикосновения – Ребенок постоянно сует предметы в рот, может нюхать или пробовать на вкус несъедобные объекты; может не реагировать или слишком остро реагировать на небольшую боль, которую обычный ребенок воспринял бы как небольшой дискомфорт.

    2.5 (если посередине между соседними критериями)

    3 Умеренно ненормальное использование или реакция на вкус, запах и прикосновение – Ребенок может быть умеренно озабоченным прикосновением, нюхать или пробовать на вкус объекты или людей. Ребенок может также слишком сильно либо слишком слабо реагировать.

    4 Значительно ненормальное использование или реакция на вкус, запах, прикосновение – Ребенок озабочен запахами, вкусовыми ощущениями или прикосновениями к объектам больше для того чтобы испытать ощущение чем для нормального изучения или использования объектов. Ребенок может полностью игнорировать боль или реагировать очень сильно на небольшой дискомфорт.

    X. Боязнь или нервозность

    1 Нормальный уровень боязни или нервозности – Поведение ребенка соответствует и ситуации и его возрасту.

    2 Немного ненормальная боязнь или нервозность – Ребенок время от времени демонстрирует слишком сильную или слишком слабую боязнь или нервозность по сравнению с нормальными детьми того же возраста в аналогичной ситуации.

    3 Умеренно ненормальные боязнь или нервозность – Ребенок время от времени демонстрирует немного больше или немного меньше боязни, чем характерно даже для детей младше его в аналогичной ситуации.

    4 Значительно ненормальные боязнь или нервозность – Боязнь присутствует даже после повторного опыта с безопасными событиями или объектами. Очень тяжело успокоить или утешить ребенка. Ребенок может, наоборот, не замечает опасность, которую другие дети такого же возраста избегают.

    XI. Вербальная коммуникация

    1 Нормальная вербальная коммуникация, подходящая для данного возраста и ситуации.

    2 Немного ненормальная вербальная коммуникация – Речь в целом формируется с задержкой. Большая часть речи осмыслена, при этом присутствует некоторая эколалия или неправильное употребление местоимений может случаться.. Некоторые странные слова или жаргон могут использоваться время от времени.

    3 Умеренно ненормальная вербальная коммуникация – Речь может отсутствовать. Когда она есть, вербальная коммуникация может быть смесью осознанной речи и странной речи такой как жаргон, эколалия, неправильное употребление местоимений. Особенностью в осознанной речи включают излишние вопросы или увлеченность определенными темами.

    4 Значительно ненормальная вербальная коммуникация – Осмысленная речь не используется. Ребенок может издавать младенческий визг, причудливые или животные звуки, более сложный шум, приближающийся к речи или может показывать настойчивое, странное использование некоторых узнаваемых слов или фраз.

    XII. Невербальная коммуникация

    1 Нормальная невербальная коммуникация, подходящая для данного возраста и ситуации.

    2 Немного ненормальное использование невербальной коммуникации – Незрелое использование невербальной коммуникации; может только показывать неопределенно или дотягиваться до того что он или она хочет, в ситуации где ребенок такого же возраста может показать или объяснить жестами что конкретно он или она.

    3 Умеренно ненормальное использование невербальной коммуникации – Ребенок в общем и целом может выражать свои потребности или желания не вербально и не может понимать невербальное общение других.

    4 Значительно ненормальное использование невербальной коммуникации – Ребенок только использует причудливые или странные жесты которые не имеют очевидного смысла и не понимают смысла жестов и выражения лица других.

    XIII. Уровень активности

    1 Нормальный уровень активности для возраста и окружающей обстановки – Ребенок не более и не менее активен, чем нормальные дети этого же возраста в аналогичной ситуации.

    2. Немного ненормальный уровень активности – Ребенок либо немного неугомонный или в некотором роде “ленивый” и медлительный. Уровень активности ребенка влияет очень слабо на его или ее успехи.

    3.Умеренно ненормальный уровень активности – Ребенок может быть очень активным и его сложно держать в определенных границах. Он или она может иметь безграничную энергию и может не быть готовым ко сну вечером. Наоборот, ребенок может быть довольно летаргичным и нуждаться в большом к-ве побуждений для того чтобы его заставить двигаться.

    3.5 (если посередине между соседними критериями)

    4 Значительно ненормальный уровень активности – Ребенок проявляет крайние состояния активности или не активности и даже может изменяться от одного экстремального состояния к другому.

    XIV. Уровень и степень интеллектуального отклика

    1 Интеллект нормален и достаточно равномерно развит в различных областях – Ребенок так же умен как и дети его возраста и не имеет каких-либо необычных интеллектуальных навыков или проблем.

    2 Немного ненормальное проявление интеллекта – Ребенок не так умен как типичные дети его возраста; навыки немного оттают в различных областях.

    3 Умеренно ненормальное проявление интеллекта – В общем и целом ребенок не так умен как типичные дети этого возраста; не смотря на это, ребенок функционирует довольно нормально в одной или нескольких интеллектуальных областях.

    4 Значительно ненормальная проявление интеллекта – При том что ребенок не так умен как типичные дети его возраста, он или она могут функционировать даже лучше чем нормальные дети этого же возраста в одной или нескольких областях.

    XV. Общее впечатление

    1 Это не аутизм – У ребенка нет симптомов, характеризующих аутизм.

    2 Мягкая форма аутизма – У ребенка есть только некоторые симптомы или мягкая степень аутизма.

    3 Умеренный аутизм – Ребенок демонстрирует определенные симптомы или умеренную степень аутизма.

    4 Тяжелый аутизм – Ребенок демонстрирует многие симптомы или крайнюю степень аутизма.

    Подсчитайте все баллы и посмотрите в какой из диапазонов вошел полученный вами результат:

    15-30 – не аутичный ребенок
    30-37 – Мягкая или умеренная степень аутизма
    37-60 – Тяжелый аутизм

    Перевод Elina & Uri

    klub-drug.ru