Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью

Адаптированная программа логопедической коррекции для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (5-9 классы)

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Специальная коррекционная образовательная школа №3 VIII вида

г. Березники Пермского края

логопедической коррекции для детей

с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Учитель – логопед высшей категории Хисамова Т.В.

Адаптированная программа логопедической коррекции для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

б) Цели и задачи

в) Программы , технологии, лежащие в основе данной программы.

а) Разделы и темы курса.

б) Этапы изучения и распределение времени

3. Методическая часть.

4. Диагностическая часть.

1 Концептуальная часть

1.а. Пояснительная записка.

Данная программа разработана для коррекции речи детей с умеренной (К> 35-49) и тяжелой (К? 20-34) умственной отсталостью (в соответствии с Международной классификацией болезней и катастроф 10-го пересмотра). Её создание вызвано отсутствием программ для логопедической коррекции данной категории учащихся, необходимостью систематизировать основные направления коррекционно – развивающей работы по логопедии в формировании языковых средств для дальнейшего совершенствования коммуникативной функции речи.

В классах для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью обучаются дети со сложными дефектами: с генетическими и хромосомными заболеваниями (болезнью Дауна, фенилкетонурией, Х-ломкой хромосомой и др.), с общими расстройствами развития (аутизм, синдром Ретта, синдромом Аспергера), с множественными нарушениями развития.

Эти дети отличаются низким уровнем познавательной активности, сниженной способностью к приему и переработке полученной информации, недостаточной сформированностью операций анализа синтеза, сравнения. Значительно страдает речь как пассивная, так и активная. Это — трудности произношения звуков, проблемы с пониманием инструкции, с пересказом содержания. Есть дети, владеющие навыками письменной речи, но допускающие множество «странных» ошибок в письме и при чтении, имеются неговорящие дети. Основной диагноз учащихся: системное недоразвитие речи тяжелой степени обусловленное тяжелой умственной отсталостью, осложнен сложными дисграфиями и дислексиями, аграфией, алексией, дизартрией. Грубо нарушен лексико – грамматический строй речи.

Все это приводит к затруднению, а иногда и к невозможности интеграции и социальной адаптации данной категории детей.

1.б Цель программы: Стимулирование речевой и мыслительной деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью, развитие коммуникативной функции речи.

Уточнить артикуляцию имеющихся звуков. Исправить дефектное
произношение звуков. При отсутствии звуков — вызывать их.

Развивать фонематическое восприятие.

Работа над анализом и синтезом звукового состава речи:

выделение звука из состава слова;

членение слов на слоги, а слоги — на звуки;

объединение звуков в слова;

членение предложений на слова.

Обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей.

Формировать связную грамматически правильную речь:

работать над структурой фразы, ее оформлением и распространением до

сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

уточнить понимание простых и сложных предлогов, их практическое
усвоение;

учить диалогической речи.

Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, мелкой и
общей моторики через специальные игры, упражнения, занятия.

Развивать психические процессы (внимание, память, воображение и т. д.).

Воспитывать личностные качества ребенка: трудолюбие, усидчивость,
аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль.

Обучать основам грамоты (либо глобальному чтению) .

в. Программы и технологии.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными

положениями Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ. С проектом Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей и проектом примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей (2014 года), и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

— учебной программы «Программа классов (групп) для умственно отсталых детей 20 — 49 по МКБ-10), программа «Особый ребенок»» под редакцией Е.Е. Аюповой (старший научный сотрудник ЛСО ПКИПРО), 2010г. Утверждена на заседании ЛСО ПКИПРО.

«Методические рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта». Пермь: ПКИПРО, 2010г.

Лескова Н.Л., зав. ЛСО ПКИПКРО, к.и.н.; Аюпова Е.Е., старший научный сотрудник ЛСО ПКИПКРО; Перетягина А.Г., старший научный сотрудник ЛСО ПКИПКРО.

Учебно – методическое пособие в 2 – х частях «Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду». Пермь 2010г.

Е. В. Мазанова «Коррекция аграмматической дисграфии» /конспекты занятий/ М. : Из-дательство ГНОМ и Д, 2006. — 136

Е. В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» /конспекты занятий/ М. : Из-дательство ГНОМ и Д, 2006. — 136

Е. В. Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза /конспекты занятий/ М. : Из¬дательство ГНОМ и Д, 2006. – 136

Л. Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»: Пособия для логопеда. М., 2001г.

Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» Методическое пособие для учителя –логопеда. –М.,2001.

Л.М. Козырева Тетради для логопедических занятий «Секреты прилагательных, тайны глаголов».Ярославль Академия развития 2004г

Н.В. Новотворцева Рабочая тетрадь по развитию речи на разные звуки. Ярославль Академия развития:Академия Холдинг, — 2003г.

2. Содержательная часть.

2.а. Разделы и темы курса.

Логопедическое сопровождение данных учащихся осуществляется на протяжении всего периода обучения с целью привития коммуникативных навыков. Структура логопедической работы соответствует традиционной: работа может осуществляться как индивидуально, так и подгруппами, в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения речевой деятельности.

С неговорящими детьми работа начинается на базе неречевых звуков. Основное внимание уделяется накоплению пассивного словаря, развитию мелкой моторики. Параллельно идет работа по обучению ребенка с тяжелой умственной отсталостью основам грамоты: знакомство с буквами и звуками, анализ и синтез слогов, слов. Усложнение слоговой структуры происходит постепенно и только после того, как ученик усвоил предыдущий материал.

Логопедические занятия с детьми данной категории делятся на две части: первая -образовательная, вторая — игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей группы.

5-6 классы — 30 минут обучение, 10-15 минут игра.

5-6 классы — 35 минут обучение, 5-10 минут игра.

7-8 классы — 40 минут обучение, 5 минут игра.

9 класс — 45 минут обучение, физминутка в середине урока.

Диагностирование детей проводиться в сентябре и в мае. В год на диагностирование отводиться в среднем 6 недель. Диагностика проводиться по компьютерной программе «Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста» Авторы: Нурминский Е.В., Безрукова О. А., Каленкова О.Н. Согласно данной методике оцениваемый уровень сформированности речеязыковой компетенции определяется на основе совокупной оценке результатов выполнения тестовых заданий по трем основным показателям:

— Состояние лексики (объём словарного запаса и его системная организация)

— грамматическая компетенция (словоизменительные. словообразовательные и синтаксические навыки и умения)

— фонетико – фонологическая компетенция (фонематический слух, просодика, слоговая структура слова, навыки звукового анализа и синтеза).

Оформляются результаты диагностической процедуры в виде сводной таблицы, диаграммы и протокола обследования речи ребенка.

2. б. Этапы изучения и распределение времени.

infourok.ru

Адаптированная программа логопедической коррекции для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Транскрипт

1 Государственное образовательное учреждение Тульской области «Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Адаптированная программа логопедической коррекции для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (5 класс) Учитель-логопед Хруслова Е.А учебный год

2 Структура программы 1. Концептуальная часть. а) Пояснительная б) Цели и задачи в) Программы, технологии, лежащие в основе данной программы. 2. Содержательная часть. а) Разделы и темы курса. б) Этапы изучения и распределение времени в) Результаты. 3. Методическая часть. 1. Концептуальная часть Пояснительная записка Данная программа разработана для коррекции речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Её создание вызвано отсутствием программ для логопедической коррекции данной категории учащихся, необходимостью систематизировать основные направления коррекционно развивающей работы по логопедии в формировании языковых средств для дальнейшего совершенствования коммуникативной функции речи. В классах для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью обучаются дети со сложными дефектами: с генетическими и хромосомными заболеваниями (болезнью Дауна, фенилкетонурией, Х-ломкой хромосомой и др.), с общими расстройствами развития (аутизм, синдром Ретта, синдромом Аспергера), с множественными нарушениями развития. Эти дети отличаются низким уровнем познавательной активности, сниженной способностью к приему и переработке полученной информации, недостаточной сформированностью операций анализа синтеза, сравнения. Значительно страдает речь как пассивная, так и активная. Это — трудности произношения звуков, проблемы с пониманием инструкции, с пересказом содержания. Есть дети, владеющие навыками письменной речи, но допускающие множество «странных» ошибок в письме и при чтении, имеются неговорящие дети. Основной диагноз учащихся: системное недоразвитие речи тяжелой степени обусловленное тяжелой умственной отсталостью, осложнен сложными дисграфиями и дислексиями, аграфией, алексией, дизартрией. Грубо нарушен лексико грамматический строй речи. Все это приводит к затруднению, а иногда и к невозможности интеграции и социальной адаптации данной категории детей.

3 Основой для написания программы логопедической работы для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью послужила Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. Также и программа логопедической коррекции разрабатывается с учётом уровня интеллектуального развития каждого обучающегося и соответствующих ему образовательных потребностей в речевом развитии. Программы Логопедической коррекции связана с содержанием коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» и предметной области «Язык и речевая практика», учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация», АООП образования (вариант 2) обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Исходя из этого можно сформулировать цель и задачи логопедической работы с обучающимися, имеющими умеренную и тяжёлую умственную отсталость. Цель программы: стимулирование речевой и мыслительной деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью, развитие коммуникативной функции речи. Задачи: 1. Уточнить артикуляцию имеющихся звуков. Исправить дефектное произношение звуков. При отсутствии звуков — вызывать их. 2. Развивать фонематическое восприятие.

4 3. Работа над анализом и синтезом звукового состава речи: выделение звука из состава слова; членение слов на слоги, а слоги — на звуки; объединение звуков в слова; членение предложений на слова. 4. Обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей. 5. Формировать связную грамматически правильную речь: работать над структурой фразы, ее оформлением и распространением до сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; уточнить понимание простых и сложных предлогов, их практическое усвоение; учить диалогической речи. 6. Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики через специальные игры, упражнения, занятия. 7. Развивать психические процессы (внимание, память, воображение и т. д.). 8. Воспитывать личностные качества ребенка: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль. 9. Обучать основам грамоты (либо глобальному чтению). Связь с содержанием коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» и предметной области «Язык и речевая практика», учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» Разработка содержания логопедической работы осуществлялось с учётом планируемых результатов освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы и содержательного раздела курсов коррекционно-развивающей области «Речь и альтернативная коммуникация». Язык и речевая практика. Язык и альтернативная коммуникация 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение самостоятельного использования усвоенного лексикограмматического материала в учебных и коммуникативных целях.

5 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения — вербальными и невербальными 1. Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств (коммуникаторы, персональные компьютеры, др.). 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: S использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; S пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; S общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. 1 Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» 361

6 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма. При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих предметов АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1). Содержательный раздел курсов коррекционно-развивающей области Речь и альтернативная коммуникация Коммуникация и общение — неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Цель обучения — формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная

7 работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры). Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно. Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма. Примерное содержание предмета Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания

8 звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. Экспрессивная речь Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда,

9 мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки). Чтение и письмо. Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения. Примерная структура логопедического занятия Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

10 1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих. 2. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. 3. Развитие ручной моторики. 4. Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи. 5. Развитие элементарных произносительных навыков. 6. Развитие понимания обращённой речи. 7. Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы. 8. Развитие активной речи. 9. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков. Обязательное условие: многократность повторения речевого материала. Логопедическая работа с детьми с умеренной умственной отсталостью детьми проводится в общем контексте работ Б.М. Гриншпуна, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, определивших подходы к развитию речи детей с отклонениями в развитии. Работа с безречевыми детьми проводится с учетом следующих дидактических принципов: — комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений); — максимальной опоры на различные анализаторы; — опоры на сохранные звенья нарушенной функции; — поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности; — учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда; — усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу. Одним из основных требований к логопеду при социальной адаптации учащихся с

11 системным недоразвитием речи средней и тяжелой степени является знание особенностей речевого развития и умение создать специальную среду для стимулирования речи. Организация коррекционной логопедической работы Основная идея коррекционной логопедической работы слияние двух видов деятельности игровой и учебной, и на ее основе целенаправленная организация взаимодействия детей между собой и учителем в рамках логопедического занятия. Интерактивное обучение обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой. Примерами игр могут стать следующие: «Прием у врача», «Магазин», «Расскажи сказку», «Напои куклу чаем» «Напои куклу чаем» и т.д. Важной особенностью сюжетно-ролевой игры является возможность моделирования на ее основе той или иной ситуации общения, предполагающей простой диалог. Учащиеся в играх используют вербальные и невербальные способы общения. Задачи учебно-игровой деятельности: формирование информационно-коммуникативного компонента деятельности, которое заключается в знакомстве детей с основными приемами по обмену информацией, в обучении умению ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения каких либо проблем; формирование интерактивного компонента коммуникативной деятельности налаживание взаимодействия, сотрудничества между членами детского коллектива; формирование перцептивного компонента коммуникативной деятельности формирование у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью образа другого человека. В условно-импровизированных ситуациях общения, создаваемых на логопедических занятиях, благодаря игровому моделированию уроков, мы имеем возможность тренировать все компоненты коммуникативных умений (информационно-коммуникативный, интерактивный и перцептивный) и одновременно развивать речь. Таким образом, логопедическое сопровождение является важным условием для преодоления речевого нарушения, развития коммуникативных навыков, что позволит социально адаптироваться учащимся с умеренной умственной отсталостью. Методическое обеспечение программы: 1. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми/е.в. Кириллова.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

12 2. Логопедия/ под ред. Л. С. Волковой М.: «Просвещение», Т.Г. Филичева, Н.А. Чевелёва, Т.В. Чиркина. Основы логопедии.-м.: «Просвещение», Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.-м.: «Владос», Е. Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников.- М.: «Просвещение», Л.Н. Ефименкова. Корорекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.:Просвещение», М.М. Безруких, С.П. Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму.- Тула, О. А. Ишимова, А. А. Алмазова. Развитие речи. Письмо.(Пособие для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение» Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта./ Л.М. Шипицына. — СПб. : Речь, Наумов, А.А. Разработка программы социальной адаптации детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе в условиях дошкольного образовательного учреждения./ А.А. Наумов, В.А. Герасимова // Проблемы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) и инклюзивных учреждениях на этапе внедрения ФГТ и ФГОС/ФГБОУ ВПО Перм. гос.пед.ун-т.- Пермь, Коробейников, И.А. Нарушение развития и социальная адаптация./и.а. Коробейников. М. : Академия, На основе содержательного раздела коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» и планируемых результатов освоения программы по предметной области «Язык и речевая практика», а также по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация», с учётом уровня интеллектуального развития обучающихся было составлено тематическое планирование логопедических занятий с учащимися, имеющими умеренную и тяжёлую степень умственной отсталости

docplayer.ru