Понятие невроз и его особенности у детей

Лечение неврозов у детей и подростков

Отдельного понятия «детский невроз», строго говоря, не существует. Как и у взрослых, у детей неврозы развиваются под воздействием психотравмирующих обстоятельств и являются обратимым расстройством психики.

Причиной детских неврозов в большинстве случаев становятся внутрисемейные конфликты, реже — проблемы в коллективе сверстников либо пережитая травма, болезнь или сильный испуг.

Невроз у детей: симптомы, лечение

Основная опасность невроза кроется не в самом факте заболевания (оно излечимо), а в том, что большинство родителей попросту не обращает внимания на тревожные признаки, считая их личными или возрастными особенностями ребенка и полагая, что со временем эти симптомы исчезнут сами собой.

Однако неврозы у детей требуют лечения в обязательном порядке, причем профессиональная помощь психотерапевта в этом случае жизненно необходима, поскольку подобное расстройство может оказать влияние на формирование личностных установок ребенка и в значительной степени определить его дальнейшую судьбу.

Каковы же основные симптомы, по которым можно определить наличие невроза? Это могут быть навязчивые детские страхи и постоянная тревога. Если ребенок боится темноты или не хочет даже на короткое время оставаться без мамы, это — еще не свидетельство невроза. Тем не менее, подобные признаки являются сигналом, что на состояние малыша стоит обратить особое внимание.

О неврозе могут свидетельствовать частые капризы и истерики (при этом сила приступа нередко неадекватна вызвавшей его причине). Дети могут испытывать эмоциональную подавленность, у них, так же как и взрослых, может развиваться хроническая усталость. Если ребенок не убирает в своей комнате, не торопитесь ругать его и обвинять в лени, сначала присмотритесь — возможно, у него просто нет сил.

Однозначно тревожными сигналами являются неконтролируемые неосознанные действия: тики, привычки грызть ногти, теребить края одежды и т.д.

Если вы заметили у своего ребенка подобные проявления, следует немедленно обратиться к специалисту. Только психотерапевт может поставить диагноз и определить, как лечить детский невроз с учетом его клинических проявлений.

В зависимости от возраста, особенностей течения болезни и характера ребенка врач может назначить семейную терапию, арт-терапию, групповые или индивидуальные занятия. Лечение неврозов у подростков и детей редко включает в себя медикаментозную терапию, поскольку «взрослые» препараты в столь раннем возрасте попросту противопоказаны. В крайнем случае врач может назначить мягкие седативные средства.

И еще о причинах неврозов

Если у ребенка развилось такое заболевание, как детский невроз, лечение может занять много времени и потребовать много усилий. Расхожая фраза «болезнь проще предупредить, чем лечить» в этом случае как нельзя более актуальна. Дети очень зависимы от значимых для них взрослых, особенно — от собственных родителей. Неправильные методы воспитания являются причиной серьезных психологических проблем, от которых впоследствии не так-то легко избавиться даже во взрослом возрасте. В неправильном воспитании обычно и кроется причина детских неврозов.

Повышенные требования, которые родители предъявляют ребенку, желание «подогнать» его под свои идеалы, чрезмерная опека или равнодушие к его проблемам — все это способствует формированию серьезных внутренних конфликтов. Маленький человек живет в постоянном внутреннем напряжении. Он пытается приспособиться к непомерным требованиям взрослых, но для этого у него не хватает ни сил, ни жизненного опыта.

И зачастую важнейшей мерой по профилактике невроза становится обучение родителей правильным методам взаимодействия с детьми. Работая с психотерапевтом, родители учатся признавать своего малыша отдельной личностью, достойной уважения и имеющей право выбора. Порой это — непростой путь, но его стоит пройти, ведь именно так строятся здоровые, гармоничные отношения с ребенком и закладывается фундамент для его благополучного будущего.

Записаться на прием Вы можете по телефону: (495) 231-85-59 или через online форму, а также задать интересующий Вас вопрос.

helpman.ru

Неврозы виды и особенности нервозов у детей.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕСРИТЕТ»
ФГБОУ ВО «АлтГПУ»
Институт психологии и педагогики
Кафедра специальной педагогики и психологии
Реферат по теме: Неврозы, виды и особенности нервозов у детей.
Выполнила студентка
2614з группы
Чернышова Мария Викторовна
Научный руководитель: _____________________
Барнаул ­ 2017

Введение
В настоящее время в связи с повышенной стрессовой нагрузкой в
обществе происходит неуклонный рост частоты нервно­психических заболева­
ний, относящихся к пограничным состояниям и психогенным расстройствам
[1]. По официальным данным ВОЗ, число психогенных нарушений (социально
обусловленных нервно­психических расстройств) в развитых странах за
последние 65 лет выросло в 24 раза, в то время как число психических
заболеваний (биологически обусловленных расстройств) – только в 1,6 раза
[2].
Наиболее распространенным видом психогенных расстройств как у
взрослых, так и у детей являются неврозы [2]. Неврозами страдают, по
официальным данным, не менее 14% от общего числа детей и подростков [4].
Но при анализе частоты встречаемости невротических расстройств следует
учесть огромное количество неучтенных случаев неврозов, соотношение
которых с учтенными случаями предположительно составляет 5:1 [1].
Дети и подростки являются наиболее уязвимой к воздействию стрессовых
факторов возрастной группой. Именно дети и подростки более всего
страдают от растущего числа разводов, конфликтов в семьях, хронической
занятости родителей, формирования новых социально­экономических
отношений в обществе. В современном обществе «растет число … сирот при
живых родителях» [1], что приводит к огромным темпам увеличения неврозов
у детей и подростков.
Неврозы в детском и подростковом возрасте выступают как расстройства
формирующейся личности: они навсегда оставляют неизгладимый след в
психике ребенка, приводят к возникновению стойких нарушений личности,
оказывая крайне неблагоприятное воздействие на всю дальнейшую жизнь

ребенка. Таким образом, современное состояние проблемы требует
немедленных действий по исследованию, профилактике и лечению неврозов у
детей и подростков. Изучению особенностей неврозов у детей и подростков
посвящена данная работа.
Глава 1. Понятие невроза в современной науке
Неврозы являются пограничными состояниями, т.е. состояниями,
находящимися на границе между нормой и патологией. Неврозы не считаются
ни нормой психологического здоровья, ни патологией [6].
По этиологии неврозы относятся к группе реактивных (психореактивных,
психогенных) состояний, т.е. заболеваний, возникающих под влиянием
психической травмы или в психотравмирующей ситуации [1; 5].
Существуют определенные характерные особенности реактивных
состояний, позволяющие отграничить их от других заболеваний. Наиболее
распространенной точкой зрения на отличительные особенности реактивных
состояний является «триада Ясперса» [1]:
1. Психогенные заболевания вызываются психической травмой;
2. Психическая травма находит отражение в содержании симптомов этих
заболеваний;
3. Реактивные состояния заканчиваются при прекращении действия
вызвавшей их причины.
Таким образом, реактивные состояния, и в том числе неврозы, носят
обратимый характер и, соответственно, в каждом случае существует
определенная вероятность выздоровления.
В научной литературе различные авторы по­разному определяют понятие
невроза. Перечислим основные определения неврозов:
 По мнению В.Н. Мясищева (1939), «невроз – это психогенное
заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально,
непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и

значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее
болезненно­тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе,
неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой
потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из
переживаний влечет за собой психическую и физиологическую
дезорганизацию личности» [2].
 С точки зрения Б.Д. Карвасарского (1980), «неврозы – это психогенные
заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо
значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфи­
ческих клинических феноменах при отсутствии психотических
явлений» [1].
 По мнению В.Я. Сямке (1988), «неврозы – это функциональные
болезненные состояния, возникающие и развивающиеся в условиях
незавершившейся психотравмирующей ситуации, вызвавшей резкое
эмоциональное перенапряжение (с иррадиацией в соматические
процессы) и непреодолимую личностную потребность в ликвидации
создавшегося положения» [1].
 По мнению группы отечественных ученых, «неврозы – обратимые
пограничные психические расстройства, обусловленные воздействием
психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больным
факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира и
проявляющиеся в основном психогенно обусловленными
эмоциональными и соматовегетативными расстройствами» [5].
Таким образом, в предложенных определениях акцентируются различные
характеристики неврозов, прежде всего, их приобретенный характер и
психогенное происхождение. Однако реактивное происхождение невроза не
всегда рассматривается как воздействие психологических травм.
Отличительные признаки неврозов обычно рассматриваются в рамках отличий
неврозов от психопатий, которые так же относятся к пограничным

состояниям: «неврозы – формы преимущественно приобретенные,
возникающие у до того практически здоровых лиц, тогда как психопатические
состояния в большей степени конституционально обусловлены … Первые
отличаются парциальностью личностных расстройств, в результате чего
возможна их компенсация. Для психопатий же типична тотальность этих
расстройств … В формировании неврозов определяющее значение
принадлежит внешним обстоятельствам, значение которых оказывается всегда
большим, чем при психопатиях» [6]. Кроме того, отмечают такие
отличительные особенности неврозов, как отсутствие нарушений интеллекта,
сохранность критики (невротики относятся к своему состоянию как к
болезни, в то время как психопаты больными себя не считают), отсутствие
проявлений, характерных для других психических заболеваний (шизофрении,
маниакально­депрессив­ного психоза и т.д.) [1].
Таким образом, неврозы являются обратимыми психореактивными
характеризующимися частичностью
состояниями,
личностных расстройств.
1.1. Виды неврозов
1. Невроз тревоги или страха. У ребенка возникают немотивированные
приступы боязни и тревоги, в среднем они продолжаются 10­30 минут. Чаще
(парциальностью)
всего они совпадают с отхождением ребенка ко сну, могут сопровождаться
галлюцинациями. В дошкольном возрасте дети, как правило, боятся
оставаться одни, пугаются темноты, а также различных животных и
мифических субъектов. Страхи школьников чаще имеют отношение к самой
школе.
2. Невроз навязчивых состояний. Его подразделяют на:
 обессивный невроз — типичны разного рода навязчивые действия:
шмыганье носом, вздрагивание плечами и пр;

 фобический невроз — боязнь замкнутых помещений, режущих и
колющих предметов и пр.
3. Депрессивный невроз. Наиболее характерен для подростков. Выражается
заниженной самооценкой, слезливостью, скудной мимикой и заторможенными
движениями. Может пропасть аппетит, возникнуть бессонница.
4. Истерический невроз. Чаще встречается среди младших дошкольников.
Может выражаться падением на пол, и сопровождаться криками и плачем, а
также ударами о твердую поверхность, и, в редких случаях, приступами
респираторного характера.
Астенический невроз.
5.
Картина этого невроза обусловлена
несдержанностью, ярко­выраженной раздражительностью и плаксивостью.
Как правило, при этом расстройстве отмечаются нарушения сна и аппетита.
Характерен для детей, учащихся в средних и старших классах, вследствие
чрезмерной занятости дополнительными внешкольными занятиями.
6. Ипохондрический невроз. Чаще наблюдается у подростков. Выражается в
чрезмерной заботе о здоровье, необоснованном страхе перед различными
заболеваниями.
7. Невротическое заикание. Чаще отмечается у мальчиков. Наиболее
выражено в период становления речевых навыков – в 2­3 года, или в
пятилетнем возрасте, когда речь значительно усложняется. Главная причина ­
психическая травма, например: сильный испуг или вынужденная разлука с
родителями.
8. Невротические тики. Как и в предыдущем случае, этот невроз чаще
характерен для мальчиков. Кроме психических факторов, причинами
расстройства бывает местное раздражение, к примеру, блефарит,
досаждающий малышу на протяжении длительного времени, это будет
содействовать становлению привычки необоснованно потирать глаза. Такой
невроз дает ребенку ощущение скованности, зажатости, стремление
совершить навязчивое, но уже привычное действие или жест.

Как выбрать и что подарить девочке на 4 года ­ отличные подарки для самых
лучших девочек.
9. Невротические расстройства сна. Выражаются тревожным сном,
трудностями при засыпании, лунатизмом, преследующими ночными
кошмарами. Чаще эти расстройства встречаются среди подростков и
дошкольников. К сожалению, природа этого невроза до конца не изучена.
10. Невротическое расстройство аппетита ­ анорексия. Чаше встречается в
раннем возрасте. Как правило, анорексия взаимосвязана с настойчивыми
попытками взрослых насильно накормить малыша. Также причиной может
быть любое отрицательное событие, совпавшее с приемом пищи (внезапный
испуг, конфликт). Наблюдается ухудшение настроения во время еды,
срыгивания, медленный прием пищи.
11. Невротический энурез ­ неосознанное опорожнение мочевого пузыря, как
правило, в ночное время суток. Усугубляется после телесного наказания и
психотравмирующих ситуаций.
12. Невротический энкопрез ­ неуправляемое выделение испражнений. Чаще
наблюдается у мальчиков 6­9 лет. В большинстве случаев, страдающих от
строгого воспитания. Встречается реже, чем энурез.
13. Привычные действия патологического характера. Например, сосание
пальцев, кусание ногтей, выдергивание волос, раскачивание отдельными
частями тела или всем туловищем в процессе засыпания.
1.2. Формы неврозов
Традиционно выделяют следующие три формы неврозов[5; 6]:
1. Неврастения (невроз истощения)
– проявляется повышенной
возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой
утомляемостью и истощаемостью.
Павлов считал
«раздражительную слабость» основным признаком неврастении [5].
И.П.
Неврастения сопровождается вегетативными расстройствами,

головными болями, сенсомоторными расстройствами (повышением
чувствительности к различным раздражителям), эмоциональной
неустойчивостью, нарушениями психических процессов (трудностями
сосредоточения, нарушениями памяти). Самочувствие неврастеников
постоянно характеризуется чувством разбитости. Возникновение
неврастении связано с чрезмерными интеллектуальными,
эмоциональными или физическими нагрузками, приводящими к
истощению нервной системы.
2. Истерический невроз – проявляется самыми разнообразными
функциональными психическими, соматическими и неврологическими
расстройствами и характеризующийся большой внушаемостью и
самовнушаемостью больных, стремлением любой ценой привлечь к себе
внимание окружающих. Симптомы истерии обычно напоминают
проявления самых различных болезней, поэтому Ж.М.Шарко назвал ее
«великой симулянткой» [5]. При истерических расстройствах всегда
чувствуется желание болезни, есть что­то искусственное, утрированное,
Аффективные нарушения
показное изображение страдания.
характеризуются лабильностью эмоции, быстрой сменой настроения,
склонностью к бурным аффективным реакциям со слезами, часто
переходящими в рыдания.
3. Невроз навязчивых состояний – проявляется навязчивыми страхами
(фобиями), навязчивыми мыслями (обсессиями) или навязчивыми
влечениями и действиями (компульсиями). Обычно навязчивые
состояния с течением времени прогрессируют, т.е., например,
увеличивается число фобических страхов. Обычно содержание
навязчивых страхов, мыслей и т.д. связано с травмирующей ситуацией,
вследствие которой возник невроз.
Общими особенностями всех форм неврозов являются нарушения
эмоциональной сферы (эмоциональное напряжение, тревожность, постоянно

сниженное, подавленное настроение и т.д.), часто проявляющиеся
соматовегетативными расстройствами (дрожь, потливость, сердцебиение,
бледность, затруднения дыхания и т.д.) [1].
В детском и подростковом возрасте для перечисленных форм неврозов
характерны следующие особенности:
1. Для неврастении – нарушения сна и аппетита, капризность, плаксивость.
«Внутренний конфликт в этих случаях проявляется в непреодолимом
противоречии «надо» и «не могу», «хочу» и «не могу». Он связан с тем,
что желания у астеника такие же, как и у любого нормального ребенка,
а энергетический психофизический потенциал значительно ослаблен.
Поэтому такой ребенок обычно защищается попытками избавиться от
любых нагрузок, являющихся для него перегрузками. Ему легче, если
его будут считать больным. Поэтому он склонен искать помощи,
сочувствия, лишь бы его оставили в покое» [1].
2. Для истерического невроза – приступы удушья, нервная рвота, тики,
энурез, заикания и т.д. «Основным двигателем такого реагирования
является желание ребенка привлечь к себе внимание родителей,
утраченное в результате вынужденной разлуки или других психогенных
детских переживаний. Если ситуация не разрешается, невротические
симптомы и трудности поведения нарастают» [1]. В детском и
подростковом возрасте, особенно в периоды возрастных кризисов,
истерия возникает значительно чаще, чем у взрослых.
3. Для невроза навязчивых состояний – повторяющиеся патологические
действия – сосание пальцев, обкусывание ногтей, навязчивое
выдергивание волос или накручивание их на пальцы и др. [5]. В детском
возрасте наиболее часто возникают навязчивые страхи, тесно связанные
с переживаниями детей, конфликтами в семье, неудачами в учебе и
общении [1]. В подростковом возрасте неврозы навязчивых состояний

нередко принимают форму одного из двух часто встречающихся
синдромов [1]:
o Дисморфофобия – навязчивая убежденность либо в наличии у
себя какого­либо физического недостатка (уродливые черты лица,
строение тела), либо в распространении неприятных запахов. При
этом больные опасаются, что окружающие замечают эти
недостатки, обсуждают их и смеются.
o Нервная анорексия – прогрессирующее самоограничение в еде
при снижении аппетита с целью похудения в связи с навязчивым
страхом располнеть и убежденностью в чрезмерном весе.
Таким образом, в детском и подростковом возрасте наблюдаются те же
формы неврозов, что и у взрослых, но характеризующиеся определенными
возрастными особенностями.
1.3. Возрастные особенности неврозов
Неврозы. являются наиболее часто встречающейся формой нервно­
психической патологии как у взрослых, так и у детей [2]. Но вероятность
развития неврозов различна в разных возрастных группах. Детский и
подростковый возраст являются предрасполагающими факторами
возникновения и развития неврозов [1], поскольку дети и подростки
психологически наиболее уязвимы: во­первых, у детей и подростков система
психологической защиты является еще недостаточно развитой, а во­вторых,
они в силу ограниченности жизненного опыта еще не владеют способами
разрешения внешних и внутренних конфликтов [2].
Наибольшая вероятность возникновения неврозов характерна для
возраста 2­3, 5, 7 лет и в подростковом возрасте [2]. Развитие неврозов в 2­3 и
7 лет связано с трудностями адаптации детей к дошкольным учреждениям и
школе, а в возрасте 5 лет – с развитием мышления: в этом возрасте дети еще

чрезвычайно эмоциональны, и в то же время они уже тонко понимают
травмирующие жизненные обстоятельства, что приводит к глубоким
переживаниям. Подростковый возраст по своей сути является переходным,
кризисным, чем и обусловлена его уязвимость к различным нервно­
психическим расстройствам, включая неврозы. Однако неврозы у подростков
– это зачастую «динамика тех невротических расстройств, которые возникли
в детском возрасте» [1].
Подробно изучив неврозы детей и подростков, В.Д. Менделевич [4]
выделил 118 типичных клинических феноменов, характеризующих неврозы в
детском и подростковом возрасте (перечень представлен в приложении).
Неврозы у детей и подростков, как правило, проявляются, в первую очередь,
эмоциональными нарушениями в одной какой­либо сфере (связанной с
внутренним конфликтом), сочетающимися с генерализованной тревогой и
вегетативными нарушениями [4]. Для всех случаев характерен низкий уровень
адаптивности ребенка или подростка к отношениям в обществе,
накладывающий отпечаток на развитие личности: «Детям с неврозами не
только трудно быть собой, но и устанавливать ровные, непосредственные
отношения, когда они становятся или излишне зависимыми, подчиняемыми,
внушаемыми, или пытаются играть ведущие роли, что вступает в
противоречие с их уже во многом измененными возможностями и
способностями. Трудным является начало любой, особенно ответственной
деятельности, устойчивость и последовательность в ее реализации, как и
Большое количество
усидчивость,
компенсаторно или реактивно обусловленных желаний вступает в
внимательность.
терпеливость,
противоречие с все более ухудшающейся приспособляемостью к требованиям
жизни, ее трудностям и проблемам, что создает феномен невротического
идеализма. В свою очередь, трудность адаптации, неумение дружить,
эгоцентрическая фиксация на переживаниях формируют феномен
невротического «ухода в себя» или индивидуализма. Все это позволяет

говорить об увеличивающемся разрыве между высокими идеалами,
жизненными целями и неспособностью претворить их в жизнь, как и защитить
себя, отстоять свое мнение, особенно при наличии какой­либо угрозы извне.
Отражением невротических изменений личности будет постоянное чувство
неудовлетворенности и недовольства собой, своего рода кризис самосознания,
трансформирующийся в подростковом возрасте в ощущение своей
никчемности и потери смысла жизни, краха ее ценностей» [2].
А.И. Захаров [2] выделил семь основных направлений изменений личности у
детей и подростков вследствие невроза:
1. Снижение общей продуктивности и активности за счет нарастания
астенических расстройств и пораженческих настроений;
2. Увеличение беспокойства и тревожности, появление аффективной
настороженности и защитно­избегающего эгоцентрического типа
поведения;
3. Эмоционально­депримированный фон настроения;
4. Развитие неуверенности в себе и затруднений в прогнозировании
событий;
5. Зависимость от других в общении вследствие аффективно­заостренного
ожидания повышенного внимания к себе, сочувствия и поддержки;
6. Субъективизм в оценках при реактивно обусловленной негибкости
мышления и его иррациональной переработке;
7. Непоследовательность и противоречивость в поступках.
Невротические изменения личности еще более осложняют процессы
адаптации детей к жизнедеятельности в обществе, что, в свою очередь,
становится источником еще больших переживаний и затруднений адаптации.
Ребенок попадает в «замкнутый круг», и изменения личности и симптомы
невроза становятся тем более выраженными, чем длительнее течение невроза
и тяжесть неблагоприятно сложившейся жизненной ситуации в целом.

Таким образом, в детском и подростковом возрасте, когда происходит
становление психологических особенностей человека, неврозы накладывают
отпечаток на формирование личности и нередко приводят к невротическому
развитию личности – симптомы неврозов прогрессируют и усложняются и
приводят к формированию психологически нездоровой личности [5].
Заключение
В современной психиатрии невротические расстройства изучены не в
полной мере: «В рассматриваемой проблеме остается еще много нераскрытых
сторон, прежде всего в отношении взаимосвязи между неправильным
воспитанием, как главным патогенным фактором, и личностными
особенностями родителей,
психоневрологии «terra incognita»» [3].
которые являются в отечественной
Однако в настоящее время науке доподлинно известно, что среди
факторов возникновения неврозов ведущую роль играют особенности
воспитания ребенка в семье: «если среда устойчива, если требования к
ребенку соразмерны его возможностям, непротиворечивы, адекватны
возрасту, разумно мотивированы, если он окружен теплом и заботой, является
желанным, если обучение своевременно, ненавязчиво и способствует
выявлению и развитию потенциальных возможностей, если систематически
тренируются волевые качества, если в отношениях устанавливается

устойчивый гармонический стереотип, то можно с известной долей
уверенности сказать, что ранней невротизации родители не привнесут» [1].
Однако, к сожалению, в современном обществе «психогенные факторы
сыплются на ребенка чуть ли не с рождения, и при ослабленности его нервной
системы или повторности травм часто развиваются психогенные состояния с
широким, пестрым спектром симптоматики» [1]. Именно поэтому в
настоящее время продолжается рост распространенности неврозов среди
детей и подростков.
Можно предположить, что основной причиной создавшегося положения
является психологическая безграмотность родителей, их неумение правильно
воспитывать своих детей, непонимание последствий своих поступков и
требований по отношению к детям. И, следовательно, наиболее действенным
способом борьбы с неврозами детей и подростков может стать их
профилактика путем психологического просвещения родителей.
Список литературы
1. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М.:
Крон­пресс, 1996.
2. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и
патогенез. – www.koob.ru.
3. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. –
www.koob.ru.
4. Менделевич В.Д. Половозрастные и культуральные особенности
невротических расстройств. – www.psychol­ok.ru.
5. Психиатрия: Учебник для студ. мед. вузов / М.В. Коркина, Н.Д.
Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев. – 3­е изд. – М.: МЕДпресс­
информ, 2006. – 576 с.

6. Ушаков Г.К. Пограничные нервно­психические расстройства. – 2­е изд.,
перераб. и доп. – М.: Медицина, 1987. – 304 с.

znanio.ru