Психастения и шизоидность

Психастения и шизоидность

* Публикуется по изданию:
Гоголевич Т. Е. О терапевтическом взаимодействии шизоидов и психастеников в краткосрочной терапии творческим самовыражением // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / Под общ. ред. И. И. Кутько, П. Т. Петрюка. — Харьков, 1996. — Т. 3. — С. 173–175.

Краткосрочная терапия творческим самовыражением пациентов с шизоидной и психастенической психопатиями (что, в соответствии с МКБ-10, аналогично шизоидному и тревожному специфическим расстройствам личности) является клинико-психотерапевтическим методом из актуальной области терапии духовной культурой. Данный метод представляет собой особый краткосрочный вариант терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно, 1989–1996) с элементами других методов терапии духовной культурой, дидактической психотерапии, психотерапии переживаниями, разработанный с учётом характерологических особенностей шизоидных и психастенических психопатов. На 3–4-х месячных индивидуальных и 2-х месячных групповых занятиях пациенты учатся самопознанию (познанию особенностей, «сильных» и «слабых» сторон своего характера), познанию других человеческих характеров, поиску оптимального для своей личности жизненного пути, творческому самовыражению в соответствии со своими природными чертами в общении, различных творческих областях и обыденной жизни. Краткосрочный курс рассчитан на 16 групповых занятий (2–3-х часовые 2 раза в неделю), группа набирается из 7–8 пациентов с шизоидной и психастенической психопатиями и имеет закрытый характер (исключение составляют гости группы — приглашаемые с лечебно-познавательною целью психологи, психиатры, художники, литераторы, коллекционеры и т. д., обладающие такими же особенностями характера, что и члены группы, но, в отличие от них, хорошо адаптированные социально). Одним из нового в данном методе можно выделить терапевтическое взаимодействие в одной группе шизоидов и психастеников, их уникальное лечебное и обогащающее влияние друг на друга. В групповых беседах материалистичному психастенику и идеалистически-аутистичному шизоиду нередко оказывается созвучно одно и то же (например, проза К. Паустовского или живопись К. Моне), но по-разному: разность в восприятии созвучного облегчает принятие другой точки зрения. Шизоидов, нуждающихся в общении с «реалистами», реализм психастеника (который «тоньше» синтонного или авторитарного реализма), как правило, не отталкивает; напротив, многие, шизоиды отмечают, что одухотворённый реализм психастеников открывает дорогу к пониманию реалистов вообще — авторитарных, синтонных, демонстративных и т. д. В группе с психастениками шизоиды в большей степени, чем в группе одних шизоидов, раскрываются, проявляют теплоту и заботу о других членах группы, выше в такой группе лечебный эффект; среди побуждающих к раскрытию факторов шизоиды указывают на беззащитность и ранимость психастеников, их особую «одухотворенную» тревожность. Психастеники также отмечают больший лечебный эффект от занятий в группе с шизоидами, чем в группе одних психастеников: в смешанной группе склонность к ипохондрическим переживаниям, сомнениям, самокопаниям у них выражена меньше; общение с шизоидами расширяет взгляд психастеника на восприятие мира и ряд личных проблем; зачастую нестандартный взгляд шизоида на проблему помогает психастенику принять новое для себя решение. Благоприятно и сочетание дисциплинирующего влияния, оказываемого на группу в целом психастениками, с приносимой шизоидами оригинальностью.

Неоднократный опыт групповых занятий позволяет сделать вывод и о том, что в смешанной группе сильней действует пример творческого самовыражения, более стимулируется познавательный интерес, экспериментирование с новыми формами поведения, альтруизм.

www.psychiatry.ua

Психология online

Кто я и что с этим делать?

Познавать себя и других не просто интересно, но и весьма полезно по крайней мере, узнаешь, с кем дружить, а с кем лучше не связываться. Немецкие психологи еще до второй мировой войны создали прошедшую испытание временем классификацию основных человеческих типов.
Психастеник

* Типичные черты. Он скромен и застенчив. Если вы видите в магазине бледного человека, в полуобморочном состоянии застывшего между свитером синим и свитером алым значит перед вами психастеник. Главная проблема психастеника проблема выбора, причем выбирает он не из хорошего лучшее, а из двух зол меньшее. Уж такое у него мироощущение. Он как никто другой понимает, что, получив одно, всегда теряешь что-то другое. Он вечно колеблется, боится промахнуться и выбрать не то. Он уступает грубой силе и готов в ущерб себе идти на любые уступки, лишь бы давление прекратилось. Его основное состояние тревожное ожидание, как бы чего не вышло. Аккуратен со страху чтобы не наказали. Чувство юмора есть, но надежно спрятано. Когда психастеник, запинаясь и краснея, принимается рассказывать анекдот, все с нетерпением ждут финальной фразы и смеются не оттого, что смешно, а от облегчения ну наконец-то справился.
* Чем опасен. Прижатый к стенке, не имеющий выхода, он страшен. Классический литературный пример Карандышев из «Бесприданницы». «Если уж мне не досталась, так и никому другому ее не получить», с этими мыслями вроде бы кроткий с виду герой убивает свою возлюбленную. Поэтому никогда не загоняйте робкого психастеника в угол, оставьте ему возможность красиво отступить целее будете.
* Где уместен. Как ни странно, эта тонкая ранимая натура прекрасно чувствует себя в армии все за тебя решили и в уставе предусмотрели. Ему хорошо там, где не требуется принимать ответственных решений.
* Характерные психические расстройства. Неблагоприятные условия жизни и наследственность приводят к развитию у психастеника навязчивых состояний и страхов он по сто раз на день моет руки, чтобы не заразиться инфекцией, а выйдя из дома, возвращается и проверяет, закрыта ли входная дверь.

Циклотимик

* Типичные черты. Милейший человек, душа компании, весь нараспашку, открыт и чуток; тонко улавливает настроение собеседника. Вам грустно и он печален; вы веселы и он разделит вашу радость. Когда он сообщает, что ел на завтрак, это звучит как поэма, потому что его болтовня всегда кстати. Молчаливый циклотимик молчит благостно, а не в тягость окружающим. Он слушает, настраиваясь на собеседника, как камертон, и у вас создается приятное ощущение «меня понимают и поддерживают». Если уж он взялся рассказывать анекдот, вы начинаете хохотать от одного предвкушения развязки.
* Чем опасен. Вы полагаете, что у него нет и не может быть проблем. Но это не так. Вам кажется, что вы видите его душу до дна, но не обольщайтесь в ней таятся такие глубины, в которые лучше не заглядывать.
* Где уместен. В любом коллективе, на сцене, так как нуждается в других людях и в одиночестве чахнет.
* Характерные психические расстройства. Болезнь циклотимика маниакально-депрессивные состояния, чередование подъемов настроения, повышенной работоспособности, необычайной легкости мыслей, тревоги, раздражительности с тяжким угнетением духа: все постыло, нет сил ни жить, ни думать. Классический пример наш дорогой Александр Сергеевич Пушкин, с его осенними легкими маниями и весенней депрессией, который в недрах своей жизнерадостной натуры десятилетиями нежно лелеял мечту о смерти «за любовь». И осуществил ее.

Шизоид

* Типичные черты. Загадочность и необычность вещь в себе. Такой человек замкнут, отстранен, не слишком общителен. Он мыслитель, причем нестандартный. Его внутренний мир пиршество в доме за высоким забором, с завешенными окнами, куда допускаются только избранные. Он в отличие от психастеника не боится людей и не нуждается во всеобщей поддержке. Ему нужны не все окружающие, как циклотимику, а всего лишь двое-трое за всю жизнь, но зато очень сильно. Он привязывается глубоко, однако внешне свою любовь проявлять не умеет и потому часто страдает от одиночества. Он чувствует удивительно тонко, но не в состоянии передать свои ощущения другим, разве только на бумаге или через музыку, поэтому слышит обвинения в черствости и сильно из-за этого переживает. Главная проблема шизоидной личности неумение преодолеть барьер, отделяющий его от остальных людей.

Его юмор парадоксален и доходит до вас не сразу. После рассказанного шизоидом анекдота всегда царит секундная пауза народ соображает, в чем суть. Потом начинается гомерический хохот уж больно оригинально придумано.

Типичная шизоидная личность диккенсовкий дядюшка Скрудж, волшебным образом преобразившийся под Рождество из злобного скупца в щедрого чудака. Только у шизоида может быть ларчик в душе, где десятилетиями заперты лучшие (впрочем, и худшие тоже) чувства, о которых никто и не подозревает.

* Чем опасен. Не переносит грубого вторжения в свой внутренний мир, бесцеремонности. У шизоида нельзя спрашивать в лоб: «Ты почему с женой развелся?», а также передвигать книги на его полке или наводить порядок на столе.
* Где уместен. Чаще всего там, где творят в одиночестве, в химической лаборатории, в кабинете. Коллектив шизоид использует в качестве творческого материала, как делал гениальный кинорежиссер Бергман, вывернувший свою душу в фильме «Земляничная поляна».
* Характерные психические расстройства. Логично, что при столь богатом внутреннем мире шизоид от скверной жизни уходит в себя все глубже и дальше, и мы говорим, что у него развивается шизофрения.

Истерик

* Типичные черты. Отличается вовсе не умением закатывать истерики, как многие из нас полагают, истерику способен устроить любой. Главные черты истерического характера крайний эгоизм, стремление вытеснять из сознания все неприятности, изображать из себя то, чего нет на самом деле. Истерик не испытывает никаких сильных чувств, кроме любви к себе. Зато обожает чувства демонстрировать. Общительностью, стремлением очаровывать похож на циклотимика, но совершенно не чувствует чужого настроения и не умеет сопереживать. Внешне очень театрален, красиво одевается, причем и в речи, и в одежде всегда переходит через край или бант лишний, или галстук блестящий, или интонация фальшивая. С чувством юмора не дружит. У истерической личности две главные проблемы. Первая игнорировать неприятности, полагая, что они от этого рассосутся. Вторая стремление не быть умным и красивым, а казаться таковым, что разочаровывает окружающих, и они рано или поздно уходят в поисках чего-то настоящего.
* Где уместен. Истерик стремится в мир искусства, где простительно стремление выглядеть лучше, чем ты есть. Но истинных вершин никогда не достигает мелок душою.
* Когда опасен. В роли руководителя способен погубить самое благое начинание.
* Характерные психические расстройства. В критических ситуациях сбегает в болезнь. Раньше жена, застигнутая мужем в момент супружеской измены, заворачивалась в простыню и утверждала, что она на пляже. Муж приходил в ужас бедная женщина от переживаний с ума сошла, и нередко прощал неверную. Если примирения не наступало, истеричка могла годами сидеть в простыне в психиатрической больнице. Теперь времена грубой игры вроде параличей и судорог миновали. В равной степени и женщины, и мужчины уходят от проблем в модные сердечные болезни. Врачи-кардиологи с ног сбиваются в попытках отличить истинную стенокардию от истерического страдания, тем более что у наигранной болезни есть свойство постепенно переходить в настоящую.

Эпилептоид

* Типичные черты. Мелочность, дотошность, занудливость. Но с другой стороны, этот человек не подведет, уж если обещал выполнит. Требует от окружающих полного подчинения, заставляет жить по своим правилам. Способен на сильные чувства, рвет страсть в клочья, но в его привязанности нет ничего светлого и радостного. Сурово карает за малейший промах, застревает на своих переживаниях, подозрителен и склонен к мести. Животных, особенно преданных и покорных собак, нередко предпочитает непослушным людям. Заводит свирепого ротвейлера или бультерьера, которых с наслаждением воспитывает. Шуток, особенно на свой счет, не понимает. Рассказывая смешную историю, вязнет в мельчайших подробностях, отчего анекдот утрачивает всю соль. Основная проблема медленное неповоротливое мышление, неумение отделять главное от второстепенного ни в личных отношениях, ни на работе и плохо контролируемые эмоции.
* Где уместен. Несмотря на тяжелый характер, очень неплох в любой авторитарной системе с четко прописанными правилами и конкретной целью в полиции или в армии.
* Чем опасен. Не прощает измену, способен уничтожить за непокорность. Если вы услышали душераздирающую историю про то, как обманутый возлюбленный убил даму своего сердца и ее любовника, а потом застрелился сам, значит он был эпилептоидной личностью.
* Характерные психические расстройства. Склонен болеть различными видами эпилепсии.

Неустойчивая личность

* Типичные черты. Основная особенность следует из названия с кем поведется, от того и наберется. Попадет в окружение работящих, старательных людей хорошо работает, не пьет, не курит. Свяжется с плохой компанией тут же изменяет поведение, хамит, ворует, лишь бы не отличаться от других. Сам по себе никакой, пустое место. Главная проблема врожденная слабость личности. У человека внутри нет ничего, на что можно было бы опереться и таким образом сопротивляться обстоятельствам, сохранять свой характер, свои привычки. Поэтому огромное значение для неустойчивой личности имеет строгое и в то же время доброжелательное домашнее воспитание с элементами дрессировки, когда не столько ругают за плохое, сколько поощряют за хорошее.
* Где уместен. Поскольку нравственные качества не имеют к типу личности никакого отношения с одним и тем же характером можно быть и святым, и мерзавцем, правильно воспитанный неустойчивый человек выберет себе для подражания хороший пример, за который и будет держаться всю жизнь. Мы подобных честных и милых не замечаем, в глаза нам бросаются те, кто следует плохим образцам.
* Чем опасен. Легко попадает под чужое влияние и потому нуждается в непрерывном контроле.
* Характерные психические расстройства. Типичная реакция неустойчивой личности на самые незначительные бытовые неурядицы алкоголизм и наркомания.

psymeds.ru

Название «шизоид» распространилось благодаря Е. Kretschmer (1921). Иные наименования этого типа характера: «странные и чудаки» [Kraepelin E., 1915], «патологически замкнутые», «аутистические психопаты» [Asperger H., 1944] и др.— употребляются значительно реже.

Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Сочетание противоречивых черт в личности и поведении — холодности и утонченной чувствительности, упрямства и податливости, настороженности и легковерия, апатичной бездеятельности и напористой целеустремленности, необщительности и неожиданной назойливости, застенчивости и бестактности, чрезмерных привязанностей и немотивированных антипатий, рациональных рассуждений и нелогичных поступков, богатства внутреннего мира и бесцветности его внешних проявлений — все это заставило говорить об отсутствии «внутреннего единства». H. Asperger (1944) обратил внимание на недостаток интуиции как на главную черту этого типа характера. Под интуицией здесь следует понимать прежде всего пользование неосознанным прошлым опытом.

Шизоидные черты выявляются в более раннем возрасте, чем особенности характера всех других типов. Неслучайно шизоидный тип характера подробно описан в трудах и руководствах по детской психиатрии.

С первых детских лет поражает ребенок, который любит играть один, не тянется к сверстникам, избегает шумных забав, предпочитает держаться среди взрослых, иногда подолгу молча слушая их беседы. К этому может добавляться какая-то недетская сдержанность в проявлении чувств, которая воспринимается как холодность.

Подростковый возраст является самым тяжелым для шизоидной психопатии. Нам представляется ошибочным суждение о благополучии подросткового периода у шизоидов, построенное на анамнезах, собранных у взрослых и даже у пожилых лиц, страдающих шизоидной психопатией [Мазаева Н. А., 1974]. Надо иметь в виду малую точность анамнеза как метода для ретроспективной оценки собственного поведения, невольного стремления приукрашивать свои юные годы у немолодых людей. Динамические наблюдения показывают, что с началом пубертатного периода шизоидные черты усиливаются [Наталевич Э. С., Мальцева М. М., 1979].

С наступлением полового созревания все черты характера выступают с особой яркостью. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза. Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для других интересами и увлечениями, относясь со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. Но чаще все же шизоидные подростки сами страдают от своего одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе.

Неудачные попытки завязать приятельские отношения, мимозоподобная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в контакте («не знаю, о чем говорить») нередко побуждает таких подростков к еще большему уходу в себя.

Недостаток интуиции проявляется отсутствием «непосредственного чутья действительности» [Ганнушкин П. Б., 1933], неумением проникнуть в чужие переживания, угадать желания других, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить тот момент, когда не надо навязывать свое присутствие и когда, наоборот, надо выслушать, посочувствовать, не оставлять собеседника с самим собой. Один из шизоидных подростков сказал об этом: «Я никогда не знаю, любят меня или ненавидят, если об этом мне прямо не скажут!»

К недостатку интуиции следует добавить тесно с ним связанную неспособность к сопереживанию — неумение разделить радость и печаль другого, понять обиду, почувствовать чужое волнение и беспокойство. Иногда эту особенность обозначают как слабость эмоционального резонанса.

Недостаток интуиции и неспособность сопереживания обусловливают, вероятно, то, что называют холодностью шизоидов. Их поступки могут казаться жестокими, но они связаны с неумением «вчувствоваться» в страдания других, а не с желанием получить садистическое наслаждение, как у эпилептоидов.

Ко всем этим недостаткам можно добавить еще неумение убеждать своими словами других.

Внутренний мир шизоида почти всегда закрыт от посторонних взоров. Лишь иногда и перед немногими избранными занавес внезапно приподнимается, но никогда не до конца, и столь же внезапно может вновь упасть. Шизоид скорее раскрывается перед людьми малознакомыми, даже случайными, но чем-то импонирующими его прихотливому выбору. Но он может навсегда оставаться скрытой, непонятной вещью в себе для близких или тех, кто знает его много лет. Богатство внутреннего мира свойственно далеко не всем шизоидным подросткам и, конечно, связано с определенным интеллектом или талантом. Поэтому далеко не каждый из шизоидов может послужить иллюстрацией слов Е. Kretschmer (1921) о подобии их «лишенным украшений римским виллам, ставни которых закрыты от яркого солнца, но в сумерках которых справляются роскошные пиры». Однако во всех случаях внутренний мир шизоидов бывает заполнен увлечениями и фантазиями.

Фантазируют шизоидные подростки про себя и для самих себя. Они вовсе не любят распространяться о своих грезах и мечтаниях перед окружающими. Они не склонны также перемешивать обыденную жизнь с красотами своих выдумок. Шизоидные фантазии либо служат утешению своей гордости, либо носят эротический характер. Они явно могут играть роль психологической защиты — в трудных для шизоида ситуациях его склонность к фантазированию усиливается.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружающих многие поступки шизоидных подростков, ибо все, что им предшествовало,— весь ход переживаний и мотивов — оставалось скрытым. Некоторые выходки действительно носят печать чудачества, но, в отличие от истероидов, они вовсе не представляют собой спектакля, разыгрываемого с целью привлечь к себе всеобщее внимание. Реакция эмансипации нередко проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может долго терпеть мелочную опеку в быту, подчиняться установленному распорядку жизни, но реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, фантазий, увлечений. Вместе с тем реакция эмансипации может легко оборачиваться социальной нонконформностью — негодованием по поводу существующих правил и порядков, насмешек над распространенными идеалами, интересами, злопыхательством по поводу «отсутствия свободы». Подобного рода суждения могут долго и скрытно вынашиваться и неожиданно для окружающих реализоваться в публичных выступлениях или решительных действиях. Зачастую поражает прямолинейная критика других лиц без учета ее последствий для самого себя. При обследовании с помощью ПДО нередко проявляются и низкая конформность, и сильная реакция эмансипации.

Реакция группирования внешне выражена довольно слабо. Как правило, шизоидные подростки стоят особняком от компаний сверстников. Их замкнутость затрудняет вступление в группу, а их неподатливость общему влиянию, общей атмосфере, их неконформность не позволяет ни слиться с группой, ни подчиниться ей. Попав же в подростковою группу, нередко случайно, они всегда остаются в ней на особом положении. Иногда они подвергаются насмешкам и даже жестоким преследованиям со стороны других подростков, иногда же благодаря своей независимости, холодной сдержанности, неожиданному умению постоять за себя они внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию. Но успех в группе сверстников может оказаться одним из сокровенных желаний шизоидного подростка. В своих фантазиях он творит подобные группы, где занимает положение вождя и любимца, где чувствует себя свободно и легко и получает те эмоциональные контакты, которых ему недостает в реальней жизни.

Увлечения у шизоидных подростков обычно выступают ярче, чем псе другие поведенческие реакции этого возраста. Увлечения нередко отличаются силой, устойчивостью и необычностью. Чаще всего приходится встречать интеллектуально-эстетические хобби. Большинство шизоидных подростков любят чтение, K. IHIII поглощают запоем, чтение предпочитают другим развлечениям. Выбор для чтения может быть строго избирательным — только определенный жанр литературы, только определенная эпоха из истории, определенное течение в философии и т. п. Ю. А. Скроцкий (1980) отметил пристрастие к изучению биографий. Вообще в интеллектуально-эстетических хобби поражает прихотливость выбора предмета. У современных подростков приходилось встречать увлечение санскритом, китайскими иероглифами, срисовыванием порталов соборов и церквей, генеалогией царского дома Романовых, сопоставлением конституций разных государств и разных времен и т. д. Все это никогда не делается напоказ, а только для себя. Увлечениями делятся с немногими, если встречают искренний интерес и понимание собеседника. Часто увлечения таят, боясь непонимания и насмешек. При менее высоком уровне интеллекта дело может сводиться к менее изысканным, но не менее странным увлечениям. Коллекции шизоидных подростков, иногда уникальные, иногда поражающие своей никчемностью, также более с тужат цели изощренных интеллектуальных или эстетических потребностей, чем просто жажде накопительства. Один подросток, например, собирал дуплеты из открыток с репродукциями картин известных художников и почтовых марок с изображением тех же картин.

На втором месте стоят хобби мануально-телесного типа. Неуклюжесть, неловкость, негармоничность моторики, нередко приписываемая шизоидам, встречается далеко не всегда, а упорное стремление к телесному совершенствованию может сгладить эти недостатки. Систематические занятия гимнастикой, плаванием, езда на велосипеде, упражнения йогов обычно сочетаются с отсутствием интереса к коллективным спортивным играм. Место увлечений могут занимать одиночные многочасовые пешие или велосипедные прогулки. Некоторым шизоидам хорошо даются тонкие ручные навыки: прикладное искусство, игра на музыкальных инструментах — все это также может составить предмет увлечений.

Реакции, связанные с формирующимся половым влечением, на первый взгляд, могут как будто совсем не проявляться. Внешняя «асексуальность», демонстративное презрение к вопросам половой жизни нередко сочетается с упорным онанизмом и богатыми эротическими фантазиями. Эти фантазии питаются случайными сведениями и легко включают перверзные компоненты. Болезненно чувствительные в компании, неспособные на флирт и ухаживание и не умеющие добиться сексуальной близости в ситуации, где она возможна, шизоидные подростки могут неожиданно для других обнаружить сексуальную активность в самых грубых и противоестественных формах — часами сторожить, чтобы подглядеть чьи-то обнаженные гениталии, эксгибиционировать перед малышами, онанировать под чужими окнами, откуда на них смотрят, вступать в связь со случайными встречными, назначать свидания по телефону незнакомым людям «на один раз». Свою сексуальную жизнь и сексуальные фантазии шизоидные подростки глубоко таят. Даже когда их поступки обнаруживаются, они стараются не раскрывать мотивов и переживаний.

Алкоголизация среди шизоидных подростков встречается довольно редко. Большинство из них не любят спиртные напитки. Опьянение не вызывает у них выраженной эйфории. Уговорам товарищей, питейной атмосфере компаний они легко противостоят. Однако некоторые из них находят, что небольшие дозы алкоголя, не вызывая эйфории, могут облегчить установление контактов, устраняют затруднения и чувство неестественности при общении. Тогда легко образуется особого рода психическая зависимость — стремление регулярно использовать небольшие дозы алкогольных напитков, часто крепких, с целью «побороть застенчивость» и облегчить контакты. Употребление алкоголя в качестве подобного «коммуникативного допинга» может осуществляться как с приятелями, так и в одиночку. Например, 15-летний шизоидный подросток тайком хранил в своей постели бутылку коньяка и каждое утро прикладывался к ней, чтобы «свободно чувствовать себя в школе».

Не меньшую угрозу, чем алкоголь, для шизоидных подростков представляют другие дурманящие вещества. Некоторые из них, особенно летучие, «льют воду на мельницу» шизоидных фантазий, делая их более чувственными и красочными.

Суицидальное поведение шизоидам не свойственно — шизоидность, видимо, не располагает к подобному способу решения жизненных трудностей. Демонстративные суицидные попытки [Леденев Б. А., 1981] бывают при смешанном шизоидно-истероидном типе. На психические травмы, конфликтные ситуации, положения, где к шизоидной личности предъявляются непосильные для нее требования, реакция проявляется ещ« большим уходом в себя, в свой внутренний мир глубоко затаенных фантазий. Другим проявлением подобной же реакции шизоидного подростка может быть усиленное сосредоточение на каком-либо увлечении, притом в обстановке, которая для этого окружающим кажется совершенно неподходящей. Например, 17-летний подросток, ухаживая за умирающей от рака матерью и буквально не отходивший от ее постели, тут же около нее изучал по самоучителю итальянский язык. Та же реакция на трудности может выявляться неожиданными, вычурными, порою жестокими поступками. Острые аффективные реакции у шизоидных подростков чаще всего бывают импунитивного (бегство из аффектогенной ситуации) или экстрапунитивного типа.

Делинквентность при шизоидном типе характера встречается нечасто, при этом в самом делинквентном поведении явственно выступают шизоидные черты. Обследуя подростков-беспризорников 20-х годов, Н. И. Озерецкий (1932) отметил, что шизоиды предпочитают воровать в одиночку, выбирают воровскую «профессию», требующую искусных навыков (например, кража денег из внутренних карманов или умение влезть в квартиру через форточку). Шизоидные подростки, не будучи склонны к групповой делинквентности, могут совершать серьезные правонарушения «во имя группы», желая, чтобы «группа признала своим». В одиночку также совершаются сексуальные правонарушения (эксгибиционизм, развратные действия над малолетними, сексуальная агрессия). Кражи могут носить особый характер (во имя «восстановления справедливости», хищение уникальных предметов для восполнения недостающего в собираемой коллекции и т. п.). Иногда делинквентному поведению и серьезным правонарушениям предшествует прием небольшой дозы алкоголя в качестве «допинга», но настоящего алкогольного опьянения не бывает.

По наблюдению нашего сотрудника А. А. Вдовиченко, шизоидные подростки, склонные к делинквентности, попадали в поле зрения милиции гораздо позже, чем делинквентные подростки с другими типами акцентуации характера. Они действовали в одиночку, умели скрывать свои поступки, не искали сообщников, хорошо обдумывали свои действия. Кражи предпочитали совершать при помощи собственноручно изготовленных отмычек, искусного выпиливания дверных замков и тому подобных «приемов».

Самооценка шизоидов отличается признанием того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Отношение к другим проблемам оценивается гораздо хуже.

Противоречивости своего поведения шизоиды нередко не замечают или не придают этому значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

Соматические признаки, которые со времен Е. Kretschmer (1921) считаются свойственными шизоидам (астеническое телосложение, дряблая мускулатура, сутулая фигура, длинные ноги и высокий таз, слабо развитые гениталии, угловатость движений) у современных подростков можно видеть далеко не всегда. Акселерация развития и связанные с нею эндокринные сдвиги мог> т искажать эти черты, обусловливая, например, избыточную полноту или раннее и сильное сексуальное развитие.

С момента описания шизоидной психопатии было обращено внимание на ее сходство с некоторыми формами шизофрении, в частности с вялотекущей ее формой и с картиной дефекта после перенесенного шизофренического приступа. Это дало основание некоторым авторам вообще усомниться в существовании шизоидной психопатии как конституциональной аномалии характера, а все, что описывалось под ее названием, трактовать как дефект после приступа шизофрении, прошедшего незамеченным или случившегося в раннем детстве, или как «латентную» шизофрению. В итоге в прошлые десятилетия был период, когда шизоидная психопатия почти перестала диагностироваться и ее выраженные случаи стали рассматриваться как вялотекущая шизофрения, а шизоидные акцентуации с хорошей социальной адаптацией служили поводом для подозрений в отношении «латентной шизофрении». Со второй половины 70-х годов положение изменилось, и шизоидный тип характера как вариант конституциональной аномалии вновь получил признание.

Подростковый возраст создает особые трудности для дифференциальной диагностики шизоидной психопатии и вялотекущей шизофрении. Пубертатное заострение шизоидной психопатии может быть принято за начавшийся процесс или за новый «шуб», и, наоборот, дебют шизофрении может маскироваться подростковыми нарушениями поведения. Подробнее эта проблема рассматривается в гл. VII.

При психопатии все основные признаки шизоидности: замкнутость, отгороженность от людей, недостаток интуиции и сопереживания, уход в мир фантазий и увлечений — достигают крайности. Однако при умеренной степени шизоидной психопатии довольно часто обнаруживается возможность удовлетворительной адаптации, но в жестко ограниченных рамках. В этих условиях в узкой области могут даже достигаться значительные успехи (например, в области некоторых точных наук, занятиях прикладным искусством, игре в шахматы и т. п.), но при этом в обыденной жизни может обнаруживаться удивительная неприспособленность. При тяжелой психопатии дезадаптация иногда проявляется в стремлении полностью отгородиться от людей и жить только в своем фантастическом мире.

Владимир Б., 14 лет Единственный сын с дружной интеллигентной семье С детства замкнут, не любил шумных игр, в детском саду всегда играл один в стороне от ребят пли внимательно наблюдал, как играют другие дети. В школу пошел неохотно, в первые месяцы учебы появились тики. Когда привык к классу и учительнице, тики прошли. Учился удовлетворительно. Имел одного товарища, но близкой дружбы не было. С первых классов школы жил увлечениями. Собрал большую коллекцию бабочек, затем мастерил самострелы, игрушечные лодки с моторчиками, паровой двигатель Расспрашивал своего отца — инженера по профессии — об устройстве разных машин. Любил размышлять над возможностями разных изобретений.

В 12 лет родители отправили его в пионерский лагерь. Через несколько дней оттуда сбежал. Трое суток один шел лесом в город домой («не было денег на поезд»). Питался ягодами, один ночевал в лесу, обходил поселки, боясь, что его ищут и вернут обратно. В лагере воспитатели побег считали беспричинным — ни ссор, ни наказаний не было, убежал после того, как велели идти мыться в баню. В 14 лет был переведен в другую школу. Попал в класс, где властвовала компания хулиганов. Убежал из дому на пустовавшую дачу, принадлежавшую их родственникам; там скрывался несколько суток. Когда был наивен, причин побега никому не объяснил, отмалчивался, замкнулся. Был отправлен на обследование в подростковую психиатрическую клинику.

Во время беседы сперва был сдержан и немногословен, но затем охотно разговорился о своих увлечениях. Обнаружил хорошие знания техники, подтвердил, что мечтает стать изобретателем новых машин. Но свои поделки оценил весьма критически, сам назвал их «детскими игрунками». Затем по своей инициативе очень эмоционально рассказал о причине своих побегов. Всегда было трут, но знакомиться с новыми ребятами, среди взрослых чувствовал себя спокойнее. В лагере оказался выбитым из колеи. С детства стеснялся раздеваться при посторонних — поэтому убежал из бани (раньше никогда в общественных банях не бывал, и не знал что там моются голыми в присутствии других). Ему пригрозили наказанием и тем, что его вымоют насильно. Тогда решился убежать. Второй побег был вызван тем, что в школе над ним издевались хулиганы: в туалете пытались раздеть, приставали с сексуальными притязаниями, грозили избить. Никому об этом не рассказывал — стыдно было, что не смог постоять за себя. Бросил ходить на занятия: дома об этом не знали, часы уроков проводил на улице или в кино. Когда обнаружились прогулы, директор школы пригрозил отправить его в интернат. Испугался и убежал из дому прятаться на дачу. К родителям отношение теплое, особенно привязан к отцу. Сознался, что очень любит фантазировать «про себя» на темы изобретений или о том, о чем «стыдно говорить». В клинике подружился со спокойным, сдержанным мальчиком, также увлекающимся техникой.

При неврологическом осмотре — легкая асимметрия лицевой иннервации и сухожильных рефлексов. На ЭЭГ — без существенных отклонений. Физическое развитие — по возрасту, но сексуальное — с выраженной акселерацией (соответствует возрасту 16—17 лет).

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки — диагностирован выраженный шизоидный тип. Имеются признаки, у называющие на возможность формирующейся психопатии. Конформность и реакция эмансипации умеренные. Отмечено выраженное отрицательное отношение к алкоголизации. По шкале субъективной оценки самооценка удовлетворительная- выступили шизоидные и меланхолические черты, достоверно отвергаются «черты гипертимные и циклоидные (самооценка свидетельствует не только о шизоидности, по и о возможном субдепрессивном состоянии).

Диагноз. Шизоидная психопатия умеренной степени.

Катамнез через 1 год. Был переведен в другую школу. Учится удовлетворительно, однако с интересом и успехом занимается только физикой и алгеброй. Остается замкнутым, друзей не имеет, побегов больше не совершал.

Шизоидный тип психопатий у подростков мужского пола является самым частым после эпилептоидного — 19 % (см. табл. 3). При этом случаи «чистых» шизоидов в большинстве были расценены как психопатии тяжелой или выраженной степени. В умеренных случаях социальная дезадаптация бывала парциальной — срыв наступал либо дома при благополучии по месту учебы или работы, либо в школе или на работе при удовлетворительной адаптации в семье.

Шизоидные акцентуации обычно не ведут за собой ни социальной дезадаптации, ни тяжелых нарушений поведения, ни невротических расстройств. Поэтому эти подростки редко попадают под наблюдение психиатра. Так, в общей популяции подростков мужского пола (см. табл. 3) шизоидная акцентуация установлена в 9 %, а среди поступивших в психиатрический стационар с непсихотическими нарушениями — в 7 %.

Скрытая шизоидная акцентуация может обнаруживаться, если ситуация предъявляет непосильные для данного типа характера требования — например, быстро установить широкий круг неформальных и достаточно эмоциональных контактов. Шизоиды также срываются, когда к ним настойчиво и бесцеремонно «лезут в душу».

Андрей А., 18 лет. В детстве, в школьные годы, во время учебы в педагогическом училище не обнаруживал каких-либо заметных особенностей характера. Был в меру общителен, имел приятелей, не чуждался компаний, участвовал в общественной работе. По окончании училища был направлен на работу, но не учителем, как ожидал, а старшим пионервожатым в загородную школу-интернат Сразу обнаружил, что эта работа, требовавшая большой общительности, умения лидерствовать, оказалась не по нему. Тяготился ею, не мог найти контакта с учениками Один из старших педагогов, вызывавший у пего неприязнь, стремился опекать ею, претендовал на роль духовного наставника Стал сторониться его, a затем и других учителей, замкнулся, ушел в себя, стал нелюдимым, избегал даже встреч с прежними приятелями, чтобы «не рассказывать о себе и своей работе». После работы часами бродил в одиночку по округе, мечтая об интересной жизни. Хотелось бы быть вдали от людей — попасть на необитаемый остров или служить лесником в уединенном месте, в то же время понимал никчемность этих желаний. Свои переживания лишь однажды открыл случайному попутчику, который непонятно чем ему понравился Вскоре ему предложили заменить заболевшего учителя. За несколько дней преобразился, установил контакты и с учениками, и с учителями, стал охотно принимать участие в общественных мероприятиях, возобновил дружбу с прежними товарищами.

Катамнез через 6 лет. Продолжает учительскую работу, хорошо с ней справляется. Закапчивает заочное отделение педагогического института.

Еще Е. Kretschmer (1921), описывая шизоидный тип, выделил его экспансивный и сенситивный варианты. Последний, как указывалось, правильнее рассматривать как тип особый, принадлежащий к широкой группе астенических психопатий и акцентуаций, так как замкнутость здесь вторичная, компенсаторная. Тем не менее среди шизоидов встречаются как стеничные, так и астенические личности. Разнообразие шизоидных проявлений может быть столь велико, что число описываемых вариантов могло оказаться двузначным. Поэтому представляется целесообразным констатировать сочетание шизоидности с чертами других типов — сенситивного, психастенического, эпилептоидного, истероидного, неустойчивого. Главная основа характера, его ядро при этом всегда остается шизоидным.

Шизоидная психопатия, видимо, является одной из наиболее эндогенно обусловленных. Недостатки воспитания в развитии самих шизоидных черт характера имеют вспомогательное значение. Считается, что доминирующая гиперпротекция способна усугубить шизоидные черты, однако чаще приходится наблюдать, что неправильное воспитание обусловливает наслоение на шизоидное ядро черт другого типа: при потворствующей гиперпротекции — истероидного, при господстве вокруг жестоких взаимоотношений — эпилептоидного, при гипопротекции, отдавшей подростка во власть асоциальных компаний,— неустойчивого.

www.psychiatry.ru