То депрессия то активность

Гормоны и депрессия

Гормоны и депрессия

Если гуморальные факторы, модулирующие тревожные состояния, достаточно хорошо известны (табл. 5.1), то «гормон депрессии» остается загадкой. Не вызывает сомнения, что гормоны участвуют в патогенезе депрессивных состояний.

Таблица 5.1. Гормоны при депрессии и тревоге

Примечание: АД – артериальное давление; рефлекс Фергюсона – увеличение секреции окситоцина при механической стимуляции влагалища;? – неизвестно.

Поиски «гормона депрессии» велись (и ведутся), естественно, в первую очередь среди стрессорных гормонов. Поскольку депрессия возникает в результате стресса, такое предположение естественно.

Развитие депрессии не связано с повышенной секрецией кортизола при хроническом стрессе

Долгое время считали, что причина депрессии – в повышенном уровне кортизола в крови. Это было известно с начала 1960-х гг., однако причины такого повышения оставались неясными. Повышенная кортикостероидная активность выявляется с помощью разных показателей – суточной секреции 17-гидроксистероидов, суточного содержания свободного кортизола в моче, скорости продукции кортизола, серийных определений утреннего уровня кортизола в крови, суточному интегрированному содержанию кортизола в крови и уровню кортизола в спинномозговой жидкости.

Однако предположение о причинно-следственной связи между повышенным уровнем кортизола в крови и депрессией было отвергнуто после того, как была сопоставлена клиническая картина депрессии с другими состояниями, для которых характерен повышенный уровень кортизола. Например, при синдроме Иценко – Кушинга повышена активность коры надпочечников, причем повышенная секреция глюкокортикоидов первична, т. е. не является следствием какого-либо заболевания, инфекции и прочих внешних причин. Несмотря на одинаково высокий уровень кортизола при депрессии и синдроме Иценко – Кушинга, частоты встречаемости симптомов (повышенная утомляемость, подавленное настроение, ухудшение памяти, тревожность, булимия, анорексия и др.) при двух заболеваниях сильно различаются.

Развитие депрессии связано с длительным увеличением активности гипофиз-адреналовой системы, т. е. с устойчиво повышенной секрецией всех стрессорных гормонов: кортиколиберина, АКТГ и кортизола

Кроме депрессии и синдрома Иценко – Кушинга третьим хорошо изученным состоянием, при котором повышено содержание глюкокортикоидов в крови, является процесс лечения большими дозами этих гормонов. При экзогенной гиперкортизолемии (повышенном содержании кортизола в крови, вызванном введением гормона извне) у значительной части больных развивается маниакальное состояние, которое иногда достигает психотической степени. А депрессивные состояния у таких больных редки.

Таким образом, сопоставление трех состояний, при которых повышен уровень кортизола в крови, – депрессии, синдрома Иценко – Кушинга и экзогенной гиперкортизолемии – приводит нас к выводу, что такое его повышение не может быть причиной депрессии. Хотя оно наблюдается при всех трех состояниях, картина психических изменений везде различна.

АКТГ и кортиколиберин тоже не являются первичными агентами депрессии. Основной психотропный эффект АКТГ приводит к улучшению памяти, а кортиколиберин вызывает тревожное состояние, но не депрессию.

Причина ее возникновения – не в изменении какого-то одного гормона, а в длительном повышении активности всей гипофиз-адреналовой системы, т. е. в устойчиво повышенной секреции кортиколиберина, АКТГ и глюкокортикоидов. На это указывает, в частности, очень высокая частота депрессий у лиц, придерживающихся диеты Аткинса (известной в России как «кремлевская»), при которой количество углеводов сведено почти до нуля. В отсутствие экзогенных углеводов организм вынужден получать их путем глюконеогенеза (рис. 2.11).

При депрессия ослаблена регуляция гипофиз-адреналовой системы по механизму отрицательной обратной связи

При этом возрастает активность всех систем, которые ускоряют этот процесс, в первую очередь стрессорных гормонов. Постоянно повышенная активность гипофиз-адреналовой системы приводит к депрессии.

Повышенный уровень кортизола в крови не является и показателем депрессии. Увеличенная секреция глюкокортикоидов не может служить диагностическим критерием первичной депрессии, поскольку повышенное содержание всех гормонов гипофиз-адреналовой системы отмечается в крови при любых болезненных состояниях. В частности, повышенная продукция кортизола, помимо эндогенной депрессии, наблюдается при реактивной депрессии, шизофрении, нервной анорексии и булимии, болезни Альцгеймера, при психогенной аменорее, алкоголизме и тревожных состояниях.

Тем не менее активность гипофиз-адреналовой системы используется для дифференциальной диагностики эндогенной депрессии.

Специфичным для эндогенной депрессии оказалось ослабление регуляции гипофиз-адреналовой системы по механизму обратных связей, что было впервые показано Б. Кэрролом с сотрудниками. Это нарушение выявляется с помощью дексаметазонового теста (рис. 5.8). 1 мг дексаметазона (мощного синтетического глюкокортикоида) больной получает в 11 часов вечера, а в 8 утра и в 4 часа дня у него берут кровь для определения кортизола.

Рис. 5.8. Дексаметазоновый тест – биологический маркер первичной депрессии. По оси абсцисс – время суток; по оси ординат – содержание кортизола в плазме крови; стрелкой отмечено введение дексаметазона. Схематически показано изменение содержания кортизола в крови больных разных групп с депрессивным синдромом в структуре болезни. Введение синтетического глюкокортикоида – дексаметазона – вызывает торможение по механизму обратной связи секреции кортизола у больных с вторичной депрессией. У больных с первичной депрессией регуляция гипофиз-адреналовой системы по механизму обратной связи ослаблена – у них не происходит снижения содержания кортизола в крови. Это связано с нарушениями в ЦНС (в гиппокампе)

У здоровых испытуемых и у больных не эндогенной депрессией, а другими психическими болезнями содержание кортизола снижается вследствие торможения секреции кортиколиберина и АКТГ по механизму отрицательной обратной связи. У больных же эндогенной депрессией снижение содержания кортизола в крови менее выражено, так как при этом заболевании нарушается механизм отрицательной обратной связи. Слабый эффект дексаметазона на уровень кортизола в крови, который называется положительным результатом теста, свидетельствует о наличии эндогенной депрессии.

Дексаметазоновый тест был первым предложенным биологическим тестом на эндогенную депрессию и до сих пор остается самым дешевым, а поэтому самым распространенным. Однако первоначальный энтузиазм исследователей несколько остыл из-за невысоких уровней чувствительности и специфичности этого теста. Как процент больных депрессией, чувствительных к дексаметазону (ложноотрицательный результат дексаметазонового теста), так и процент нечувствительных к нему недепрессивных больных (ложноположительный результат дексаметазонового теста), могут достигать 50 %. Несмотря на указанные недостатки, этот тест широко применяется в клиниках и в настоящее время. Следует отметить, что чем тяжелее депрессивное расстройство, тем выше процент больных с положительным дексаметазоновым тестом. Тест дает отрицательный результат при спонтанных ремиссиях и при улучшении состояния в результате лечения. Таким образом, дексаметазоновый тест является достаточно хорошим биологическим показателем субъективного, душевного состояния больного.

Нарушение регуляции гипофиз-адреналовой системы по механизму обратной связи, по всей вероятности, вызвано изменением чувствительности регулирующих центров к глюкокортикоидам, т. е. снижением количества рецепторов по отношению к глюкокортикоидам в гипофизе и (или) головном мозге. Такое предположение подтверждается и хорошо известным фактом регуляции числа рецепторов по уровню гормона. Поскольку прижизненно определить количество рецепторов в тканях мозга больных невозможно, об этом остается судить по изменению их числа в клетках крови. В лимфоцитах депрессивных больных количество рецепторов оказалось на 30 % ниже, чем у контрольных пациентов.

Таким образом, активность гипофиз-адреналовой системы при эндогенной депрессии нарушена, причем характер изменений и в первую очередь низкая чувствительность к сигналам отрицательной обратной связи отличают депрессию от других патологических состояний, для которых характерна повышенная активность гипофиз-адреналовой системы без изменений чувствительности к сигналам обратной связи.

Для больных эндогенной депрессией характерны и другие особенности гипофиз-адреналовой системы. У таких пациентов снижен выброс АКТГ в ответ на введение кортиколиберина. Это означает, что при депрессии нарушены не только обратные, но и прямые связи в гипофиз-адреналовой системе. Кроме того, у депрессивных больных увеличена секреция кортизола в ответ на введение вазопрессина. Это имеет большое значение, поскольку секреция вазопрессина, в отличие от АКТГ и кортиколиберина, не регулируется по механизму отрицательной обратной связи. Возможно, что у больных депрессией в регуляции секреции кортизола ведущую роль играет не АКТГ, а вазопрессин. Прямых подтверждений этого предположения нет, поскольку широкомасштабных определений уровня вазопрессина у больных не проводилось.

Помимо нарушений гипофиз-адреналовой системы у больных эндогенной депрессией выявлены нарушения в других эндокринных системах.

При депрессии нарушены реакции многих эндокринных систем

Например, в системе регуляции щитовидной железы, так же как и в гипофиз-адреналовой системе, у больных эндогенной депрессией ослаблен ответ гипофизарного тропина на введение гипоталамического рилизинга. Так же как рост секреции АКТГ после введения кортиколиберина ослаблен при депрессии, после введения тиреолиберина ослаблен рост секреции тиреотропина. При спонтанном или вызванном лечением облегчении состояния нормализуются и результаты тиреолиберинового теста. Нарушен и суточный ритм секреции тиреотропина, отсутствует его подъем в ночные часы. Поскольку у больных депрессией ночью повышена температура, а тиреоидные гормоны повышают теплопродукцию, возможно, это указывает на участие терморегуляции в патофизиологических механизмах депрессии.

Секреция пролактина – гипофизарного гормона, усиливающего синтез молока, – у здоровых людей имеет суточную ритмику: с подъемом в ночные часы и максимумом через несколько часов после засыпания. При депрессии этот пик уменьшается, и весь ритм сглаживается. Поскольку исследования взаимосвязи психики и пролактина только начинаются, этот факт остается пока «кирпичиком», который еще ждет свою «стену».

При депрессии ослаблен рост секреции гормона роста при падении концентрации глюкозы в крови, вызываемом введением инсулина. Кроме того, эта концентрация медленно снижается (тест на толерантность к инсулину). Потенцирующим действием на стимуляцию секреции гормона роста обладают эстрогены. Возможно, что слабая реакция гормона роста на введение инсулина, по крайней мере частично, обусловлена низким содержанием эстрогенов из-за недостаточной секреции гонадолиберина.

Следует сказать, что специфичность и чувствительность каждого из перечисленных эндокринных тестов далека от 100 %. Значительный процент ложноположительных и ложноотрицательных результатов отмечается при использовании кортиколиберинового, тиреолиберинового и инсулинового тестов. Однако если применять их одновременно, то специфичность и чувствительность диагностики эндогенной депрессии достигает 90 %. Отметим, что разрабатываются и другие методы диагностики депрессии с помощью анализа веществ, содержащихся в крови[138], но они пока очень дороги.

Какова роль эндокринных нарушений в патогенезе депрессии? Прояснить этот вопрос и проблему депрессии вообще могут помочь исследования на животных. Применение эндокринных тестов подтвердило соответствие модели выученной беспомощности депрессивному синдрому человека. У крыс с выученной беспомощностью, которая развилась вследствие неконтролируемого стрессорного воздействия, обнаружены положительные результаты дексаметазонового и кортиколиберинового тестов. В целом же проблема патогенетических механизмов депрессии, в частности их эндокринного аспекта, еще далека от разрешения.

Гонадолиберин – естественный антидепрессант

Если гормональные механизмы развития депрессивных состояний, за исключением общего положения «стресс – основной патогенетический фактор депрессии», неясны, то гормоны, ослабляющие депрессию и препятствующие ее возникновению, известны.

Гонадолиберин обладает отчетливым антидепрессивным действием. Этот эффект был выявлен как в клинических условиях (хотя пока и немногочисленных), так и в экспериментах с выученной беспомощностью животных. Снижение секреции этого гормона приводит к депрессии.

Эндогенные опиаты – естественные антидепрессанты

Гормон эпифиза мелатонин тормозит синтез гонадолиберина, а секреция самого мелатонина возрастает при увеличении длительности темного времени суток – времени, неблагоприятного для людей, склонных к депрессивным состояниям. Повышенная освещенность осенью и зимой улучшает нам настроение, поэтому снежные зимы переносятся значительно легче, несмотря на короткий световой день.

Рис. 5.9. При игровом поведении повышаются синтез и секреция эндогенных опиатов, что ослабляет депрессивное состояние

Эндогенные опиаты, как известно, индуцируют эйфорическое состояние, поэтому повышение их синтеза и секреции эффективно для подъема настроения. Простейший способ повысить концентрацию опиатов в организме – вызвать стресс, например сходить в баню или попросту побегать. Игровое поведение человека и животных одной из целей имеет повышение секреции эндогенных опиатов (рис. 5.9).

Широко распространенное представление о серотонине как о «гормоне счастья» ложно. Соответственно, мнение о том, что для борьбы с депрессией надо есть продукты, богатые серотонином, совершенно неправильное. Оно возникло на основании того, что антидепрессанты увеличивают концентрацию серотонина в синаптической щели. При недостаточной активности некоторых нейронов, производящих серотонин в качестве медиатора, развиваются депрессивные состояния. Если каким-то образом стимулировать серотонинергическую активность нейронов, то депрессия ослабевает.

Но ЦНС и кровеносная система разделены барьером, который называется гемато-энцефалическим (ГЭБ). ГЭБ образован клетками сосудистого эпителия и глиальными клетками ЦНС. Благодаря своим механическим, физическим и химическим свойствам он задерживает многие вещества. В частности, они могут свободно выделяться из ЦНС в кровь, но не наоборот. ГЭБ абсолютно непроницаем для таких веществ, как серотонин, адреналин и норадреналин, находящихся крови. Биологический смысл этого совершенно понятен: поддержание постоянства внутренней среды ЦНС.

Утверждение «серотонин – гормон счастья» ложное

В частности, серотонин, адреналин и норадреналин постоянно синтезируются в организме и выделяются в кровь. Серотонин – участвующими в воспалительном процессе клетками, адреналин – мозговым слоем надпочечников при стрессе, норадреналин – окончаниями вегетативной нервной системы. В то же время те же самые вещества играют роль медиаторов в ЦНС. Если бы не было ГЭБ, то периферические вещества дезорганизовали бы работу мозга, нарушив синаптическую передачу. Поэтому увеличение концентрации серотонина в периферической крови не может увеличить содержание серотонина в ЦНС. В то же время серотонин может поступать из ЦНС в кровь, т. е. ГЭБ обладает односторонней проницаемостью, поэтому содержание серотонина в крови отражает его концентрацию в ЦНС.

На рис. 5.10 показано, что серотонин является предшественником мелатонина.

Рис. 5.10. Схема биосинтеза мелатонина

Содержание серотонина в крови только отражает хорошее настроение, но не влияет на него

Если превращение серотонина в мелатонин замедляется, то концентрация серотонина в ЦНС, как правило, растет и, как следствие, растет его концентрация в периферической крови. Повышение секреции мелатонина часто вызывает депрессивные состояния. Соответственно, снижение его продукции приводит к улучшению настроения. А снижение продукции мелатонина, как правило, связано с увеличением концентрации серотонина в ЦНС и, как следствие, в крови.

Таким образом, для борьбы с депрессией совершенно бесполезно есть богатые серотонином продукты, например бананы. Конечно, это хороший продукт. Они вкусные, питательные и сладкие. В них есть калий, полезный для сердечной мышцы, много клетчатки, полезной для кишечника. Их удобно брать в дорогу. Так что бананы могут повысить настроение, но это будет вызвано чем угодно, но не содержащимся в них серотонином (рис. 5.11).

Рис. 5.12. Вера в то, что, вводя в организм серотонин, можно улучшить настроение, – проявление мифологического мышления, для которого характерны ложные причинно-следственные связи. Поедание бананов, богатых серотонином, увеличит его содержание в головном мозге в той же мере, что и татуировка структурной формулы серотонина на шее

bio.wikireading.ru

Физическая активность против депрессии

Физическая активность, к которой относятся как занятия различными видами спорта, так и повседневная деятельность, например, уборка в доме, представляет собой важный фактор здоровья человека.

На сегодняшний день известно, что она позволяет снизить риск развития болезней сердца и легких, диабета 2-ого типа и даже некоторых видов рака.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует заниматься взрослым нагрузками средней интенсивности не менее 150 мин в неделю.

Иначе говоря, три посещения спортивного зала гарантируют вам не только красивую фигуру, но и здоровое тело.

Спорт и психика

Занятия физической активностью полезны не только для тела, но и для духа.

Так, спорт помогает снизить риск развития психических расстройств, повысит психологическую устойчивость и эмоциональную стабильность.

Наряду с этим занятия физической активностью повышают уровень субъективного благополучия, то есть делают человека счастливым.

Совсем недавно ученые показали, что пробежки могут способствовать росту новых клеток головного мозга (нейрогенезис) в гиппокампе.

Этот отдел головного мозга отвечает, в том числе за работу нашей памяти.

Вполне возможно, что ощущение «свежести» в голове после тренировок обязано нейрогенезису.

Физические нагрузки и депрессия

Оказывается, что физическая активность помогает нам противостоять депрессии.

Гарвардские исследования середины 1990-х годов показали, что те, кто тратил на спорт не менее трех часов в неделю, на 27% снижали риск развития этого расстройства в будущем.

А уже в 2000-х годах аналогичное исследование с подростками показало, что каждый дополнительный час физической активности на 8% снижает риск развития симптомов депрессии.

Исследование тех, кто уже страдал от этого недуга, показали одинаковую эффективность физической активности и медитации.

А от антидепрессантов физическая активность отличается лишь тем, что первые оказывают эффекты чуть быстрее.

Хотя и тот и другой способы борьбы с депрессией оказываются примерно одинаковыми по своей эффективности.

Как депрессия и спорт могут быть связаны?

На этот вопрос есть как психологический, так и биохимический ответ.

Считается, что депрессия вызывается низким уровнем серотонина, который отвечает за регуляцию настроения, сна, памяти и способности к усвоению информации.

Занятия физической активностью способствуют выделению серотонина и, соответственно, снижают вероятность развития депрессии.

Наряду с этим гормон иризин снижает процесс старения организма за счет удлинения теломеров – концевых участков хромосом в ДНК.

За счет этого он помогает избавиться от депрессии, а на его секрецию влияет физическая активность человека.

С психологической точки зрения, физическая активность приводит к позитивным эффектам, которые возникают и в результате психотерапии.

Так, у человека повышается самоэффективноть, самооценка, саморегуляция и качество жизни в целом.

Различные исследования показывают, что физически активные люди имеют адекватные жизненные цели, реже оказываются в социальной изоляции.

А самое главное – физическая активность дает человеку на 65% больше позитивных эмоций по сравнению с физически неактивными людьми.

Lambert, L., D’Cruz, A., Schlatter, M., & Barron, F. (2016). Using physical activity to tackle depression: The neglected positive psychology intervention. Middle East Journal of Positive Psychology, 2(1), 42-60.

pospsy.ru

Физическая активность поможет побороть депрессию

Депрессия — одно из наиболее распространенных психологических заболеваний во всем мире. В странах Западной Европы по крайней мере каждый 10-й человек страдает от депрессии 1 раз в течение жизни. Ее лечение традиционно представляет собой прием антидепрессантов и психотерапию. Однако согласно результатам исследования ученых Университета Берна (University of Bern), Швейцария, занятия спортом способствуют нейрофизиологическим изменениям в организме человека, что позволяет облегчить симптомы депрессии. Такие выводы опубликованы в журнале «CNS & Neurological Disorders — Drug Targets».

Проанализировав 37 мета-анализов в ходе исследования, ученые установили положительное влияние спорта и физической активности на течение депрессии. Физическая активность способствует изменениям в головном мозгу, которых можно добиться с помощью приема лекарственных средств для лечения данной патологии. Подобно таким препаратам занятия спортом влияют на выработку серотонина. Физические упражнения также способствуют выработке адреналина и различных факторов роста клеток нервной системы. Эти факторы способствуют росту клеток головного мозга и способствуют улучшению выживаемости клеток гиппокампа, гибель которых отмечается при наличие у пациента депрессии. Наряду с этими изменениями физическая активность также способствует снижению уровня гормона стресса — кортизола.

По словам Мирко Вегнер (Mirko Wegner), научного сотрудника из Университета Берна, физическая активность может облегчить течение депрессии. Также в ходе исследования удалось выяснить, что положительное влияние спорта чаще прослеживается у лиц с депрессивными расстройствами, чем с тревожными расстройствами. Однако, необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, как часто лицам с депрессией необходимо выполнять физические упражнения, а также на протяжении какого времени.

www.apteka.ua

Избавляемся от депрессии и тревоги через физическую активность

А вы знали о том, что тренировки помогают улучшить не только физическое здоровье?

Да-да, они помогают чувствовать себя хорошо не только физически, но и психически.

Знания в области психических недугов становятся все глубже, и сегодня установлено, что упражнения – сильное средство борьбы с ними.

Психические расстройства, в отличие от физических заболеваний, оказывают негативное влияние на мозг и «затрагивают» настроение, познавательные способности и даже способны изменять личностные особенности.

С давних времен к психическим расстройствам сложилось более пристрастное отношение, нежели к физическим недугам. Однако с ростом эмпатии, открытости и понимания результативность усилий специалистов по решению проблем психического здоровья увеличивается.

Исследователями были получены данные, свидетельствующие о благоприятном воздействии физических упражнений на распространенные психические расстройства – депрессию и тревогу. При этом сами специалисты в области тренировок играют преобладающую роль.

Наука гласит:
физическая активность улучшает настроение и психическое состояние

В проведенных исследованиях упражнения понимаются как подкатегория физической активности, предполагающая систематические и имеющие определенную структуру движения. При этом физические упражнения предназначены для поддержания или укрепления некоторых аспектов физической формы тела.

По мнению экспертов, существует несколько причин, объясняющих положительное воздействие упражнений на психическое состояние человека. Преобладающее число ученых согласно с тем, что здесь присутствует взаимовлияние и взаимодополнение прямых и косвенных факторов.

Что можно наблюдать?
Улучшение кровообращения и уменьшение воспалительного процесса повышают вероятность положительного прогноза, также возможны изменения в поведении, улучшение восприятия. Все это – положительные эффекты от физической активности.

Согласно имеющейся научной информации, упражнения способны положительно влиять на психическое здоровье различными способами.

Через улучшение «внутреннего» состояния организма.
Физические упражнения полезны для мозговой деятельности. Это происходит за счет снижения факторов риска психических расстройств (сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, гипертонии, различных воспалений).
Более того – благодаря увеличению кровообращения организм насыщается энергией и питательными веществами. Стоит отметить, что депрессия и иные психические расстройства непосредственно связаны с гиподинамией, а ведь физическая активность снижает риск нарушения психического здоровья.

Через увеличение устойчивости к стрессу.
Физические упражнения – тоже своего рода стресс, именно поэтому систематические занятия повышают устойчивость к иным видам эмоционального и физического стресса. В результате – приобретенная стрессоустойчивость от физических нагрузок способствует лучшей адаптации человека в сложной ситуации.

Благодаря привыканию к нагрузкам.
Симптомы, возникающие у некоторых тревожных людей во время приступа, – учащенный пульс, повышенное потоотделение, озноб и т. д. – сами по себе могут спровоцировать расстройство. Но благодаря регулярным физическим нагрузкам люди способны научиться контролировать признаки переживаемого физического стресса, и, как итог, симптомы тревожности пугают человека в меньшей степени.

Через повышение самоэффективности.
Люди, приобретающие новые умения в области тренировок, повышают свою самоэффективность. Это, в свою очередь, приводит к появлению уверенности в собственных силах и к хорошей самооценке. Повышение самоэффективности – залог психического благополучия, в сравнении с низкой самооценкой, играющей косвенную роль в развитии расстройств.

Благодаря развитию социальных контактов.
Всем известный факт – социальное взаимодействие и общение улучшают настроение и состояние человека. А тренировки часто проходят в какой-нибудь компании или при поддержке близких. Поддержка также имеет свойство улучшать настроение.

За счет отвлекания от навязчивых неприятных мыслей.
Переживающие депрессию и тревогу люди обычно сосредоточены на собственных мыслях по этому поводу. Физическая нагрузка – это как раз то, что может помочь отвлечься от них, перенаправит внимание на приятные переживания «здесь и сейчас».

Через поощрение участия (а не избегания).
«Замечание» собственных действий во время тренировок придает этим действиям смысл и значение. Структурированная программа занятий акцентирует внимание на значимость активности, учит быть настойчивым и старательным. Систематические физические нагрузки способны помочь тревожным людям научиться быть вовлеченным в других жизненные сферы, не избегать их.

www.b17.ru

Для родителей

Депрессия у детей – один из видов психоэмоциональных нарушений, которые выражаются у ребенка в поведении и жалобах на плохое самочувствие.
Появиться это заболевание может и в самом раннем возрасте (до 3 лет), но чаще и наиболее ярко проявляет себя в подростковый период. С депрессией могут быть связаны участившиеся случаи попыток самоубийств среди подростков.

У детей депрессия проявляется по-разному, в зависимости от возраста ребенка и причин заболевания. Первая опасность в том, что заболевание близкие не всегда замечают вовремя ,потому что вплоть до 10-12 лет ребенок еще не в полной мере осознает самого себя и свои чувства, и не может охарактеризовать свое состояние как «грусть или печаль». В этих возрастных группах, детская депрессия чаще выражается в различного рода физических недомоганий у ребенка.

Вторая опасность в том, что у ребенка от 4 до 12 лет депрессивные состояния могут быть скрыты, а внешне проявляться в неадекватно приподнятом, эйфоричном настроении, гипервозбуждении, неуместно радостном состоянии и чрезмерной активности.

Третья опасность в том, что депрессивные состояния чреваты нарушениями в развитии эмоционального интеллекта.
Причины возникновения депрессий у детей: биологические (связанные с деятельностью головного мозга), генетические (отягощенная наследственность; нейромедиаторная недостаточность, уязвимость к хронически стрессам), психосоциальные (недостаток материнской любви; отделение от матери в раннем возрасте; социальные и экономические перемены; массовые катастрофы; острые стрессы – например, развод родителей, смерть близких, тяжелая болезнь, горе ; возрастные критические периоды ).

Как распознать?
Симптомы депрессии у детей раннего возраста могут проявляться следующим образом:
— нарушения пищеварения, снижение аппетита, частые рвоты и срыгивания;
— задержка в прибавке веса;
— моторная заторможенность, замедленность движений;
— симптомы задержки общего и психоэмоционального развития;
— пониженное, унылое, пассивное, безразличное, боязливо-печальное настроение, плаксивость, капризность, долгий плач;

При наличии таких симптомов, обследовать малыша и назначать лечение должен педиатр и детский невропатолог. В дошкольном возрасте проявлениями депрессии могут быть:
— нарушение двигательной активности: сниженный тонус или наоборот, повышенный тонус, недостаток или переизбыток энергии,
— потеря интереса к любимым играм и занятиям;
— возврат к старым игрушкам;
— трудности в концентрации внимания; — регресс в психомоторном развитии;
— стремление к уединению, избегание контактов;
— печаль, грустные настроения, ребенок пока осознает это как «скучно и хочется плакать»;
— страхи темноты, одиночества, смерти;
— скупая мимика, тихий голос, «старческая походка»;
— разнообразные соматические недомогания (боли в животе, расстройство желудка, ломота в теле, головные боли).
— равнодушное отношение к радостям в жизни;
— чрезмерная привязчивость к матери;
— гипервозбуждение, эйфория, черезмерная активность, неадекватно повышенное настроение;

В младшем школьном возрасте симптомы могут быть такими:
— общая слабость, головные боли и головокружения, боли различной локализации (желудок, сердце, мышечные боли), ломота в теле;
— потеря или набор веса;
— нарушения сна (бессонница или, наоборот, желание постоянно спать)
— грусть, тоска, апатия;
— отсутствие интереса к игре и учебе;
— уход от контактов с ровесниками;
— эмоциональная неуравновешенность: плаксивость, ранимость, повышенная раздражительность, гнев, вспыльчивость;
— низкая самооценка, самообвинения;
— колебания настроения, тревожность; — отсутствие друзей, трудности взаимодействия с одноклассниками;
— прогулы в школе;
— суицидальные мысли или попытки;
— гипервозбуждение, эйфория, черезмерная активность, неадекватно повышенное настроение;
— рассеянное внимание, неспособность сосредоточиться, проблемы в усвоении учебного материала.

В подростковом возрасте депрессия проявляется классической триадой симптомов более отчетливо: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.
К симптомам могут быть отнесены:
— суточные колебания настроения, эмоциональная неустойчивость;
— низкая самооценка, самоуничижения, самообвинения;
— равнодушие к радостям в жизни;
— замедленность и затрудненность мышления, потеря памяти и трудности с концентрацией внимания; резкое снижение способности к обучению, повышенная утомляемость; несостоятельность в учебе;
— страх школы, иногда с полным отказом от ее посещения;
— отказ от прежних интересов;
— сонливость в утренние часы;
— тревога в вечерние часы;
— страхи, истерические реакции по незначительному поводу;
— общее недомогание (жалобы на плохое самочувствие)
— нарушения аппетита; — астения, усталость, утомление;
— раздражительность, обидчивость, плаксивость;
— непереносимость шума, яркого света;
— видение мира в мрачных тонах;
— негативные мысли с ощущением ненужности, незначимости, отсутствием любви;
— попытки самоповреждений, суицидальных мыслей;

Течение заболевания длительное, и оно может протекать годами. При этом важно понимать, что внешне поведение ребенка может выглядеть как наоборот, чрезмерно, порой неадекватно, радостное. Также именно в подростковом периоде чаще всего возникают мысли о смерти и попытки суицида , важно осознавать, что такие проявления являются крайней степенью тяжелой формы депрессии, которая сформировалась за несколько месяцев или даже лет.

Поэтому будьте внимательны к своему ребенку, при своевременном обращении за помощью, многих проблем можно избежать. Специалисты, к которым нужно обращаться за обследованием и помощью, это — невропатолог, психолог, психиатр, психотерапевт.

Рекомендации для родителей:
— Поддерживайте дома положительную, открытую, добрую и эмоционально комфортную для ребенка обстановку
— Старайтесь больше времени проводить с ребенком, разговаривать с ним, интересоваться его жизнью, проблемами.

Важно обращать внимание на интонацию, есть ли планы на будущее. При общении с вами ребенку важно ощущать вашу поддержку, принятие, защиту и любовь.
— Обращайте внимание на наличие друзей у вашего ребенка, удается ли ему реализовывать себя, интересуйтесь, чем он занимается после школы.
— Интересуйтесь играми, которыми увлечен ребенок, и интернет- контентом на мобильных устройствах и компьютере дома.
— Расширяйте круг интересов вашего ребенка, предлагайте дополнительные занятия и кружки, чтобы ребенок мог научиться чему-то новому.
— Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и достигать их.

www.drkbmzrt.ru