Влияние стресса на здоровье студента

Стресс и депрессия — влияние на здоровье студента и профилактика с помощью физкультуры и спорта

Педагогические науки

  • Егорычева Елена Владимировна , старший преподаватель
  • Мазырина Анжелика Михайловна , студент
  • Чернышева Инга Владимировна , старший преподаватель
  • Шлемова Марина Владимировна , старший преподаватель
  • Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского Государственного Технического Университета
  • Похожие материалы

    В современном мире все подвержены стрессу и депрессии. А нынешняя молодежь наиболее резко относится ко многим вопросам и проблемам. На студентов сейчас обрушивается очень много информации, они много учатся. Кто-то не успевает осваивать программу, и из-за этого депрессирует, кто-то отлично разбирается в одном предмете, но ничего не понимает в другом. Также у студентов могут быть проблемы в семье, на работе, с друзьями. И все это сказывается на здоровье обучающихся.

    В первый год студенческой жизни основной причиной стресса могут послужить кардинальные перемены. Студенту необходимо адаптироваться на новом месте, к новым порядкам, его окружает новая среда и незнакомые ему люди. Кроме этого, теряется прочность союза с бывшими одноклассниками, с привычным кругом общения. Некоторым трудно попрощаться с жизнью бесшабашного школьника, трудно осознать, что детство уже закончилось. И для них это тоже колоссальный стресс.

    Другой причиной возникновения стресса в жизни студента может стать жизнь в другом городе, оторванность от домашней обстановки, отдаление от родителей. Сюда же можно отнести ограниченность финансов или неумение правильно распоряжаться ими.

    Как известно, студенты ведут очень активный образ жизни. Основное время у студентов уходит на обучение в вузе, затем на подготовку домашнего задания, остальное время уходит на общение с друзьями и родственниками и на другие личные дела. В связи с этим еще одной причиной стресса у студентов можно назвать нерегулярное питание и недостаточное количество сна.

    Среди других личностных факторов, влияющих на причины стресса у студентов можно выделить:

  • болезнь или смерть членов семьи (смерть близкого человека всегда трагична, даже смерть домашнего животного может вызвать стресс);
  • конфликты с одногруппниками и близкими людьми;
  • переезд;
  • проблемы в отношениях со второй половинкой;
  • проблемы со здоровьем (Большинство людей считает, что личное здоровье является одной из основных причин стресса. У кого-то это ожирение и желание похудеть. Другими причинами могут быть вредные привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем или наркомания).
  • Особое место в жизни студента занимает стресс, связанный с учебой в высшем учебном заведении. Учебный стресс – это состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста студента.

    К причинам учебного стресса можно отнести:

    • несданные вовремя и незащищенные практические, лабораторные работы;
    • не выполненные или выполненные неправильно задания;
    • большое количество пропусков по какому-либо предмету;
    • недостаточно полные знания по дисциплине;
    • плохая успеваемость по определенной дисциплине;
    • слишком большая учебная нагрузка;
    • отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;
    • возникновение конфликтных ситуаций с преподавателем;
    • отсутствие учебного материала;
    • неудовлетворенность полученной оценкой;
    • разочарование в выбранной профессии.

    К наиболее резко выраженной форме учебного стресса можно отнести экзаменационный стресс – это частная форма психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным психотравмирующим фактором.

    Для снятия стресса многие студенты начинают интенсивно курить, употреблять алкогольные напитки. Самым страшным последствием является начало использования различного вида наркотиков для якобы «снятия напряжения».

    Также к последствиям стресса можно отнести:

  • физический надлом;
  • подверженность несчастным случаям;
  • нервный срыв;
  • пониженная успеваемость;
  • проблемы с желудочно-кишечным трактом;
  • головные боли от постоянного напряжения;
  • постоянное ощущение усталости;
  • потеря ориентации;
  • бессонница, потеря сна;
  • раздражительность;
  • частое ощущение подавленности;
  • постоянное ощущение перегруженности;
  • повышенный или пониженный аппетит;
  • нарушение социальных контактов, проблемы в общении;
  • учащенное сердцебиение, боли в сердце;
  • страх, тревога;
  • потеря уверенности, снижение самооценки;
  • апатия, депрессия.
  • Следовательно, можно сделать вывод, что существует множество причин, которые могут привести к возникновению стресса в жизни студента. В свою очередь, стресс приводит к различным последствиям, негативно отражающимся на состоянии здоровья студентов.

    Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в новом месте, или как повышенную раздражительность, или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

    Стресс может оказывать на здоровье прямое и косвенное воздействие. Он является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Воздействие стресса может привести к болезненным эмоциям, например тревожности или депрессии. Он может также вызывать физические заболевания, как легкие, так и тяжелые. Но реакции людей на стрессовые события существенно разные: у одних в ситуации стресса возникают серьезные психологические или физиологические проблемы, а другие в той же стрессовой ситуации не испытывают никаких проблем и воспринимают ее как интересную, находя в ней новые для себя задачи. Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

    Депрессия (от лат. – подавление, угнетение) – психическое расстройство, которое может вывести человека из эмоционального равновесия на продолжительное время и значительно ухудшить качество его жизни (трудовую активность, личные отношения и т.д.). Зачастую депрессия возникает как ответная реакция на психологическую травму или отрицательное событие (смерть близкого человека, увольнение с работы). Депрессия, или болезненно пониженное настроение, может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением многих других. Пониженное настроение может быть и у совершенно здоровых людей. Депрессия является одним из наиболее распространенных душевных расстройств. Необходимо знать, что депрессия во всех своих проявлениях – заболевание, которое необходимо лечить, иначе оно примет затяжное течение и приведет к инвалидности. Своевременное лечение в большинстве случаев приводит к полному выздоровлению.

    Влияние депрессии на здоровье

    • Иммунитет: человеческий организм обладает хорошо налаженной системой сопротивления многим инфекциям и болезням. Депрессия снижает сопротивляемость организма и делает его подверженным возникновению заболеваний.
    • Костная система: депрессия способствует развитию остеопороза (ломкости костей).
    • Сердечно-сосудистая система: депрессия влияет на работу сердца и сосудов. Расстройство удваивает риск возникновения заболеваний данной системы.
    • Нервная система: по влиянию на память, концентрацию внимания и другие мыслительные процессы депрессия схожа со слабоумием. Она и способствует развитию слабоумия: область мозга, управляющая памятью, уменьшена в размерах у людей, страдающих хронической депрессией. Хроническая, невыявленная и неизлеченная депрессия со временем разрушает нейронные связи в головном мозге, что приводит к отмиранию нервных клеток.
    • Восприятие боли: переживающий депрессию ощущает невыразимую эмоциональную боль.
    • Депрессия влияет на функции всего тела. Например, изменение аппетита приводят к перееданию и появлению избыточного веса или же недоеданию и потере веса. Депрессия чревата сбоями в работе гормональной системы и многими другими физиологическими изменениями. Таким образом, коварство депрессии в том, что она поражает одновременно тело, ум и душу.

      Спорт – лучшее лекарство от стресса. Занятия в спортзале способствуют улучшению кровообращения, снабжения мозга кислородом и повышают общий тонус. Среди способов избавиться от стресса спорт занимает почетное место.

    • фитнес и аэробика, а также танцы способствуют глубокому дыханию, снимают кислородное голодание, кроме того, общение в группе позволяет преодолеть уныние;
    • плавание прекрасно расслабляет, отвлекает от проблем, а вода оказывает дополнительный массирующий эффект;
    • командные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Они отвлекают от одиночества, позволяют повысить самооценку;
    • пробежки, лыжи и коньки. Огромный эффект дает сочетание свежего воздуха, физической нагрузки и общения с природой.
    • Конечно, находясь в депрессии, сложно заставить себя выполнять сложные упражнения и испытывать серьезные нагрузки. В этом случае можно заменить физкультуру прогулками на свежем воздухе – солнечный свет позитивно влияет на настроение и психологическое состояние.

      Способы профилактики и ухода от стресса

      Антистрессовый стиль жизни

      Стиль нашей жизни – это отражение нашей личности. Изменение жизненного стиля – важнейшее условие преодоления деструктивных стрессовых влияний. Оптимизировать жизненный стиль помогут: здоровое питание, рациональный отдых, правильная личная жизнь.

      Здоровое питание

      На протяжении всей истории человечества, во всех без исключения культурах уделялось огромное влияние правильному питанию. Неправильное питание является серьезным стрессором. Наиболее распространенные ошибки, приводящие к стрессам, это: нерегулярное питание, питание на ходу, употребление вредных продуктов, размышление о чем-либо негативном во время еды, переедание.

      Во время стресса в нашем организме вырабатывается большое количество гормонов – адреналина и кортизола. Для «производства» этих гормонов нужны витамины С, В, цинк, магний и другие минеральные вещества. При стрессе эти элементы экстренно «конфискуются» со своих рабочих мест в организме, где, в свою очередь, образуется их нехватка. В результате, недостаток витамина С и цинка не позволяет вырабатывать достаточное количество коллагена, что сказывается на нашей коже. Нехватка витамина В тормозит выработку энергии и умственную деятельность. Дефицит магния приводит к головным болям и гипертонии. Поэтому нужно употреблять больше витаминов.

      Рациональный отдых

      С давних времен известно, что лучший отдых – это смена видов деятельности. Нужно уметь правильно отдыхать после рабочего дня, в выходные дни, во время отпуска. И здесь самое главное – уметь переключать свое внимание. Ситуация, когда мы дома думаем о работе, а на работе про свои домашние дела не так уж невозможна и очень мешает сосредоточиться на выполнении определенного вида деятельности, что только создает определенные трудности, проблемы, срывы и нередко приводит к стрессу.

      Здоровый сон в борьбе со стрессом

      Ничто не восстанавливает так силы, как здоровый сон. Сон сохраняет не столько физическую активность человека, сколько психологическое равновесие. Во время сна наш организм производит гормоны, отвечающие за рост и восстановление функций организма.

      Стресс и физические упражнения

      Общеизвестно, что физическая активность – один из самых доступных способов ухода от стресса. Поскольку при стрессе в организме приводятся в действие механизмы, подготавливающие его к интенсивным физическим нагрузкам, то именно физические упражнения являются наиболее естественным способом выхода накопившейся энергии. Физические упражнения оказывают релаксирующий эффект, который возникает после выполнения упражнений и длится до 2-х часов. Если физические упражнения выполняются регулярно на протяжении 7-8 недель, они начинают оказывать долгосрочное влияние, выражающееся в повышении устойчивости организма к стрессам.

      Медицина по-разному объясняет позитивное влияние физических нагрузок на эмоциональное состояние. Традиционно считается, что при физической активности повышается уровень химических веществ, которые способствуют повышению настроения.

      Из всего вышесказанного каждый должен извлечь:

      1. Со стрессом и депрессией можно и нужно бороться.
      2. Нужно научиться воспринимать события такими, какие есть.
      3. Нужно правильно питаться.
      4. Нужно правильно распоряжаться своим временем.
      5. Нужно больше уделять времени спорту и физическим упражнениям.
      6. Нужно прогуливать свои мысли на свежем воздухе.

      Когда студент научится все это делать, и делать правильно, ему будет намного легче справляться со стрессовыми ситуациями.

      Список литературы

      1. Апчел В. Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.; 1999.
      2. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С. Введение в психологию – 13-е изд., перераб. и доп. – М., 2003. – 713с.
      3. Петров В.В. Питание и борьба со стрессом. – Мн.: Харвест, 2003.
      4. Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней). – Спб, ТОО «Лейла», 1994. – 384 с.

        Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

        Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

        novainfo.ru

        Влияние стресса на здоровье студента

        Любой студент знает, что учеба идет рука об руку со стрессовыми ситуациями, а в преддверии сессии интенсивность психологической и физической нагрузки возрастает в разы. Естественно, что все эти, конфликты, бессонные ночи, чувство обиды на произвол преподавателей имеют негативное влияние на состояние здоровья, как психического, так и физического.

        Современная медицина наполнена множеством теорий о причинах возникновения тех или иных заболеваний. Однако устоявшееся мнения о том, что все болезни проистекают «от нервов» признается справедливым и в научном обществе, и среди обывателей. Поэтому каждый студент должен помнить о необходимости сохранения душевного равновесия, особенно во время сессии. Масса экзаменов, зачетов, курсовых работ являются обоснованной причиной для стрессовой ситуации, однако дальнейшее развитие событий: усугубление недуга или преодоления возникших проблем, зависит только от характера человека.

        На временные трудности можно списать очень многое, в том числе и собственную лень, истеричность, закомплексованность и дурной характер. Именно поэтому, обычные оптимисты с позитивным восприятием действительности получают от жизни намного больше талантливых нытиков. Эту аксиому следует обязательно учесть при подготовке к сдаче экзамена или защите курсовой работы.

        Положительный настрой и чувство уверенности в своих силах окрыляют человека. При таком настроении студенту кажется, что варианты ответов на каверзные вопросы преподавателя на защите курсовой работы возникают сами по себе (или их диктует кто-то свыше). Положительный настрой способен «взломать» любую оборону. Экзамен, защита, зачет проходят просто «на ура». Любой студент знает, что если он «поймает кураж», то непреодолимых преград для него уже не существует. Называйте это удачей или наглостью – суть от этого не изменится, позитивный настрой дает нужные результаты.

        Однако если вы изначально настроены на негативное восприятие действительности, то, помимо отрицательно оценки на защите курсовой работы, можете заполучить в процессе обучения целый ряд хронических недугов.

        Медики утверждают, что те люди, которые склонны обижаться на всех и вся, чаще других страдают от сердечнососудистых заболеваний. Постоянное нервное напряжение и боязнь расслабится хотя бы на секунду – приводит к болезням желудочно-кишечного тракта. Излишняя агрессивность и вспыльчивость – верные спутники заболеваний печени. Гипертонией болеют люди склонные к самовосхвалениям (помните знаменитое «головокружение от успехов»). Артрит чаще всего возникает у неуверенных людей, не обладающих умением отказываться от невыгодных для них предложений.

        Кроме этого, согласно последним исследованиям, проблемы с почками существуют у всех меланхоликов, изжога – чаще всего возникает у людей, славящихся взрывным темпераментом. Нерешительные люди, склонные к излишней осторожности, обладают избыточным весом, а безответственные граждане рискуют заполучить гастрит.

        Словом, известный тезис о материальности наших мыслей, получил еще одно подтверждение. Именно поэтому старайтесь не придумывать себе мнимых проблем и с победной улыбкой решайте реально существующие неурядицы. А если вы не можете справиться с ними самостоятельно, то наша компания готова взять на себя часть забот, связанных с созданием курсовых работ и проектов. Надеемся, что наши услуги не только помогут вам в учебном процессе, но и в какой-то мере помогут вам сберечь свое здоровье и душевное равновесие.

        uznaikak.su

        ВЛИЯНИЕ СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

        Наджибуло Шахбозбек Паймон

        студент факультета «Общая медицина», КазНМУ им. Асфендиярова, г. Алматы

        Нуртазина Айсана Абаевна

        Мадалиева Санам Хакимовна

        научный руководитель, КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова преподаватель кафедры коммуникативных навыков, г. Алматы

        Высокая изменчивость и сложность современного мира приводят к тому, что стрессы становятся постоянными «спутниками» человека. Причем уровень стресса большинства людей превосходит их психофизиологические возможности, что приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности, к ухудшению здоровья и самочувствия [5, с. 47].

        Анализируя различные психологические исследования можно сделать вывод, что в настоящее время наблюдаются тенденции к интегрированным системным подходам в области изучения стресса. В то же время остаются вопросы, которые не получили достаточного освещения в современной психологической науке, в частности, связанные с особенностями переживания стрессовых состояний студентами медицинских специальностей. Проблематикой работы является возникновение стрессовых состояний у студентов медицинских специальностей, переживаемых ими в различных сферах их жизни. Поэтому, основной целью работы является выявление особенностей проявлений стрессовых состояний у студентов-медиков [4, с. 103].

        Что такое стресс и стрессоустойчивость? Определение стресса, по Гансу Селье — это неспецифический ответ организма на любое воздействие на организм (реакция на сильное чувство или ощущение). По воздействию стресса на организм человека стресс делится на два вида: дистресс (выраженный отрицательный и оказывающий вредное влияние) и эустресс (выраженный положительный и оказывающий позитивное влияние). Стрессоустойчивость (с точки зрения медицины) — это индивидуальный, сборный параметр человека, образуемый под влиянием жизненного опыта и личностных качеств, позволяющий переносить стресс без вредных последствий для организма [2, 56 с].

        На сегодняшний день известно большое количество работ о стрессе, о влиянии стресса на поведение человека, об изменениях в организме человека и поведении групп людей под «фоновым» стрессом [1, с. 33].

        На основе вышеизложенного была поставлена цель — найти качественное и количественное влияние стресса и стрессоустойчивости на одну из важнейших качеств современного человека и студентов, в частности, на их умственную работоспособность.

        ·Определение влияния образа жизни на стрессоустойчивость.

        ·Определение влияния стрессоустойчивости на умственную деятельность.

        ·Найти связь между стрессоустойчивостью и релаксацией

        В исследовании приняли участие 100 студентов КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова в возрасте 18—22 года. Метод отбора — простой случайный бесповторный.

        Методики. Cтудентам были розданы анкеты с различными видами тестов:

        Тест № 1 — тест на стрессочуствительность [3, c. 199].

        Тест № 2 — тест на стрессоустойчивость [3, с. 175].

        Тест № 3 — тестирование на анализ образа жизни [3, с. 229].

        Задание для оценки умственной работоспособности [3, c. 304].

        Была проведена статистическая обработка полученных данных.

        1. После обработки тестов на стрессочувствительность (СЧ) были получены следующие данные, по результатам которых студенты были разделены на 3 группы:

        ·Средняя СЧ — 54 % и

        2.В этих же группах был проведен анализ влияния режима труда и отдыха у студентов на их стрессоустойчивость (таб. 1).:

        Распределение опрошенных студентов по субгруппам

        sibac.info

        Влияние стресса на здоровье человека

        Стресс — это сильнейшее напряжение разных систем организма, которое не проходит бесследно.Негативное влияние стресса на здоровье человека очень велико и имеет самые плохие последствия. Именно стрессовая ситуация становится причиной многих заболеваний, которые проявятся позже — как физических, так и душевных.

        Факторы, вызывающие стресс

        Чтобы свести к минимуму влияние стресса на организм, нужно вести с ним самую активную борьбу. Для начала нужно понять, что послужило раздражающим фактором. Если избавиться от причины, можно устранить и последствия.

        Влияние стресса на физиологическое здоровье человека

        Влияние стресса на здоровье человека огромно. Это проявляется в болезнях различных систем и органов, а также в общем ухудшении самочувствия человека. Чаще всего стресс сказывается следующим образом на физиологическое здоровье человека.

        1. Ухудшается концентрация внимания и памяти. Влияние стресса на работоспособность огромно: лишь в редких случаях человек с головой уходит в работу. Чаще всего человек ни физически, ни психологически просто не может выполнять работу качественно и в положенные сроки. Ему свойственна быстрая утомляемость.

        2. Сильнейшие головные боли.

        3. Как стресс влияет на сердце? Заболевания сердечно-сосудистой системы проявляются наиболее ярко именно в такие периоды. Наблюдается учащение сердцебиения, может случиться инфаркт миокарда, обостряется гипертоническая болезнь.

        4. Хроническое недосыпание.

        6. Страдает и желудочно-кишечный тракт: обостряются или открываются язвенная болезнь и гастрит.

        7. Снижается иммунитет и как следствие — частые вирусные заболевания.

        8. В стрессовых ситуациях гормоны вырабатываются в огромных количествах и отрицательно влияют на работу нервной системы и внутренних органов. Для мышц повышенная концентрация глюкокортикоидов опасна дистрофией мышечных тканей. Именно переизбыток гормонов во время стресса приводит к таким серьёзным болезням, как истончение кожи и остеопороз.

        9. Некоторые специалисты считают, что именно стресс провоцирует рост онкологических клеток.

        10. К сожалению, некоторые последствия стресса настолько тяжелы, что необратимы: редким, но всё же последствием бывает дегенерация клеток как спинного, так и головного мозга.

        Стресс и здоровье. Болезни от стресса

        Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.).

        Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они являются главными факторами риска при проявлении и обострении многих заболеваний. Наиболее часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижение иммунитета.

        Гормоны, которые вырабатываются при стрессе, необходимые в физиологических количествах для нормальной работы организма, в больших количествах вызывают множество нежелательных реакций, ведущих к заболеваниям и даже к гибели. Их негативное действие усугубляется тем, что современный человек в отличие от первобытного при стрессе редко пускает в ход мышечную энергию. Поэтому биологически активные вещества еще долго циркулируют в крови в повышенных концентрациях, не давая успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам.

        В мышцах глюкокортикоиды в высокой концентрации вызывают распад нуклеиновых кислот и белков, что при длительном действии приводит к дистрофии мышц.

        В коже эти гормоны тормозят рост и деление фибробластов, что приводит к истончению кожи, ее легкой повреждаемости, плохому заживлению ран. В костной ткани — к подавлению поглощения кальция. Конечный результат продолжительного действия этих гормонов — уменьшение массы костей, чрезвычайно распространенное заболевание — остеопороз.

        Перечень негативных последствий повышения концентрации гормонов стресса свыше физиологических можно долго продолжать. Здесь и дегенерация клеток головного и спинного мозга, задержка роста, снижение секреции инсулина («стероидный» диабет) и т.д. Ряд очень авторитетных ученых даже считают, что стресс является основным фактором возникновения рака и других онкологических заболеваний.

        К подобным реакциям приводят не только сильные, острые, но и небольшие, но длительные стрессовые воздействия. Поэтому хронический стресс, в частности, длительное психологическое напряжение, депрессии также могут приводить к вышеуказанным заболеваниям. Возникло даже новое направление в медицине, получившее название психосоматическая медицина, рассматривающая всевозможные формы стресса как основной или сопутствующий патогенетический фактор очень многих (если не всех) заболеваний.

        studfiles.net

        ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

        УДК 615.471:616–07-7
        У 74

        ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

        Усольцева Светлана Леонидовна, канд. пед. наук, доцент
        Мишнева Светлана Данисовна, ст. преподаватель
        Саломатова Елена Владимировна, ст. преподаватель
        Сергеев Евгений Алексеевич, ст. преподаватель
        Симонова Ирина Михайловна, ст.
        преподаватель
        Уральский государственный университет путей сообщения

        Статья посвящена проблеме влияния стресса на здоровье и развитие личности будущих специалистов. В ней раскрыты причины стресса и способы борьбы с ним средствами физической культуры.
        Ключевые слова: здоровье, основные составляющие здоровья, специфика обучения в вузе, стресс, стрессоустойчивость, двигательная активность.

        Становление современной молодежи пришлось на годы реформ, период социально-экономической, идеологической и культурной перестройки, крушения надежд и жизненных планов. Во-первых, изменившиеся идеалы и ценности, безработица, платное образование очень сильно повлияло на социализацию молодежи. Во-вторых, употребление наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ в настоящее время является одной из глобальных проблем нашей страны. В-третьих, при значительном повсеместном ухудшении экологической обстановки в стране вырос уровень хронических заболеваний, происходит значительный спад физического развития населения России в целом и молодежи в частности.
        По данным ВОЗ, ухудшение условий жизни и снижение стабильности в обществе способствуют увеличению стрессовых состояний в студенческом возрасте больше, чем в других. Исходя из вышесказанного, сохранение и поддержание здоровья студенческой молодежи в современных условиях жизни является одной из актуальнейших проблем.
        Определений здоровья к настоящему времени существует достаточно много. Наиболее часто применяется определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), согласно которому здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. В настоящее время принято выделять основные составляющие здоровья (по В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт, 2006):
        1. Физическая – уровень развития функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья – это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие физическую работоспособность и адаптацию организма к воздействию различных факторов.
        2. Психологическая – состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
        3. Поведенческая – это внешние проявления человека. Обычно выражается в умении предвидеть действия других участников окружающего социума и общении с ними.
        Общеизвестно, что специфика обучения в вузе предъявляет высокие требования к студентам: каждый молодой человек должен обладать не только высокой теоретической подготовленностью, но и обладать оптимальной морально-психологической подготовкой к преодолению тех трудностей, с которыми обычно сталкиваются в годы обучения. Однако динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и их увеличением во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием для студентов. Также к такого рода испытаниям можно отнести целый ряд обстоятельств студенческой жизни, которые можно назвать неприспособленностью студентов к обучению в вузе. Многие ученые отмечают, что студенты, сталкиваясь с новыми методами обучения в вузе, которые значительно отличаются от школьных, и требуют большей самостоятельной работы в овладении учебным материалом, не всегда справляются с такой нагрузкой. При этом у них появляется необходимость планировать свое учебное и свободное время, самостоятельно рассчитывать бюджет и т.п. Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой – само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Неспособность студентов к преодолению трудностей новой системы обучения, проблемы с материальным положением зачастую сопровождаются нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д. При этом необходимо учитывать, что научно технический прогресс (переход от ручного труда к автоматизированному, применение компьютерных технологий в быту и учебе и т.п.) приводит к значительному снижению двигательной активности, что также ведет к высокой утомляемости, возникновению ряда хронических неинфекционных заболеваний.
        На сегодняшний день существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс – спутник студенческой жизни.
        Стресс – состояние психофизиологического напряжения. Он является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Радость и печаль, мороз или жара вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако мы не должны путать понятия «стресс», «нервная перегрузка» и «эмоциональное возбуждение». Также принято выделять понятие вредноносного (неприятного стресса) – «дистресс». Относительно студенческой среды нужно отметить, что он проявляется в повседневной жизни, этому способствует ежедневное напряжение из-за нехватки времени и усилий в попытке справиться с рабочими и домашними проблемами. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (усвоении, анализу и синтезу знаний), что препятствует их академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается, что приводит к повышению уровня заболеваемости в данной возрастной категории. Наиболее часто стресс отражается на сердечно-сосудистой системе. Это проявляется в учащении пульса, т.е. создается неблагоприятный режим для работы сердца. Под воздействием стрессовых ситуаций нарушается деятельность иммунной системы, что приводит к увеличению роста как хронических, так и инфекционных заболеваний. А существующие, привычные нам, методы борьбы со стрессом (курение, алкоголь, «заедание переживаний») плюс недостаток двигательной активности только усугубляют существующую ситуацию.
        Существует разделение реакций человека на стресс:
        1. Реакция стресса.
        Характеризуется воздействием неблагоприятного фактора, его влияния на создание стрессовой ситуации. У человека происходит адаптация к этим условиям и она может быть как сознательной, так бессознательной. Адаптация может дать как положительный, так и отрицательный эффект, который вызывает психические или физические отклонения.
        2. Пассивность.
        Когда адаптационный резерв человека недостаточен и организм с трудом противостоит стрессовой ситуации, возникает пассивность. Она может проявляться в виде депрессии, беспомощности, апатии. Но эта стрессовая реакция, как правило, переходящая.
        Две другие реакции подчинены воле человека и обладают свойством активности.
        3. Активная защита от стресса.
        Столкнувшись со стрессовым воздействием на свой организм, человек меняет окружающую обстановку, находит позитивные моменты, которые удовлетворяют его душевные потребности и способствуют улучшению физического состояния. Это, к примеру, появление нового вида деятельности: комплекс физических упражнений, рисование, пение, работа в саду.
        4. Активная релаксация.
        Расслабляет организм, повышает возможность наиболее выгодно адаптироваться к новым условиям. Положительно влияет на физическое и психическое состояние. Наиболее эффективна.
        Учитывая это, ученые рекомендуют не избегать стресса, а научится его использовать. Умение расслабляться, контролировать себя и справляться со стрессом соответствующими методами послужит залогом здоровья на долгие годы, т.е. мы должны помочь организму адаптироваться к новым (непривычным) условиям. Адаптацию можно определить как процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды. Адаптационные возможности человека являются мерой его способности сохранить оптимум жизнедеятельности даже в неадекватных условиях среды. Такой подход нашел развитие в так называемой «адаптационной модели здоровой личности».
        Уникальность человека состоит в том, что в отличие от других живых организмов он приспосабливается к изменяющимся условиям жизни на основе культурных механизмов. Другими словами, если механизм влияния стресса как положительного, так и отрицательного на весь организм одинаков, то нужно просто искусственно создавать себе условия для включения механизма положительного стресса, т.е. повысить стрессоустойчивость организма. Эффективность и целесообразность использования того или иного воздействия следует определять для каждого человека индивидуально.
        Основными направлениями повышения стрессоустойчивости можно считать:
        • рациональное соотношение труда и отдыха;
        • сбалансированное питание;
        • закаливание;
        • эффективный отдых;
        • положительный психологический настрой на здоровый образ жизни;
        • оптимальный для каждого человека режим двигательной активности.
        Важно отметить, что к стрессовым реакциям также относят и физические нагрузки, т.е. самый доступный способ повышения адаптационных возможностей – это двигательная активность. Двигательная активность управляет жизнью организма, его ростом и развитием. Оптимальная двигательная активность вызывает физиологический стресс и называется физиологической нагрузкой. Исследователями установлено, что у студентов расход энергии равен 2550-2800 ккал/сутки, при этом, для полноценной жизнедеятельности организма представителей данной группы необходимые затраты должны составлять 3000-3800 ккал/сутки. Такой дефицит по затратам энергии может быть ликвидирован только одним способом – повышением двигательной активности.
        Среди мероприятий, направленных на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения, на повышение умственной работоспособности студентов, на первом месте должен стоять рациональный режим двигательной активности. Систематическое вовлечение мышечной системы в двигательную активность оказывает огромное влияние на весь организм, стимулирует интеллектуальную деятельность человека, повышает продуктивность умственного труда и благотворно влияет на психическую и эмоциональную деятельность человека. Для этого нужно целенаправленно использовать доступные каждому студенту формы физической культуры (утренняя гимнастика, прогулки, бег «трусцой»).
        Также можно использовать следующие рекомендации:
        • своевременное выполнение учебных заданий на протяжении всего семестра, без «героического прессинга» в период зачетов и экзаменов;
        • соблюдение режима умственного труда и отдыха;
        • совершенствование коммуникативных качеств студентов между собой и преподавателями вуза;
        • соблюдение всех факторов здорового образа жизни;
        • обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма.
        Однако, при составлении плана тренировочных занятий не стоит забывать о необходимости индивидуально-дифференцированного подхода в применении средств физической культуры, т.к. существует опасность неправильной дозировки физических нагрузок, которые могут усугубить нарушения нервно-психического статуса и разрушить мотивацию к занятиям. Нарушение оптимального соотношения нагрузок при развитии физических качеств приводит к отрицательному эффекту. Только при направленном подборе упражнений с учетом индивидуальных особенностей можно воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психофизиологических качеств, которые в дальнейшем будут определять успех в дальнейшей трудовой деятельности.
        Исходя из вышесказанного, упражнения на координацию и равновесие в процессе занятий рекомендуется использовать лицам с высоким уровнем тревожности, это будет способствовать формированию концентрации внимания, сосредоточенности. Упражнения с сопротивлением помогают сформировать установку на преодоление трудностей. Командные игры, эстафеты способствуют развитию коммуникабельности, повышению эмоционального фона.
        Таким образом, разработка и реализация содержания и методов физического воспитания, ориентированных на приоритет здорового образа жизни, является важным шагом в решении основной проблемы физического воспитания: сохранения, укрепления и совершенствования функционального аспекта здоровья, включающего в себя физиологический, психологический и социальный компоненты. Физическая культура и спорт необходимы для социального становления молодого человека в современном обществе, являясь важным средством его всестороннего развития. Поэтому физическая культура в структуре образовательной и профессиональной подготовки будущих бакалавров и специалистов выступает не только в роли учебной гуманитарной дисциплины, но и как средство направленного развития целостной личности.

        Литература:
        1. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента /Под ред. В.А. Бароненко: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 352 с.:ил.
        2. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья / М.Я. Виленский. — М. : Наука, 1998. – 134 с.
        3. Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов / Под. общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУИТМО, 2005. – 124 с.
        4. Здоровье студентов: Монография / Кол. авторов. Под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: Изд-во РУДН. 1997. — 199 с.
        5. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. – 124 с
        6. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39.

        gisap.eu