Заикание методика работы

Методы коррекции заикания

Методы коррекции заикания – одно из огромных направлений в методах коррекции речи. Все коррекционные воздействия следует начинать только после того, как выставлен диагноз. Симптом – это не болезнь, наличие запинок в речи не сводится к нарушению дыхания. Обычно заикание, как и другая патология речи, определяет область поражения, которую и следует лечить.

Речевые симптомы важно правильно классифицировать. К речевой патологии будут отнесены нарушения устной и письменной речи. Клинические нарушений речи могут быть периферического характера:

Также наблюдаются клинические нарушения центрального характера, когда речевой симптом – только указатель на нарушенные связи в коре головного мозга:

  • — дизартрия
  • — алалия
  • — афазия
  • — эфферентная моторная афазия
  • — дислексия
  • — дисграфия
  • — заикание
  • — брадилалия
  • — тахилалия
  • Методы коррекции речи будут подбираться согласно месту повреждения, что определяет врач. При некоторых симптомах, есть необходимость в объективных методах исследования, что тоже будет определять врач. И только после вышеуказанного стоит определяться с социально-педагогической помощью.

    Существующие нарушения речи весьма многообразны и не ограничиваются перечисленными. Многие из них не подлежат вмешательству логопеда, так как по своему происхождению относятся к компетенции других специалистов.

    Методики по заикания делятся на устраняющие вторичную симптоматику и на лечение основного заболевания. Одной из причин возникновения запинки является эмоциональная напряженность, которая возникает за секунды в ситуациях споров, отстаивания своих интересов, публичных выступлений или необходимости привлечь к себе внимание. У детей с заиканием таких ситуаций еще нет, но даже радостные события вызывают чрезмерную волну эмоций.

    Научно установлено, что главенствующую роль в методах лечения заикания занимает врач-психотерапевт. Если коррекцию речи начать с непоследовательной работы, она может затянуться на годы. Не стремитесь прибегать к компьютеризированным разработкам, их опасность состоит в невозможности разговаривать в живом общении с людьми, хотя перед экраном монитора все получается! Будьте осторожны при медикаментозном вмешательстве: многие препараты дают быстрый результат, но краткосрочный, и заикание усиливается после окончания курса приема лекарств. Не прибегайте к самолечению, особенно при недостатке знаний об анатомии и физиологии речи! Очень популярны на сегодняшний день форумы и независимые сайты, где можно получить огромное количество рекомендаций по методам лечения заикания. Будьте критичны: то, что подходит одному заикающемуся, может навредить другому. Не теряйте время, обращайтесь к людям с опытом и стажем работы с заикающимися детьми и взрослыми! Самый современный метод лечения заикания: это одномоментная работа двух специалистов – психотерапевта и логопеда.

    Методики коррекции заикания

    Организацию помощи лицам с заиканием в системе просвещения и здравоохранения можно разделить на два этапа. Годом рождения логопедии в России можно считать 1933 г., когда Л.С. Выготский совместно с директором дефектологического института И.И. Данюшевским создали школу-клинику речи. Объектом исследования стали дети с нарушениями речи.

    Приказом Минздрава №465 от 8-го апреля 1985 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи» определены направления развития специализированной помощи заикающимся людям. За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым с различными формами заикания.

    На сегодняшний день методы коррекции заикания можно разделить на две области:

  • — предлагаемая работа в системе просвещения;
  • — организация помощи в системе здравоохранения.
  • Как же нужно лечить заикание? Как не запутаться родителям заикающегося ребенка в многообразии предлагаемых способов исправить речь? Первое, что нужно сделать – записаться на прием и первичную консультацию к врачу-психотерапевту, но не к психологу или социальному педагогу!

    За последнее десятилетие в лечении заикания общепризнанным и очень эффективным считается комплексный системный метод, где пересеклись и максимально используются возможности педагогики и огромный накопленный врачебный опыт лечения заикания.

    Новый способ лечения заикания, разработанный в России, позволяет добиться восстановления речи в раннем дошкольном возрасте за три недели. Этот метод – комплексная работа врача-психотерапевта и опытного логопеда. Без приема серьезных лекарственных средств и госпитализации. Этот современный метод лечения заикания невозможен без сотрудничества с родителями заикающегося ребенка. Участие родителей позволяет гарантировать устойчивость результата.

    Методики по заиканию для лечения взрослых будут зависеть от формы заикания; типа, стойкости и тяжести запинок. И начать лечение стоит с врача-психотерапевта. Не стоит приступать к ликвидации симптома отдельными упражнениями, которые широко рекламируются в интернете. Отдельные упражнения, вырванные из системы, могут привести к краткосрочному результату, но усугубить заикание в последующем. Стоит помнить: как ни разнообразны были бы методики лечения заикания, необходимо лечить человека, а не симптом! Всю комплексную систему реабилитации и восстановления речи определяет лечащий врач. При заикании это – врач-психотерапевт.

    zaikanie.spb.ru

    Как работать с заикающимися детьми?

    «По-по-по-жалуйста, подай э-э-э…» — «Ластик? Калькулятор? Карандаш?» — сосед по парте старается помочь своему заикающемуся однокласснику. Такую картину наблюдает каждый учитель: практически в каждой параллели есть дети, страдающие заиканием. Причем чаще этому недугу подвержены мальчики. Что же такое заикание? Как учитель должен работать с заикающимся ребенком и что делать родителям? Об этом — в нашей статье.

    Заикание — одно из наиболее распространенных нарушений речи, выражающееся в том, что человек, ребенок или взрослый, испытывает трудности в произношении речи: многократно повторяет слоги или слова, тянет их, не может начать речь, делает длительные паузы.

    Заиканием начинает появляться у детей с 2-4 лет, позднее у некоторых оно проходит, но возможно и повторное появление заикания в подростковом возрасте. Взрослые, страдающие заиканием, как правило, имеют это нарушение с детства.

    Заикающиеся могут «помогать» себе при разговоре: щуриться, поворачивать голову, делать движения руками, ногами и т.п.

    Типы заикания

    • Клоническое заикание. При этом типе заикания человек повторяет отдельные звуки, слоги или целые слова.
    • Тоническое заикание. При нем человек делает длительные паузы в речи, тянет звуки.
    • Также возможно сочетание этих типов.

      Почему возникает заикание?

      Технически заикание возникает из-за судорог в артикуляционной, голосовой и дыхательной мускулатуре (то есть мышц языка, губ, гортани).

      Проблемы заикающихся детей в школе

      Заикание проявляется особенно сильно в незнакомой, волнительной обстановке: при ответе у доски, в личном разговоре с одноклассниками или учителем. Дома же, в разговоре с самим собой, заикающийся может говорить плавно.

    • Дети могут быть замкнуты, молчаливы, не общительны.
    • Испытывают трудности ответа у доски, с места, поэтому избегают их, как и участия в общешкольных мероприятиях, дискотеках и т.п.

    Отсюда вытекают проблемы в общении, низкая самооценка, проблемы успеваемости. В то же время дети могут достаточно нормально читать по учебнику, петь.

    Со временем старшие ребята учатся скрывать свое заикание: делают длительные паузы, растягивают слова, используют в речи слова-паразиты, которыми заполняют вынужденные остановки речи: «вот», «ну», «так» и другие. То есть внешне речь может быть уже достаточно плавной и ровной.

    Работа учителя с заикающимися детьми

    Считается, что вылечить заикание проще в детском возрасте, нежели у взрослых. Поэтому как только к вам «попал» ребенок с заиканием, нужно начать работу с ним и его родителями (особенно, если они не занимаются у логопеда).

  • Речь ребенка всегда развивается подражательно: как говорят окружающие, так говорит и он. Поэтому ребенок может копировать манеру и темп речи заикающегося родственника, с которым он часто общается. При общении с заикающимся ребенком речь должна быть ровной, плавной, нельзя говорить быстро и проглатывать слова, недопустим же и разговор по слогам, говорение нараспев. Ребенок должен слышать нормальную речь.
  • Если вы слышите, что ребенок говорит в быстром темпе, захлебывается, торопится — остановите его, попросите говорить спокойно. Это может предотвратить заикание у склонных к нему детей.
  • Детям в раннем возрасте одинаково вредны чрезмерная речевая нагрузка и отсутствие говорения.
  • К ребенку нужно относиться с особенным вниманием, но не потворствовать его капризам и совершению плохих поступков. Всегда предъявляйте к ребенку единые требования.
  • Посадите заикающегося ребенка за одну парту со спокойным уравновешенным соседом, у которого хорошая, четкая, грамотная речь.
  • Не стоит привлекать ребенка к участию в играх и других мероприятиях, требующих индивидуальных выступлений с произнесением речи. Наоборот, лучше как можно чаще давать возможность играть в игры, в которых возможны совместные ответы.
  • Если вы проводите мероприятие, в котором задействованы все ученики класса, дайте заикающемуся ребенку возможность спеть хором, чтобы он не почувствовал свою неполноценность.
  • При ответе у доски такой ребенок часто может испытывать затруднения, поэтому постарайтесь не спрашивать его первым, помогайте отвечать. В случае, если ребенок не может ответить, задайте другой вопрос, ответьте сами, отвлеките его внимание, переключите на что-то другое. Таких ребят можно спрашивать с места: зачитать ответ по тетради, дать комментарий. За партой ребенок испытывает меньше волнений, чем у доски, поэтому его речь может быть более плавной.
  • При работе с заикающимся ребенком нужно проявить терпение и понимание, по возможности давать выполнимые задания, не требующие публичных ответов и выступлений (если, конечно, ребенок сам не настаивает на них). Главное — не заострять свое внимание на проблеме, не делать замечаний по поводу речи, и всеми возможными способами исключить насмешки одноклассников. С ребенком и его родителями важно установить доверительные отношения.

    Дома ребенок должен находиться в спокойной атмосфере любви и взаимопонимания, все излишние раздражающие факторы должны быть исключены. Поначалу ребенок может допускать краткие задержки в речи, но в дальнейшем они могут войти в привычку, стать постоянными, и ребенок станет заикаться.

  • Должен быть исключен просмотр возбуждающих, неподходящих по возрасту телепередач, и компьютерных игр.
  • Исключается и прослушивание страшных историй и сказок на ночь.
  • Исключается запугивание ребенка бабайками, серыми волками.
  • Нельзя в качестве наказания оставлять ребенка одного в замкнутом пространстве, особенно если оно плохо освещено.
  • Если ребенок испытывает какие-либо страхи, взрослым нужно поработать с ними: выяснить причину и избавиться от них. Так, например, если ребенок боится собак, нужно объяснить, как правильно себя вести с ними; если ребенок боится темноты, пройдите с ним все помещение и убедитесь, что нигде никого нет; если ребенок боится то, что изображено на картинах, развешенных в комнате, снимите их. То есть каждый страх должен быть проработан. Это важно, потому что часто заикание возникает именно из-за страха, испуга, какой-то нестандартной ситуации, в которой оказался ребенок.

    В определенной степени справиться с заиканием помогают пение и танцы, они развивают дыхание, чувство темпа, ритма.

    pedsovet.su

    Методика коррекции заикания

    Несмотря на множественные методы, история изучения заикания и методы преодоления остаются одной из наиболее сложных и недостаточно разработанной. Заикающиеся же самого разного возраста по-прежнему продолжают ждать от специалистов реальной помощи в преодолении своего столь мучитильного недуга. Но тут есть много методов преодоления заикания.

    • Медикаментозное лечение
    • Речевые упражнения
    • Механические устройства
    • Ритмизация
    • Реаликсачия
    • Хирургическое лечение
    • Игры-перевоплощения
    • Психотерапия и т.д
    • Методика коррекции заикания, используемая в нашем центре у детей дошкольного возраста, дала хороший результат. В этой методике используются методики разных логопедов. (Е.АДЯКОВА,А.Н.СТРЕЛКОВА,Е. Ю. Рау и т.д)

      Но я бы сказала, что в данный момент надо не только с одной методикой заниматься. Потому что заикание это логоневроз, а также у заикающих бывает и логофобия тоже. Поэтому я в своей практике стараюсь совмещать некоторые методы.

      Bce знают, что надо работать параллельно с психологом или психотерапевтом. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

      Логопедические занятия для заикаюшихся в школьном возрасте (6-10 лет) длится 20 дней. Конечно же, сперва диагностируется ребенок с логопедом и психологом. Осуществляется обследование и сбор анамнестических данных. В данном случае определяется, какая это форма заикания, артикулярный аппарат и дыxательная система.

      Первая неделя

      6 дней проводится подготовителный этап. Только логопедический массаж и психологические или психотерапевтические занятия.

      После диагностирования ребенка логопед знает, что за проблемы у ребенка в артикулярном аппарате, мышцы напряжены или расслаблены. По состоянию мышц определяется массаж.

      Логопедический массаж при заикании проводится наряду с логопедическими занятиями, психотерапевтическими, медикаментозными, физиотерапевтическими воздействиями. Как правило, он предвещает иные логопедические приемы, используемые на занятиях.

      Основным действием массажа является регуляция мышечного тонуса. Массаж выполняется в основном в области головы, шеи верхнего плечевого пояса. При заикании принято использовать в основном два вида массажа — классический и точечный, или их сочетания.

      Второй этап — активная терапия.

      Проводится индивидуальная работа с логопедом. Здесь особое внимание уделяется дыхательной системе и артикулярной гимнастике.

      При работе с дыхательной системой используются дыхательные аппаратуры. Например ВОЛНА. Тут большое значение даётся речевому дыханию. Потому что правилное речевое дыхание , четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса.

      Третий этап – активных тренировок — 4 дня.

      Тут тоже проводится индивидуальная работа с логопедом . Но тут логопед занимается с ребенком, как надо говорить правильно, вырабатование плавной речи, ритм и темп. Тут логопед использует и логоритмику.

      Четвертый этап – заключительный (4 дня).

      Ребёнок готовится к наиболее сложной для него речевой ситуации — публичному выступлению. Логопедическая работа в рамках данной системы базируется на поэтапном формировании различных видов речи — сопряженной, отраженной, чтении стихов и прозы, вопросно-ответной и спонтанной.

      После этого этапного занятия логопед с ребёнком занимается в неделю 2-3 дня 45 минут. Эти занятия продолжаются по совету врача.

      logoportal.ru

      Заикание

      Методы лечения логоневроза и логофобии

      Заикание – психосоматическое нарушение речевой функции, которое характеризуется повторением, пролонгацией или прерыванием произносимых звуков на фоне судорожной активности мышц речевого аппарата. Практически всегда сопровождается логофобией, то есть навязчивым страхом речи, избеганием речевых ситуаций и в тяжелых случаях приводит к нарушению социальной адаптации. В зависимости от характера, локализации и степени речевых судорог выделяется множество типов заикания.

      Широко распространено заблуждение, что заикание представляет собой привычку и не имеет серьезного патогенеза. На самом деле, согласно МКБ-10 и другим международным классификациям, заикание является заболеванием, характеризуется функциональными и структурными нарушениями отделов центральной нервной системы.

      На сегодняшний день имеется полное представление о физиологии заикания, а результаты исследований дают понимание нейрофизиологии заикания, которая связана с нарушением связи между речевыми центрами головного мозга и нарушением баланса нейромедиаторов, влияющих на речевую функцию.

      Выделяется ряд причин возникновения заикания, к тому же определены гены, мутации в которых могут к нему приводить, поэтому предрасположенность к заиканию передается по наследству. Кроме того, заикание может проявляться на фоне других заболеваний и имеет схожий психологический механизм с некоторыми психическими расстройствами.

      По заиканию практически невозможно получить инвалидность, а в зависимости от степени тяжести заикающийся не подлежит призыву в армию.

      Вопреки распространенному мнению, возникновение заикания не зависит от воспитания. Родители не могут нести психологической ответственности за появление заикания у ребенка, но вместе с тем всецело отвечают за результат лечения. Заикание может возникнуть в любом возрасте, однако чаще всего это происходит в период активного формирования речи, от 2 до 5 лет. Основы нейрофизиологии заикания показывают, что это не случайно. В редких случаях после этого речь может восстановиться.

      Достоверных данных о распространенности заикания нет, так как не проводилось широкомасштабных статистических исследований — в различных источниках указываются значения от 1% до 5% для европейских стран. Последнее значение ближе к реальности, то есть той или иной формой заикания страдает каждый двадцатый человек. Примечательно, что заикание напрямую зависит от языкового фактора – среди носителей китайского языка заикание практически не встречается, а наиболее сложная ситуация среди африканского населения, где заикание может встречаться у 9% людей. Отмечается сложность русского языка для заикающихся.

      Принципы лечения заикания

      Заикание достоверно поддается лечению в любом возрасте. Для полного избавления от заикания нужно использовать основные направления работы:

      Перед началом работы над речью желательно диагностировать возможные сопутствующие заболевания, которые могут прямо или косвенно влиять на заикание

      zaikanie.info