Биполярное аффективное расстройство есенин

Биполярное аффективное расстройство

Биполярное аффективное расстройство (БАР) — психическое заболевание с чередованием фаз неадекватно повышенного (мания, маниакальная фаза) и сильно пониженного (депрессия, депрессивная фаза) настроения. В отличие от смены настроения у здорового человека или эмоциональной лабильности биполярное расстройство — это болезнь с неадекватной оценкой окружающего, невозможностью работать и даже угрозой жизни в виде суицида. Диагностикой и лечением занимается врач-психиатр или врач-психотерапевт.

Жизнь человека с БАР поделена на «полосы»: несколько месяцев — темная полоса непроглядной тоски и депрессии, затем еще несколько — светлая полоса мании, эйфории, беспечности. И так до бесконечности, если не обратиться за помощью.

Причины и механизмы развития болезни до сих пор неизвестны. Врачи знают только, что биполярное расстройство чаще встречается у людей, среди родственников которых уже были пациенты с БАР или другими аффективными расстройствами (депрессии, дистимия, циклотимия). То есть в развитии болезни участвуют генетические и наследственные факторы.

Биполярное расстройство — это эндогенное заболевание. Это значит, что оно может развиться без видимой причины . Даже если первый эпизод был связан с внешним воздействием (стресс, физическое или умственное перенапряжение, инфекционное или другое заболевание тела) — скорее всего это был пусковой фактор, который проявил скрытую предрасположенность.

Пациенты, у которых началась депрессивная фаза (биполярная депрессия), рассказывают: накануне вечером всё было прекрасно, а на следующее утро проснулся — жить не хочется.

После первого приступа роль внешних факторов уменьшается, новые приступы возникают «на пустом месте». Так пациенты, у которых началась депрессивная фаза (биполярная депрессия), рассказывают: накануне вечером всё было прекрасно, а на следующее утро проснулся — жить не хочется. Поэтому даже если оградить человека от стрессов и перегрузок, болезнь не отступит — нужно лечиться.

Биполярное аффективное расстройство МКБ-10 (Международная классификация болезней) описывает в разделе «Расстройства настроения» (синоним — аффективные расстройства). Варианты развития болезни и симптомы описаны в следующей части.

Симптоматика биполярного аффективного расстройства личности

Старое название биполярного аффективного расстройства — маниакально-депрессивный психоз (МДП). Сейчас его считают некорректным, так как БАР не всегда сопровождается грубыми нарушениями психических процессов, как при психозе.

Биполярному аффективному расстройству в МКБ-10 соответствует рубрика F31, которая включает в себя:

  • F31.0 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод гипомании;
  • F31.1 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод мании без психотических симптомов;
  • F31.2 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод мании с психотическими симптомами;
  • F31.3 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод легкой или умеренной депрессии;
  • F31.4 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод тяжелой депрессии без психотических симптомов;
  • F31.5 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод тяжелой депрессии с психотическими симптомами;
  • F31.6 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод смешанного характера;
  • F31.7 Биполярное аффективное расстройство, текущая ремиссия;
  • F31.8 Другие биполярные аффективные расстройства;
  • F31.9 Биполярное аффективное расстройство неуточненное.
  • Само слово «биполярное» говорит, что во время болезни эмоциональное состояние человека меняется между двумя полюсами — от мании до депрессии.

    Маниакальная фаза характеризуется триадой основных симптомов:

  • повышенное настроение — часто, если не всегда, без причины;
  • двигательное возбуждение — движения порывисты, человек не может усидеть на месте, хватается за всё подряд;
  • идеаторно-психическое возбуждение — перескакивает с темы на тему, речь ускоренная, вплоть до того, что ее становится сложно разобрать.
  • Кроме того характерно:

    • снижается потребность в сне — человек спит несколько часов (2–3) или вообще всё время бодрствует;
    • повышается сексуальное желание и сексуальная активность;
    • иногда возникают раздражительность и гневливость, вплоть до агрессии;
    • переоценка собственных возможностей — человек может утверждать, что обладает сверхспособностями, что изобрел «лекарство от всех болезней» или что он на самом деле родственник известных, высокопоставленных людей.

    Депрессивная фаза биполярного аффективного расстройства длится дольше маниакальной (без лечения в среднем около 6 месяцев) и характеризуется признаками эндогенной депрессии разной степени тяжести:

  • сниженное, подавленное настроение;
  • замедленное мышление — мыслей в голове мало, такой человек медленно говорит, отвечает после паузы;
  • двигательная заторможенность — движения медленные, пациент может сутками лежать в постели в однообразной позе;
  • нарушения сна — беспокойный сон, отсутствие чувства отдыха по утрам либо постоянная сонливость;
  • снижение или утрата аппетита;
  • ангедония — утрата способности испытывать удовольствие, потеря интереса к увлечениям, хобби, общению с друзьями и родными;
  • в особо тяжелых случаях — суицидальные мысли и намерения.
  • Успешный во всех смыслах человек — семья, друзья, карьера — из-за болезни перестает видеть во всем смысл, забывает, каково радоваться жизни, и постоянно думает, как прекратить свои страдания.

    Кроме того, могут наблюдаться смешанные аффективные эпизоды, когда у больного одновременно присутствуют признаки мании и депрессии. Например, сниженное настроение, тоска и самоуничижительные мысли могут сочетаться с двигательным беспокойством, эйфоричное состояние — с двигательной заторможенностью.

    У человека полностью отсутствует критика к своему состоянию, он не способен адекватно оценивать последствия своих действий. Во время любого эпизода БАР, вне зависимости от его полярности, поступки человека могут принять необдуманный, рискованный характер, представлять угрозу для жизни и здоровья его самого и других людей.

    Как во время депрессивной, так и во время маниакальной фазы пациент нуждается в профессиональной медицинской помощи.

    Диагностикой биполярного аффективного расстройства занимается врач-психотерапевт или психиатр, совместно с клиническим психологом. Помимо клинико-анамнестического обследования у специалиста (беседа с врачом) при возможности и наличии показаний используют лабораторные и инструментальные методы (анализы крови, ЭЭГ, МРТ/КТ, Нейротест, Нейрофизиологическая тест-система). Подробнее о диагностике биполярного аффективного расстройства .

    Биполярное депрессивное расстройство: прогноз выздоровления

    Биполярное аффективное расстройство (маниакально-депрессивный психоз) при своевременно начатом лечении имеет благоприятный прогноз. Терапия БАР включает три основных направления:

    1. Купирование острого состояния — медикаментозное лечение амбулаторно или стационарно, при наличии показаний к госпитализации.
    2. Поддерживающая терапия пациента с целью реабилитации и профилактики рецидивов — включает психотерапию, медикаментозную терапию, дополнительные общетерапевтические процедуры по показаниям (физиотерапия, массаж, лечебная физкультура).
    3. Работа с родственниками и близкими пациента для их реабилитации и повышения осведомленности об особенностях заболевания.

    Эффективность лечения определяется точностью диагностики заболевания, которая часто является сложной из-за длительных интермиссий (периодов «затишья» между приступами). В результате фазы болезни принимают за отдельные расстройства или за дебют другого психического заболевания (например, шизофрении). Достоверную дифференциальную диагностику может провести только специалист — врач-психиатр.

    При отсутствии лечения длительность «светлых» промежутков уменьшается, а аффективных фаз, напротив, увеличивается, при этом аффект может стать монополярным. Аффективное расстройство в этом случае приобретает характер затяжной депрессии или мании.

    Биполярное аффективное расстройство в случае своевременного обращения за медицинской помощью хорошо поддается лечению. Терапия БАР имеет свои особенности в зависимости от индивидуальной клинической картины и текущей фазы заболевания. Начатое во время текущего аффективного эпизода или во время интерфазы, верно назначенное лечение позволяет достичь стойкой и длительной ремиссии с полным восстановлением трудоспособности и социальной адаптации. Подробнее о лечении биполярного аффективного расстройства .

    Биполярное аффективное расстройство — это тяжелое психическое заболевание, именно оно «диктует» больному те или иные формы поведения и поступки. Близким людям важно понимать, что они имеют дело не дурным, взбалмошным или вспыльчивым характером члена семьи, а с проявлениями тяжелой болезни, которая на время эпизода полностью берет под контроль личность и терзает больного человека не меньше, чем он терзает окружающих.

    cmzmedical.ru

    Учёные считают, что гениальность и безумие связаны маниакально-депрессивным психозом

    Утверждение о том, что гениальность (творчество) и безумие (психическая неустойчивость) связаны между собой, не даёт покоя учёным уже давно. Существует ли такая взаимосвязь на самом деле или это не более, чем устойчивый миф?

    Многие из творческих гениев были если не сумасшедшими, то признаки эмоциональной неустойчивости уж точно проявляли: Винсент Ван Гог, Эдгар Алан По, Фёдор Достоевский, Вирджиния Вульф, Николай Гоголь, Байрон, Сергей Есенин… список можно продолжать. Многие исследователи пытаются выявить связь между безумием, талантом и всеми этими людьми. И кажется, сейчас они как никогда близки к разгадке.

    По всей видимости искомое связующее звено — это биполярное аффективное расстройство, также известное как маниакально-депрессивный психоз (МДП). Люди, страдающие этим расстройством, живут между «адом и раем» — состояние затяжной глубокой депрессии (депрессивная фаза) сменяется у них подъёмом настроения, повышенной возбудимостью, физической и психической бодростью (маниакальная фаза).

    В одном исследовании протестировали 700 000 шведских 16-летних подростков и сравнили результаты теста с таким же, но проведённым 10 лет спустя. Результат, опубликованный в 2010-м году, поразил учёный мир: подростки, раньше других достигшие успеха в творческих профессиях, страдали МДП в 4 раза чаще остальных.

    Люди, страдающие МДП, испытывают сильный творческий подъём в маниакальной фазе. Джеймс Фэллон, нейробиолог из Университета Калифорнии в Ирвине уточняет, что при переключении с депрессивной фазы на маниакальную у больного замирает активность в нижней части лобной доли головного мозга и вспыхивает в верхней. «Удивительно, но точно такое же „переключение“ мы наблюдаем у здоровых людей в те моменты, когда они испытывают творческое вдохновение, — рассказывает Фэллон, — Это позволяет нам предположить наличе прямой связи между МДП и тем, что принято считать гениальностью, учитывая тот факт, что больные МДП испытывают подъём гораздо острее, чем здоровые люди». Элин Сакс, профессор психического здоровья в университете Южной Калифорнии, делает неутешительный вывод: «Похоже, что гениальное творчество, прекрасное само по себе, всегда является признаком серьёзных проблем с психикой, которые представляет собой биполярное расстройство». Вот только нужно ли в таком случае это лечить.

    www.factroom.ru

    Гениальность и безумие рядом: топ-21 сумасшедших гениев

    Дебаты о взаимосвязи гения и безумия среди медиков идут давно. Подогревают интерес к этому истории великих людей. Достаточно вспомнить о нервных и психических расстройствах постимпрессиониста Винсент Ван Гога или писательницы Вирджинии Вульф.

    И вот ученые из Каролинского института (Швеция) опубликовали в журнале Психиатрических исследований статью, в которой утверждают, что связь между творческими занятиями и отклонениями от психической нормы определенно существует. Поводом для такого заключения послужила статистика аномалий в психике, собранная учеными среди более миллиона людей. Набор отклонений был весьма обширен: шизофрения, биполярное аффективное расстройство, депрессии, тревожное состояние, разнообразные зависимости, начиная с алкогольной, анорексия, аутизм и многое другое.

    Результаты анализа подтвердили, что действительно психическим недугам более всего подвержены люди творческих профессий, и чаще всего – биполярному аффективному расстройству, которое раньше называли маниакально-депрессивным психозом. Особенно высок риск этого расстройства у танцоров, фотографов, научных работников и писателей.

    Занятия литературой служат некой приманкой для большей части психоневрологических отклонений. Выяснилось, что писатели в два раза больше склонны к суициду, чем остальные люди.

    Выявилась и обратная закономерность: представители творческих профессий чаще всего попадались среди родственников тех, кто страдал от шизофрении, биполярного расстройства, анорексии и аутизма.

    Впрочем, полученные данные ничего не говорят о том, что увлечение литературой, живописью или фотографией плохо сказывается на психике. Наоборот, необычные мысли или фантастические видения, происходящие из-за психических отклонений, а также способность воображать и слышать голоса, облеченные в персонажей, скорее всего, побуждают человека взяться за перо, фотокамеру или кисть.

    Сегодня многие психиатры убеждены: всякая творческая личность имеет более или менее существенные отклонения в психике, а гениальным творцам такие отклонения присущи обязательно – они только помогают создавать шедевры. Большинство из известных нам гениев явно имели психические проблемы. Кто же это?

    Всю свою жизнь Н.В. Гоголь страдал маниакально-депрессивным психозом. «Мною овладела моя обыкновенная периодическая болезнь, во время которой я остаюсь почти в недвижном состоянии в комнате иногда на протяжении 2-3 недель». Так описывает свое состояние писатель. В конечном итоге в течение двух недель он заморил себя голодом и умер.

    Лев Толстой страдал от частых и сильных приступов депрессии, сопровождающейся различными фобиями. Причем, с тоской и депрессией он боролся долгие годы. Кроме того, у великого писателя была аффективно-агрессивная психика.

    Сергею Есенину казалось, что о нем все шепчутся, плетут вокруг него интриги. Некоторые исследователи его биографии говорят, что у поэта был маниакально-депрессивный психоз, склонность к самоубийству, осложненные наследственным алкоголизмом.

    А у Максима Горького была тяга к бродяжничеству, частым переездам и пиромании. Кроме того, в его роду дед и отец имели неуравновешенную психику и склонность к садизму. Также Горький страдал суицидоманией – первую попытку свести счеты с жизнью он совершил еще в детстве.

    Известны периоды депрессий и всевозможных маний у великого русского поэта А.С. Пушкина. С ранней юности у него стали проявляться различные психопатические черты. В лицейский период они выражались в повышенной раздражительности. Для Пушкина существовали только две стихии: «удовлетворение плотским страстям и поэзия». Биографы связывают «разнузданный разгул, цинический и извращенный сексуализм, агрессивное поведение поэта» с чрезмерной эмоциональной возбудимостью. За ней, как правило, следовал длительный депрессивный период, во время которого отмечалась творческая бесплодность. И можно четко проследить зависимость продуктивности творчества от психического состояния поэта.

    Некоторые биографы Михаила Лермонтова считают, что поэт страдал одной их форм шизофрении. Психическое расстройство, скорее всего, он унаследовал по материнской линии – его дед свел счеты с жизнью, приняв яд, мать страдала неврозами и истерией. Современники отмечали, что Лермонтов был очень злобным и малообщительным человеком, даже в его внешнем облике читалось что-то зловещее. По словам Петра Вяземского, Лермонтов был крайне нервозным, его настроения резко и полярно менялись. Веселый и добродушный через мгновение он мог стать злобным и угрюмым. «И в такие минуты он бывал небезопасен».

    Английская писательница Вирджиния Вульф страдала от глубокой депрессии. Также говорят, что она писала свои произведения только стоя. Итог ее жизни трагичен: писательница утопилась в реке, наполнив карманы пальто камнями.

    Эдгар Аллан По неслучайно так интересовался психологией. Есть мнение, что он мог страдать от биполярного аффективного расстройства. Писатель употреблял много алкоголя, и в одном из писем рассказывал о своих мыслях о самоубийстве.

    Лауреат Пулитцеровской премии Теннесси Уильямс был подвержен частым депрессиям. В 1940-х годах его сестра, страдающая шизофренией, подверглась лоботомии. В 1961 году умер любовник писателя. Оба события сильно повлияли на его психическое состояние, усилив депрессию, в результате которой он начал принимать наркотики. От депрессии и зависимости он не мог избавиться до конца жизни.

    Американский писатель Эрнест Хэмингуэй страдал от алкоголизма, биполярного расстройства и паранойи и в итоге застрелился из ружья.

    Винсент Ван Гог был склонен к депрессии и эпилептическим припадкам. Отрезанное ухо – невинный эксперимент. В конце концов, он застрелил себя в грудь из пистолета.

    Художник Микеланджело предположительно страдал от аутизма, то есть его легкой формой – синдромом Аспергера. Художник был замкнутым, странным человеком, сосредоточенным на собственном индивидуальном мирке. Практически не имел друзей.

    Александр Иванов, автор великой картины «Явление Христа народу», страдал манией преследования: был уверен, что его хотят отравить, и поэтому сам закупал себе провизию каждый раз в другой лавке и ходил за водой.

    Немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен переживал маниакальные и депрессивные периоды биполярного расстройства и был близок к самоубийству. Творческий подъем энергии сменялся у него апатией. И чтобы переключиться и вновь заставить себя снова писать музыку, Бетховен окунал голову в таз с ледяной водой. Композитор также пытался себя «лечить» опиумом и алкоголем.

    Один из основателей современной теоретической физики Альберт Эйнштейн несомненно был гением уже при жизни и определенно чудаковатым человеком. В детстве он страдал легкой формой аутизма. И мать едва не сочла его умственно отсталым. Он был замкнутым и флегматичным. Поступки уже взрослого физика-теоретика не отличались нравственностью. Американский психолог Ион Карлсон считает, что наличие гена шизофрении – один из стимулов высокой творческой одаренности. По его мнению, этот ген был у Эйнштейна. Поэтому врачи констатировали у сына ученого шизофрению.

    Другой гениальный ученый сэр Исаак Ньютон, по мнению многих исследователей, страдал от шизофрении и биполярного расстройства. С ним было очень сложно разговаривать, у него часто случались перепады настроения.

    Были замечены странности и за гениальным изобретателем Николой Теслой. У него была мания доводить все до конца. Так, в колледже он решил почитать Вольтера и хотя после первого же тома понял, что писатель ему активно не нравится, прочел все 100 томов. Во время обеда он использовал ровно 18 салфеток, протирал тарелки, столовые приборы и руки. Приходил в ужас от женских волос, сережек, жемчуга и ни разу в жизни не сел за один стол с женщиной.

    Прототип главного героя оскороносного фильма «Игры разума», математик Джон Нэш всю жизнь страдал паранойей. У гения нередко случались галлюцинации, он слышал посторонние голоса и видел несуществующих людей. Жена нобелевского лауреата поддерживала мужа, помогая ему скрывать симптомы болезни, поскольку по американским законам того времени его могли принудить к лечению. Что в итоге и произошло, однако математику удалось обмануть врачей. Он научился маскировать проявления болезни с таким мастерством, что психиатры поверили в его исцеление. Надо сказать, что у жены Нэша Люсии уже в преклонные годы тоже диагностировали параноидальное расстройство.

    Голливудская актриса Вайона Райдер как-то призналась: «Бывают хорошие дни и плохие дни, а депрессия – это то, что всегда со мной». Актриса злоупотребляла алкоголем. Потом ее неоднократно ловили на кражах в магазинах Беверли Хиллса. Выяснилось, что Райдер страдает клептоманией.

    Биполярным аффективным расстройством страдает супруга Майкла Дугласа Кэтрин Зета-Джонс. Собственно, именно эта болезнь послужила разладом в этом звездном семействе.

    Еще один голливудский гений Вуди Аллен – аутист. Среди излюбленных тем его фильмов: психоанализ и психоаналитики, секс. Все это волнует его и в реальной жизни. Первая жена Вуди Харлин Розен при разводе подала иск на миллион долларов за моральный ущерб. По ее словам, он унижал ее, требуя стерильной чистоты в доме, составляя меню, по которому Харлин должна была его кормить, и ехидно комментируя все, что бы она ни сделала. Вторая жена Луиза Лэссер после развода заявила, что интересовала режиссера в качестве домработницы. Однажды, вернувшись от психоаналитика, Аллен заявил ей: «Мой врач сказал, что ты не подходишь мне физически». На самом деле он встретил другую – Дайану Китон. После 8 лет Дайану сменила другая муза актриса Миа Фэрроу, которая едва ли не каждый год усыновляла ребенка. Они снимали разные квартиры рядом, т.к. Аллен не хотел превращать свою жизнь «в детский сад». В итоге пара рассталась со скандалом. Миа застукала мужа в объятиях своей старшей приемной дочери Сун-Ю. Собственно, именно она сейчас является спутницей жизни кино-гения.

    Список знаменитых творческих личностей, оставивших след в искусстве и страдающих психическими заболеваниями, можно продолжить до бесконечности: Федор Достоевский, Ганс Христиан Андерсен, Франц Шуберт, Альфред Шнитке, Сальвадор Дали, Леонардо да Винчи, Николо Паганини, Иоганн Себастьян Бах, Исаак Левитан, Зигмунд Фрейд, Рудольф Дизель, Иоганн Вольфганг Гете, Клод Анри Сен-Симон, Иммануил Кант, Чарльз Диккенс, Альбрехт Дюрер, Сергей Рахманинов, Вольфганг Амадей Моцарт, Лопе де Вега, Нострадамус, Жан Батист Мольер, Франсиско Гойя, Оноре де Бальзак, Фридрих Ницше, Мэрилин Монро и другие. Гении, что ж тут поделать.

    www.domashniy.ru

    10 талантливых безумцев, давших миру великие идеи

    Жизнь одарённого писателя связана с большим риском для самого уязвимого в человеке – его сознания.
    А восхождение к славе, каким бы гладким оно ни казалось, почти всегда сопровождается опасным заигрыванием с неизвестным, запретным или безумным.

    AdMe.ru представляет список не вполне здоровых душой авторов, подаривших миру не только великолепные литературные произведения, но и гениальное творческое вдохновение на годы вперед.

    Пациент 1: Эдгар Аллан По
    Американский писатель, поэт (1809-1849)

    Диагноз: Душевное расстройство, точный диагноз не установлен.

    Симптомы: Страх темноты, провалы в памяти, мания преследования, неадекватное поведение, галлюцинации.

    История болезни: Уже с конца 1830-х годов Эдгар По страдал частыми депрессиями.
    Кроме того, он злоупотреблял алкоголем, что сказывалось на его психике не лучшим образом: под действием выпитого писатель порой впадал в состояние буйного помешательства. К алкоголю вскоре прибавился опий. Существенно ухудшила душевное состояние По тяжелая болезнь его юной супруги (свою кузину Вирджинию он взял в жены тринадцатилетней; через семь лет брака, в 1842 году, она заболела туберкулезом, еще через пять лет умерла). После смерти Вирджинии – за оставшиеся ему самому два года жизни – Эдгар По еще несколько раз влюблялся и предпринял две попытки жениться. Первая провалилась из-за отказа избранницы, напуганной очередным его срывом, вторая – из-за неявки жениха: незадолго до свадьбы По сильно напился и впал в невменяемое состояние. Он был найден в дешевом балтиморском трактире пять дней спустя. Писателя поместили в клинику, где он и скончался уже через пять дней, страдая от жутких галлюцинаций. Один из главных кошмаров По – смерть в одиночестве – сбылся: много с кого он брал обещание быть с ним в последний час, однако же в три часа ночи 7 октября 1849 года никого из близких рядом не оказалось. Перед смертью По отчаянно призывал к себе Джереми Рейнолдса, исследователя Северного полюса.

    Идеи, подаренные миру: Два популярнейших современных литературных жанра.
    Первый – роман (или рассказ) ужасов. Большое влияние на Эдгара По оказал Гофман, однако же гофмановский мрачный романтизм По впервые сгустил до консистенции подлинного кошмара – вязкого, безвыходного и весьма изощренного («Сердце-обличитель», «Падение дома Эшеров»). Второй жанр – детектив. Именно мсье Огюст Дюпен, герой рассказов Эдгара По («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже»), стал родоначальником возникновения дедуктивного метода и его апологета мистера Шерлока Холмса.

    Пациент 2: Фридрих Ницше
    Немецкий философ (1844-1900)

    Диагноз: Ядерная мозаичная шизофрения (более литературный вариант, обозначенный в большинстве биографий, – одержимость).

    Симптомы: Мания величия (рассылал записки с текстом: «Через два месяца я стану первым человеком на земле», требовал снять со стен картины, ибо его квартира «храм»); помрачение рассудка (обнимался с лошадью на центральной городской площади, мешая уличному движению); сильные головные боли; неадекватное поведение.
    В медицинской карте Ницше, в частности, говорилось, что больной пил из сапога свою мочу, испускал нечленораздельные крики, принимал больничного сторожа за Бисмарка, пытался забаррикадировать дверь осколками разбитого стакана, спал на полу у постели, прыгал по-козлиному, гримасничал и выпячивал левое плечо.

    История болезни: Ницше перенес несколько апоплексических ударов; страдал психическим расстройством последние 20 лет своей жизни (именно в этот период появились наиболее значимые его произведения – к примеру, «Так говорил Заратустра»), 11 из них он провел в психиатрических клиниках, дома о нем заботилась мать.
    Состояние его постоянно ухудшалось – под конец жизни философ мог составлять лишь простейшие фразы.

    Идеи, подаренные миру: Идея сверхчеловека (как ни парадоксально, именно этот прыгавший по-козлиному и выпячивавший левое плечо товарищ ассоциируется у нас со свободной, надморальной, совершенной, существующей по ту сторону добра и зла личностью).
    Идея новой морали (мораль господ взамен морали рабов): здоровая мораль должна прославлять и укреплять естественное стремление человека к власти. Всякая другая мораль болезненна и упадочна. Идеология фашизма: больные и слабые должны погибнуть, сильнейшие – победить («Падающего толкни!»). Допущение «Бог мертв».

    Пациент 3: Эрнест Хемингуэй
    Американский писатель (1899-1961)

    Диагноз: Острая депрессия, умственное расстройство.

    Симптомы: Суицидальные наклонности, мания преследования, нервные срывы.

    История болезни: В 1960 году Хемингуэй вернулся с Кубы в США.
    Его мучили частые депрессии, чувство страха и неуверенности, он практически не мог писать – а потому добровольно согласился пройти лечение в психиатрической клинике. Хемингуэй перенес 20 сеансов электрошока, об этих процедурах он отозвался так: «Врачи, которые делали мне электрошок, писателей не понимают: Какой смысл был в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни? Это было блестящее лечение, вот только пациента они потеряли». По выходе из клиники Хемингуэй убедился в том, что по-прежнему не может писать, и предпринял первую попытку самоубийства, однако близкие сумели ему помешать. По просьбе жены он прошел повторный курс лечения, но намерений своих не изменил. Через несколько дней после выписки он выстрелил себе в голову из любимой двустволки, зарядив предварительно оба ствола.

    Идеи, подаренные миру: Идея «потерянного поколения».
    Хемингуэй, как и его товарищ по эпохе Ремарк, имел в виду конкретное поколение, перемолотое жерновами конкретной войны, однако термин оказался уж больно соблазнительным и удобным – с тех пор каждое поколение находит причины для того, чтобы считать себя потерянным. Новый литературный прием, «метод айсберга», когда скупой, сжатый текст подразумевает щедрый, душераздирающий подтекст. «Мачизм» нового образца, воплощенный и в творчестве, и в жизни. Герой Хемингуэя – суровый и немногословный борец, который понимает, что борьба бесполезна, но борется до конца. Самым бескомпромиссным хемингуэевским мачо стал, пожалуй, рыбак Сантьяго («Старик и море»), в уста которого Великий Хэм вложил фразу: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Сам Хемингуэй – охотник, солдат, спортсмен, моряк, рыболов, путешественник, нобелевский лауреат, чье тело сплошь покрывали шрамы, – к огромному разочарованию многих, до конца бороться не стал. Впрочем, своим идеалам писатель не изменил. «Мужчина не имеет права умирать в постели, – говорил он. – Либо в бою, либо пуля в лоб».

    Пациент 4: Франц Кафка
    Чешский писатель (1883 – 1924)

    Диагноз: Выраженный невроз, психастения функционального характера, непериодические депрессивные состояния.

    Симптомы: Возбудимость, перемежающаяся с приступами апатии, нарушение сна, преувеличенные страхи, психосоматические трудности в интимной сфере.

    История болезни: Корни глубоких психологических провалов Кафки берут свое начало из конфликта с отцом, трудных взаимоотношений с семьей и сложных, запутанных любовных историй.
    Увлечение писательством в семье не поощрялось, и заниматься этим приходилось украдкой. «Для меня это ужасная двойная жизнь, – писал он в дневнике, – из которой, возможно, есть только один выход – безумие». Когда отец стал настаивать, чтобы после службы сын работал еще и в его лавке, а не занимался ерундой, Франц решился на самоубийство и написал прощальное письмо своему другу Максу Броду «В последний момент мне удалось, вмешавшись совершенно бесцеремонно, защитить его от «любящих родителей», – пишет Макс Брод в своей книге о Кафке. В его психическом состоянии отмечались периоды глубокого и ровного спокойствия, сменяемые такими же продолжительными периодами болезненного состояния. Вот строки из его «Дневников», наглядно отражающие эту внутреннюю борьбу: «Я не могу спать. Только видения, никакого сна. Странная неустойчивость всего моего внутреннего существа. Чудовищный мир, который я ношу в голове. Как мне от него освободиться и освободить его, не разрушив?». Умер писатель в возрасте 41 года от туберкулеза. Три месяца он пребывал в агонии: разрушался не только организм, но и разум.

    Идеи, подаренные миру: Кафка не был известен при жизни, мало печатался, но после его кончины творчество писателя покорило читателей новым направлением в литературе.
    Кафкианский мир отчаяния, жути и безысходности вырос из личной драмы его создателя и стал основой нового эстетическое направления «литературы с диагнозом», очень характерной для XX века, потерявшего Бога и получившего взамен абсурд существования.

    Пациент 5: Джонатан Свифт
    Ирландский писатель (1667-1745)

    Диагноз: Болезнь Пика либо болезнь Альцгеймера – специалисты спорят.

    Симптомы: Головокружение, дезориентация в пространстве, потеря памяти, неспособность узнавать людей и окружающие предметы, улавливать смысл человеческой речи.

    История болезни: Постепенное нарастание симптомов вплоть до полного слабоумия в конце жизни.

    Идеи, подаренные миру: Новая форма политической сатиры.
    «Путешествие Гулливера», безусловно, не первый саркастический взгляд просвещенного интеллектуала на окружающую действительность, однако новаторство здесь не во взгляде, а в оптике. В то время как другие насмешники смотрели на жизнь сквозь увеличительное стекло или в телескоп, декан собора св. Патрика смастерил для этого линзу с причудливо искривленным стеклышком. Впоследствии этой линзой с удовольствием пользовались Николай Гоголь и Салтыков-Щедрин.

    Пациент 6: Жан-Жак Руссо
    Французский писатель и философ (1712-1778)

    Симптомы: Мания преследования.
    Руссо везде мерещились заговоры, он вел жизнь скитальца и нигде не задерживался надолго, полагая, что все его друзья и знакомые злоумышляют против него либо в чем-то его подозревают.

    История болезни: В результате конфликта писателя с церковью и правительством (начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы.
    Ему везде мерещились заговоры, он вел жизнь скитальца и нигде не задерживался надолго, полагая, что все его друзья и знакомые злоумышляют против него либо в чем-то его подозревают. Так, однажды Руссо решил, что обитатели замка, в котором он гостил, считают его отравителем умершего слуги, и потребовал вскрытия покойника.

    Идеи, подаренные миру: Педагогическая реформа.
    Современные пособия по воспитанию детей по многим пунктам повторяют «Эмиля»: взамен репрессивному методу воспитания Руссо предлагал метод поощрения и ласки; он полагал, что ребенка следует освободить от механического затверживания сухих фактов, а объяснять все на живых примерах, и лишь тогда, когда ребенок будет психически готов к восприятию новой информации; задачей педагогики Руссо считал развитие заложенных природой талантов, а не корректировку личности. Новый тип литературного героя и новые литературные направления. Порожденное фантазией Руссо прекраснодушное создание – слезливый «дикарь», руководствующийся не разумом, но чувством (однако чувством высоконравственным), – дальше развивалось, росло и старилось в рамках сентиментализма и романтизма. Идея правового демократического государства, прямо вытекающая из сочинения «Об общественном договоре». Идея революции (именно произведениями Руссо вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер).

    Пациент 7: Николай Гоголь
    Русский писатель (1809-1852)

    Диагноз: Шизофрения, периодический психоз.

    Симптомы: Зрительные и слуховые галлюцинации; периоды апатии и заторможенности (вплоть до полной неподвижности и неспособности реагировать на внешние раздражители), сменяющиеся приступами возбуждения; депрессивные состояния; ипохондрия в острой форме (великий писатель был убежден, что все органы в его теле несколько смещены, а желудок располагается «вверх дном»); клаустрофобия.

    История болезни: Те или иные проявления шизофрении сопровождали Гоголя на протяжении всей его жизни, однако в последний год болезнь заметно прогрессировала.
    26 января 1852 года от брюшного тифа умерла сестра его близкого друга Екатерина Михайловна Хомякова, и эта смерть вызвала у писателя сильнейший приступ ипохондрии. Гоголь погрузился в непрестанные молитвы, практически отказался от пищи, жаловался на слабость и недомогание и утверждал, что смертельно болен, хотя врачи никакой болезни, кроме небольшого желудочно-кишечного расстройства, у него не диагностировали. В ночь с 11 на 12 февраля писатель сжег свои рукописи (на следующее утро он объяснил этот поступок происками лукавого), далее состояние его постоянно ухудшалось. Лечение (не слишком, впрочем, профессиональное: пиявки в ноздрях, обертывание холодными простынями и окунание головы в ледяную воду) положительных результатов не дало. 21 февраля 1852 года писатель скончался. Истинные причины его смерти так и остались неясны. Однако же, вероятнее всего, Гоголь попросту довел себя до полного нервного и физического истощения – не исключено, что своевременная помощь психиатра могла бы спасти ему жизнь.

    Идеи, подаренные миру: Специфическая любовь к маленькому человеку (обывателю), состоящая наполовину из отвращения, наполовину из жалости.
    Целый букет удивительно точно найденных русских типажей. Гоголь разработал несколько ролевых моделей (наиболее яркие – персонажи «Мертвых душ»), которые вполне актуальны до сих пор.

    Пациент 8: Ги де Мопассан
    Французский писатель (1850-1893)

    Диагноз: Прогрессивный паралич мозга.

    Симптомы: Ипохондрия, суицидальные наклонности, припадки буйства, бред, галлюцинации.

    История болезни: Всю жизнь Ги де Мопассан страдал ипохондрией: он очень боялся сойти с ума.
    С 1884 года у Мопассана начались частые нервные припадки и галлюцинации. В состоянии крайнего нервного возбуждения он дважды пытался покончить с собой (один раз при помощи револьвера, второй – при помощи ножа для бумаг, оба раза неудачно). В 1891-м писатель был помещен в клинику доктора Бланша в Пасси – там он и прожил в полусознательном состоянии до самой смерти.

    Идеи, подаренные миру: Физиологизм и натурализм (в том числе эротический) в литературе.
    Потребность неустанно бороться с бездуховным обществом потребления (своеобразных клонов «Милого друга» усердно воссоздают ныне здравствующие французские писатели Мишель Уэльбек и Фредерик Бегбедер, старается не отставать и наш Сергей Минаев).

    Пациент 9: Вирджиния Вульф
    Английская писательница (1882-1941)

    Диагноз: Депрессия, галлюцинации, кошмары.

    Симптомы: Находясь в глубокой депрессии, Вирджиния жаловалась на то, что все время «слышит голоса птиц, поющих на оливах Древней Греции».
    Часто и подолгу не могла работать из-за бессоницы и кошмаров. С детства страдала суицидальными наклонностями.

    История болезни: Когда Вирджинии исполнилось 13 лет, она пережила попытку изнасилования со стороны ее кузенов, гостивших в доме.
    Это положило начало стойкой неприязни к мужчинам и к физической стороне отношений с ними на протяжении всей жизни Вирджинии. Вскоре после этого от воспаления легких скоропостижно скончалась ее мать. Нервная, впечатлительная девочка от отчаяния попыталась покончить с собой. Ее спасли, но глубокие, затяжные депрессии стали с тех пор частью ее жизни. Сильный приступ психического расстройства настиг юную Вирджинию и после смерти отца в 1904 году. Эмоционально-откровенные письма и произведения Вирджинии Вульф дают основания для вывода о нетрадиционной сексуальной ориентации писательницы. Однако это не совсем так. Вследствии пережитой в детстве трагедии, страха, который она испытывала перед мужчинами и их обществом, она влюблялась в женщин – но при этом питала отвращение ко всем формам близости, в том числе и с ними, не выносила объятий, не позволяла даже рукопожатий. Будучи 29 лет замужем за Леонардом Вульфом (причем этот брак считается образцовым с точки зрения преданности и эмоциональной поддержки супругами друг друга), писательница, по некоторым сведениям, так и не смогла вступить в супружеские отношения со своим мужем. В начале 1941 года ночная бомбардировка Лондона разрушила дом писательницы, сгорела библиотека, едва не погиб любимый муж – все это окончательно расстроило ее нервную систему, врачи настаивали на лечении в психиатрической клинике. Не желая, чтобы остаток своей жизни муж провел в заботах, связанных с ее помешательством, она 28 марта 1941 года исполнила то, что не раз описывала в своих произведениях и что не раз пыталась осуществить на практике – покончила с собой, утопившись в реке Оус.

    Идеи, подаренные миру: Новаторство в способах изложения преходящей мирской суеты, отображения внутреннего мира героев, описание множества путей преломления сознания – произведения Вирджинии Вульф вошли в золотой фонд литературного модернизма и принимались с восторгом многими современниками.
    Верная ученица Толстого, она разрабатывала и довела в английской прозе до совершенства «внутренний монолог».

    Пациент 10: Сергей Есенин
    Русский поэт (1895-1925)

    Диагноз: Биполярное аффективное расстройство (БАР).

    Симптомы: Мания преследования, внезапные вспышки ярости, неадекватное поведение (поэт прилюдно крушил мебель, бил зеркала и посуду, выкрикивал оскорбления).
    Несколько случаев есенинского помрачения не без смака описал в своих воспоминаниях Анатолий Мариенгоф.

    История болезни: Из-за часто повторявшихся приступов МДП, провоцируемых, как правило, чрезмерным употреблением спиртного, Есенин несколько раз проходил лечение в психоневрологических клиниках – во Франции и в России.
    Лечение, к сожалению, не оказало на пациента благотворного действия: через месяц после выписки из клиники профессора Ганнушкина Есенин покончил с собой, повесившись на трубе парового отопления в ленинградской гостинице «Англетер».

    Идеи, подаренные миру: Новые интонации в поэзии. Есенин сделал стилистической нормой, со слезой и всхлипами, любовь к деревне и деревенскому жителю (прямые его последователи не в стилистическом, но в идеологическом смысле – «деревенщики»).
    Есенин, много работавший в жанре городского хулиганского романса, по сути, задал канон современного русского шансона.

    echo.msk.ru