Домоводство для детей с умственной отсталостью

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Домоводство»

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Домоводство» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения (АООП НОО УО) Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения

Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.

Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета:

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно — бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Целью занятий по предмету «Домоводство» является повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Программа по предмету «Домоводство» включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».

Темы уроков по предмету «Домоводство» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Речь и альтернативная коммуникация», «окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Ручной труд», «Человек», «Математические представления», а также в логопедической и психокоррекционной работе.

ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рабочая программа по предмету «Домоводство» для детей с умеренной УО

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи « Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

на педагогическом совете № И.о. д иректора МБОУ ЦППРиК

« ___»______________2015 г. _______ _____ _____Т.В.Чукань

по учебному предмету:

4-5 класс «Особый ребенок»

Филимоновой Екатерины Юрьевны

на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа по предмету «Домоводство» для 4-5 класса «Особый ребенок» составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников, с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей воспитанников, которая включает основную программу «Домоводство», допущенную Министерством образования РФ.

Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами; Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в профессиональной трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.

Общая характеристика учебного предмета

(2 часа в неделю)

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара (складывание продукта в пакет, выкладывание на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом). Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе (выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром

товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку). Раскладывание продуктов в места хранения.

Различение кухонного инвентаря по его назначению (посуда (тарелка, кастрюля, сковорода и др.), кухонные принадлежности (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, пресс для чеснока, открывалка и др.), бытовая техника (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн и др.). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды.

Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды (очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка). Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов. Подготовка к приготовлению блюда. Соблюдение правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов (кубиками, кольцами, полукольцами). Натирание продуктов на тёрке. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов (ложкой, венчиком, миксером, блендером).

Соблюдение последовательности действий при варке продукта (включение электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду, постановка кастрюли на конфорку, установка таймера на определенное время, выключение электрической плиты, вынимание продукта). Соблюдение последовательности действий при жарке продукта (включение

электрической плиты, наливание масла, выкладывание продукта на сковороду, постановка сковороды на конфорку, установка таймера на определенное время, перемешивание / переворачивание продукта, выключение электрической плиты, снимание продукта). Соблюдение последовательности действий при выпекании полуфабриката (включение

электрической духовки, смазывание противня, выкладывание полуфабриката на противень, постановка противня в духовку, установка таймера на определенное время, вынимание противня из духовки, снимание выпечки, выключение электрической духовки). Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола (накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд).

Ручная стирка: наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке (наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку). Машинная стирка: различение составных частей стиральной машины. Сортировка белья перед стиркой. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Мытье и сушка машины. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке (сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины, отключение машины, вынимание белья). Различение составных частей утюга, знание их назначения. Соблюдение последовательности действий при глажении белья (установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске). Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка одежды. Мытье обуви. Просушивание обуви. Чистка обуви.

Уборка помещения и территории

Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели (наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды). Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Выполнение последовательности действий при подметании пола (сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну). Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом (подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса). Соблюдение последовательности действий при мытье пола (наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок). Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна (наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытьё рамы, вытирание рамы, мытьё стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды).

Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега (сгребание снега, перебрасывание снега). Уход за уборочным инвентарем.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии курса «Домоводство» представлены разделами:

infourok.ru

Рабочая программа по теме:
Рабочая программа по предмету «Домоводство» 5 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по предмету «Домоводство»

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).

Программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы. Рассмотрена на заседании МО учителей средних и старших классов 29.08.2014г., согласована заместителем директора 29.08.2014г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 28.08.2014г.

Цели программы обучения: формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.

В реализации курса используются педагогические технологии:

— на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

— на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

— элементы альтернативных технологий.

Личностные результаты . В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

— проявлять и выражать свои эмоции;

— участвовать в совместной, коллективной деятельности;

— проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

— умение слушать и слышать учителя;

— умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

— умение работать в паре и микрогруппе;

Предметные результаты . В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

— совместные действия с педагогом;

— деятельность по подражанию;

— деятельность по образцу;

— умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

— определять кран холодной и горячей воды;

-выбирать полотенце и вытирать насухо;

— отличать комнатный веник от других типов веников;

-определять необходимости подметания пола;

— распознавать кухонную посуду и соотнести с дном конфорки;

-отличать средства для мытья посуды от других типов средств;

-отличать одежду от головных уборов;

— отличать инвентарь для мытья обуви от другого инвентаря;

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Предметом текущей аттестации является выполнение , практической работы, наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий), позволяющих выявить и оценить результаты обучения по учебной дисциплине.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

Директор школы Заместитель директора

_______________ М.Л.Позывайлова ___________ О.В. Шовкалюк

« »_______________20__г. « _ » ________________ 20__г.

Название предмета: «Домоводство»

Учебный год: 2016-2017

Общее кол-во часов ___68____, кол-во часов в неделю _2__

на методическом объединении

учителей средних и старших классов

Рабочая программа по учебному предмету « Домоводство » образовательной области «Труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

Цель предмета «Домоводство» — формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Задачи предмета – научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

Программа 5 класса состоит из разделов:

В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений.

Концентрическое расположение разделов позволяет построить обучение по принципу от простого к сложному и по принципу усложнения и увеличения объема знаний, умений и навыков.

Уроки домоводства в 5 классе позволяют применять на практике полученные знания, умения, навыки по уходу за собой, своей одеждой, обувью, домом, знакомят с кухонной посудой и кухонной утварью и содержать ее в чистоте, убрать на свое место, учат высыпать сыпучие продуктоы, выкладывать овощи и фрукты, откручивать жестяные завинчивающиеся крышки, упаковывать продукты (заворачивание, укладывание продуктов в пакет, мешок, банку); наливать жидкие продукты в банку, бутылку; создают хорошие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся.

Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры, беседы и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать изучаемый материал.

Беседа на занятиях применяется в сочетании с практическими действиями.

Широко используются сюжетно-ролевые игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала. В игре дети более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным.

Количество часов на изучение тем в течение всех классов обучения даются одинаковые, но учитель в зависимости от психофизиологических особенностей класса может варьировать их по своему усмотрению.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

— проявлять познавательный интерес;

— обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

— проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

— умение работать по предложенному учителем плану;

— умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

— умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

— умение находить ответы на картинке;

— умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

— деятельность по последовательной инструкции;

— самостоятельная деятельность воспитанника;

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

— правила личной гигиены;

— назначения средств и предметов личной гигиены;

— правила и последовательности мытья рук и ушей;

— правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.

— правила ухода за жилищем;

— названия и назначение инвентаря для уборки квартиры;

— правила пользования лифтом;

— правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком;

— правила пользования мусоропроводом.

— санитарно гигиенические требования на кухне;

— назначение кухонной посуды и кухонной утвари;

— назначение посуды для круп и сыпучих продуктов;

— средства для мытья посуды;

— последовательность мытья посуды.

— способы чистки одежды и головных уборов одежной щеткой;

— виды ухода за обувью;

— значения сменной обуви в школе и дома;

— назначения инвентаря и приспособлений для мытья обуви;

— правила ухода за обувью.

— основные гигиенические правила;

— периодичность и правила мытья рук в течение дня;

— периодичность и правила мытья ушей.

— основные приемы ухода за жилищем;

-название инвентаря и приспособления для уборки квартиры;

— названия предметов кухонной посуды;

— названия предметов кухонной утвари;

— названия приспособлений и средств для мытья посуды;

— варианты размещения одежды;

— названия инвентаря и приспособлений для мытья обуви.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:

— соблюдать правила личной гигиены;

— использовать средства и предметы личной гигиены по назначению;

— содержать в чистоте предметы личной гигиены;

— выполнять процедуры утреннего туалета;

— определить помещение по его функциональному назначению;

— использовать по назначению инвентарь и приспособления для уборки квартиры;

— определять виды половых покрытий;

-подметать пол и собирать мусор на совок;

— приводить инвентарь в порядок после работы;

-использовать кухонную посуду и кухонную утварь по назначению;

— использовать средства и приспособления для мытья посуды по назначению;

-убирать стол после еды;

— чистить одежду и головных уборов одежной щеткой;

-размещать одежду в шкафу: на плечиках, на перекладину, на полочке;

— подбирать инвентарь и приспособления для мытья обуви;

— распознавать предметы и средства личной гигиены ;

-выбирать расческу и причесывать волосы;

— выбирать мыло и мыть руки;

— заметание мусора на совок;

— отличать кухонную посуду от кухонной утвари;

— отличать обувь от одежды;

— мыть обувь (с помощью учителя).

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

— предметы и средства личной гигиены;

— инвентарь и приспособления для уборки помещения;

— кухонная посуда, кухонная утварь;

— средства и приспособления для ухода за посудой;

— средства и принадлежности для ухода за обувью;

— учебные фильмы, презентации;

— технологические, операционные, предметные карты;

— игра – лото «Человек и его тело»;

— дидактическая игра «Волшебный мешочек»;

— дидактическая игра «Валеология»;

— дидактическая игра «Правильные продукты»;

— дидактическая игра «Разложи посуду»;

— дидактическая игра «Наведи порядок»;

-дидактическая игра «Цепочка»;

— настольная игра «Маленькая хозяйка»;

— настольная игра «Хозяюшка»;

— игра – лото «Одежда, обувь, головные уборы»;

— дидактическая игра «Одень куклу по погоде»;

— дидактическая игра «Найди свое место»;

— дидактическая игра «Четвертый лишний»;

— дидактическая игра «Помоги выбрать обувь»;

nsportal.ru

Домоводство для классов с умеренной степенью умственной отсталости 5-9 классы, Пояснительная записка

для классов с умеренной степенью умственной отсталости

Программа составлена на основе программы для детей с глубокой умственной отсталостью под ред .

Значительное место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми с умеренной степенью умственной недостаточности занимает обучение их бытовому труду. В процессе занятий по данному предмету у них вырабатываются практические умения и навыки, необходимые для их повседневной жизни.

Уроки домоводства являются средствами активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной воспитанникам. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.

Воспитательные задачи, которые решаются в ходе проведения этих занятий, — это формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культурного поведения, воспитание уважения к труду взрослых.

Обучение детей домоводству строится на базе их подготовки, полученной в начальных классах, главным образом на уроках привития санитарно-гигиенических навыков и ручного труда. В ходе занятий воспитанники учатся дифференцировать различные виды одежды и обуви, следить за их чистотой. Большое внимание уделяется уходу за жилищем.

Методологической основой программы является стандарт общего образования для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида; экспериментальная программа для детей с умеренной степенью умственной отсталости под ред .

Изучение модулей построено по концентрическому принципу: от класса к классу в течение 5 лет изучаются 3 темы: «Уход за одеждой и обувью», « Уход за жилищем», « Приготовление пищи». В ходе изучения тем отводится на изучение теоретического материала, где обучающиеся знакомятся с основными понятиями, и практические работы, которые направлены на формирование навыков самообслуживания, ухода за жилищем, правил поведения в обществе. Количество часов на изучение тем в течение всех классов обучения даются одинаковые, но учитель в зависимости от психофизиологических особенностей класса может варьировать их по своему усмотрению.

изучения разделов ( модулей) курса «Домоводство» школ VIII вида

pandia.ru

Рабочая программа по окружающему миру на тему:
Программа по предмету «Домоводство»

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 565

Кировского района Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованию

Протокол № … от «….»………. 2016

Приказ № … от «….»………. 2016

ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2)

1. Пояснительная записка

Актуальность

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Статус документа

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) по предмету «Домоводство» — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины, основывающийся на учебном плане образовательного учреждения.

Место предмета в учебном плане

Предмет «Домоводство» входит в обязательную нагрузку и относится к предметам федерального компонента.

Программа составлена на основе учебного плана ГБОУ № 565, программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой, АООП ГБОУ школы № 565.

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 2 года (с III по IV класс), с последующим изучением в V – XII классе.

Специальные условия реализации программы

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей. Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы, каждая из которых включает детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

П од особыми образовательными потребностями детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями . У чет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач .

О бщие «аспекты реализации особых образовательных потребностей» разных категорий детей с нарушениями психофизического развития:

  • время начала образования,
  • содержание образования,
  • создание специальных методов и средств обучения,
  • особая организация обучения,
  • расширение границ образовательного пространства,
  • продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе .
  • Развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

    Задачи учителя

  • формировать знания и умения, способствующие социальной адаптации обучающихся;
  • развивать умения, необходимые для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности; формировать бытовые навыки;
  • повышать у обучающихся уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
  • воспитывать у обучающихся позитивные качества характера: общительность, трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, отзывчивость, настойчивость, ответственность.
  • Задачи обучающихся

    • учиться обращаться с хозяйственным инвентарем;
    • освоить действия по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами, которые в последующем сможет применять как в быту, так и в последующей трудовой деятельности.
    • Виды и формы организации учебного процесса

      Основной формой работы по предмету «Домоводство» является урок — занятие.

      Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).

      Виды деятельности: дидактическая игра, опрос, практические упражнения, экскурсия, беседа, сюжетно – ролевая игра, решение ситуационных задач.

      Критерии оценивания:

      Аттестация обучающихся проводится в течение учебного года как результат освоения образовательной программы. При аттестации обучающихся, используется только качественная оценка успешности освоения учебной программы.

      Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся. При обучении по программе «Домоводство» центральным результатом является появление значимых предпосылок трудовой деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

    • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
    • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
    • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
    • Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Домоводство» проводится в 3 этапа:

      1 этап – сентябрь (стартовая диагностика);

      2 этап – декабрь (промежуточная диагностика);

      3 этап – май (итоговая диагностика).

      Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

      Планируемые результаты

      В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Предполагается, что к концу обучения (4 класс) по предмету «Домоводство» учащиеся по возможности будут:

    • проявлять интерес к объектам, созданным и используемым человеком;
    • иметь представления о предметах посуды, мебели, продуктах питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
    • уметь соблюдать элементарные правила безопасного использования предметов в быту;
    • иметь представления о социальных ролях людей;
  • овладеют умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома;
  • уметь выполнять доступные бытовые виды работ: уборка, стирка, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.;
  • Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико–ориентированных
    задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах:

  • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
  • работа в коллективе (ученик – ученик);
  • слушание и понимание инструкции педагога;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • обращение за помощью и принятие помощи педагога.
  • 2. Содержание программы

    Основные задачи раздела: формировать понятие о местах и способах осуществления покупок.

    Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, оплата товара, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку.

    Обращение с кухонным инвентарем

    Основные задачи раздела: формирование умений обращения с кухонным инвентарем.

    Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Протирание посуды губкой. Ополаскивание посуды. Сушка посуды.

    Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.

    Приготовление пищи

    Основные задачи раздела: освоение простейших действий по приготовлению пищи.

    Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда (без нарезания): выбор продуктов в нарезке (хлеб, колбаса, сыр), выбор кухонного инвентаря (тарелка), сборка бутерброда (хлеб сыр, хлеб колбаса).

    Уход за вещами

    Основные задачи раздела: формирование умений по уходу за вещами.

    Ручная стирка . Наполнение емкости водой. Замачивание белья. Полоскание белья. Отжим белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение емкости водой, замачивание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.

    Складывание белья и одежды. Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви (протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой). Просушивание обуви.

    Уборка помещения

    Основные задачи раздела: формирование умений по уборке помещения и обращения с уборочным инвентарем.

    Уборка мебели . Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели.

    Уборка пола . Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок.

    Уборка территории

    Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем.

    Для того чтобы обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития успешно освоили программу по предмету Домоводство педагогу необходимо: широко использовать наглядный материал, многократное повторение изучаемых понятий, предметов и явлений, практических действий. Максимально опираться на чувственный опыт ребенка, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, создавать условия для включения каждого ребенка в коллективную деятельность. Приоритетным направлением в обучении является игровая практико-ориентированная деятельность. Деятельность педагога должна носить практическую направленность, позволяющую подготовить детей к доступным для них видам труда, социальной адаптации. Необходимо использовать технические средства обучения, компьютер и дидактические материалы, соблюдать охранительный режим. Необходим замедленный темп обучения.

    При изучении разделов Домоводства рекомендуется использовать:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья и др.;
  • оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), тазики, уборочный инвентарь (тяпки, грабли), лейки и др.