Мини лекция стресс

Мини – лекция для обучающихся выпускных классов Стресс и борьба с ним. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемТарас Широкий

Похожие презентации

Презентация на тему: » Мини – лекция для обучающихся выпускных классов Стресс и борьба с ним.» — Транскрипт:

1 Мини – лекция для обучающихся выпускных классов Стресс и борьба с ним

2 Что такое стресс? Стресс это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему. Стресс это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему. в переводе с английского, означает напряжение, сжатие, давление, подавленность.

3 Стресс – это хорошо, это даже бодрит! Стресс – это выброс адреналина и других стимуляторов организма. Они мобилизуют скорость мышления, память, работоспособность и выносливость – вообще все!

5 Физиологические признаки стресса бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы.

6 Психологические признаки стресса рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность.

7 Способы снятия нервно- психического напряжения: Релаксация напряжение релаксация напряжение и т.д. Спорт Контрастный душ Стирка белья Мытье посуды Скомкать газету и выбросить ее Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку Громко спеть любимую песню Покричать то громко, то тихо Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную» Смотреть на горящую свечу Вдохнуть глубоко до 10 раз. Погулять в лесу, покричать Посчитать зубы языком с внутренней стороны ?

9 Как справиться с экзаменационным стрессом? Правильно организуйте свои занятия. Как следует питайтесь. Жизненно необходим полноценный сон

10 Не держите все в себе Ищите поддержку у друзей и родственников. Делитесь своими проблемами с ними. Как справиться с экзаменационным стрессом?

11 Не слоняйтесь без дела. Избегайте паники Как справиться с экзаменационным стрессом? Хольте и лелейте себя

12 Шоколад Мороженное Паприка Бананы Гречневая и овсяная каши

13 Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозге. Ананас — вам необходимо удерживать в памяти большой объем текста. Авокадо — источник энергии для кратковременной памяти.

14 Креветки — деликатес для мозга: снабжают его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Орехи особенно хороши, если предстоит умственный «марафон» (доклад, конференция, экзамен). Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.

15 Тмин может спровоцировать рождение гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Инжир освобождает голову для новых идей.

16 Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

17 Условия поддержки работоспособности 1. Чередовать умственный и физический труд. 2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга. 3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль). 4. Минимум телевизионных передач! 5. Кинезиологические упражнения.

18 Упражнения для снятия стресса 1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект. 2. Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони. 3. Слегка помассируйте кончик мизинца. 4. Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут. 5. Надо сесть на стул с прямой спинкой. положите одну руку на живот, вторую на грудь. При глубоком вдохе носом воздух должен заполнить нижнюю часть туловища, а расслабленный живот подняться. Набрав воздух в лёгкие, медленно выдохните, снова носом, как бы «выливая» воздух сначала сверху, потом снизу. Чем дольше выдох, тем лучше.

19 Упражнения для снятия напряжения с глаз

www.myshared.ru

Занятие «Стресс. как с ним бороться»

Материал из SurWiki

Цель: познакомить участников со способами управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения; формировать навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств.

Содержание

Приветствие.

Кто из нас не оказывался в стрессовой ситуации, когда дел по горло, времени в обрез, вас расстроил разговор с начальником, конфликт с коллегами или неприятное известие. Как справиться с этой ситуацией?

Упражнение «Мои способы снятия стресса»

Цель: выявить приемы, используемые педагогами для самостоятельного снятия стрессовых состояний.

Ведущий: Какими приемами для самостоятельного снятия стрессовых состояний пользуетесь Вы? Какие приемы Вы знаете, но не пользуетесь ими?(Записываются все приемы борьбы со стрессовым состоянием без оценок).

Мини – лекция

Стрессы нельзя копить в себе. Они сильно снижают иммунитет со всеми вытекающими отсюда последствиями. Стрессы надо уметь снимать. Причем даже на работе, в условиях, когда не подходят такие методы, как медитация, релаксация, арома-терапия и активные гимнастики.

Снимать стресс не рекомендуется перекурами, пирожными или крепким кофе. Можно применить только жевательную резинку, таблетки с мятой или маленький квадратик шоколада, причем не жевать его, а рассасывать.

Эффективный метод снятия стресса в любых условиях – это маленький незаметный антистресс-фитнес. Приятная сиюминутная разминка спасет от последствий нагрянувшего стресса!

А что же делать, если недоступны здесь и сейчас аутотренинг, музыкотерапия и т.д. Предлагаем вам несколько упражнений, которые просты, эффективны, доступны.

Упражнения для снятия стресса

1`. Выпрямите спину, расправьте плечи и втяните живот. Сделать это можно и сидя, и стоя. Состоянии стресса человека, как правило, сразу пригибает, ухудшает осанку, заставляет обмякнуть, вывалить живот. Именно это мы сейчас и уберем. Выпрямились, подтянулись… Так, одно последствие стресса ликвидировали – вернули утраченную было форму тела.

Теперь посидите минуту с закрытыми глазами. Перестаньте думать о прошедшей неприятности. Подумайте о том, как вы сейчас выглядите. Вероятно, не лучшим образом…

Ну вот, мысли переключили и сейчас основательно займемся лицом. Не волнуйтесь, зеркало доставать не надо. Сначала расслабьте лицо, снимите с него напряженное и обиженное выражение. Проведите несколько раз языком по зубам, потом оближите губы. Положите руки на лоб и слегка надавите. Нежно похлопайте себя ладонями по скулам. Потрите виски. Ну, стало легче?

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, положив руки на колени и расслабив их. Затем сделайте несколько глубоких вдохов, сцепив пальцы в замок. Если сидите за письменным столом или компьютером, скиньте обувь и тихонечко постучите ногами по полу – всей ступней.

2. Еще одно «успокоительное» упражнение – удары ребром ладони по твердой поверхности. Это успокаивает и позволяет сосредоточиться, а заодно и укрепляет ребро ладони (так укрепляют ребро ладони каратисты). В шумном помещении (скажем, на выставочном стенде или в торговом зале), где не слышно постукивания, это упражнение очень кстати. Согласно легенде его использовали амазонки – а они умели противостоять стрессам и никогда не теряли боевого духа!

3. Если вас никто не видит в данный момент, можно применить такой способ борьбы со стрессом: попрыгать и помахать руками и ногами. Просто попрыгать и произвольно помахать. Можно даже агрессивно, ведь все равно вас никто не видит.

Встаньте, выпрямитесь, еще раз глубоко вдохните носом, выдохните ртом. Помните, что помогает снять напряжение и раздражение и является хорошим средством борьбы с усталостью дыхательная гимнастика. И так, успокоились, слегка подзарядились и возвращаемся к работе с новыми ощущениями, хорошим настроем и умными мыслями. Вы в отличной рабочей форме!

Упражнение «Изготовление талисманов»

Цель: проявить внимание к эмоциональному состоянию коллеги, оказать ему поддержку.

Ведущий: Мы знаем, что в трудной ситуации поддержку нам могут оказать самые неожиданные вещи. Предлагаю вам изготовить друг для друга талисманы, которые помогут бороться с жизненными неурядицами. Каждый участник методом жеребьевки определит имя кого-то из группы и создаст для него антистрессовый талисман, который может быть каким угодно. Проявите творчество и фантазию.

Материал: цветной картон и бумага, шерстяные нитки, клей, краски, карандаши, фломастеры, ножницы

Ведущий: Обменяйтесь талисманами, сопровождая это пожеланием.

Упражнение «Гора с плеч»

Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины. Важно контролировать осанку и чувство уверенности в себе.

Необходимое время: 3 сек.

Ведущий: Упражнение выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднимите плечи, широко разведите их назад и опустите. Так вы можете контролировать свою осанку.

www.surwiki.admsurgut.ru

Стресс в нашей жизни: бежать или управлять?

Презентации к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка

Наше гипердинамичное время – время стрессов. Стресс проник в нашу повседневность не только как слово, но и как центральное явление современного общества. Стресс подстерегает человека везде: на работе, в общественном транспорте, в магазинах и на рынке. Даже дома не всегда удается избежать стрессовых ситуаций. Борьба за выживание, необходимость быстро ориентироваться в стремительно меняющемся мире – всё это становится стрессовыми факторами для многих людей. Всемирной организацией здравоохранения стресс признан самой большой угрозой здоровью в XXI веке.

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Стремление соответствовать этим требованиям диктует необходимость постоянно повышать уровень профессиональной компетентности педагогов, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Педагоги в процессе своей деятельности взаимодействуют и с детьми, и с родителями, и с коллегами-педагогами. Это требует особых навыков взаимодействия. Напряженные ситуации на работе, необходимость контролировать свои слова, поступки и эмоции приводят к истощению эмоциональных ресурсов организма.

Профессиональное здоровье педагога следует определять как способность “организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности” [2].

Профессия педагога требует большой эмоциональной отдачи. Это “работа сердца и нервов”, где требуется, как справедливо заметил В.А. Сухомлинский, ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил. Умение владеть собой, управлять своими эмоциями считается одним из самых главных показателей, от которого зависит успех деятельности педагога и его психологическое здоровье. От эмоционального состояния педагога зависит и благополучие детей, находящихся рядом с ним.

Одной из ведущих целей своей работы, как педагога-психолога ДОУ, я определяю содействие созданию условий для психоэмоционального благополучия всех субъектов образовательного процесса. Очень важно сохранить здоровье педагогов, выработать у них желание и потребность быть здоровыми, научить управлять стрессом, которым так изобилует педагогическая деятельность.

Семинар-практикум “Стресс в нашей жизни: бежать или управлять?” успешно проводился с педагогами дошкольных образовательных учреждений города Смоленска в рамках проведения городской “Недели здоровья”. Участники положительно отзывались о проведенном мероприятии и признавали актуальность такой работы с педагогами.

Цель семинара: содействие созданию условий для формирования у педагогов потребности в сохранении и укреплении психологического здоровья.

Задачи:

  • Информирование педагогов по проблеме стресса и способам повышения стрессоустойчивости организма.
  • Актуализация поиска своего индивидуального способа управления стрессом.
  • Стимуляция интереса к самопознанию и самосовершенствованию.
  • Создание психологически комфортных условий для пополнения субъективного опыта каждого участника семинара.
  • Оборудование и оснащение:

    • мультимедийный проектор;
    • ноутбук;
    • экран;
    • раздаточный материал для педагогов.
    • Форма мероприятия: семинар-практикум с использованием мультимедийной презентации.

      Контингент участников: педагоги, администрация образовательного учреждения.

      Продолжительность: 50-60 минут.

      Ход мероприятия

      1. Приветствие

      Уважаемые коллеги! Позвольте начать нашу сегодняшнюю встречу с небольшого опроса:

      • Если Вы на нашу сегодняшнюю встречу пришли с хорошим настроением, помашите мне в ответ рукой.
      • Если Вы считаете, что эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду зависит от эмоционального состояния педагога, похлопайте в ладоши.
      • Если Вы думаете, что жизнь можно прожить без стресса, дотроньтесь до кончика носа.
      • Если Вы уверены, что стресс является причиной многих заболеваний, кивните головой.
      • Если Вы знаете и регулярно используете приемы для снятия эмоционального напряжения, закройте глаза.
      • Если Вы считаете, что стресс является неизбежной частью нашей жизни, потопайте ногами.

      Я согласна с теми из вас, кто считает, что жизнь невозможно прожить без стресса и, что стресс является причиной многих заболеваний. Сегодня мы поговорим с вами о том, что же такое стресс в нашей жизни? Как можно помочь себе минимизировать отрицательные последствия воздействия стресса на наш организм? Но прежде, чем мы перейдем к основной части нашего семинара, позвольте предложить вам выполнить следующее упражнение.

      2. Упражнение “Стресс в моей жизни” [4]

      Цель: обнаружение ситуаций, являющихся для участников семинара стрессогенными, осознание субъективности в оценивании уровня стрессогенности различных ситуаций.

      Содержание. Психолог заранее готовит карточки, на которых зафиксированы различные жизненные ситуации, являющиеся стрессорами. Карточки к упражнению приведены в Приложении 1.

      В полной тишине и, не показывая карточки друг другу, участники должны выстроиться в шеренгу. Каждый занимает то место, которое, на его взгляд, соответствует силе воздействия указанного в карточке стрессора. Таким образом, первым в шеренге должен оказаться самый сильный стрессор.

      После того как все участники найдут своё место в строю, психолог просит обменяться информацией и, проранжировав стрессоры теперь уже сообща, снова выстроиться в шеренгу.

      Обсуждение. Группа обсуждает, с чем может быть связано изменение порядка расстановки участников, почему одну и ту же ситуацию одни участники причисляют к наиболее стрессогенным, а другие – к нейтральным или вовсе не травмирующим событиям.

      В ходе обсуждения группа приходит к выводу, что стрессогенность различных событий в первую очередь зависит от того, как мы к ним относимся.

      3. Мини-лекция “Стресс в нашей жизни: бежать или управлять?” (Приложение 2)

      Лекция сопровождается показом мультимедийной презентации (Презентация 1)

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Методическая разработка по психологии (11 класс) по теме:
      Тренинговое занятие «Стресс и cпособы его преодоления»

      Вся наша жизнь состоит из ежедневного стресса. Погода, окружающие нас люди, близкие постоянно проверяют нас на прочность. Останавливают, мешают достичь желаемого, не понимают, нарушают границы и так далее. Таков этот мир – и раз мы живем в нем, то важно приспособиться. Как справляться со всеми переживаниями и сложностями обычной жизни? Как понять насколько глубоко «сидит» в нас стресс? Как стать устойчивым к стрессу?

      Предварительный просмотр:

      По теме: «Стресс и cпособы его преодоления»

      Автор-составитель педагог-психолог Михайлова-Олесина Р.А.

      Участники: кадеты 7 «Г» курса, 74-76 взвода

      Возраст: 17-18 лет

      Цель: познакомить с понятиями, влиянием стресса на организм и психику человека, показать пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях, дать представление о различных методах саморегуляции эмоциональных состояний.

      — определить понятия: «стресс», «дистресс», «стрессоустойчивость», «саморегуляция»;

      — в игровых ситуациях и упражнениях выделить главные стрессоры, самостоятельно оценить собственные реакции на стресс и возникающие проблемы;

      — овладеть некоторыми приемами саморегуляции функциональных состояний организма.

      Ожидаемые результаты: осознание того, что стресс неизбежен. Понимание важности обучения приемам саморегуляции для устранения негативных последствий дистресса.

      — работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы;

      Слайдовая презентация занятия

      Информационные листы по теме занятия (Приложение № 1)

      Раздаточный лист «Стратегии работы со стрессом» (Приложение 2)

      Раздаточный лист «Техника мгновенного успокоения» (Приложение № 3)

      Карандаши, бумага, пластиковый стаканчик

      Содержание. Действие ведущего и участников

      Приветствие. Напоминание о правилах работы на занятиях. Тема занятия.

      (автор С.С. Назметдинова)

      Цель: показать естественную реакцию на стресс, реакцию на проблемы

      Описание: пред началом упражнения необходимо напомнить участникам о правиле «здесь» и «сейчас», т.к. упражнение достаточно жесткое. Важно обсудить после упражнения, что почувствовали участники и что им захотелось сделать.

      Психолог ставит на ладонь пластиковый стаканчик и говорит участникам группы: «Представьте, что этот стаканчик – сосуд для самых ваших приятных и радостных переживаний и мыслей (пауза). В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно приятно (пауза), это есть то, что вам очень нравиться в жизни».

      На протяжении нескольких минут царит молчание, и в неожиданный момент психолог сминает стаканчик: «Что вы почувствовали? Какое ваше состояние сейчас?»

      Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы:

      — Когда возникают такие же чувства?

      — Кто ими управляет?

      Куда деваются потом?

      Рисунок «Мое стрессовое состояние»

      Цель: работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы

      Инструкция: «Я прошу вас сейчас вспомнить наиболее яркое, запомнившееся стрессовое состояние, можно и то которое вы испытали сейчас. Что вы чувствовали в это время? Вспомните как можно точнее тот момент вашей жизни. Изобразите на бумаге в любом образе это переживание. Это может быть любой цвет, любая фигура, изображение животного, предмета, явления природы. Всё с чем ассоциируется пережитое вами состояние»

      Рисунки демонстрируются друг другу. Высказывается тот, кто пожелает. Роль психолога – предоставить возможность выразить свои чувства и поделиться своими переживаниями. Прийти вместе с участниками к мысли, что в жизни стрессовых ситуаций избежать невозможно, поэтому необходимо знать и уметь применять разные способы выхода из стрессовых ситуаций.

      Определение и понятия: «стресс», «дистресс», «стрессоустойчивость», личный «порог чувствительности», стадии развития стрессового состояния, саморегуляция (Приложение 1)

      Мини – лекция «Комплексное управление стрессом»

    • Жизненные ситуации и изменение восприятия.
    • Упражнение «Стратегии работы со стрессом».

      Цель: познакомить со стратегией работы в стрессовом состоянии.

    • Эмоциональное возбуждение: техники релаксации.
    • Цель: продемонстрировать, как можно быстро расслабляться и успокоится.

      Упражнение «Вверх по радуге».

      Инструкция: встаньте. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с вдохом вы взбираетесь вверх по радуге. А выдыхая – съезжаете с нее как с горки.

      Упражнение «Волшебное слово»

      Инструкция: Другой способ расслабиться можно было бы назвать «волшебное слово». Когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут разные слова, например «тишина». Главное чтобы оно помогало вам»

    • Физиологическое возбуждение: здоровье и поведение.
    • Упражнение «Космонавт на взлете»

      Цель: научиться самостоятельно и сознательно избавляться от физического напряжения в теле.

      При взлёте и посадке человек испытывает сильную нагрузку, связанную с резким изменением давления и веса. При взлёте за счёт достижения огромной скорости вес человека увеличивается в несколько раз. Что чувствует человек при полёте? Напряжение рождается в ваших ногах, поднимается выше в икры, колени, бедра. Удерживаем его и даем ему усиление. Напряжение рождается в кончиках пальцев, поднимается выше в кисти, руки, плечи. напряжение охватывает все ваше тело.

      Орбита! Невесомость. Полет. Легкость.

      Закрепление полученных знаний

      Техника мгновенного успокоения (автор Роберт Купер), приложение 3

      Общий рисунок на тему «Мое состояние сейчас».

      Обсуждение и подведение итогов занятия

      Закончите, пожалуйста предложения:

      Во время занятия я понял, что….

      Самым полезным для меня было…

      Вся наша жизнь состоит из ежедневного стресса. Погода, окружающие нас люди, близкие постоянно проверяют нас на прочность. Останавливают, мешают достичь желаемого, не понимают, нарушают границы и так далее. Таков этот мир – и раз мы живем в нем, то важно приспособиться. Как справляться со всеми переживаниями и сложностями обычной жизни? Как понять насколько глубоко «сидит» в нас стресс? Как стать устойчивым к стрессу? На сегодняшнем занятии мы разберем с вами эти вопросы.

      (автор С.С. Назметдинова)

      Цель: показать естественную реакцию на стресс, реакцию на проблемы

      Описание: пред началом упражнения необходимо напомнить участникам о правиле «здесь» и «сейчас», т.к. упражнение достаточно жесткое. Важно обсудить после упражнения, что почувствовали участники и что им захотелось сделать.

      Психолог ставит на ладонь пластиковый стаканчик и говорит участникам группы: «Представьте, что этот стаканчик – сосуд для самых ваших приятных и радостных переживаний и мыслей (пауза). В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно приятно (пауза), это есть то, что вам очень нравиться в жизни».

      На протяжении нескольких минут царит молчание, и в неожиданный момент психолог сминает стаканчик: «Что вы почувствовали? Какое ваше состояние сейчас?»

      Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы:

      — Когда возникают такие же чувства?

      — Кто ими управляет?

      Куда деваются потом?

      Заключительная фраза психолога в этом упражнении: «То, что вы сейчас пережили, — это реальный стресс, это реальное напряжение, и то как вы это пережили, есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают. В том числе и в общении с другими людьми».

      Рисунок «Мое стрессовое состояние»

      Цель: работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы

      Инструкция: «Я прошу вас сейчас вспомнить наиболее яркое, запомнившееся стрессовое состояние, можно и то которое вы испытали сейчас. Что вы чувствовали в это время? Вспомните как можно точнее тот момент вашей жизни. Изобразите на бумаге в любом образе это переживание. Это может быть любой цвет, любая фигура, изображение животного, предмета, явления природы. Всё с чем ассоциируется пережитое вами состояние»

      Рисунки демонстрируются друг другу. Высказывается тот, кто пожелает. Роль психолога – предоставить возможность выразить свои чувства и поделиться своими переживаниями. Прийти вместе с участниками к мысли, что в жизни стрессовых ситуаций избежать невозможно, поэтому необходимо знать и уметь применять разные способы выхода из стрессовых ситуаций.

      Мини – лекция «Комплексное управление стрессом»

      Вся наша жизнь – это периодические стрессовые напряжения и разрядки. Стрессовых ситуаций много и все они разнообразны. Впервые поднял вопрос о стрессе канадский физиолог Ганс Селье. СТРЕСС – это не то, что с нами случается, а то, как мы это воспринимаем. Стресс может быть безопасным и полезным. А в некоторых случаях стресс даже защищает нас.

      Представьте себе, что вы переходите улицу и вдруг… Из-за поворота вылетает огромный грузовик, вы дернулись и замерли как вкопанный. И прекрасно! Самосвал пролетел мимо вас. А если бы у вас не возникло реакции стресса? Вы вполне могли бы оказаться под колесами.

      Небольшой уровень стресса делает нас более собранными на экзамене, мобилизирует силы спортсмена на выступлении. В такие моменты ощущаешь подъем, многое получается лучше чем обычно. Такое состояние называют эустресс.

      Другое дело, когда напряжение становится слишком большим. Оно затрудняет эффективное выполнение деятельности. Возникает чрезмерная суетливость или заторможенность. Такой чрезмерный, разрушительный, дезорганизующий, демобилизирующий стресс называют дистресс. Именно он и опасен.

      Человека в стрессе легко узнать. Он много делает и ничего не успевает. Ему нужно и важно и это успеть, и в этом разобраться, а еще туда попасть. Ощущение, что проблемы возникают везде и «не разорваться». А в глазах суета и паника. Такой человек опасен для окружающих – он замучает своей активностью и упреками. И тем самым «загонит» своих близких в состояние стресса.

      В этой связи мне кажется, что дятел эффективнее человека в стрессе. Да он бьется об дерево, но делает он это успешно и целенаправленно. Он реалистичен – не пытается разбить сразу все дерево пополам и одним ударом, как это хотят сделать многие из нас. Он сфокусирован – он не стучит в дерево со всех сторон. Он методично бьет в одну и ту же точку. Медленно продвигаясь к своему червячку. Как действуем мы? Говоря языком метафор: мы хотим сразу змея и ищем его в листьях на земле.

      Стрессоустойчивостъ — это свойство личности, включающее в себя эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты, обеспечивающие оптимальное достижение цели без вреда для здоровья человека. Каждый человек имеет свой «порог чувствительности к стрессу»- тот индивидуальный уровень напряженности, до которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стрессогенного фактора усиливается и становится выше порога чувствительности, у человека повышается внутренняя напряженность, а эффективность его деятельности снижается вплоть до полного ее разрушения. Следовательно, жить и работать вообще без стресса невозможно, да и вредно: психофизиологическая и интеллектуальная системы человека дряхлеют без необходимости предпринимать определенные усилия. Может наступить безразличие, ощущение скуки или тоски, депрессия. И наоборот, кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивая» его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться и жить и работать всегда размеренно и спокойно, тем в большей степени вас будет разрушать стресс.

      «Вопреки расхожему мнению, мы не должны – да и не в состоянии- избегать стресса, — писал Г. Селье._ Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни».

      Необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу, те факторы и силу воздействия, которые губительны, выводят из нормального состояния настолько, что человек не может сосредоточиться и эффективно действовать.

      Рассмотрим динамику протекания стрессового состояния.

      Выделяют три основные стадии развития стрессового состояния у человека.

    • Нарастание напряженности (АВ)
    • Собственно стресс (ВС)
    • Снижение внутренней напряженности (СД)
    • АД – показывает уровень фоновой активности человека, находящегося в спокойном бодрствующем состоянии.

      По своей продолжительности первая стадия строго индивидуальна. Один человек «заводится» в течении 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. В любом случае, состояние и поведение человека, попавшего в стресс, меняется на «противоположный знак». На первой стадии:

      ◘ исчезает психологический контакт в общении,

      ◘ люди перестают смотреть друг другу в глаза,

      ◙ резко меняется предмет разговора: с содержательных моментов он переходит на личные выпады (типа «ты сам такой»),

      ◘ у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое поведение.

      Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля. Деструктивный стресс разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Вторая стадия, как и первая по своей продолжительности строго индивидуальна – от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.

      На третьей стадии человек останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая чувство вины.

      У каждого человека есть свой индивидуальный сценарий поведения в стрессе «по частоте и форме проявления». Чаще всего этот сценарий усваивается в детстве. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя или на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет прежде всего свои ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя. Усвоенный в детстве стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, как включается стрессовый механизм и начинает «раскручиваться» практически против воли человека, как «маховик» какого-то мощного и убийственного оружия. Можно ли научиться владеть собой?

      Саморегуляция – это способность человека произвольно управлять своей деятельностью. Способность к саморегуляции — очень важное качество, помогающее человеку сохранить внутреннее равновесие, не допуская в сознание сведения, несущие угрозу для его благополучия. Также важно научиться управлять своими чувствами, самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние.

      КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ

      Предусматривает вмешательство на всех фазах модели стресса и методы противодействия ему на каждом этапе. Но при этом не ставит задачи полного избавления от стресса, а дает представление о положительном стрессе, то есть таком, который характеризуется наиболее позитивными для конкретного человека результатами.

      1. Жизненные ситуации и изменение восприятия.
      2. Чтобы развилась стрессовая реакция, жизненная ситуация должна быть воспринята и сознательно оценена как мучительная, нарушающая сложившееся равновесие.

        Установление барьера для развития стрессовой реакции на этом этапе включает в себя, с одной стороны, организацию пространства и времени таким образом, чтобы исключить лишние стрессоры (например, шум, встречи с определенными людьми). С другой стороны, это наша способность видеть различные аспекты жизненной ситуации, принимать решение, на чем сосредоточиться – на плохом или хорошем, отношение к самому себе, представления о степени контроля над собственной жизнью.

        Чтобы избавиться от поведения, наносящего вред здоровью, в первую очередь необходимо определить препятствия, стоящие на пути изменений. После этого можно разрабатывать стратегии их устранения.

        Стратегия работы со стрессом

      3. Внимательно проследите за ощущениями в вашем теле.
      4. Сосредоточьтесь на вызвавшем стресс эпизоде
        1. Какое значение вы придаете этому переживанию? Получив ответ, еще раз спросите себя: «Что еще могло бы это значить?» А затем: «Какой смысл я хотел бы придать этому эпизоду?»
        2. Способны ли вы повлиять на ситуацию? Что бы вы могли предпринять, чтобы изменить ее? Находится ли это в области вашего влияния? Если нет, оставьте все так, как есть. Если да, то какими ресурсами вы обладаете, чтобы изменить положение?
        3. Что бы вы хотели, чтобы произошло в этой ситуации? Какова ваша цель? Какой урок вы можете извлечь из этого случая, чтобы в следующий раз избежать неприятностей?
        4. Эмоциональное возбуждение: техники релаксации.
        5. При оценке ситуации как мучительной возникают такие реакции, как страх, гнев, злость, чувство неуверенности, требующие регуляции и разрядки.

          Техники релаксации являются средством, помогающим регулировать эмоциональное возбуждение, и способны предотвратить негативные последствия на физиологическом уровне (через изменение физиологических процессов в организме).

          Каждая из них имеет свой механизм воздействия и физиологический эффект. Есть техники, рассчитанные на постоянные занятия (медитация, аутогенная тренировка, прогрессивная релаксация, БОС), есть дающие эффект релаксации при нахождении непосредственно в стрессовой ситуации (диафрагмальное дыхание, сканирование тела, мгновенное успокоение, осознавание).

          Важно! Если есть изменения в состоянии сердечно-сосудистой, дыхательной систем, эпилепсия, диабет, некоторые другие заболевания, необходимо осваивать техники релаксации с осторожностью, желательно проконсультировавшись с врачом.

          Упражнение «Вверх по радуге».

          Инструкция: встаньте. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с вдохом вы взбираетесь вверх по радуге. А выдыхая – съезжаете с нее как с горки.

          Упражнение «Волшебное слово»

          Инструкция: Другой способ расслабиться можно было бы назвать «волшебное слово». Когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут разные слова, например «тишина». Главное чтобы оно помогало вам»

        6. Физиологическое возбуждение: здоровье и поведение.
        7. Физиологическое возбуждение, носящее хронический или длительный характер, может привести к негативным последствиям, таким как недомогание или болезнь, низкая работоспособность или межличностные конфликты.

          Физические упражнения, занятия спортом развивают легкие и циркулярную систему, помогают крови переносить кислород к частям тела; во время упражнений мозг вырабатывает эндорфины, в результате чего возникает состояние покоя и умиротворенности; развивают выносливость и способность переносить испытания, как физические, так и психологические.

          Упражнение «Космонавт на взлете»

          Цель: научиться самостоятельно и сознательно избавляться от физического напряжения в теле.

          При взлёте и посадке человек испытывает сильную нагрузку, связанную с резким изменением давления и веса. При взлёте за счёт достижения огромной скорости вес человека увеличивается в несколько раз. Что чувствует человек при полёте? Напряжение рождается в ваших ногах, поднимается выше в икры, колени, бедра. Удерживаем его и даем ему усиление. Напряжение рождается в кончиках пальцев, поднимается выше в кисти, руки, плечи. напряжение охватывает все ваше тело.

          Орбита! Невесомость. Полет. Легкость.

          Техника мгновенного успокоения.

          Автор — Роберт Купер. Описываемая техника помогает вызвать реакцию релаксации за несколько секунд. Мгновенное успокоение основывается на убеждении автора в том, что лучший способ справиться со стрессом – умение распознавать первые признаки стрессовой реакции и немедленно отреагировать на них. Техника МУ состоит из пяти шагов.

        8. Шаг 1. Непрерывное дыхание . Несмотря на стрессор, продолжайте дышать ровно и глубоко.
        9. Шаг 2. Позитивное выражение лица. Улыбнитесь слегка, как только Вы почувствуете, что стрессовая ситуация стала влиять на Ваше состояние.
        10. Шаг 3. Баланс осанки. Расправьте грудь, поднимите голову, вытяните шею, выставьте подбородок вперед. Представьте, что Вас поднимают за ниточку, прикрепленную к Вашему затылку.
        11. Шаг 4. Волна релаксации. Пустите «волну релаксации» к тем частям тела, где есть напряжение.
        12. Шаг 5. Сознательный контроль. Оцените реальное положение дел. Автор методики предлагает говорить: «То, что происходит, происходит на самом деле, и сейчас я найду одно из возможных решений».
        13. Общий рисунок на тему «Мое состояние сейчас».

          Участникам предлагается отразить свои чувства в цвете. На общем листе бумаги участники составляют общую цветовую гамму состояния группы.

          Закончите, пожалуйста предложения:

          Во время занятия я понял, что….

          Итак, стресс неизбежен, но от воздействия дистресса можно уберечься. По мнению Ганса Селье, для сохранения душевного равновесия человеку нужна какая то цель в жизни, которую он считает высокой, и гордость, что он трудиться ради ее достижения. Правильный выбор ближайших и дальних целей, способность адаптироваться к изменяющейся ситуации, переопределять ближайшие цели в случае непреодолимых трудностей для их достижения – важное условие здорового существования человека. Отдаленная цель освещает путь в течение всей жизни. Наличие отдаленной цели – например, поиск смысла жизни, стремление достичь совершенства, постичь истину – поможет преодолеть разочарование и дистресс при сиюминутном крушении. Провалились на экзамене? Вас ограбили? Но ведь это мелочи по сравнению с той целью, к которой вы стремитесь. Ваш путь дальше и выше. Не бойтесь ошибаться. И помните: прежде всего вы сами управляете своей деятельностью. Планируете ее, ставите перед собой цели и выбираете адекватные методы их достижения, осуществляете выбор решения, контроль и оценку своих результатов. Все в ваших руках! Удачи!

          Никифоров Г. С. Психология здоровья. — СПб., 2002. – 256 с.

          Бодров В. А. Информационный стресс. – М., 2000. — 352 с.

          Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998. – 496 с.

          Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб., 2002. – 496 с.

          nsportal.ru