Олигофрения деменция

Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта, т.е разные клинические формы интеллектуального недоразвития как резидуальные (олигофрения), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.

«Олигофрения» — стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза (до 1,5 – 2 лет) (И.М. Бгажнокова).

Термин «олигофрения» также включает несколько групп очень стойких интеллектуальных нарушений, обусловленные, прежде всего. внутриутробным недоразвитием головного мозга или стойким нарушением его формирования раннем постнатальном онтогенезе (на первом году жизни). Таким образом, олигофрения представляет собой проявления ранней дизонтогении головного мозга с преимущественным недоразвитием более поздно формирующихся мозговых структур, и прежде сего лобных долей головного мозга. Основными клиническими признаками являются следующие: 1) ранние сроки поражения центральной нервной системы, при этом отсутствует прогредиентный характер данного состояния; 2) преобладание тотальной интеллектуальной недостаточности со своеобразной иерархией интеллектуального дефекта, т.е при недоразвитии всех нервно-психических функций имеет место преимущественная стойкая недостаточность абстрактных форм мышления; 3) интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти , внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Во всех этих сферах имеет место типичная для олигофрении иерархия дефекта», т.е более поздно формирующиеся компоненты произвольности и регуляции всех этих функций остаются недостаточно сформированными;4) недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется прежде всего в недостаточности логического мышления, нарушении подвижности психических процессов, инертности обобщения, сравнении предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в затруднении , а в некоторых случаях невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор; 5) замедленный темп мышления и инертность психических процессов определяет отсутствие возможности переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия; 6) недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов: восприятии, памяти, внимания. Страдают, прежде всего, все функции отвлечения и обобщения, нарушаются все компоненты психической активности, связанные с аналитико-синтетической деятельностью мозга. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недоразвитии сложных эмоций и произвольных форм поведения; 7) интеллектуальный дефект отличается стойкостью и при тяжелых формах диагностируется уже на первом году жизни.

pedlib.ru

Отличие олигофрении от деменции

Интеллект – одна из самых сложных функций мозга, благодаря ему происходят логическое мышление, речь, планирование и т.д. Но встречаются люди с недостатком интеллекта. В психиатрии различают два основных понятия: деменция и олигофрения. Причины недостаточности интеллекта, как и симптомы, появившиеся в дальнейшем, могут быть различны. В зависимости от этиологии, характера, а также времени проявлений различают приобретенное слабоумие – деменцию и олигофрению – врожденный недостаток интеллекта (малоумие).

Деменция – приобретенное слабоумие прогрессирующего характера, при этом присутствуют расстройства мышления, памяти, эмоциональных проявлений. Больной постепенно утрачивает все свои навыки и знания, со временем происходит полный распад личности, на поздней стадии недуга такой человек полностью зависит от помощи окружающих. Причиной развития данной патологии являются органические поражения мозга в результате различных заболеваний, наследственности, травм головы, инфекций и др. Наиболее часто недуг поражает людей преклонного возраста, существует даже такое понятие, как старческий маразм. Но в редких случаях деменция развивается и у детей.

Олигофрения

В отличие от деменции, олигофрения – врожденное слабоумие, представляющее собой необратимый процесс; его характерными чертами являются недостаточность психического и даже физического развития. Интеллектуальные способности такого человека остановились в развитии. Болезнь может развиться как в раннем, до трех лет, возрасте, так и до рождения ребенка. Таким образом, умственные способности человека, появившегося на свет с олигофренией, таковыми и останутся. В случае, когда болезнь приобретена в детстве, интеллектуальное развитие прекращается. Умственная отсталость при олигофрении, в отличие от деменции, остается стабильной, без дальнейшего ухудшения. У таких больных отсутствует любознательность, тяга к знаниям, самостоятельность. Эмоции приглушены, отвлеченные понятия недоступны, умозаключения даются с трудом.

Установить точную причину этой патологии удается лишь у 25% пациентов. Среди наиболее распространенных:

  • недостаточность функций желез внутренней секреции (к примеру, у беременной женщины при гипофункции щитовидной железы в результате йодного дефицита ребенок будет страдать кретинизмом)
  • нарушение обмена веществ под действием генетического фактора (например, фенилкетонурия)
  • аномалии развития хромосом (синдром Дауна)
  • инфекционные заболевания во время беременности матери, кислородное голодание плода, болезни, перенесенные в раннем возрасте (коклюш, корь)
  • Отличия между олигофренией и деменцией

    Нередко недоразвитие психики у ребенка путают с деменцией. Однако между олигофренией и деменцией имеются некоторые отличия.

  • при деменции недостаток интеллекта развивается, когда структуры мозга в большинстве своем уже сформированы, психика также достигла определенного уровня. Ее распад начинается после времени нормального развития.
  • Различие олигофрении от деменции заключается в непрогрессивном характере. И хотя темп развития психики заторможен, тем не менее, болезнь не прогрессирует, при этом интеллектуальный дефект не увеличивается.
  • Познавательные функции при деменции отличаются неравномерностью: яркие нарушениям в одной области сочетаются с сохранностью других отделов в большей или меньшей мере. При олигофрении недоразвитие всех функций (речи, восприятия, моторики, мышления, памяти, эмоций и др.) имеет тотальный характер.
  • Однако следует учитывать, что в раннем возрасте разграничить эти две патологии не всегда легко. Как правило, при распаде психических функций, приобретенных ранее, при любом повреждении головного мозга присутствует задержка психического развития. Дефект интеллекта, причина которого в заболевании мозга, имеет сложную структуру, при этом сравнительные показатели деменции и олигофрении включают в себя черты обоих заболеваний. В более старшем возрасте отграничения между этими заболеваниями становятся более четкими.

    В детстве, когда процессы познавания развиваются интенсивнее, любая патология, в результате которой происходит снижение познавательной деятельности, ведет к приостановке развития интеллекта. У детей до трехлетнего возраста нарушение интеллектуальных процессов, как правило, преобладает над значением распада интеллектуальной функции, т.к. они еще развиты недостаточно. Поэтому отграничение врожденного и приобретенного слабоумия представляет определенные трудности, в связи с этим любые проявления недостаточности развития в раннем возрасте, которые не связаны с психической болезнью прогрессирующего характера (эпилепсия, шизофрения и др.), классифицировать, как олигофрению.

    Разграничение этих двух патологий позволяет составить прогноз болезни, на который влияет форма умственной отсталости. При олигофрении, в зависимости от степени развития отклонений, возможна социальная адаптация (в степени дебильности). При деменции необходима своевременная диагностика и лечение, благодаря которым можно предупредить дальнейшее прогрессирование болезни.

    www.demencija.ru

    Олигофрения деменция

    Олигофрения (от греч. olygos-немного, мало; phren-ум) — это стойкое, нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга от момента зачатия до 2-3-х лет.

    Деменция (от лат. dementiа — безумие, слабоумие) — стойкое, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы, в результате органических и воспалительных заболеваний мозга, черепно-мозговых травм.

    Деменция возникает вследствие повреждения нормально сформированного мозга. Приобретенный интеллектуальный дефект в большинстве случаев необратим. В отличие от олигофрении деменция имеет место на более поздних стадиях развития (после 2-3-лет) и выступает как поздняя форма умственной отсталости. Поэтому, определенное время дементный ребенок развивается на здоровой основе, что будет способствовать компенсации приобретенного дефекта. Кроме того, если при олигофрении поражение носит тотальный характер, то есть равномерно нарушены все стороны психической деятельности, то при деменции — мозаичный, то есть страдают отдельные зоны коры головного мозга и качества. Если при олигофрении отмечается эволютивная положительная динамика развития, то есть с возрастом состояние улучшается, то при отдельных видах деменции — состояние может ухудшаться, происходит нарастание слабоумия.

    Деменция – это синдром, обусловленный органическим поражением . поэтому задержка психического развития (олигофрения) к деменции не относится. . могут отмечаться существенные различия по результатам выполнения .

    В отличие от деменции, олигофрения, или врожденное слабоумие, имеет в своей основе не распад или снижение, а недоразвитие интеллекта и познавательной деятельности в целом как следствие задержки или приостановки развития познавательных процессов в раннем постнатальном периоде.

    Несмотря на относительную четкость критериев разграничения деменции и олигофрении, граница между приобретенным и так называемым врожденным слабоумием тем более условна, чем меньше возраст ребенка. В детском возрасте, особенно в раннем детстве, когда познавательные процессы развиваются наиболее интенсивно, любое психическое заболевание или патологическое состояние, ведущее к снижению познавательной деятельности, а тем более к распаду наличных интеллектуальных функций, обязательно сопровождается задержкой или приостановкой интеллектуального развития. У детей раннего возраста (до 3 лет) значение нарушения развития познавательных функций и интеллектуальных процессов обычно преобладает над значением повреждения и распада интеллектуальных функций, поскольку они, как правило, еще недостаточно развиты, рудиментарны. В связи с этим, а также трудностью и нередко невозможностью отграничить приобретенное и врожденное слабоумие в раннем детском возрасте Г. Е. Сухарева (1965, 1972> рекомендует любые случаи слабоумия, возникшего до 3 лет жизни и не связанного с прогрессирующими психическими заболеваниями (шизофрения, эпилепсия, органические заболевания головного мозга) условно относить к олигофреническому слабоумию (умственной отсталости). Вместе с тем слабоумие, обусловленное шизофренией, эпилепсией и прогрессирующими органическими заболеваниями, возникшими в первые годыжизни ребенка, как правило, также приобретает сходство с олигофреническим слабоумием, в связи с чем в этих случаях говорят об олнгофреноподобных состояниях.

    favinerse.ucoz.ru

    Олигофрения и деменция: основные отличия

    Интеллектуальные способности являются самой сложной функцией мозга, благодаря которой мы можем воспринимать информацию, анализировать ее, обучаться новым навыкам, говорить, запоминать и т.п. Но существуют определенные заболевания, которые сопровождаются недостатком интеллекта, в частности это олигофрения и деменция. Эти болезни имеют схожие клинические признаки, поэтому часто их трудно дифференцировать друг от друга, хотя это очень важно, так как принципы лечения патологии и тактики ведения пациентов имеют существенные различия.

    Понятия олигофрения и деменция

    Олигофрения – это врожденное слабоумие, которое является необратимым и проявляется в раннем возрасте (до трех лет). Точные причины болезни не известны, но выделяется ряд провоцирующих факторов:

    • гормональная недостаточность беременных женщин, в частности дефицит йода и гипофункция щитовидной железы;
    • расстройства обмена веществ;
    • хромосомные аномалии;
    • инфекционные болезни матери во время вынашивания плода;
    • гипоксия плода и т.п.

    Деменция – это приобретенное слабоумие, формирующееся в результате органического поражения мозговой ткани, процесс может быть обратимым или необратимым, патология характеризуется прогрессированием и постепенной утратой памяти, речи, мышления, навыков, изменением личности. Причиной болезни могут быть инфекции, травмы, сосудистые расстройства, дегенеративные процессы, наследственная предрасположенность и т.п. Чаще болезнь диагностируется в пожилом возрасте, в редких случаях регистрируется у детей.

    Чем отличается олигофрения от деменции

    Основные отличия деменции от олигофрении:

  • олигофрения является врожденной патологией, поэтому развивается в раннем возрасте – до 3 лет, деменция чаще всего проявляется в пожилом возрасте, в редких случаях заболевание регистрируют в младшем возрасте после 2- лет;
  • деменция развивается в результате повреждения нормально сформированного мозга и личности, поэтому такие дети в младшем возрасте не отличаются от здоровых малышей и нормально развиваются, олигофрения характеризуется нарушением умственного и физического развития ребенка с самого рождения;
  • деменция — это прогрессирующее заболевание, для которого характерно постепенное угасание интеллектуальной функции, олигофрения является не прогрессирующей патологией;
  • олигофрения характеризуется тотальностью поражения, то есть у ребенка нарушены все стороны психической деятельности, при деменции страдают определенные участки головного мозга, поэтому серьезные расстройства в одной области сочетаются с сохранением определенных функций;
  • при олигофрении зачастую регистрируют положительную динамику, улучшение состояния, при деменции даже при наличии рациональной терапии часто происходит нарастание слабоумия;
  • в основе деменции лежат процессы распада и снижения когнитивных функций, при олигофрении – общее недоразвитие интеллекта и познавательной деятельности.
  • Олигофрения и деменция: возможные результаты лечения

    При постановке диагноза олигофрении или деменции не стоит отчаиваться и паниковать, необходимо как можно раньше принять наличие заболевания, чтобы предпринять все меры по предотвращению развития негативных последствий и улучшению качества жизни пациентов и их близких. Уход за больными с интеллектуальными нарушениями отнимает много времени и сил, поэтому к нему стоит морально подготовиться.

    При появлении первых тревожных признаков нарушения когнитивных функций важно своевременно обратиться к врачу, так как рациональная программа терапии и тактика ведения пациентов наиболее эффективны на ранних стадиях заболеваний.

    Благодаря многолетнему опыту неврологи Юсуповской больницы могут распознать наличие заболеваний на ранних этапах, для подтверждения диагноза они используют различные диагностические процедуры. При подтверждении диагноза олигофрении неврологи совместно с психотерапевтами разрабатывают индивидуальную программу лечения, которая помогает социально адаптировать пациентов, улучшая качество их жизни. При регистрации деменции также формируется индивидуальный план терапии, который зависит от причин заболевания, проявившихся симптомов и общего состояния больных. Записаться на прием к врачу можно по телефону.

    yusupovs.com

    Олигофрения и деменция как формы умственной отсталости.

    Умственная отсталость включает в себя двеосновные формы нарушений:

    Первый из указанных видов умственной отсталости – олигофрения –проявляется на более ранних этапах он­тогенеза (до 1,5-2 лет), второй – деменция – на более поздних этапах онтогенеза (после 2 лет). Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (нем. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + нем. mens – ум, разум). Приобретённое слабоумие (деменция) означает снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

    Преобладающее большинство в полиморфной группе умственно отсталых детей составляют дети с олигофренией (от греч. olygos – «малый», phren – «ум»). Термин «олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Эмилем Крепелином.

    Олигофрения форма умственного и психического не­доразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь, коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на ранних этапах развития) периоды. Психопатоло­гическая структура нарушения при олигофрении характе­ризуетсятотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта.

    При олигофрении органическая недостаточность мозга носитнепрогрессирующий характер. Ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обу­словленные типом нарушений центральной нервной систе­мы и их отдаленными последствиями.

    Существуют несколько гипотез относительноосновного нарушения при олигофрении:

    ► особенности эмоционально-волевой сферы(К. Левин);

    ► трудность обобщения и отвлечения (М.С. Певзнер);

    ► слабость регулирующей роли речи(А.Р. Лурия).

    Причины олигофрении различны. По этиологическому признаку выделяют две группы олигофрении:

    1) обусловленная эндогенными (генетическими, внутренними) фак­торами, как то: патологическая наследственность, умственная отсталость одного или обоих родителей, нарушения хромосомного набора и др.;

    2) обусловленная экзогенными (внешними) факторами, как то: ин­фекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, действующие на ранних этапах внутриутробного и постнатального развития.

    По степени выраженнос­ти интеллектуального недоразвития олигофрения в свою очередь делится на три группы:

    ► дебильность (легкая степень);

    ► имбецильность (средняя степень);

    ► идиотия (тяжелая степень).

    Дебильность – наиболее распространенная форма оли­гофрении. Интеллектуальный дефект выражен негрубо. Имеются способности к обобщению, фразовая речь, часто неплохая механическая память. Все это способствует ов­ладению навыками чтения, письма, счета, усвоению зна­ний, предусмотренных программой коррекционной шко­лы 8-го вида. Относительная сохранность эмоций, их более выраженная дифференцированность облегчают выра­ботку самоконтроля. При правильном обучении и воспита­нии, своевременном привитии трудовых навыков социальный прогноз этой формы олигофрении благоприятен.

    Имбецильность – более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Однако наличие грубых де­фектов восприятия, памяти, мышления, коммуникатив­ной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сфе­ры делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе.

    Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталос­ти. Детям-идиотам недоступно осмысление окружающего мира, речевая функция развивается крайне медленно и огра­ниченно. Нарушены координация движений, ориентировка в пространстве, часто имеются тяжелые нарушения мото­рики. Крайне трудно и медленно формируются элементар­ные навыки самообслуживания.

    В правовом отношении имбецилы, также как и идиоты, являются недееспособными, над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц. Они могут воспитываться в специальных детских учреждениях (интернатах). В случае воспитания в условиях семьи они получают пенсию как инвалиды.

    Олигофрены существенно отличаются друг от друга, поскольку структуры вариантов дефекта у них различны. Наиболее распространенной среди дефектологов является классификация, предложенная в 1959 г. совет­ским дефектологомМ.С. Певзнер. Она выделила пять ос­новных форм олигофрении:

    ► неосложненную (основной вариант);

    ► с выраженными нейродинамическими нарушениями:

    а) с преобладанием процессов торможения;

    б) с преобладанием процессов возбуждения;

    ► со снижением функций анализаторов и нарушения­ми речи:

    а) с нарушением зрения;

    б) с нарушениями слуха;

    в) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

    г) с речевыми отклонениями;

    ► с психопатоподобным поведением;

    ► с выраженной лобной недостаточностью.

    К числу основных форм умственной отсталости также от­носитсядеменция. Деменция (от лат. dementia – «безу­мие, слабоумие») – стойкое и, как правило, необратимое ослабление познавательной деятельности в сочетании с рас­стройствами памяти и эмоционально-волевой сферы.

    Слабоумие (деменция) в психиатрии представляет собой врождённое или приобретённое расстройство интеллекта, в результате которого у человека снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается критика к своим высказываниям, поведению. Ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений; изменяется процесс рационального познания, способность к умозаключениям и суждениям, уровень критических способностей.

    Причинами деменции являются:

    ► травматические, инфекционные, интоксикационные поражения мозга, дегенеративные заболевания ЦНС;

    ► нарушения обменных процессов;

    ► органические заболевания мозга при шизофрении, эпилепсии.

    Нарушения в деятельности мозга наступают после не­которого периода нормального развития ребенка, когда значительная часть мозговых структур является относи­тельно сформированной. При деменции нет тотальности и иерархичности нарушения психических функций, характерных для олигофрении. В зависимости от локализации повреждения одни из ин­теллектуальных функций могут быть нарушены значитель­но, другие – оставаться относительно сохранными. От­сутствие типичной для олигофрении иерархичности про­является в том, что часто более выраженным является недостаточность не мышления в целом, а отдельных ин­теллектуальных функций, темпа и подвижности пси­хических процессов.

    Специфика интеллектуального дефекта при деменции заключается внеравномерной недостаточности познава­тельной функции. Дети, страдающие деменциями, могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, однако они почти не спо­собны воспользоваться ими вследствие нарушений памя­ти, внимания, умственной работоспособности.

    Одно из центральных расстройств при органической деменции –изменения личности, нарушения критичности. Лишь немногие из таких детей переживают из-за своей несостоятельности. Большинство из них не осознает свое­го дефекта. Они не проявляют интереса к занятиям, рав­нодушны к оценке, не имеют планов на будущее. Эмоции упрощены, некритичность характерна не только по отно­шению к собственной личности, но и к окружающим. Зна­чительно чаще, чем при олигофрении, при деменции встре­чаются явления психической истощаемости, психомотор­ной расторможенности. Гораздо более ярко прояв­ляется психопатоподобный синдром с повышенными либо извращенными влечениями.

    По динамике слабоумия различают:

    ► резидуальную органическую деменцию;

    Резидуальная органическая деменция обусловлена оста­точными явлениями после перенесенных органических по­ражений мозга инфекциями, интоксикациями, травмами.

    Прогрессирующая деменция связана с текущими орга­ническими процессами в головном мозге (воспалительными, дефектами обмена и др.). При этом виде деменции имеется тенденция к прогрессированию болезненных расстройств. Прогрессирующая деменция может быть вызвана приобретённым заболеванием, например, сенильная деменция (старческое слабоумие – болезнь Альцгеймера), деменции при сосудистых, метаболических и других органических заболеваниях мозга – так называемый психоорганический синдром.

    Поэтиологическому критерию различают:

    ► травматическую и другие деменции.

    Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.

    Эпилептическое слабоумие выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи – значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).

    На основе специфики клинико-психологической струк­туры деменцииГ.Е. Сухарева выделяет четыре ее типа, ха­рактеризующиеся преобладанием того или иного дефекта:

    ► низкий уровень обобщений;

    ► грубые нейродинамические расстройства;

    ► недостаточность побуждений к деятельности;

    ► нарушения критики и целенаправленности мышле­ния.

    Таким образом, различная структура дефекта интеллекта вызывает и различные виды умственной отсталости. Однако как при олигофрении, так и при деменции дети имеют ряд общих характеристик, касающихся их познавательной сферы, социальных и коммуникативных навыков, личностных качеств.

    Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 918 . Нарушение авторских прав

    studopedia.info