Пение помогает при заикании

Независимый сайт о заикании

Почему корригируется заикание при пении

В работе (1) нами были проанализированы различные способы произнесения фраз, применяемые при коррекции заикания: шепотная, громкая речь; речь плавная, слитная, замедленная; речь с выделением ударных гласных; скандированная речь; полный стиль произношения; ритмизированная и послоговая речь. Показано, что на первый взгляд эти существенно различные способы произнесения слогов, фраз, текстов имеют общие характеристики: значительно увеличена продолжительность каждого слога в сравнении с обычной речью; наблюдается тенденция к уравнению слогов по длительности. Было выяснено также, что эффективность коррекции тяжести моторных проявлений при заикании пропорциональна длительности слогов в используемой речи.

Хотелось бы проверить, насколько справедливы эти выводы для пения, которое также используется для коррекции заикания. Специального исследования данного вопроса, насколько нам известно, не проводилось, в литературе можно найти по этому поводу лишь отдельные замечания (2).

Считается общеизвестным, что при исполнении любых песен заикающиеся поют практически без спазматических задержек. Однако результаты, полученные в работе (3), привели к мысли, что коррекция заикания, наблюдаемая при пении, может быть обусловлена не столько самим фактом пения, сколько другими факторами, как то: темп песен, пение дуэтом, в хоре, с музыкальным сопровождением, под собственный аккомпанемент.

Чтобы выделить в чистом виде влияние пения, совместно с А.С. Александровской (4) был проведен эксперимент, в котором участвовало 85 подростков и взрослых с заиканием различной этиологии и тяжести; из них 20 человек страдали легким, 35 — средним и 30 — тяжелым заиканием (учитывалась только тяжесть моторных проявлений). До эксперимента 82 человека из 85 утверждали, что во время пения не заикаются. Отметим, что среди испытуемых были лица, поющие в хоре и даже окончившие музыкальную школу или училище.

Всем участвующим было предложено спеть куплеты из ранее подобранных восьми общеизвестных песен разного темпа (по одному куплету из каждой песни). Затем прослушивалась магнитофонная запись исполненного. После этого предлагалось спеть куплет без аккомпанемента, затем — проговорить его слова. И в первом (пение), и во втором (проговаривание) случае подсчитывалось количество судорог и их длительность.

Затем для каждой песни при помощи формулы, предложенной в работе (5), определялся коэффициент:

где A и B — соответственно число коротких и длительных судорог при пении, а A0 и B0 — те же величины при чтении данного куплета наизусть. Kэфф может меняться от 0 до 10. При Kэфф = 0 влияние пения по сравнению с обычной речью отсутствует, Kэфф = 10 означает полную коррекцию заикания при пении.

После эксперимента результаты усреднялись для каждой из выбранных песен, отдельно для групп с легкой, средней и тяжелой степенью заикания. В табл.1 представлены по каждой из предложенных песен: средняя продолжительность слогов в музыкальной фразе, процент заикающихся среди выделенных групп (считалось, что больной заикается при пении, если при исполнении данного куплета возникла хотя бы одна речевая судорога), а также соответствующие значения Kэфф.

Таблица 1

Перечень предложенных песен

Средняя длина слогов

Процент заикания и Кэфф

Результат оказался неожиданным как для экспериментаторов, так и для пациентов. Оказалось, что пение полностью устраняет спазматические задержки только при легкой степени заикания. Около 50 процентов испытуемых с заиканием средней тяжести испытывали трудности при пении. У всех испытуемых с тяжелой степенью заикания при пении наблюдались выраженные спазматические задержки.

В качестве характерного примера можно привести следующий случай. Больной С., страдающий тяжелой формой заикания, имел музыкальное образование, обладал хорошим слухом и развитым чувством ритма, пел в ансамбле, аккомпанируя себе на гитаре, и был уверен, что при пении не заикается. Однако выяснилось, что без аккомпанемента он испытывает серъезные трудности при исполнении ряда песен.

Чем же вызвано различие субъективной оценки заикающихся и распространенного в логопедии представления с результатами проведенного эксперимента? По-видимому, это связано с влиянием сопутствующих факторов. Например, пение в одиночестве, когда и в обычной речи спазматические задержки обычно не проявляются. При пении дуэтом, в хоре или с музыкальным сопровождением, действует эффект сопряжения. Наконец, пение под собственный аккомпанемент, задающий внешний ритм, подкрепляемый также тактильными ощущениями.

Чтобы ответить на вопрос, справедливы ли для пения основные выводы работы (1), с помощью той же методики были измерены длительность слогов в музыкальных фразах песен, предложенных заикающимся в эксперименте.Для каждой из песен определялась также средняя длительность слогов, как сумма длительностей, деленная на число слогов.

Данные табл.1 показывают, что имеется корреляция между средней длительностью слогов в песне и степенью коррекции заикания, что соответствует полученным нами выводам.

Для характеристики корригирующего воздействия песен оказалось полезным использовать такое известное в музыке понятие, как «сильная доля». Приведем цитату, в которой определяется это понятие: «В музыке звуки организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образует в музыке равномерное движение (как говорят, пульсацию). В этом движении звуки некоторых долей времени периодически выделяются ударениями. Такие ударения называются акцентами. Доли, на которые приходятся акценты, называются сильными долями».

Эксперимент показал, что существенную роль в коррекции заикания при пении играет наличие сильной доли в начале музыкальной фразы. Песни с сильной долей в начале отмечены в табл.1 звездочкой. Они в максимальной степени корригируют заикание, если сочетаются с большой длительностью слога (например, песни «Ивушка зеленая» и «Солнечный круг»). Интересно отметить, что для послоговой равноударной речи Kэфф = 9.6, т.е. он все же выше, чем в этих песнях.

При пении, как и в речи, у заикающихся возникают судороги на фиксированных звуках и звукосочетаниях. Например, музыкальные фразы «Проскакал отряд кавалеристов. » и «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам. » существенно труднее для заикающихся, чем аналогичные по длительности фразы других песен.

Вывод о влиянии сильной доли в начале музыкальной фразы был проверен нами и для речи. Начало синтагмы с сильной доли, т.е. акцент на первом слоге, удлинение его, уход голоса вниз (изменение частоты основного тона), более четкая артикуляция гласного звука (но без утрирования) значительно облегчают речь заикающихся.

Анализ данных, полученных в эксперименте, позволил сделать следующие выводы:

эффективность коррекции заикания при пении повышается с увеличением средней длительности слогов;

равнометричная речь в большей степени корригирует заикание, чем песни даже с большой длительностью слогов;

в пении, как и в устной речи, у заикающихся наблюдаются речевые судороги, судороги на ╪трудных» звуках и звукосочетаниях;

в коррекции заикания при пении существенную роль играет наличие сильной доли в начале музыкальной фразы, а в устной речи — наличие сильной позиции в начале синтагмы.

Таким образом, при коррекции заикания в речи и в пении действуют общие закономерности.

@ Л.З. Арутюнян (Андронова). «Как лечить заикание». М., 1993

Список литературы

(1) Андронова Л.З., Арутюнян М.А. «Анализ временных характеристик видов речи, применяемых при коррекции заикания». Дефектология, 1984, N4.

(2) Матейнова З., Машура С. «Музыкотерапия при заикании». Киев, Выща школа, 1984.

(3) Андронова Л.З., Яхно В.П. «Синхронизация движений губ и пальца руки при отслеживании ритмической последовательности звуковых сигналов в норме и при заикании». В кн. «Заикание, экспериментальные исследования и методы реабилитации». М., 1986.

(4) Андронова Л.З., Арутюнян М.А., Александровская А.С. «О влиянии пения на заикание». Дефектология, 1987, N4.

(5) Андронова Л.З. «Способ лечения заикания». Патент СССР N 1337085. Патентообладатель Андронова Л.З.

stuttering.su

Польза вокала при заикании и в произношении буквы «Р»

Нам песня строить и жить помогает
Она как друг, нас зовет и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!
Сл. В. Лебедева-Кумача

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья взрослого и детского населения. Методов оздоровления и профилактики очень много и один из них, приносящий не только пользу, но и удовольствие – это ВОКАЛ. Можно уверенно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще одну немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи и является источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Занятие любым видом вокала дает не только развитие слуха, интонационной чистоты голоса, вокальной техники, но и помогает справиться с дефектами речи и даже с простудными заболеваниями.

Вокал может благотворно влиять на устранение таких видов логопедических нарушений, как дисфония, дислалия, ринофония, и др., если только они не связаны с анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата или психическими расстройствами.

Дислалия (от греч. dis – приставка, означающая частичное расстройство, и laliо – говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе. Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже – пропуски).

Ринофония – изменение только тембра голоса при нормальном звукопроизношении. Типичный при ринофонии носовой оттенок голоса возникает при неправильном направлении голосовыдыхательной струи. Причины возникновения ринофонии различны. Одной из причин можно назвать психические травмы, испуг, страх. При этом ринофания носит преходящий характер. Другой причиной является вялая артикуляция у ослабленных детей, у которых мягкое нёбо не дотягивается до задней стенки глотки.

Дисфония (греч. dys- + phone звук, голос) – расстройство голосообразования, нарушение высоты, силы, тембра голоса. Голос становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся, монотонным, с «металлической окраской»). Позитивный эмоциональный настрой, создающийся при пении, благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы, что очень полезно при лечении логопедических нарушений.

Дефекты речи

«Певец-заика».

Широко известен факт лечения заикания при помощи вокала. Как? Почему человек, заикающийся в обычной речи, порой до такой степени, что окружающие не понимают его совершенно, при пении вдруг перестает вспоминать о своем недуге. Для этого необходимо определить, в чем причина заикания и как проявляется этот дефект речи на практике.

Основным проявлением такого дефекта являются судороги в процессе речевого акта. Речь при этом становится прерывистой, в ней появляются паузы, повторы, нарушаются ударения слов, интонация, ритм, изменяются громкость, сила, высота и тембр голоса. Обычно постепенно формируется страх речи (логофобия), а фиксация внимания больного на своем недостатке приводит к развитию у него невротических расстройств (чувство собственной неполноценности, неуверенность, повышенная тревожность).

Обычно данный речевой дефект проявляется в период интенсивного развития речи, в возрасте 2—5 лет, когда у ребенка формируется связная речь. Чаще наблюдается у мальчиков. Наибольшей выраженности достигает в критические периоды развития (в возрасте 6—7 лет и в пубертатном периоде). Часто таким людям дополнительно к логопедическим упражнениям рекомендовано заниматься академическим вокалом. Специфика академического вокала подразумевает плавное звуковедение, правильно поставленное дыхание, пропевание всех гласных. Пение, по сути дела, идет по пути методики лечебной фонетической ритмизированной реконструкции. (Подробнее об этом методе можно прочитать в статьях С. Б. Скобликовой).

Музыка сама по себе разбивает сложные слова на более простые ритмизированные слоги, в связи с чем «певцу-заике» становится легче произносить слова более ровно, чем в разговорной практике. Часто заикание сопровождается прерывистым дыханием, что тоже достаточно эффективно решается при занятиях вокалом, поскольку пение требует крепкого поставленного дыхания. «Певец-заика» приучается говорить протяжно, не прерывая дыхания, что впоследствии многие из учеников применяют и в разговорной речи как метод для произнесения сложных словосочетаний.

Конечно, и репертуар необходимо подбирать соответственно, произведения должны быть простыми по мелодии, плавными, без резких скачков. На начальном этапе очень неплохо подойдут романсы на русском языке и протяжные народные песни. Кроме того, отвлекаясь на содержание произведения, на его художественный смысл, певец-заика забывает о своем страхе речевого общения, что способствует устранению психологических причин заикания. Дело в том, что заикание, по мнению специалистов, часто возникает на почве недостатка общения, а впоследствии преобразуется в серьезную психологическую проблему. Человек с тяжелой степенью заикания испытывает психологическое напряжение при контакте с другими людьми, но при исполнении произведения «певец-заика» вынужден думать не о том, как ему тяжело общаться, а о том, что он хочет донести до слушателей. При удачных выступлениях на сцене, пусть даже это будет маленькая сцена в кругу друзей и близких, психологическое удовлетворение от исполнения произведений приобретает значение лекарственной терапии, способствующей устранению речевого дефекта.

«Из песни «Р» не выкинешь»

«Часто ко мне в класс приходят дети, не выговаривающие букву «Р». Порой даже в возрасте около 7 лет*. – рассказывает преподаватель по вокалу в музыкальной школы «Виртуозы» Быкова Ирина Сергеевна –С чем связано такое опоздание речи? Варианты могут быть разные, возможно у ребенка слишком короткая подъязычная уздечка, тогда необходимо вмешательство врача, но чаще всего дефект наблюдается у детей, которые по своему характеру немного ленивы, а родители относятся к своему чаду согласно известному словосочетанию «еще маленький» и не заставляют ребенка четко выговаривать согласные. Такие дети говорят вместо «Р» нечто среднее между «Л» и «Р», соответственно работает не кончик языка, как должно быть при произношении вибрирующих согласных, а серединка языка. Справиться с этим дефектом на самом деле не так сложно. Я применяю разные методы, каждому помогает свой. Например, в распевку я включаю проблемную букву на конце : у-у-у-у-утрррр, постепенно увеличивая количество проблемной согласной. Потом мы переходим на нисходящий ход по трезвучию на слоге «РА» и так далее. Чаще всего ребенок может произносить «Р» только с какой — нибудь одной гласной или согласной, Ра, Др, Тр, Ро…. Именно от этого и следует отталкиваться преподавателю вокала, добавляя постепенно к простым для произношения слогам сложные. Чаще всего, достаточно однажды преодолеть речевой дефект, чтобы постепенно ученик пришел к правильному произношению. Но распевки и произведения — это очень разные вещи. На распевках может получаться многое, а вот в тексте произведения — далеко не всё. В таких случаях мы берем красный карандаш и обводим в тексте все сложные слоги, тогда дома ребенок может самостоятельно обращать внимание на сложные места и постепенно все «Р» встают на свое место. Обычно, достаточно спеть пару песен с качественной буквой «Р» и впоследствии, ребенок говорит проблемную букву уже автоматически, не задумываясь.»

В процессе работы многое зависит не только от преподавателя, но и от ученика, а в случае с детьми – ещё и от родителей. Необходимо помнить, что даже 2 урока в неделю – это ничтожно мало для исправления речевого дефекта, даже в легкой степени проявления. Чем старше ученик, имеющий речевой дефект, тем сложнее справиться с физиологической привычкой, с психологическими последствиями недуга, однако сложно не значит невозможно. Если желание взрослого человека исправить речевую патологию сильное, то преподаватель по вокалу будет наставником и помощником в этом сложном, но интересном пути!

Таким образом, музыкальное образование может способствовать не только душевному преображению, но и физическому здоровью, затрагивая самые ценные аспекты человеческой жизни. Именно ВОКАЛ может стать этапом нового звучания вашей жизни и важным шагом к вашему здоровью и здоровью вашего ребенка. В музыкальной школе «Виртуозы», не зависимо от возраста и начальной подготовки, вы можете пройти первое бесплатное занятие с преподавателем по вокалу и узнать о коррекционных занятиях по устранению речевых патологий.

virtuozy-msk.ru

Пение, как помощь в заикании!!

Описание: Общие вопросы по тематике сайта.
Модераторы: Inkognito, Skif

Victoria N , мне пение дает уверенность. Когда я чувствую свой сильный голос и удивляюсь, что он оказывается может быть таким сильным, я как будто начинаю смотреть на себя с другой стороны.

Re: Пение, как помощь в заикании!!

песни и заикание

Re: песни и заикание

Заикаетесь? Пойте!

Victoria N , лично для меня пение — это единственный способ на некоторе время улучшить свою речь. Заикаюсь с детства, мне сейчас 28 лет. Перепробовала кучу методик — сначала помогало, потом все возвращалось В последнее время речь совсем меня стала по-страшному подводить — стала каждый день читать вслух, делать речевые упражнения — только хуже стало. В концне концов вспомнила о пении, как о способе уменьшить заикание, стала петь почти каждый день, особо не надеясь на результат, но оно мне стало помогать. Если я вечером позанимаюсь пением — то на следующий день мне значительно легче говорить. У меня так даже стал постепенно уходить страх речи, потому что не так стыдно было за с вою речь. Лично для меня это на данный момент просто спасение надеюсь что и в дальнейшем оно мне будет помогать

Добавлено спустя 1 минуту 39 секунд:

Наташа писал(а): Victoria N , мне пение дает уверенность. Когда я чувствую свой сильный голос и удивляюсь, что он оказывается может быть таким сильным, я как будто начинаю смотреть на себя с другой стороны.

Лично у меня наступали временные улучшения речи после тренингов по голосу.

Почему заикающиеся не заикаются когда поют

Я всё-таки думаю, что фишка в плавности. Классика логопедии — плавная речь.

тигровна да не то слово. подходишь так на улице к человеку и говоришь «говори грудью!».

в 100% реакция будет понятно какая.

Добавлено спустя 21 секунду:

Добавлено спустя 1 минуту 13 секунд:
а на сайте заикаторов, ничо, прокатывает. такое «вдохнуть прервать вдох начать выдох сделать задержку дыхания сжать горло и прервав довыдох начать говорить».

ТИГРА, UP, объясняю специально для выдающихся невежд))
Звук, который создают голосовые связки, — он почти как комариный писк. Звук голоса, который мы слышим, формируется в основном в резонаторах. Когда работает преимущественно грудной резонатор, то по ощущениям говорящего, голос возникает в груди. Если говорить так, что дыхательная мускулатура поддерживается в состоянии вдоха, т.е. когда диафрагма вогнута вниз, то включаются какие-то резонаторы в нижней части груди. Это называют «говорить животом».

форум вокалистов

работа для музыкантов

репетиционные базы Москвы

форум текстовиков

форум барабанщиков

я в одной из старых тем и собссно щас признаюсь что заикаюсь.
в довольно легкой форме, но естественно бывают и срывы когда вопще трудно и слово сказать — ну это только заикаторы поймут.

Ну тык вот. Многие говорят что от заикания можно вылечиться пением и это правда!! я вот теперь когда свободное время есть всегда стараюсь петь, даже когда пылесошу — одновременно пою все подряд. и становится легче. и вот мой главный вопрос может ли облегчить заикание пение гроулом или скримом — это вопрос скорее или для профессионалов или для сталкивающихся с моим недугом.

П.С Заикаторы(бывшие или нет, неважно)мьюзикфорума отзовитесь!!

Заикание психическое заболевание.
Страх какой-то непережитый. Чтоб избавиться от страха практикуют осознанность, медитативность, центрированность чтобы осознать что это за страх.
ОШО почитайте для начала лучше всего.

А чисто физически постановка голоса поможет. В гимнастике Стрельниковой есть даже специальные упражнения для заикающихся.
можно в инете найти эту гимнастику.

«При пении другой центр мозга функционирует вот и весь секрет»
Это одна идея.

А вот другая
«Пение это плавная, мелодическая речь» поэтому разные центры мозга не могут отвечать за одно и тоже.

На многих курсах от заикания учат «ритмизировать» речь. А это собственно и есть пение.
2DonCarlson: это не психическое заболевание, а «заболевание» нервной системы. И страхи тут по большей части не причём.

Ещё есть «механическое» заикание, Которое вообще не связано с волнением. Это самый ужасный вид — это когда обычная форма заикания со временем переходит в привычку, «пускает корни» устанавливается как норма, с ней сложнее всего бороться — и тут уже не важно сидишь ли ты с друзьями на кухне, или читаешь речь на защите диплома.
Главное Всё время с этим бороться, не допускать попустительства, не опускать руки. Не думать «вроде проканало. вроде бы все поняли. вроде бы «как-то» выговорил. «.
Важна уверенность в себе.

«Женский пол» кстати иногда способствует уменьшению заикания.

Хотя в общем все врачи в один голос говорят, что после взросления это уже не лечится, можно только научится обходить, искать лазейки, завуалировать, в общем перманентная борьба — и всё равно в самый неподходящий момент заикание вылезет.

Это я вам как бывший(тьфу-тьфу-тьфу) заика говорю!

Заикаешься ты от того что нервничаешь перед диалогом (ведь так ?) Когда общаешься с друзьями это проявляется гораздо реже так ? будь спокойнее (легко сказать)

Ничего подобного. Сам иногда клинюсь так, что не могу слова сказать. Причем не имеет никакого значения — говорю я с другом или перед аудиторией. Непредсказуемо во-об-ще.

Ну есть общие места, например, чаще заикаюсь по телефону, хотя тоже не волнуюсь при этом. А пение не помогает и не мешает, вообще процесс пения от процесса разговора отличается принципиально.

Очень согласен с Маряхиным- есть психологические приемы, которые могут помочь. Я, например, начинаю говорить не с собеседником (или аудиторией), а с каким-нибудь предметом. Помогает.

www.musicforums.ru

Форум о заикании

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Мифы и правда о заикании.

Возьму несколько слов и расскажу что знаю.
Миф 1. Заикание не ухудшается с годами. Заикание ухудшается с годами, оно уходит все глубже, другой момент -что мы приспосабливаемся к заиканию, и кажется так и должно быть.
Миф 2. От заикания помогает пение. Неправда, пение взрослому не поможет, пение эффективно только для ребенка.
Миф 3. Заикание лечиться с помощью таблеток. Неправда, таблетки могут помочь только ребенку.
Миф 4. Излеченное заикание может рецидировать (ухудшаться). Неправда, вылеченное досконально не возвращается.
Миф 5.Заикание не лечится. Лечится.
Миф 6. Для выздоровления могут понадобится годы. Правда.
Миф 7. Заиканию подвержены люди с ранимой психикой, чаще всего проблемы в семье. Правда.
Миф 8. Вылечившиеся от заикания бояться разговаривать с такими же в прошлом. Правда. Из-за страха что оно может вернуться.

Возникла идея написать, у кого есть еще мифы, давайте их развеим.

Почему это?) Пойте везде за место речи)

Откуда такой вывод?)

Что значит досконально?)) например человек начал заикаться в 20 лет, потом вылечился, где гарантии что снова не начнет?

Почему это?) Пойте везде за место речи) -Это не поможет избавиться от заикания.

Откуда такой вывод?) -Таблетки помогут если только их пить годами (и то не факт). Вопрос только что будет с вами через эти годы.

Что значит досконально?)) например человек начал заикаться в 20 лет, потом вылечился, где гарантии что снова не начнет? Ни начнет. Нормально говорящий человек не начнет заикаться просто так на пустом месте.

Бред, полный бред. Все эти мифы лишь точка зрения Анны1

Добавлено спустя 8 минут 2 секунды:
1. Заикание уменьшается с годами, это я знаю точно.
2. От заикания помогает пение и дыхательная гимнастика, да верно. Тк восстанавливает правильное дыхание.
3. Возможно лечится, но таких таблеток пока не изобрели. Если что то и есть то с невероятными побочками.
4. Может. Что значит досконально?
5. Не видел выличившихся, только тех кто всю жизнь себя контролирует. Возможно такие есть.
6. Да
7. Не согласен. Как раз заикание меняет и травмирует психику, делая некоторых ранимыми.
8. Никогда такого не слышал.