Стресс саморегуляция стресса

Стресс саморегуляция стресса

Тот факт, что стресс неотъемлемая часть жизни каждого из нас — давно уже не откровение. Поэтому вопрос — как ему противостоять, всегда актуален. Ведь полностью избежать стрессовых ситуаций мы не можем. А вот минимизировать их негативное влияние вполне реально. Но не спешите глотать таблетки. Для начала попробуйте освоить азы саморегуляции.

Перед тем, как приступить к более подробному ознакомлению со стрессом, психологи советуют ознакомиться с его признаками, которые делятся на физические, когнитивные и эмоциональные.

Физические:

— Мой ночной сон слишком долог (слишком короток)
— Я чувствую постоянную усталость
— У меня часто болит голова
— Я страдаю одышкой
— Недавно я набрал(а) (потерял(а) вес)

Когнитивные:

— В последнее время мне сложно сконцентрироваться
— Я нахожусь в постоянном волнении
— Часто забываю, что мне необходимо сделать
— Откладываю принятие решений
— Я предрасположена к пессимистическому восприятию себя и своей жизни

Эмоциональные признаки:

— Мне сложно расслабиться
— Приятные ранее мелочи жизни меня не радуют
— Я раздражаюсь и злюсь даже по пустякам
— Я ощущаю угнетенность, если у меня накапливается много дел
— Я не уверен(а) в себе

Если хотя бы третья часть из перечисленных признаков совпала с вашими жизненными ощущениями на данный момент, то это означает, что ваш организм, скорее всего, страдает от стрессов и их последствий.

Определить причины такого состояния гораздо проще, если знать, что стресс-факторы делятся на два основных вида: острые — смерть близких, неожиданные потери, и хронические — постоянные проблемы во взаимоотношениях, сложная работа и т.д.

Наиболее опасным признан затяжной стресс (хронический), поскольку именно он, в результате, становится причиной отрицательных изменений в настроении, самочувствии.

В то же время стресс — это не всегда негативное явление, поскольку природа воздействия его на организм такова, что при возникновении трудностей активизируются функции самозащиты, то есть «включаются» скрытые силы, и кратковременные острые кризисы переносятся нами гораздо легче. А вот постоянное пребывание в таком «тонусе» утомляет организм.

К тому же, отрицательно воздействуя на нервную систему, стресс влияет и на внешнее состояние, отмечают косметологи. Ухудшается качество кожи — появляются раздражения и воспаления, цвет кожи становится болезненным, возрастает вероятность появления морщин даже в молодом возрасте.

Не меньше страдают и волосы. На фоне стресса они не только становятся более ломкими и тусклыми, но иногда, при особо тяжелых ситуациях, буквально начинают сыпаться.

Больше стрессам подвержены женщины. Причина — стереотипы воспитания. То есть мальчики с детства растут уверенными, что должны уметь контролировать происходящее, а женщины, наоборот, учатся подстраиваться и приспосабливаться. А все это чревато низким ощущением уверенности в себе, ощущением, которое крайне необходимо во время борьбы со стрессом и его последствиями.

Отличаются у мужчин и женщин и, так называемые, методы борьбы со стрессом. Мужская часть населения, испытывая стресс, более подвержены активной борьбе с ним или же банальному «бегству». Женщина в это время старается найти эмоциональную поддержку, начиная строить социальные связи.

Хотя и внутри «женского сообщества» существуют различные модели поведения во время стресса. Обычно большинство женщин довольно успешно переносят любые стрессовые ситуации. Но также существуют и такие, для которых стресс проявляется в виде болей, или же, при нарушениях нервной системы, — повышением давления, ускоренным сердцебиением. Существуют также еще один тип женщин, у которых наблюдается пассивная реакция на стресс. То есть, они ощущают себя подавленными и беспомощными.

Придерживаясь принципов гармоничности и сбалансированности во всем, мы способны концентрировать при необходимости физические и эмоциональные силы, а в моменты покоя умеем наслаждаться отдыхом и расслабляться. Если же чувство опустошенности все-таки смогло пробиться сквозь гармонию, то можно воспользоваться приведенными ниже подсказками.

1. Научитесь отстраняться от проблемы и постарайтесь понять, что, несмотря ни на какие неприятности, в жизни остается немало хорошего. Вначале сделать это довольно непросто, но можно прибегнуть к помощи, например, аромотерапии, выбирая такие эфирные масла, которые обладают антистрессовыми качествами.

2. Если стресс затянулся, не нужно ждать, пока он пройдет, возможно, ваша нервная система не в порядке, и вам нужна помощь профессионалов.

3. Умейте выделить время для себя и не терзайтесь по этому поводу лишним чувством вины, поскольку любая мелочь — новая прическа, массаж — может обладать неожиданно поразительным эффектом. Если нет возможности посетить СПА-салон, парикмахерскую и т.п., то вполне реально посвятить себе время и в домашних условиях. К примеру, сделайте самомассаж головы.

4. Помогите тем, кто наиболее остро нуждается в вашей помощи. Возможно, это старшие родственники, или больная подруга, вполне подойдет любой вариант. Скорее всего, ваши собственные проблемы после этого покажутся менее значительными.

5. Всегда стремитесь к балансу в любой жизненной сфере. А также помогайте своему организму, поддерживайте в хорошей физической форме свое тело. Не менее важным является и поддержание защитных свойств организма, ухудшение которых гораздо легче предупредить, чем исправить.

Сформулировав более кратко все вышеизложенное, можно обозначить главное правило в борьбе со стрессом — забота о себе и гармония в жизни приносят эмоциональное здоровье, ясность ума, физическую бодрость и ощущения жизненных целей, то есть то, что помогает преодолеть последствия стресса.

www.medpulse.ru

16.1. Метод психической саморегуляции

16.1. Метод психической саморегуляции

Психическая саморегуляция (ПСР) представляет собой процесс самоуправления, самовоздействия субъекта на свое функциональное состояние и поведение.

Существует много толкований понятия «психическая саморегуляция» [75, 83, 98, 122, 143, 186, 201]. Их объединяет понимание того, что этот феномен заключается в активации функциональных и личностных ресурсов организма и психики с помощью различных внутренних способов и средств и на основе знания механизмов физиологической и психической регуляции состояния и поведения субъекта в экстремальных ситуациях. Целью ПСР является предупреждение развития, нормализация и восстановление неблагоприятных функциональных состояний, обеспечение здоровья, высокой работоспособности и эффективной деятельности. Есть основание считать, что приемы ПСР могут оказывать влияние и на проявление стратегий и стилей преодоления стресса, то есть на типичные и индивидуально своеобразные формы и способы поведения в условиях психологического стресса.

Данные литературы свидетельствуют, что ПСР является достаточно эффективным методом: а) снижения чрезмерно выраженной нервно-психической напряженности и эмоциональных переживаний в связи с развитием стресса; б) ускорения процесса восстановления функционального состояния при выраженной психоневротической симптоматике (нарушение сна, высокий уровень тревожности и эмоционального возбуждения, депрессивное состояние и др.); в) повышения эмоциональной и психофизиологической устойчивости организма и психики к воздействию стресс-факторов; г) развития физиологических, личностных, поведенческих ресурсов человека; д) формирования функциональной готовности к адекватному реагированию на экстремальные условия среды и чувства уверенности в успешном преодолении стресса.

Современные исследования проблемы преодоления стресса и определяемые ими методические подходы к регуляции этого состояния основываются на принципах системного и субъектно-деятельностного подходов в психологии и, в частности, на представлениях о роли поддержания баланса в системе «субъект – среда – деятельность» путем саморегуляции как трудового процесса, так и психических состояний. Наиболее последовательно и глубоко эта концепция рассматривается в работах Л.Г. Дикой [71, 75]. Она анализирует психическую регуляцию деятельности и функциональных состояний с позиций представлений о психологической системе деятельности. Автор показала, что особенностью саморегуляции функционального состояния как особого вида деятельности является то, что субъект реализует активность в отношении к самому себе, к своему состоянию, но только в напряженных, экстремальных состояниях эта активность проявляет целенаправленный произвольный характер и становится деятельностью со всеми присущими ей компонентами психологической системы деятельности [по 222], то есть мотивами, целью, программой и т. д.

Для понимания механизмов психической регуляции функционального состояния и на этой основе выбора методов и режимов (дозировки) его коррекции является знание индивидуальных особенностей стиля, то есть индивидуального своеобразного характера, процесса, регуляции состояния. Л.Г. Дикая предложила типологию индивидуальных стилей ПСР функционального состояния, основанную на данных фундаментальных исследований В.С. Мерлина, Е.А. Климова, О.А. Конопкина. Она выделила в регуляторных системах психофизиологического и психодинамического уровней индивида механизмы, определяющие процессы расхода и восстановления функциональных ресурсов организма и психики, которые отражают особенности экстравертированности и интровертированности личности с трофотропным и эрготропным типом регуляции, а также дала интегральную характеристику каждого индивидуального стиля регуляции («гармоничного», «затратного», «накопительного» и «экономичного») и определила стили саморегуляции, рациональные для нормальных, комфортных условий деятельности и стили, регулирующие поведение человека в стрессогенных ситуациях. Опыт индивидуального или группового обучения саморегуляции состояния в соответствии с особенностями его индивидуального стиля выявил перспективы такого подхода для коррекции недостаточно оптимальных способов саморегуляции функционального состояния стилей.

Рассмотрение ПСР функционального состояния как деятельности позволило подойти к анализу взаимодействия между психологическими системами профессиональной деятельности и деятельности по саморегуляции состояния с единых теоретических позиций, что особенно важно при экстремальных стрессогенных условиях. В качестве общего основания для анализа их межсистемного взаимодействия выступают положения не только о психологической системе деятельности, но и принципы полисистемности и межсистемного подхода в психологии [60, 84, 136]. Как отмечает Л.Г. Дикая, психологическая система профессиональной и саморегулирующей деятельности имеет один и тот же компонентный состав и структуру, единого субъекта, но различается объектом регуляции, доминирующим уровнем детерминации, характером мотивов и целей, способами и механизмами регуляции. Взаимодействие этих компонентов психологической системы деятельности, качественное своеобразие регулятивных систем двух видов деятельностей порождает индивидуальные различия в развитии функционального состояния и эффективности их коррекции.

Разнообразные техники и приемы ПСР можно подразделить на две группы – общую и специальную. Приемы первой группы являются основой саморегуляции состояния стресса, фундаментом формирования специальных приемов. В ходе отработки приемов, упражнений общей группы вырабатываются навыки управления ритмом дыхания, произвольной регуляции мышечного тонуса, свободного оперирования чувственного образа (чувства тяжести, тепла и др.), управления вниманием (сосредоточение, распределение и переключение), быстрого аутогенного погружения (аутогенной релаксации) и выхода из этого состояния. Упражнения первой группы имеют и самостоятельное значение, – они применяются для снятия напряжения, усталости, восстановления сил регуляции вегетативных функций. Овладение этими приемами ПСР продолжается в процессе групповых и самостоятельных тренировок и постепенно происходит привыкание к мысленному повторению слышимого текста, он перестает восприниматься как нечто внешнее и полностью идентифицируется с внутренними побуждениями индивида.

Вторая – специальная – группа приемов ПСР представляет собой комплекс формул самовнушения, позволяющий активно управлять психическими процессами и своим эмоциональным состоянием, нормализовать функции ЦНС, проводить коррекцию психических качеств, снижать уровень тревоги, развивать профессиональные навыки и умения. Использование специальных формул для восстановления функционального состояния носит, как правило, индивидуальный характер.

В настоящее время существует обширная литература, посвященная как теоретическому обоснованию различных аспектов проблемы психической саморегуляции, так и описанию разных методических приемов ее проведения [14, 15, 69, 75, 98, 122, 127, 132, 133, 143 и др.].

Среди существующих психологических подходов к классификации приемов саморегуляции состояний, как отмечает Л.Г. Дикая, можно выделить функциональные, психологические и системные ее основания. В системных исследованиях саморегуляции выделяются два основных уровня отражения состояния – бессознательное и осознанное и соответственно два уровня саморегуляции – непроизвольное и произвольное, которые могут при определенных условиях переходить один в другой.

В регуляции состояния, утверждает автор, особенно в экстремальных условиях, большую роль играют неосознаваемые мотивы, непроизвольные вегетативные, эмоциональные и поведенческие реакции, которые проявляются независимо от воли человека, в то время как преимущество механизмов произвольной саморегуляции заключается в том, что они подчиняются волевым усилиям и сопровождаются осознанными ощущениями.

Существенно важным является то, что произвольной саморегуляции подвержены не только моторные компоненты поведения, но и целый ряд психических, психофизиологических функций и процессов. Исходя из этого, в основу классификации способов саморегуляции, предложенной Л.Г. Дикой и Л.П. Гримаком [75], положен принцип направленности воздействий на определенный уровень активности функциональных систем организма и психики человека. В этом случае все приемы саморегуляции дифференцируются в зависимости от того, какими активирующими и регулирующими системами они реализуются (в зависимости от механизма осуществляемого воздействия).

Однако этот подход недостаточно четко определяет роль активности самого субъекта, в то время как главной особенностью психической саморегуляции состояний является направленность активности субъекта на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих ему осуществлять изменение своего состояния и повышать работоспособность.

На основании проведенных исследований предложена классификация приемов саморегуляции, основанная на учете особенностей их отношения к компонентам структуры деятельности и к механизмам регуляции уровня саморегуляции [74]. В соответствии с критерием «активность – реактивность» в саморегуляции выделено четыре уровня, различающихся отношением к таким характеристикам, как «осознаваемость – неосознаваемость» и «произвольность – непроизвольность». Для каждого уровня были определены доминирующие механизмы психической регуляции и ведущей структуры саморегуляции (активационный, эмоциональный, когнитивный и коммуникативный), на который направлено воздействие средств саморегуляции. В качестве еще одного критерия разделения способов саморегуляции Л.Г. Дикая предложила такие виды психической деятельности как преднастройка, операция, действие, деятельность.

В соответствии с представлениями автора на произвольном, но еще недостаточно осознаваемом уровне в саморегуляции состояния доминирует активационно-эмоциональный компонент, а способы саморегуляции, которые использует субъект, можно соотнести с операциями в структуре деятельности. Неосознаваемыми эти произвольные способы саморегуляции становятся в том случае, если они доведены до уровня навыка. Необходимость их активации возникает в усложненных условиях деятельности и при начальных явлениях монотонии, утомления, напряжения, когда субъект непроизвольно изменяет ритм дыхания, совершает мышечные движения, повышает речевую активность и т. п., что свидетельствует о стремлении мобилизации энергетических и поведенческих ресурсов.

Дальнейшее нарастание экстремальности условий деятельности и возникновение несоответствия между текущим и потребным состоянием начинает осознаваться субъектом, становится предметом его внимания, и он осознанно принимает решение о необходимости целенаправленного изменения своего состояния и использования для этого определенных приемов саморегуляции, действие которых направлено в основном на когнитивно-эмоциональный компонент саморегуляции. На этом уровне саморегуляции субъект осмысленно применяет способы невербального самовоздействия (различные формы представлений, сенсорную и эмоциональную репродукцию, идеомоторику, волевые усилия, самоконтроль с биологической обратной связью и др.).

Переход на следующий уровень саморегуляции функционального состояния связан с его значительным изменением (нарушением) и, в частности, необходимостью выбора субъектом деятельности по саморегуляции своего состояния или выполнения профессиональных задач. Происходит изменение целевых установок, мотивов, направленности сознания, что сопровождается осознанным использованием таких произвольных приемов самовоздействия, как самоанализ, самовнушение, самоубеждение, самопрограммирование и т. д. На этом уровне доминирует качественно-личностный компонент саморегуляции функционального состояния, и она представляет собой целостную деятельность со всеми присущими ей компонентами психологической системы.

Предложенная Л.Г. Дикой модель классификации саморегуляции определяет психологические основания произвольного и непроизвольного (неосознанного) выбора или включения тех или иных приемов регуляции функциональных состояний.

psy.wikireading.ru

Что такое саморегуляция: понятие, классификация и методы

Пребывание в негативном эмоциональном состоянии разрушительно действует на организм, люди с древности ищут способы контроля психического состояния. Методы саморегуляции эмоциональных состояний активно изучаются, сегодня разработан ряд приемов, позволяющих управлять стрессом. Саморегуляция это система определенных действий, направленных на управление своей психикой. Техники регуляции дают возможность осознанно управлять своим поведением.

Подходы в психологии

В отечественной психологии определение эмоциональной регуляции встречается в следующих контекстах:

  • саморегуляция личности;
  • регуляция поведения;
  • психическая саморегуляция;
  • саморегулирование состояний.
  • Механизм саморегуляции и регуляции эмоциональных состояний рассматривал Ф.Б. Березин. В его работах регуляция организма связана с психической адаптацией. Березин утверждает, что тревоге и стрессу противостоят психологические защиты. Проведенные исследования привели Березина к выводу, что существуют индивидуальные характеристики личности, именно они помогают успешно адаптироваться к стрессу. Это уровень нервно-психической устойчивости, самооценка, эмоциональное реагирование в конфликтах и другие.

    Известен подход Р.М. Грановской. Она делит все способы эмоциональной регуляции на три группы:

  • Ликвидация проблемы.
  • Снижение интенсивности влияния проблемы путем изменения точки зрения.
  • Облегчение воздействия негативной ситуации с помощью ряда методов.
  • Регулировать состояние Р.М. Грановская предлагает с помощью ослабления мотивации. К примеру, снизить эмоциональную напряженность при достижении цели можно, концентрируясь не на конечном результате, а на тактических приемах.

    Общие принципы

    Ряд психических состояний приводит к дезорганизации, поэтому их нужно регулировать. Существует два способа:

  • Использование воздействия на психику извне.
  • Самовнушение.
  • Понятие саморегуляции относится ко второму пункту, то есть человек помогает себе самостоятельно справиться с напряженной ситуацией. Приемы психологической саморегуляции предполагают волевое участие, имеет значение личность человека.

    Психическая саморегуляция – управление эмоциональным состоянием путем воздействия на самого себя с помощью слов, образов, мышечного тонуса, изменения дыхания.

    Психологическая саморегуляция позволяет устранить эмоциональный стресс, ослабить признаки утомления, повысить психофизиологическую реактивность.

    Современное самоуправление состоянием является своеобразным психогигиеническим методом, повышающим ресурсы организма.

    Классификация

    В психологии существует несколько подходов к классификации самоуправления состоянием. Л.П. Гримак выделил следующие уровни саморегуляции:

    • мотивационный;
    • индивидуально-личностный;
    • информационно-энергетический;
    • эмоционально-волевой.
    • Мотивационный уровень

      Любые механизмы саморегуляции начинаются с мотивации. Регуляция и саморегуляция психических состояний тесно связаны с мотивацией достижения. Мотивация — это то, что движет человеком, а психическая саморегуляция — способность удерживать нужный уровень активности.

      Индивидуально-личностный уровень

      Уровень мобилизуется, когда необходимо «переделывать» самого себя, свои установки и личностные ценности.

      Качества, способствующие регуляции:

    • ответственность;
    • самокритичность;
    • целеустремленность;
    • сила воли.
    • Информационно-энергетический уровень

      Уровень обеспечивает нужную степень энергетической мобилизации для оптимальной работы психики. Виды саморегуляции на уровне:

    • Катарсис. Потрясение от просмотра произведений искусства освобождает от отрицательных мыслей.
    • Реакция «отреагирования». Усиление психической и двигательной активности.
    • Ритуальные действия. Ритуал призван настроить человека на хороший исход события, эмоционально подкрепить.
    • Эмоционально-волевой уровень

      Волевая саморегуляция дает возможность владеть своими чувствами, способностью сознательно поддерживать свое самочувствие в экстремальных ситуациях.

      Эмоциональная саморегуляция делится на две формы:

    • произвольная (осознаваемая);
    • непроизвольная (неосознаваемая).
    • Непроизвольная регуляция позволяет убирать стресс и тревогу интуитивно. Осознаваемая регуляция связана с целевой деятельностью, человек применяет специальные методы для восстановления эмоциональных сил.

      Какие методы используют

      Методы психической саморегуляции использовали еще в древности, к примеру, техника самовнушения вошла в историю как практика индийских йогов.

      Известные способы саморегуляции эмоционального состояния:

    • самовнушение;
    • релаксация;
    • аутогенная тренировка;
    • десенсибилизация;
    • медитация;
    • реактивная релаксация.
    • Релаксация

      Техника релаксации бывает произвольной (расслабление при отходе в сон) и произвольной. Произвольная техника вызывается путем принятия расслабленной позы, представления состояний, соответствующих покою. Навыки саморегуляции с помощью релаксации позволяют выполнить ряд задач:

    • снятие мышечных зажимов;
    • восстановление энергетического баланса организма;
    • избавление от последствий негативного межличностного общения, восстановление душевных сил;
    • оздоровление организма.
    • Аутогенная тренировка

      Приемы эмоциональной саморегуляции с помощью аутотренинга предложены немецким врачом Шульцем. Аутогенная тренировка — это самовнушение, приемы усваиваются в ходе систематических упражнений.

      Овладеть техникой может большинство людей, под влиянием тренировки нормализуется эмоциональная сфера, уходит стресс, усиливаются волевые возможности.

      Примеры саморегуляции с помощью аутогенно тренировки:

    • Упражнение направлено на овладение ритма дыхания. Предварительно вызывается ощущение тепла, тяжести, внушается, что сердце бьется легко и ровно. После подготовки происходит внушение: «Дышу совершенно спокойно», «Я спокоен». Фразы повторяют 5-6 раз.
    • Расслабление мышц вызывается ощущением тяжести, наполнение кровью капилляров кожного покрова — ощущением тепла.
    • Десенсибилизация

      Методы психологической саморегуляции с помощью десенсибилизации позволяют уменьшить страх и тревогу при пугающих ситуациях. Это может быть страх высоты, полета или воспоминания о пережитых травмирующих событиях.

      Привычные приемы регуляции — это устранение тревоги через расслабление. Погрузившись в состояние полного покоя человек представляет тревожные ситуации. Необходимо чередовать приближение и отдаление от источника напряжения.

      Эффективный прием — работа с дыханием. Удерживая свободное дыхание при встрече с тревожной ситуацией можно возвратить себе свободу действий.

      Принципы саморегуляции с использованием десенсибилизации — это устранение тревоги через позитивный настрой. Примером здесь может послужить, когда ребенок поет бодрую песню о том, как лев слопал человека. Звучание и тон речи устраняют страх. (Песня из фильма «Мери Поппинс, до свидания»). Общее веселое настроение ликвидирует стресс. В этом фильме можно найти эффективные методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

      Основы саморегуляции заложены в медитации. Процесс медитации позволяет полноценно отдохнуть и снять усталость. Достаточно 15-20 минут в день. Существует два вида медитации:

    • Глубокое размышление (медитация на что-то).
    • Медитативное состояние.
    • Действие медитации благоприятно для здоровья, она может снизить симптомы физических заболеваний, оказывает благоприятное влияние на физиологию. После практики улучшается обмен веществ, частота дыхания.
      Видео: вебинар «Что такое саморегуляция и зачем она нужна?».

      Методы естественной регуляции

      Методы психической саморегуляции бывают не только сознательные, но и естественные. К ним относятся:

    • прогулки в лесу;
    • посещение культурных мероприятий;
    • классическая музыка;
    • позитивная коммуникация с интересными людьми;
    • физическая разрядка, к примеру, интенсивная тренировка;
    • написание записи в дневник с подробным изложением ситуации, вызвавшей эмоциональнее напряжение;
    • литературные вечера.
    • Естественная регуляция позволяет предотвратить нервно-эмоциональные срывы, уменьшить переутомление.

      Некоторые основные естественные приемы психической регуляции человек использует интуитивно. Это длительный сон, общение с природой, вкусная еда, баня, массаж, сауна, танцы или любимая музыка.

      Многие из способов люди применяют бессознательно. Специалисты советуют переходить от спонтанного применения к сознательному управлению своим состоянием.

      Чтобы избежать нервных срывов, стоит использовать методы регуляции. Самоуправление своим состоянием может стать профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний и условием спокойного самочувствия. Главный совет – регулярное применение.

      Видео: вебинар психолога Нины Рубштейн «Зависимость, контрзависимость и саморегуляция».


      ostresse.ru

      47. Эмоциональный стресс и психическая саморегуляция.

      Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Понятие «стресс» введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе. Таким образом, стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы.

      Основное «тело» стресса составляют совокупность фрустрации, тревоги и их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями.

      Среди признаков стрессового напряжения выделяются: невозможность сосредоточиться; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита; невозможность вовремя закончить работу.

      Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.

      Стресс – это эмоциональное напряжение. Нагрузка на психику, которые испытывает человек в результате внешних воздействий. Стресс не является причиной нашего болезненного состояния, это и есть само состояние, а причину, вызывающую стресс, психологи называют стрессор. Стресс – явление индивидуальное, и мы сами довольно легко приводим себя в это состояние. Возможные психологические последствия стресса

      ТРЕВОГА

    • чувство, что должно произойти что-то плохое
    • постоянное беспричинное беспокойство и нервозность
    • неспособность расслабиться.
    • ДЕПРЕССИЯ

    • чувство бессилия или беспомощности
    • сонливость
    • ослабление памяти и внимания
    • Механизмы преодоления этого состояния индивидуальны и зависят от конкретной ситуации:

      Во-первых, это методика, направленная непосредственно на устранения причин стресса. Имеется в виду проблемно-ориентированная стратегия длительного действия, изменяющая либо ситуацию, либо самого человека. Вы находите причину стресса и устраняете ее. Этот метод применим лишь в том случае, когда вы точно осознаете причины, вызвавшие стресс, хотите их устранить и вас не устраивает быстрое, но временное решение проблемы, или же вы чувствуете приближение стрессового состояния и хотите себя соответствующим образом подготовить.

      Во-вторых, существуют так называемые быстрые методы, которые способны ненадолго облегчить сложившуюся ситуацию. В таком случае вы пытаетесь снизить уровень уже наступивших стрессовых реакций и стремитесь избежать усиления их. Эти методы применимы тогда, когда вы не можете (в силу тех или иных обстоятельств) устранить причину, вызвавшую стресс.

      Работа по саморегуляции для психолога необходима, возможно, в гораздо большей степени, чем для многих других профессий. Она затрагивает четыре основные сферы:

        1. Эмоциональные процессы
        2. Интроцепцию – телесные процессы и ощущения.
        3. Когнитивные процессы
        4. Поведенческую сферу.
        5. Психологу необходимо работать со всеми сферами. Существует большое количество техник в различных направлениях психологии и телесно — ориентированной терапии, с помощью которых возможно снятие напряжения, негативных эмоций и ощущений. Необходимы экстереоризация – вывод внутреннего во вне (эмоции, самооценка, телесные ощущения), децентрация – смещение внимания с себя на что-либо (например на животных), кроме того существуют многочисленные техники релаксации.

          www.psyworld.ru