Занятия для детей 10 лет с умственной отсталостью

Цикл занятий по развитию сенсомоторики младших школьников с умственной отсталостью

На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он обычно говорит.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления. В настоящее время Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова разработали программу курса коррекционных занятий и серию методических рекомендаций «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его знакомство с окружающим миром.

Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества. Это ставшие уже привычными – рисование, аппликация, лепка, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные, мало использующиеся в практике работы педагогов – выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись; оригами и другое. Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.

Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие – использование в образовательном процессе различных приемов: дидактические игры, игры с песком, водой, кубиками, конструктором, мозаиками, графические игровые упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, подвижные игры, физкультурные упражнения игрового характера и так далее. «Пальчиковый игротренинг» включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук; динамические игровые упражнения; пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

Однако анализ работы педагогов с умственно-отсталыми детьми, позволяет сделать вывод, что в специальных образовательных учреждениях мало внимания уделяется развитию сенсомоторики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью развития сенсомоторики у младшего школьника с умственной отсталостью и недостаточной методической разработанностью вопроса о необходимых и достаточных условиях, обуславливающих данное развитие.

Целью занятий является: создание условий для развития сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью.

Задачи:

  • Способствовать коррекции зрительно-двигательной и моторной координации ребенка.
  • Осуществлять коррекцию осязания и мелкой моторики ребенка.
  • Способствовать развитию зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания.
  • Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Но коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся.

    Принципы построения занятий:

    • системность и последовательность подачи материала;
    • наглядность обучения;
    • цикличность построения занятий;
    • доступность;
    • развивающий и воспитывающий характер учебного материала.

    Занятия рассчитаны на 11 недель. Всего 11 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество детей в группе не более 10 человек в возрасте 7-9 лет с легкой степенью умственной отсталости.

    Особенности детей с умственной отсталостью с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Вследствие этого, занятие представляет собой игру-оболочку, которая состоит из 4 частей и осуществляется в течение 40 минут.

    Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.

    Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются данные упражнения в течение 3 минут. Использованные в занятиях упражнения представлены в Приложении 1.

    Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе – на развитие восприятия. По времени выполнение данных упражнений занимает 5-10 минут. Использованные игры и упражнения для разминки представлены в Приложении 2.

    Основная частьзанятия (третья) состоит из задания изобразительного характера: лепкой, рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. По времени эта часть занимает 15-20 минут. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно провести пальчиковые игры и упражнения. Описание изобразительных техник представлено в Приложении 3, пальчиковые игры, упражнения – в Приложении 4. В использованные на занятиях игры малой подвижности, представлены в Приложении 5.
    Четвертая часть занятия – упражнения на релаксацию (Приложение 6), сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. На нее отводится 3 минут.
    Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: все дети и педагог встают в круг и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те. », произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я. ».

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Коррекционно-развивающие занятия для детей с умственной отсталостью

    Умственной отсталостью называют разнородные специфические состояния, имеющие разные причины и выраженность, связанные с состоянием нервной системы. Общим является то, что интеллектуальное развитие человека отстаёт от нормы, ему даётся непросто обучение и социальная адаптация в обществе. Умственная отсталость не лечится, поэтому так важны коррекционно-развивающие занятия для детей с подобным диагнозом, ведь, только работая с ребёнком, воспитывая и обучая его, родители могут добиться прогресса.

    Поскольку объём восприятия у таких детей снижен, а внимание рассеянное, предлагаемые занятия проходят в форме игры в сказку.

    научить ребенка с психофизической недостатком воспринимать себя как личность, осознавать собственные возможности. Сформировать у детей умение сочувствовать другим, конструктивно реагировать на разочарование и неудачи, самостоятельно принимать решения, ориентироваться в общественной жизни и уметь общаться с другими детьми.

    карточки с изображением лиц, выражающих различные эмоциональные состояния; бумага; карандаши; пушистые игрушки (птичка, волк, кот) детская посуда; «Волшебная» коробка; рисунки с изображением машины, бабочек.

    — Дети, где могут случаться чудеса? Правильно, в сказке. Мы сейчас с вами тоже будем путешествовать. Далеко нам придется добираться, поэтому поедем на машине. Кто умеет водить машину? Ведь мы едем в сказку, где происходят разные чудеса . Вот они начались: сейчас мы все превращаемся в водителей.

    Логоритмических упражнение «Мы — водители»

    — Мы едем, едем на машине. Нажимаем на педаль. Газ включаем, выключаем. Внимательно смотрим в даль. Дворники стирают капли. Вправо — влево. Без воды! Водители мы — хоть куда!
    Детишки под эти слова должны имитировать действия — руками, туловищем.

    Игра «Слушай внимательно»

    — Путешествуем дальше по воображаемой сказочной стране.
    Дети движутся под музыку. Но музыка вдруг прекращается, а учитель тихо, но чётко произносит команду (например, сесть на стулья, поднять свою правую руку, присесть и т.д.). Игра эта выполняется до тех пор, пока дети действительно внимательно слушают и контролируют свои действия.

    Игра «Магазин посуды»

    — Наш путь привёл нас к сказочной лавке.
    Учитель расставляет посуду на витрине, а дети становятся в очередь. Ребенок просит продавца (учителя) продать, например, тарелку. Продавец «продает» только тогда, когда покупатель назовет её цвет и укажет её место на витрине. Например: «Продайте мне, пожалуйста, зелёную тарелку, которая стоит на верхней полке слева». Игра заканчивается, когда вся посуда будет куплена.

    Игра «За что меня можно любить?»

    — Дети, мы встретили сказочного волка. Для того, чтобы мы смогли путешествовать дальше по сказочной стране, необходимо каждому из вас назвать те свои качества, за которые, на ваш взгляд, вас можно любить.

    Игра «Придумай себе имя»

    — Дети, для того, чтобы мы могли путешествовать дальше, необходимо каждому придумать себе то имя, которое он бы хотел иметь.
    Учитель затем спрашивает у детей, почему именно эти имена они выбирают, чем им не нравятся их настоящие имена.

    Примечание: как правило, отказ от собственного настоящего имени означает, что ребенок или недоволен собой, или пытается стать лучше (в своем воображении), чем он есть на самом деле.

    Игра «Создай свой танец»

    — Дети, мы встретили с вами волшебных бабочек, которые весело кружатся в танце. Давайте и мы станцует с ними.
    Учитель становится в круг. Под музыку быстро выполняет несколько разных танцевальных движений, все остальные, как могут, копируют танец. Затем он касается какого — либо ребёнка. Тот выходит в центр и создаёт свой танец, а дальше — другие участники.

    Игра «Улыбка»

    Дети, мы весело путешествовали с вами по сказочной стране. А теперь давайте представим себе, что вы очень счастливы! Почувствуйте, как ваша улыбка несется из сердца и поднимается, касается ваших губ. Вы улыбаетесь! Хорошего вам настроения!

    Как видите, ничего сложного в таких занятиях нет, но именно такими маленьким шажками, но неуклонно нужно продвигаться к цели — развитию познавательных способностей и интересов, речи, эмоций, а в конечном счёте — интеллектуальному и социальному развитию умственно отсталого ребёнка.

    s-mind.ru

    Учебно-методический материал по теме:
    Игры для детей с глубокой умственной отсталостью

    Игровые упражнения по тактильной, коммуникативной, зрительно-слуховой и двигательно-моторной стимуляции.

    Предварительный просмотр:

    Игры для детей с глубокой умственной отсталостью.

  • Игра « Щикатушки» ( стимуляция тактильных ощущений)
  • Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося, стимулируя его реакции на прикосновения.

    Взять руку ребенка и пощекотать:
    Здесь пень (запястье),
    Здесь колода (локоть),
    А здесь ключевая водица (подмышки).

    2. Игра: «Пальчики» ( двигательно – моторная стимуляция)

    Этот пальчик хочет спать,
    Этот пальчик лег в кровать,
    Этот пальчик чуть вздремнул,
    Этот пальчик уж уснул,
    Этот пальчик крепко спит,
    Никто больше не шумит.
    — Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

    3. Игра: « Работа» ( стимуляция тактильных ощущений)

    Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося ,стимулируя его реакции на прикосновения.

    Ивану Большаку – дрова рубить.
    Ваське-Указке – воду носить.
    Мишке Среднему – печку топить.
    Гришке Сиротке – кашку варить.
    Крошке Тимошке – песенки петь,
    Песенки петь и плясать.
    — Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.

    4. Игра: «Флажок» (двигательно – моторная стимуляция)

    Цель: Учить держать флажок, фиксировать и действовать с ним.
    Я в руке флажок держу. И ребятам им машу.
    Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».

    5. Игра: «Зайка барабанщик» (зрительно- слуховая стимуляция)

    Цель: Развитие зрительного и слухового внимания) Трам -пам-пам, трам –пам-пам – Зайка бьёт в барабан. Трам -пам-пам, трам –пам-пам – Кто бьёт в барабан?

    Учитель произносит стихи ,показывает движения с игрушкой, бёт в барабан, двигая его в разных направлениях. Воспитанник следит за действиями педагога.

    6. Игра: «Кто у нас любимый» (коммуникативная стимуляция)

    Цель: помогать узнавать своё имя; развивать эмоциональную сферу.

    Ребёнок лежит на спине, лицом к взрослому.

    Кто у нас любимый? (Погладить руки ребёнка.) Кто у нас счастливый? ( Погладить ноги ребёнка ) Женечка ( имя ребёнка ) счастливый! Женечка ( имя ребёнка ) любимый! Погладить всё тело ребёнка.

    7. Игра: «Пирожки» ( двигательно – моторная стимуляция)

    Цель: Развитие мелкой моторики.

    У печи, печи, печи-
    Испечем мы пироги. Ладушки, ладушки испекли оладушки.
    — Ладошками имитировать движения лепки пирожков и оладушек.

    8. Игра: « Весёлые пальчики» ( стимуляция тактильных ощущений)

    Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося, Мелкой моторики; стимуляция его реакции на прикосновения.

    Этот пальчик – маленький,
    Мизинчик удаленький.
    Безымянный – кольцо носит,
    Ни за что его не бросит.
    Ну а этот – средний, длинный.
    Он как раз посередине.
    Этот указательный,
    Пальчик замечательный.
    Большой палец, хоть не длинный,
    Среди пальцев самый сильный.
    Пальчики не ссорятся
    Вместе дело спорится.
    — На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.

    9. Игра: «Кисель» (стимуляция обонятельной чувствительности)

    Цель: Развитие обонятельной чувствительности. Тили-тили, тили-тель Варим вкусный мы кисель. С апельсинами для Сашеньки ( нюхаем апельсин ), А с лимонами для Лисоньки ( нюхаем лимон )

    Круговыми движениями руки имитируем размешивание, совместно с ребёнком.

    10. Игра: «На лошадке ( двигательно-моторная стимуляция)

    Цель: Активизировать мышечный и вестибулярный аппарат. Педагог, удерживая ребёнка за спину и плечи, качает его на своих коленях вверх – вниз. На лошадке скок- поскок Скачет маленький ездок. Через рощу, через бор, Через поле , через двор! Движения взрослого ускоряются. Вот конюшня, вот сарай… Тпру – у! Приехали… Слезай. Движения замедляются до полной остановки.

  • Е.А. Савельева «Солнышко на ладошке», Пальчиковые и жестовые игры для детей от 0 до года, Москва 2012 г.
  • Е. А. Савельева «Весёлые лошадки», Стихотворные игры для детей 2 – 3 лет, Москва 2013 г.
    1. мягкие разноцветные игрушки
    2. коробка
    3. Простыня, полотенце или ткань

      1.Возьмите несколько мягких разноцветных игрушек и положите их в корзину так , чтобы малыш их не видел.

      2. Достаньте одну игрушку из коробки и покажите их малышу. Держите игрушку поближе к своему лицу и разговаривайте с ребенком, привлекая его внимание.

      3. Когда малыш будет рассматривать игрушку, накройте её тканью.

      4. Скажите ему: «Нету!»

      5. Подождите пару секунд, затем быстро снимите ткань с игрушки и радостно воскликните:»А вот и она!»

      6. Повторите с разными игрушками.

      После того как вы спрятали игрушку несколько раз, уберите ее. Понаблюдайте за тем, как ребенок на это отреагирует. Затем опять покажите ему игрушку. Чтобы заинтриговать малыша, прячьте игрушки в разных местах.

      Если ваш малыш расстраивается, когда игрушка исчезает, прячьте ее медленно, чтобы он мог ее видеть.

      Эта игра хороша тем, что ребенок учится держать голову (В моем случае ребенок начал держать в 1,5 месяца, а в 2 уже уверенно).

      Для этого вам понадобятся яркие игрушки (где-то 10) .

      Расставьте на верхний уровень (полка, горка, стенка) в ряд. Поднесите малыша к игрушкам и расскажите эмоционально про каждую. «Вот лягушка, ква, ква, ква», «Вот уточка кря, кря,кря», «Вот зайчик попрыгайчик».

      Показывайте, но не переусердствуйте, малыш может устать, и ему будет не интересно.

      Этому дала, этому дала,

      А этому не дала:

      Ты дров не рубил, воды не носил,

      Приговаривая, водите пальчиком ребенка по его ладошке, при словах «этому дала» загибайте мизинец, затем безымянный палец, средний и указательный, при словах «а этому не дала» поверните большой палец и пощекочите ладошку ребенка.

      Игра «Мое отражение»

      Ничто нет вызывает у ребенка такого удивления, как открытие своего удивления, как открытие своего отражения. Ребенок удивляется, и оно удивляется, ребенок машет ручками, и оно машет. Малыш качает головой, и оно качает. Это тоже открытие мира и познание себя, пусть еще и неосознанное.

      Затем пускать зайчиков, показывать в зеркале игрушки, крутить и поворачивать зеркало, менять его размер. Следите, чтобы оно было безопасным.

      Позже малыш начнет узнавать свое отражение в нем. Это будет вызывать неописуемую радость с включением двигательного и голосового компонента. Он будет заигрывать с отражением, разговаривать с ним.

      Игра «Знакомимся с телом»

      Малыш в этом возрасте в основном прислушивается к себе, к своему организму. Он не знает, что у него есть ручки, ножки, животик. Эта игра связана с множеством прикосновений к ребенку, она помогает ему скорее осознать части своего тела.

      Малыш лежит на спине на руках у мамы. Возьмите его ручки и поднесите ко рту. Скажите:»Пальчики вы, пальчики». Прикоснитесь к ним щекой. Затем поцелуйте пальчики на ножках. Подуйте на них, проведите его пальчиками по своим губам.

      Прикоснитесь своим носом к носику ребенка. Скажите: «Это чей тут животик?». Поцелуйте малыша в животик. Называйте другие части тела малыша и целуйте их.

      Игра развивает доверие, приносит радость общения друг с другом.

      Для ребенка характерно так называемое «ротовое внимание при общении». То есть ребенок старается ответить, вступить в разговор, двигая губами, открывая и закрывая рот. Он выражает радость всем телом, энергично двигая руками и ногами. Поощряйте его на эмоциональное общение, вытяните губы, пропойте низким голосом «бу-у-у-у», затем высоким — «пи-и-и-и». Покачайте головой, сказав «пум-пурум-пум-пум». Пощелкайте своим языком, надуйте щеки, нахмурьте брови, наморщите лоб.

      Игра развивает речевое общение и взаимопонимание. Не забудьте повторить за ребенком все его звуки, поиграйте в диалог.

      Игра «Игры со зверюшками»

      Ребёнок лежит на животе. Возьмите в руки игрушечную кошку или собачку. Поставьте ее сначала на расстоянии метра.

      Постепенно медленно приближайте игрушку к ребенку, читая напевно стишок:

      Вот пришла к нам кошечка,

      Пусть он зафиксирует игрушку взглядом, прислушивается к вашему голосу.

      Во второй части игры положите малыша на пеленальный столик. Приближая и удаляя игрушку, прочитайте пестушку еще раз.

      Игра «Маленькие ножки»

      Чтобы стимулировать эти движения, положите что-нибудь ему в ножной конец кровати, например большую мягкую игрушку, пищащую игрушку или вашу собственную руку. Каждый раз кладите в ноги малышу что-нибудь одно.

      Возьмите шуршащий полиэтиленовый пакет и вложите в наволочку. Подушку поместите в кроватку в ножки малыша так, чтобы малыш ударял по ней ножками.

      Игра стимулирует ползание на спине и укрепляет мышцы ног.

      Ребёнок лежит на животе, вы — вне поля зрения. Покажите ему неваляшку на расстоянии метра, покачайте ее. Привлеките внимание ребенка мелодичными звуками, издаваемыми игрушкой при покачивании. Переместите ее медленно на метр вправо, затем- влево. Если малыш не фиксирует взгляд, медленно приближайте ее до расстояния его вытянутой руки. Пусть он погладит ее с вашей помощью, поводит пальчиком по глазкам, носику. Смотрите, чтобы малыш не испугался — это может произойти, если игрушка слишком большая (большие игрушки чаще возбуждают детей) или издает резкие, чересчур громкие звуки.

      Игра развивает зрительный анализатор, речевое и эмоциональное общение.

      Аналогичные игры можно производить с музыкальной шкатулкой, говорящими куклами, рычащим медвежонком и т. д.

      Игра «Далеко и близко»

      Посмотрите ему в глазки и произнесите любой напевный слог: «ла-а-а» или «на-а-а». Сделайте паузу, ожидая ответной реакции ребенка- двигательной, мимической, жестовой, звуковой. Медленно отклонитесь вправо, пропойте опять этот же слог,но басом. Затем влево, опять пропойте, но высоким голосом, пропищите «ла-а-а». Приблизьте свое лицо так близко, чтобы носом коснуться носика ребенка. Теперь отдалитесь подальше, но чтобы малыш вас видел и не отвлекался.

      Игра имеет важное значение для социального развития, эмоционального общения, развития зрительного и слухового анализатора.

      Игра «Пальчиковая гимнастика»

      Ее делают с месячного возраста. Она важна для развития мелкой моторики, развития речи. К тому же, массируя пальчики и показывая их ребенку, вы даете возможность получить представление о его собственном теле. Перебирая пальчики на руке ребенка, тихонько напевайте:

      Этот пальчик танцевал,

      Этот пальчик рисовал.

      То же можно проделать с пальцами ног.

      Это несложное упражнение снимает физиологический гипертонус ножек и готовит малыша к выполнению более сложных упражнений. Ребенок лежит на спинке. Нужно захватить его ножки ниже колена и легонько «потопать» пяточками по поверхности. Выполняйте движение нежно, но легкий толчок все же должен быть. Выполняя это упражнение, не старайтесь сгибать или разгибать ножки.

      Побежали по дорожке

      Наши маленькие ножки.

      В лесок, на мошок,

      Чтоб не холодно жить!

      Это очень простое и полезное упражнение, доставляющее ребёнку удовольствие. Ребенок лежит на спинке. Мама держит одной рукой ножку малыша а другой перебирает пальчики («горошки»), пока не доходит до «фасольки»-большого пальчика.

      Пальчики можно не только растирать, но и оттягивать вверх и в стороны — это развивает мелкие мышцы стопы, а также способствует стимуляции рефлекторных точек в зоне стопы.

      Горошка, горошка, горошка

      Горошка, горошка, горошка,

      Покачивание на мяче

      Возьмите большой надувной мяч. Положите его на большую кровать или диван.

      Положите ребенка на мяч животом. Ручки должны свободно лежать перед грудью. можно придерживать малыша за голеностопы правой рукой, левой рукой — в области лопаток. Если ножки разведены широко в стороны, малыша придерживают в области поясницы. Покачайте мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны и по кругу. Размах движений должен быть небольшим, чтобы ребенок не соскользнул.

      nsportal.ru

      Умственная отсталость (олигофрения) — это приобретенное или врожденное недоразвитие психики и интеллекта, сформировавшееся из-за патологии головного мозга и сопровождающееся социальной дезадаптацией. Помимо недостаточного развития познавательной сферы (интеллект, мышление, внимание, речь и память), страдают также поведение, моторика и сегменты психики, отвечающие за эмоции и волеизъявление.
      Если ранее под термином «умственная отсталость» (далее — УО) подразумевалась только задержка психического развития органического происхождения, то сегодня данный диагноз ставится и при задержках социально-педагогического характера (так называемая «педагогическая запущенность»).
      Также УО следует отличать от деменции. УО подразумевает врожденный или приобретенный до 3 лет психический дефект, при котором снижены показатели интеллекта. Деменция — это нарушение, при котором интеллект по каким-либо причинам (заболевание или травма) снижается с нормальных показателей (например, у пожилых людей при болезни Альцгеймера).

      Причины умственной отсталости у детей

      • Наследственность и генетические заболевания (например, синдром Дауна);
      • Несовместимость плода и матери по резус-фактору;
      • Травмы младенца во время родов или родовспомогательных манипуляций (асфиксия, гипоксия, родовая травма), недоношенность;
      • Внутриутробные патологии плода различного генеза;
      • Травмы и заболевания ЦНС в раннем возрасте;
      • Педагогическая запущенность (чаще встречается в неблагополучных семьях).
      • Степени умственной отсталости

        Традиционно степень УО классифицировалась по выраженности дефекта (от наиболее легкой к тяжелой): дебильность, имбецильность, идиотия. Однако в наши дни привычные в течение многих лет термины исключены из международной классификации болезней из-за того, что эти слова стали употребляться в оскорбительном смысле и накладывают негативный отпечаток на восприятие людей с таким нарушением.

        Современная классификация степеней УО выглядит следующим образом:

        Коэффициент интеллекта определяется с помощью стандартных тестов с учетом культуральных особенностей ребенка на специальной комиссии.

        Клиническая картина олигофрении

        Выделяют три ключевых диагностических критерия УО:

      • Клинический — повреждение головного мозга;
      • Психологический — стойкое нарушение в познавательной сфере психики;
      • Педагогический — сниженная обучаемость.
      • Ведущий симптом при олигофрении — слабая познавательная деятельность у ребенка. В младенческом возрасте можно наблюдать, что ребенок отстает от нормы в плане моторного, психомоторного развития. Поздно начинает сидеть, ползать, ходить. Интерес к окружающему миру снижен, как и потребность в общении со взрослыми. Малыш не тянется к игрушкам, не хватает их, не пытается ими манипулировать. В более старшем возрасте, как правило, выявляется также задержка речи, непонимание обращенной речи, непонимание инструкций, неустойчивость внимания, отсутствие желания и умения общаться со сверстниками. Развитие игры по-прежнему запаздывает. И если сверстники в 3-4 года уже активно играют, подражая взрослым, у них представлена ролевая игра, то дети с умственной отсталостью в этом возрасте демонстрируют предметную игру, элементарное манипулирование игрушкой, без наличия сюжета. Также характерный признак УО — слабая развитость моторики, моторная неловкость, низкий уровень графических, изобразительных навыков. До школьного возраста часто рисование развито на уровне черкания. Таким детям сложно научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы и так далее.
        Нарушено сенсорное развитие, восприятие информации, устойчивость произвольного внимания, мыслительные операции формируются не в полном объеме. Для того, чтобы ребенок усвоил какую-либо информацию, ему нужны более яркие стимулы, более дробное деление информации и большее число повторений, а также наглядная, предметная иллюстрация материала. Необходимо более длительное время на усвоение определенного объема материала (по сравнению с нормой). Даже в школьном возрасте дети с УО не способны оперировать абстрактной информацией и должны для усвоения соотносить полученную информацию с конкретным, предметным примером.
        Помимо познавательной сферы, отмечают также выраженное своеобразие эмоционально-волевой и поведенческой сферы. Данные симптомы в своем проявлении зависят от социального окружения, степени отсталости, глубины и локализации органического поражения мозга.
        Поскольку при олигофрении всегда присутствует «органическая почва», то характер поражения головного мозга накладывает свой отпечаток на внешнее проявление нарушения. То есть локализация поражения и его особенности могут «добавить» ребенку определенные качества, например, сложности ориентировки в пространстве и времени, вялость, раздражительность или агрессивность, эмоциональную заторможенность, инертность, или наоборот, частые перемены настроения, истеричность, капризность, возбудимость. Общее в эмоционально-волевой сфере для таких детей: эмоциональная незрелость, зависимость от взрослых, впечатлительность, внушаемость, несамостоятельность, безынициативность, сложность усвоения социальных норм, что приводит к дезадаптации.
        В некоторых случаях умственная отсталость сочетается с другими заболеваниями и нарушениями, которые утяжеляют общую картину, затрудняют диагностику и прогноз. Например, встречаются дети с нарушениями слуха или зрения.

        Клиническая картина сильно различается в зависимости от степени УО:
        Глубокая УО — дети не обучаются в детском саду и школе, часто не владеют речью, не способны к самообслуживанию; иногда неходячие. Они проживают в семьях или специальных учреждениях (с согласия родителей). Их мир ограничивается удовлетворением физических потребностей. Они издают нечленораздельные звуки, часто имеют привычку к самоукачиванию (раскачивание из стороны в сторону).
        Дети с тяжелой УО также не посещают детские садики и школы, могут проживать в специализированных учреждениях. Им необходима помощь дефектолога (олигофренопедагога) в овладении элементарной речью, навыками самообслуживания. Способности к обучению минимальные, но они есть. Могут повторять стереотипные действия по образцу.
        Умеренная УО — по старой классификации это не резко выраженная имбецильность. Для таких детей также не предусмотрено обучение в школе, но их обучаемость заметно выше. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии дефектологического сопровождения и регулярных занятиях. Способны к простому самообслуживанию, элементарному труду.
        Легкая УО— это наиболее распространенный вид олигофрении на сегодня (70-90% всех случаев). Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная (коррекционная) школа VIII вида. Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, — все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни. По окончании обучения выпускник, к сожалению, не сможет пойти учиться в ВУЗ, этот путь закрыт.

        Программа обучения детей с умственной отсталостью. Диагностика, коррекция и прогноз

        Современная медицина и педагогика не стоят на месте. Задержки развития у детей сейчас диагностируют очень точно и в более раннем возрасте, чем раньше. Уже в год-полтора при подозрении на то, что малыш отстает от нормы, у родителей есть возможность провести полную диагностику и начать раннюю коррекцию, чтобы предотвратить усугубление дефекта и компенсировать его. Сегодня широко распространены так называемые «пограничные» формы нарушений, когда у ребенка есть неврологические, органические нарушения, но нет тяжелого дефекта. Для них прогноз наиболее благоприятен, так как при своевременном лечении у невролога и регулярных занятиях с дефектологом/олигофренопедагогом и логопедом последствия нарушения могут быть сведены к минимуму и компенсированы.
        Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в некоторых случаях может пойти даже в общеобразовательную школу (с инклюзией или специализированный класс), а чаще специальная комиссия рекомендует коррекционную школу VII вида (это школа для детей с ЗПР, СДВГ, дислексией и подобными нарушениями).
        Также для детей с УО созданы коррекционные школы VIII вида. Отличие школ VII и VIII вида в том, что в школе VII вида есть итоговая государственная аттестация (экзамены), и выдается аттестат зрелости. В младших классах есть возможность перевода в обычную школу (однако для умственно отсталых детей эта возможность все равно подразумевает обучение в специализированном классе). В школе VIII вида не выдается аттестат, а только справка об участии в образовательном процессе. Там ученики не остаются на второй год, то есть усваивают материал по мере своих возможностей без обязательной «планки». С выданной справкой об обучении выпускники могут пойти в ПТУ или вечернюю школу. В некоторых школах VIII вида есть 10 и 11 класс, в которых делается акцент на трудовом обучении, овладении профессией. В успешном обучении ученику присваивается разряд, квалификация.
        Для детей с умеренной и тяжелой степенью олигофрении сегодня больше возможностей в плане коррекции и развития, чем раньше. По докладам дефектологов, такие дети, несмотря на общепринятое мнение, все-таки способны пойти в коррекционную школу VIII вида (школа для умственно отсталых детей с легкой степенью) в рамках специального класса. Если в обычном классе школы VIII вида около 12 детей, то в таком классе должно быть не более 8 детей.

        Помимо непосредственно показателя интеллекта для прогноза развития ребенка с УО крайне важно учитывать особенности эмоционально-волевой сферы и поведения. При неосложненной картине, когда с ребенком возможно выстроить коммуникацию, замотивировать на учебу, адаптировать к педагогическому процессу, прогноз благоприятен. Такие дети успешно обучаемы и при легкой степени олигофрении уже в подростковом возрасте адаптируются в обществе, чувствительны к оценке своей личности и способны выстраивать межличностные отношения, например, в своем коллективе. Выпускники школ с легкой степенью УО способны овладеть профессией и трудоустроиться.

        Дефектологи подчеркивают, что при общем диагнозе «умственная отсталость» важен индивидуальный подход — как в вопросах диагностики, так и в коррекции, обучении, воспитании. Поскольку такие дети могут быть очень разными, то и педагогический подход должен быть каждый раз разным. Родителям важно не упустить время и видеть возможности, потенциал ребенка к развитию. Проводить занятия по развитию речи, моторики, восприятия, мышления, внимания, памяти, — всех познавательных функций, а также обучать социально-бытовым навыкам, корректировать поведенческие особенности и максимально влиять на гармонизацию личности. В центре Ember логопеды и коррекционные педагоги, а также специальные психологи проводят индивидуальные занятия с детьми, имеющими диагноз «умственная отсталость», успешно выполняя все вышеперечисленные задачи.

        Инклюзия и специальное обучение
        Наше общество развивается, оно становится более терпимым к людям с психофизическими особенностями. Мы уходим от стигматизации и отрицания проблемы наличия детей с особенностями развития и движемся к принятию и максимальной социализации всех членов общества. Система специального образования в нашей стране предусматривает наличие коррекционных детских садов и школ по виду дефекта (зрение, слух, психические нарушения, речевые проблемы, олигофрения, сочетанные нарушения). Сложность ситуации состоит в том, что в такой системе дети с особенностями навсегда выделяются в отдельную группу и практически полностью теряют шанс на полноправную адаптацию в обществе. Есть противопоставление здорового ребенка и ребенка с особенностями. И этот стереотип продолжает жить в умах наших сограждан, т. к. подкрепляется педагогической «машиной». К счастью, это положение меняется, и постепенно наша страна движется к реализации идеи инклюзивного образования, когда в общеобразовательной школе учатся и дети с особенностями, например, посещая учебное заведение с тьютором (от англ. tutor — наставник) — специальным сопровождающим. Плюсы такого подхода очевидны: потенциал ребенка задействуется по максимуму, не ограничиваясь урезанной программой коррекционной школы. Ребенок вливается в коллектив, а здоровые дети учатся принятию разных человеческих проявлений. Такие школы уже существуют в нашей стране. Однако воплощение всех принципов инклюзивного образования трудоемко: ведь особенности у детей бывают разные, и не всегда есть объективная возможность подстроить образовательный процесс под 1-2 детей. Плюс многое зависит от личности и желания родителей, а также их финансовых возможностей. Например, сопровождение тьютора стоит достаточно дорого. Плюс дополнительно родители, как правило, нанимают репетитора и коррекционного педагога для занятий дома, ведь общая школа не предусматривает такого сопровождения.
        Традиционно дети с УО по-прежнему идут в коррекционные школы VII или VIII видов, в зависимости от проявления дефекта. Из плюсов коррекционной школы — ребенок имеет максимальные возможности для легкой адаптации, программа легче усваивается, есть специальное сопровождение коррекционных педагогов, логопедов, психологов, врачей. Предусмотрена трудовая адаптация выпускника.

        Занятия для детей с умственной отсталостью

        При наличии задержки в развитии ребенка крайне важно выявить ее причину и по максимуму устранить ее саму и вытекающие последствия как можно раньше (если это возможно). В начале пути родители ребенка с умственной отсталостью проходят этап диагностики: врачи проводят массу обследований, это УЗИ головного мозга, допплерография, ЭЭГ и другие обследования в зависимости от источника патологии. Иногда картина осложняется другими заболеваниями, например, нарушением слуха или зрения, нарушением обмена веществ. Конечно, чем раньше было выявлено, что малыш отстает в развитии, тем больше шансов на успешную компенсацию дефекта.
        Итак, крайне важно выявить ведущую причину, после чего лечащий врач (чаще всего это невролог) назначает стратегию коррекции. Она может быть различной с точки зрения медицины (в зависимости от происхождения дефекта), однако все специалисты сходятся во мнении, что ведущую роль в коррекции играют воспитательно-дефектологические методы. В дошкольный период важно по максимуму использовать потенциал ребенка, подключить к занятиям хорошего логопеда и дефектолога для того, чтобы ребенок максимально для своих возможностей приблизился в знаниях и умениях к норме до наступления школьного возраста.

        В центре Ember работа с детьми с диагнозом «умственная отсталость» начинается с консилиума специалистов. Консилиум — это комплексная первичная консультация нескольких профильных специалистов: дефектолога (коррекционного педагога), логопеда, специального психолога (или нейропсихолога). Состав специалистов может быть различным в зависимости от потребностей родителей и ребенка. После комплексной консультации специалисты составляют коррекционный маршрут, дают свои рекомендации и заключение родителям. Часто на такую консультацию в наш Центр приходят родители перед государственной комиссией (ПМПК) для получения предварительной информации и рекомендаций, какой коррекционный путь выбрать (вид садика, специальной школы), понимания прогноза развития ребенка.
        Как правило, коррекционный маршрут включает занятия для детей с умственной отсталостью с дефектологом, а также с логопедом. Дополнительно по необходимости подключается к работе педагог-психолог, специальный психолог или нейропсихолог.

        Программа занятий включает:

        • развитие речи (у детей школьного возраста — также письма и чтения), мышления, общей и мелкой моторики;
        • элементы ЛФК (включаются в занятия с дефектологом);
        • развитие восприятия, улучшение внимания, памяти;
        • коррекцию особенностей поведения, эмоционально-волевой сферы;
        • улучшение коммуникативных навыков;
        • Томатис-терапию;
        • обучение социально-бытовым навыкам, умению обслуживать себя в повседневной жизни.
        • Кто проводит занятия для детей с умственной отсталостью в нашем центре?


          Королёва Виктория Николаевна — ведущий дефектолог, олигофренопедагог,

          стаж более 8 лет. Проводит занятия в офисе на Новочеркасском проспекте, а также выезжает на дом к клиентам в пределах Санкт-Петербурга.

          emberint.ru