Диагностика дошкольника с синдромом дауна

Статья на тему:
Диагностика индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Материалы II Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, гор. Сумы, СумДПУ, 16.04.2015г.

Предварительный просмотр:

Ефремова Н. А., учитель-дефектолог,

ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА

Статья посвящена системе работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. В ней рассматривается вопрос организации психолого-педагогической диагностики детей с синдромом Дауна.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, ограниченные возможности здоровья, нарушение интеллекта, синдром Дауна, диагностика

Актуальность: говоря о диагностике, прежде всего мы подразумеваем изучение индивидуальных особенностей ребенка, а не степень его развития в той или иной сфере. В связи с этим, как нельзя, кстати, является высказывание Л. Выготского о том, что «. полное решение проблем диагностики развития может быть достигнуто только на основе последовательного и достаточно глубокого решения основного вопроса относительно законов природы процессов детского развития» [1, с. 287]. К сожалению, на фоне общего ухудшения показателей здоровья населения, в том числе и детского, имеет место тенденция увеличения количества дошкольников с нарушениями интеллекта. В дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ), в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, эти изменения находят отражение во внедрении альтернативных форм помощи воспитанникам, активном поиске инновационных подходов к разработке педагогических технологий. Процесс совершенствования коррекционно-педагогического процесса с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, в том числе с детьми с синдромом Дауна определяет актуальность данной работы.

Цель систематизировать задачи диагностики индивидуальных особенностей дошкольников с синдромом Дауна для осуществления индивидуально-дифференцированного похода.

Изложение основного материала. Диагностика — лишь начальный этап в деятельности учителя-дефектолога, она обязательно должна завершаться прогнозом и рекомендациями. Неотъемлемым условием, обеспечивающим возможности развития дифференциальной диагностики, является фонд накопленных педагогом знаний.

Практика работы, показывает, что психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей ребенка с синдромом Дауна, включает несколько этапов:

1. Систематизация психологических данных о состоянии ребенка на момент обследования. Сюда входит характеристика первичного дефекта, характеристика вторичных нарушений.

2. Выявление сохранных функций, асинхронии развития под влиянием первичного дефекта.

3. Особенности воспитания и окружения ребенка.

4. Анализ истории развития ребенка.

5. Выбор методов психолого-педагогической коррекции.

Решать данные вопросы в отношении ребенка с хромосомными заболеваниями необходимо лишь совместно с медицинскими работниками, так как выбор методов коррекции, профилактики вторичных дизонтогенетических расстройств невозможны без учета клинической картины основного заболевания, его последствий, а также характера медикаментозного лечения, получаемого ребенком.

Исходя из вышеперечисленного, в процессе своей деятельности учитель-дефектолог отрабатывает два направления диагностики:

1) определение реального уровня психического развития ребенка;

2) определение зоны ближайшего развития.

Причина, по которой необходимо определить зону ближайшего развития – это определение оптимальных сроков обучения детей, так как границы сенситивности для освоения различных видов деятельности у детей обозначенной категории всегда индивидуальны, а определение актуального или реального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития вместе составляют то, что принято называть нормативной возрастной диагностикой.

В основе построения любых диагностических методик, направленных на выявление задержки психофизического развития разной степени, лежат ориентировка на общие и специфические закономерности отклоняющегося развития, и учет закономерностей психического развития в условиях нормального онтогенеза, выраженных в качественно-количественных показателях [2].

К диагностическим задачам в работе учителя-дефектолога ДОУ относятся:

▪ выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;

▪ выявление «уровня обученности», т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;

▪ определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой;

▪ дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития.

Диагностика детей с нарушениями интеллекта сопряжена со значительными трудностями, обусловленными индивидуально-личностными характеристиками. Поэтому специалист, работающий с детьми с синдромом Дауна, особое внимание обращает на ряд моментов, таких как:

— перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, проводится беседа с его родителями. Содержание беседы, как правило, направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, так как сам ребенок зачастую при поступлении в дошкольное образовательное учреждение еще не имеет речевых навыков;

— при проведении обследования соблюдается спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка;

— перед предъявлением любого задания устанавливается: как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать;

— учитель-дефектолог обращает внимание, выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально; на степень устойчивости интереса; особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью;

— педагог не упускает из вида общую эмоциональную реакцию ребенка, реакцию похвалы или неодобрения.

В течение первого года с момента поступления ребенка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение диагностическое обследование проводится в три этапа (первичное; на начало учебного года; в конце учебного года). В последующие годы диагностика проходит два этапа (на начало учебного года, в конце учебного года), если нет оснований для другой периодичности.

Первый этап (обследование проводится в течение 2-х недель с момента поступления ребенка в ДОУ).

Цель обследования на данном этапе — определить исходный уровень обученности. Результаты обобщаются и заносятся в «Диагностическую карту первичного обследования».

Второй этап (по истечению 2-3 месяцев пребывания ребенка в ДОУ).

Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей психического развития каждого ребенка. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее, а также сведения об адаптации. В индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения вносятся цели и задачи, пути, методы, содержания коррекционной работы. Результаты обобщаются и заносятся в «Диагностическую карту» (на 1-4 годы обучения).

Третий этап (две последние недели мая).

Цель – определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка на следующий этап обучения по реализуемой программе.

Методологическими приемами, используемыми в диагностике, выступают: анализ (дает возможность установить причинность отклонений в развитии); прогнозирование (отслеживание способности переносить полученные знания в другие ситуации); оценка; контроль.

Педагогическая диагностика по своим целям, задачам и области применения весьма самостоятельна, но свои методы и диагностические методики заимствовала из практической психологии: наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент и другие.

При изучении физического развития индивидуальных особенностей ребенка с синдромом Дауна учитываются следующие показатели:

— динамика физического развития (анамнез);

— состояние слуха, зрения;

— особенности развития двигательной сферы (походка, жестикуляция, удержание равновесия, темп движений), общей и мелкой моторики;

Исследуя особенности и уровень развития познавательной сферы необходимо отметить:

— особенности восприятия величины, формы, цвета, пространственного расположения, времени;

— особенности памяти, преобладание типа памяти;

— особенности внимания (объем, устойчивость, произвольность);

— особенности мышления (уровень владения операциями анализа, синтеза, сравнения и т.д.)

— особенности речи (дефекты произношения, объем словарного запаса, — сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи)

В изучении отношения ребенка с синдромом Дауна к образовательной деятельности и степень его мотивации следует выяснить:

— особенности отношений «воспитатель — воспитанник», «воспитанник – педагог» (реакция на замечания, осознание неуспеха, отношение к неудачам, отношение к похвале);

— способность контролировать собственную деятельность по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму, особенности самоконтроля;

— умение планировать свою деятельность.

Анализируя эмоционально-личностную сферу «особого» ребенка нужно остановиться на:

— его способности к волевому усилию;

— наличие аффективных вспышек, фобических реакций;

— отношение к себе, особенности самооценки;

— отношения с окружающими и т.д.

Также, необходимо изучить особенности усвоения знаний, умений, навыков , предусмотренных программой.

Для обследования дошкольников с синдромом Дауна учителя-дефектологи используют различные методики, которые могут быть использованы в зависимости от целей исследования и индивидуальных особенностей ребенка. В Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционно–развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой представлен перечень методик для обследования ребенка с нарушением интеллекта 3-4 лет . В соответствии с рекомендациями указанной программы нами были собраны оборудование и материалы, а также составлена карта первичного педагогического обследования ребёнка с синдромом Дауна и диагностические карты на ребенка-дошкольника первого-второго и третьего-четвертого года обучения .

Используемые нами методики помогают выявить индивидуальные особенности детей указанной категории, определить характер и степень отставания по основным линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, установить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, а также составить индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения и перспективные планы, соответствующие особым образовательным потребностям детей. Сравнительный анализ результатов на начало и на конец учебного года позволяет установить степень обучаемости, «обученности» и готовности к дальнейшему обучению каждого конкретного ребенка.

Выводы. Таким образом, проанализировав деятельность учителя-дефектолога ДОУ в диагностическом направлении его работы, мы подтверждаем, что основой индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми с синдромом Дауна является тщательное и поэтапное изучение их индивидуальных особенностей.

Перспективы исследования. В педагогической практике в рамках инновационной деятельности рождаются формы индивидуальной работы, нацеленные на то, чтобы каждый ребенок в процессе обучения получил тот вид и объем педагогической помощи, в которых он нуждается. Дальнейшее исследование нацелено на поиск оптимальных форм индивидуальной работы с «солнечными» детьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003.

2. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Академия, 2000.

nsportal.ru

аИндивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)

Аннотация: представлена индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна).

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)

1. Пояснительная записка:

1.1. Общие сведения о ребенке:

Фамилия, имя: А.
Дата рождения: на момент поступления в группу 3г.10м.
Дата поступления в группу: сентябрь 2015
Срок реализации программы: 1 год

Рекомендации ПМПК: обучение во второй младшей группе

1.2. Краткая психолого – педагогическая характеристика на ребенка:

(составляется после проведенного психолого – педагогического обследования, а также наблюдений за ребенком, позволивших выявить актуальный уровень основных линий развития и его потенциальные возможности)

Диагностика была проведена на основе «Формализованной карты исследования психоневрологических функции у детей первых 7 лет жизни» из пособия: Скворцов И.А. «Исследование профиля развития психоневрологических функций у детей до 7 лет и психологическая коррекция нарушений» — М, 2002 г.

Карта универсальная и может быть использована у детей любого возраста от 0 до 7 лет, при любом типе и любой степени выраженности задержки.

— Понимает команды без жестового подкрепления (8,5 мес.)

— По просьбе находит знакомые предметы (9 мес.)

— Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках (10 мес.)

— По указанию взрослых выполняет действия с игрушками: «Покачай лялю» (10,5 мес.)

— узнает значение некоторых слов, коротких фраз (1 г.)

— различает несколько предметов по названиям (ляля, мячик) (1 г.)

— машет рукой на прощание (11 мес.)

— Проявляет сопереживание, утешение (1г. 2мес.)

— Имитирует действия взрослого с некоторыми бытовыми предметами (1г. 8 мес.)

Параметры обследования взяты на уровень первой младшей группы по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г. [9]

Характеристика ребенка по итогам обследования:

Особенности деятельности: в предметной деятельности характерны неспецифические манипулятивные действия с предметами (стучит предметами, кидает, тянет в рот)

Особенности познавательной сферы: зрительный контакт устанавливает, эмоциональный фон положительный, подражательная деятельность недостаточна. Девочка различает отдельные бытовые и часто используемые предметы, некоторые игрушки. Не всегда понимает обращенную к ней речь.

Особенности внимания: неустойчивость активного внимания, короткий период концентрации внимания.

Особенности памяти: обследование затруднено из-за непонимания ребенком инструкции и отсутствия речи.

Особенности мышления: Наглядно-действенное мышление на низком уровне (коробку форм складывает, применяя силовой метод, пирамидку самостоятельно не собирает, действует хаотично). В схеме собственно тела ориентируется (показывает глазки, нос, ротик, руки)

Обучаемость: отмечается низкая степень организации ребенка во время игр и занятий.

Эмоционально-волевая сфера: отмечается повышенная двигательная активность, поведение полевое, хаотичное.
Настроение чаще позитивное, сопровождается улыбкой. Проявляет активный интерес к игровому материалу, но быстро пресыщается. После недлительного взаимодействия с игровым материалом начинает его раскидывать и теряет к нему интерес. В результате собственной деятельности не заинтересована.

Развитие речи: лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) («ма» «ба»), чаще использует невербальные средства общения. Фразовая речь отсутствует, речь как средство общения не использует. Пассивный словарный запас ограничен. Артикуляционная моторика нарушена, отмечается готическое нёбо, рот приоткрыт, кончик языка вытащен.

1.3. Организация условий воспитания и обучения ребенка в детском саду

(отмечаются требования к организации режима дня, медицинские рекомендации, расписание занятий (формы работы с ребенком), подбор специального оборудования, дидактического материала, возможность участия ребенка в общих мероприятиях, выбор адаптированных коррекционных программ, взятых за основу для разработки содержания коррекционной работы, обоснование данного выбора)

  • Ребенок посещает разновозрастную группу для детей с ОВЗ (с ЗПР) в сопровождении.
  • Для ребенка организован режим дня по второй младшей группе (программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г.);
  • Ребенок присутствует на всей НОД (согласно сетке занятий с учетом времени), включая музыкальное, физкультурное, выполняя по возможности доступное, во всех режимных моментах.
  • С ребенком проводятся индивидуальные занятия (согласно сетке): с дефектологом (4 раза в неделю)
  • Диагностика: проводится 2 раза в год — сентябрь, май.
  • Для проведения индивидуальных игр-занятий необходимо создать следующие условия: предлагать соответствующее возрасту и возможностям ребенка общение со взрослым и детьми; участие близких родственников в проведении игр, режимных моментов; подбирать предметы и игрушки с учетом интереса, возраста и возможностей ребенка.
    Формы проведения организованной образовательной деятельности:

    1. Включение ребенка в НОД в условиях подгруппы детей (4 – 5 детей)
    2. Индивидуальные занятия
    3. Общение с ребенком во время самостоятельной деятельности и во время проведения режимных моментов
    4. Построение НОД (непосредственная образовательная деятельность) в условиях индивидуального взаимодействия «взрослый – ребенок» (за основу взяты рекомендации из практического пособия для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Л. В Пронина «коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым», М.- ПАРАДИГМА, 2013г. – 112с.) [2]

      I. Введение ребенка в игровую ситуацию. Использование сюрпризных моментов («чудесный мешочек», кукла в яркой коробке» и др.), заводные, музыкальные игрушки.

      II. Проведение игры. Используются игры, способствующие развитию ребенка по нескольким направлениям:

      — социальное (формирование взаимодействия ребенка и взрослого, представление у ребенка своего «Я», представления о других, об окружающем предметном мире, формирование культурно-гигиенических навыков).
      — физическое (развитие и коррекция общих движений, мелкой моторики, формирование зрительно-моторной координации)
      — познавательное (активизация и совершенствование ориентировочной деятельности, развитие восприятия, ознакомление ребенка с окружающей действительностью)
      — развитие предметных и предметно-игровых действий, развитие продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование)

      III. Подведение итога НОД. Важно похвалить ребенка, помочь убрать игрушки на свои места.

      2. Содержание коррекционно-воспитательной работы с ребенком.

      Коррекционно-воспитательная работа реализуется по следующим направлениям.

      2.1. Направление I. Социальное развитие

      Задачи этого раздела направлены на формирование у ребенка социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять действия связанные с навыками самообслуживания; во время еды пользоваться ложкой, салфеткой; во время игр слушать взрослого, не хватать игрушки или пособия.

      Основное содержание работы:

    5. Установление эмоционального контакта с ребенком через эмоционально-голосовые, тактильные и ситуативно-деловые средства общения, привлекать его внимание к звучащим игрушкам и действиям с ними.
    6. Привлекать внимание ребенка к игрушке или предмету, способу действия с ним.
    7. Привлекать внимание ребенка к своему отражению в зеркале, к своему отображению на фотографиях (это кто?)
    8. Продолжать формировать навык показывать разные части своего тела, лица на себе, на кукле.
    9. Учить подчиняться правилам поведения во время занятий через понимание слов: «можно», «да», «нельзя», «нет», «хорошо», «плохо».
    10. Приучать к режиму педагогических занятий со взрослым. Подчиняться требованиям взрослого во время игр, а именно простой инструкции.

    7. Вызывать интерес к навыкам самообслуживания: привлекать внимание ребенка к воде, навыку мытья рук.
    8. Помогать пользоваться ложкой, пить из чашки (побуждать к самостоятельному воспроизведению действий)
    9. Формировать умение снимать с себя некоторые предметы одежды (шапку, шарфик, рукавицы)
    10. Формировать навык опрятности (путем периодичного высаживания ребенка на горшок)

    2.2. Направление 2. Физическое развитие

  • Побуждать ребенка к совместному выполнению динамических упражнений (идти или бежать на зов взрослом или в сторону игрушки, действовать с игрушкой совместно со взрослым)
  • Учить удерживать в руках мяч, бросать его в цель, катать в сторону, перекатывать мяч ребенок-взрослый, собирать мячики/кубики.
  • Учить выполнять совместными действиями разные движения, постепенно формируя подражательные навыки: хлопать в свои ладоши, хлопать в ладони взрослого, топать ножками, прыгать на двух ногах с поддержкой и без поддержки взрослого, перешагивать через препятствия (веревочку, ленту, мячик)
  • Совершенствовать умение передвигаться по лестнице (вверх/вниз)
  • 2.3. Направление 3. Познавательное развитие

    Основное содержание работы

    1. Развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай киску», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками — выбор из двух предметов);
    2. Учить обращать внимание ребенка на форму предметов (шарики — кубики), величину предметов (большой/маленький), привлекать внимание к обобщению выделенного свойства взрослым: «такой — не такой»
    3. Соотнесение формы предметов (шарики — кубики, крыши — кирпичики) с помощью проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные: предметы одного цвета, величины, но разной формы.
    4. Формировать умение соотносить плоскостную и объемные формы в практическом действии с предметами (коробка форм). Учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке;
    5. Формировать умение учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине (большой кукле — большая кровать, маленькой кукле -маленькая кровать)
    6. Вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке — матрешке (2-3-элементной), учить действовать с ней.
    7. Развивать способность к целостному восприятию объектов (работа с разрезными картинками без фона из двух частей, с парными картинками);
    8. Формировать умение воспринимать предметы, дифференцируя их по количеству: один-много;
    9. Совершенствовать ориентировку в собственном теле, а также частях тела другого человека, куклы, игрушечных животных («Покажи, где у зайки ушки, лапки, хвостик») и их изображениях.
    10. Учить распознавать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность (способом примеривания, наложения). Выделять цвета методом сличения «такой — не такой». Выполнение инструкции типа: «Дай такую же ленточку», ориентируясь на цвет предметов. Взрослый учит ребенка приемам практического примеривания (прикладывания), комментирует и обобщает его действия: «Правильно, у меня красная ленточка и у тебя, смотри: они одинаковые, красные». (На данном этапе от ребенка не требуется названия цвета и нахождения предмета по указанию признака цвета. Используются дидактические игры типа: «Спрячь мышку», «Подбери платье для куклы», «Закрой кастрюльку»):

    2.4. Направление 4. Речевое развитие

    1. Формирование интереса к речевым и неречевым звукам (звучащим игрушкам, погремушкам, музыкальным инструментам).
    2. Развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков). Учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу чу»-что это едет?», «Би-би» — а это что?», «Кто тебя зовет — «мяу»?»
    3. Узнавать и различать гласные звуки «А», «О», «И»: «Мама поет песенку, качает дочку: «А-а-а», «Кто поет, покажи картинку?», «Кукла плачет: «О-о-о», пароход гудит: «У-у-у», мьппка пищит: «И-и-и»; •
    4. В экспрессивной речи формировать простейшую лексику на материале звукоподражаний. Ребенок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а» — поет мама»; «Уа-уа» — плачет малыш» и т. п.;
    5. Побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.;
    6. Учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот —. зевнуть, вытянуть губы, подуть, показать язычок — «а-а-а» — не болит ли горлышко;
    7. Побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;
    8. Расширять объем пассивного словаря с названиями предметов окружающего быта.
    9. Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некоторые действия предметы, картинки («Покажи, где Катя стирает», «Покажи, где Катя лепит пирожки» и др.)

    2.5. Направление 5. Художественно – эстетическое развитие

    1. Формировать умение совместно со взрослым действовать с предметами в соответствии с их функциональным назначением; учить выполнять предметно-игровое действие по подражанию действиям взрослого (игры: «Покатай матрешек», «Покорми куклу», «Построй забор», «сделаем мебель для матрешки» и др.)
    2. Формировать интерес к рисованию («Рисуем дождик», «Рисуем солнышко для цыпленка», «Лепим курочке зернышки»)
    3. Побуждать ребенка к совместным действиям и действиям по подражанию взрослому: в процессе изображения прямых и круговых линий; в процессе лепки — мять и катать пластилин; в процессе конструирования — ставить друг на друга элементы конструкции.

    3. Работа с родителями

    (Примерный план мероприятий (формы, методы и приемы взаимодействия с родителями), а также основные рекомендации для родителей).

  • Знакомство: Знакомство с родителями, педагогами, специалистами детского сада.
  • Обсуждение вопросов: организация режима дня в ДОУ и дома; регулярности, длительности проведения занятий, значение домашних занятий с ребенком (необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прошлый опыт в новые ситуации).

    • Ежедневные консультации родителями.
    • Предоставляется информация о том, что происходило во время занятий с девочкой, какая цель упражнений; предлагаются задания для занятий дома, отмечаются успехи ребенка, познавательная и речевая активность, проявление инициативы, самостоятельности, знаний и умений, приобретенных на занятиях.

    • Совместные индивидуальные игры-занятия.
    • 4. Результаты Коррекционно – развивающей работы:

      (по каждой области можно отметить чему научится ребенок концу года)

      Социальное развитие: ребенок вступает в контакт со взрослыми, в условиях индивидуального взаимодействия манипулирует игрушками, положительно откликается на тактильные ощущения исходящие от взрослого, понимает и выполняет простые инструкции: «Принеси», «Подними игрушку», «Дай мне мяч», «Покачай лялю». Узнает себя в зеркале, показывает основные части тела и лица.

      Физическое развитие: выполняет действия по подражанию взрослого (хлопает в ладоши, топает ногами, имитирует некоторые действия по подражанию: «мишка топает», «сорока-ворона кашу варила» и др.) удерживает в руках мяч, кидает его.

      Познавательное развитие: ребенок манипулирует игрушками, как и любыми другими предметами – встречаются специфические манипуляции, которые направлены на выявление свойств предмета (например: двигает машину вперед и назад, катит мячик) и неспецифические манипуляции (например: стучит игрушками, разбрасывает и др.); нанизывает кольца на стержень пирамидки без соотнесения по величине; выполняет игры по типу вкладыши методом проб и ошибок; знает и показывает части тела на кукле; сличат цвета (красный – желтый); геометрические формы (кубик – мячик); различает предметы контрастных размеров (большой – маленький); показывает на картинках некоторые игрушки и животных, соотносит предметы с изображением хорошо знакомых объектов;

      Речевое развитие: накоплен пассивный словарь существительных и некоторых глаголов; активные вокализации разного характера («Ааа», «Ба», «Па», «Ма», «Ам»)

      Художественно-эстетическое развитие: удерживает в руке карандаш, выполняет «тыкающие» движения и пытается проводить линии; включается в процесс совместного конструирования простых построек из кубиков (например: башня).

      5. Программно – методическое обеспечение:

      1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
      2. Браткова М. В., Закрепила А. В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста со взрослым. Практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. М. 2013 г., — 112с.
      3. Есипова Т. П. Комплексное развитие детей с Синдромом Дауна раннего возраста. Рекомендации для родителей. — Новосибирск.
      4. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна.-М. 20Юг.-136с.
      5. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с Синдромом Даун (Организация, содержание и методика работы адаптационных групп) М. — 2002,197 с.
      6. Закревская О. В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактики отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О.В. Закревская. — М.: Издательство ГНОМ, 2014.-88 с.
      7. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис. 2002. — 128 с.
      8. Кобякова Е. А. Индивидуальная образовательная программа, адаптация и модификация развивающей среды как основные составляющие процесса включения ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение. Информационно-методическое пособие: Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Пособие подготовлено по итогам проекта «Ресурсный центр — шаг в инклюзивное образование» в рамках Программы «Мир открыт для всех», реализуемой CAF Россия совместно и при финансовой поддержке Благотворительного фонда «Агат» г. Новосибирск — 2010 г.
      9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы М:Мозаика — Синтез 2010.

      logoportal.ru