Диатез стресс теория

Глава 9. Шизотипический диатез

Концепции этиопатогенеза шизофрении, иначе говоря гипотезы и теории причинности данного процесса, до сих пор вращались в круге т.н. “моделей высокого уровня”. К ним традиционно относятся следующие:

1) Генетическая модель, т.е. доказанное наличие наследственно детерминированного биологического субстрата заболевания.

2) Психодинамическая модель, т.е. опять же доказанные психосоциальные детерминанты болезни.

Обоснованность приведенных “доказательств” видна из краткого перечня ведущих подходов и взглядов, изложенного выше. Легко также оценить значимость других моделей – “не самого высокого уровня”.

По-видимому, к ним следует отнести третью модель, которая, якобы, преодолевает антагонизм первых двух. Она называется “концепция диатезстрессуязвимости” при шизофрении. В последние годы настоящая гипотетически-теоретическая модель делается все более популярной.

Данная, достаточно общая теория, применима для многих хронических неинфекционных и мультифакториальных заболеваний (МФЗ).

Основные характеристики МФЗ следующие:

1) Полигенный механизм наследственной передачи.

2) Эмпирически определяемое нозологическое единство.

3) Неспецифичность этиологических факторов, или их, собственно, мультифакториальность (полиэтиологичность).

4) Объективно выявляемые селективные преимущества, с чем связано количественное сохранение генотипа болезни на уровне популяции.

Все четыре характеристики, включая последнюю, вполне применимы к шизофренной болезни, за исключением понятия “генотип болезни”, в которое здесь (при шизофрении) вкладываются конституциональные, а не процессуальные характеристики. Они отражают всего лишь патогенетический потенциал заболевания, возможность реализации которого не носит случайный характер, т.к. она не выходит за рамки популяционной целесообразности.

В диатез – (стресс) модели сочетаются два момента. Во-первых, это генетическая уязвимость в качестве предрасположенности к процессу. Во-вторых, “шизофренический диатез” в виде особой чувствительности ко многим стимулам с шизогенной тропностью.

Данный диатез включает мягкую когнитивную недостаточность, социальные страх и отгороженность, гипогедонию, нерезкую амбивалентность, пассивность, чудаковатость, инфантилизм, недостаточность эмоциональной и “энергетической” сфер (С.Ю.Циркин).

Другое название диатеза – “шизотипический”.

(Подробное изложение материалов по шизотипическому диатезу было помещено в двух сообщениях в “Российском психиатрическом журнале” в № 3 и 4 за 1998 год в статьях М.Е.Гончарова “Эволюционная биология шизофрении. Подходы к проблеме”).

Шизотипический диатез отграничивается от клинических проявлений или собственно процесса, т.к. не имеет специфической динамики продуктивных симптомов. Различные проявления диатеза измеряются по критерию “адаптации”, точнее по оси “дезадаптация – сверхадаптация”. Приводится известный постулат, что популяция выступает в качестве эволюционирующей единицы вида. Факторами, определяющими ее динамику и генетическую структуру, являются мутационный процесс и отбор. Первый в отношении эволюции полигенных систем малозначим. Отбор же обусловливает селекцию и сохранение адаптивно выгодных признаков.

Шизотипический диатез рассматривается как целостное явление, которое можно расценить как составную часть мобилизационного резерва наследственной изменчивости. В целях поддержания популяционного гомеостаза генофонд сохраняет количественное многообразие свойств как сверхадаптивных, так и родственных им – дезадаптивных.

Понятие “адаптация” используется также в известном значении движущего фактора эволюции вида. Приспособительная ценность каждого из членов популяции определяется такими показателями, как выживаемость и воспроизводительная способность. Выживаемость характеризуется быстротой развития организма, устойчивостью к различным внешним неблагоприятным факторам, пищевой и общей жизненной активностью. Воспроизводительная способность зависит от скорости полового созревания, активности и конкурентоспособности полового поведения, а также видовой адаптации, связанной с заботой о потомстве.

Адаптивные и селективные качества на уровне социума выходят за рамки физиологических процессов. Развитие человеческой популяции наряду с физическими преимуществами предполагает отбор по преимуществам психическим. Любые социальные сферы – политика, предпринимательство, наука, искусство, религия, даже криминальная – могут конкурентно существовать только за счет выдающихся личностных характеристик, в т.ч. таких качеств, как гипертимность и гиперстеничность, необычность мышления с особым мировоззрением, своеобразие влечений с определенным жизненным укладом, склонность к сверхценным идеям и образованиям, альтруизм, эгоизм и т.п.

Подобные природные задатки создают социально активные или “сверхадаптивные” личности. Совокупная деятельность последних развивает социум и тем самым определяет эволюционный прогресс популяции.

В качестве антипода сверхадаптивным конституционным аномалиям приводятся черты шизофренического дефекта – нарушение витальности, общей жизненной активности, изменение влечений, стереотипизация жизненного уклада, импульсивность, аутизм, неадекватность эмоций и моторики и т.п. Т.е. шизофрения как болезнь рассматривается в качестве генетического груза, “платы”, которая количественно соответствует числу приспособленных или сверхадаптивных членов популяции.

Механизм того, как именно популяция расплачивается за выдвижение из себя сверхадаптивных личностей – носителей социального прогресса (регресса?) – не вполне ясен. Постулируется лишь преобладание предиспонирующих условий над провоцирующими в возникновении болезненного процесса. Т.е. баланс влияния генетических и средовых факторов однозначно склоняется в пользу первых.

Идея, разумеется, не новб. В свое время Эрнстом Кречмером была блестяще доказана ведущая роль конституциональной предрасположенности в каузальности шизофренического заболевания. Именно благодаря Э.Кречмеру, традиционная дихотомия “мозг – душа” уступила место дихотомии “тело – душа”. В частности, Кречмер противопоставил “пикническую” конституцию (от греч. пикнос – сильный) из циклотимического ряда, т.н. “лептосомной” (от греч. лептос – тонкий и сома – тело) из шизотимического ряда.

Никакие внешние факторы не имеют определяющего влияния на нозологический тип, вид исхода процесса и темп прогредиентности. “Роза экзогений” в каждом конкретном случае способна воздействовать лишь на отдельные продуктивные проявления эндогенного заболевания. Даже патоморфоз болезни в целом и патопластика расстройств более фундаментально обосновываются генетическими законами.

Антропометрический соматотип, выступая в качестве носителя суммарного патогенеза болезни, в случае шизофренического процесса определяет и тип его течения. Так, непрерывнотекущий эндогенный процесс чаще бывает у больных с астенической конституцией. Рекуррентный тип болезни коррелирует с пикническим телосложением. Приступообразно-прогредиентная шизофрения ассоциирована с нормостеническим морфофенотипом (А.П.Корнетов).

Ну, а что же является толчком, “этиологическим”, так сказать, моментом? По-видимому, роль триггера (спускового крючка) играют всевозможные неспецифические стрессы.

Не менее важны статистические “находки” автора статей о концепции шизотипического диатеза (М.Е.Гончарова). В частности, известная усредненная цифра количества больных шизофренией – примерно 1% популяции – увеличивается за счет “явных клинически больных”, но социально адаптированных, т.е. не попадающих в поле зрения психиатров, еще на 1,5 %. Теперь в сумме она составляет 2,5 % населения. Что до всех обладателей шизотипического диатеза или всех носителей генетической отягощенности шизофренией, то их число приближается, ни много ни мало, к 40 % всего населения!

Вывод, к которому приходит автор исследования, просто пугает: “норма” остается понятием скорее социальным, даже этическим, отражая усредненный идеал, но не феноменологическим и уж вовсе не “эволюционно-биологическим”.

Здесь же следует высокопарно-менторское замечание: “К сожалению, любая постановка вопроса о распространенности психических аномалий отличалась до сих пор социальной стыдливостью”. И далее утверждается, что “популяционно-генетический расчет может убедить, что впредь обходить эту проблему нецелесообразно”.

Итак, диатез – стрессовая модель шизофрении дает, без иронии, почти фундаментальное толкование причинности заболевания. По сути, оно сведено к наличию самодостаточной для возникновения болезни популяционно запрограммированной конституции – шизотипического диатеза.

Некоторая упрощенность сквозит лишь в объяснении причин запуска механизма болезни – был бы “диатез”, а “стресс” найдется всегда…

Другая, более важная сторона вопроса, – оценка понятия “психическая норма”, которая, вопреки утверждениям автора, далеко выходит за рамки представлений об “этике”.

Видимо, здесь будет уместным вспомнить одно нелицеприятное высказывание, сделанное проф. П.П.Волковым из Минска, хотя и по другому поводу, – о “профессиональном кретинизме” некоторых психопатологов.

Несложно догадаться, чтό может повлечь за собой возобладание критериев диагностики шизофренической болезни, исходя из доминирования в клинической картине симптомов шизотипического диатеза. Приснопамятная “паншизофрения” школы А.В.Снежневского в ее общественном преломлении в форме борьбы с инакомыслием, диссидентством и другими “психопатологически обусловленными” эксцессами, покажется детской шалостью по сравнению с открывающимися возможностями “диагностики” расстройств круга шизофренных. И никакие разграничения на “процесс” и “конституцию” не помогут. Как бы ни было лестно для психиатрического самолюбия взирать на многие социальные явления сквозь призму шизотипического диатеза, объявлять 40 % популяции генетическими носителями психической патологии совершенно недопустимо! Эмпирическая норма, какой бы сомнительной она не представлялась “пытливым” исследователям, куда как дороже любой “статистически подтвержденной” патологии.

Приходится лишь сожалеть о том, что богатый фактический материал был настолько неверно истолкован, и что кое-кому из особо ретивых психиатров дан еще один повод к размыванию границ психической “нормы” в сторону “патологии”. Думаю, что могу предложить иное, более приемлемое резюме из анализа данных по шизотипическому диатезу.

Прямым следствием констатации высокой распространенности шизотипической аномалии должен быть вывод об эндогенной психической патологии как о принципиальном продолжении психической нормы и об идентичности генетических и других биологических основ в обоих случаях. Сама аномалия есть лишь внешняя канва становления и развития человеческого сознания в качестве коллективного продукта популяций. Она характеризует процесс совершенствования ментально-когнитивных возможностей человека в значении эволюции его индивидуальных психических свойств.

www.medlinks.ru

Теория стресс-диатеза

Теория стресс-диатеза. Развитие заболевания зависит от предрасположен-ности организма («диатеза»), которая проявляется заболеванием под воздействием внешних стрессовых факторов. Шизофрения. Врожденная предрасположенность. Шизотипия. Отсутствие заболевания. Стрессовое воздействие.

Слайд 9 из презентации «Психические расстройства» к урокам медицины на тему «Психические расстройства»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке медицины, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Психические расстройства.ppt» можно в zip-архиве размером 1294 КБ.

Психические расстройства

«Ранний детский аутизм» — Дети III группы с аутистическим замещением окружающего. Аутизм. Аутичный ребенок в специальной группе. Существенные различия. Особенности познавательной сферы. Эмоционально-личностная сфера. Внимание. Группы страхов. Теории происхождения аутизма. Клинико-психологическая классификация. Дети IV группы со сверхтормозимостью.

«Нейропсихологический синдром» — Нейропсихологический синдром. Синдромы поражения коры теменной области мозга. Нейропсихологические синдромы. Синдромы поражения зоны ТРО. Синдромы поражения конвекситальной коры височной области мозга. Синдромы поражения корковых отделов больших полушарий. Подкорковые нейропсихологические синдромы. Синдромы поражения коры медиобазальных отделов.

«Невроз» — Умеренная физическая нагрузка. Лечебная физкультура при неврастении. Упражнения с ускорением темпа. Виды невроза. Явления астении. Истерия. Стадия неврастении. Основой патофизиологических изменений при неврозах являются нарушения. Неврастения. Гипостения. Психастения. Невроз. Лечебная физкультура при истерии и психастении.

«Детский аутизм» — Причины РДА. Синдром Аспергера. Описание заболевания. Синдром Ретта. Первая форма РДА. Ограниченное развитие. Клинические симптомы РДА. Детский аутизм. Классификация общих расстройств психологического развития. Третья форма РДА. Синдром раннего детского аутизма. Основные группы РДА. Вторая форма РДА.

«Классификация умственной отсталости» — Гипертиреоз. Больные с рождения отстают в росте. Микроцефалия. Синдром гипотиреоза. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией. Синдром Шерешевского—Тернера. Синдром марфана. Умственная отсталость. Синдром патау. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией.

«Психические расстройства» — Маниакально-депрессивный психоз. Психоз. Эндогенные психические расстройства. Спектр аффективных расстройств. Генетические предпосылки развития МДП. Снижение глутаматергической активности. Мезокортикальная область. История развития учения о МДП. Заболевание. Теория стресс-диатеза. Типы течения МДП. Нейробиохимические изменения.

Всего в теме «Психические расстройства» 8 презентаций

900igr.net

Диатез-стресс модель при расстройствах шизофренического спектра: факторы индивидуальной уязвимости и факторы семейного неблагополучия.

Шизофрения – это хроническое психическое эндогенное прогредиентное заболевание, возникающее, как правило, в молодом возрасте. Болезнь часто протекает в виде длительных приступов, приводит к дефекту с более или менее выраженными изменениями личности и мышления больного.

· Когнитивные нарушения / эмоционально-личностные нарушения.

I. Биологические теории (они же факторы) возникновения шизофрении:

Ø Биохимические теории. Дофаминовая теория. Существует связь между особенностями обмена дофамина на мозговом уровне и патологии поведения, характерной для шизофрении; при шизофрении повышается активность дофаминовой системы, усиливается дофаминовая нейротрансмиссия и повышается чувствительность дофаминовых рецепторов. Рецепторно-нейрохимические теории. Включают серотониновую гипотезу (недостаточность серотониновой нейротрансмиссии), норадренергическую гипотезу (дегенерация норадренергических нейронов).

Ø Аутоинтоксикационная теория. У больных шизофренией обнаружены особые белковые токсические субстанции, которые подавляют нейрональную активность клеток мозговой ткани и нарушают интегративные формы поведения различных животных и человека.

Ø Наследственная. Считается, что шизофрения передается по наследству от больных родителей. Если больны оба родителя, вероятность заболеть у ребенка – 68.1%, если один из родителей – 16.4 %.

Ø Гипотеза нарушения развития мозга. Мозговая патология выражается не в грубых морфологических изменениях, а в незрелости определенных клеточных систем.

II. Психологические факторы (теории):

1) Психоанализ. Указывается, что причиной расстройств шизофренического спектра является фисация на самых ранних стадиях развития (например, в теории Кляйн – шизо-параноидная позиция). Конкретные точки зрения:

§ Фрейд: шизофрения – это регресс до стадии первичного нарциссизма, это полное дезинтеграция Эго.

§ Малер: нет отделения от матери в процессе развития, во взрослом состоянии человек постоянно чувствует небезопасность.

§ Федерн: на ранней стадии развития больной не смог достигнуть дифференциации между собой и окружающей средой.

Современные психоаналитические теории указывают, что конкретные психопатологические симптомы, возникающие при шизофрении, имеют символическое и компенсаторно-защитное значение. Примеры:

ü Галлюцинации: заменяют для больного способность справиться с объективной реальностью и выражают его внутренние желания и страхи.

ü Бред: является регрессивной, реститутивной (возместительной) попыткой создать новую реальность или же выразить потаенные страхи или импульсы.

ü Кататония: избавляет больного от поиска объекта в символическом плане.

ü Аутизм: избегание потенциальных травм, возврат к первичному нарциссизму.

ü Фантазии о конце света: в восприятии больного рушиться внутренний мир.

2) Когнитивно-бихевиоральный подход.

o Поведенческий подход. Выученность! Дети усваивают иррациональные способы поведения и дисфункциональное мышление, подражая своим родителям, у которых наблюдались эмоционально-личностные проблемы. Из этого вытекают различного рода дефициты социальных навыков.

o Когнитивный подход. Собственно с теоретической точки зрения никакого подхода нет: когнитивщики в качестве факторов возникновения шизофрении видят семейные факторы и поведенческие. Суть: есть дисфункциональные схемы и автоматические мысли, присущие данным больным и с этими схемами и мыслями нужно работать методами КТ. Психотерапия проводиться после снятия острой симптоматики и включает тренинг когнитивных функций, тренинг социального поведения и т.д.

3) Экзистенциализм. Самые крайние формулировки на противоположном относительно медицинской модели конце спектра рассматривают психозы как фундаментальные проблемы жизни или различные способы бытия в мире. Можно упомянуть здесь феноменологию, экзистенциальный анализ и Dasein-анализ (Dasein — здесь в переводе с нем.: бытие: человеческое бытие Термин М Хайдеггера. — Прим ред.) Но наиболее интересной и многообещающей представляется третья категория психологических теорий психотических процессов, к которой относятся подходы, подчеркивающие их позитивное значение. Во многих необычных состояниях сознания, которые традиционно считаются психотическими и потому указывают якобы на серьезные ментальные заболевания, эти теории усматривают радикальные попытки разрешения проблем. Будучи правильно поняты и поддержаны, они могут перейти в психосоматическое излечение, личностную трансформацию и эволюцию сознания.

Семейные факторы. Большое внимание (вне зависимости от теоретической ориентации) уделяется следующим факторам:

· Шизофреногенные родители. Это идет из психоанализа. Шизофреногенная мать – это холодная, доминирующая и не заинтересованная в потребностях ребенка мать. Дюбор и Бержере:

— Гиперопекающая мать не позволяет ребенку достичь регистра желания, постоянно присутствуя и предвосхищая малейшие желания, делая их таким образом несуществующими.

— Отсутствующая мать не дает возможности ребенку связать мучительное ожидание с репрезентациями желаемого объекта.

· Деструктивное отношение со стороны родителей. Изучались семьи, где росли дети-шизофреники. Гипотезы: гневные и жестокие эмоциональные реакции, а также эмоциональные нарушения есть фактор формирования шизофрении. НО это не факт, ибо такие особенности могут формироваться у родителей как реакция на болезнь ребенка (а сама болезнь имеет иные причины). Это имеет отношение и к первому фактору.

· Плохая коммуникация. В 1959 г. Грегори Бейтсон ввел понятие «коммуникация по типу двойной связи»: в одном акте общения эмоциональные и телесные послания противоречат мыслям и идеям. Два стиля коммуникации в семье по Зингеру и Винне:

ü Аморфный: недостаток дифференциации, внимание, направленное на чувства, предметы или людей плохо организовано, оно смутно и дрейфующее.

ü Фрагментарный: дифференциация больше, но интеграции меньше, в коммуникации наблюдаются неустойчивые и разрушительные сдвиги.

III. Социокультурные факторы. Основное:

Ø Культура модифицирует шизофрению. В некоторых культурах шизофрения вообще не встречается, в других она встречается реже или чаще («шизофреногенная культура»). Вопрос о стигматизации и самостигматизации.

Ø Гипотеза «Спускания вниз». Факт: шизофренией чаще болеют лица, находящиеся на низкой социально-экономической ступени. Почему? Варианты ответов: 1) плохая среда есть стрессор, вызывающие эти расстройства; 2) на самом деле, шизофрения не зависит от социально-экономических условий, но, возникая у человека любого социально-экономического уровня, она приводит к тому, что больной скатывается на дно.

Ø Нельзя отрицать факторы индустриализации и урбанизации.

Модель «диатез-стресс». Это био-психо-социальная модель. Суть: есть диатез (биологическая предрасположенность, где в разной мере выступают такие факторы как биохимические дисбаланс, генетические аномалии, психические и иные травмы раннего детства); при влиянии на субъекта с диатезом стрессовых воздействий (хронических, таких как патогенная культура, или же острых, например, смерть близкого) возникает шизофрения.

При шизофрении наблюдаются особенности протекания психической деятельности, которые тоже объяснялись в клинической психологии. Варианты решений:

1. Мотивационная детерминация нарушений психической деятельности при шизофрении. Школа Б.В. Зейгарник.

2. Роль социума, общения и обращения к прошлому опыту. Дефицит этого всего при шизофрении был показан в многочисленных экспериментах Ю.Ф. Полякова и его школы.

3. Нейропсихологический фактор. Работы Н.К. Корсаковой и сотрудников.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 1044 . Нарушение авторских прав

studopedia.info

Диатез-стресс-буферная модель психических расстройств. Типы стрессоров. Факторы уязвимости и факторы-буферы

Основы конституционного строя— это главные принципы государства, обеспечивающие под­чинение его праву и характеризующие его как конституционное государство. Они изложены в главе 1 Конституции «Основы конституционного строя».

1. Россиядемократическое государство. Важнейшими признаками демократического госу­дарства являются:

б) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную,

в) идеологическое и политическое многообразие,

г) обеспечение прав и свобод человека и гражданина,

д) обеспечение местного самоуправления. Россиянам предоставляются все известные современной политической практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права

2. Россияправовое государство. Правовым государством признается демократическое госу­дарство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип раз­деления властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. На­званные принципы закреплены Конституцией, однако они являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, чем свершившимся фактом.

3. Россияфедеративное государство. Оно состоит из равноправных субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в
пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важ­нейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативные правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные ор­ганы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ.

4. Россиягосударство с республиканской формой правления. Это означает, что все граждане, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Россий­ской Федерации — Федерального Собрания, а также избрания главы государства — Президента Российской Федерации. Осуществление государственной власти основано на принципе разделения властей. Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Об этом говорит тот факт, что Президент России юридически обладает полномочиями главы государст­ва, а фактически — и главы исполнительной власти, а также то, что Президент избирается всенародным голосованием. Но России присущи и некоторые черты парламентской республики, например, наличие Председателя Правительства, назначение которого происходит с согласия Государственной Думы. Таким образом, Россию можно назвать президентской республикой с некоторыми чертами республики парламентской.

5. Россиясуверенное государство. Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере (в области международных отношений) и верховенство, непререкае­мость его решений в делах внутренних. Суверенитет России был закреплен в Декларации «О госу­дарственном суверенитете РСФСР», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депута­тов РСФСР. Носителем суверинитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ.

Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присво­ить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней.

6. Россиясоциальное государство. Это один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Социальная политика Россий­ской Федерации ориентирована на самые разные слои населения. Особое значение имеет государст­венная помощь малообеспеченным слоям, группам людей, которые по тем или иным причинам не могут найти себе работу либо вовсе не способны трудиться.

7. Россиясветское государство. Светский характер Российского государства подразумевает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а так­же означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.

8. Экономической основой России является частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Статья 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

9. Человек, его права и свободывысшая ценность. Это одна из фундаментальных основ конституционного строя России. Конституционным провозглашением прав и свобод человека как выс­шей ценности Российская Федерация признала требования таких общепризнанных актов междуна­родного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах и Международный пакт о гражданских и политиче­ских правах 1966 г Провозглашение прав и свобод человека и гражданина оз­начает государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры и институт Уполномоченного по правам человека.

2.Инженер, закончивший вуз в середине позапрошлого века, мог не заботиться о повыше­нии квалификации до конца своей трудовой биографии — институтского багажа было вполне достаточно. Знания выпускников начала прошлого века устаревали через 30 лет; современные инженеры должны переучиваться каждое десятилетие. О какой черте (тенденции) обществен­ного развития говорят приведенные факты? Почему современные специалисты должны так часто обновлять свои знания?

Данная ситуация говорит о результате научно-технической революции — тенденции сближения науки и производства. Сокращается время от научной идеи и научно-технических разработок к но­вым технологиям и массовому производству. Сложное производство требует новой организации коллектива и труда. Происходит слияние индустриальных технологий с информационными техноло­гиями.

Особого внимания требует проблема обеспечения надежности и безопасности техники и оборудова­ния, которое является источником повышенной опасности и создает определенный риск как для окру­жающей среды, так и для населения, проживающего рядом с производством.

В связи с этим новая техника и технологии требуют нового работника — высококвалифицирован­ного специалиста, человека, уровень образования которого должен быть выше, чем даже десять лет назад. Но поскольку техники и технологии меняются постоянно, любой работник, а тем более инже­нер, должен проходить периодическую переподготовку и повышение квалификации.

3. Вашему классу дали задание подготовить устный журнал «Экономические проблемы развития нашего региона». Предложите план подготовки журнала. Какие страницы можно включить в журнал? Где найти материал для их оформления?

Необходимо собрать группу учеников, которые будут готовить журнал. После обсуждения (так называемого «мозгового штурма»), нужно определить те ключевые проблемы, которые будут озву­чены в журнале, и закрепить за ними ответственных. Материалы для подготовки следует искать, в первую очередь, в региональных средствах массовой информации. Также можно привлечь и ресурсы сети Интернет.

Какие же проблемы могут быть представлены для обсуждения?

сокращение прироста трудовых ресурсов из-за негативной демографической ситуации;

дефицит на рынке труда квалифицированных рабочих и специалистов;

недостаточное развитие энергосберегающих технологий;

недостаточное внедрение инновационных технологий в производство;

несвоевременная замена устаревшего оборудования;

отсутствие достаточного объема инвестиций для развития производства;

загрязнение окружающей среды и т.д.

Диатез-стресс-буферная модель психических расстройств. Типы стрессоров. Факторы уязвимости и факторы-буферы.

Стресс провоцирует диатез и открывает дорогу расстройству. Диатез – предрасположенность к заболеванию. Буферная система есть у каждого человека. Это система совладания со стрессом.

Теория стресса Ганса Селье. КНе психологическую, а биологическую. И стресс понимал так: стресс (по Селье) – это неспецифическая реакция организма на различные требования среды.

И теория стресса биологического оказала очень сильное влияние на теории соматической патологии, и в том числе и психологической. Но для этого понадобилось создать новую концепцию – концепцию психологического стресса. И ее автором стал Рихард Лазарус. И здесь можно дать такое определение стресса:

Стресс – это неспецифические проявления адаптивной активности (психологической в том числе) при действии любых значимых для организма факторов (в том числе и психологических).

И вот как бы на био-психо-социальную модель в качестве другой методологической модели накладывается Диатез-стрессовая модель психической патологии.

Уже у Селье есть понятие «слабого звена». И возникла концепция, что может быть и психологический диатез, предрасполагающий причем (тут уже появилась тоже идея специфического какого-то диатеза) к тому или иному заболеванию.

И при шизофрении можно найти свой психологический диатез, и для депрессии, и для каких-то еще.

Но почему, например, у одного отличника возникнет такая реакция, а у другого – нет? У одного отличника перфектциониста есть друг, который неперфектционист и скажет ему: «да наплюй ты вообще». У другого такого друга нет. Он ни с кем не поделится своим горем и т.д. И у него может возникнуть депрессия. То есть еще кроме диатеза какие факторы? Факторы-буферы, которые, несмотря на диатезы могут смягчать действие стресса. И диатез-стрессовая модель была расширена до

-стресс-буферной модели.